Формирование межкультурной компетентности студентов-будущих культурологов в процессе профессиональной подготовки в вузе
Диссертация
Экспериментальная работа в ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет» направлялась на разработку и апробацию системы формирования межкультурной компетентности студентов-будущих культурологов. Разработанная в ходе исследования система представляла собой совокупность содержания, форм и методов, обеспечивающих формирование межкультурной компетентности в имитируемых условиях профессиональной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы профессиональной подготовки культурологов
- 1. 1. Ретроспективный анализ опыта подготовки культурологов в системе высшего профессионального образования в России
- 1. 2. Специфика и особенность профессиональной деятельности культурологов
- 1. 3. Сущность и структура межкультурной компетентности студентов будущих культурологов
- ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию межкультурной компетентности студентов-будущих культурологов
- 2. 1. Система формирования межкультурной компетентности студентов -будущих культурологов
- 2. 2. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию межкультурной компетентности студентов-будущих культурологов
Список литературы
- Алексеева Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: научно-методическое пособие. СПб.: Книжный дом, 2008. — 301 с.
- Ананьев Б.Г. Проблемы комплексного изучения развития интеллекта и личности // Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. Вып. XIII. — 123 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2000. — 288 с.
- Анисимова И.Д. Педагогические условия формирования гуманистического отношения курсантов юридического вуза МВД к человеку: автореф. дис.. канд. пед. наук. Самара, 2001. — 27 с.
- Антипова В.М., Колесникова К. Ю., ПахомоваГ.А. Компетентностный подход к организации дополнительного образования в университете. -М.: Педагогика. 2006. — № 8. — С.57 — 62.
- Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус // Новые ценности образования / ред.-сост. Н. Б. Крылова. М.: НИИ школьных технологий, 2005. Вып. 5(24). — 183 с.
- Аринина Г. А., Князев A.M. Изучение личности в организации (технологический подход): монография. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 279 с.
- Багдасарьян Н.Г. Место культурологии в образовательном процессе. Электронный ресурс. URL: http://hischool.ru/mestocult.html (дата обращения 05.08.2008).
- Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. М.: МГУКИ, 2001. — 222 с.
- Барабанов О.Н., Лебедева М. М. Глобализация и образование в современном мире // Глобализация: человеческое измерение. М.: Изд-во МГИМО, 2003. — 112 с.
- Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. М.: Профессиональное образование, 1997. — 512 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.
- Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 1997.-187 с.
- Белкин A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство.- Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2004. 171 с.
- Беляева В.А., Петренко A.A., Маскин В. В. Компетентностный подход в проектировании инновационного развития образовательного учреждения. М.: АРКТИ, 2009. — 136 с.
- Бережнова JI.H., Набок И. Л., Щеглов В. И. Этнопедагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2008. — 240 с.
- Берестовская Д.С. Культурология. Симферополь: Бпзнес-Информ, 2003.- 392 с.
- Бердичевский А.Л. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности // Иностранные языки в школе. 2004. — № 2. С. 17−20.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. — 294 с.
- Библер B.C. Диалог культур и школа XXI века // Библер B.C. Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово: Алеф, 1993. — 414 с.
- Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. 1996.- № 4.-С. 66−73.
- Бикитеева P.P. Формирование межкультурной компетентности студента: личностно-смысловой аспект: дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2007. — 188 с.
- Бим-Бад Б. М. Аксиомы педагогики // Педагогика. 2010. — № 3. — С. 15 -20.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: курс лекций. М.: УРАО, 2002. — 205 с.
- Бим-Бад Б.М., Егорова Л. И. Категория амбивалентности в теории воспитания человека // Педагогика. 2008. — № 7. — С. 8−17.
- Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / под науч. ред. В. И. Байденко. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного образования // Педагогика. 2007. — № 8. — С. 44−53.
- Бондаренко И.В. Формирование методической компетентности у будущих специалистов-культурологов в условиях педагогического образования в классическом университете: дис.. кан. пед. наук. Ульяновск, 2010. — 200 с.
- Бондырева С.К., Кураков Л. П., Лиферов А. П. Образовательное пространство России: проблемы интеграции. М.: Вуз и школа, 2004. — 464 с.
- Бражник Е.И. Особенности методологии сравнительных педагогических исследований Электронный ресурс. // Письма в emissia offline: электронный журнал. URL: http://www.emissia.org/offline/2005/975.htm (дата обращения: 6.06.2010).
- Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Alma mater.- 1997. -№ 4.-С. 11−17.
- Булаев Н.И. Развитие высшего образования в меняющемся мире: проблемы законодательного обеспечения // Высшее образование сегодня. -2005. -№ 3.- С. 2 -8.
- Булынин A.M. Развитие культуры межнациональных отношений как аксиологический феномен // Психолого-педагогический поиск. 2009. — № 1(9).- С. 41−50.
- Вербицкий A.A. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения // Игровое моделирование: методология и практика / под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987.- С. 78−99.
- Вербицкий A.A., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2010. — 336 с.
- Верховод Ф. С. Развитие культурологического образования в системе подготовки специалистов социально-досуговой сферы : дис. .канд. пед. наук.- Карачаевск, 2002. 214 с.
- Вохрышева М.Г. Современные стратегии культурологического образования. Самара: Изд-во СГАКИ, 2001. — 223 с.
- Вохрышева М.Г. Образование и духовность информационно-культурологического пространства: академические тетради. Вып. 1. Духовное развитие студентов в учебной деятельности. Самара: СГАКИ, 1999. — 13с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл: Эксмо, 2005. -1136 с.
- Гармаева С.И. Формирование межкультурной компетентности студентов неязыковых вузов средствами современных инфокоммуникационных технологий: дис. канд. пед. наук. Чита, 2008. — 229 с.
- Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала: Дагучпедгиз, 1998. — 338 с.
- Гончарова Н.Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2007. — № 5- С. 43 — 57.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: специальность 33 000 «Культурология». М.: Государственный комитет РФ по высшему образованию, 2010. — 29 с.
- Грудзинская Е.Ю., Марико В. В. Активные методы обучения в высшей школе: учебно-методические материалы по программе повышения квалификации. «Современные педагогические и информационные технологии». — Нижний Новгород: НИРО, 2007. 182 с.
- Грушевицкая Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. / под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 352 с.
- Данилюк А .Я. Принцип культурогенеза в образовании // Педагогика.- 2008.- № 10.-С. 3−8.
- Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. М.: Прогресс, 1989. — 312 с.
- Деятельность преподавателя вуза: основа профессионализма: учебное пособие / под ред. Т. И. Рудневой. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. — 380 с.
- Джуринский А.Н. Педагогика в многонациональном мире. М.: ВЛАДОС, 2010.-240 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, — 1956.-С. 217−218.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
- Дмитренко Т.А. Развитие личности обучающегося в свете диалога культур при овладении иностранным языком // Известия РАО. 2009. — № 2(10).-С. 73−82.
- Документы Совета Европы (Европейская шкала компетенций). А Common European Framework of Reference for Languages Learning, Teaching, Assessment.
- Доможирова M. А. Деловая игра в обучении профессионально ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов: дис.. канд. пед. наук. СПб., 2002. — 209 с.
- Душков Б.А. Основы инженерной психологии: словарь. 3-е изд. М.: Академический проект: Деловая книга, 2005. — 848 с.
- Европейский языковой портфель. М.: Наука, 1997. — 342 с.
- Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005. — 352 с.
- Еремкина О.В. Формирование психолого-педагогической диагностической культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Рязань, 2008. 28 с.
- Закон РФ от 09.10.1992 г. № 3612−1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Электронный ресурс. URL: http: // www.consultant.ru/online/base/?req=doc-base=LAW-n=95 206 (дата обращения: 23.06.20 100).
- Запесоцкий A.C. Образование: философия, культурология, политика. M.: Наука, 2002. — 456 с.
- Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании // Образование и наука. 2004. — № 5. — С. 3 — 12.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 330 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 40 с.
- Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 4 мая. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm (дата обращения: 16.04.2010).
- Зимняя И.А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2009. — № 3. — С. 14−19.
- Зимняя И.А., Лаптева М. Д., Морозова H.A. Социальные компетентности выпускников вузов в контексте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TUNING // Высшее образование сегодня. 2007. — № 11.- С. 22−27.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 2007. — 208с.
- Иванова Т.С. Психотехнические игры как средство воспитания внимания юных теннисистов: сборник трудов ученых РГАФК. М.: Б.и., 2000.-С. 101−102.
- Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб.: Питер, 1996.-304 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. — 512 с.
- Ильинский И.М. ЮНЕСКО: учиться жить вместе // Болонский процесс: взгляд на проблему: сборник материалов для участников IX Всероссийской конференции заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежных дисциплин. М. — 2005. — С. 36.
- Инновационные процессы в образовании: сб. науч. тр. / под ред. В. Н. Зазвягинского. Тюмень: ТГУ, 1990.-192с.
- Исследования в области профессиональной педагогики / сост.Т. И. Руднева, JI.B. Куриленко, М. Д. Горячев. Самара: Изд-во «Универс групп», 2008.-436 с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТООТК «Петрополис», 1996. -415 с.
- Кашина Е.Г., Руднева Т. И. Профессионально-педагогическая подготовка студентов в классическом университете: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. — 142 с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984.- 175 с.
- Комарова А.И. Язык для специальных целей: содержание. Вестник Московского университета. 1998. — № 1. — С.70 — 75.
- Комиссаров А.Н. Переводческие аспекты межкультурной коммуникации // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: сборник научных трудов.- М.: МГЛУ, 1999. Вып. № 444. С. 75 — 87.
- Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии: материалы международной научно-практической конференции. М.: СФГА, 2008. — 219 с.
- Конев В.А. Философия образования. Культура, человек, образование. 2-е изд., испр. и доп. Самара: СИПКРО, 1999. — 108 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года // Бюллетень МО РФ.- 20Ю.-№ 2. С. З — 31.
- Костикова Л.П. Подготовка студентов гуманитарного вуза к межкультурному взаимодействию: монография. М.: Изд-во МПСИ, 2010.-212 с.
- Кохановский В.П. Философия и методология науки. М.: АТС- Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 574 с.
- Краевский В.В., Бережнова E.B. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2006. 400 с.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. — 75 с.
- Кусарбаев Р.И. Теория и практика формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов вузов: монография. Челябинск: ИД «Губерния», 2009. -176 с.
- Лапшова Е.С. Формирование профессиональной культуры студентов гуманитарных факультетов средствами иностранного языка: дис.. канд. пед. наук. Самара, 2005. — 199 с.
- Латышев Л.К. Перевод: теория, практика и методика преподавания: учебное пособие для студентов переводческих факультетов высших учебных заведений. М.: Академия, 2003. — 237 с.
- Левченко В.В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке специалистов: монография. М.: Изд-во МПСИ, 2007.-287 с.
- Леонтьев A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971.-40 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003. — 487 с.
- Логашенко Ю.А. Соотношение понятий «межкультурная сенситивность» и «межкультурная компетентность» // Теоретические проблемы этнической кросс-культурной психологии / отв.ред. В. В. Гриценко. Смоленск: Универсум, 2008.-С. 169−172.
- Лузина Л.Н. Теория воспитания: философско-антропологический подход.- Псков: Изд-во ПГПИ, 2000. 186 с.
- Лукьянчикова М.С. О месте когнитивного компонента в структуре межкультурной коммуникации // Россия и Запад: диалог культур. М.: Мысль, 2000. Вып. 8. Т. 1.-289 с.
- Маркова Л.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
- Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании.- Новосибирск: Наука, 1992. 255 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / пер с англ. СПб.: Питер, 2008. — 352 с.
- Матуше П. Поликультурное образование в современном мире. М.: Академия, 2004. — 129 с.
- Медведев В.М. Диалектика научного мировоззрения и духовного развития личности. Самара: СГТУ, 1998. — 368 с.
- Медетова М.Е. Формирование межкультурной компетентности переводчика: автореф. дис.. канд. пед. наук. Рязань, — 2001. — 24 с.
- Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки. -2004.-№ 7.-С. 30.
- Минина Н.М. Программа обучения активному владению иностранным языком студентов неязыковых специальностей и методические рекомендации.- М.: Тезаурус, 1998. 62 с.
- Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства: материалы международной научно-практической конференции. Тамбов: ТГУ, 2002.-421 с.
- Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента. М.: Дело, 2008.- 255 с.
- Наролина В.И. Межкультурная компетентность как интегративная способность межкультурного общения специалиста: автореф. дис.. канд. псих. наук. Курск, 2004. — 29 с.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. 3-е изд., стереотип. СПб.: Речь, 2008. — 392 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года от 04 октября 2000 г. № 751,Электронный ресурс. URL: http://www.lexed.ru/ doc. php?id=3206# (дата обращения:4.10.2010).
- Нестеренко В.М. Технология формирования развивающего содержания профессиональной подготовки специалистов. Самара: СамГТУ, 2000. — 77 с.
- Новиков A.M. Методология образования. 2-е изд. М.: Эгвес, 2006.- 488 с.
- Новицкая A.B. Формирование межкультурной компетентности в различных видах межкультурных контактов: автореф. дис.. канд. пед. наук.- Саратов. -2001. 21 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стер. М.: Русский язык, 1986. — 797 с.
- Ольховая Т.А. Становление субъектности студентов университета: автореф. дис.. д-ра. пед. наук. Оренбург, 2007. — 45 с.
- Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и Болонские измерения / под науч. ред. В. И. Байденко. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2010. — 352 с.
- Павлова Л.П. Влияние игровой учебной деятельности на формирование межкультурной компетентности студентов вузов: автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. — 29 с.
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение, — М.: Изд. центр «Академия», 2009. 192с.
- Панфилова Т.В. Межкультурное взаимодействие: тенденции и перспективы / материалы V Конвента РАМИ. Мировая политика: взгляд из будущего. М.: МГИМО, 2008. — С. 103.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк: Изд-во ЛГПИ, 1998.- 15 8с.
- Педагогические исследования в образовании / под ред. Т. И. Рудневой.- Самара: Изд-во «Универс групп», 2004. 220 с.
- Педагогическая культурология (программа интегративного учебного курса для высших педагогических учебных заведений) / под ред. Л. А. Волович.- Казань: КГПУ, 1995. 40 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад — редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
- Писаренко А.Н. Формирование профессиональной межкультурной компетентности студентов: автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов. — 2011. -21 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 255 с.
- Плужник И.Л. Формирование межкультурной компетентности студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. д-ра пед. наук. Тюмень, — 2003.- 29 с.
- Поляков О.Г. Английский для специальных целей: теория и практика.- M.: НВИ-Тезаурус, 2003. 188с.
- Полякова A.A. Развитие аксиологического потенциала личности в контексте диалога культур: монография. СПб.: РГПУ, 2001. — 209 с.
- Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / под ред. A.A. Реана. М.: ACT- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2010.- 651 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 400 с.
- Резник Ю.М. Как возможна культурология? / Культурное многообразие: от прошлого к будущему: // тез. докл. II Российского культурологического конгресса. СПб: Эйдос Астерион., 2008. — 119 с.
- Российская федерация. Законы. Об образовании: федер. закон: принят Гос. Думой 13 января 1996 г.: по состоянию на 30 дек. 2001. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.-62 с.
- Рубан Г. А. Содержание и методика преподавания вводного курса изобразительного искусства в системе профессиональной подготовки студентов-культурологов: дис.. канд. пед. наук. -М., 2005. 204 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.- 720 с.
- Руднева Т.И. Педагогика профессионализма: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. — 218 с.
- Рыбакова A.A. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. — № 61. — С.42 — 49.
- Рыбкина A.A. Формирование профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис.. канд. пед. наук. Самара, 2003. — 18 с.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 350 с.
- Садохин А.П. Глобализация в международных отношениях. М.: Эксмо, 2006.-С. 194−197.
- Садохин А.П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: дис. д-ра культурол. наук. М., 2009.- 342 с.
- Садохин А.П. Тренинг как метод обучения межкультурной компетентности // Медиакультура новой России: материалы международной научной конференци. / под ред. Н. Б. Кирилловой и др. Екатеринбург- Москва: Академический проект, 2007. T. II — С. 385 — 398.
- Садохин А.П., Грушевицкая Т. Г. Межкультурное взаимодействие и культурная толерантность // Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Основы этнологии.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- С. 244 250.
- Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: НИЦ «Еврошкола», 2004.-236 с.
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку. М.: Высш. шк.- Амскорт интернэшенел, 1991 .-311с.
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т. 1. — 816 с.
- Сергеев А.Н. Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования (на примере специальности: 50 502.65 технология и предпринимательство): автореф. дис.. д-ра пед. наук. Тула, 2010. — 49 с.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994.- № 5.-С. 16−21.
- Совет Европы: «Белая книга» по межкультурному диалогу. Утверждена министрами иностранных дел стран-членов Совета Европы на 118 сессии Комитета министров / пер с англ. Страсбург, — 2008. — 73 с.
- Сороколетов C.B. Использование социальных сетей в Интернете как средство развития межкультурной компетентности студентов лингвистов: автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, — 2006. — 26 с.
- Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов н/Д: Феникс, 2011. -541 с.
- Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: учебно-методическое пособие. М.: Университетская книга: Логос, 2006.- 256 с.
- Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур. М.: Слово, 2008.- 344 с.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и международная коммуникация. М.: Слово, 2000.-262 с.
- Трофимова Р.П. История русской культурологии. М.: Акад. Проект, 2003.-С. 407−408.
- Федеральная программа развития образования на 2010−2015 гг. от 10 апреля 2009 г. № 51-ФЗ. Электронный ресурс. URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/federalzak/ 51fzpril. htm (дата обращения:03.06.2009).
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011−2015 гг. от 23 декабря 2010 г. № 803 Электронный ресурс. URL: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/2048/ (дата обращения:04.02.2008).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Культурология». Электронный ресурс. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d10/prm6-l.pdf (дата обращения:09.02.2010).
- Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22.08.1996 г. № 125. Электронный ресурс. URL: http://zakon.edu.ru/catalog.asp?obno= 13 092 (дата обращения:01.05.2010).
- Федорова О.В. Условия формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов.: дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2003. — 228 с.
- Федотенко И.Л. Становление профессиональных ценностных ориентаций будущего учителя в процессе педагогической подготовки в вузе: автореф. дис.. кан. пед. наук. Тула, 2011. 22 с.
- Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др.- М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
- Флиер А. Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Обществ, науки и современность. 1997. № 2. С. 121 — 127.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. Саранск: Изд-во Мордовского университета, — 1993. — 124 с.
- Халеева И.И. О тендерных подходах к теории обучения языкам и культурам // Известия РАО. 2000. — № 1. — С.11 — 16.
- Хорт С.Д. Прикладная социология и менеджмент: хрестоматия.- М.:ТООСК, 1998.- 154 с.
- Чибисова М.Ю. Содержательная характеристика межкультурной компетентности педагога // Теоретические проблемы этнической кросс-культурной психологии / отв.ред. В. В. Гриценко. Смоленск: Универсум, 2008. -С. 343−348.
- Чигарева Д.В. Формирование профессионально-значимой семиотической компетенции студентов-культурологов в условиях междисциплинарной интеграции: автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2011. — 22 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1998.-320 с.
- Шейзл Д. Коммуникативность в обучении современным языкам.- Дублин: Совет Европы Пресс, 1995. 350 с.
- Шемет О.В. Дидактические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Педагогика. 2009. — № 10. — С. 16−22.
- Щербакова Е.Е. Педагогические технологии развития социокультурной компетенции студентов на начальном этапе профессионально ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе: дис. канд. пед. наук. — М., 2004. -216с.
- Энциклопедия. Культурология / под ред. С. Я. Левит, и др. М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. Т.2 — 1184с.
- Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2003. — 411 с.
- Янкина Н.В. Формирование межкультурной компетентности студентов университета: автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург. — 2005. — 27 с.
- Bennett J.M. Cross-culturaltraining and training skills: Conceptualizingcross-culturaltraining as education // International Journal of Intercultural Relations. 1996. № 10/2 P. 117−134.
- Byram M., Zarate G. Definitions, Objectives and Assessment of Sociocultural Competence. Strasbourg: Council of Europe Press, 1994. 223 p.
- Chomsky N. The Minimalist Program. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1995. 426 p.
- Friedman T. The Lexus and the Olive Tree: Understanding Globalization. N.Y.: Farrar, Straus & Giroux, 2000. 394 p.
- Grabe W., Kaplan R. Model of intercultural interaction. New York, 1984.372p.
- Hymes D., Gumperz J. Models of Interaction of Language and Social Life // Directions in Sociolinguistics: The Ethnography of Communication / ed by J. Gumperz, D. Hymes. N.Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1972. P. 36−71.
- Knapp K. Intercultural Communication in EESE Electronic resource. URL: http://www.cs.uu.nl/docs/vakken/bci/programma/intercult.html (Retrieved January 3, 2003).
- Lane R.E. The Decline of Politics and Ideology in a Knowledgeable Society // American Sociological Review. 1966. Vol. 31. №. 5. P. 649−662.
- Lehtonen J. Globalization, National Cultures, and the Paradox of Intercultural Competence Electronic resource. URL: http://viesti.jyu.fi/laitos/lehtonen/globalization.html (Retrieved December 2,2003).
- Mahlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1962. 416 p.
- Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. Harmondsworth: Penguin, 1976. 407 p.
- Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. 2-nd ed. N.Y.: Van Nostrand, 1968.240 p.
- Moosmuller Strategies for intercultural communication. Strasbourg: Council of Europe Press, 1996. 272 p.
- Phillips E. IC? I see! Developing learners' intercultural competence// LOTE CED Communique, issue 3. Electronic resource. URL: http://www.sedl.org/loteced/communique/n03.ht ml (Retrieved February 17,2004).
- Schaeffner K. Developing Competence in LSP-Translation // LICTRA 2001/ VII. Internationale Fachtagung zu Grundfragen der Translatologie. Translationkompetenz. Leipzig, 4−7.0ktober, 2001. 64 s.
- Seelye H.N. Teaching culture: strategies for intercultural communication. Lincolnwood, IL: National Textbook Co, 1994. 336 p.