Разработка элементов учебно-методического комплекса дисциплины «Формообразование»
Для того чтобы успешно осуществлять данную деятельность, выпускник должен обладать определенным набором знаний, умений и навыков по различным дисциплинам. Такие дисциплины как «Рисунок», «Живопись», «Пластическая анатомия», «История и теория дизайна», «История стилей» дают студенту общие знания о предмете дизайна и основах изобразительного языка, формируют навыки изображения различных объектов… Читать ещё >
Разработка элементов учебно-методического комплекса дисциплины «Формообразование» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.
Разработка элементов УМК дисциплины «Формообразование».
Аннотация.
В дипломном проекте осуществлена разработка элементов учебно-методического комплекса дисциплины «Формообразование».
Проанализировано несколько аналогов учебных программ по дисциплине «Формообразование», в том числе программы по связанным дисциплинам.
Проведена разработка содержательной части курса (на шестой семестр обучения). Сформулированы основные принципы конструирования слайдов, лекционных и практических занятий. Разработаны конспекты лекций, составлены учебно-тематические планы практических занятий, включающие перечень заданий и методические рекомендации для их выполнения; сформулированы вопросы, вносимые на зачет, и разработан комплект презентаций к лекциям, необходимый для реализации принципа наглядности и доступности обучения.
Дополнительно осуществлена разработка и внедрение в содержательную часть дисциплины «Формообразование» разделов «Основы объемно-пространственной композиции» и «Макетирование».
Введение
данных разделов позволит сформировать логичный переход от изучения закономерностей плоской формы к работе с объемом в пространстве. Приобретенные знания будут полезны в разнообразных областях: в решениях экстерьеров и интерьеров различных зданий и сооружений, поиске дизайнерских форм, оформлении витрин и вывесок, при составлении рекламных конструкций, проектировании промышленных устройств, разработке стилевых решений внешнего вида различных изделий и т. д.
С учетом основной образовательной программы дисциплина «Формообразование» вводится в 6 семестре.
В проекте также предложен ряд действий, рекомендуемых для безопасности и экологичности и проведен расчет сметной стоимости предложенного проекта.
1. Обзор информационных материалов.
- 1.1 Обзор учебной литературы
- 1.2 Обзор существующих аналогов учебных программ
- 1.3 Разработка концепции курса
- 1.3.1 Основная проблема и решаемые задачи
- 1.3.2 Концепция курса
- 1.3.3 Технология
- 1.3.4 Область применения
2. Разработка элементов УМКД «Формообразование».
- 2.1 Понятие УМКД и его элементы
- 2.2 Выбор и разработка элементов УМКД
- 2.2.1 Учебная программа дисциплины
- 2.2.2 Курс лекций
- 2.2 3 Учебно-тематические планы практических занятий
- 2.2.4 Перечень вопросов, выносимых на зачет
- 2.2.5 Комплект презентаций к лекциям
3. Расчет сметной стоимости проекта.
- 3.1 Амортизация основных средств
- 3.2 Заработная плата
- 3.3 Отчисление на социальные нужды
- 3.4 Косвенные (накладные) расходы
4. Безопасность и экологичность проекта.
- 4.1 Безопасность проекта
- 4.2 Экологичность проекта
- Заключение
Список используемых источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Современное общество ставит перед образованием главную задачу — подготовку квалифицированного специалиста, поэтому человеку необходимо все большее количество знаний в различных областях.
В связи с выросшими потребностями общества возникла необходимость в специалистах, которые в комплексе способны разработать изделия требуемых параметров и качества.
Студент, завершивший обучение по специальности «Профессиональной обучение. Дизайн», может быть востребован на рынке труда по нескольким направлениям: педагогическая деятельность или работа, связанная с дизайном различных объектов. В роли объектов могут выступать: рекламные макеты, разработка дизайнерского решения (оформление) какого-либо издания (журнал, буклет, газета и т. д.), моделирование объемных конструкций (лайт-боксы, световые короба — в наружной рекламе, объемные вывески и т. п.), разработка интерьерных проектов, проектирование внешнего вида (стилевое решение) промышленных изделий и т. д.
Для того чтобы успешно осуществлять данную деятельность, выпускник должен обладать определенным набором знаний, умений и навыков по различным дисциплинам. Такие дисциплины как «Рисунок», «Живопись», «Пластическая анатомия», «История и теория дизайна», «История стилей» дают студенту общие знания о предмете дизайна и основах изобразительного языка, формируют навыки изображения различных объектов на бумаге. Дисциплина «Компьютерная графика», в свою очередь, формирует навыки работы в различных графических редакторах, позволяющих решать общие и композиционные задачи проектирования.
Особое место в приведенном ряде дисциплин занимает дисциплина «Формообразование», т.к. осуществить разработку, моделирование и проектирование любого объекта сложно без знаний основных закономерностей в организации формы, владения принципами создания гармоничной композиции, умений выражать творческие идеи как вербально, так и в графической форме или модели (макете). Таким образом, дисциплина «Формообразование» — необходимый компонент отраслевой подготовки по специальности «Профессиональное обучение. Дизайн».
Программа традиционного курса по дисциплине «Формообразование» предусматривает изучение принципов создания и построения только двухмерных композиций, т. е. композиций, сформированных в пределах одной плоскости. В результате у студента не в полной мере формируется представление о композиционном построении и моделировании предметно-пространственное среды, то есть навыки, необходимые для работы с объемными формами в процессе реального проектирования (проектирование промышленных изделий, интерьерное проектирование, разработка объемных рекламных конструкций и т. д.).
Из проблемы не полного соответствия совокупности знаний, полученных студентом по курсу «Формообразование» с требованиями рынка, предъявляемыми к специалисту, возникает противоречие между необходимостью доработки содержательной части дисциплины «Формообразование» и отсутствием разработанных элементов учебно-методического курса дисциплины.
Объект дипломного проекта — дисциплина «Формообразование».
Предмет дипломного проекта — элементы учебно-методического комплекса дисциплины «Формообразование».
Целью дипломного проекта является — разработка элементов учебно-методического комплекса дисциплины «Формообразование», направленная на усовершенствование содержательной части курса.
В дипломном проекте проведена разработка и внедрение в содержательную часть дисциплины «Формообразование» разделов «Основы объемно-пространственной композиции» и «Макетирование».
Введение
данных разделов позволит осуществить перехода от дисциплин, посвященных работе с двухмерными (плоскими) композициями («Рисунок», «Живопись», «История стилей», «Формообразование»), к дисциплинам, где требуются навыки работы с объемными формами в пространстве («Проектирование», «ОИТОД», «Компьютерный дизайн»).
Задачи дипломного проекта:
— провести обзор существующих аналогов учебных программ;
— доработать учебную программу дисциплины;
— разработать курс лекций;
— разработать комплект презентаций к лекциям;
— разработать учебно-тематические планы практических занятий;
— разработать перечень вопросов, выносимых на зачет;
— рассчитать безопасность и экологичность проекта;
— рассчитать сметную стоимость курса.
1. Обзор информационных материалов.
1.1 Обзор учебной литературы.
В настоящее время существует широкий круг литературных источников, посвященных вопросам формообразования. Рассмотрим наиболее популярные издания.
В книге /1/ изложены теоретические основы композиции в технике, непосредственно связанные с повышением качества промышленных изделий — приборов, транспортных средств, предметов культурно-бытового назначения, рассмотрены основные категории композиции, а также ее свойства, качества и средства. Следует отметить большое количество иллюстративного материала, помогающего понять основные теоретические положения.
Книга «Композиция в технике» предназначена для инженеров-конструкторов, технологов, дизайнеров и является одним из самых популярных изданий, так как в ней доступно изложены все основные принципы композиционного формообразования промышленных изделий (объемных форм).
Следующий литературный источник /2/ базируется на программе курса «Проектирование и моделирование промышленных форм» для высших учебных заведений.
Учебник состоит из трех частей.
В первой части рассматриваются общие задачи художественного конструирования, вопросы преобразования предметной среды в соответствии требованиями технической эстетики, а также формообразование промышленного изделия. Во второй части на конкретных примерах разбираются вопросы целостности и единства композиции, закономерности построения формы, тектоничность, масштабность и закономерности цветовой композиции. Часть третья учебника посвящена рассмотрению процесса художественного конструирования, стадий проектирования и макетирование, как средство проектного языка.
В книге представлено большое количество иллюстративного материала с подробными комментариями.
Книга «Основы художественного конструирования» /3/ предназначена для учащихся художественных вузов, хотя легкость в изложении материала способствует и обычному интересующемуся человеку освоить данную область знаний.
В данной книге рассказывается об основных закономерностях и средствах композиции. Причем, книга содержит большое количество иллюстраций, позволяющих наглядно отслеживать ход изложения материала.
Также в заключение каждой главы приводится практическое задание с подробными рекомендациями для выполнения и список теоретических вопросов.
Учебно-методическое пособие «Макетирование» /4/ нацелено на развитие навыков образного мышления и пространственного восприятия. Пособие знакомит с техническими приемами макетирования, основными понятиями композиционного построения и моделирования предметно-пространственной среды, учит моделировать различные геометрические тела, помогает изучить приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы.
В пособии представлено подробное описание основных приемов макетирования, видов поверхностей и закономерностей архитектурного формообразования. Весь информационный материал снабжен достаточным количеством иллюстраций и примеров выполнения заданий. Также приведены упражнения для самостоятельной работы с постановкой цели задания и методическими рекомендациями для их выполнения.
Учебно-методическое пособие «Макетирование» может использоваться как при подготовке студентов, обучающихся в художественных институтах, так и в качестве дополнительного пособия для учащихся архитектурно-художественных колледжей, изостудий, студий дизайна и т. д.
1.2 Обзор существующих аналогов учебных программ.
Экспериментальная программа, специализированный курс «Архитектурная композиция», автор-составитель: Одинокова М.А., Пенза, 1999 г..
В данной программе в основу обучения композиции положен принцип формирования объемно-пространственных форм — особых геометрических представлений о построении формы, где сами композиционные закономерности выявляют через специально организованные упражнения.
Данная программа ставит своей целью развить у учащихся задатки профессионального объемно-пространственного воображения, то есть умения: видеть структуру объемов, не ограничиваясь внешними контурами, компоновать рисунок на листе, чувствовать пропорции и т. д.
Согласно учебному плану на изучение курса отводится 3 часа в неделю — всего 102 часа. Курс рассчитан на два семестра.
В первом семестре рассматриваются основные вопросы композиционного формообразования, приводятся упражнения и самостоятельные задания, направленные на формирования у учащихся умений и навыков составления и рисования композиций из различных геометрических объектов, в том числе с вырезами, членениями и пересечениями. Предложен ряд заданий на построение композиций заданной категории. По завершению семестра проводится контрольная работа «Композиция из 5−9 различных геометрических тел».
Во втором семестре акцент делается на построение композиций в перспективе. Задания нацелены на формирование навыков линейно-конструктивного рисунка композиций с различных точек зрения в перспективе по заданному плану и фасаду.
Фрагменты данной программы могут быть использованы как на занятиях по дисциплине «Формообразование», так и в качестве дополнения на занятиях спецкурса «Основы перспективы».
Программа по дисциплине «Формообразование», КГТУ, кафедра «Инженерной и компьютерной графики»..
Программа по дисциплине «Формообразование», разработанная преподавателями кафедры ИКГ, основана на положениях ГОС ВПО в части регламентируемого количества часов, формах контроля и обязательного минимума информации.
Дисциплина «Формообразование» изучается в течение четырех семестров, и структурно ее можно разделить на две части: шестой семестр — графический (изучаются основы плоской композиции, средства и свойства композиции, основы работы с цветом, практические занятия проходят в изостудии и задания выполняются вручную), седьмой, восьмой и девятый семестры — технические (изучаются основы компьютерного дизайна, компьютерный рисунок, задания выполняются на компьютере в различных графических редакторах).
Студент, обучающийся по данной программе, получает знания об основах создания гармоничной плоскостной композиции и навыки работы в редакторах компьютерной графики — AdobePhotoshop, CorelDraw, AutoCad и др. С одной стороны данные умения и навыки очень востребованы, например, при дальнейшем углубленном изучении данных программ, так как общее представлении о работе в данных редакторах у студента уже имеются; с другой же — их недостаточно для работы с другими дисциплинами.
Учебным планом предусмотрено определенное количество курсовых работ и проектов, например:
— дисциплина «ОИТОД» — курсовой проект предполагает моделирование промышленного устройства по его чертежам. Также необходимо осуществить модернизацию изделия: оптимизировать внешнюю форму или внутреннюю конструкцию;
— дисциплина «Компьютерный дизайн» — необходимо осуществить интерьерное проектирование, в программе 3D StudioMax нужно разработать интерьер какого-либо помещения (фирменный стиль кафе, магазина, квартиры и т. п.);
— дисциплина «Проектирование» — курсовая работа предполагает разработку стилевого решения промышленного устройства, необходимо модернизировать конструкцию с точки зрения эргономичности, эстетичности и функциональности.
Все вышеперечисленные курсовые проекты требуют от студента работы в пространстве с объемом, будь то промышленное изделие или интерьер помещения. Следовательно, возникает определенная сложность в успешном выполнении данных работ, так как традиционный курс дисциплины «Формообразование» рассматривает вопросы композиционного построения в пределах плоскости.
Таким образом, нехватка информации восполняется студентами либо за счет самообразования (дополнительная литература, Интернет и т. п.), либо работа делается на основе тех знаний, которые имеются у студента. В этом случае качество работы снижается, и уровень подготовки специалиста не соответствует в полной мере тем требованиям рынка, которые предъявляются к нему и качеству его работы.
Следовательно, не выстроен до конца логический переход от дисциплин, посвященных работе с двухмерными (плоскими) композициями: «Рисунок», «Живопись», «История стилей», «Формообразование», к дисциплинам, где требуются навыки работы с трехмерными формами в пространстве: «Проектированию», «ОИТОД», «Компьютерный дизайн».
Государственный стандарт высшего профессионального образования, дисциплина «Формообразование»..
Дисциплина «Формообразование» (ОД.Ф.10) согласно учебному плану является федеральным компонентом отраслевой подготовки по специальности 30 500.04 — Профессиональное обучение. Дизайн.
Дисциплина «Формообразование» разработана в соответствии с ГОС ВПО в части обязательного минимума знаний и требований к образовательной программе включает следующие разделы:
— Простейшие средства изобразительного языка;
— Введение в композицию;
— Ритм и пропорции;
— Статика и динамика;
— Симметрия и асимметрия;
— Контраст и нюанс;
— Фактура и текстура;
— Модульность и комбинаторика;
— Семиотика;
— Стилизация;
— Колористика;
— Средства графического дизайна;
— Организация пространства из предметов, создающих заданный образ.
— и т. д.
Общая трудоемкость дисциплины — 450 часов, разбитых на четыре семестра (6,7,8 и 9).
Согласно ГОС ВПО формы контроля — экзамен 7, 9 семестры; зачет 6, 9 семестры и курсовой проект — 8 семестр.
Обязательная работа студентов регламентируется следующим образом — всего 450, аудиторные занятия — 248, лекционные занятия — 62, практические занятия — 186, самостоятельная работа — 200 (часов).
1.3 Разработка концепции курса.
1.3.1 Основная проблема и решаемые задачи.
В результате анализа существующих аналогов учебных программ сделан вывод, что в существующем курсе по дисциплине «Формообразование» не выстроен в полной мере логический переход от изучения плоских композиций к работе с объемом в пространстве.
Необходимость данного перехода обусловлена в целом межпредметной связью дисциплины «Формообразование» и других связанных с ней дисциплин: курсы, посвященных работе с двухмерными композициями: «Рисунок», «Живопись», «История стилей», «Начертательная геометрия» и дисциплины, где требуются навыки работы с трехмерными формами в пространстве: «Основы перспективы», «Проектирование», «ОИТОД», «Компьютерный дизайн».
Проблема заключается в необходимости доработки содержательной части дисциплины «Формообразование» и отсутствием разработанных элементов учебно-методического комплекса.
Из вышеперечисленного следует, что при разработке элементов УМКД возникает главная задача: дополнить содержательную часть курса, сформировав логический переход от работы с двухмерными композициями к объемным.
1.3.2 Концепция курса.
В дипломном проекте предлагается дополнить содержательную часть дисциплины разделами «Основы объемно-пространственной композиции» и «Макетирование».
Разработка элементов УМКД «Формообразование» проводится на шестой семестр обучения.
Структурно вся дисциплина (4 семестра — 450 часов) делится условно на две блока: графический (шестой семестр) и технический (седьмой, восьмой и девятый семестры), поэтому целесообразно дополнить содержательную часть предложенными разделами именно в шестом семестре, чтобы полученные знания, умения и навыки можно было применять как при дальнейшем изучении дисциплины «Формообразование», так и при работе со связанными дисциплинами, сформировав, таким образом, необходимый переход.
Также внедрение дополнительных разделов в содержательную часть именно шестого семестра обусловлено возможностью корректировки содержания курса, так как параллельно с дисциплиной «Формообразование» двухмерные композиции рассматриваются в лекционных курсах по «Рисунку» и «Живописи». Таким образом, учебный материал об основах плоской композиции можно изложить в более сжатом, сокращенном виде без потери качества его эффективного усвоения.
Структурно шестой семестр с учетом дополнений предлагается разбить на следующие разделы:
- основы плоской композиции;.
В этой части курса рассмотрены основы создания гармоничной плоской композиции, простейшие средства изобразительного языка, основные элементы композиции. Данный раздел является базовым, так на от работы с формой на плоскости закономерно перейти к работе с объемом в пространстве. Раздел рассматривается в существующем курсе дисциплины «Формообразование».
- основы объемно-пространственной композиции;.
В данном разделе целесообразно рассмотреть основные категории, свойства, качества и средства композиции с точки зрения организации гармоничной объемно-пространственной структуры.
Целью данного раздела является формирование знаний, умений и навыков работы с объемной формой, будь то абстрактная композиция геометрических тел или промышленное изделие.
Раздел является логичным завершением изучения основ композиции (переход от плоских форм — к объемным).
- макетирование;.
Данный раздел посвящен рассмотрению основных способов и приемов организации пространства из объемных предметов.
Раздел «Макетирование» поможет в развитии навыков абстрактного и образного мышления, ознакомит учащихся с техническими приемами макетирования, научит моделировать различные геометрические тела, поможет изучить приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы, познакомит с основными понятиями композиционного построения и моделированием предметно-пространственной среды.
Создание композиций из объемных форм «вручную», поможет не только в закреплении теоретических знаний по дисциплине, но и в развитии абстрактного мышления и воображения, а также в выработке профессионального мировоззрения и индивидуального творческого метода, помогающего выразить замысел автора.
Дисциплина «Формообразование» является федеральным компонентом отраслевой подготовки по специальности «Профессиональное обучение. Дизайн» и, поэтому, содержание курса регламентируется Государственным стандартом высшего профессионально образования. Изменения в содержательную часть допускается вносить из расчета 5−8% от общего количества часов, отведенных на изучение дисциплины, что составляет не более 18−20 часов.
Введение
разделов «Основы объемно-пространственной композиции» и «Макетирование» обосновано с точки зрения требований ГОС ВПО, так как «Макетирование» входит в регламентируемый стандартом раздел — «Организация пространства из предметов, создающих заданный образ». Раздел же «Основы объемно пространственной композиции» можно соотнести с регламентируемыми стандартом разделом «Введение в композицию».
Таким образом, дополнение содержательной часть дисциплины «Формообразование» данными разделами не противоречит требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования.
1.3.3 Технология.
Разработка элементов учебно-методического комплекса дисциплины «Формообразование» осуществляется на основе объяснительно-иллюстративного (традиционного) обучения..
Выбор объяснительно-иллюстративного вида обучения в качестве основы для разработки элементов УМК дисциплины «Формообразование» обусловлен следующими причинами. В целом дисциплина «Формообразование» преподается на основе традиционной формы обучения, а так как в дипломном проекте проведена разработка и внедрение элементов учебно-методического комплекса в рамках одного семестра дисциплины, то использование в образовательном процессе другой педагогической технологии будет эффективно только в случае применения ее в качестве основы для изложения учебного материала ко всему содержания дисциплины, т. е. применительно ко всем четырем семестрам обучения. Поэтому в качестве основы и выбран объяснительно-иллюстративный вид обучения с добавлением элементов развивающего обучения и применением педагогических приемов и методов педагогической техники.
Объяснительно-иллюстративное обучение названо традиционным, не только с целью отличить его от более современных видов и технологий, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Объяснительно-иллюстративное обучение не утратило значение в современной системе образования благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения учебного материала и новые виды наглядности.
Основные достоинства данного вида обучения заключаются в следующем:
— организационная четкость педагогического процесса;
— эффективное управление педагогическим процессом:
— систематический характер обучения;
— идейно-эмоциональное воздействие личности педагога на учащегося;
— разносторонность и обилие информации;
— широкое использование средств наглядности;
— использование технических средств обучения.
Главные методы такого обучения — объяснения в сочетании с наглядностью.
При организации курса предлагается сочетать объяснительно-иллюстративное обучение с элементами развивающего обучения, реализуемыми с помощью следующих принципов:.
— принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда учащийся получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности;
— принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики;
— принцип целостного представления о мире означает, что у учащегося должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире и о роли и месте каждой дисциплины в системе наук;
— принцип минимакса заключается в том, что каждому учащемуся содержание образования предлагается на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает усвоение учебного материала на уровне государственного стандарта знаний;
- принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества;
— принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта;
— принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Также при организации процесса обучения нельзя обойтись без принципов педагогический техники (свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, наглядность, системность и т. д.) и различных педагогических методов: эвристический, диалогический, репродуктивный и др.
1.3.4 Область применения.
Разработанные в дипломном проекте элементы учебно-методического комплекса дисциплины «Формообразование» могут применятся как в целом, так и отдельными элементами.
Основными направлениями области применения курса являются:
— разработка в целом может применяться на Инженерно-педагогическом факультете непосредственно при изучении дисциплины «Формообразование»;
— элементы раздела «Макетирование» применимы к первой технологической практике, в качестве дополнительного пособия или курса по выбору;
— раздел «Основы объемно-пространственной композиции» может применяться при проведении лекционных или практических занятий по дисциплинам «ОИТОД» и «Проектирование», так как в нем изложен учебный материал, затрагивающий вопросы создания гармоничной формы технических изделий;
— также элементы курса будут полезны не только для студентов Инженерно-педагогического факультета, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение. Дизайн», но и для студентов архитектурно-художественных колледжей, изостудий и т. д.
формообразование пространственный композиция макетирование.
2. Разработка элементов УМКД «Формообразование».
2.1 Понятие УМКД и его элементы.
Учебно-методический комплекс дисциплины определяет единый порядок учебно-методического обеспечения дисциплин различных специальностей, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Учебно-методический комплекс разрабатывается кафедрой по каждой дисциплине, закрепленной за кафедрой, в соответствии с учебными планами.
Содержание учебно-методического комплекса:.
— типовая программа, рекомендованная УМО;
— учебная программа дисциплины;
— выписка из ГОС ВПО о содержании дисциплины;
— аннотации учебных пособий или конспекты лекций;
— учебно-методическое обеспечение цикла лабораторных работ;
— учебно-методическое обеспечение по циклу практических или семинарских занятий;
— методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;
— учебно-методическое обеспечение по курсовому проектированию;
— перечень вопросов, вносимых на зачет;
— оригиналы экзаменационных билетов;
— материалы по системе тестирования;
— перечень технических средств программного обеспечения и электронных обучающих материалов;
— материально-техническое обеспечение дисциплины;
— другие учебно-методические материалы (по решению кафедры).
Примерная учебная программа курса (дисциплины) рекомендуется соответствующим УМО и утверждается Министерством образования РФ.
Учебная программа отражает требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы. Примерная программа включает основные дидактические единицы, в виде разделов, тем, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины.
Программа и учебно-методическая документация по дисциплине разрабатываются кафедрой, за которой закреплена дисциплина, рассматриваются учебно-методическим советом и утверждаются ученым советом университета.
Программа и учебно-методическая документация по дисциплине состоит из:.
1) Программы по дисциплине, содержащей:
— введение, в котором указываются: цель изучения дисциплины; взаимосвязь курса с другими дисциплинами, изучаемыми по данной специальности; требования к знаниям специалиста по данной дисциплине; основные понятия курса;
— тематический план и сетку часов по дисциплине для разных форм обучения — дневной, очно-заочной (вечерней), заочной;
— перечень основной литературы, но курсу;
- содержание курса по темам с указанием основной и дополнительной литературы и компьютерных разработок по ним;
— методические указания (рекомендации) по изучению дисциплины.
2) Плана семинарских или практических занятий и лабораторных работ (там, где это предусмотрено учебным планом), который составляется по темам курса. Он должен содержать:
— перечень вопросов, выносимых на семинарское или практическое занятие;
— состав и содержание заданий, задач и ситуаций, которые предусмотрены для решения или разбора на занятиях;
— задания по выполнению лабораторных работ с методическими указаниями по их выполнению.
Литература
и другие учебно-методические материалы по темам занятий берутся студентами из соответствующих тем программы по дисциплине.
3) Методических указаний по выполнению курсовых работ (там, где это предусмотрено учебным планом) с указанием перечня рекомендуемых тем для курсовых работ. Они должны содержать:
— указание на цель и задачи курсовой работы;
— типовую структуру и требования к содержанию разделов курсовой работы;
— порядок выполнения работы (выбор темы, подбор литературы и фактического материала, оформление работы), порядок ее защиты;
— рекомендуемый кафедрой перечень тем для курсовой работы.
4) Контрольных работ для студентов-заочников с методическими указаниями по их выполнению, включающие задания (задачи) для выполнения студентами, дифференцированные по вариантам, и соответствующие методические указания по их выполнению, если в этом имеется необходимость.
5) Контрольных заданий и тестов для самопроверки или вопросов для внутри семестровых аттестаций студентов, включаемые в учебно-методические разработки (материалы), если это предусмотрено программой дисциплины. Они строятся в произвольной форме при соблюдении требований отражения основных положений дисциплины за пройденный период обучения.
6) Перечня вопросов к экзамену (зачету) по дисциплине, который должен быть исчерпывающим и содержать в тематическом порядке все вопросы, которые включены в экзаменационные билеты или которые выносятся на собеседование при зачете.
2.2 Выбор и разработка элементов УМКД.
В рамках дипломного проектирования для разработки выбраны следующие элементы учебно-методического комплекса дисциплины «Формообразование»:
— учебная программа дисциплины;
— курс лекционных занятий;
— учебно-тематические планы практических занятий;
— перечень вопросов, вносимых на зачет.
Дополнительно к курсу лекционных занятий проводится разработка презентаций, выполненных в редакторе MS PowerPoint, реализующих принцип наглядности обучения.
2.2.1 Учебная программа дисциплины.
В данном разделе сформулированы цели и задачи изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющие междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания. Кратко характеризуется предмет изучения и его место в системе подготовки специалиста данного профиля в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Задачи изучения дисциплины раскрыты на основе изложения требований к знаниям и умениям, которыми должны овладеть студенты. Требования к знаниям и умениям сформулированы раздельно.
Объем дисциплины и виды учебной работы представлены в виде таблицы 2.1, в первом столбце которой указаны виды аудиторных и самостоятельных занятий студентов по дисциплине «Формообразование». Во втором — общая трудоемкость дисциплины в часах в соответствии с ГОС ВПО, объем аудиторных и самостоятельных занятий с разбивкой по видам в соответствии с учебным планом, утвержденным в КГТУ. В третьем — номера семестров, в которых предусматривается каждый вид учебной работы и вид итогового контроля с разбивкой часов.
Тематический план занятий составлен в виде таблицы 2.2, в которой указаны названия разделов в соответствии с обязательным минимумом содержания, изложенным в ГОС ВПО. В столбцах, которые обозначают предусматриваемые виды занятий, проставлено число часов.
Раздел «Учебно-методические материалы по дисциплине» разрабатывается на всю дисциплину в целом. В него включены новые издания основополагающих учебников, учебных пособий и т. д., а также указан комплект наглядных пособий, применяемых в рамках курса.
Цели и задачи изучения дисциплины.
Цель: изучить и освоить свойства и средства, с помощью которых создаются эмоционально-выразительные и содержательно заданные плоские и объемно-пространственные композиций.
Задачи:.
- ознакомить с основными свойствами плоских и объемно-пространственных композиций;
— изучить основные средства композиции;
— выявить общие закономерности работы с цветом, влияющие на восприятие плоской и объемной формы;
— систематизировать принципы формообразования (средства и свойства композиции) с учетом тектонических закономерностей формообразования объектов;
— освоить комбинаторные решения формы объектов проектирования;
— выявить основные принципы изготовления макетов объемных композиций.
Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Формообразование». Студент должен:.
Знать:.
- основные свойства плоских и объемно-пространственной композиции;
- основные средства композиции;
- выразительные возможности средств композиции;
- основные виды композиции;
- основные закономерности построения плоской и объемной формы;
— основные закономерности работы с цветом;
— особенности работы по созданию объемных форм.
Уметь:.
- выражать творческие идей вербально, графически или в модели (макет);
- используя законы композиции, создавать колористические прочтение формы в зависимости от ее объема и функций;
Иметь представление: — о различных способах создания объемно-пространственной композиции;
Обладать умениями:.
— моделирования, проектирования и макетирования объемных форм;
— работы в различных графических редакторах;
Владеть:.
- навыками разработки цветового решения композиции;
- навыками изготовления макетов.
Межпредметная связь.
Для изучения дисциплины «Формообразование» необходимы навыки, полученные при обучении по дисциплинам:
«Рисунок»: Овладение основами изобразительного языка рисунка. Техника колористического решения рисунка на примере различных изображений. Приобретение навыков изображения различных композиций.
«Живопись»: Цвет, цветовые отношения, колорит, цветовая гармония, другие средства и закономерности живописи на основе натурных постановок. Моделирование пространства и объема посредством цвета и тона. Создание живописных и декоративных композиций средствами живописи.
«Основы теории дизайна»: Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы. Формирование предметно-пространственной среды. Социально-экономические корни дизайна, место дизайна в современной мировой культуре; виды дизайна.
«Компьютерная графика»: Технология практической работы с компьютером. Виды компьютерной графики; основы работы в различных графических редакторах. Решение общих и композиционных задач проектирования.
«Инженерная графика с основами проектирования»: Построение геометрических предметов в ракурсах. Воссоздание формы предмета по чертежу (в трех проекциях), изображения ее в рисунке. Построение перспективного сокращения геометрических тел, архитектурных элементов и предметов дизайна в чертежах; законы линейной перспективы и основные методы построения пространства на плоскости; перспектива геометрических фигур и тел; построение теней.
«Проектирование»: Выразительные возможности и средства графических материалов, технологии составления композиций (цветовых, линейных, тональных). Проектирование средств визуальных коммуникаций, комплексная разработка элементов фирменного стиля.
Объем дисциплины и виды учебной работы.
Таблица 2.1.
Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы. | Всего часов. | Семестр | ||||
Общая трудоемкость дисциплины. | 112,5. | 112,5. | 112,5. | 112,5. | ||
Аудиторные занятия. | ||||||
Лекции. | ||||||
Практические занятия. | ||||||
Самостоятельная работа. | ||||||
Курсовой проект (работа). | ; | ; | ; | |||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен). | Зач. | Экз. | К.П. зач. | Экз. | ||
Содержание дисциплины.
— разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий);.
Таблица 2.2.
Тематический план занятий.
Разделы дисциплины. | Количество часов. | |||
Лекции. | Практические занятия. | Самостоятельная работа. | ||
1. Основы плоской композиции. 1.1 Основные принципы организации композиции. 1.2 Цвет в композиции. | ||||
2. Основы объемно-пространственной композиции. 2.1 Введение в композицию. 2.2 Свойства и качества композиции. 2.3 Средства композиции. | ||||
3. Макетирование. 3.1 Основы макетирования. 3.2 Плоскость и виды пластической разработки поверхности. 3.3 Простые и сложные объемные формы. | ||||
— содержание модулей дисциплины при использовании системы зачетных единиц: дисциплина «Формообразование» ведется одним модулем;
— содержание разделов и тем лекционного курса:.
1) Раздел 1. Основы плоской композиции;.
Тема 1. Основные принципы организации композиции.
Организация композиции. Равновесие, виды равновесия. Соотношения форм — масштаб, пропорции, модуль. Членение плоскости на части. Ритмическая организация композиционных мотивов. Доминанта — композиционный центр. Особенности построения монокомпозиции.
Тема 2. Цвет в композиции.
Значение цвета в композиции. Группы цветов. Теплые и холодные цвета. Признаки и качества цвета. Изменение собственного цвета. Контраст. Виды контраста — одновременный световой контраст, одновременный цветовой контраст, пограничный цветовой контраст, последовательный цветовой контраст. Теории гармонических цветовых сочетаний.
2) Раздел 2. Основы объемно-пространственной композиции;.
Тема 1. Введение в композицию.
Значение формы и композиции в дизайне. Понятие категории композиции. Тектоника. Объемно-пространственная структура. Признаки композиционного построения формы.
Тема 2. Свойства и качества композиции.
Введение
Гармоничная целостность и соподчиненность элементов. Композиционное равновесие. Симметрия. Асимметрия. Динамичность. Статичность. Единство характера формы.
Тема 3. Средства композиции.
Пропорции и масштаб. Контраст, нюанс и нюансировка. Ритм. Метрический поворот. Тени и пластика.
3) Раздел 3. Макетирование;.
Тема 1. Основы макетирования.
Материалы и инструменты. Основные приемы макетирования. Закономерности композиционного построения. Плоскостные композиции из линейных элементов. Орнаменты. Объемные композиции из линейных элементов.
Тема 2. Плоскость и виды пластической разработки поверхности.
Введение
Плоскостные композиции. Объемные композиции из отдельных плоскостей. Кулисные поверхности. Трансформируемые поверхности. Смешанные композиции из линейных и плоскостных элементов.
Тема 3. Простые и сложные объемные формы.
Введение
Правильные многогранники. Тела вращения. Геометрически правильные тела вращения (шар, тор). Модели сложных тел вращения. Составленные геометрические тела. Соединение объемов — врезки.
— практические занятия;.
Практические занятия разделены в соответствии с лекционным материалом на три раздела: «Плоская композиция», «Объемно-пространственная композиция» и «Макетирование».
Полные перечень заданий, предлагаемых для выполнения на практических занятиях, с указанием формулировки задания, цели работы, перечисления основных задач, рекомендаций для их выполнения и общая трудоемкость (количество часов, необходимых для выполнения работы) приведен в разделе — 2.3.3.1 Практические занятия.
— лабораторные занятия;.
Учебным планом не предусмотрено.
— самостоятельная работа..
Задание 1.
Выполнить уравновешенную композицию из различных по величине элементов (7−10 фигур). Фигуры могут быть абстрактные, геометрические, изобразительно-декоративные.
Задание 2.
Разделить квадратную плоскость формата четырьмя линиями на равные части в горизонтальном и вертикальном направлениях, сочетая эти членения с компоновкой трех одиночных мотивов (элементов композиции) правильной геометрической формы (круг, овал, квадрат) или приближенными к ней.
Задание 3.
Выполнить задание, аналогичное предыдущему, но заменить прямолинейное членение элементов криволинейным: это может быть дуга, произвольная кривая, изгиб, повторяющийся по всей длине формы (типа волны). Создать уравновешенную ахроматическую композицию.
Задание 4.
Выполнить композицию на создание равновесия с использованием схем членения плоскости на части по принципу статики из 4−5 несложных фигур.
Задание 5.
Выполнить композицию на организацию доминанты — композиционного центра.
Задание 6.
Выполнить пятиярусный цветовой круг из 16 сегментов со всеми тональными и цветовыми градациями.
Задание 7.
Выполнить образцы четырех гармоний родственно-контрастных цветов, показав все тональные растяжки.
Задание 8.
Выполнить композицию из простых геометрических форм, в которой четко просматриваются три пространственных плана (передний, средний, задний). Плановость решается за счет глубинного движения цвета.
Задание 9.
Выполнить плоское изображение группы предметов, имитирующее объем.
Задание 10.
Выполнить 2 варианта объемных композиции предметов (посуда, мебель и.т.д.).
Задание 11.
Выполнить макет простого геометрического орнамента.
Задание 12.
Выполнить композицию из поверхностей, трансформируемых в объем, из одного листа посредством разрезов и двусторонних надсечек.
Задание 13.
Выполнить 3 различных макета оригами.
Задание 14.
Придумать и выполнить макет полого геометрического тела (призма, куб) с внутренней структурой, представленной плоскостями различного вида и очертаний.
Задание 15.
Выполнить макет сложного геометрического тела, составленного из правильных призм, пирамид, конусов, усеченных конусов.
Учебно-методические материалы по дисциплине.
- основная и дополнительная
литература
;.
Основная литература:
1. Сомов Ю. С. Композиция в технике / Ю. С. Сомов. — М.: Машиностроение, 1977. — 269 с.: ил.
2. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция / Г. М. Логвиненко. -М.: Владос, 2004. — 144 с.: ил.
3. Калмыкова Н. В. Макетирование / Н. В. Калмыкова, Н. А. Максимова. — М.: Архитектура-С, 2004. — 123 с.: ил.
Дополнительная литература:
1. Степанова А. В. Объемно-пространственная композиция / А. В. Степанова. — М.: Стройиздат, 1993. — 265 с.
2. Волкотруб И. Т. Основы художественного конструирования / И. Т. Волкотруб. — Киев.: Высшая школа, 1998. — 428 с.
— перечень наглядных и других пособий..
Комплект презентаций к лекциям — Приложение А.
2.2.2 Курс лекций.
Принципы составления содержания лекций.
В результате обзора различных литературных источников был отобран теоретический материал, раскрывающий содержание разделов и тем в рамках лекционного курса дисциплины «Формообразование».
При работе с содержанием учебного материала проведен его методический анализ, основанный на целях и принципах структурирования учебной информации.
Методический анализ — мыслительная деятельность по выявлению понятийного состава, структуры и логики учебного материала и выполнению его методической переработки с учетом специфики формируемых понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности учащегося.
Учебная информация при разработке содержательного наполнения тем курса структурируется по следующим целям:.
— необходимо разработать такую структуру учебного материала, которая оказалась бы наиболее рациональной и экономной с точки зрения ее усвоения и хранения в памяти учащегося;
— нужно отыскать и заложить в создаваемую структуру способ уплотнения материала, принципы его свертывания и развертывания;
— целесообразно сгруппировать и выстроить учебный материал так, чтобы него можно было внести, как необходимый элемент усвоения, аппарат учебно-познавательной деятельности, то есть, чтобы учебный материал отвечал этапам учебно-познавательной деятельности.
При структурировании информации применяются следующие принципы:
— прерыва и беспрерывности;
— свертываемости и развертываемости;
— выводимости.
Далее была проведена методическая редукция учебного материала — трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся. Таким образом, проведено преобразование содержания вновь изучаемого учебного материала в форму более доступную для понимания учащимися.
К содержанию лекционного материала применены следующие принципы:.
— принцип открытости;
Реализуется через прием «Удивляй». Например, при объяснение материала по теме «Основы макетирования» используются готовые макеты композиций.
— принцип деятельности;
Освоение учениками знаний, умений и навыков в форме деятельности. Реализуется через прием «Отсроченная отгадка». Например, сначала показ готовых примеров гармоничных двухмерных композиций с последующим изложением основных принципов их создания.
— принцип наглядности;
Реализуется посредством применения разработанного комплекта презентаций к лекциям (Приложение А), иллюстрирующего теоретический учебный материал.
— принцип последовательности;
Учебный материал излагается в той последовательности, которая определяется его внутренней логикой и познавательными возможностями учащихся.
— принцип доступности;
Лекционный материал сконструирован в соответствии со следующими правилами: от легкого к трудному, от известного к неизвестному и т. д.
— принцип связи теории с практикой.
Конспекты лекций.
Раздел 1 «Основы плоской композиции».
Лекция 1 «Основные принципы организации композиции».
1. Организация композиции.
2. Равновесие, виды равновесия.
3. Соотношения форм.
4. Членение плоскости на части.
5. Ритмическая организация композиционных мотивов.
6. Доминанта — композиционный центр
7. Особенности построения монокомпозиции.
1. Организация композиции.
Слово «композиция» в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей.
Большая советская энциклопедия определяет этот термин как построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.
Композиция — важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.
В практических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т. д.).
В процессе создания композиции размещение и распределение изобразительных элементов происходит по определенной схеме в логической последовательности, заложенной автором. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованы, подчинены целому, при этом нельзя забывать детали, которые играют очень важную роль.
Существуют два способа художественного видения при организации композиции:
— сосредоточение внимания на отдельном предмете как доминанте всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему;