Сопоставление двух экспериментальных распределений
Следует обратить внимание на то, что, в отличие от других методов, критическое значение критерия Пирсона не зависит от объема экспериментальных выборок и определяется только числом степеней свободы. В то же время, при увеличении объема выборки чаще всего растет %2шп — по этой причине при одних и тех же соотношениях частот большая выборка сможет обеспечить принятие экспериментальной гипотезы… Читать ещё >
Сопоставление двух экспериментальных распределений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При сравнении двух экспериментальных выборок их объемы, в общем случае, могут различаться — обозначим их nf и пу число градаций признака, безусловно, одинаково для обеих выборок и составляет g; тогда количество измерений в каждой выборке, попадающих в градацию номер / обозначим, соответственно, пи и п.2 (7 = l…g). Значение Х2Ш11 находится по формуле:
В ряде пособий, посвященных статистической обработке экспериментальных результатов, X1 вычисляется через частоты попадания измерений в тот или иной интервал (градацию) — такой подход точнее передает смысл критерия, однако, на наш взгляд, для практического использования приведенные выше формулы более удобны, поскольку основываются непосредственно на экспериментальных данных и не требуют промежуточных расчетов частот; при необходимости, не составляет труда перейти от пи и п.2 к соответствующим частотам:
Следует подчеркнуть то обстоятельство, что поскольку в расчетную формулу х2жп, входят квадраты разностей частот, данный критерий фиксирует только существование различий в распределениях, но не направление изменения признака. Другими словами, одинаковое различие распределений может быть получено как в случае, когда в экспериментальной группе доля хорошо успевающих студентов выросла по сравнению с контрольной, так и в случае, когда она понизилась.
Для выявления направления сдвига необходимо пользоваться иными статическими методами ({/-критерий Манна-Уитни, 5-критерий Джонкира, G-критерий знаков и др.).
Критическое значение (х*) определяется по числу степеней свободы (v) данной задачи, которое на единицу меньше числа возможных градаций признака (g):
Далее для v и р по таблице «Критических значений х2- критерия Пирсона» находится критическое значение критерия. При условии Х2ЖСЛ > Х2кр принимается экспериментальная гипотеза; при обратном соотношении — она отвергается. С ростом v возрастает и х2кр*.
Следует обратить внимание на то, что, в отличие от других методов, критическое значение критерия Пирсона не зависит от объема экспериментальных выборок и определяется только числом степеней свободы. В то же время, при увеличении объема выборки чаще всего растет %2шп — по этой причине при одних и тех же соотношениях частот большая выборка сможет обеспечить принятие экспериментальной гипотезы, а меньшая — нет.
Пример 5. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было зафиксировано отношение студентов к различным циклам дисциплин вузовского курса (табл. 28). Опрос был проведен с целью выяснения степени значимости различных дисциплин в будущей профессиональной деятельности выпускников вуза. Общее число опрошенных составило 97 человек. Можно ли утверждать, что зафиксировано достоверное различие в предпочтениях?
Если бы предпочтения отсутствовали, то в среднем каждый цикл дисциплин указали бы 25 % студентов, то есть реализовалось бы равномерное распределение испытуемых по четырем возможным градациям; результаты опроса, на первый взгляд, отличаются от равномерного распределения; проверить, достоверно ли это, можно с помощью критерия Пирсона, поскольку выполнены условия его применимости.
Н0 Отсутствует достоверное отличие распределения предпочтений циклов учебных дисциплин у студентов вуза от равномерного.
Я;: Распределение предпочтений достоверно отличается от равномерного.
Таблица 28
Оценка степени значимости различных дисциплин в будущей профессиональной деятельности (сводные по вузам, в % к числу опрошенных).
№. п/п. | Циклы дисциплин. | Значение. | |||
Важное значение. | Не очень важное. | Не имеет значе; | Затрудняюсь ответить. | ||
Общенаучные. | |||||
Общепрофессиональные. | |||||
Социально-гуманитарные. | |||||
Специальные. |
Рассмотрим вариант решения. Из данных опроса выделим число студентов, ответивших по циклам дисциплин, имеющим важное значение в профессиональной деятельности (табл. 29).
Таблица 29
Оценка студентами различных дисциплин, имеющих важное значение в профессиональной деятельности.
№ п/п. | Циклы дисциплин. | Количество студентов n(j | |
Общенаучные. | |||
Оби ten рофесс ионал ьн ые. | |||
Социально-гуманитарные. | |||
Специальные. | |||
Сумма. |
п. — количество студентов; g = 4; v= 3.
Находим суммы значений: числа испытуемых и сумма (пь)2.
Для равномерного распределения Вычисляем у2 =1,597.
Число степеней свободы в данной задаче v = 3. Для v = 3 и р ?0,05 по таблице критических значений х2 — критерия Пирсона находим Х2кр= 7,815 [48, с. 208].
Поскольку %2эксп < Х2Ч> принимается гипотеза Н()
Пример 6. Рассмотрим на основе данных примера 5 степень значимости цикла специальных дисциплин в профессиональной деятельности по данным опроса студентов (табл. 30).
Таблица 30
Оценка степени значимости специальных дисциплин в профессиональной деятельности.
№ п/п. | Значение. | К. | |
Важное значение. | |||
Не очень важноезначение. | |||
Не имеет значения. | |||
Затрудняюсь ответить. | |||
Сумма. |
п- количество студентов; g = 4; v = 3.
Находим сумму значений: числа испытуемых и сумму (n.J2.
Вычисляем у2 = 11.
Л эксп
Число степеней свободы в данной задаче v = 3. Для v= 3 и р < 0,05 по таблице критических значений х2-кРитерия Пирсона [48, с. 208] находим у2кр = 7,815.
Поскольку у2 жс> у}кр принимается гипотеза Нг