Формирование полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств в классе фортепьяно
Диссертация
В опоре на теоретические основы исследования: деятельностную концепцию развития мышления, разработанную в трудах психологов: А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, А. Н. Лернера, А. Н. Леонтьева, О. К. Тихомирова, С. Л. Рубинштейна и педагогов: Л. В. Занкова, М. Н. Скаткинатеорию оптимизации учебно-воспитательного процесса, созданную Ю. К. Бабанскимтеорию поэтапного формирования умственных… Читать ещё >
Содержание
- I. ВВЕДЕНИЕ
- II. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
- 1. Сущность и содержание полифонического мышления
- 2. Особенности влияния знаний на формирование полифонического мышления в общей и музыкальной педагогике
- 3. Психолого-педагогические условия формирования полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств в классе фортепьяно
- III.
- ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В КЛАССЕ ФОРТЕПЬЯНО
- 1. Особенности полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств
- 2. Организация и содержание экспериментальной работы в процессе изучения фортепьянных произведений венских классиков
- 3. Сравнительный анализ эффективности учебно-воспитательного процесса в классе фортепьяно
Список литературы
- Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. -112 с.
- Аберт Г. В.А.Моцарт. В 2-х частях. Ч. I. Кн. 1. -М.: Музыка, 1978. 534 с.
- Аберт Г. В.А.Моцарт. Ч. I. Кн. 2. М.: Музыка, 1990. — 560 с.
- Аберт Г. В.А.Моцарт. Ч. II. Кн. 1. -М.: Музыка, 1989.-496 с.
- Аберт Г. В.А.Моцарт. Ч. II. Кн. 2. -М.: Музыка, 1983. 568 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
- Азаров Ю.П. Педагогика Любви и Свободы. М.: Топикал, 1994. — 608 с.
- Айзенберг А.Я. Самообразование: История, теория и современные проблемы. — М.: Высшая школа, 1986. 128 с.
- Актуальные проблемы возрождения духовности, развития народного художественного творчества и подготовки кадров в вузах культуры: Сб. статей по материалам конференции 24 26 декабря 1991 г. Ответственный редактор: Закутский В. И. — М.: МГИК, 1993. — 129 с.
- Алексеев А.Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. Киев: Му-зична Украина, 1974. -160 с.
- Алексеев А.Д. История фортепьянного искусства в 2-х частях. Ч. I. — М.: Муз-гиз, 1962.-144 е.-
- Алексеев А.Д. История фортепьянного искусства. Ч. II. — М.: Музыка, 1967. -285 с.
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепьяно. М.: Музыка, 1978. — 288 с.
- Алексеев А.Д. О воспитании историзма художественного мышления у музыканта-исполнителя в условиях комплексного обучения //Актуальные проблемы музыкального образования. Киев: Музична Украина, 1986. — С. 87 — 92.
- Алыпванг А. И.Гайдн //Избранные сочинения в 2-х томах. Т. 2. — М.: Музыка, 1965.-С. 5−34.
- Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. Изд. 5-е. М.: Музыка, 1977. — 447с.
- Амонашвили Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев: Освита, 1991.-112 с.
- Амонашвили Ш. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М.: Педагогика, 1990. 560 с.
- Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. — 255 с.
- Антонец Н.П. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения (на материале фортепьянной педагогики). Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1979.-18 с.
- Апраксина О. Методика музыкального воспитания. М.: Музыка, 1984. ~ 87 с.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.-224 с.
- Апраксина О.А. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы //Музыкально-педагогическая подготовка учителя.- М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1973. 54 с.
- Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика //Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. Ред. М. Г. Арановский. -М.: Музыка, 1974. С. 90 — 128.
- Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений //Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. Ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — С. 252 — 271.
- Аристотель. Сочинения в 4-х томах. -М.: Мысль. Т. I. -М., 1975. -550 е.- Т. II.- М., 1978. 687 е.- Т. III. — М&bdquo- 1981. — 613 е.- Т. IV. — М&bdquo- 1983. — 830 с.
- Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия (культурологические размышления). М.: Грааль, 1997. — 326 с.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: МГИК, 1992.-240 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. — 3521. С.
- Аронов А.А., Гриненко Г. В. История мировой и отечественной культуры (Программа Гос. выпускного экзамена по культурологии). М.: МГУКИ, 1999. — 23 с.
- Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков (в процессе обучения игре на фортепьяно): Ав-тореф. дис. .канд. пед. наук. -М.: 1971. 16 с.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 110 с.
- Асафьев Б. В. Нечто о музыкальном просвещении //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. — С. 17−19.
- Асафьев Б.В. Очаги слушания музыки //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. — С. 123−131.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 2. Изд. 2-е. — Л.: Музыка, 1971.-376 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987- 78 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
- Бабанский Ю.К. Система способов оптимизации обучения //Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — С. 272 — 282.
- Бадура Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. — М.: Музыка, 1972. — 373 с.
- Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М.: МГУК, 1994.-120 с.
- Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство и духовность //Духовные ценности и молодое поколение. Тезисы научно-практической конференции молодых ученых. М.: МГУК, 1998. — С. 82 — 83.
- Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства. М.: МГУК, 1991.-52 с.
- Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук.-М" 1997.-54 с.
- Баренбойм JL Аппликатурные принципы А. Шнабеля У/Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. -М.: Музыка, 1962. С. 157 — 178.
- Баренбойм Л.А. За полвека. Очерки, статьи, материалы. Л.: Советский композитор, 1989. — 359 с.
- Баренбойм Л. Как исполнять Моцарта? //Бадура Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. — М.: Музыка, 1972. — С. 257 — 367.
- Баренбойм Л. О бетховенской педализации //Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л.: Музыка, 1974. С. 261−273.
- Баренбойм Л.А. Об «университетском уровне» проведения занятий //За полвека. Очерки, статьи, материалы. Л.: Советский композитор, 1989. — С. 306 — 310.
- Баренбойм Л.А. О воспитании «исследовательского мышления» у молодых музыкантов //За полвека. Очерки, статьи, материалы. Л.: Советский композитор, 1989. -С. 311−326.
- Бах К.Ф. Э. Опыт об истинном искусстве игры на клавире //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. Киев: Музична Украина, 1974. — С. 40−55 с.
- Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987. — 376 с.
- Безант А. Древняя мудрость. М.: СП Интерграф сервис, 1992. — 221 с.
- Безант А. Изучение сознания. Вклад в психологию. М.: Алетейа, 1997.- 272 с.
- Безант А. Человек и его тела. Магнитогорск: Амрита — Урал, 1996. — 320 с.
- Безант А. Эволюция жизни: Сборник статей и лекций. Самара: Самарский Дом печати, 1993. -304 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989 — 605 с. 6L Бердяев Н. А. Философия свободного духа. — М. Республика, 1994. — 479 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. -М.: Политиздат, 1975. 399 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. — М.: Политиздат, 1991 -4121. С.
- Блаватская Е.П. Избранные статьи. Ч. 1. М.: Новый Акрополь, 1994. — 148 е.- Ч. 2.-М.: 1996.-200 с.
- Блаватская Е.П. Тайная доктрина: синтез науки, религии, философии. В 3-х т. -М.: Сиринъ, 1993.
- Блонский П.П. Память и мышление. М.: Соцэкгиз, 1935. ~ 214 с.
- Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления. Вып. 1. М.: Музыка, 1989. — 270 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: АПН РСФСР, 1959. 347 с.
- Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.-С.Баха. М.: Музыка, 1993. 389 с.
- Бондаре нко Т. Изменчивость горизонтали и вертикали как отражение закономерностей музыкального мышления //Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Музична Украина, 1989. — С. 91 — 94.
- Борев Ю. Эстетика. Изд. 4-е. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
- Брушлинский А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления //Мышление: процесс, деятельность, общение. -М.: Наука, 1982. С. 5 — 50.
- Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления (философские проблемы психологии). -М.: Высшая школа, 1968. 104 с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979. — 230 с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика М.: Мысль, 1979. -189 с.
- Булатова Л. Стилевые черты артикуляции в фортепьянной музыке 18 первой половины 19 века. -М.: Музыка, 1991. — 123 с.
- Бурьянек Й. К историческому развитию теории музыкального мышления //Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С. 29 — 58.
- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. — 519 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981.-240 с.
- Виноградов Г. Индивидуальный стиль композитора как художественная закономерность: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Киев: 1957. — 18 с.
- Волобуева J1.C. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: МГУК, 1984. -16 с.
- Воронова Т.Н. К вопросу о музыкальном мышлении //Проблемы фортепьянной педагогики. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1991. — С. 64 — 70.
- Воронова Т.Н. Некоторые особенности работы над полифонией //Проблемы фортепьянной педагогики. -М.: МГТШ им. В. И. Ленина, 1991. С. 70 — 76.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка //Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
- Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте //Педагогическая психология. Ред. В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Педагогика, 1987. 345 с.
- В фортепьянных классах Ленинградской консерватории: сб. статей под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1968. — 188 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. -М.: МГУ, 1976. 149 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: МГУ, 1985.-45 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: МГУ, 1965. — 51 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий /Психологическая наука в СССР. Т. I.-M.: АПН РСФСР, 1959. С. 441 — 469.
- Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. 2-е изд. -М.: Юргенсон, 1910. 162 с.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х томах. Т. 1. М.: Искусство, 1968. — 312 е.- Т. П. -М., 1969. -326 е.- Т. III. -М., 1971.-621 е.- Т. IV.-М, 1972.-676 с.
- Гензельт А. На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепьянной игры. //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. -Киев: Музична Украина, 1974. С. 123 — 127.
- Герцман Е. Античное музыкальное мышление. Исследование. Л.: Музыка, 1986.-224 с.
- Гиршман Я. В-А-С-Н.: Очерк музыкальных посвящений И.-С.Баху с его символической звуковой монограммой. Казань: Казанская государственная консерватория, 1993. -108 с.
- Гнесина Е. Подготовительные упражнения к различным видам техники. М. -Л.: Музгиз, 1952.-31 с.
- Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки. Автореф. дис.. доктора искусствоведения. М., 1989. — 45 с.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. Международная академия педагогических наук. М.: Московский гуманитарный актерский лицей, 1993. — 190 с.
- Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия //Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. Ред. М. Г. Арановский. -М.: Музыка, 1974. С. 230−251.
- Грибанова Л.М. Активизация продуктивной деятельности как средство развития полифонического мышления: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1996. — 16 с.
- Григорьев С.С., Мюллер Т. Ф. Учебник полифонии. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1969.-330 с.
- Грундман Г., Мис П. Аппликатура Бетховена //Музыкальное исполнительство. Вып. 8. М.: Музыка, 1973. — С. 172 — 188.
- Грундман Г., Мис П. Как Бетховен пользовался педалью? //Музыкальное исполнительство. Вып. 6. -М.: Музыка, 1970. С. 217 — 272.
- Гуревич Е.Л. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях от средневековья к XXI столетию. Исследование. М.: Музыка, 1991. — 78 с.
- Давыдов В.В. О перспективах теории деятельности. /Вестник МГУ. 1993. — № 2.-С. 25−31.
- Да Пареха Р. Практическая музыка. //Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М.: Музыка, 1966. — С. 340 — 350.
- Декарт Р. Сочинения. В 2-х т. — Т. 1. — М.: Мысль, 1989. — 654 с.
- Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.: ФОРУМ-ИНФА, 1998. -272 с.
- Дидро Д. Сочинения. В 2-х т. — Т. 1. — М.: Мысль, 1986. — 592 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
- Дмитриев А.Н. Полифония как фактор формообразования. JI.: Музыка, 1962. -488 с.
- Дыс JI. Музыкальное мышление как объект исследования //Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Музична Украина, 1989. -С. 35−44.
- Дыс JI.C. Ведущая горизонталь как акустическая модель в целостной системе музыковедческого анализа: Автореф. дис. .канд. искусств. — Киев, 1980. 16 с.
- Дядченко С. А. Формирование распределенного внимания на основе восприятия и исполнения полифонической музыки в курсе сольфеджио на музыкально-педагогическом факультете: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
- Евдокимова Ю. История полифонии. Вып. 1. Многоголосие средневековья X -XIV века. М.: Музыка, 1983. — 454 с.
- Ермаш Г. Л. Искусство как мышление. -М.: Искусство, 1982. 277 с.
- Занков Л.В. Проблема усвоения знаний и новая система начального обучения //Усвоение знаний и развитие младших школьников: ред. Л. В. Занков. М.: Просвещение, 1965.-С. 3−26.
- Занков Л.В. О связи между усвоением знаний и развитием школьников //Усвоение знаний и развитие младших школьников: ред. Л. В. Занков. М.: Просвещение, 1965.-С. 119−134.
- Зильберквит М.А. Формирование опорных музыкальных понятий при обучении игре на инструменте на музыкальных факультетах педагогических институтов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1981. 17 с.
- Зись А.Я. В поисках художественного смысла: Избранные работы. М.: Искусство, 1991.-350 с.
- Зорилова Л.С. Духовные основы музыкальной культуры //Музыкальная педагогика. Исполнительство. Вып. I II. — М.: МГУК, 1998. — С. 16−23.
- Зорилова Л.С. Духовность музыки И.-С.Баха и его музыкально-педагогическое наследие //Музыкальная педагогика. Исполнительство. Вып. I 11. — М.: МГУК, 1998.-С. 120−133.
- Зорилова Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования: Автореф. дис. .д-ра культурологии. -М., 1999. 44 с.
- Зорилова Л.С. Организация самостоятельной работы студентов вузов культуры музыкальных специализаций. М.: ВИМЦ МК СССР, 1991. — 55 с.
- Ильенков Э.В. Диалектика идеального //Ильенков Э. В. Философия и культура. -М.: Политиздат, 1991.-462 с.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974.-269 с.
- Казунина И.В. Формирование и активизация творческого художественного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепьяно: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1998. 16 с.
- Каладзе Л.Д. Многоголосная грузинская народная песня в системе формирования полифонического слуха учащихся младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1988. -18 с.
- Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепьянном классе. Изд. 2-е, Л.: Музыка, 1988. -153 с.
- Калькбреннер Ф. Метода обучения игре на фортепьяно //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. Киев: Музична Украина, 1974. — С. 90−97.
- Кант И. О педагогике //Избранное в 3-х т. Т. 1. О воспитании разума. Калининград: Кн. изд-во, 1995. — 248 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1982. -704 с.
- Карамышев А.Л. Педагогика и культурология: проблемы взаимосвязи //Современные проблемы культурологического образования. Сб. статей. Научный редактор: Киселева Т. Г. М.: МГУК, 1993. — С. 47 — 52.
- Карась С.С. Метод формирования образа-представления в работе над полифоническими произведениями. -М.: Министерство культуры РСФСР, 1989. 80 с.
- Карпова Е.Ф. Исследование путей и методов активизации музыкально-слухового самоконтроля в процессе обучения игре на фортепьяно: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1975.-22 с.
- Каузова А.Г. Полифонический слух и его развитие в процессе обучения музыке (на материалах учебной работы музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. -16 с.
- Коган Г. М. Вопросы пианизма. -М.: Советский композитор, 1968. -462 с.
- Коган Г. М. Работа пианиста. Изд. 3-е, доп. -М.: Музгиз, 1963. 182 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика /Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — С. 242 — 476.
- Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М.: Музыка, 1968. — 294 с.
- Копчевский Н. Инвенции И.С.Баха. Вступительная статья //И.-С.Бах. Инвенции- М.: Музыка, 1991.- С. 2 5.
- Котляревский И.А. Диатоника и хроматика как категории музыкального мышления: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. Киев, 1970. — 16 с.
- Кремлев Ю. Историческое и эстетическое значение Моцарта //Избранные статьи. Л.: Музыка, 1976. — С. 191 — 204.
- Кремлев Ю. Й.Гайдн. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1972. — 317 с.
- Кремлев Ю. О роли разума в восприятии произведений искусства. М.: Музыка, 1970.-72 с.
- Кремлев Ю. Познавательная роль музыки. М.: Музгиз, 1963. — 62 с.
- Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1997. — 380 с.
- Курбатов Н.М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепьяно //Алексеев А. Русские пианисты. -М. Л.: Музгиз, 1948. — С. 281 — 285.
- Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М.: Музгиз, 1931. — 304 с.
- Лелейн Г. С. Клавикордная школа //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. Киев: Музична Украина, 1974. — С. 56 — 60.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования. В 2-х томах. Г. 2. -М., 1983.-318 с.
- Ливанова Т.Н. Бах и Гендель. Проблемы стиля //Русская книга о Бахе. М.: Музыка, 1985.-С. 183−203.
- Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. В 2-х т. Т. 1. От античности к XVIII веку. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Музыка, 1983. — 696 с.
- Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Кн. 2. От Баха к Моцарту. М.: Музыка, 1987. — 469 с.
- Лифшиц М. Об идеальном и реальном /Вопросы философии. 1984. — № 10. -С. 120−144.
- Лихачёв Д.С. Очерки по философии художественного творчества СПб.: БЛИЦ, 1996.-159 с.
- Локк Д. Мысли о воспитании //Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1987. С. 143 — 178.
- Локк Дж. Об управлении разумом //Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. — С. 178 — 192.
- Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1961. — 303 с.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики //Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.-С. 195−390.
- Лосев А.Ф. Философия имени //Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. -269 с.
- Любовский Л. Маленькая книжечка о Бахе: (техника и философия И.С.Баха): заметки композитора. Казань: Полиграфич. комбинат им. К. Якуба, 1994. — 38 с.
- Любомудрова Н, Методика обучения игре на фортепьяно. М.: Музыка, 1982. -143 с.
- Лютер М. Предисловие к собранию мотетов Георга Pay //Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М.: Музыка, 1966. — С. 377 -378.
- Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки //Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965.-С. 225−263.
- Мазель JI. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979. — 536 с.
- Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Моск. школа полит, исслед., 2000.-412 с.
- Маргулис В. Об интерпретации фортепьянных произведений Л.Бетховена. М.: Музыка, 1991. — 77 с.
- Матюшкин A.M. Действие и процесс мышления //Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси: Мецниерба, 1971. — С. 370 — 374.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-208 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.-239 с.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Музыка, 1993. — 380 с.
- Медушевский В.В. Музыкальное мышление и логос жизни //Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Музична Украина, 1989.-С. 18−28.
- Медушевский В.В. К анализу художественного мира и выразительных средств музыки Баха //Полифоническая музыка. Вопросы анализа. М.: 1984. — С. 83 — 106.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 253 с.
- Меланхтон Ф. Похвала музыке //Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М.: Музыка, 1966. — С. 372 — 377.
- Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М: Знание, 1970. -32 с.
- Меркулов А. Редакции клавирных сочинений Гайдна и Моцарта и проблемы стиля интерпретации //Музыкальное исполнительство и педагогика. М.: Музыка, 1991.-С. 155−188.
- Методы научно-педагогического исследования. Под ред. Ю. К. Бабанского. — Ростов-на-Дону, 1972. 165 с.
- Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х томах. Т. I. М.: Музыка, 1981.-415 е.- Т. И. -М.: 1982.-432 с.
- Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения.1. М.: Музыка, 1966. 574 с.
- Музыкальная эстетика Западной Европы XVII XVIII веков. — М.: Музыка, 1971.-688 с.
- Муцмахер В.И. Осмысленное запоминание как условие успешного усвоения музыкальных произведений в процессе обучения игре на фортепьяно: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1974. ~ 18 с.
- Мюллер Т.Ф. Полифония. -М.: Музыка, 1988. 335 с.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1998. 254 с.
- Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. — 319 с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-375 с.
- Назайкинский Е.В. Принцип единовременного контраста //Русская книга о Бахе. М.: Музыка, 1985. — С. 265 — 294.
- Натансон В. Прошлое русского пианизма. Очерки и материалы. М.: Музгиз, 1960.-290 с.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепьянной игры: Записки педагога. 4-е изд. М.: Музыка, 1982.-300 с.
- Нейгауз Г. Г. О последних сонатах Бетховена //Вопросы фортепьянного исполнительства. Вып. 2. М.: Музыка, 1968. — С. 13−21.
- Немыкина И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М&bdquo- 1982.-18 с.
- Неф К. История западноевропейской музыки. -М.: Музгиз, 1938. 303 с.
- Носина В .Б. Символика музыки И.-С. Баха и её интерпретация в ХТК. М.: МГПИ им. Гнесиных, 1991. — 54 с.
- Овчинников Н.Ф. Знание болевой нерв философской мысли (к истории концепции знания от Платона до Поппера) /Вопросы философии. — 2001, № 1. — С. 83 -113--№ 2. — С. 124−151.
- Оганов А. А. Взаимодействие чувственно-конкретного и абстрактно-логического в художественном мышлении //Вопросы истории и теории эстетики. Вып. 10.-М.: МГУ, 1977. С. 48 — 65.
- Огородников И.Т. Педагогика. -М.: Просвещение, 1968. 374 с.
- Песталоцци И.Г. Лебединая песня //Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1987. С. 351 -391.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1981.-Т. 1.-336 е.--Т. П. — 416 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. Изд. 2-е. -М.: Владос, 1997. 384 с.
- Письма Бетховена. В 3-х т. Вступительная статья и комментарии Н.Фишмана. -Т. I. М.: Музыка, 1970. — 576 е.- Т. П. — М.: Музыка, 1977. — 527 е.- Т. Ш. — М.: Музыка, 1986.-636 с.
- Платон. Сочинения в 3-х т. Т. I. — М.: Мысль, 1990. — 860 е.- Т. П. — 1970. — 611 е.- Т. Ш, Ч. 1.- 1971.-687 с.
- Плутарх. О музыке //Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1961.-С. 255−293.
- П. Тейяр де Щарден. Феномен человека. М.: Мысль, 1988. — 200 с.
- Пономарёв Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967.-264 с.
- Пономарёв Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. -280 с.
- Протопопов В.В. История полифонии в её важнейших явлениях. Западноевропейская классика 18−19 веков. -М.: Музыка, 1965. 614 с.
- Психологические проблемы активности личности в обучении. М.: АПН СССР, 1971.-11 с.
- Пясковский И.Б. Логика музыкального мышления. Киев: Музична Украина, 1987.-179 с.
- Пясковский И.Б. Логико-конструктивные принципы музыкального мышления: Автореф. дис. .доктора искусствоведения. Киев, 1989. — 40 с.
- Рабинович И.О. О работе над полифонией с учащимися начальных классов ДМШ //Очерки по методике обучения игре на фортепьяно. Вып. 2. М.: Музгиз, 1965.-С. 6−60.
- Ринкявичус 3. Воспринимают ли дети полифонию? Л.: Музыка, 1979. — 64 с.
- Ринкявичус 3. Развитие восприятия полифонической музыки у младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1973. 16 с.
- Ринкявичус 3. Сущностные аспекты управления процессом развития музыкального мышления //Методологические проблемы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1991.-С. 54−57.
- Ройзман Л. О работе над полифоническими сочинениями Баха, Генделя с учащимися пианистами //Очерки по методике обучения игре на фортепьяно. Вып. 2. -М.: Музгиз, 1965. — С. 61 — 94.
- Ройзман JI. Предисловие //Й.Гайдн. Избранные сонаты для фортепиано. Вып. 2. М.: Музгиз, 1962. — С. 2 — 4.
- Ройтерштейн М.И. Практическая полифония. М: Просвещение, 1988. — 157 с.
- Рубинштейн А.Г. Избранные письма. -М: Музгиз, 1954. 103 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. -147 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1989. Т. I. — 488 е.- Т. II.-328 с.
- Рукавишников В. Полифония Моцарта. М.: Музыка, 1981. — 112 с.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании //Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1987. С. 199 — 296.
- Салинас Ф. О музыке //Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. -М.: Музыка, 1966 С. 414 — 422.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. — М.: Педагогика, 1971.-205 с.
- Скребков С.С. Полифонический анализ. -М. Л.: Музыка, 1940. — 184 с.
- Скребков С.С. Полифония и полифонические формы. М.: Сов. композитор, 1962.-45 с.
- Скребков С.С. Учебник полифонии. М. — Л.: Музыка, 1951. — 271 с.
- Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: художественные возможности. -М.: Музыка, 1985. 285 с.
- Славская К.А. Мысль в действии. М. Политиздат, 1968. — 208 с.
- Спиридонова В. Авторские исполнительские указания Л.Бетховена. Лекция по курсу «История фортепьянного искусства». Казань: Казанская государственная консерватория, 1990. — 32 с.
- Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия //Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. Ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — С. 59 — 74.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.:1. МГУ, 1969. 133 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. — 343 с.
- Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма. М.: Музгиз, 1959. — 383 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М. — JL: АПН РСФСР, 1947.-335 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 269 с.
- Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. М.: Музыка, 1976. — 165 с.
- Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. -М.: Музыка, 1969. 174 с.
- Тюрк Д.Г. Клавирная школа //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. Киев: Музична Украина, 1974. — С. 61 — 69.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. //Собр. соч. в 6 т. Т. 5. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
- Фейнберг С. Бетховен. Соната Ор. 106 (исполнительский комментарий) //Вопросы фортепьянного исполнительства. Вып. 2. -М.: Музыка, 1968. -С. 22- 58.
- Фейнберг С. Пианизм как искусство. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1969. — 598 с.
- Фишман Н. Вступительная статья //Письма Бетховена. Т. 1. — М.: Музыка, 1970.-С. 3−72.
- Фишман Н., Кириллина JI. Вступительная статья //Письма Бетховена. Т. 3. -М.: Музыка, 1986. — С. 3 — 60.
- Флоренский П.А. Иконостас: избранные труды по искусству. СПб.: Русская книга, 1993.-366 с.
- Флоренский П.А. На Маковце //У водоразделов мысли. Т. 2. — М.: Правда, 1990.-С. 17−23.
- Флоренский П.А. Пути и средоточия //У водоразделов мысли. Т. 2. — М.: Правда, 1990.-С. 30−31.
- Форкель И.Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. -М.: Музыка, 1974.-111 с.
- Фраёнов В.П. Учебник полифонии. -М.: Музыка, 1987. -205 с.
- Царлино Дж. Установление гармонии //Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. -М.: Музыка, 1966. С. 424 — 510.
- Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. Кн. 1. -М.: Советский композитор, 1988. 382 с.
- Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепьяно. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
- Цыпин Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. .докт. пед. наук. -М., 1978. 28 с.
- Цыпин Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепьяно. М.: МГПИ, 1975. -106 с.
- Черни К. Систематическое руководство по импровизации на фортепиано //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. Киев: Музич-на Украина, 1974. — С, 82 — 89.
- Черни К. Полная теоретическая и практическая фортепьянная школа //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах. Киев: Музична Украина, 1974. — С. 98 -126.
- Черниченко В.И. Методы обучения. Лекция по педагогике высшей школы для студентов и аспирантов вузов культуры. М.: МГУК, 1996. — 32 с.
- Чигарева Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 280 с.
- Чичерин Г. Моцарт. Л.: Музыка. 1970. — 205 с.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. -М.: Музыка, 1965. 725 с.
- Шлезингер С. Обучение игре на фортепьяно как наука. СПб.: Русская музыкальная газета, 1900. — 140 с.
- Шопен Ф. Методические заметки //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. Киев: Музична Украина, 1974. — С. 132 — 133.
- Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика //Сб.: Георгий Щедровицкий, Вадим Розин, Никита Алексеев, Нелли Непомнящая. М.: Касталь: ТОО Международный журнал «Магистериум», 1993. -412 с.
- Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Изд-во Школа культур. полит., 1997.-641 с.
- Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. -М.: Музыка, 1977. -454 с.
- Южак К.И. Некоторые вопросы современной теории полифонии как системы музыкального мышления: Автореф. дис. .канд. искусств. Л., 1972. — 24 с.
- Южак К. О природе и специфике полифонического мышления //Полифония. -М.: Музыка, 1975. С. 6 — 62.
- Южак К.И. Теоретические основы полифонии в свете эволюции музыкальной системы: Автореф. дис. .доктораискусствоведения. Киев, 1990. -42 с.
- Яворский Б.Л. Воспоминания. Статьи. Переписка. Т. I. М.: Советский композитор, 1972.-711 с.
- Fechner G. Т. Vorschule der Aesthetik. Bd. I. Leipzig: Breitropf & Hartel, 1925. -314 s.
- Herbart J. F. Lehrbuch zur Psychologie //Sammtliche Werke. Bd. 5. Leipzig: Voss, 1851.-514 s.
- Kwalwasser J. Exploring the musical mind. New York: Coleman — Ross, 1955. -189 s.
- Muller Freienfels R. Psychologie der Kunst. Bd. 1,2.- Leipzig — Berlin: Teubner. -Bd. 1: 1922. — 248 s.- Bd. 2: 1923. — 302 s.
- Riemann H. Musikalische Logik. Leipzig, 1873. — 204 s.
- Riemann H. Wie horen wir Musik? Grundlinien der Musik Aesthetik. — Leipzig: Hesse, 1903.-93 s.