Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств в классе фортепьяно

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В опоре на теоретические основы исследования: деятельностную концепцию развития мышления, разработанную в трудах психологов: А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, А. Н. Лернера, А. Н. Леонтьева, О. К. Тихомирова, С. Л. Рубинштейна и педагогов: Л. В. Занкова, М. Н. Скаткинатеорию оптимизации учебно-воспитательного процесса, созданную Ю. К. Бабанскимтеорию поэтапного формирования умственных… Читать ещё >

Содержание

  • I. ВВЕДЕНИЕ
  • II. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
  • 1. Сущность и содержание полифонического мышления
  • 2. Особенности влияния знаний на формирование полифонического мышления в общей и музыкальной педагогике
  • 3. Психолого-педагогические условия формирования полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств в классе фортепьяно
  • III.
  • ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В КЛАССЕ ФОРТЕПЬЯНО
    • 1. Особенности полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств
    • 2. Организация и содержание экспериментальной работы в процессе изучения фортепьянных произведений венских классиков
    • 3. Сравнительный анализ эффективности учебно-воспитательного процесса в классе фортепьяно

Формирование полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств в классе фортепьяно (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Тенденции развития социально-политических, экономических, культурологических сфер общества в современной России обусловлены демократическими преобразованиями, происходящими на рубеже XXXXI веков, изменившейся моделью социального развития. Характерным признаком социокультурной ситуации в наши дни является антропоцентризм, идеи гуманизма, определяющие постепенное духовное возрождение общества.

Культура современной России является фактором активного социального воздействия на общественную практику. Она выражает сущностные интересы народа и проявляется как могучая созидательная сила. Своим гуманистическим содержанием культура содействует преобразованию общественного бытия, совершенствованию социальных отношений. В отечественной культуре сочетаются противоречивые тенденции нового и традиционного, проявляющиеся в расширении культурологической проблематики, изменении приоритетов в науке и образовании. Новая культурная ситуация в стране характеризуется активизацией общественного сознания, восхождением к духовной свободе, возрастанием интеллектуального потенциала личности.

Образование, как сфера культуры, создаёт необходимые предпосылки для духовного формирования личности. Действующий в настоящее время в России Государственный стандарт высшего профессионального образования, разработанный в соответствии с постановлением Совета Министров от 10 августа 1993 года, учитывает необходимость возвращения к историческим традициям отечественной педагогики, освобождения преподавания от идеологического догматизма. В условиях новых перспектив развития страны вузам предоставлены академические свободы, педагоги могут вести научный поиск, привлекая студентов к активному участию в нём, что позволяет более эффективно готовить специалистов высшей квалификации.

Особая роль в становлении обновлённой духовной культуры России принадлежит вузам культуры и искусств, которые осуществляют профессиональную подготовку студентов. Это предполагает определение наиболее перспективных направлений образования, переосмысление современного состояния учебно-воспитательного процесса в вузе. Необходимость повышения уровня профессионализма будущих музыкантов ставит перед педагогической наукой задачу разработки новых концепций преподавания, внедрение прогрессивных методов обучения и воспитания студентов.

В последнее время в музыкальной педагогике всё большее внимание уделяется проблеме формирования и развития мышления музыканта. Ощущается необходимость воспитания у студентов историзма художественного мышления, стилистической эрудированности, формирования профессионального музыкального интеллекта — важных предпосылок создания достоверных интерпретаций музыкальных произведений. Поэтому столь велика потребность в разработке педагогических методов обучения студентов, развивающих эти качества.

Всестороннее развитие личности будущих специалистов-музыкантов предполагает не только совершенствование фортепьянной техники обучающихся, но и гармоничное формирование их эмоциональной и интеллектуальной культуры, позволяющее осмыслить связь музыки с философией и культурологией, рассматривать музыку как источник жизни, музыкальное отражение бытия, как философское откровение, создающее предпосылки глубокого переосмысления действительности, активизации творческих возможностей и новых достижений.

В учебно-воспитательном процессе вузов культуры и искусств важное место принадлежит курсу фортепьяно. Цели и задачи преподавания данной дисциплины весьма многообразны: совершенствование исполнительского мастерства тесно связано с духовно-творческим развитием личности, воспитанием высокого художественного вкуса на лучших образцах отечественной и зарубежной музыкальной классики, которые способствуют формированию полифонического мышления будущих специалистов-музыкантов.

Развитие полифонического мышления студентов в вузах культуры и искусств является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. По сложившейся традиции оно осуществляется на основе изучения произведений композиторов XVIII века: И.-С.Баха, Г. Генделя и их современников или на материале полифонии XIX — XX веков: сочинениях М. Глинки, С. Танеева, А. Глазунова, Н. Мясковского, МРегера, П. Хиндемита, Д. Шостаковича, Р. Щедрина и других авторов. Сложилась ситуация, в результате которой огромный исторический пласт полифонии эпохи венского классицизма — полифонии высокохудожественной и стилистически своеобразной — оказался вне поля зрения методической мысли. В существующей практике преподавания произведения венских классиков используются в целях формирования у обучающихся навыков работы над крупной формой, что далеко не полно исчерпывает заложенный в них потенциал, который необходимо задействовать для формирования полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств в целях их духовного обогащения и профессионального развития.

Таким образом, актуальность исследования определена с одной стороны противоречием между острой необходимостью формирования полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и психолого-педагогических положений формирования полифонического мышления студентов музыкальных специализаций в классе фортепьянос другой стороны — противоречием между необходимостью использования огромного потенциала воспитательного воздействия полифонии венских классиков для развития будущих музыкантов-профессионалов и отсутствием в фортепьянной педагогике соответствующей методики, опирающейся на современные научные данные о стилистически своеобразной полифонии Й. Гайдна, В. Моцарта и Л.Бетховена.

Степень изученности проблемы. В зарубежной психолого-педагогической науке глубоко исследована диалектическая взаимосвязь между знаниями и развитием мышления личности. Данная проблема получила разработку в трудах зарубежных авторов. Я. А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Дж. Локк, М. Монтень, И. Песталоцци, А.Дистервег.

Проблема взаимовлияния знаний и мышления исследована русскими педагогами XIX века Н. А. Добролюбовым и К. Д. Ушинским.

В отечественной педагогике XX века развитие мышления наиболее часто связывали с проблемным обучением, которое является одним из основных средств активизации учебно-воспитательного процесса и стимулирования интеллектуального развития обучающихся (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, И. Т. Огородников, М. Н. Скаткин, П. Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина).

На важность развития музыкального интеллекта и пополнения специальных знаний в процессе фортепьянного обучения указывали крупнейшие зарубежные композиторы и музыканты-педагоги: И.-С.Бах, Ф.-Э.Бах, Л. Бетховен, К.Черни.

О необходимости систематического пополнения знаний в целях развития музыкального мышления обучающихся высказывались русские педагоги-пианисты XIX века А. Гензельт, А.Г. и Н. Г. Рубинштейны, В. Сафонов, СШлезингер.

В отечественной музыкально-педагогической науке XX века проблемы творческого развития личности и интеллекта учащихся в процессе музыкальной деятельности освещены в трудах О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Л. А. Баренбойма, Н. А. Ветлугиной, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского. Идея необходимости формирования музыкального мышления обучающихся игре на фортепьяно получила развитие в трудах по теории пианизма Г. М. Когана, Я. И. Мильштейна, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга. Они высказывались о необходимости систематического пополнения знаний в целях развития музыкального мышления обучающихся.

Проблемам совершенствования учебно-воспитательного процесса в классе фортепьяно и развития музыкального мышления, вопросам формирования отдельных его видов или качеств в процессе фортепьянного обучения посвящены диссертационные исследования Н. П. Антонец, Л. Г. Арчажниковой, Н. К. Баклановой, Л. С. Волобуевой, Т. Н. Вороновой, М. А. Зильберквит, Л. В. Казуниной, Е. Ф. Карповой, В. И. Муцмахера, М. М. Перелыитейн, Э. А. Скрипкиной, Г. М. Цыпина.

В музыкальной педагогике научные исследования формирования и развития полифонического мышления и связанных с ним полифонического слуха и восприятия отражены в немногочисленных диссертациях и публикациях, появившихся в последние десятилетия XX века и составляющих новое и перспективное направление научного поиска (Т.Н.Воронова, Л. М. Грибанова, С. А. Дядченко, Л. Д. Каладзе, АХ. Каузова, И. Н. Немыкина, З. Ринкявичус). Однако педагогические проблемы, связанные с изучением стилистически своеобразной полифонии эпохи венского классицизма и формированием на данной основе полифонического мышления обучающихся в классе фортепьяно не нашли отражения в данных работах.

В последние десятилетия XX века к проблематике развития полифонического мышления обучающихся обращались педагоги-пианисты А. Д. Алексеев, Е. Ф. Гнесина, Н. Любомудрова, С. С. Карась, Н. Калинина, И. О. Рабинович, Л. Ройзман, М.Фейгин. Авторы методических трудов рассматривали наиболее общие принципы работы над полифоническими произведениями и различные аспекты развития полифонического мышления обучающихся в основном на материале фортепьянной музыки И.-С.Баха, Г. Генделя и их современников. Опыт расширения стилевых границ дан А. Д. Алексеевым. Автор наряду с классической полифонией XVIII века обращается к примерам из сочинений композиторов конца XIXначала XX столетия и раскрывает методы работы над полифонией в произведениях П. Чайковского и Р.Глиэра. Однако методика работы над стилистически своеобразной полифонией эпохи венского классицизма, формирующая у обучающихся полифоническое мышление, не получила разработку в трудах данных авторов.

Знания о полифонии венских классиков накоплены в трудах отечественных и зарубежных исследователей, среди которых Г. Аберт, А. Алынванг, Б. В. Асафьев, Ю. Крем лев, Т. Ливанова, В. Протопопов, В. Рукавишников, Н. Фишман, Г. Чичерин. Современным музыкознанием установлено, что развитие полифонии не завершилось творчеством И.-С.Баха и Г. Генделя, но в качественно новых формах продолжилось венскими классиками — Й. Гайдном, В. Моцартом и Л.Бетховеном. Полифония является важным фактором тематического изложения, развития и формообразования в сонатно-симфонических циклах, хоровых и камерно-инструментальных произведениях венских классиков. Однако традиционно сохраняется огромная дистанция между знаниями о полифонии венского классицизма, накопленными теоретической мыслью, и практикой изучения сочинений Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена в фортепьянных классах учебных заведений, укоренившимися методами работы над ними как произведениями крупной формы.

В исследованиях по теории пианизма, фортепьянной педагогике и методике, посвященных рассмотрению различных проблем интерпретации музыки эпохи венского классицизма, авторами которых являются А. Алексеев, Е. и П. Бадура-Скода, Л. Баренбойм, Г. Грундман и П. Мис, В. Маргулис, А. Меркулов, В. Спиридонова, В. Шляпников, почти ничего не говорится о духе, характере музыки, её существе и акцентируется внимание на ряде формальных признаков стиля венских классиков. Знания о полифонии эпохи венского классицизма не нашли воплощения в данных публикациях как фактор формирования полифонического мышления обучающихся. Проблемы интерпретации произведений Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена трактуются слишком узко и сводятся в основном к вопросам артикуляции, мелизматики, аппликатуры, штрихов, динамического интонирования, темпов, орнаментики, динамики, педализации, стилистической достоверности редакций произведений венских классиков вне связи с полифоническим мышлением.

В современной отечественной и зарубежной литературе по музыкознанию и фортепьянной педагогике получила разработку проблема изучения мотивной символики, постижения глубокого духовного содержания, связанного с христианской мифологией, заложенного в полифонии И.-С .Баха, что является фактором формирования образного аспекта полифонического мышления у обучающихся (Э.Бодки, Я. Гиршман, Л. С. Зорилова, Л. Любовский, В. Б. Носина, А. Швейцер, Б.Л.Яворский). Однако до настоящего времени отсутствуют исследования, посвященные решению аналогичной проблемы при изучении фортепьянных произведений венских классиков.

Методологическую основу исследования составляют философские концепции мыслителей античности: Пифагора, Платона, Демокрита, Аристотеля, Ари-стоксена, Лукреция, Плутарха о сущности мышления, идеи представителей немецкой классической философии: И. Канта, ГВ.Ф.Гегеля, А. Шлегеляконцепции русских мыслителей П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, А. Вернадского, М. МБахтина, В. С. Библера, А. Ф. Лосева о силе духовного начала в человеке, о творчески-созидательном характере мышленияфилософские концепции онтогно-сеологии М. Лифшица, диалектической логики Э. Ильенкова, содержательно-генетической логики М. Мамардашвили, системомыследеятельная методология Г. П. Щедровицкого.

Теоретическими основами исследования являются: деятельностная концепция развития мышления, разработанная в трудах психологов — А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Н. Лернера, С. Л. Рубинштейна, О. К. Тихомирова, педагогов — Д. Н. Богоявленского, Л. В. Занкова, Н. А. Менчинской, М. Н. Скаткина, теория оптимизации учебно-воспитательного процесса, созданная Ю. К. Бабанскимтеория поэтапного формирования умственных действий, разработанная в педагогических трудах П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызинойсовременные концепции о природе и специфике музыкального мышления, психологии музыкальных способностей, идеи о закономерностях музыкальной логики, разработанные в трудах Б. В. Асафьева, М. Г. Арановского, А. Л. Готсдинера, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. И. Петрушина, Б. М. Тепловаидеи музыкантов-мыслителей прошлого и современности: Б. В. Асафьева, В. Конен, Э. Курта, Г. Г. Нейгауза, К. Нефа, Г. Римана, С. И. Танеева, К. Южак, Б. Л. Яворского, в чьих трудах осмыслена роль полифонии в истории европейской культуры, значение полифонического мышлениягруды по проблемам духовного развития личности А. И. Арнольдова, А. А. Аронова, Л. С. Зориловой, Д. С. Лихачёваобщие принципы музыкально-педагогической науки, сложившиеся в процессе исторического развития и нашедшие отражение в трудах музыкантов XX века: Л. А. Баренбойма, Г. М. Когана, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга, Г. МЦыпина, а также педагогов-исследователей, ведущих преподавательскую деятельность: Л. Г. Арчажниковой, Н. К. Баклановой, В. И. Закутского, Л. С. Зориловой, Е. И. Максимова, Т. Г. Мариупольской.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в классе фортепьяно вуза культуры и искусств.

Предмет исследования — процесс формирования полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств в классе фортещ"яно при работе над сочинениями венских классиков.

Цель исследования — выявление психолого-педагогических основ полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств, в создании и апробации наиболее оптимальной методики его формирования в процессе изучения фортепьянных произведений венских классиков.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что творческий поиск студентов, направленный на освоение научных знаний о полифонии венского классицизма и самостоятельный полифонический анализ фортепьянных произведений Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена в сочетании с практическими навыками исполнения полифонии, приобретаемыми в классе фортепьяно, стимулирует формирование полифонического мышления у обучающихся и способствует становлению музыкантов-профессионалов.

Задачи исследования:

— определить сущность и содержание полифонического мышления;

— выявить психолого-педагогические условия формирования полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств в процессе работы над произведениями Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена в классе фортепьяно;

— разработать экспериментальную методику преподавания фортепьянной музыки венских классиков, активизирующую формирование у студентов развитого полифонического мышления и организовать экспериментальную работу в классе фортепьяно с целью её апробации;

— систематизировать результаты экспериментальной работы;

— дать сравнительный анализ эффективности учебно-воспитательного процесса в классе фортепьяно.

Методы исследования: анализ литературы по философским проблемам мышления и музыкального искусства, трудов по общей и музыкальной психологии, работ по общей и музыкальной педагогике, фортепьянной методике, музыковедческих трудов по полифонии и исследований, посвященных творчеству композиторов венской классической школынаблюдение за педагогическим процессом в Московском государственном университете культуры и искусств, Хабаровском государственном институте искусств и культурыанкетированиепедагогический экспериментанализ, систематизация и обобщение полученных данных.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 1996 по 2002 год и имело четыре этапа. Первый — подготовительный, был необходим для определения направления исследования, его целей и задач — 1996/1997 учебный год. Второй — констатирующий — 1997/1998 учебный год. Третий — формирующий, экспериментальный — 1998/1999 учебный год. Четвёртый — обобщающий -2000/2002 годы (систематизация, математическая обработка полученных данных на ЭВМ, формирование таблиц и схем).

Данное исследование по специальности 13.00.02 — «Теория и методика обучения и воспитания (музыка)» включало разработку и апробацию экспериментальной методики формирования полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств в классе фортепьяно на основе знаний о полифонии эпохи венского классицизма. В ходе исследования учебно-воспитательная работа проводилась по трём взаимосвязанным направлениям: организационном — определение задач исследования, разработка логики эксперимента, создание специальных анкет, бланков диагностирования теоретического и практического аспектов полифонического мышления студентов, констатация состояния полифонического мышления студентов различных вузов России (московского и хабаровского), выявление типологии полифонического мышления студентов вуза культуры и искусств, психолого-педагогических условий формирования полифонического мышления, создание системы специально разработанных заданий, формирующем — апробация основных теоретических выводов в процессе проверки эффективности экспериментальной методики, содержание которой включало усвоение обучающимися научных теоретических знаний о полифонии венского классицизма, практическое освоение фортепьянных произведений Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена, а также организацию исследовательской деятельности студентов, обобщающемподведение итогов полученных результатов и сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в разработке методологических, теоретических и методических положений, определяющих основы научной концепции формирования полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств.

I. Выявлены теоретико-методологические основы формирования полифонического мышления.

1. Раскрыта сущность и содержание полифонического мышления. Сущность рассматривается:

• с позиций философии — как отображение многомерности универсума, общих основ диалектического развития бытия, взаимодействия объективного и субъективного начал, процесса постепенного вызревания противоречий и накопления новых качеств;

• с позиций психологии — как специфический психический процесс, интеллектуальная психолого-познавательная деятельность личности, имеющая активный, целенаправленный характер, нацеленная на решение задач, связанных с постижением полифонических явлений, осмыслением их философской и эстетической значимости;

• с позиций художественного сознания — как специфический образный строй, обусловленный цельным миросозерцанием, единовременным отражением контрастных образных субстанций, созданием ассоциативного образа, являющегося выражением преимущественно объективного, внеличного, надиндивидуального начала и отображением возвышенно-этического строя мыслей и чувств- • с позиций музыкознания — как интонирование разнопланового по характеру те-матизма и воплощение единовременного мелодического контраста, осмысление посредством категориального аппарата полифонии линеарности, преобладания горизонтального принципа над вертикальным в музыкальном становлении.

Содержание полифонического мышления рассматривается как система знаний о полифонии и умственных действий, операций. Оно заключается в осмыслении качеств тематизма — базовых интонационных моделей, линеарности музыкального становления, реализуемого посредством аналитико-синтезирующей деятельности на основе знаний о полифонии, и проявляется на практике в формах осмысленного и выразительного интонировании на музыкальном инструменте, а также посредством вербализации в категориях и терминах полифонии.

В диссертационном исследовании сформулировано понятие полифонического мышления, раскрывающее его сущность и содержание.

2. Проанализирована проблема взаимовлияния знаний и мышления в общей и музыкальной педагогикеустановлено, что знания и мышление неразрывно взаимосвязаны: знания, являясь содержательным компонентом мышления, обеспечивают его формирование и функционирование. Сделан вывод о критериологиче-ском значении научных знаний о полифонии для диагностирования и формирования полифонического мышления студентов музыкальных специализаций.

3. Определены психолого-педагогические условия формирования полифонического мышления у студентов вузов культуры и искусств при изучении стилистически своеобразной полифонии Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена в классе фортепьяно, заключающиеся в освоении студентами научных знаний о полифонии эпохи венского классицизма, в планировании практических действий студентов на основе функциональной связи с целью учебно-познавательной деятельности, в организации самостоятельной исследовательской деятельности студентов, в применении метода поэтапной интериоризации умственных действий, в рациональном сочетании теории и практики в обучении, в дифференцированном подходе к студентам и учёте индивидуальных особенностей их полифонического мышления, выявляемых посредством диагностирования.

II. Разработаны методические положения формирования полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств:

1. Выявлена система критериев диагностирования его сформированности, включающая теоретические и практические показатели, позволяющие по продуктам учебно-познавательной деятельности определять уровень полифонического мышления у студентов музыкальных специализаций;

2. Разработана типология полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств, отражающая пять уровней сформированности его теоретического и практического аспектов, функционирующих при изучении стилистически своеобразной полифонии эпохи венского классицизмаопределено типичное для каждого из уровней полифонического мышления содержание: система знаний и умственных действий, умений, навыков;

3. Теоретически обоснована и экспериментально апробирована новая методика формирования полифонического мышления студентов музыкальных специализаций, опирающаяся на научные знания о полифонии эпохи венского классицизма.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов специального и общего фортепьяно в высших и средних учебных заведениях культуры и искусств страны в целях усовершенствования учебно-воспитательного процесса в классах фортепьяно, при составлении учебных планов вузов культуры и искусств, при создании программ по курсу «Фортепьяно», при разработке лекционных курсов по методике обучения игре на фортепьяно.

Положения, выносимые на защиту.

1. Полифоническое мышление, как понятие, которое объединяет философские, психолого-педагогические, эстетические и музыковедческие сущностные определения, в исследовании рассматривается как психический познавательный процесс, интеллектуальная деятельность, имеющая образно-интонационную природу, обладающая специфическими конструктивными элементами и категориальным аппаратом, целевой направленностью которой является отображение контраста в одновременности, процесса постепенного вызревания противоречий диалектического развития бытиясодержание полифонического мышления представляет собой систему специальных знаний о полифонии, формирующуюся и функционирующую во взаимовлиянии с умственными действиями, операциями;

2. Психолого-педагогические условия формирования полифонического мышления у студентов вузов культуры и искусств при изучении стилистически своеобразной полифонии И. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена в классе фортепьяно, заключаются в освоении научных знаний о полифонии венских классиков, в планировании практических действий исполнения полифонии на фортепьяно в функциональной связи с главной целью учебно-познавательной деятельностиизучение полифонии эпохи венского классицизма, в организации самостоятельной исследовательской деятельности студентов, в применении метода поэтапной ин-териоризации умственных действий, в рациональном сочетании теории и практики в обучении, в дифференцированном подходе к студентам и учёте индивидуальных особенностей их полифонического мышления, выявляемых посредством диагностирования;

3. Критерии оценки полифонического мышления студентов музыкальных специализаций, представленные системой теоретических знаний об историко-культурной ситуации, в которой происходило формирование венской классической школы и становление полифонии эпохи венского классицизмазнаний о роли полифонии в творческом методе Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховеназнаний и умений анализировать исполняемое произведение: его фактуру, приёмы полифонического изложения и развития тематического материала, выразительность тема-тизма — его разноплановую образно-интонационную природу, символическое значение, на основе знаний музыкального языка эпохи венского классицизма и словаря мотивной символики XVII—XVIII вв.еков, композиционную структуру, большую полифоническую форму, логику полифонического развитиязнаний о выразительных возможностях современных фортепьяно в выявлении полифонизма музыкальной фактуры сочинений венских классиковзнаний различных редакций изучаемого произведения и умений их анализировать с точки зрения стилистической достоверности и соответствия редакторских указаний направленности творческого метода композитора в использовании средств полифонии и практических показателей, включающих осмысленность и качество исполнения, навыки применения средств фортепьянной выразительности, приёмов игры в передаче многоплановости фактуры сочинений Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена);

4. Новая методика преподавания фортепьянной музыки венских классиков, опирающаяся на научные знания о полифонии эпохи венского классицизма, способствующая формированию у студентов музыкальных специализаций профессионально необходимой способности полифонического мышления и позволяющая более эффективно использовать в качестве дидактического материала высокохудожественные произведения Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена для развития обучающихся и подготовки в вузах культуры и искусств музыкантов-профессионалов.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

— в выступлениях на межвузовских и международных научно-теоретических и научно-практических конференциях,.

— в процессе многолетней работы со студентами Хабаровского государственного института искусств и культуры и экспертных опросов, проведённых в ХГИИК;

— в процессе экспериментального обучения студентов музыкально-педагогического факультета Хабаровского государственного института искусств и культуры, осуществлённого в 1998/1999 учебном году;

— в процессе педагогической практики и экспертных опросов студентов Московского государственного университета культуры и искусств.

Основные положения и выводы исследования получили отражение в публикациях автора:

1. Некоторые аспекты полифонического воспитания студентов вуза искусств и культуры //Духовная культура накануне нового столетия. Тезисы международной научно — практической конференции. Москва, 25 — 26 февраля 1998 года. Ч. II. ~М.:МГУК, 1998.-С. 117−123.

2. Некоторые аспекты формирования полифонического мышления студентов вузов искусств и культуры //Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия. Материалы международной конференции. — Астрахань: Издательство Астраханской государственной консерватории, 2001. -С. 179−181.

3. Психолого-педагогические условия формирования полифонического мышления студентов в классе фортепьяно //Специалист культуры XXI века: профессионализм, творчество, духовность. Материалы межвузовской научно-практической конференции кафедры педагогики и психологии. — М.: МГУКИ, 2001.-С. 120−123.

4. Развитие самостоятельности и активности студентов как психолого-педагогическая закономерность формирования полифонического мышления //Музыкальная педагогика. Исполнительство. — М.: МГУКИ, 2001. — С. 69 — 78.

5. О значении полифонического мышления //Созидательная миссия культуры: Сб. статей молодых учёных. — Вып. 2. Часть вторая. — М.: МГУКИ, 2002. — С. 200−204.

Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедры музыкального образования и кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств.

Структура диссертации: Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и десяти приложений.

IV.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В период духовного возрождения России, обновления идеалов и культурных традиций важную роль играют вузы культуры и искусств, призванные осуществлять подготовку высококвалифицированных музыкантов.

Большое значение в процессе воспитания студентов музыкальных специализаций принадлежит курсу фортепьяно, призванному осуществлять всестороннее и гармоничное развитие личности обучающихся. В процессе подготовки музыкантов-профессионалов одним из главных направлений учебно-воспитательной работы является формирование и развитие интеллектуальных качеств у студентов, одним из аспектов которых является профессионально необходимая способность — полифоническое мышление.

Данное исследование было посвящено изучению полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств, исследованию методов его диагностирования и формирования в классе фортепьяно при изучении стилистически своеобразной полифонии эпохи венского классицизма. Проведённое теоретическое и экспериментально-практическое исследование проблемы формирования полифонического мышления, анализ и обобщение его результатов позволяет сделать следующие выводы.

Достигнута цель исследования, которая заключалась в создании наиболее оптимальной методики формирования полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств в процессе изучения фортепьянных произведений венских классиков.

Решены задачи исследования: определены сущность и содержание полифонического мышлениявыявлены психолого-педагогические условия формирования полифонического мышления студентов вузов культуры и искусств при работе над произведениями Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена в классе фортепьяноразработана и апробирована экспериментальная методика преподавания фортепьянной музыки венских классиков, активизирующая формирование у студентов развитого полифонического мышленияобобщены и систематизированы результаты экспериментальной работы, осуществлён сравнительный анализ эффективности учебно-воспитательного процесса в классе фортепьяно.

Подтверждена гипотеза исследования, согласно которой творческий поиск студентов, направленный на освоение систематических знаний о полифонии венского классицизма и самостоятельный полифонический анализ фортепьянных.

V7 произведений И. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена в сочетании с практическими навыками исполнения полифонии, приобретаемыми в классе фортепьяно, действительно стимулирует формирование полифонического мышления у обучающихся и способствует становлению музыкантов-профессионалов.

Опираясь на методологические основы философских концепций мыслителей античности: Пифагора, Платона, Демокрита, Аристотеля, Аристоксена, Лукреция, Плутархаидеи рационализма XVII — XVIII веков: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и неорационализма XX века: Г. Башляра, П. Тейяра де Шарденаидеи представителей немецкой классической философии: И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля,.

A.Шлегеля, теософские идеи Е. П. Блаватской и А. Безант о силе духовного начала в человеке, о творчески-созидательном характере мышленияидеи русских мыслителей П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, А. Вернадского, М. М. Бахтина,.

B.С.Библера, А. Ф. Лосева, философские концепции онтогносеологии М. Лифшица, диалектической логики Э. Ильенкова, содержательно-генетической логики М. Мамардашвили, системомыследеятельную методологию Г. П. Щедровицкого мы пришли к убеждению, что полифоническое мышление представляет собой разновидность мышления общелогического, художественного и музыкального. Это психический познавательный процесс, сущность которого обусловлена его целевой направленностью и заключается в следующем:

• с позиций философии — в отображении многомерности универсума, общих основ диалектического развития бытия, взаимодействия объективного и субъективного начал, процесса постепенного вызревания противоречий и накопления новых качеств;

• с позиции психологии — в том, что это специфический психический процесс, интеллектуальная психолого-познавательная деятельность личности, имеющая активный, целенаправленный характер, нацеленная на решение задач, связанных с постижением полифонических явлений, осмыслением их философской и эстетической значимости.

• с позиций художественного сознания — в специфическом образном строе, обусловленном цельным миросозерцанием, единовременным отражением контрастных образных субстанций, в создании ассоциативного образа, являющегося выражением преимущественно объективного, внеличного, надиндивидуального начала, в отображении возвышенного этического строя мыслей и чувств;

• с позиций музыкознания — в интонировании разнопланового по характеру тема-тизма и воплощении единовременного мелодического контраста как обобщённого выражения мыслечувствования, в осмыслении посредством категориального аппарата полифонии линеарности, преобладания горизонтального принципа над вертикальным в музыкальном становлении.

Содержанием полифонического мышления являются знания о полифонии в широком значении и, в частности, о полифонии эпохи венского классицизма, категории и термины полифонии, в которых отражается аналитико-синтезирующая и обобщающая музыкально-интеллектуальная деятельность студента, умственные действия и операции с образно-интонационными моделями, конструктивными элементами музыкальной композиции, осмысление качеств тематизма — базовых интонационных моделей, линеарности музыкального становления. Формами актуализации полифонического мышления студента в классе фортепьяно являются: интонирование средствами фортепьянной выразительности и вербализация.

В опоре на теоретические основы исследования: деятельностную концепцию развития мышления, разработанную в трудах психологов: А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, А. Н. Лернера, А. Н. Леонтьева, О. К. Тихомирова, С. Л. Рубинштейна и педагогов: Л. В. Занкова, М. Н. Скаткинатеорию оптимизации учебно-воспитательного процесса, созданную Ю. К. Бабанскимтеорию поэтапного формирования умственных действий, разработанную в педагогических трудах П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, современные концепции о природе и специфике музыкального мышления, психологии музыкальных способностей, идеи о закономерностях музыкальной логики, разработанные в трудах Б. В. Асафьева, МГ. Арановского, А. Л. Готсдинера, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. И. Петрушина Б.М.Теплова, идеи музыкантов-мыслителей прошлого и современности: С. И. Танеева, Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, Г. Г. Нейгауза, Г. Римана, К. Нефа, В. Конен, осмысливших роль полифонии в истории европейской культуры и значимость полифонического мышления, труды по проблемам духовного развития личности А. И. Арнольдова, А. А. Аронова, Л. С. Зориловой, Д. С. Лихачёва, а также общие принципы музыкально-педагогической науки, сложившиеся в процессе исторического развития и нашедшие отражение в трудах музыкантов XX века: Л. А. Баренбойма, Г. М. Когана, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга, Г. М. Цыпина и педагогов-исследователей, ведущих преподавательскую деятельность: Л. Г. Арчажниковой, Н. К. Баклановой, В. И. Закутского, Л. С. Зориловой, Е. И. Максимова, Т. Г. Мариупольской, мы пришли к выводу о том, что формирование полифонического мышления студентов музыкальных специализаций вузов культуры и искусств является важной задачей, решаемой в процессе подготовки музыканта-профессионала. Реализация этой задачи осуществима в целенаправленном учебно-воспитательном процессе в классе фортепьяно, в ходе организованной учебно-познавательной деятельности студентов.

Изучение в ходе исследования научной литературы по проблемам психологии и педагогики, связанных с мышлением, а также методы наблюдения, бесед, анкетирования, рейтинга позволили разработать:

— типологию полифонического мышления студентов вуза культуры и искусств, отражающую корреляцию его теоретического и практического аспектов;

— методику диагностирования полифонического мышления у студентов вуза культуры и искусств на основе данных анкетирования и рейтинга;

— наиболее эффективную методику формирования полифонического мышления в классе фортепьяно в процессе изучения стилистически своеобразной полифонии эпохи венского классицизма, состоящую в системе методических заданий, направленных на приобретение обучающимися специальных знаний о полифонии, на более глубокое и совершенное изучение и исполнение произведений Й. Гайдна, В. Моцарта и ЛБетховена.

— определить необходимые психолого-педагогические условия формирования полифонического мышления, заключающиеся в следующих факторах: в освоении студентами научных знаний о полифонии венского классицизма, накопленных теоретическим музыкознаниемв применении метода поэтапной интериоризации знаний в области полифонии венского классицизмав организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности студентовв рациональном сочетании теории и практики в обучениив дифференцированном подходе к студентам, учёте их индивидуальных особенностейв планировании практических действий студентов на основе функциональной связи с главной целью учебно-познавательной деятельности — изучение полифонии эпохи венского классицизма;

В процессе поведённого исследования была разработана и апробирована методика формирования полифонического мышления у студентов вузов культуры и искусств, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса в классе фортепьяно и улучшение подготовки будущих музыкантов-профессионалов. Результаты проведённой экспериментальной работы дают основания утверждать, что благодаря применению в учебно-воспитательном процессе системы методических заданий повысился уровень полифонического мышления студентов, и, следовательно, улучшилось качество подготовки обучающихся — будущих специалистов в области музыкальной культуры. Это позволяет считать выдвинутую гипотезу доказанной и цель исследования достигнутой.

В классах фортепьяно вузов культуры и искусств имеются необходимые условия для систематического и планомерного формирования у студентов полифонического мышления, гармоничного развития всех его аспектов: теоретического и практического, художественно-образного и абстрактно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного. Но в учебно-воспитательном процессе классов фортепьяно имеются и недостатки, снижающие уровень профессиональной подготовленности студентов к практической деятельности. К ним относятся, прежде всего, следующие:

— существующие ныне программы по курсу «Фортепьяно» не ориентируют студентов на изучение стилистически своеобразной полифонии эпохи венского классицизмав отношении произведений венских классиков программы дают обучающимся неверную ориентировочную основу действий, ориентируя их на развитие навыков работы над сочинением крупной формы;

— в преподавании музыки венских классиков отсутствует научность, поскольку имеется огромная дистанция между знаниями о полифонии венского классицизма, накопленными современной культурологией, искусствоведением, теоретическим музыкознанием и музыкально-педагогической наукой и практикой изучения кла-вирных произведений Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена в фортепьянных классах вузов культуры и искусств;

— содержание обучения на занятиях в классе фортепьяно страдает формализмом и односторонностью, оно направлено в основном на приобретение студентами практически-инструментальных навыков, стимулирующих формирование наглядно-действенного аспекта полифонического мышления у студентовплохо обстоит дело с формированием художественно-образного, абстрактно-логического планов полифонического мышления и наглядно-образного его компонентов;

— в процессе занятий недостаточно учитывается уровень фортепьянной подготовки студента до поступления в вуз и необходимость его повышения в процессе обучения: содержание учебного материала не всегда обеспечивает дальнейший рост и формирование полифонического мышления обучающегося;

— на 1 и 2 курсах обучения студентов отсутствует возможность использования межпредметных связей в формировании профессионально необходимой студентам музыкальных специализаций способности полифонического мышления, поскольку курс «Полифония» изучается с третьего года обучения в вузе, а полифонические произведения осваиваются обучающимися в классе фортепьяно с первого курса.

Данное исследование не исчерпывает всей глубины и многогранности проблемы формирования полифонического мышления. Дальнейшие перспективы научного поиска в этой области открываются при изучении взаимовлияния полифонического мышления и познавательных процессов — восприятия, внимания, фантазии, памяти, эмоционально-волевых процессов, индивидуально-психологических особенностей слухового восприятия, способности распределённого внимания, интересов, вкуса, воображения. Эти и другие проблемы могут быть изучены в других исследованиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. -112 с.
  2. Г. В.А.Моцарт. В 2-х частях. Ч. I. Кн. 1. -М.: Музыка, 1978. 534 с.
  3. Г. В.А.Моцарт. Ч. I. Кн. 2. М.: Музыка, 1990. — 560 с.
  4. Г. В.А.Моцарт. Ч. II. Кн. 1. -М.: Музыка, 1989.-496 с.
  5. Г. В.А.Моцарт. Ч. II. Кн. 2. -М.: Музыка, 1983. 568 с.
  6. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  7. Ю.П. Педагогика Любви и Свободы. М.: Топикал, 1994. — 608 с.
  8. А.Я. Самообразование: История, теория и современные проблемы. — М.: Высшая школа, 1986. 128 с.
  9. Актуальные проблемы возрождения духовности, развития народного художественного творчества и подготовки кадров в вузах культуры: Сб. статей по материалам конференции 24 26 декабря 1991 г. Ответственный редактор: Закутский В. И. — М.: МГИК, 1993. — 129 с.
  10. А.Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. Киев: Му-зична Украина, 1974. -160 с.
  11. А.Д. История фортепьянного искусства в 2-х частях. Ч. I. — М.: Муз-гиз, 1962.-144 е.-
  12. А.Д. История фортепьянного искусства. Ч. II. — М.: Музыка, 1967. -285 с.
  13. А. Методика обучения игре на фортепьяно. М.: Музыка, 1978. — 288 с.
  14. А.Д. О воспитании историзма художественного мышления у музыканта-исполнителя в условиях комплексного обучения //Актуальные проблемы музыкального образования. Киев: Музична Украина, 1986. — С. 87 — 92.
  15. А. И.Гайдн //Избранные сочинения в 2-х томах. Т. 2. — М.: Музыка, 1965.-С. 5−34.
  16. А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. Изд. 5-е. М.: Музыка, 1977. — 447с.
  17. Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев: Освита, 1991.-112 с.
  18. Ш. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М.: Педагогика, 1990. 560 с.
  19. А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. — 255 с.
  20. Н.П. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения (на материале фортепьянной педагогики). Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1979.-18 с.
  21. О. Методика музыкального воспитания. М.: Музыка, 1984. ~ 87 с.
  22. О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.-224 с.
  23. О.А. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы //Музыкально-педагогическая подготовка учителя.- М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1973. 54 с.
  24. М.Г. Мышление, язык, семантика //Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. Ред. М. Г. Арановский. -М.: Музыка, 1974. С. 90 — 128.
  25. М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений //Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. Ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — С. 252 — 271.
  26. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. -М.: Мысль. Т. I. -М., 1975. -550 е.- Т. II.- М., 1978. 687 е.- Т. III. — М&bdquo- 1981. — 613 е.- Т. IV. — М&bdquo- 1983. — 830 с.
  27. А.И. Цивилизация грядущего столетия (культурологические размышления). М.: Грааль, 1997. — 326 с.
  28. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: МГИК, 1992.-240 с.
  29. Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. — 3521. С.
  30. А.А., Гриненко Г. В. История мировой и отечественной культуры (Программа Гос. выпускного экзамена по культурологии). М.: МГУКИ, 1999. — 23 с.
  31. Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков (в процессе обучения игре на фортепьяно): Ав-тореф. дис. .канд. пед. наук. -М.: 1971. 16 с.
  32. Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 110 с.
  33. . В. Нечто о музыкальном просвещении //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. — С. 17−19.
  34. .В. Очаги слушания музыки //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. — С. 123−131.
  35. .В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 2. Изд. 2-е. — Л.: Музыка, 1971.-376 с.
  36. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987- 78 с.
  37. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  38. Ю.К. Система способов оптимизации обучения //Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — С. 272 — 282.
  39. Бадура Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. — М.: Музыка, 1972. — 373 с.
  40. Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М.: МГУК, 1994.-120 с.
  41. Н.К. Профессиональное мастерство и духовность //Духовные ценности и молодое поколение. Тезисы научно-практической конференции молодых ученых. М.: МГУК, 1998. — С. 82 — 83.
  42. Н.К. Психологические основы профессионального мастерства. М.: МГУК, 1991.-52 с.
  43. Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук.-М" 1997.-54 с.
  44. Баренбойм JL Аппликатурные принципы А. Шнабеля У/Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. -М.: Музыка, 1962. С. 157 — 178.
  45. Л.А. За полвека. Очерки, статьи, материалы. Л.: Советский композитор, 1989. — 359 с.
  46. Л. Как исполнять Моцарта? //Бадура Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. — М.: Музыка, 1972. — С. 257 — 367.
  47. Л. О бетховенской педализации //Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л.: Музыка, 1974. С. 261−273.
  48. Л.А. Об «университетском уровне» проведения занятий //За полвека. Очерки, статьи, материалы. Л.: Советский композитор, 1989. — С. 306 — 310.
  49. Л.А. О воспитании «исследовательского мышления» у молодых музыкантов //За полвека. Очерки, статьи, материалы. Л.: Советский композитор, 1989. -С. 311−326.
  50. Бах К.Ф. Э. Опыт об истинном искусстве игры на клавире //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. Киев: Музична Украина, 1974. — С. 40−55 с.
  51. Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987. — 376 с.
  52. А. Древняя мудрость. М.: СП Интерграф сервис, 1992. — 221 с.
  53. А. Изучение сознания. Вклад в психологию. М.: Алетейа, 1997.- 272 с.
  54. А. Человек и его тела. Магнитогорск: Амрита — Урал, 1996. — 320 с.
  55. А. Эволюция жизни: Сборник статей и лекций. Самара: Самарский Дом печати, 1993. -304 с.
  56. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989 — 605 с. 6L Бердяев Н. А. Философия свободного духа. — М. Республика, 1994. — 479 с.
  57. B.C. Мышление как творчество. -М.: Политиздат, 1975. 399 с.
  58. B.C. От наукоучения к логике культуры. — М.: Политиздат, 1991 -4121. С.
  59. Е.П. Избранные статьи. Ч. 1. М.: Новый Акрополь, 1994. — 148 е.- Ч. 2.-М.: 1996.-200 с.
  60. Е.П. Тайная доктрина: синтез науки, религии, философии. В 3-х т. -М.: Сиринъ, 1993.
  61. П.П. Память и мышление. М.: Соцэкгиз, 1935. ~ 214 с.
  62. В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления. Вып. 1. М.: Музыка, 1989. — 270 с.
  63. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: АПН РСФСР, 1959. 347 с.
  64. Э. Интерпретация клавирных произведений И.-С.Баха. М.: Музыка, 1993. 389 с.
  65. Бондаре нко Т. Изменчивость горизонтали и вертикали как отражение закономерностей музыкального мышления //Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Музична Украина, 1989. — С. 91 — 94.
  66. Ю. Эстетика. Изд. 4-е. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  67. А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления //Мышление: процесс, деятельность, общение. -М.: Наука, 1982. С. 5 — 50.
  68. А.В. Культурно-историческая теория мышления (философские проблемы психологии). -М.: Высшая школа, 1968. 104 с.
  69. А.В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  70. А.В. Психология мышления и кибернетика М.: Мысль, 1979. -189 с.
  71. Л. Стилевые черты артикуляции в фортепьянной музыке 18 первой половины 19 века. -М.: Музыка, 1991. — 123 с.
  72. Й. К историческому развитию теории музыкального мышления //Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С. 29 — 58.
  73. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. — 519 с.
  74. Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981.-240 с.
  75. Г. Индивидуальный стиль композитора как художественная закономерность: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Киев: 1957. — 18 с.
  76. Волобуева J1.C. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: МГУК, 1984. -16 с.
  77. Т.Н. К вопросу о музыкальном мышлении //Проблемы фортепьянной педагогики. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1991. — С. 64 — 70.
  78. Т.Н. Некоторые особенности работы над полифонией //Проблемы фортепьянной педагогики. -М.: МГТШ им. В. И. Ленина, 1991. С. 70 — 76.
  79. Л.С. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка //Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  80. Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте //Педагогическая психология. Ред. В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  81. Л.С. Психология искусства. -М.: Педагогика, 1987. 345 с.
  82. В фортепьянных классах Ленинградской консерватории: сб. статей под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1968. — 188 с.
  83. П.Я. Введение в психологию. -М.: МГУ, 1976. 149 с.
  84. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: МГУ, 1985.-45 с.
  85. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: МГУ, 1965. — 51 с.
  86. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий /Психологическая наука в СССР. Т. I.-M.: АПН РСФСР, 1959. С. 441 — 469.
  87. Э. О музыкально-прекрасном. 2-е изд. -М.: Юргенсон, 1910. 162 с.
  88. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х томах. Т. 1. М.: Искусство, 1968. — 312 е.- Т. П. -М., 1969. -326 е.- Т. III. -М., 1971.-621 е.- Т. IV.-М, 1972.-676 с.
  89. А. На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепьянной игры. //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. -Киев: Музична Украина, 1974. С. 123 — 127.
  90. Е. Античное музыкальное мышление. Исследование. Л.: Музыка, 1986.-224 с.
  91. Я. В-А-С-Н.: Очерк музыкальных посвящений И.-С.Баху с его символической звуковой монограммой. Казань: Казанская государственная консерватория, 1993. -108 с.
  92. Е. Подготовительные упражнения к различным видам техники. М. -Л.: Музгиз, 1952.-31 с.
  93. А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки. Автореф. дис.. доктора искусствоведения. М., 1989. — 45 с.
  94. А.Л. Музыкальная психология. Международная академия педагогических наук. М.: Московский гуманитарный актерский лицей, 1993. — 190 с.
  95. А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия //Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. Ред. М. Г. Арановский. -М.: Музыка, 1974. С. 230−251.
  96. Л.М. Активизация продуктивной деятельности как средство развития полифонического мышления: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1996. — 16 с.
  97. С.С., Мюллер Т. Ф. Учебник полифонии. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1969.-330 с.
  98. Г., Мис П. Аппликатура Бетховена //Музыкальное исполнительство. Вып. 8. М.: Музыка, 1973. — С. 172 — 188.
  99. Г., Мис П. Как Бетховен пользовался педалью? //Музыкальное исполнительство. Вып. 6. -М.: Музыка, 1970. С. 217 — 272.
  100. Е.Л. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях от средневековья к XXI столетию. Исследование. М.: Музыка, 1991. — 78 с.
  101. В.В. О перспективах теории деятельности. /Вестник МГУ. 1993. — № 2.-С. 25−31.
  102. Да Пареха Р. Практическая музыка. //Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М.: Музыка, 1966. — С. 340 — 350.
  103. Р. Сочинения. В 2-х т. — Т. 1. — М.: Мысль, 1989. — 654 с.
  104. А.Н. История зарубежной педагогики. М.: ФОРУМ-ИНФА, 1998. -272 с.
  105. Д. Сочинения. В 2-х т. — Т. 1. — М.: Мысль, 1986. — 592 с.
  106. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  107. А.Н. Полифония как фактор формообразования. JI.: Музыка, 1962. -488 с.
  108. Дыс JI. Музыкальное мышление как объект исследования //Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Музична Украина, 1989. -С. 35−44.
  109. Дыс JI.C. Ведущая горизонталь как акустическая модель в целостной системе музыковедческого анализа: Автореф. дис. .канд. искусств. — Киев, 1980. 16 с.
  110. С. А. Формирование распределенного внимания на основе восприятия и исполнения полифонической музыки в курсе сольфеджио на музыкально-педагогическом факультете: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
  111. Ю. История полифонии. Вып. 1. Многоголосие средневековья X -XIV века. М.: Музыка, 1983. — 454 с.
  112. Г. Л. Искусство как мышление. -М.: Искусство, 1982. 277 с.
  113. Л.В. Проблема усвоения знаний и новая система начального обучения //Усвоение знаний и развитие младших школьников: ред. Л. В. Занков. М.: Просвещение, 1965.-С. 3−26.
  114. Л.В. О связи между усвоением знаний и развитием школьников //Усвоение знаний и развитие младших школьников: ред. Л. В. Занков. М.: Просвещение, 1965.-С. 119−134.
  115. М.А. Формирование опорных музыкальных понятий при обучении игре на инструменте на музыкальных факультетах педагогических институтов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1981. 17 с.
  116. А.Я. В поисках художественного смысла: Избранные работы. М.: Искусство, 1991.-350 с.
  117. Л.С. Духовные основы музыкальной культуры //Музыкальная педагогика. Исполнительство. Вып. I II. — М.: МГУК, 1998. — С. 16−23.
  118. Л.С. Духовность музыки И.-С.Баха и его музыкально-педагогическое наследие //Музыкальная педагогика. Исполнительство. Вып. I 11. — М.: МГУК, 1998.-С. 120−133.
  119. Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования: Автореф. дис. .д-ра культурологии. -М., 1999. 44 с.
  120. Л.С. Организация самостоятельной работы студентов вузов культуры музыкальных специализаций. М.: ВИМЦ МК СССР, 1991. — 55 с.
  121. Э.В. Диалектика идеального //Ильенков Э. В. Философия и культура. -М.: Политиздат, 1991.-462 с.
  122. Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974.-269 с.
  123. И.В. Формирование и активизация творческого художественного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепьяно: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1998. 16 с.
  124. Л.Д. Многоголосная грузинская народная песня в системе формирования полифонического слуха учащихся младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1988. -18 с.
  125. Н. Клавирная музыка Баха в фортепьянном классе. Изд. 2-е, Л.: Музыка, 1988. -153 с.
  126. Ф. Метода обучения игре на фортепьяно //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. Киев: Музична Украина, 1974. — С. 90−97.
  127. И. О педагогике //Избранное в 3-х т. Т. 1. О воспитании разума. Калининград: Кн. изд-во, 1995. — 248 с.
  128. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1982. -704 с.
  129. А.Л. Педагогика и культурология: проблемы взаимосвязи //Современные проблемы культурологического образования. Сб. статей. Научный редактор: Киселева Т. Г. М.: МГУК, 1993. — С. 47 — 52.
  130. С.С. Метод формирования образа-представления в работе над полифоническими произведениями. -М.: Министерство культуры РСФСР, 1989. 80 с.
  131. Е.Ф. Исследование путей и методов активизации музыкально-слухового самоконтроля в процессе обучения игре на фортепьяно: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1975.-22 с.
  132. А.Г. Полифонический слух и его развитие в процессе обучения музыке (на материалах учебной работы музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. -16 с.
  133. Г. М. Вопросы пианизма. -М.: Советский композитор, 1968. -462 с.
  134. Г. М. Работа пианиста. Изд. 3-е, доп. -М.: Музгиз, 1963. 182 с.
  135. Я.А. Великая дидактика /Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — С. 242 — 476.
  136. В. Этюды о зарубежной музыке. М.: Музыка, 1968. — 294 с.
  137. Н. Инвенции И.С.Баха. Вступительная статья //И.-С.Бах. Инвенции- М.: Музыка, 1991.- С. 2 5.
  138. И.А. Диатоника и хроматика как категории музыкального мышления: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. Киев, 1970. — 16 с.
  139. Ю. Историческое и эстетическое значение Моцарта //Избранные статьи. Л.: Музыка, 1976. — С. 191 — 204.
  140. Ю. Й.Гайдн. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1972. — 317 с.
  141. Ю. О роли разума в восприятии произведений искусства. М.: Музыка, 1970.-72 с.
  142. Ю. Познавательная роль музыки. М.: Музгиз, 1963. — 62 с.
  143. B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1997. — 380 с.
  144. Н.М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепьяно //Алексеев А. Русские пианисты. -М. Л.: Музгиз, 1948. — С. 281 — 285.
  145. Э. Основы линеарного контрапункта. М.: Музгиз, 1931. — 304 с.
  146. Г. С. Клавикордная школа //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. Киев: Музична Украина, 1974. — С. 56 — 60.
  147. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  148. А.Н. Избранные психологические исследования. В 2-х томах. Г. 2. -М., 1983.-318 с.
  149. Т.Н. Бах и Гендель. Проблемы стиля //Русская книга о Бахе. М.: Музыка, 1985.-С. 183−203.
  150. Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. В 2-х т. Т. 1. От античности к XVIII веку. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Музыка, 1983. — 696 с.
  151. Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Кн. 2. От Баха к Моцарту. М.: Музыка, 1987. — 469 с.
  152. М. Об идеальном и реальном /Вопросы философии. 1984. — № 10. -С. 120−144.
  153. Д.С. Очерки по философии художественного творчества СПб.: БЛИЦ, 1996.-159 с.
  154. Д. Мысли о воспитании //Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1987. С. 143 — 178.
  155. Дж. Об управлении разумом //Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. — С. 178 — 192.
  156. А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1961. — 303 с.
  157. А.Ф. Музыка как предмет логики //Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.-С. 195−390.
  158. А.Ф. Философия имени //Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. -269 с.
  159. Л. Маленькая книжечка о Бахе: (техника и философия И.С.Баха): заметки композитора. Казань: Полиграфич. комбинат им. К. Якуба, 1994. — 38 с.
  160. Любомудрова Н, Методика обучения игре на фортепьяно. М.: Музыка, 1982. -143 с.
  161. М. Предисловие к собранию мотетов Георга Pay //Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М.: Музыка, 1966. — С. 377 -378.
  162. Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки //Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965.-С. 225−263.
  163. JI. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979. — 536 с.
  164. М.К. Эстетика мышления. М.: Моск. школа полит, исслед., 2000.-412 с.
  165. В. Об интерпретации фортепьянных произведений Л.Бетховена. М.: Музыка, 1991. — 77 с.
  166. A.M. Действие и процесс мышления //Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси: Мецниерба, 1971. — С. 370 — 374.
  167. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-208 с.
  168. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.-239 с.
  169. В.В. Интонационная форма музыки. М.: Музыка, 1993. — 380 с.
  170. В.В. Музыкальное мышление и логос жизни //Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Музична Украина, 1989.-С. 18−28.
  171. В.В. К анализу художественного мира и выразительных средств музыки Баха //Полифоническая музыка. Вопросы анализа. М.: 1984. — С. 83 — 106.
  172. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 253 с.
  173. Ф. Похвала музыке //Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М.: Музыка, 1966. — С. 372 — 377.
  174. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М: Знание, 1970. -32 с.
  175. А. Редакции клавирных сочинений Гайдна и Моцарта и проблемы стиля интерпретации //Музыкальное исполнительство и педагогика. М.: Музыка, 1991.-С. 155−188.
  176. Методы научно-педагогического исследования. Под ред. Ю. К. Бабанского. — Ростов-на-Дону, 1972. 165 с.
  177. Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х томах. Т. I. М.: Музыка, 1981.-415 е.- Т. И. -М.: 1982.-432 с.
  178. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения.1. М.: Музыка, 1966. 574 с.
  179. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII XVIII веков. — М.: Музыка, 1971.-688 с.
  180. В.И. Осмысленное запоминание как условие успешного усвоения музыкальных произведений в процессе обучения игре на фортепьяно: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1974. ~ 18 с.
  181. Т.Ф. Полифония. -М.: Музыка, 1988. 335 с.
  182. Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1998. 254 с.
  183. Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. — 319 с.
  184. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-375 с.
  185. Е.В. Принцип единовременного контраста //Русская книга о Бахе. М.: Музыка, 1985. — С. 265 — 294.
  186. В. Прошлое русского пианизма. Очерки и материалы. М.: Музгиз, 1960.-290 с.
  187. Г. Г. Об искусстве фортепьянной игры: Записки педагога. 4-е изд. М.: Музыка, 1982.-300 с.
  188. Г. Г. О последних сонатах Бетховена //Вопросы фортепьянного исполнительства. Вып. 2. М.: Музыка, 1968. — С. 13−21.
  189. И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М&bdquo- 1982.-18 с.
  190. Неф К. История западноевропейской музыки. -М.: Музгиз, 1938. 303 с.
  191. В .Б. Символика музыки И.-С. Баха и её интерпретация в ХТК. М.: МГПИ им. Гнесиных, 1991. — 54 с.
  192. Н.Ф. Знание болевой нерв философской мысли (к истории концепции знания от Платона до Поппера) /Вопросы философии. — 2001, № 1. — С. 83 -113--№ 2. — С. 124−151.
  193. А. А. Взаимодействие чувственно-конкретного и абстрактно-логического в художественном мышлении //Вопросы истории и теории эстетики. Вып. 10.-М.: МГУ, 1977. С. 48 — 65.
  194. И.Т. Педагогика. -М.: Просвещение, 1968. 374 с.
  195. И.Г. Лебединая песня //Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1987. С. 351 -391.
  196. И.Г. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1981.-Т. 1.-336 е.--Т. П. — 416 с.
  197. В.И. Музыкальная психология. Изд. 2-е. -М.: Владос, 1997. 384 с.
  198. Письма Бетховена. В 3-х т. Вступительная статья и комментарии Н.Фишмана. -Т. I. М.: Музыка, 1970. — 576 е.- Т. П. — М.: Музыка, 1977. — 527 е.- Т. Ш. — М.: Музыка, 1986.-636 с.
  199. Платон. Сочинения в 3-х т. Т. I. — М.: Мысль, 1990. — 860 е.- Т. П. — 1970. — 611 е.- Т. Ш, Ч. 1.- 1971.-687 с.
  200. Плутарх. О музыке //Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1961.-С. 255−293.
  201. П. Тейяр де Щарден. Феномен человека. М.: Мысль, 1988. — 200 с.
  202. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967.-264 с.
  203. Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. -280 с.
  204. В.В. История полифонии в её важнейших явлениях. Западноевропейская классика 18−19 веков. -М.: Музыка, 1965. 614 с.
  205. Психологические проблемы активности личности в обучении. М.: АПН СССР, 1971.-11 с.
  206. И.Б. Логика музыкального мышления. Киев: Музична Украина, 1987.-179 с.
  207. И.Б. Логико-конструктивные принципы музыкального мышления: Автореф. дис. .доктора искусствоведения. Киев, 1989. — 40 с.
  208. И.О. О работе над полифонией с учащимися начальных классов ДМШ //Очерки по методике обучения игре на фортепьяно. Вып. 2. М.: Музгиз, 1965.-С. 6−60.
  209. Ринкявичус 3. Воспринимают ли дети полифонию? Л.: Музыка, 1979. — 64 с.
  210. Ринкявичус 3. Развитие восприятия полифонической музыки у младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1973. 16 с.
  211. Ринкявичус 3. Сущностные аспекты управления процессом развития музыкального мышления //Методологические проблемы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1991.-С. 54−57.
  212. Л. О работе над полифоническими сочинениями Баха, Генделя с учащимися пианистами //Очерки по методике обучения игре на фортепьяно. Вып. 2. -М.: Музгиз, 1965. — С. 61 — 94.
  213. JI. Предисловие //Й.Гайдн. Избранные сонаты для фортепиано. Вып. 2. М.: Музгиз, 1962. — С. 2 — 4.
  214. М.И. Практическая полифония. М: Просвещение, 1988. — 157 с.
  215. А.Г. Избранные письма. -М: Музгиз, 1954. 103 с.
  216. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. -147 с.
  217. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1989. Т. I. — 488 е.- Т. II.-328 с.
  218. В. Полифония Моцарта. М.: Музыка, 1981. — 112 с.
  219. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании //Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1987. С. 199 — 296.
  220. Ф. О музыке //Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. -М.: Музыка, 1966 С. 414 — 422.
  221. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. — М.: Педагогика, 1971.-205 с.
  222. С.С. Полифонический анализ. -М. Л.: Музыка, 1940. — 184 с.
  223. С.С. Полифония и полифонические формы. М.: Сов. композитор, 1962.-45 с.
  224. С.С. Учебник полифонии. М. — Л.: Музыка, 1951. — 271 с.
  225. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: художественные возможности. -М.: Музыка, 1985. 285 с.
  226. К.А. Мысль в действии. М. Политиздат, 1968. — 208 с.
  227. В. Авторские исполнительские указания Л.Бетховена. Лекция по курсу «История фортепьянного искусства». Казань: Казанская государственная консерватория, 1990. — 32 с.
  228. А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия //Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. Ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — С. 59 — 74.
  229. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.:1. МГУ, 1969. 133 с.
  230. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. — 343 с.
  231. С.И. Подвижной контрапункт строгого письма. М.: Музгиз, 1959. — 383 с.
  232. .М. Психология музыкальных способностей. М. — JL: АПН РСФСР, 1947.-335 с.
  233. O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 269 с.
  234. Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. М.: Музыка, 1976. — 165 с.
  235. Ю.Н. Строение музыкальной речи. -М.: Музыка, 1969. 174 с.
  236. Д.Г. Клавирная школа //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. Киев: Музична Украина, 1974. — С. 61 — 69.
  237. К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. //Собр. соч. в 6 т. Т. 5. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
  238. С. Бетховен. Соната Ор. 106 (исполнительский комментарий) //Вопросы фортепьянного исполнительства. Вып. 2. -М.: Музыка, 1968. -С. 22- 58.
  239. С. Пианизм как искусство. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1969. — 598 с.
  240. Н. Вступительная статья //Письма Бетховена. Т. 1. — М.: Музыка, 1970.-С. 3−72.
  241. Н., Кириллина JI. Вступительная статья //Письма Бетховена. Т. 3. -М.: Музыка, 1986. — С. 3 — 60.
  242. П.А. Иконостас: избранные труды по искусству. СПб.: Русская книга, 1993.-366 с.
  243. П.А. На Маковце //У водоразделов мысли. Т. 2. — М.: Правда, 1990.-С. 17−23.
  244. П.А. Пути и средоточия //У водоразделов мысли. Т. 2. — М.: Правда, 1990.-С. 30−31.
  245. И.Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. -М.: Музыка, 1974.-111 с.
  246. В.П. Учебник полифонии. -М.: Музыка, 1987. -205 с.
  247. Дж. Установление гармонии //Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. -М.: Музыка, 1966. С. 424 — 510.
  248. Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. Кн. 1. -М.: Советский композитор, 1988. 382 с.
  249. Г. М. Обучение игре на фортепьяно. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  250. Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. .докт. пед. наук. -М., 1978. 28 с.
  251. Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепьяно. М.: МГПИ, 1975. -106 с.
  252. К. Систематическое руководство по импровизации на фортепиано //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. Киев: Музич-на Украина, 1974. — С, 82 — 89.
  253. К. Полная теоретическая и практическая фортепьянная школа //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах. Киев: Музична Украина, 1974. — С. 98 -126.
  254. В.И. Методы обучения. Лекция по педагогике высшей школы для студентов и аспирантов вузов культуры. М.: МГУК, 1996. — 32 с.
  255. Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 280 с.
  256. Г. Моцарт. Л.: Музыка. 1970. — 205 с.
  257. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  258. А. Иоганн Себастьян Бах. -М.: Музыка, 1965. 725 с.
  259. С. Обучение игре на фортепьяно как наука. СПб.: Русская музыкальная газета, 1900. — 140 с.
  260. Ф. Методические заметки //Алексеев А. Д. Из истории фортепьянной педагогики. Хрестоматия. Киев: Музична Украина, 1974. — С. 132 — 133.
  261. Г. П. Педагогика и логика //Сб.: Георгий Щедровицкий, Вадим Розин, Никита Алексеев, Нелли Непомнящая. М.: Касталь: ТОО Международный журнал «Магистериум», 1993. -412 с.
  262. Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Изд-во Школа культур. полит., 1997.-641 с.
  263. А. Моцарт. Личность. Творчество. -М.: Музыка, 1977. -454 с.
  264. К.И. Некоторые вопросы современной теории полифонии как системы музыкального мышления: Автореф. дис. .канд. искусств. Л., 1972. — 24 с.
  265. К. О природе и специфике полифонического мышления //Полифония. -М.: Музыка, 1975. С. 6 — 62.
  266. К.И. Теоретические основы полифонии в свете эволюции музыкальной системы: Автореф. дис. .доктораискусствоведения. Киев, 1990. -42 с.
  267. .Л. Воспоминания. Статьи. Переписка. Т. I. М.: Советский композитор, 1972.-711 с.
  268. G. Т. Vorschule der Aesthetik. Bd. I. Leipzig: Breitropf & Hartel, 1925. -314 s.
  269. Herbart J. F. Lehrbuch zur Psychologie //Sammtliche Werke. Bd. 5. Leipzig: Voss, 1851.-514 s.
  270. Kwalwasser J. Exploring the musical mind. New York: Coleman — Ross, 1955. -189 s.
  271. Muller Freienfels R. Psychologie der Kunst. Bd. 1,2.- Leipzig — Berlin: Teubner. -Bd. 1: 1922. — 248 s.- Bd. 2: 1923. — 302 s.
  272. Riemann H. Musikalische Logik. Leipzig, 1873. — 204 s.
  273. Riemann H. Wie horen wir Musik? Grundlinien der Musik Aesthetik. — Leipzig: Hesse, 1903.-93 s.
Заполнить форму текущей работой