Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Неблагоприятные факторы семейного воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Например, социальная неопределенность родителей в период мирового экономического кризиса приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь ведет к изменению микроклимата семьи, семейным конфликтам и насилию, обострению супружеских и детско-родительских отношений. Ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности… Читать ещё >

Неблагоприятные факторы семейного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характер взаимодействия семейных подструктур, микроклимат семьи, гибкость выполнения ее членами функций и ролевых позиций меняется на каждом этапе жизненного цикла семьи. В исследованиях современной семьи (А.Н. Ганичева, В. Н. Дружинин, ОЛ. Зверева, ОА Карабанова, ТА Куликова, АН. Обозова, Э. Г. Эйдемиллер и др.) отмечается падение престижа семейных ценностей и педагогического потенциала, снижение рождаемости и увеличение числа разводов, повышение процента семей, где женщина и дети подвергаются различным видам насилия.

В научной литературе нет единства в тезаурусе «благополучности» — «неблагополучности» современной семьи. Множество смысловыражающих единиц и вектор предмета исследования каждой из научных областей, изучающих семью, приводит, в конечном результате, к смысловой синонимии. Понятия «проблемная семья», «дисгармоничная семья», «дисфункциональная семья», «неблагополучная семья», «деструктивная семья», «семья группы риска» рассматриваются нами как близкие по «соназванию» и значению.

Так, О. А. Карабанова к дисгармоничным относит семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи, и не реализуются ее основные задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла.

Е.Г. Силясва считает неблагополучными семьи, в которых из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов возникают психологические проблемы. В. М. Целуйко под неблагополучной понимает семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.

По образному высказыванию О. А. Карабановой, подобные «семейные перекосы» могут выражаться в доминировании-подчинении; несимметричности эмоциональных отношений; игнорировании одним из членов семьи своих обязанностей и функций, связанных с семейной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствии сотрудничества, партнерства, взаимопомощи. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются психологической, педагогической, социальной, правовой, материальной, медицинской и других сторон ее жизни. При этом одна проблема встречается редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Например, социальная неопределенность родителей в период мирового экономического кризиса приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь ведет к изменению микроклимата семьи, семейным конфликтам и насилию, обострению супружеских и детско-родительских отношений. Ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, иногда толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.

Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия для авторов пособия является душевное состояние и поведение ребенка.

Один из видов социально-неблагополучной семьи — дисгармоничная семья.

В основу типологии дисгармоничных семей (А.С. Спиваковская) положен критерий духовного одиночества детей в таких семьях.

«Внешне спокойная семья» отличается тем, что в ней не принято предъявлять друг другу искренние чувства. Чувство ответственности превалирует над спонтанностью отношений, негативные чувства существуют в подавленном, глубоко запрятанном виде. Обязанности выполняются педантично. Длительное блокирование эмоций приводит к состоянию депрессии, тоски, скуки. Все события в такой семье протекают как будто гладко. Со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованы. На самом деле в таких семейных союзах за благополучным «фасадом» скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Содержание эмоций нередко губительно отражается на самочувствии, супруги подвержены устойчивым нарушением настроения, часто ощущают себя морально и физически уставшими, бессильными людьми.

Этот тип семейных отношений неблагоприятен для развития ребенка: искренность и доверительность общения заменяется видимой благожелательностью, призванной скрывать непримиримые противоречия и взаимно негативные переживания. Жизнь ребенка наполняется безотчетным ощущением постоянной тревоги, он чувствует опасность, свою беспомощность, но не понимает их источника, живет в постоянном напряжении, испытывает страх.

«Вулканическая семья» — коммуникации осуществляются с эмоциональной непосредственностью и спонтанностью. Дети испытывают постоянные эмоциональные перегрузки, так как бурные ссоры между родителями воспринимаются ими как трагедия, угрожающая стабильности детского мира. Эмоциональная атмосфера такой семьи как бы пульсирует между двумя полюсами. У ребенка нет чувства стабильности, постоянства, он испытывает страх перед будущим, недоверие ко всему.

«Семья-санаторий» представляет собой наиболее характерный пример семейной дисгармонии. Один из членов семьи, постоянно испытывающий повышенную тревожность перед окружающим миром, ограничивает жизнь других членов семьи, требуя гипертрофированной любви и заботы.

Характерные признаки такой семьи — мелочная опека, жесткий контроль, чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей. Усилия супругов затрачиваются на своеобразное коллективное самоограничение, они все время проводят вместе и стараются удержать возле себя детей. Попытки отделения воспринимаются как угроза существованию семьи, постепенно ограничивается круг общения, сокращается число контактов с друзьями, как правило, под предлогом различий во взглядах и ценностях.

Позиция детей в таких семьях может быть различной. Дети обычно лишены необходимой заботы, испытывают недостаток в родительской любви. Как правило, они рано привлекаются к выполнению домашней работы, годами испытывают физические и нервные перегрузки, становятся излишне тревожными и эмоционально зависимыми, сохраняя при этом теплое, любовное и заботливое отношение к родителям. Один из членов семьи (им может быть как взрослый, так и ребенок) ограничивает свои обязанности, заставляя близких все больше окружать его вниманием.

Чрезмерная перегрузка нервной системы ребенка приводит к невротическим срывам, повышенной чувствительности, раздражительности. В подростковом возрасте усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи.

«Семья-крепость». В основе этого типа семейной дисгармонии лежат представления об угрозе, агрессивности и жесткости окружающего мира. Такая семья психологически вооружается против всех, кто не включен в семейный круг, в ней возникает выраженное усиление чувства «мы». Создаваемая видимость внутрисемейной солидарности на самом деле лишена естественной теплоты и душевности.

Отношение к детям в такой семье также жестко регламентируется предписанием выполнения строгих правил. Подобная семейная атмосфера приводит к неуверенности в себе, безынициативности, может усиливать реакцию протеста и провоцировать негативное поведение ребенка.

«Семья-театр». Такие семьи удерживают стабильность семейных отношений за счет демонстративного, театрализованного образа жизни. Внешне родители демонстрируют посторонним людям искреннее участие и любовь к ребенку, хотя он может остро чувствовать, что родителям не до него. Отсутствие подлинной близости, демонстрация мнимых достоинств формирует в детях эгоцентризм. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает острую потребность в признании, постоянном внимании, поощрении, любовании, остро переживает дефицит любви.

В общении с детьми нет единой линии поведения: запреты и поощрения декларируются и быстро забываются. В такой семье часто возникает особое отношение к ребенку: внимание к проблемным сторонам его жизни заменяется обеспечением улучшенных материальных условий.

«Семья „третий лишний“». В таких семьях родительство воспринимается как помеха супружеским отношениям. Как правило, это бывает при психологической незрелости одного или обоих родителей, при неподготовленности их личностного развития к выполнению родительских функций. Вследствие этого возникает стиль детско-родительских отношений по типу скрытого неприятия, отвержения.

В таких семьях родители часто внушают детям чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках. Воспитание детей в подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях. У детей возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с родителями, плохо адаптируются к новым условиям.

«Семья с кумиром» превращает ребенка в центр вселенной, забота о нем объединяет супругов, они переносят на него нереализованные в супружеском контакте чувства. Для такой семьи характерны: гиперопека, повышенное внимание к ребенку, немедленное выполнение всех его требований. У родителей возникает бессознательное желание препятствовать взрослению ребенка, сохранять и поддерживать его инфантильные проявления.

В семье такого типа дети становятся пассивными, несамостоятельными. При столкновении с внесемейным окружением они требуют к себе повышенного внимания и, не получая его, приписывают окружению жестокость и несправедливость. При таком воспитании утрачивается активность ребенка, возрастает потребность в позитивных оценках. Получение со стороны социума объективных оценок своей деятельности приводит ребенка к депрессии, повышенной тревожности, а в ряде случаев к необоснованной агрессии. Социализация такого ребенка проходит сложно, болезненно, с ощущением несправедливости и жестокости окружающих.

«Семья-маскарад» порождена рассогласованностью жизненных целей и планов супругов. Каждый из родителей предъявляет ребенку различные требования, противоречащие друг другу. Мир семьи представляется ребенку как чередование и мелькание разных масок. Несогласованность действий родителей, например повышенная требовательность отца при чрезмерной опеке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка, чувство тревожности и расщепление самооценки.

К особому типу неблагополучной семьи следует отнести семью, где мать и (или) отец злоупотребляют алкоголем. Развитие детей, живущих в такой семье, протекает с тяжелыми психическими отклонениями. Дети характеризуются синдромом «педагогической запущенности», заниженной самооценкой, часто пребывают в состоянии депрессии, страха и горя. Исследователи И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н. В. Фурманова, занимающиеся проблемой подобных семей, отмечают, что ребенок выбирает определенную стратегию адаптации к условиям проживания в семье с алкогольной и/шш сексуальной деморализацией. Принятие на себя определенной модели поведения («ужасный ребенок», «больной», «человек-невидимка», «шут гороховый», «псевдородитель») позволяет ребенку приспособиться к объективным обстоятельствам.

Детей из социально-неблагополучных семей можно отнести к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также беспризорным и безнадзорным детям.

Основную по численности категорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результате антиобщественного поведения лишены родительских прав (социальное сиротство). Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

Для всех неблагополучных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей.

Недостатки семейного воспитания вызваны главным образом недостатком общей и педагогической культуры родителей, затруднениями в организации процесса воспитания. Негативно на семейном воспитании сказывается и кризис семьи, который осложняет ее быт, материальное обеспечение.

Исследователи выдели ют/>яд причин, влияющих на результативность семейного воспитания (Е.П. Арнаутова, Е. М. Вроно, В. М. Иванова, Л. И. Маленкова, Т. А. Маркова и др.):

  • — типичный недостаток семейного воспитания — отрицательный пример взрослых, их двойная мораль. Л .Н. Толстой писал, что все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, оправдывая их в себе, не хотят видеть этих недостатков в детях;
  • — взрослые часто используют неоправданные наказания. Педагоги прошлого выступали против того, чтобы отцы и матери властвовали самоуправно над благими дарами творца, которыми он снабдил детей. Так, К. Д. Ушинский считал, что родители наказывают детей за то, за что вовсе не следует наказывать, поощряют их сами к тем поступкам, против которых борется заведение. В результате родители сами удивляются, почему воспитание их детей идет дурно или приносит такие плоды, вкус которых им кажется горек.

Типичный недостаток воспитания детей в семье — физическое наказание. Л. Н. Толстой считал, что оно вредно потому, что озлобляет наказываемого. Проблема физических наказаний поднимается и многими современными авторами, например Е. М. Вроно, В. Л. Леви и др.

По мнению детского психиатра Е. М. Вроно, нет более глубоких душевных ран, чем полученных в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях и разнообразных психосоматических болезнях. Агрессивность родителей, их стремление непременно настоять на своем, пусть даже силой, может вызвать очень тяжелые последствия. Если родители считают, что только в страхе можно воспитать из ребенка сильную личность, это может обернуться жестокостью ребенка и обратиться против них самих;

  • — доминирование родительской авторитарности в семейном воспитании. Е. П. Арнаутова отмечает, что отцы даже уступают матерям в авторитарности. Это качество значительной части молодых родителей выступает своеобразным барьером для создания эмоциональных, доверительных отношений взрослых и детей в семье. Дети, родители которых используют угрозы, нотации, запреты, негативные оценки, осуждение, высмеивание, отличаются неуверенностью, безынициативностью, выраженной зависимостью от взрослого;
  • — взрослые непоследовательны в своих требованиях к детям. Например, они могут предъявлять детям разные требования в зависимости от настроения, самочувствия, за один и тот же проступок могут поругать, похвалить или не обратить на него внимания. В результате ребенок начинает лгать, приспосабливаться, хитрить. Излишние запреты «задергивают» ребенка, со стороны взрослых отсутствует единство требований. По мнению Ю. П. Азарова, воспитывать детей слишком рьяно так же опасно, как не воспитывать вообще;
  • — дефицит материнского общения — неблагоприятный фактор. В литературе приводятся многочисленные примеры, когда мать, уходя на работу, запирала ребенка на весь день одного или он оставался на попечении глухой бабушки, его «подбрасывали» соседке, которая лишь осуществляла уход и присмотр, но не занималась развитием. Недостаточное общение с ребенком не удовлетворяет одну из важнейших его потребностей. Родителям проще усадить ребенка за компьютер, телевизор, поставить игровую программу, включить диск со сказкой. Часто в семье родители не могут организовать деятельность ребенка, она малосодержательна и однообразна. Игра в семье не применяется;
  • — дефицит общения взрослых с ребенком, уклонение от всех контактов, кроме «деловых», потому что они им неинтересны. Иногда родители сводят общение с ребенком к минимуму или общение может быть продолжительным по времени, но обедненным по содержанию, эмоциям. Приведем пример. Одна мама высказалась в адрес дочери: «Она или ноет, или молчит, или пристает, как банный лист, с дурными вопросами». Следствие такого «воспитания» — задержка ребенка в общем развитии. Можно согласиться с М. И. Буяновым, который к неблагополучным относит семьи с равнодушным отношением к ребенку, несмотря на материальные и престижные показатели;
  • — взрослые не понимают возрастных особенностей детей, считают их уменьшенной копией себя. Они оценивают суждения и поступки детей с этой позиции, не понимают (например, выбор той или иной игрушки) мотивы поведения детей;
  • — типичные ошибки родителей, например, ребенка обманывают, чтобы добиться послушания, запугивают, угрожают, сочетают жесткую требовательность с попустительством. Родители не умеют дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания, часто бывают инертны в поиске методов воспитания;
  • — у родителей отсутствует программа воспитания детей. Оно строится стихийно, на основе отрывочных педагогических знаний. Многие родители не могут сформулировать цели воспитания. Некоторые стремятся пополнить свои знания с помощью книг, Интернета, телепередач о воспитании, пытаются внедрить новые методики в практику, не учитывая особенностей и потребностей своего ребенка, ориентируясь на некий «идеал». Они пытаются закаливать ребенка по иностранным методикам или начинают обучение, не учитывая уровень его развития, ориентируясь на сверстников или на свои представления о должном;
  • — семейному воспитанию присуще игнорирование традиций и элементов целенаправленного воспитания. Взрослые стремятся создать условия для себя, не задумываясь над тем, подходят ли они их ребенку. Например, взрослые, не желая нарушить интерьер комнат, не создают уголка для ребенка или не разрешают ему приглашать друзей, так как они «могут испачкать полы», «поцарапать паркет». Некоторые родители жалуются, что ребенок много разговаривает и мешает им смотреть телевизор. Часто родители воспитывают детей так, как воспитывали их, перенимая опыт старшего поколения;
  • — взрослые оценивают не поведение и деятельность ребенка, а его личность. Это влияет на формирование его самооценки. Ребенок оценивает себя глазами взрослого. Родители говорят ему: «Ты плохой, ты неисправим», — и тем самым программируют его личность. Психиатр ВЛ. Леви писал, что если взрослые говорят ребенку: «Тебе одна дорога — на панель, в тюрьму и т. п.», то так может и получиться. Один мальчик сказал, что он неудачник и у него ничего не получится. На вопрос педагога, почему он так считает, ребенок ответил: «Так мама сказала»;
  • — некоторые ошибки в воспитании детей связаны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи. Часто в семье нарушается режим дня. Дети не спят днем, «перехватывают куски» между приемами пищи, перевозбуждаются перед сном, являются свидетелями или участниками «взрослых» досугов, в выходные дни их перенасыщают впечатлениями, иногда даже дают попробовать спиртное. Дети посещают кафе, смотрят «взрослые» фильмы, много времени проводят за компьютером и др. Некоторые дети не любят выходные дни по этим причинам;
  • — на развитие ребенка и его будущее отрицательно влияют смерть или продолжительное отсутствие родителей;
  • — отдаленные последствия на развитие ребенка имеют конфликтные отношения в семье, особенно если они усугубляются алкоголизмом родителей. В этом случае ребенок живет в обстановке подавленности и страха. К. В. Бардин приводит грустный пример из собственной практики. В школе учитель предложил детям придумать простое предложение. Ребенок выводит: «Папа пил. Папа бил».

Вместе с недостатками семейного воспитания можно отметить и типичные проблемы воспитания в современной семье. Одна из них — раннее и чрезмерное обучение детей. В исследовании ОД. Кавашкиной говорится о влиянии престижных установок родителей на развитие личности ребенка. Такие установки могут соответствовать условиям и реальным возможностям детей или быть завышенными. Родители отягощают психику детей, перекладывают на них свою меру ответственности, перенапрягают. Исследователь выявила прямую зависимость между завышенными требованиями родителей и нерсализованностью возможностей ребенка. У детей, как следствие, развивается ранний невроз.

Эта проблема актуальна, но не нова. О вреде преждевременного обучения писал П. Ф. Каптерев. Он считал, что превращение детства в подготовительный период к следующему, школьному возрасту лишает детей их прав.

Современные исследователи (В.В. Абраменкова, И. Ф. Дементьева и др.) отмечают новые проблемы, не свойственные ранее семейному воспитанию. В результате проведения в России реформ появились новые ценности воспитания. Семья особо чувствительна к реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку они напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной способности. В первые годы перестройки и постперестроечный период проблема воспитания отодвинулась на второй план, уступая место проблеме простого выживания детей и взрослых. Произошло расслоение общества, семья была опрошена за грань среднего прожиточного уровня, у взрослых членов семьи возникли низкая самооценка и неуверенность в себе. Неуверенные в себе родители, как следствие, перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. В глазах подростка они выглядят неудачниками.

Свои проблемы воспитания возникли в семьях «новых русских». Такие родители имеют более высокий авторитет у своих детей, вместе с тем, они испытывают трудности в осуществлении социального контроля. Мать, ограниченная интересами семьи, перестает быть интересной для ребенка. Родительское невнимание и даже заброшенность характерны для детей «новых русских». Иногда детей воспитывают на принципах бизнес-идеологии: родители платят детям за выполненную работу, за хорошие оценки, дети пытаются строить свой «бизнес» — сдают бутылки, моют автомашины, воруют, снимаются в сомнительных изданиях и т. п.

«Модным» стало давать детям хорошее образование, преимущественно гуманитарное, за рубежом. Во время учебы родители и дети надолго разлучаются. Ребенку необходимо адаптироваться к другой культуре, другому языку, образу жизни. И. Медведева, Г. Шишова отмечают, что дети «новых русских» амбициозны.

Стала очень острой проблема негативного влияния компьютера и компьютерных игр на развитие ребенка. Часто цель игры или основное действие — убийство. В игре насаждаются гнев, зависть, алчность и другие негативные качества. Игра стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. В такой игре теряется личностное сознание, ребенок чувствует себя властелином мира, заставляя мир жить по своим законам. У ребенка подспудно формируется психология сверхчеловека. Граница условности недопустимо сдвинута в сторону реализма.

Увлечение детей компьютерными играми прямо пропорционально психологическому дискомфорту. По мнению психологов, у интеллектуально полноценного ребенка нс может вызвать устойчивый интерес то, что так однообразно и легко достижимо. Помимо вреда, оказываемого компьютером на здоровье детей (излучения, нагрузки на позвоночник и зрение), игры вызывают психическое напряжение и стрессовые состояния. У ребенка возникают нервные срывы, он становится пассивным объектом манипуляций. Игры быстро формируют привязанность, психическую зависимость, воздействуют надушу. По мнению В. В. Абраменковой, зависимость ребенка от игры сродни наркотической, отчуждает его от общепринятых ценностных ориентаций.

Особый вред оказывают виртуальные игры и игрушки типа «тамагочи». У ребенка появляется предмет обожания, возникает пренебрежительное отношение к жизни и смерти, неспособность отличать настоящее страдание и смерть, любовь, преданность от игрушечных. Размывается грань между живым и сконструированным, добром и злом. Легкое отношение к смерти должно насторожить родителей, так как это может запечатлеться в сознании и превратиться в социальную установку в будущем. Родителям не следует испытывать особый оптимизм из-за того, что ребенок играет и не мешает им.

При нарушении структуры и функций семьи возникает психологическая напряженность внутрисемейных отношений, когда родители не в состоянии управлять воспитанием детей, прививать им положительные социальные качества.

Недостаток общения в семье нередко толкает детей и подростков к неформальной группе. Г. Габиани отмечает, что проблемы наркомании характерны не только для «ущербных и деформированных семей», но и для благополучных и материально обеспеченных семей. Как следствие — отклонения в поведении детей и подростков.

Для современных семей характерен высокий рост разводов, что также отражается на воспитании.

Негативные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, разрушение кровнородственных связей, ослабление материального положения, дисгармония воспроизводства населения, алкоголизм родителей и др. (Н.Я. Соловьев, В.А. Сысенко).

Развод родителей оказывает сильное влияние на детей. Т. П. Гаврилова, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров и другие утверждают, что конфликт между родителями, кризис в семье, развод — одно из самых тяжелых переживаний детства. Дети тонко чувствуют назревающий разлад в семье раньше, чем его осознают сами родителями. Нередко у детей возникают неврозы за 1—3 года до развода. Т. П. Гаврилова выявила, что распад семьи — ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери — вызывают у детей наиболее острые переживания.

Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2,5—3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти и внимания, расстройством сна, снижением познавательных психических процессов. Этот вывод подтверждается и зарубежными исследователями (3. Матейчек, А. Николи): эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом связано с постоянным общением ребенка с обоими родителями. Развод порождает у ребенка чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности.

Согласно исследованию Д. Добкинса, дети боятся, что и другой родитель оставит их. И кризис и развод психотравматичен для детей. Ребенок не понимает, кто прав, не может быть судьей, союзником, он начинает слушать того, кто его хвалит. У него формируются пессимизм, чувство неуверенности в себе. Он говорит, что от него ушел папа, и считает плохим себя. Более старшие дети могут совершать из-за развода родителей самоубийство, поскольку видят в этом предательство. По мнению исследователей, после развода у детей развиваются неврастенические проявления, боязливость, робость, покорность, склонность к депрессии, агрессия, снижается школьная успеваемость.

Наличие детей и их число теперь не является факторами, сдерживающими супругов от развода. Препятствием может оставаться лишь малолетний возраст детей. Взаимные обвинения родителей приносят ребенку душевные страдания. Авторы призывают родителей оберегать своих детей от присутствия во время супружеских ссор.

Развод переживается детьми с меньшей тревогой, если они продолжают жить в том же доме, учиться в той же школе и общаться с теми же друзьями. Эти факторы действуют успокаивающе на эмоциональное состояние ребенка, так как убеждают его в стабильности, незыблемости условий его жизни. И наоборот, если меняется место жительства, школа, круг общения, уверенность ребенка в себе и своем окружении теряет устойчивость и приводит к дополнительному стрессу.

Иногда родители, сохраняя неудачный союз в интересах детей, отказываются от развода, и конфликт заходит столь глубоко, что сохранение семьи ради ребенка практически не имеет смысла. По мнению психологов, сохранение брака в интересах детей разумно лишь в том случае, когда есть надежда на благополучное разрешение супружеских конфликтов.

Если развод свершился, то матери важно строить отношения с отцом ребенка на принципе «дипломатических контактов». Только при конструктивном сотрудничестве бывших супругов создается благоприятная атмосфера для приспособления ребенка к новой жизни.

Ограничить негативное воздействие развода на детей можно лишь созданием условий для обеспечения возможностей их общения в равной мере с обоими родителями.

Психологи рекомендуют отделить переживания себя как «бывшей жены» от новой роли «самостоятельной матери». Бывший муж не обязательно бывший отец. Важно сохранить возможность заботиться о детях, обговорить с бывшим мужем формы, в которых ему будет удобно выполнять свои родительские обязанности, сформулировать приемлемые варианты. Рекомендуется принять позицию партнера, проявлять корректность и сдержанность. Можно предложить определенный режим встреч, выражать бывшему мужу признательность за его заботу о детях.

Нужно сделать все возможное, чтобы ребенок воспринял расставание родителей не как катастрофу, а как просто серьезное изменение в жизни, к которому нужно будет привыкнуть. Ему необходима уверенность в том, что решения и действия родителей — разумны, обоснованны и они способны сохранить друг к другу уважение, доверие. Ребенок не должен отрицательно отзываться об отце. Мать должна объяснить ребенку действия отца не злым умыслом, а стечением обстоятельств: «Папа не может жить с нами … мы решили, что так будет удобнее». Ребенок очень чутко улавливает эмоции.

Следует обращать свое внимание и детей на самые маленькие успехи и выгоды нового положения, а к огорчениям и неудачам относиться по принципу «об этом я подумаю завтра». Копить в себе обиды и думать о том, «что было бы, если …» — означает понапрасну растрачивать те силы, которые нужны для нового пути.

После разводов иногда создаются повторно-брачные семьи. Проблема эмоционального самочувствия ребенка в условиях повторного брака матери изучалась Е. П. Арнаутовой. Атмосфера семьи, созданной на основе повторного брака матери, представляет своего рода «эмоциональное поле взаимодействия» социальных, психологических, педагогических и других факторов.

В ситуации развода мать становится для ребенка главной, а иногда и единственной опорой и источником психологической защиты. При повторном замужестве она, поглощенная личным эмоционатьным состоянием, не всегда способна увидеть душевные переживания ребенка, понять их природу. Внимание матери нередко переключается на супруга. Вследствие этого резко сокращается и обедняется ее общение с ребенком. Американские ученые отмечают, что чем дольше мать и ребенок жили в условиях неполной семьи, тем ощутимее для последнего оказывается смещение внимания матери к новому супругу, а затем к ребенку от второго брака.

Обеднение и формализация контактов матери с ребенком могут провоцировать разные формы его эмоциональной избирательности к взрослым в семье, аффективного поведения, глубокие эмоциональные переживания.

Очевидно, чем менее выражена эмоциональная связь матери с ребенком, тем более ребенок не уверен в любви к нему со стороны других близких. Дошкольник не может еще осознать и сформулировать свои переживания, что затрудняет возможности родителей заметить и правильно понять природу его эмоциональных трудностей. Исследователи выявили беспомощность, негибкость родителей в применении адекватных способов педагогического воздействия и установления взаимоотношений с ребенком.

Как следствие развода или смерти одного из родителей, возникает неполная семья. Такая семья отличается некоторыми особенностями в результате отсутствия в семейной системе супружеских отношений. Рост числа неполных семей, как и проблема разводов характерны для большинства европейских стран.

Значительное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье отмечается, если у матери ребенка складываются эмоционально-глубокие взаимоотношения, мать очень болезненно воспринимает их неизбежный кризис в своих взаимоотношениях с подростком, когда первоначальный эмоциональный альянс разрушается. Поскольку родителям иногда свойственно игнорировать возрастные изменения в личности ребенка, они могут бессознательно поощрять его инфантильность, хотя сами подростки склонны преувеличивать в подобных конфликтах с родителями степень своей независимости.

Достаточно сложна ситуация в неполной семье, когда оставшийся с ребенком родитель стремится продемонстрировать обществу, что в сложившейся ситуации он воспитал ребенка достойным человеком. Обычно в подобных случаях мать стремится реализовать в ребенке собственные нереализованные планы, жизненные установки и идеалы. При этом склонности и особенности ребенка игнорируются. В результате несоответствия родительских ожиданий и реальных достижений ребенка возникают травмирующие всех участников детско-родительские конфликты.

Итак, семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая происходящее в обществе, ребенок опирается прежде всего на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Даже самая совершенная система образования не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье. Поэтому так важно, чтобы семья осуществляла не только воспроизводство членов общества, но и в полном объеме выполняла функцию их социализации.

Вопросы и задания

  • 1. Обоснуйте вред физических наказаний для ребенка.
  • 2. Почему для развития ребенка необходима стабильная семья?
  • 3. Какое значение для развития ребенка имеет развод родителей?
  • 4. Как влияет на формирование личности ребенка повторный брак одного из родителей?
  • 5. Какие типичные ошибки семейного воспитания вы можете привести в качестве примера?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой