Педагогические условия управления качеством профессионального образования в вузе
Диссертация
Ведущими функциями администрации и профессорско-преподавательского состава вуза, обеспечивающими эффективное управление качеством профессионального образования в вузе являются следующие: организация контроля эффективности образовательного процесса в вузе на всех его этапах по различным параметрампедагогический анализ полученных результатовцелеполагание и планирование мероприятий по поддержанию… Читать ещё >
Содержание
- щ, Стр
- ГЛАВА 1. Содержание процесса управления качеством профессионального образования в вузе
- 1. 1. Специфика управления качеством профессионального образования в вузе
- 1. 2. Функции администрации и профессорско-преподавательского состава по управлению качеством профессионального образования в вузе
- 1. 3. Профессиональная компетентность педагога — основа эффективного управления качеством профессионального образования в вузе
- ГЛАВА 2. Педагогические условия управления качеством профессионального образования в вузе (на примере Анапского филиала Московского государственного социального университета)
- 2. 1. Разработка методики мониторинга качества профессионального образования как необходимого условия управления качест вом образования в вузе
- 2. 2. Критерии качества профессионального образования в вузе
- 2. 3. Пути повышения эффективности управления качеством профессионального образования в вузе
Список литературы
- Андреев В.И. Система оценки качества знаний в системе высшего образования. М.: Наука, 1997. — 124 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-519 с.
- Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высш. шк., 1976. — 200 с.
- Аттестация преподавателя и мастера производственного обучения: Методическое пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. СПб., 1992. — 54 с.
- Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Изд-во полит, лит., 1981. 1 80 с.
- Ахлибинский Б. В., Храленко Н. И. Теория качества в науке и практике: методологический анализ. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.-200 с.
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. -192 с. 11 .Батышев С. Я. О всеобщем профессиональном образовании // Сов. педагогика. -1991. № 6. — С. 66−70.
- И.Батышев С. Я. Профессия на всю жизнь?: К вопросу перестройки системы профтехобразования//Нар. образование. — 1990.-№ 1.-С. 33−40.
- Батышев С. Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации. М.: Педагогика, 1994. — 184 с.
- А.Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург: ПО «Север», 1994. -152 с.
- Белкин А. С., Вербицкая Н. О. «Витагенное» образование как научно-педагогическая категория //Образование и наука: Изв. УрО РАО. 2001. -№ 3(9).-С. 18−28.
- Беляева А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб., 1997. — 227 с.
- Бердникова 3. А. Педагогические условия подготовки будущих руководителей профессиональных училищ к управлению качеством начального профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 27 с.
- ХЪ.Берулава М. Н. Гуманизация образования. Проблемы и перспективы / Междунар. акад. гуманизации образования. Бийск: Науч.-издат. центр БИГПИ, 1995.-31 с.
- Беспалъко В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304 с.
- Битинас Б. П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс: Изд-во НИИ. Школ М-ва образования, 1971. — 347 с. 21 .Блинов В. М. Гуманистическая концепция профессионально-педагогической подготовки учителя в ФРГ. М., 1973, — 193 с.
- Богачек И.А. Философия управления: Очерки профессионального управленца. СПб., 1999.
- Богословский В.И. и др. Информационные потребности студентов педагогического вуза и учителей в контексте профессиональной (информационной) культуры и компетенции // Наука и школа. 1999. № 6.- С. 14−22.
- Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методологические характеристики: Монография. СПб., 2000. — 230 с.
- Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. — 1536 С. 112.
- Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Большая Рос. энцикл.- СПб.: Норинт, 1998. — 1456 с. 21 .Бочаров М. К. Наука управления: новый подход. М.: Знание, 1990.-62 с.
- Бреннан Дж. и др. Сравнение качества высшего образования в Европе//Высш. образование в Европе. 1993.- Т. 18, № 2.-С. 156−177.
- Булынский Н. Н. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах: Дис. д-ра пед. наук.-Челябинск, 1997.-271с.
- Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 139 с.
- Васильев Ю. С. и др. Управление развитием вуза.- СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998.-328 с.
- У1.Василенко Н. Е. Организация учебного процесса в вузе: Уч. Пос. -Комсомольск-на-Амуре, 1998. 213 с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М., 1991.- 170 с.
- Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов //Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. — 93 с.
- Влацяну Л. Обеспечение качества образования: проблемы и способы их решения //Высш. образование в Европе. 1993.- Т. 18, № 3.-С. 38−50.
- Вройенстийн А. И. Внешняя оценка качества образования // Высш. образование в Европе. 1993. — Т. 18, № 3. — С. 66−88.
- Гарина М. Г. и др. Система программно-целевого управления качеством подготовки специалистов в вузе // Обзор, информ. НИИ ВШ (Сер. «Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней специальной школе»), М.: НИИ ВШ, 1987. — Вып. 1. — 44 с.
- Ъ%.Гершунский Б. С. Методические проблемы стандартизации в образовании // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 23−27.
- Глуханюк Н. С. Психологическое сопровождение и поддержка профессионально-педагогического образования // Образование и наука: Изв. Урал. науч.-образоват. центра РАО. 1999. — № 2 (2).-С. 143−151.
- Громкова М. Т. Методологическое обеспечение квалиметрии современного высшего образования // Квалиметрия человека и образования: методология и практика: Материалы 5-го симпоз. М.: Изд-во Исслед. центра, 1996.-С. 39−41.
- Гуманитарное образование в высшей и средней профессиональной школе //Высшая школа в 1994 г.: Ежегод. докл. о развитии высш. образования. М., 1995. — Гл. 6. — С. 93−102.
- Давыденко Т. М. Теоретические основы рефлексного управления школой: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1998. — 468 с.
- Данилов М. А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований //Сов. педагогика.- 1969, — № 5.-С. 70−87.
- Днепров Э.Д. Современная образовательная реформа и развитие российского образования М., 1997 — 130 е.
- Долгова В. И. Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования: Автореф. дис. д-ра психол. наук, — СПб., 1997.-43 с.
- Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. -160 с.
- Заир-Бек. Е.С., Тряпицына А. П. Основные подходы к построению образования в современной школе // Качество образования в современной школе. СПб., 1995 — 160 е.
- Зборовский Г. Е, Образование от XX к XXI веку. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 301 с.
- Зорин И.В. Образование и карьера в туризме: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2000. — 224 с.
- Зорин И.В. Развитие личности в координатах туристского пространства // Актуальные проблемы туризма 99: Социальные проблемы туризма в малых и средних городах: Сб. докл. и тез. научн.-практич. конф., 16 апреля 1999. М.: РМАТ, 1999. — С. 113−119.
- Инновации в образовании и социальные перемены // Мат-лы к конф. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Л. И. Рожко, В. А. Соколовской. СПб., 1993.-С.115- 118 .
- Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование: Сб. М.: Изд-во МГУП, 2000. — 80 с.
- Инновационные процессы в образовании // Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей. СПб., 1997. — С. 12- 18
- Казаринов М. Ю. Детерминизм в сложных системах управления и самоорганизации. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. — 166 с.
- Карстанье П. Миссия школы // Управление в образовании: проблемы и подходы. Практическое руководство. М., 1995. — 310 с.
- Карпов В. В. Психолого-педагогические проблемы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: Дис.. д-ра пед. наук.-Л., 1991.345 с.
- А.Квартальное В. А., Зорин И. В., Чепик В. Д. и др. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Рекреация и туризм». Проект. //Актуальные проблемы туризма. Вып.1. М.: РМАТ, 1997. — С.24−85.
- ПЪ.Киюта Г. А. Рейтинговая система оценки знаний студентов на уроках спецдисциплин // Применение современных технологий обучения студентов в средних специальных учебных заведениях. М., 1997. — 217 с.
- Конаржееский Ю. А. Проблемы внутришкольного управления. — Челябинск: Изд-во Челяб. пед. ин-та, 1989. 120 с.
- Концепция непрерывного образования // Нар. образование. -1989.-№ 10.-С. 3−12.
- Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. — 264 с. 83 .Красноеский А. А. К вопросу о реформе высших педагогических учебных заведений // Науч. работник. -1929. № 1. — С. 52−62.
- Кричевский В. Ю. Управление школьным коллективом. Л., 1985.190 с.
- Кричевский В.Ю. Многогранность управления // Управление современной школой (размышления руководителя)/ Под. ред. В.Ю. Кричев-ского. СПб., 1998. — 210 с.
- Кудрявцев Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопр. психологии. -1981. № 2. — С. 20−30.
- Кузьмина Н. В. и др. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1982 -172с.
- Кузьмина Н.В. Профессиональзм деятельности преподавателя. -М., 1969, — 138 с.
- Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высш. шк., 1990. -119 с.
- Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 234 с.
- Лабунская Н. А. Педагогическое исследование современного студента. СПб., 1999. — 104 с.
- Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. Ижевск, 1995. — 142 с.
- Лаптев В.В., Богословский В. И. Совет по направлению как форма организации научно-исследовательской деятельности педагогического университета // Модернизация общего образования на рубеже веков: Сб. науч. Статей. СПб., 2001. — С.34−38.
- Ларионов В. Н. Информатизация профессионального образования: проблемы и перспективы // Пед. информатика. -1993. № 1. -С. 72−88.
- Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
- Лейбович А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования.- М.: Высш. шк., 1994.-280 с.
- ЛещинскаяИ. С. Модели и процедуры управления учебным процессом в вузе: На примере Нижегород. гос. ун-та: Дис.. канд. экон. наук. -СПб., 1997.- 136 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996 — 248е.
- Махмутов М. И. Рынок и профессиональное образование // Сов. педагогика. 1991. — № 5. — С. 85−92.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987. — 172 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994. — 702 с.
- Мешалкин В. И. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации: Аккредитация, самообследование, рейтинг.- М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1995. -129 с.
- Мизинцев В. П. Количественная оценка эффективности и качества учебного процесса: Автореф. дис.. д-ра пед. наук, — М., 1987.-32с.
- Мирошниченко А. А. Теория и технология конструирования профессионально ориентированных структур учебных элементов: Автореф дис. д-ра пед. наук. Ижевск. 1999. — 39 с.
- Михеев В. И. Теория и методика проверки качества знаний обучаемых с применением ЭВМ: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.-М., 1990.-43 с.
- Модели управления учебным процессом вуза. Томск, 1992.178 с.
- Морозов С. Профессиональная школа сегодня и завтра // Нар. образование. -1994. № 5. — С. 52−57.
- Найн А. Я. Инновации в образовании / ИПО МО РФ. Челябинск, 1995.-288 с.
- Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- Новиков А. М. Гуманизация профессионально-технического образования // Сов. педагогика. 1989. — № 5. — С. 23−27.
- Новиков А. М. Профессиональное образование России. // Перспективы развития. Сб. М.: Изд-во Исслед. центра пробл. непрерыв. проф. образования РАО, 1997. — 254 с.
- Новиков П. Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1997.-418с.
- Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход / Под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Су-бетто. М.: Изд-во Исслед. центра пробл. качества подгот. специалистов, 1995.-199 с.
- Образование студента. Теоретические и практические аспекты проблемы развития субъективной позиции в условиях педагогического вуза: Монография / Под. ред. А. Г. Гогоберидзе. СПб., 2001. — 280 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. — М: Рус. яз., 1989. — 924 с.
- Окрепилов В. В. Всеобщее управление качеством: Учеб. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. 454 с.
- Опыт и проблемы рейтинговой технологии обучения: Тез. докл. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 1995. — С. 84−88 .
- Орлов А. А. Теоретические проблемы измерения и оценки качества педагогической подготовки будущего учителя //Проблемы измерения иоценки качества педагогической подготовки учителя: Тез. докл. межвуз. науч. конф. Тула, 1992. — С. 5−8.
- Орлов А. Н. Организационно-педагогические основы управления подготовкой учителя: Дис.. д-ра пед. наук.- М., 1992.-297с.
- Панасюк В. П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса. СПб.- М.: Изд-во Исслед. центра пробл. качества под-гот, специалистов, 1997. — 297 с.
- Панасюк В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1998. — 49 с.
- Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1983.608 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. И. Шиянов. -М.: Школа -Пресс, 1997. -512 с.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. -М., 1986.- 117 с.
- Подымова J1.C. Ведение в инновационную педагогику: Уч. по-соб.-Курск, 1994, — 112 с.
- Политические проблемы оценки качества и институциональной аккредитации // Высш. образование в Европе. Т. 18, № 3. — С. 6.
- Поташник М. М, Оптимизация управления школой. М. Знание, 1991.-180 с.
- Проданов И.И. Исследование путей управления профессионализмом учителя в инновационной системе образования региона: Монография. СПб., 1998.-332 с.
- Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. и направлениям. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Ассоц. «Проф. образование», 1999. -904 с.
- Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях /А. П. Беляева и др.- Под ред. А. П. Беляевой- Рос. акад. образования- Ин-т проф.-техн. образования. СПб., 1995. — 227 с.
- Радугин. А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент. Социология организаций и управления. Воронеж, 1995. — 345 с.
- Реформа и развитие высшего образования: Программный документ. ЮНЕСКО, 1995. 64 с.
- Романцев Г. М. Новый этап развития государственной системы профессионально-педагогического образования России // Вестн. УНМО вузов России по проф.-пед. образованию.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. Вып. 1 (12). — С. 4−9.
- Свиткин М. 3. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества // Стандарты и качество. 1997. — № 9. -С. 43-48.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград, 1994. — 232 с.
- Сериков Г. Н. Элементы теории системного управления образованием: В 3 ч.- Ч. 2: Основные понятия и задачи. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. техн. ун-та, 1995. — 180 с.
- Сериков Г. Н. Элементы теории системного управления образованием: В 3 ч.- Ч. 3: Информационное обеспечение.— Челябинск: Изд-во Челяб. гос. техн. ун-та, 1996. -189 с.
- Сериков Г. Н. Элементы теории системного управления образованием: В 3 ч. Ч. 1: Системное видение образования. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. техн. ун-та, 1994. — 169 с.
- Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-философские проблемы образования. М., 1992. 156 с.
- Скаткин М. Н. Вопросы профессиональной педагогики.- М.: Высш. шк, 1968. 321 с.
- Смирнов И. П. Рынок труда и реформа профессионального образования в России // Специалист. 1994. — № 9. — С. 5−10.
- Смирнова М. А. Применение экспертной системы для оценки качества педагогической подготовки будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук. Тула, 1997. — 186 с.
- Субетто А. И. Системологические основы образовательных систем. М.: Изд-во Исслед. центра пробл. качества подгот. специалистов, 1994. — 284 с.
- Субетто А. И. Введение в квалиметрию высшей школы: В 4 кн.- Кн. 2: Концепция квалиметрии «Система категорий и понятий». М.: Изд-во Исслед. центра пробл. качества подгот. специалистов, 1991.-122 с.
- Субетто А. И. Введение в квалиметрию высшей школы: В 4 кн.- Кн. 4: Квалиметрия высшей школы как предметная квалиметрия. М.: Изд-во Исслед. центра пробл. качества подгот. специалистов, 1991.-163 с.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 343 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984−370 е.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. 212 с.
- Ткаченко Е. В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. 2000. — № 2 (4). — С. 15−24.
- Ткаченко Е. В. Российское образование: Дороги реформ. -Махачкала: Юпитер, 1994. -232 с.
- Тонконогая Е. П., Кричевский В. Ю. Об одном из подходов к составлению профессиограмм педагогических кадров // Сов. педагогика. -1977.-№ 3.-С. 61 -67.
- Третьяков П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая шк., 1997. — 288 с.
- Управление современной школой / Под ред. М. М. Поташника -М., 1992−217 с.
- Управление по результатам: Пер. с фин. / Под ред. Я. А. Лей-манна. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. — 320 с.
- Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В. С. Лазарева. М.: Изд-во Центра соц. и экон. исслед., 1997. -336 с.
- Федоров В. А. Гарантия качества подготовки специалистов. // Проф. образование. -1998. № 2. — С. 6, 7.
- Федоров В. А. Качество профессионально-педагогического образования // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО.-1999.-№ 2(2).-С. 189−198.
- Федоров В. А. Методологические подходы к разработке организационно-педагогических основ управления развитием профессионально-педагогического образования //Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. 1999. — № 1 (1). — С. 52−69.
- Филипов Ф. Р. Социология образования. М., 1980. — С. 44—82.
- Философский энциклопедический словарь /Под ред. Ф. Ильичева и др. М.: Сов. энцикл., 1983. — 830 с.
- Фишман И. И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: Дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1994. — 441 с.
- Фролов П. Г. Теория и практика демократизации управления учебно-воспитательным процессом в школе: Дис.. д-ра пед. наук. -Белгород, 1991.-468 с.
- Хомерики О. Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. -М, 1996. -192 с.
- Худоминский 77. В. К вопросу о корректности употребления некоторых терминов теории управления в школоведческих исследованиях // Сов. педагогика. 1978. — № 8. — С. 71−77.
- Чапаев Н. К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования / Свердл. инж.- пед. ин-т. Екатеринбург, 1992. -136 с.
- Черепанов В. С. Теоретические основы педагогической экспертизы: Дис. д-ра пед. наук. Глазов, 1990. — 351 с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.- 186 с.
- Шамова Т. И., Давыденко Т. М, Рогачева Н. А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск: Изд-во Помор, пед. ун-та, 1995. — 162 с.
- Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие / Под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 1996. — 288 с.
- Шишов С.Е. Образовательные стандарты и качество образования // Образовательные стандарты и контроль качества. Сборник научных трудов. Вологда, 1996. — С.25−34.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 354 с.
- Эшби У. Р. Принципы самоорганизации // Принципы самоорганизации: Сб. докл. М.: Мир, 1966. — 621 с.
- Юдин. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.-340 с.
- Якунин В. А. Обучение как процесс управления. Л.: Изд-во Ле-нингр. гос. ун-та, 1988. — 160 с.
- Левин. В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., 1997. — 248 с.
- Янг С. Системное управление организацией. М.: Сов. радио, 1972.-455с.