Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические основы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования: изучение философской, педагогической и психологической литературыконстатирующий и преобразующий экспериментынаблюдение за проявлениями детей при работе со сказкой, в процессе специально организованных наблюдений за объектами живой природы, самостоятельной деятельности детейбеседы с педагогами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОК
    • 1. Особенности развития личности старшего дошкольника в системе специально организованного экологического воспитания
    • 2. Общепедагогические основы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИ ЧЕСКОГО ВОСПИТАН^ ДЕТЕЙ. СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОК
    • 1. Анализ результатов констатирующего эксперимента и опыта организации эколого-образовательного процесса в дошкольных учреждениях
    • 2. Педагогические условия и программа использования ска-^ зок в экологическом воспитании старших дошкольников
    • 3. Задачи, методика и анализ результатов преобразующего эксперимента
  • Выводы по главе 2

Педагогические основы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Традиционная для философии и педагогики проблема гуманизации содержания образования и современной школы приобретает в настоящее время новое социальное звучание: можно ли с помощью гуманитаризиро-ванного образования и воспитания (и в какой степени) обновить мировоззрение, миросозерцание, систему ценностей и нормы поведения человека? В связи с этим актуальной становится задача формирования нового типа культуры, обеспечивающей действительную гармонизацию взаимоотношений человека, общества и биосферы, экологической культуры, то есть ценностных установок, ориентированных на сохранение, восстановление и развитие всего природно-эстетического богатства, накопленного человеческой цивилизацией в процессе всемирно-исторического развития.

На уровне принятия законодательных и управленческих решений возникло понимание необходимости увязки вопросов обеспечения экологической безопасности с повышением уровня экологического сознания людей. Международная конференция по образованию в области охраны окружающей среды (Тбилиси, 1977), международный конгресс (Тбили-си+10″), национальные конференции в Иваново (1984), Казани (1990), (Москва, 1987) и Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) позволили разработать наиболее приемлимую концепцию экологического образования в России. Данная позиция закреплена Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», Указом Президента Российской федерации от 04.02.94 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В приказе за № 4/1−6 от 30.03.94 года Коллегии Министерства отмечается, что современная экология приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает сферы экономической, социальной и духовной жизни человека и общества. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений.

Психолого-педагогические исследования в области экологического образования ведутся в нашей стране около тридцати лет. Анализ исследований, проведенных учеными за последние десятилетия (В.А.Ясвин, Ю. А. Шрейдер, В. Б. Калинин, Л. А. Зятева, Д. Б. Петяева, Л. И. Новикова, Н.Л.Селиванова) показывает, что в начале 70-х годов цель экологического образования понималась отечественными исследователями и практиками в основном как просвещение молодежи. Во второй половине 80-х годов цель экологического образования стала трактоваться как формирование у учащихся экологической культуры пониматься как формирование экологической культуры и заботы о защите природной среды. В начале 90-х годов на первый план выдвинута проблема формирования у них ответственного отношения к природе и развитие экологического мышления.

В этот период идеи гуманистической психологии, к становлению и развитию которых причастны многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, К. Роджерс, А. А. Бодалев, В. А. Караковский, Д. Н. Ковтарадзе, Г. В. Шейнис, С.Д.Дерябо) оказали значительное влияние на повышение уровня экологического образования. С позиций гуманистической модели сегодня оно предстает, с одной стороны, как межпредметная область знаний (естественнонаучные и гуманитарные дисциплины) и, с другой стороны, как процессы обучения, образования, саморазвития, самореализации и самоактуализации, ориентированные на содействие становлению независимых, критически мыслящих, духовно состоятельных, социально активных граждан, основывающихся в своих действиях на принципах экологической этики, стремящихся к получению знаний об окружающей среде, проявляющих заботу о ее состоянии, лично и в сотрудничестве содействующих решению существующих и предупреждению новых социальных, экономических и экологических проблем (В.Б.Калинин).

В рекомендациях парламентских слушаний по проблемам экологического воспитания и образования в России, состоявшихся в 1998 г., отмечалось, что целью и ожидаемым результатом экологического образования в России должно стать формирование экологической культуры личности, новой мировоззренческой доминанты в обществе. В них также подчеркивается необходимость осуществления экологизации всего образовательного процесса с учетом принципа непрерывности, вытекающего из постоянно продолжающегося процесса адаптации человека к окружающей его среде.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой его ступенью. Основное содержание их экологического воспитания определено требованиями Государственного стандарта образования по созданию условий для развития у детей экологической культуры и экологического сознания (Р.Б.Стеркина).

В настоящее время ряд ученых (З.Н.Мишанина, Г. Филиппова, Л. М. Маневцова, П. ГСаморукова, С. Н. Николаева, И. А. Хайдурова, З. П. Плохий, Е. Ф. Терентьева, Н. Н. Кондратьева, С.А.Рыжова) под экологическим воспитанием дошкольников понимают процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Анализ состояния эколого-образовательного процесса в дошкольных учреждениях показывает, что методика, используемая в практике экологического воспитания детей дошкольного возраста, ориентирована преимущественно на передачу специальных знаний в области основ экологии. Вместе с тем, известно отсутствие связи между уровнем знаний детей о природе и степенью сформиро-ванности сознательного бережного к ней отношения. Поэтому необходим творческий поиск новых форм, методов и средств организации процесса экологического воспитания.

Одним из таких средств является художественная литература. Ее специфическая функция — создание эмоционального отношения к отраженным в ней явлениям мира. Переживания, настроения, непосредственно возникающие у детей, представляют собой чувственную основу, на которой строится воспитательное воздействие художественных образов литературы, которые подсознательно вводят ребенка в мир, помогают в формировании нового самосознания. У него формируется новое мировоззрение, новые идеалы. Поэтому мы считаем необходимым использовать в экологическом воспитании детей такой жанр художественной литературы как сказка.

Одним из условий формирования у детей дошкольного возраста экологических знаний, умений и осознанно-правильного отношения к природе является понимание экологического содержания сказки, поскольку этот процесс является неотъемлемой стороной познания человеком мира и именно в этом процессе оно осуществляется.

Понимание дошкольниками экологического содержания сказочного произведения требует дополнительной переработки информации. Основная проблема в управлении процессом понимания состоит в выборе средств для наиболее эффективного усвоения экологических знаний об объектах живой природы, являющимся героями сказки.

Актуальность исследования педагогических основ использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников сопряжена с необходимостью изучения процесса понимания экологического содержания сказки как одного из условий формирования у детей экологических знаний, умений и осознанно-правильного отношения к природе.

Таким образом, в современном обществе актуальной является потребность в развитии экологической культуры детей, степень сформированности которой можно проследить через призму развития базисных характеристик личности старшего дошкольника. Важную роль в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста играет художественная литература и особенно такой ее жанр, как сказка. Однако педагогическая наука пока не имеет достаточно разработанных и научно-обоснованных рекомендаций по использованию сказки в условиях эколого-образовательного процесса дошкольных учреждений и по подготовке педагогов к такой педагогической деятельности.

Основное противоречие между требованием практики и отсутствием в науке специальных исследований по использованию сказки в экологическом воспитании старших дошкольников обозначило тему диссертационного исследования «Педагогические основы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников». Проблема исследования состоит в определении педагогических условий использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников.

Объект исследования: процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: научно-теоретические и опытно-экспериментальные основы использования сказок в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Целью нашего исследования является выявление и опытно-экспериментальное обоснование педагогических условий использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников.

Гипотеза исследования.

Использование сказок будет способствовать совершенствованию процесса экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих педагогических условий:

• достижение высокого уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний, создающего благоприятные возможности для понимания ими экологического содержания сказки;

• разработка специальной программы по использованию сказки в экологическом воспитании старших дошкольников;

• создание специальной методики управления процессом понимания детьми старшего дошкольного возраста экологического содержания сказки;

• периодическое проведение в определенной системе педагогической диагностики развития личности старшего дошкольника в условиях работы со сказкой экологического содержания.

Цель, предмет и гипотеза исследования способствовали постановке следующих задач:

1. Изучить особенности развития личности старшего дошкольника в системе специально организованного экологического воспитания.

2. Определить общепедагогические основы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников.

3. Выявить и опытно-экспериментально обосновать педагогические условия использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников.

Методологической основой исследования явились философские идеи о взаимосвязи учения с процессом познания человеком окружающего мирасубъективности личности и определяющей роли деятельности и активности в ее формированиидиалектическое положение о внутренних противоречиях, присущих процессу воспитания, как его движущих силах.

Частнометодическую базу исследования составили следующие педагогические концепции и теории:

• развитии личности (А.А.Брудный, С. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, А. А. Асмолов, Л. С. Выготской, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и др.);

• о содержании экологического образования (В.А.Ясвин, Д. Н. Ковтарадзе, С. Д. Дерябо, Ю. А. Шрейдер, З. Н. Мишанина, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова и др);

• о влиянии сказки на развитие личности (К.М.Нартов, В. И. Аникин, К. Ю. Обенауэр, Л. И. Эльконинова, В. А. Сухомлинский, В. Я Пропп, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, В. А. Езикеева, Т. Г. Казакова и др.);

• о процессе понимания в системе обучения (А.А.Брудный, М. М. Бахтин, В. П. Зинченко, А. Н. Ионин, А. А. Смирнов, А. Н. Леонтьев, В. Дильтей, Е. К. Быстрицкий, А. Р. Лурия и др.).

Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования: изучение философской, педагогической и психологической литературыконстатирующий и преобразующий экспериментынаблюдение за проявлениями детей при работе со сказкой, в процессе специально организованных наблюдений за объектами живой природы, самостоятельной деятельности детейбеседы с педагогами дошкольных образовательных учрежденийанкетированиеанализ воспитательно-образовательной работы с детьмиизучение программ по экологическому образованию дошкольников, методических рекомендаций по работе с художественными произведениями для детей дошкольного возрастакачественный анализ результатов экспериментаколичественная обработка экспериментальных данных с помощью методов вариационной статистики.

Понятийно-терминологический аппарат исследования в качестве ведущих включает следующие понятия: «личность» — субъект, деятельность которого регулируется соподчинеными мотивами, этическими нормами и правилами (Д.Б.Эльконин) — «социализация» — процесс, посредством которого индивидом интернализируются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности (С.С.Фролов) — «базисные характеристики личности» — складываются в дошкольном детстве и находятся в постоянном изменении и развитии. К ним относятся: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, самосознание личности и способность к самооценке (С.Л.Новоселова, Л. А. Парамонова и др.) — «понимание» — индивидуальная реализация познавательных возможностей личности. Способность понимать действительность, понимать других людей и себя, тексты культуры лежит в основе существования человеческого сознания (А.А.Брудный) — «экологическое образование» — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде (З.Н.Мишанина).

База опытно-экпериментальной работы. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода: № 32 (1-я экспериментальная группа), № 62 (2-я экспериментальная группа, № 119 (контрольная группа). В эксперименте приняло участие 50 детей старшего дошкольного возраста и воспитатели этих групп.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

• выявлены особенности процесса развития личности старшего дошкольника в системе специально организованного экологического воспитанияопределены особенности развития базисных характеристик личности старшего дошкольника в условиях работы со сказкой экологического содержания;

• определены общепедагогические основы использования сказок для развития личности старшего дошкольника в экологическом образовании, которые представлены нами в системе педагогических условий, сформулированных в гипотезе исследованияпроведена классификация сказок экологического содержания в системе методики их использования;

• разработана методика управления процессом понимания детьми старшего дошкольного возраста содержания сказоквыявлены тенденции использования сказки в эколого-образовательном процессе дошкольного учреждения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана программа использования в деятельности воспитателей дошкольных учреждений сказок, способствующая совершенствованию процесса экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, которая в ходе исследования была внедрена в практику.

Результаты исследования могут быть использованы при создании программ и методик экологического образования, а также в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений с целью развития личности старшего дошкольника в системе специально организованного экологического воспитания. Педагогические рекомендации и диагностические средства определения развития личности старшего дошкольника в процессе работы со сказкой экологического содержания могут быть применены в системе среднего и высшего педагогического образования, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Организация и этапы исследования.

Исследование осуществлялось в 3 этапа.

На первом, поисковом этапе (1996;1997г.г.) был проведен анализ литературы, относящейся к проблеме исследования, обобщен передовой педагогический опыт. На этом этапе были определены исходные параметры исследования, сформулированы концептуальные положения, намечена программа эмпирической части исследования.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (1998;2000 г. г.) осуществлялось выявление и определение содержания экологообразовательного процесса дошкольного учреждения, проводилась классификация сказочных произведений экологического содержания, моделировалась программа использования возможностей сказки в экологическом воспитании старших дошкольников и опытно-экспериментальным путем проводилась проверка ее результативности.

На третьем, обобщающе-заключительном этапе (1999;2001 г. г.) были подведены и систематизированы итоги теоретического и опытно-экспериментального исследований, подготовлена, апробирована и внедрена экспериментальная образовательная программа, разработанная на основе исследования, проведено литературное оформление диссертации.

Обоснованность результатов исследования достигалась методологическим, общенаучным и теоретическим обеспечением исследовательского процесса, разработкой, уточнением и систематизацией исследуемой проблемы, опорой на психолого-педагогические теории развития личности и процесса познания.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась последовательным использованием научной методологии и комплекса методов познаниярепризентативной выборкой испытуемыхадекватностью современных методов исследования и используемых технологий целям и задачам исследования.

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования были доложены на межрегиональной научно-практической конференции (Н.Новгород, НИРО, 1998 г.), на научно-практической конференции по проблемам и перспективам экологического воспитания детей в дошкольных учреждениях Нижегородской области (Н.Новгород, 1999, 2000гг.), межвузовской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов (Н.Новгород, 2000 г.).

Результаты исследования апробированы в рамках квалификационных и проблемных курсов Нижегородского института развития образования по следующим темам: «Развивающие технологии экологического образования», «Стратегия использования психолого-педагогических возможностей сказки в экологическом образовании детей дошкольного возраста» .

Разработан специальный курс для педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме «Сказка как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста» .

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понимание старшими дошкольниками экологического содержания сказки является одним из условий формирования у детей экологических знаний.

2. Разработанная программа педагогической деятельности по использованию сказки в экологическом воспитании старших дошкольников способствует достижению высокого уровня сформированности у детей экологических знаний, обеспечивающего понимание ими экологического содержания сказки.

3. Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе работы со сказкой возможно при соблюдении основных педагогических условий:

• интересное и доступное для понимания детям этого возраста содержание сказочного произведения экологической направленности;

• систематизация сказочных произведений по принадлежности объектов природы, являющихся героями сказки, к одной экологической системе;

• взаимосвязь разных видов деятельности (рисования, аппликации, конструирования, игр-драматизаций, движения и др.).

4. В условиях специальной программы работы со сказкой экологического содержания развитие базисных характеристик личности старшего дошкольника происходит более интенсивно.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В диссертации имеются 7 таблиц, 5 диаграмм. Библиография включает 190 наименований. В приложении даны анкета, оценочный лист, продукты детского литературного творчества.

Выводы по главе 2.

1. Разработанная нами программа работы со сказкой способствует пониманию детьми старшего дошкольного возраста экологического содержания сказки.

2. Эффективное формирование экологических знаний об объектах природы через управление процессом понимания экологического содержания сказки зависит от ряда педагогических условий, основными из них являются:

• интересное и доступное для понимания детям этого возраста содержание сказочного произведения экологической направленности;

• систематизация сказочных произведений по принадлежности объектов природы, являющихся героями сказки, к одной экологической системе;

• взаимосвязь разных видов детской деятельности (рисования, аппликации, конструирования, игр-драматизаций, движения и др.).

3. Программа работы со сказкой экологического содержания способствует наиболее интенсивному развитию базисных характеристик личности старшего дошкольника.

4. Данные, полученные в ходе исследования, программа работы со сказкой могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений в качестве практических рекомендаций с целью развития личности старшего дошкольника в экологическом образовании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное нами экспериментальное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сформулировать ряд обобщенных выводов и рекомендаций:

1. Получили развитие и конкретизацию следующие положения, лежащие в основе нашей гипотезы:

• сказка экологического содержания является эффективным средством развития личности старшего дошкольника;

• при работе со сказкой через управление процессом понимания ее экологического содержания с помощью специально разработанной программы происходит формирование у детей экологических знаний, умений и осознанно-правильного отношения к природе;

2. В данном исследовании выделены 3 уровня понимания детьми экологического содержания сказки, которые были определены с помощью разработанных нами критериев оценки (полнота, существенность, обобщенность, системность) и основных показателей качества экологических знаний (различение и словесное обозначение объектов природы, выделение признаков живого организма, сформированность представлений о живом объекте и среде обитания, определение состояния объекта по описанию внешних признаков и среды обитания).

3. Констатирующий эксперимент позволил установить;

• исходный уровень понимания детьми экологического содержания сказки;

• базовые уровни сформированности экологических знаний детей об объектах живой природы в процессе работы с текстом сказки.

4. Данные, полученные в ходе эксперимента и анализ теоретических исследований позволили нам провести классификацию сказок экологического содержания, разработать программу по использованию сказки в работе с детьми.

5. Разработанная и апробированная нами программа работы со сказкой подтвердила наше предположение о том, что формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы зависит от глубины понимания экологического содержания сказки.

6. Данные, полученные в ходе исследования, убеждают в целесообразности развития базисных характеристик личности старшего дошкольника в экологическом образовании через управление процессом понимания экологического содержания сказки.

7. Программа работы со сказкой может стать практическим руководством к использованию при создании программ и методик экологического образования. Она может быть рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе по развитию личности старшего дошкольнике в процессе его экологического воспитания.

Свое дальнейшее развитие исследование может получить при разработке технологий использования сказки в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. В. Зеленая полка. Серия «Причуды природы». Приложение к журналу «Юный натуралист». М., 1992. — С. 112,142.
  2. В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
  3. В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. Ярославль: Академия развития «Академия К», 1998 — 255 с.
  4. М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1997, — 400 с.
  5. Т. И. Ребенок в мире образа. // Дошкольное воспитание. -1996.-№ 2.-С. 68−73.
  6. Т. И. Ребенок в мире образа. // Дошкольное воспитание. -1996.-№-11.-С. 75−78.
  7. Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. -Ярославль: Академия развития, 1997. 206 с.
  8. Е.Н. Веселая ботаника (викторины, ребусы, кроссворды). -Ярославль: Академия развития. «Академия К», 1998. 192 с.
  9. В.И. Русское национальное поэтическое творчество. М., 1973.- 176 с.
  10. В.А. Курс лекций по психологии. Харьков, 1958.-421 с.
  11. Е.А. Зависимость самооценки от авторитета воспитателя. // Педагогические проблемы социальной психологии, вып. 16. Минск, 1989.-С. 13−19.
  12. А.А. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Московского университета, 1984. — 105 с.
  13. А.Г. Психология личности: учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  14. В.И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 172 с.
  15. М.М. Человек в мире слова, 1995.
  16. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.
  17. . Воспитание искусством. Для учителей начальных классов. -М.: Просвещение, 1981. 94 с.
  18. Л.П. Зависимость усвоения материала от характера извлечения его из текста. Автореф. дисс.канд. психолог. М., 1984.
  19. Н.П. Память и мышление. В кн.: Избранные психологические произведения. М., 1964. — С. 287−503.
  20. П.П. Развитие мышления школьника. Избранные педагогические и психологические произведения. В 2-х т. М., 1979. — т. 2. -С. 5−117.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  22. JI.Р. Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Издательский центр «Академия», 1997. — 240 с.
  23. А.А. Другому как понять тебя? М.: Знание, 1990. — 64 с.
  24. А.А. Наука понимать. Бишкек, 1996.
  25. Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов — в индивидуальном сознании. // Вопросы психологии. — 1997. — № - 5. — С. 47.
  26. Е.К. Научное познание и проблема понимания. Киев: Наукова Думка, 1986. — 132 с.
  27. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. // АН УССР Киев: Наукова Думка, 1991. 200 с.
  28. .Л. Паутинка. Программа для детей дошкольного возраста.-М" 1995. 15 с.
  29. Е. Календарь природы (с приметами погоды). М., 1998. -128 с.
  30. Л.А. // Дошкольное воспитание № 5, 1994. 58 с.
  31. Н.Н. Мы земляне. // Дошкольное воспитание. 1993. — № -7. — 1994. — № - 12. — 1996. — № - 1.
  32. Н.Ф., Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Окружающий мир. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 1999. — 274 с.
  33. Н.Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993. — 128 с.
  34. Возрастные возможности усвоения знаний. Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
  35. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  36. Д.И. Гармония. Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. СПб: ЛОИУУ, 1995.-78 с.
  37. Воспитание детей в старшей группе детского сада. Пособие для воспитателя детского сада. // В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др. Составитель: Г. М. Лямина. М.: Просвещение, 1984. — 288 с.
  38. Воспитатель в чем секрет его успеха? Примерная программа учебно-производственной практики в группах дошкольного возраста для студентов факультета дошкольного воспитания. Составители: В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. — Витебск, 1995. — 190 с.
  39. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. — 93 е., ил.
  40. Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах, т. 6. М., 1982−1983. — 91 с.
  41. Е.В., Генкин Н. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973. -142с.
  42. Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления. // Вопросы психологии. 1986. — № - 2. — С. 126−138.
  43. Л.М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. М.: Просвещение, 1992. — 64 с.
  44. С.С., Тульчинский Г. Д. Проблема понимания в философии. Философ Гносеологический анализ. — М.: Политиздат, 1995. — 192с.
  45. В.В. Проблемы развития обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  46. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
  47. Н.В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль: Академия развития, 1996. — 220 с.
  48. В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки. Два разных мира. М.: Линка-Пресс, 1988. — 184 с.
  49. Т.Н. Математика для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада, 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1997. — 175 с.
  50. А.В., Неверович Я. З. Некоторые проблемы развития познавательных и волевых процессов в дошкольном детстве. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Просвещение, 1965. — 420с.
  51. В.В. Психология детства. М.: Школа-Пресс, 1996. -336 с.
  52. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1982. -С. 5−26.
  53. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М., 1991.-220 с.
  54. В.Д. Продуктивное восприятие. // Вопросы психологии. -1971-№-6.-С. 27−42
  55. В.П. Работа понимания. // Психологическая наука и образование. 1997. — № - 3. — С. 43.
  56. В.П. Общечеловеческие ценности в индивидуальном сознании. // Вопросы психологии. 1997. — № - 5. — С. 44.
  57. В.П. Живое знание: психологическая педагогика. 2-е изд. испр. и доп. Самара, 1998. — 296 с.
  58. Т.В. Экологические ценности в общественном сознании. // Вопросы психологии. 1999. — № - 3. — С. 83−88.
  59. Т.С. Это удивительное природоведение. М.: Гном-Пресс. -223 с.
  60. Э.Н. Расскажи мне сказку. М.: Просвещение, 1991. — 463с.
  61. А.Г. Понимающая социология. М., 1979. — 206 с.
  62. В.Б. Введение. // Вестник Ассоциации экологического образования. 1995. — № - 4/8. — С. 2.
  63. В.Б. Введение. // Вестник экологического образования России. -1999. №- 1−2 (9−10)., 1999, С. 1.
  64. В.Б. Копилка опыта. // Вестник АсЭкО. 1998. — № - 1/15. -С. 3−8.
  65. Н.С. Художественное слово в восприятии маленьких. // Дошкольное воспитание. 1968. — № - 7. — С. 23−28.
  66. Г. Д. Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста (2 лет 7 мес. 5 лет). Автореф. дисс.канд. психолог.наук. М., 1971.-27 с.
  67. З.И. Психологические особенности учебного чтения на иностранном языке. М., 1983. — 207 с.
  68. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1998. — 190 с.
  69. Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». Азбука экологии. СПб., 1996. — 104 с.
  70. О.Б. Влияние социальных эмоций на процесс социализациидетей старшего дошкольного возраста Дисс.канд. психолог.наук.-М., 1997.-176 с.
  71. Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. /
  72. Пер. с англ. Владивосток: НСАР — Дальний Восток, 1999. — 265 е., ил. 44.
  73. Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. Пособие для воспитателя детского сада, 2-е изд. М.: Просвещение, 1982.-128 с.
  74. Г. К. Вопросы психологии понимания. // Советская педагогика. 1948. — № - 9. — С. 105−112.
  75. Г. С. О психологии понимания. // Записки института психологии УССР, 1950.-т. 11.-С. 7−57.
  76. Н.Н. Сказка как фольклорный жанр. // Специфика фольклорных жанров. М., 1973. — 69 с.
  77. Краткий энциклопедический словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. Политиздат, 1988. -479 с.
  78. Д.Б., Петренко Н А. Как вырастить цветы. М.: Просвещение, 1993. -175 с.
  79. В. // Дошкольное воспитание. 1996. — № - 2. — 68 с.
  80. М.Х. Экология-предмет: интересно или нет? СПб., 1998. -178 с.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  82. А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.-т. 1.-391 с.
  83. А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения. // Вопросы психологии. 1980. — № -1.-С. 11−12.
  84. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. // Под общ. ред. А. Б. Любимовой: Уч. пос. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1995. 148 с.
  85. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. — 289 с.
  86. А.Р. Язык и сознание. // Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1998. — 416 с.
  87. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. — 238 с.
  88. Г. Становление личности ребенка. // Дошкольное воспитание. 1993.-№-9.-79 с.
  89. К.В. Понимание и его роль в науке. // Философские науки. 1974. — № - 1. — С. 49−55.
  90. М.К. Лекции о Прусте. М., 1995.
  91. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М., 1970.-32 с.
  92. Н.А. Понимание. В кн.: Психология. Учебник для пед. инст. // Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. — М., 1962. — С. 263−267.
  93. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под ред. П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1999. — 208 с.
  94. М.Я. Уровни понимания предложения и их диагностика. // Вопросы психологии. 1983. — № - 4. — С. 54−61.
  95. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для пед. уч. по спец. «Дошкольное образование». Под ред. Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.-319 с.
  96. М. Сравнительный анализ эмоционального развития дошкольников России, Греции и Кипра. Автореф. дис.. канд. психолог, наук.-М., 1995, — 18 с.
  97. З.Н. Экологические проблемы региона в воспитании дошкольников и младших школьников. // Просвещение. 1996. — № -1.-С. 53−63.
  98. С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Пособие для учителя. Серия «Учительский портфель». СПб.: Изд-во «Акцидент», 1998. — 174 с.
  99. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996. — 128 с.
  100. Н.Г. О понимании текста. Вып. 7. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.-С. 191−239.
  101. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985. — 103 с.
  102. К.М. Сказка поэзия народной души. // Мир психологии. -1998.-№-3.-С. 103−110.
  103. С.Н. Творческий поиск в экологическом воспитании: опыт работы дошкольных учреждений г. Москвы. М., 1996. — ч. 1 — 63 с.- ч. 2 64 с.
  104. С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М.: Новая школа, 1996. — 47 с.
  105. С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М.: Новая школа, 1993.-63 с.
  106. С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.- М.: Академия, 1999. 182 с.
  107. С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995. — 160 с.
  108. С.Н. Методика экологического воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1999. — 208 с.
  109. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста. Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. -М.: Педагогика, 1988. 136 с.
  110. И.П. Полн. собр. соч., изд. 2-е, Т.П. С. 579−580.
  111. Л., Алиева Т., Арушанова Н. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности. // Дошкольное воспитание. 1999. -№-5.-С. 70.
  112. И.В., Воронов И. Б., Воронова Ю. И., Хохлова В. Б., Швен-ков А.А., Шутова Н. В. Интегративно-интенсивное обучение как путь развития сознания. Н. Новгород, 1993. — 144 с.
  113. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. // Вопросы философии. 1982. — № - 3. — С. 44−53.
  114. А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии. 1984. — № - 4. — С. 15−29.
  115. А.А. Зеленые страницы. М.: Просвещение, 1992. — 224 с.
  116. Н.Н., Поддьяков А. Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. Н. Новгород, 1999. — 39 с.
  117. Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Linka-Press, 1998.- 189 с.
  118. А.А. Мысль и язык. Харьков, 1982. — 225 с.
  119. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
  120. Развитие. Программа для старшей группы детского сада. Научный руководитель Л. А. Венгер. М., 1992. — 73 с.
  121. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  122. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 423 с.
  123. Н.А. Сказки и экологическое образование. // Вестник АсЭкО.- 1995.-№-4.-С. 3.
  124. Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. М., 1999. — 170 с.
  125. Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. // Серия «Наш дом природа». — М.: Минк-Пресс, 1996. — 56 с.
  126. Н.А. Наш дом природа. М., 1998. — 128 с.
  127. С.В. Экологический букварь (для детей и взрослых). СПб.: Печатный двор, 1994. — 110 с.
  128. Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988. — 285 с.
  129. О.А. Системная оценка качества обучения дошкольников конструированию. Научно-методическое пособие. Н. Новогород, 1998.- 111 с.
  130. Е.И. Умные сказки. Серия «Через игру к совершенству». -М: Лий, 1997.- 168 с.
  131. Система эстетического воспитания в детском саду. / Под общ. ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Изд-во Академии Пед. наук РСФСР, 1962. -356 с.
  132. Л.С. Психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся первого класса в учебной работе. Вып. 73.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965.
  133. А.А. Психология запоминания. М.-Л., 1948. — 327 с.
  134. В.А. Проблемы психологии памяти. М., 1946. — 245 с.
  135. Е.А. Формирование познавательной активности младших школьников через понимание текста Дисс.канд. психолог.наук. Н. Новгород, 1995.
  136. Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений, 2-е изд., испр. дополн. М.: Изд-во ACT, 1997.-430 с.
  137. Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественных произведений. // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологическое исследование. Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — С. 70−99.
  138. В.А. О воспитании. Политиздат, 1975. — 270 с.
  139. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -343 с.
  140. Н. Животворные ключи. // Дошкольное воспитание. -1993.-№-7.-С. 27−29.
  141. Л.П. Окно в удивительный мир природы. Занимательная энциклопедия. Сталкер, 1998. — 396 с.
  142. В.Д. Приемы и последующая передача речевого сообщения. // Вопросы психологии. 1983. — № - 4. — С. 106−114.
  143. Ст. Человеческое понимание. Пер. с англ. З. В. Кагановой. -М.: Прогресс, 1984. 325 с.
  144. А. Экологическая сказка. // Дошкольное воспитание. -1993.-№-7.-С. 26.
  145. У.В. Исследования психологической готовности шестилетних детей к школе. // Вопросы психологии. 1983. — № - 4. — С. 63−69.
  146. Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 336 с.
  147. О.С. Развитие поэтического слуха как одно из условий словесного творчества детей 6−7 лет. Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1973.-24 с.
  148. Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: Фолио, 1996, 460 с.
  149. Г. Экологическое образование: психологические основы. // Дошкольное воспитание. 1996. — № - 10. — С. 74−77.
  150. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Под ред. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 334 с.
  151. С.С. Социология, учебник для высших учебных заведений. -М., 1998.-360 с.
  152. И.В. Экология для начальной школы. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. -189 с.
  153. Т.В. К семантике пространственных элементов волшебной сказки. // Топологические исследования по фольклору. М., 1975. -С. 212−213.
  154. Г. А. Обучение, творчество и понимание как синонимы. // Вопросы психологии. 1999. — № - 2. — С. 110−114.
  155. .Ю., Чаюс З. А. Экологические сказки: из опыта. // Начальная школа. 1993. — № - 9. — С. 44−46.
  156. Чемортан С М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1986. — 110 с. р
  157. М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Учебное пособие. Красноярск, 1998. — 196 с.
  158. Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1927. — 147 с.
  159. Г. Г. Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на тему Гумбольдта. М., 1927. — С. 35−127.
  160. Г. Г. Психология социального бытия. Под ред. Т. Д. Марцинковской. Воронеж, 1996. — 492 с.
  161. Г. Г. Проблемы современной эстетики. // Искусство. 1923. -№ - 1. — С. 43−78.
  162. Ю.А. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ и франц. Составители: Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. -М.: Прогресс, 1990.-495 с.
  163. Н.Б. Возраст вопросов. М., 1990. — № - 10. — 78 с.
  164. Г. П., Якобсон С. Г. Заметки к определению понятия «мышление» и «понимание». Мышление и обучение. Алма-Ата, 1973.-С. 28−32.
  165. Экологическое воспитание дошкольников. Серия «Страна чудес». Под ред. С. Н. Николаевой. М., 1998. — 318 с.
  166. Экологическое воспитание младших школьников. Йошкар-Ола: редакция журнала «Марий Эл — учитель», 1999. — 56 с.
  167. Экологическое воспитание школьников. Йошкар-Ола: редакция журнала «Марий Эл — учитель», 1999. — 44 с.
  168. Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — 282 с.
  169. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  170. Л.Л. Роль сказки в психическом развитии дошкольников. // Мир психологии. 1998. — № - 3. — С. 123.
  171. К. Интервью. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1994.-№-2.
  172. Эмоциональное развитие дошкольника. Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. -176 с.
  173. И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  174. Я познаю мир. Экология. Под ред. О. Г. Хинн. М.: АСТ-ЛТД, 1997. -427 с.
  175. A Guide to Curriculum Planning in Environmental Education/ Visconsin Department of Public Instructions, 1985.
  176. Reaching Out. Planning and Executing Out-of-School Education Programme Activities. Living Earth, 1992.
  177. Анкета для педагогов дошкольных образовательный учреждений по выявлению проблемы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников
  178. Критерии обоснования данной проблемы Мнение педагогов ДОУ
  179. Целесообразность использования возможностей сказки
  180. Личное предпочтение в подборе сказок для решения задач эколого-образовательного процесса
  181. Наличие системы в планировании целей, задач, методических приемов работы со сказкой
  182. Потребность педагогов ДОУ в разработке программы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников1. Оценочная таблица
  183. Муравьишка в свой домишко Тащит все, что пригодится. Прутик, листик, лепесток И красивенький цветок. (Таня М.)
  184. Эта медуница -Добрая девица. Пчел накормит, напоит. У нее прекрасный вид. (Семен С.)
  185. Пчелка золотая По цветкам летает, Нектар собирает, Медом угощает. (Илья М.)
  186. Жил колокольчик озорной Под зеленою горой И теплой летнею порой Пел там песни день-деньской. (Павел С.)
  187. Желтая лепешечка, Белый лепесток, Растет на длинной ножке, Что это за цветок? (Маша К.)
  188. Не рвите Вы Полевые цветы! (ДимаШ.)1. Я в сказке
  189. ИраЛ. (по сказке «Находка» Н. Павловой)
  190. АлешаМ. (по сказке «В живой комнатке Н. Павловой)
  191. Я золотой одуванчик, вырос из земли ранней весной. Мне очень было трудно пробираться из земли, потому что земля была очень твердая. Потом я рос, рос, тянулся к солнышку и вырос. Потом около меня проходили люди, любовались, и мне было очень приятно.
  192. Л. (по сказке «В живой комнатке Н.Павловой)
  193. Я маленький желтый одуванчик. Когда я был под землей, мне было грустно, потому что там было темно и одни корни. Когда наступила весна, я вырос. А когда вырос, увидел, что я не один. Около меня росли еще одуванчики. Мы подружились и стали расти вместе.
  194. Г. (по сказке «В живой комнатке Н.Павловой) Я маленький одуванчик. Я рос, рос и стал большим. Меня все любили. Один раз на меня села бабочка. У нее были красивые крылышки. Мне было очень приятно. Я попросил ее еще прилетать ко мне.1. Максим Т.
  195. С. (по сказке «Желтый, белый, лиловый"Н.Павловой)
  196. ТаняМ. (по сказке «Под кустом» Н. Павловой)
  197. Экологическая ситуация «Пчелка запуталась в паутинке"1. ИльяМ.
  198. Как-то раз пчелка сидела на одуванчике и собирала нектар. Ее увидел паук и захватил в свои сети. Я взяла палочку и распутала паутинку. Паук с расстройства грохнулся на землю.1. Максим П.
  199. Пчелка летела за медом. Она летела, летела и запуталась в паутинке. Я собирал ягодки и выпустил пчелку. Она сказала мне спасибо и полетела за медом. Она принесла мне целый горшочек меду.1. Не все цветы закрываются"1. Коля С.
  200. Жучок услышал, как разговаривают дети"1. Катя Ч.
  201. А. (по «Сказке о муравье Игрушечке» О.Секора)
  202. Текст, используемый при определении качества понимания после проведенияэкспериментальных занятий.1. КАК ОБЛАЧКО Н. Павлова
  203. Почему сказка называется «Как облачко»?
  204. Кого в этой сказке ты считаешь живым?
  205. Почему плакал и о чем мечтал подмаренник?
  206. Для чего к подмареннику прилетали насекомые?
  207. Если бы ты был бабочкой (мушкой), какое бы растение выбрал ты?
  208. Тексты сказочных произведений, используемые в работе с детьми.1. ПОД КУСТОМ Н. Павлова
  209. Старый куст очень не любил, чтобы под ним что-нибудь росло, пусть даже совсем тоненькая травка.
  210. И с самой весны, как только почки на его голых ветках начинали толстеть, куст уже поглядывал вниз. Поглядывал не выросла ли там какая-нибудь нахальная травинка.
  211. И потому, когда он заметил под своей нижней веткой желтенький цветочек гусиный лук, — он очень рассердился.- О чем ты думал, когда выбрал это место? крикнул он цветку.-Да я никогда и не думаю, сказал цветочек.
  212. И это была правда: он не думал. Он просто радовался и раскрывал один за другим свои звездочки-цветочки.
  213. А у куста из почек вылезли листья. И куст, поглядывая вниз, грозился: — Вот погоди, гусиный лук, скоро ты узнаешь, что такое тень!
  214. Но гусиный лук не пугался. И по-прежнему радовался, что кругом так хорошо. Первые цветочки у него уже отцвели, и в зеленых коробочках росли семена.
  215. А листья на кусте раскрылись. И под кустом поселилась темная тень. От огромного неба остались только маленькие голубые лоскутики.
  216. И до самой осени под старым кустом не выросло ни единой зеленой былинки. Осенью листья опали. Ветки куста опять стали голыми. И сквозь них было видно и огромное небо, и солнце. Только некому было смотреть и радоваться.
  217. И это была правда: он не умирал. Он просто был маленькой луковицей все это время. Он был маленькой луковицей и спал под землей. Спал все лето, и осень, и зиму, чтобы снова вырасти веселым цветочком весною.1. НАХОДКА Н. Павлова
  218. Но так манило улететь подальше! Рассмотреть хорошенько эти голубые и желтые пятна, которые называют цветами, чудесные цветы, где спрятан мед.
  219. И вот, наконец, настач этот день: молодая пчелка полетела с сестрами за медом.- Соберу меду больше всех, больше всех принесу его в улей! гудела молодая пчелка.
  220. Они прилетели к большим желтым блестящим цветам. До чего эти цветы были красивы! Молодая пчелка обомлела, глядя на них.
  221. И тут же начинала суетиться еще больше. Она очень боялась, что сестры ее обгонят.
  222. Потом она вылетела из улья и помчалась показывать свою находку. А пчелы-сестры за нею. И молодая пчелка, конечно, тоже во всю прыть.
  223. Они прилетели в тенистое место на берегу ручья. Вблизи шуме., водопад. Шумел, как огромный улей. И молодой пчелке слышалось, что оь гудит:
  224. Находка, находка! Новые цветы!»
Заполнить форму текущей работой