ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

БаморСгуляция ΠΊΠ°ΠΊ Π±Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ пСрспСктивной ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ ΠΈ условиС саморазвития чСловСчСского ΠΊΠ°ΠΏΠΈΡ‚Π°Π»Π°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ содСрТаниСм саморСгуляции являСтся ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ дСйствий ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½ΠΈΡŽ, ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ Π΅Π³ΠΎ саморазвитиС. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ пСдагогичСской срСдС слСдуСт ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΡΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΄ΠΎΠ»ΠΈ внСшнСй рСгуляции ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ саморСгуляции учащихся. Условиями этого ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ‚Π»Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΠΊΠ°Π·ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ…… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

БаморСгуляция ΠΊΠ°ΠΊ Π±Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ пСрспСктивной ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ ΠΈ условиС саморазвития чСловСчСского ΠΊΠ°ΠΏΠΈΡ‚Π°Π»Π° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

БаморСгуляция Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° — это ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ достиТСния Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ систСмы образования — саморазвития чСловСчСского ΠΊΠ°ΠΏΠΈΡ‚Π°Π»Π°.

Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ зрСния ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ — сущСство Π°Π²Ρ‚ΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ½ΠΎΠ΅, приспособлСнноС ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Π² Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… условиях ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ДСйствия, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, мысли, намСрСния Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΡƒΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ ΡƒΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΡŽΡ‚ся Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌ состоянии ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€ΠΎΠΉ саморСгуляции.

ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Π° саморСгуляции Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, залоТСнная Π² Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, являСтся ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ условиСм Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ саморазвития, ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ являСтся Π±Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ психологичСским ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ дСйствСнно-ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹.

БаморСгуляция обСспСчиваСтся рСфлСксиСй, стабилизируСтся Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ рСфлСксивного ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π”ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ срСдС становятся процСссы рСфлСксивной самодиагностики Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°, рСфлСксивного самовоспитания ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ. Они ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ осознаниС учащимися проявлСнных ΠΈΠΌΠΈ дСйствий ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ послС события ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΈΡ… ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ для достиТСния ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ саморазвития.

Π—Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌ процСссС условий саморСгуляции учащихся Π²Π·Ρ€Π°Ρ‰ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽΡΡ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ свои способности ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ»Π°Π½Ρ‹.

Π’ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π³Π»Π°Π²Π΅, посвящСнной Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Ρ‹ саморСгуляции учащихся, Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π²Π° аспСкта этой ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹:

  • β€’ природная ΠΎΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠΊΠ»ΠΎΠ½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ энСргии;
  • β€’ рСфлСксия ΠΊΠ°ΠΊ психологичСскоС основаниС саморСгуляции Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

ΠŸΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Π°Ρ ΠΎΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠΊΠ»ΠΎΠ½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ энСргии

БаморСгуляция ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚: «ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΎΠΊ», «Π½Π°Π»Π°ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ», ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ равновСсиС ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ срСдой ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ для Π΅Π³ΠΎ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ саморазвития.

И. П. Павлов ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽΡΡ систСму, которая сама ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅ направляСт, ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚, воспитываСт ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚, Ρ‚. Π΅. обСспСчиваСт ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΡŽ[1]. Он Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ сущСство ΠΈΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ создан Π² Ρ€Π°ΡΡ‡Π΅Ρ‚Π΅ Π½Π° Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ саморСгуляции.

Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΉ Π³Π»Π°Π²Π΅ попытаСмся Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ саморСгуляция ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ дСйствия ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΡƒΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΡ… Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌ состоянии, укрСпляСт Π΅Π³ΠΎ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Π΅ΠΌ стимулируСт ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎ-нравствСнноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, обСспСчиваСт ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΉ процСсс саморазвития Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ энСргии, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ чСловСчСского ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»Π°. ЗакрСпляя цСнностныС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ участниками ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса, ΠΎΠ½Π° ΠΎΡ‚ΠΎΠ³Ρ€Π΅Π²Π°Π΅Ρ‚ Π΄ΡƒΡˆΠΈ учитСля ΠΈ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся, Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ΅ врСмя Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ Π² Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния, страха ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ контроля ΠΈ Π½Π΅ΠΌΠΈΠ½ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ наказания.

Π‘ΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ внСшниС ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅ рСгулятивныС процСссы. Π’Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠ΅ процСссы Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ Π½Π° ΡΠΎΠ±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ внСшнСго порядка, планомСрности ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΅Π³ΠΎ поддСрТания. Они Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ ΠΊΠ°ΠΊ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ надстроСчный Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ для упорядочивания дСйствий ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… Π΄Π΅Ρ„ΠΈΡ†ΠΈΡ‚Π° ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ. Π’Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅ рСгулятивныС процСссы ΠΈΠ·Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ дСйствия Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π½Π° Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ стоящих ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½ΠΈΠΌ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡.

БаморСгуляция становится дСйствСнной Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ исполняСт внСшниС трСбования Ρ‚Π°ΠΊ, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹. Избавляясь ΠΎΡ‚ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… зависимостСй, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΡŽΡŽ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΡŽ ΠΈ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ цСнностныС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с Π»ΡŽΠ΄ΡŒΠΌΠΈ.

Π’ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ΅ особоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ придаСтся своСврСмСнному Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ саморСгуляции учащихся, ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΈΡ… ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅.

БаморСгуляция — это Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, направлСнная Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ сСбя с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ управлСния собствСнными рСсурсами, своим психичСским состояниСм, своими мыслями, дСйствиями ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ для достиТСния поставлСнной Ρ†Π΅Π»ΠΈ.

Пока ΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ российский Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½ΠΈΠ½ Π½Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π΄Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ замысСл ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, саморСгуляция затираСтся Π² Π½Π΅ΠΌ с ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π° распоряТСниями ΠΈ Π·Π°ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ дСйствиями взрослых, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сокращаСт возмоТности Π΅Π³ΠΎ физичСской ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ. По ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ взрослСния Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° внСшниС рСгуляторы Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния всС большС ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‚ Π΅Π³ΠΎ волю ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΈ ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠ°ΡŽΡ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ. ИмСнно поэтому Π² Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠΌ общСствС вострСбованы Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ числСнный состав ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΌΠΎΡ‡ΠΈΡ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ½Ρ‹Π΅ срСдства Π½Π° Π΅Π΅ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅. ОсвоСниС ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ с Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ возраста срСдств саморСгуляции ΠΈ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌ общСствСнной ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ качСствСнно ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ людьми Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΈ, соотвСтствСнно, сократит Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ², ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… внСшнюю Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΡŽ дСйствий ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ содСрТаниСм саморСгуляции являСтся ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ дСйствий ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½ΠΈΡŽ, ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ Π΅Π³ΠΎ саморазвитиС. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ пСдагогичСской срСдС слСдуСт ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΡΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΄ΠΎΠ»ΠΈ внСшнСй рСгуляции ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ саморСгуляции учащихся. Условиями этого ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ‚Π»Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΠΊΠ°Π·ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… рСгуляторов ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды. Π˜Ρ… Ρ…Π°ΠΎΡ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ воздСйствиС, Π½Π΅ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΡŽ напряТСнной, приводят ΠΊ Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ саморазвития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. ИмСнно поэтому Ρƒ ΠΊΠΈΡ‚Π°ΠΉΡ†Π΅Π² сущСствуСт проклятиС: «Π§Ρ‚ΠΎΠ± Π²Π°ΠΌ ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΡΠΏΠΎΡ…Ρƒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½!».

Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ саморСгуляция стала ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π² Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π΅ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ рСфлСксивного ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ с Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ дСтства. Если Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС учащиСся ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π²Π°ΡŽΡ‚ рСфлСксивной саморСгуляциСй, появляСтся Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΡ учащимися основной ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΈ ΠΎΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊΠ°ΠΊ ваТнСйшСго ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°, приводящСго ΠΏΠΎ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ дСйствия ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½ΠΈΡŽ. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ ΠΈ ΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π°Π΄Π΅ΠΆΠ΄Ρ‹ Π½Π° Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ природосообразноС устройство ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды, основанной Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠΊΠ»ΠΎΠ½Π½ΠΎΠΌ саморазвитии Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π°.

  • [1] Павлов И. П. Π˜Π·Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹, М., 1949.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ