Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы стимулирования. 
Основы педагогики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей, к тому же соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным; Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят… Читать ещё >

Методы стимулирования. Основы педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Современная педагогика обратила внимание на еще один весьма действенный метод стимулирования — соревнование. В последние десятилетия к этим традиционным рычагам манипулирования деятельностью и поведением человека добавляют еще один — субъективно-прагматический.

Метод еще не оформился окончательно, но уже повсеместно действует через систему конкретных сделок воспитателей и воспитанников, различного рода договоров и взаимных обязательств.

Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

Эффективность поощрения зависит от следующих правил:

  • 1. Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.
  • 2. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива. Надо не забывать поощрять тех, кто проявлял высокие нравственные качества — трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим, хотя и не добивался выдающихся личных успехов.
  • 3. Поощрение должно начинаться с ответа на вопросы — кому, сколько и за что. Выбирая поощрение, важно найти меру, достойную воспитанника. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству.
  • 4. Поощрение требует личностного подхода.
  • 5. Поощрение требует соблюдения справедливости. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками.

Соревнование — метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Организация соревнования — трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований, среди которых выделяют следующие:

  • 1. организация соревнования — основа его эффективности;
  • 2. определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей, к тому же соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным;
  • 3. должны быть установлены направленность и содержание соревнования.

Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей. Педагог направляет инициативу воспитанников, поправляя, где нужно, их действия.

Наказание — метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания, связанные:

  • 1. с наложением дополнительных обязательств;
  • 2. лишением или ограничением определенных прав;
  • 3. выражением морального порицания, осуждения.

В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и др. Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие:

  • 1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.
  • 2. Не рекомендуется применять групповое наказание.
  • 3. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.
  • 4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым.
  • 5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника.
  • 6. При решении вопроса, за что наказать, рекомендуется соблюдать следующую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых — выработать определенные положительные качества.
  • 7. Основа для применения метода наказания — конфликтная ситуация.
  • 8. Не допускайте превращения наказания в орудие мести.
  • 9. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь.

Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушающим дисциплину и общественный порядок становится невыгодно экономически накладно. Педагоги используют напряженную общественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях. Они подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направленность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы.

Конкретные модификации субъективно-прагматического метода следующие:

  • 1. контракты, которые заключают воспитанники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон;
  • 2. личные карточки самосовершенствования, которые составляются воспитателями и родителями;
  • 3. дифференцированные группы по интересам;
  • 4. мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением, социальным развитием воспитанника;
  • 5. тесты воспитанности, социальной зрелости, соревнования, конкурсы;
  • 6. штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания.

Задания к семинарскому занятию Посмотрите фильм Р. Быкова «Чучело» по мотивам одноименной. повести В.Железникова. Проанализируйте, какие подходы к воспитанию реализуют взрослые по отношению к детям в этом фильме. Какие воспитательные меры оказываются эффективными и почему.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой