Педагогические основы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников
Диссертация
Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования: изучение философской, педагогической и психологической литературыконстатирующий и преобразующий экспериментынаблюдение за проявлениями детей при работе со сказкой, в процессе специально организованных наблюдений за объектами живой природы, самостоятельной деятельности детейбеседы с педагогами… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОК
- 1. Особенности развития личности старшего дошкольника в системе специально организованного экологического воспитания
- 2. Общепедагогические основы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИ ЧЕСКОГО ВОСПИТАН^ ДЕТЕЙ. СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОК
- 1. Анализ результатов констатирующего эксперимента и опыта организации эколого-образовательного процесса в дошкольных учреждениях
- 2. Педагогические условия и программа использования ска-^ зок в экологическом воспитании старших дошкольников
- 3. Задачи, методика и анализ результатов преобразующего эксперимента
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Акимушкин И. В. Зеленая полка. Серия «Причуды природы». Приложение к журналу «Юный натуралист». М., 1992. — С. 112,142.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. Ярославль: Академия развития «Академия К», 1998 — 255 с.
- Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1997, — 400 с.
- Алиева Т. И. Ребенок в мире образа. // Дошкольное воспитание. -1996.-№ 2.-С. 68−73.
- Алиева Т. И. Ребенок в мире образа. // Дошкольное воспитание. -1996.-№-11.-С. 75−78.
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. -Ярославль: Академия развития, 1997. 206 с.
- Анашкина Е.Н. Веселая ботаника (викторины, ребусы, кроссворды). -Ярославль: Академия развития. «Академия К», 1998. 192 с.
- Аникин В.И. Русское национальное поэтическое творчество. М., 1973.- 176 с.
- Артемов В.А. Курс лекций по психологии. Харьков, 1958.-421 с.
- Архипова Е.А. Зависимость самооценки от авторитета воспитателя. // Педагогические проблемы социальной психологии, вып. 16. Минск, 1989.-С. 13−19.
- Асмолов А.А. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Московского университета, 1984. — 105 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
- Ашиков В.И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 172 с.
- Бахтин М.М. Человек в мире слова, 1995.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.
- Бегак Б. Воспитание искусством. Для учителей начальных классов. -М.: Просвещение, 1981. 94 с.
- Бельковец Л.П. Зависимость усвоения материала от характера извлечения его из текста. Автореф. дисс.канд. психолог. М., 1984.
- Блонский Н.П. Память и мышление. В кн.: Избранные психологические произведения. М., 1964. — С. 287−503.
- Блонский П.П. Развитие мышления школьника. Избранные педагогические и психологические произведения. В 2-х т. М., 1979. — т. 2. -С. 5−117.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Болотина JI.Р. Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Издательский центр «Академия», 1997. — 240 с.
- Брудный А.А. Другому как понять тебя? М.: Знание, 1990. — 64 с.
- Брудный А.А. Наука понимать. Бишкек, 1996.
- Буякас Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов — в индивидуальном сознании. // Вопросы психологии. — 1997. — № - 5. — С. 47.
- Быстрицкий Е.К. Научное познание и проблема понимания. Киев: Наукова Думка, 1986. — 132 с.
- Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. // АН УССР Киев: Наукова Думка, 1991. 200 с.
- Васякина Ж.Л. Паутинка. Программа для детей дошкольного возраста.-М" 1995. 15 с.
- Ващик Е. Календарь природы (с приметами погоды). М., 1998. -128 с.
- Венгер Л.А. // Дошкольное воспитание № 5, 1994. 58 с.
- Вересов Н.Н. Мы земляне. // Дошкольное воспитание. 1993. — № -7. — 1994. — № - 12. — 1996. — № - 1.
- Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Окружающий мир. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 1999. — 274 с.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993. — 128 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний. Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Воробьева Д.И. Гармония. Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. СПб: ЛОИУУ, 1995.-78 с.
- Воспитание детей в старшей группе детского сада. Пособие для воспитателя детского сада. // В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др. Составитель: Г. М. Лямина. М.: Просвещение, 1984. — 288 с.
- Воспитатель в чем секрет его успеха? Примерная программа учебно-производственной практики в группах дошкольного возраста для студентов факультета дошкольного воспитания. Составители: В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. — Витебск, 1995. — 190 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. — 93 е., ил.
- Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах, т. 6. М., 1982−1983. — 91 с.
- Гублер Е.В., Генкин Н. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973. -142с.
- Гурова Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления. // Вопросы психологии. 1986. — № - 2. — С. 126−138.
- Гурович Л.М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. М.: Просвещение, 1992. — 64 с.
- Гусев С.С., Тульчинский Г. Д. Проблема понимания в философии. Философ Гносеологический анализ. — М.: Политиздат, 1995. — 192с.
- Давыдов В.В. Проблемы развития обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
- Елкина Н.В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль: Академия развития, 1996. — 220 с.
- Еремеева В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки. Два разных мира. М.: Линка-Пресс, 1988. — 184 с.
- Ерофеева Т.Н. Математика для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада, 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1997. — 175 с.
- Запорожец А.В., Неверович Я. З. Некоторые проблемы развития познавательных и волевых процессов в дошкольном детстве. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Просвещение, 1965. — 420с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Школа-Пресс, 1996. -336 с.
- Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1982. -С. 5−26.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М., 1991.-220 с.
- Зинченко В.Д. Продуктивное восприятие. // Вопросы психологии. -1971-№-6.-С. 27−42
- Зинченко В.П. Работа понимания. // Психологическая наука и образование. 1997. — № - 3. — С. 43.
- Зинченко В.П. Общечеловеческие ценности в индивидуальном сознании. // Вопросы психологии. 1997. — № - 5. — С. 44.
- Зинченко В.П. Живое знание: психологическая педагогика. 2-е изд. испр. и доп. Самара, 1998. — 296 с.
- Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании. // Вопросы психологии. 1999. — № - 3. — С. 83−88.
- Иванова Т.С. Это удивительное природоведение. М.: Гном-Пресс. -223 с.
- Иванова Э.Н. Расскажи мне сказку. М.: Просвещение, 1991. — 463с.
- Ионин А.Г. Понимающая социология. М., 1979. — 206 с.
- Калинин В.Б. Введение. // Вестник Ассоциации экологического образования. 1995. — № - 4/8. — С. 2.
- Калинин В.Б. Введение. // Вестник экологического образования России. -1999. №- 1−2 (9−10)., 1999, С. 1.
- Калинин В.Б. Копилка опыта. // Вестник АсЭкО. 1998. — № - 1/15. -С. 3−8.
- Карпинская Н.С. Художественное слово в восприятии маленьких. // Дошкольное воспитание. 1968. — № - 7. — С. 23−28.
- Кириллова Г. Д. Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста (2 лет 7 мес. 5 лет). Автореф. дисс.канд. психолог.наук. М., 1971.-27 с.
- Клычникова З.И. Психологические особенности учебного чтения на иностранном языке. М., 1983. — 207 с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1998. — 190 с.
- Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». Азбука экологии. СПб., 1996. — 104 с.
- Конева О.Б. Влияние социальных эмоций на процесс социализациидетей старшего дошкольного возраста Дисс.канд. психолог.наук.-М., 1997.-176 с.
- Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. /
- Пер. с англ. Владивосток: НСАР — Дальний Восток, 1999. — 265 е., ил. 44.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. Пособие для воспитателя детского сада, 2-е изд. М.: Просвещение, 1982.-128 с.
- Костюк Г. К. Вопросы психологии понимания. // Советская педагогика. 1948. — № - 9. — С. 105−112.
- Костюк Г. С. О психологии понимания. // Записки института психологии УССР, 1950.-т. 11.-С. 7−57.
- Кравцов Н.Н. Сказка как фольклорный жанр. // Специфика фольклорных жанров. М., 1973. — 69 с.
- Краткий энциклопедический словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. Политиздат, 1988. -479 с.
- Кудрявец Д.Б., Петренко Н А. Как вырастить цветы. М.: Просвещение, 1993. -175 с.
- Кудрявцев В. // Дошкольное воспитание. 1996. — № - 2. — 68 с.
- Левитман М.Х. Экология-предмет: интересно или нет? СПб., 1998. -178 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.-т. 1.-391 с.
- Липкина А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения. // Вопросы психологии. 1980. — № -1.-С. 11−12.
- Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. // Под общ. ред. А. Б. Любимовой: Уч. пос. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1995. 148 с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. — 289 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. // Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1998. — 416 с.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. — 238 с.
- Лямина Г. Становление личности ребенка. // Дошкольное воспитание. 1993.-№-9.-79 с.
- Малиновская К.В. Понимание и его роль в науке. // Философские науки. 1974. — № - 1. — С. 49−55.
- Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. М., 1995.
- Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М., 1970.-32 с.
- Менчинская Н.А. Понимание. В кн.: Психология. Учебник для пед. инст. // Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. — М., 1962. — С. 263−267.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под ред. П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1999. — 208 с.
- Микулинская М.Я. Уровни понимания предложения и их диагностика. // Вопросы психологии. 1983. — № - 4. — С. 54−61.
- Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для пед. уч. по спец. «Дошкольное образование». Под ред. Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.-319 с.
- Митру М. Сравнительный анализ эмоционального развития дошкольников России, Греции и Кипра. Автореф. дис.. канд. психолог, наук.-М., 1995, — 18 с.
- Мишанина З.Н. Экологические проблемы региона в воспитании дошкольников и младших школьников. // Просвещение. 1996. — № -1.-С. 53−63.
- Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Пособие для учителя. Серия «Учительский портфель». СПб.: Изд-во «Акцидент», 1998. — 174 с.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996. — 128 с.
- Морозова Н.Г. О понимании текста. Вып. 7. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.-С. 191−239.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985. — 103 с.
- Нартов К.М. Сказка поэзия народной души. // Мир психологии. -1998.-№-3.-С. 103−110.
- Николаева С.Н. Творческий поиск в экологическом воспитании: опыт работы дошкольных учреждений г. Москвы. М., 1996. — ч. 1 — 63 с.- ч. 2 64 с.
- Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М.: Новая школа, 1996. — 47 с.
- Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М.: Новая школа, 1993.-63 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.- М.: Академия, 1999. 182 с.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995. — 160 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1999. — 208 с.
- Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста. Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. -М.: Педагогика, 1988. 136 с.
- Павлов И.П. Полн. собр. соч., изд. 2-е, Т.П. С. 579−580.
- Парамонова Л., Алиева Т., Арушанова Н. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности. // Дошкольное воспитание. 1999. -№-5.-С. 70.
- Петривняя И.В., Воронов И. Б., Воронова Ю. И., Хохлова В. Б., Швен-ков А.А., Шутова Н. В. Интегративно-интенсивное обучение как путь развития сознания. Н. Новгород, 1993. — 144 с.
- Петровский А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. // Вопросы философии. 1982. — № - 3. — С. 44−53.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии. 1984. — № - 4. — С. 15−29.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. М.: Просвещение, 1992. — 224 с.
- Поддьяков Н.Н., Поддьяков А. Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. Н. Новгород, 1999. — 39 с.
- Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Linka-Press, 1998.- 189 с.
- Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков, 1982. — 225 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
- Развитие. Программа для старшей группы детского сада. Научный руководитель Л. А. Венгер. М., 1992. — 73 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 423 с.
- Рыжова Н.А. Сказки и экологическое образование. // Вестник АсЭкО.- 1995.-№-4.-С. 3.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. М., 1999. — 170 с.
- Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. // Серия «Наш дом природа». — М.: Минк-Пресс, 1996. — 56 с.
- Рыжова Н.А. Наш дом природа. М., 1998. — 128 с.
- Рянжин С.В. Экологический букварь (для детей и взрослых). СПб.: Печатный двор, 1994. — 110 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988. — 285 с.
- Сафонова О.А. Системная оценка качества обучения дошкольников конструированию. Научно-методическое пособие. Н. Новогород, 1998.- 111 с.
- Синицина Е.И. Умные сказки. Серия «Через игру к совершенству». -М: Лий, 1997.- 168 с.
- Система эстетического воспитания в детском саду. / Под общ. ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Изд-во Академии Пед. наук РСФСР, 1962. -356 с.
- Славина Л.С. Психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся первого класса в учебной работе. Вып. 73.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965.
- Смирнов А.А. Психология запоминания. М.-Л., 1948. — 327 с.
- Смирнов В.А. Проблемы психологии памяти. М., 1946. — 245 с.
- Сорокоумова Е.А. Формирование познавательной активности младших школьников через понимание текста Дисс.канд. психолог.наук. Н. Новгород, 1995.
- Стеркина Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений, 2-е изд., испр. дополн. М.: Изд-во ACT, 1997.-430 с.
- Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественных произведений. // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологическое исследование. Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — С. 70−99.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. Политиздат, 1975. — 270 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -343 с.
- Токмакова Н. Животворные ключи. // Дошкольное воспитание. -1993.-№-7.-С. 27−29.
- Толмачева Л.П. Окно в удивительный мир природы. Занимательная энциклопедия. Сталкер, 1998. — 396 с.
- Трункель В.Д. Приемы и последующая передача речевого сообщения. // Вопросы психологии. 1983. — № - 4. — С. 106−114.
- Тулмин Ст. Человеческое понимание. Пер. с англ. З. В. Кагановой. -М.: Прогресс, 1984. 325 с.
- Удовенко А. Экологическая сказка. // Дошкольное воспитание. -1993.-№-7.-С. 26.
- Ульенкова У.В. Исследования психологической готовности шестилетних детей к школе. // Вопросы психологии. 1983. — № - 4. — С. 63−69.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 336 с.
- Ушакова О.С. Развитие поэтического слуха как одно из условий словесного творчества детей 6−7 лет. Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1973.-24 с.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: Фолио, 1996, 460 с.
- Филиппова Г. Экологическое образование: психологические основы. // Дошкольное воспитание. 1996. — № - 10. — С. 74−77.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Под ред. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 334 с.
- Фролов С.С. Социология, учебник для высших учебных заведений. -М., 1998.-360 с.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. -189 с.
- Цивьян Т.В. К семантике пространственных элементов волшебной сказки. // Топологические исследования по фольклору. М., 1975. -С. 212−213.
- Цукерман Г. А. Обучение, творчество и понимание как синонимы. // Вопросы психологии. 1999. — № - 2. — С. 110−114.
- Чаюс Б.Ю., Чаюс З. А. Экологические сказки: из опыта. // Начальная школа. 1993. — № - 9. — С. 44−46.
- Чемортан С М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1986. — 110 с. р
- Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Учебное пособие. Красноярск, 1998. — 196 с.
- Шпетт Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1927. — 147 с.
- Шпетт Г. Г. Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на тему Гумбольдта. М., 1927. — С. 35−127.
- Шпетт Г. Г. Психология социального бытия. Под ред. Т. Д. Марцинковской. Воронеж, 1996. — 492 с.
- Шпетт Г. Г. Проблемы современной эстетики. // Искусство. 1923. -№ - 1. — С. 43−78.
- Шрейдер Ю.А. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ и франц. Составители: Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. -М.: Прогресс, 1990.-495 с.
- Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. М., 1990. — № - 10. — 78 с.
- Щедровицкий Г. П., Якобсон С. Г. Заметки к определению понятия «мышление» и «понимание». Мышление и обучение. Алма-Ата, 1973.-С. 28−32.
- Экологическое воспитание дошкольников. Серия «Страна чудес». Под ред. С. Н. Николаевой. М., 1998. — 318 с.
- Экологическое воспитание младших школьников. Йошкар-Ола: редакция журнала «Марий Эл — учитель», 1999. — 56 с.
- Экологическое воспитание школьников. Йошкар-Ола: редакция журнала «Марий Эл — учитель», 1999. — 44 с.
- Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — 282 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Эльконинова Л.Л. Роль сказки в психическом развитии дошкольников. // Мир психологии. 1998. — № - 3. — С. 123.
- Эмерсон К. Интервью. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1994.-№-2.
- Эмоциональное развитие дошкольника. Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. -176 с.
- Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Я познаю мир. Экология. Под ред. О. Г. Хинн. М.: АСТ-ЛТД, 1997. -427 с.
- A Guide to Curriculum Planning in Environmental Education/ Visconsin Department of Public Instructions, 1985.
- Reaching Out. Planning and Executing Out-of-School Education Programme Activities. Living Earth, 1992.
- Анкета для педагогов дошкольных образовательный учреждений по выявлению проблемы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников
- Критерии обоснования данной проблемы Мнение педагогов ДОУ
- Целесообразность использования возможностей сказки
- Личное предпочтение в подборе сказок для решения задач эколого-образовательного процесса
- Наличие системы в планировании целей, задач, методических приемов работы со сказкой
- Потребность педагогов ДОУ в разработке программы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников1. Оценочная таблица
- Муравьишка в свой домишко Тащит все, что пригодится. Прутик, листик, лепесток И красивенький цветок. (Таня М.)
- Эта медуница -Добрая девица. Пчел накормит, напоит. У нее прекрасный вид. (Семен С.)
- Пчелка золотая По цветкам летает, Нектар собирает, Медом угощает. (Илья М.)
- Жил колокольчик озорной Под зеленою горой И теплой летнею порой Пел там песни день-деньской. (Павел С.)
- Желтая лепешечка, Белый лепесток, Растет на длинной ножке, Что это за цветок? (Маша К.)
- Не рвите Вы Полевые цветы! (ДимаШ.)1. Я в сказке
- ИраЛ. (по сказке «Находка» Н. Павловой)
- АлешаМ. (по сказке «В живой комнатке Н. Павловой)
- Я золотой одуванчик, вырос из земли ранней весной. Мне очень было трудно пробираться из земли, потому что земля была очень твердая. Потом я рос, рос, тянулся к солнышку и вырос. Потом около меня проходили люди, любовались, и мне было очень приятно.
- Андрей Л. (по сказке «В живой комнатке Н.Павловой)
- Я маленький желтый одуванчик. Когда я был под землей, мне было грустно, потому что там было темно и одни корни. Когда наступила весна, я вырос. А когда вырос, увидел, что я не один. Около меня росли еще одуванчики. Мы подружились и стали расти вместе.
- Семен Г. (по сказке «В живой комнатке Н.Павловой) Я маленький одуванчик. Я рос, рос и стал большим. Меня все любили. Один раз на меня села бабочка. У нее были красивые крылышки. Мне было очень приятно. Я попросил ее еще прилетать ко мне.1. Максим Т.
- Сергей С. (по сказке «Желтый, белый, лиловый"Н.Павловой)
- ТаняМ. (по сказке «Под кустом» Н. Павловой)
- Экологическая ситуация «Пчелка запуталась в паутинке"1. ИльяМ.
- Как-то раз пчелка сидела на одуванчике и собирала нектар. Ее увидел паук и захватил в свои сети. Я взяла палочку и распутала паутинку. Паук с расстройства грохнулся на землю.1. Максим П.
- Пчелка летела за медом. Она летела, летела и запуталась в паутинке. Я собирал ягодки и выпустил пчелку. Она сказала мне спасибо и полетела за медом. Она принесла мне целый горшочек меду.1. Не все цветы закрываются"1. Коля С.
- Жучок услышал, как разговаривают дети"1. Катя Ч.
- Маша А. (по «Сказке о муравье Игрушечке» О.Секора)
- Текст, используемый при определении качества понимания после проведенияэкспериментальных занятий.1. КАК ОБЛАЧКО Н. Павлова
- Почему сказка называется «Как облачко»?
- Кого в этой сказке ты считаешь живым?
- Почему плакал и о чем мечтал подмаренник?
- Для чего к подмареннику прилетали насекомые?
- Если бы ты был бабочкой (мушкой), какое бы растение выбрал ты?
- Тексты сказочных произведений, используемые в работе с детьми.1. ПОД КУСТОМ Н. Павлова
- Старый куст очень не любил, чтобы под ним что-нибудь росло, пусть даже совсем тоненькая травка.
- И с самой весны, как только почки на его голых ветках начинали толстеть, куст уже поглядывал вниз. Поглядывал не выросла ли там какая-нибудь нахальная травинка.
- И потому, когда он заметил под своей нижней веткой желтенький цветочек гусиный лук, — он очень рассердился.- О чем ты думал, когда выбрал это место? крикнул он цветку.-Да я никогда и не думаю, сказал цветочек.
- И это была правда: он не думал. Он просто радовался и раскрывал один за другим свои звездочки-цветочки.
- А у куста из почек вылезли листья. И куст, поглядывая вниз, грозился: — Вот погоди, гусиный лук, скоро ты узнаешь, что такое тень!
- Но гусиный лук не пугался. И по-прежнему радовался, что кругом так хорошо. Первые цветочки у него уже отцвели, и в зеленых коробочках росли семена.
- А листья на кусте раскрылись. И под кустом поселилась темная тень. От огромного неба остались только маленькие голубые лоскутики.
- И до самой осени под старым кустом не выросло ни единой зеленой былинки. Осенью листья опали. Ветки куста опять стали голыми. И сквозь них было видно и огромное небо, и солнце. Только некому было смотреть и радоваться.
- И это была правда: он не умирал. Он просто был маленькой луковицей все это время. Он был маленькой луковицей и спал под землей. Спал все лето, и осень, и зиму, чтобы снова вырасти веселым цветочком весною.1. НАХОДКА Н. Павлова
- Но так манило улететь подальше! Рассмотреть хорошенько эти голубые и желтые пятна, которые называют цветами, чудесные цветы, где спрятан мед.
- И вот, наконец, настач этот день: молодая пчелка полетела с сестрами за медом.- Соберу меду больше всех, больше всех принесу его в улей! гудела молодая пчелка.
- Они прилетели к большим желтым блестящим цветам. До чего эти цветы были красивы! Молодая пчелка обомлела, глядя на них.
- И тут же начинала суетиться еще больше. Она очень боялась, что сестры ее обгонят.
- Потом она вылетела из улья и помчалась показывать свою находку. А пчелы-сестры за нею. И молодая пчелка, конечно, тоже во всю прыть.
- Они прилетели в тенистое место на берегу ручья. Вблизи шуме., водопад. Шумел, как огромный улей. И молодой пчелке слышалось, что оь гудит:
- Находка, находка! Новые цветы!»