Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности по педагогическим наукам

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно учебным планам специальностей естественнонаучного цикла (биология, география, химия) с пятилетним сроком обучением на первом курсе изучаются «Введение в учительскую специальность» и «Педагогические теории и системы технологий». На втором курсе продолжается изучение второго предмета, на третьем курсе — «История образования и педагогической мысли», в 7 и 8 семестрах изучается методика… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования у студентов готовности к выполнению научноисследовательских работ по педагогическим наукам
    • 1. 1. Анализ теоретических источников, учебных планов, программ и состояния подготовки студентов к исследовательской деятельности в области педагогических наук
    • 1. 2. Теоретические основы разработки общих положений при выполнении научно-исследовательских работ по педагогическим дисциплинам
    • 1. 3. Система теоретических знаний о методах научно-исследовательской работы и этапах их организации и проведения
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Методика формирования исследовательских умений у будущих учителей в системе их профессиональной подготовки
    • II. 1. Содержание и структура исследовательских умений и уровни их сформированности у студентов
    • 11. 2. Система формирования основ исследовательских умений у студентов в процессе обучения в 113 ВУЗе
    • 11. 3. Результаты проверки эффективности опытноэкспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Совершенствование подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности по педагогическим наукам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Проблема подготовки будущих учителей со всей остротой встает сегодня, когда началось осуществление концепции национального образования и государственной программы подготовки квалифицированных кадров в высших школах республики. Современная система отношений, сложившаяся в обществе, предъявляет качественно новые требования к выпускникам высших педагогических учебных заведений. Они предполагают подготовку творчески мыслящих и действующих педагогов, которые, в свою очередь, решают насущные задачи педагогического процесса с позиций научного анализа педагогической действительности.

Сегодня важно развитие творческих способностей будущего специалиста, которые определяют характер и успешность педагогической деятельности. Развитие этих способностей необходимо для того, чтобы выпускник высшей школы состоялся как специалист, готовый с методологических и научно-теоретических позиций анализировать сущность педагогического явления и разрабатывать пути и способы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Следовательно, это обязывает все структурные подразделения педагогических учебных заведений качественно улучшить подготовку кадров как в собственно профессиональном, так и в личностно-функционалыюм плане, совершенствовать содержание, методы и способы организации обучения и профессионального воспитания будущих специалистов.

Данная проблема со всей остротой подчеркнута в национальной концепции образования (130), где особыми пунктами выделялась необходимость обобщения знаний на основе фундаментальных научных идей, понятий, теорий, принципов, ориентация их на развитие творческих способностей и эмоционально-ценностных отношений специалистов, их научных мировоззрений. В законе Республики Таджикистан «Об образовании» (67) говорится о необходимости подготовки высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными навыками, проникнутых идеями миролюбия, гуманизма, патриотизма, социальной справедливости, соблюдения общепризнанных гуманистических ценностей, прав и законов.

Поскольку совершенствование учебно-воспитательного процесса требует научного подхода к решению его насущных проблем, то это означает, что эффективность решения выдвинутых задач определяется методологической и научно-теоретической подготовкой учителя, уровнем сформированное&tradeу них исследовательских умений.

Возникают, естественно, вопросы «Как решают учителя средних школ эту социально важную задачу? Как они подготовлены к ведению научно-исследовательской работы в школе? Соответствует ли их готовность требованиям жизни?». Изучение практики педвузов республики и анализ психолого-педагогической литературы по этой проблеме показывают, что уровень готовности педагогов к проведению научно-педагогических исследований, сформированности исследовательских умений не соответствует требованиям практики. Так, по данным Е. П. Борисова, Г. А. Кальбуса, Л. И. Кочетова и других, от 65% до 82% студентов считают себя неподготовленными к ведению научно-исследовательской работы в процессе практической деятельности. Аналогичные данные (80%) получены нами при изучении уровня готовности выпускников педвузов республики. Наряду с этим, в процессе констатирующего эксперимента были получены данные об уровне сформированности исследовательских умений у выпускников. Средние баллы уровней сформированности по всем компонентам исследовательских умений были меньше 2,3 (по некоторым умениям еще меньше — 1,35) балла по четырех балльной шкале, тогда как минимальной градацией оптимального уровня умений считается 2,5 балла.

Проведенные нами наблюдения показывают, что формы организации аудиторных занятий исследовательского характера часто подменяются рецептурными советами и наставлениями, далеко не на каждой лекции и практическом занятии эффективно намечается линия связи теории и практики, медленно внедряются в учебный процесс новейшие достижения педагогической науки.

Ознакомление с научно-педагогической литературой показало, что некоторые аспекты подготовки педагогических кадров широко освещены в исследованиях ученых стран Содружества, в том числе и нашей республики.

Исследования Р. Б. Вендеровской, М. С. Кобзева, И. ЯЛернера, М. Лутфуллоева, A.M. Матюшкина, Э. Н. Моносзона, И. О. Обидова, Л. Ф. Спирина утверждают, что качество подготовки будущего учителя в значительной степени определяется его педагогической направленностью.

В трудах Е. П. Белозерцева, Л. Г. Борисова, И. Я. Конфедератова, Г. Л. Кальбуса, Н. И. Кобиляцкого, С. М. Кисельгофа и др. предлагают решить данную проблему путем увеличения объёма часов для изучения психолого-педагогических дисциплин и педагогической практики, а таюке расширения тематики спецкурсов и спецсеминаров, что составляет массово-репродуктивный принцип педагогического образования.

В аспекте настоящего исследования наибольший интерес представляют работы В. П. Беспалько, Е. П. Белозерцева, Г. А. Кальбуса, Л. И. Кочетова, С. К. Миронюка, М. Н. Скаткина, В. А. Трояновского и др. В них особое внимание уделяется вопросам подготовки студентов к научно-исследовательской работе в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Несмотря на интенсивное изучение проблемы подготовки студентов к научно-исследовательской работе, имеется еще много нерешенных вопросов, а именно: разработка системы и структуры исследовательских уменийвыявление эффективных форм и методов вооружения студентов глубокими теоретическими знаниями и умениями с мотивацией на творческое их использованиераскрытие дидактических условий, способствующих теоретическому и практическому овладению исследовательскими уменияминедостаточно изучены функциональные возможности педагогических дисциплин, научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов и научных кружков в формировании у будущих педагогов исследовательских умений.

Изучение и анализ литературы, характеризующей состояние проблемы и опыта работы высших учебных заведений республики, показали, что в настоящее время возник ряд противоречий между потребностями практики в высококвалифицированных педагогах, умеющих вести научные исследования по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и уровнем теоретической и практической готовности выпускников к данному виду деятельности. Следовательно, сложилось несоответствие между требованиями общества к учителю по научной организации учебно-воспитательного процесса и уровнем сформированное&tradeисследовательских умений у будущих учителей. Разрешение выявленного противоречия и недостаточная разработанность теории и практики подготовки учителя к научно-исследовательской деятельности в целостном педагогическом процессе и определили тему нашего исследования: «Совершенствование подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности по педагогическим наукам».

Целью данного исследования является выявление эффективных условий, форм и методов работы ВУЗов республики педагогического профиля по подготовке будущих специалистов системы образования к научно-исследовательской работе по педагогическим наукам.

Объект исследования — деятельность преподавателей и студентов высших учебных заведений педагогического профиля Республики Таджикистан.

Предметом исследования является процесс подготовки студентов к научно-исследовательской работе по педагогическим дисциплинам.

Теоретический анализ проблемы и опыта работы педвузов республики послужили основой для выработки гипотезы исследования, согласно которой предполагаем, что непрерывность, последовательность и эффективность формирования основ исследовательских умений обеспечивается, если:

— осуществлять системно-структурный и личностно-функциональный подход к изучению исследовательской деятельности учителей и формированию основ исследовательских умений у будущих учителей;

— целенаправленно и систематически использовать методолого-теоретические и функциональные возможности педагогических дисциплин в процессе учебных и внеучебных занятий;

— целесообразно организовать деятельность студентов в процессе их научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы.

Для реализации цели и проверки гипотезы наметили следующие задачи исследования:

1. Проанализировать условия и возможности подготовки студентов к научно-исследовательским работам в учебно-воспитательном процессе.

2. Выявить содержание и структуру исследовательских умений учителей и студентов.

3. Изучить передовой опыт работы ВУЗов страны.

4. Разработать научно-педагогические рекомендации по совершенствованию подготовки студентов к научно-исследовательской работе по педагогическим дисциплинам.

5. Экспериментально проверить разработанную методику в целях оценки эффективности ее применения в практике ВУЗов Республики Таджикистан.

В реализации этих задач выразилось основное содержание нашей теоретической и практической работы.

Методологической основой исследования явились: основные положения диалектико-материалистической теории познания и вытекающие из них требования, а также «Закон об образовании Республики Таджикистан», педагогическое наследие видных педагогов, официальные документы, определяющие сущность учебно-воспитательного процесса в ВУЗах республики и государств Содружества.

Разрабатывая специальную методологию исследования, мы опирались на теорию систем и концепцию целостного процесса формирования личности будущих специалистов (Ю.К. Бабанский, М. А. Данилов, B.C. Ильин, В. А. Сластенин, М. Н. Скаткин и др.).

В диссертации использованы различные методы иаучно-педагогического исследования, в число которых входили: изучение и анализ соответствующей литературы по философии, истории, педагогике, психологии, методике отдельных наук для определения методологической и теоретической основы решения поставленных проблемпедагогическое наблюдение и анализ работы преподавателей ВУЗов республикипедагогический экспериментанализ результатов теоретического и экспериментального исследованиясоциологические методы — опрос, интервьюирование, анкетирование и тестированиеизучение нормативных, правовых и научно-методических документов, определяющих содержание форм и методов эффективной работы ВУЗов республики по подготовке высококвалифицированных педагогических кадровстатистические методыкачественный и количественный анализ результатов экспериментального обученияретроспективный анализ собственного опыта работы.

Исследование проводилось в три этапа: На первом этапе (1997 — 1999 гг.) проводилось изучение философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме. Осуществлялся констатирующий экспериментбыл изучен и обобщен передовой педагогический опыт преподавателей высших учебных заведений республики. Определялись теоретические основы, направления исследования, раскрывалось содержание и структура исследовательских умений учителей и студентов.

На втором этапе (1999 — 2000 гг.) на основе анализа учебных планов и программ высших учебных заведений педагогического профиля разработаны содержательные материалы по подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности в процессе преподавания педагогических дисциплин и организации научной и учебно-исследовательской работы будущих учителей. Завершено научно-теоретическое обоснование исследуемой проблемы.

На третьем этапе (2000 — 2003 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа с целью совершенствования методики формирования исследовательских умений студентов в процессе изучения ими дисциплин педагогического цикла и участия их в научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе. Осуществлено внедрение результатов исследования в практику работы ВУЗов республики.

Экспериментальной базой исследования были определены естественный, физико-технический и математический факультеты Худжандского государственного университета, общеобразовательные школы 10, 32 Б. Гафуровского района, №№ 6, 12 и 22 и школа-гимназия № 24 г. Худжанда.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем определен и научно обоснован ряд взаимосвязанных педагогических условий совершенствования процесса формирования исследовательских умений, в частности, определены содержание и структура исследовательских умений учителей и студентоввыявлены умственные и практические действия, входящие в структуру уменийэкспериментально доказана необходимость вооружения студентов методолого-теоретическими знаниями и формирование у них мотивов исследовательского подхода к изучению педагогических явлений в процессе обучения дисциплин педагогического цикларазработана и осуществлена система заданий в процессе анализа педагогических ситуаций и решения исследовательских задач в ходе выполнения научно и учебно-исследовательской работы.

Теоретическая значимость работы состоит в определении функциональной структуры исследовательской деятельности учителя, в разработке модели исследовательских умений учителя и студента доказательстве зависимости подготовки творческого работника от сформированное&tradeего исследовательских умений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения и практические рекомендации по формированию исследовательских умений студентов вошли в содержание учебных предметов педагогического цикла. Разработанные в ходе выполнения работы задания исследовательского характера составили основу организации научно и учебно-исследовательской работы студентов. Выявленные в исследовании пути, методы и средства организации научной работы студентов стали достоянием преподавателей ВУЗов, работающих учителей и используются ими в их практической работе.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Модель, содержание и структура исследовательских умений учителя и студента.

2. Эффективная методика формирования исследовательских умений студентов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла.

3. Функциональная направленность учебных и внеучебных занятий предметов педагогического цикла, научно и учебно-исследовательской работы студентов.

4. Позитивные результаты исследования, теоретические положения, выводы и конкретные методические рекомендации. Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется его опорой на идеи системного подхода и концепции целостного процесса формирования личности будущего специалиста. Адекватностью системного подхода содержанию и характеру предмета и цели исследования, применением соответствующих динамических комплексов, методов и приемов, репрезентативной выборкой объектов и участников опытно-экспериментальной работы, ее вариативностью, позволившей учесть многообразие педагогических условий и установить закономерные связи и зависимости педагогических явлений, подтверждением гипотез исследования и его результатами.

Апробация и внедрение полученных результатов исследования. Научные выводы и практические рекомендации исследования доложены на международных научно-практических конференциях (Худжанд — 2001, 2002гг., Чимкент — 2003 г.), на республиканских, областных и городских научно-теоретических и научно-практических конференциях (Худжанд -1999, 2000, 2002, 2003 гг., Душанбе — 2002 г., Курган-Тюбе — 2002 г.) — традиционных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, аспирантов и молодых ученых Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова (1997, 1998, 1999, 2000,2001,2002,2003,2004 гг.). По материалам исследования прочитаны лекции и доклады в центре переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Согдийской области. Основные положения и выводы исследования апробированы на теоретических семинарах кафедр педагогики и методики обучения предметов естественно научного цикла.

Эти выводы натолкнули нас на дополнительный поиск путей к устранению отмеченных недостатков.

Как известно, наиболее существенным и значимым компонентом системы подготовки студентов к исследовательской работе являются дисциплины педагогического цикла, в процессе изучения которых создается теоретическая база, необходимая для закладки фундамента умений исследовательской работы. Читаемые по этим предметам лекции являются краеугольным камнем общего теоретического фундамента для будущего педагога-исследователя. Усвоение теоретических материалов курса способствует осмыслению студента по сущностным вопросам педагогической науки.

Согласно учебным планам специальностей естественнонаучного цикла (биология, география, химия) с пятилетним сроком обучением на первом курсе изучаются «Введение в учительскую специальность» и «Педагогические теории и системы технологий». На втором курсе продолжается изучение второго предмета, на третьем курсе — «История образования и педагогической мысли», в 7 и 8 семестрах изучается методика преподавания предметов специальности (биология, география и химия). На четвертом курсе изучаются «Основы управления педагогическими системами» и «Профориеитационная работа» — все эти предметы составляют единую систему педагогических дисциплин и способствуют перманентному усвоению теоретических знаний и исследовательских умений. Следует подчеркнуть, что изучение спецкурса «Методология и методика педагогических исследований» выступает системообразующим компонентом формирования исследовательских умений у будущих учителей.

Проследив реальные возможности закладки основ профессионально-педагогической подготовки с целевой установкой на вооружение студентов определенным комплексом знаний, умений и навыков исследовательской работы, представляется необходимым разработать примерную программу формирования основ исследовательских умений по годам обучения. На наш взгляд, это может придать определенную целенаправленность, систематичность, последовательность и законченность теоретической и практической подготовки будущих учителей к исследовательской деятельности, объединить и одновременно дифференцировать работу кафедр предметов педагогического цикла, сделать ее более организованной, а также способствовать более сознательному стремлению студентов к овладению умениями и навыками исследовательской работы.

В соответствии с учебным планом, изучение педагогических дисциплин начинается с курса «Введение в учительскую специальность». При изучении данного курса внимание студентов акцентируется на раскрытии сущности профессии учителя, его места в мире профессий, характеристике личностных качеств учителя, содержанию и организационным формам обучения и профессионального воспитания в ВУЗе, культуру учебного труда студента и основам библиографии, профессиональному самовоспитанию студентов, изучению содержания педагогической практики и творчеству учителя.

При изучении темы «Профессиональные качества учителя» студенты получают информацию о социальном положении учителя в обществе, своеобразии деятельности педагога в системе профессиональных отношений, о профессионализме, структуре деятельности педагога, творческом характере педагогической деятельности, системе профессиональных умений, способствующих осуществлять педагогическую деятельность на уровне современных требований общества к учителю, способностях учителя-мастера.

Тема «Содержание и организация учебно-воспитательной работы в вузе» предусматривало ознакомления студентов с учебными планами, программами, учебниками и учебными пособиями, определяющими содержание образования в высшей школе. А также путями овладения теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками в процессе обучения, формами организации учебных занятий, содержанием и структурой учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы, способами проверки и оценки знаний студентов в процессе обучения в вузе. При этом акцентируется внимание на выполнении реферативных работ, подготовке докладов для выступления на научных кружках, написании курсовых и дипломных работ.

При изучении темы «Культура учебного труда студентов — будущих учителей. Основы библиографии» рассматриваются вопросы культуры учебного труда как профессионального качества личности учителя, режим труда и отдыха, конспектирование изученного материала, подготовка к лекционным занятиям, методы работы с библиографическими изданиями, первоисточниками, литературой, методическими материалами, виды систематизации записей, составление плана, тезисов, конспектов и выписок по определенной теме.

По инициативе и предложению нашей исследовательской группы и решением Учёного совета университета при изучении курса «Введение в учительскую специальность», 4 часа выделены на лабораторную работу по вопросам основы библиографии. В ходе лабораторного занятия студенты выступают по следующим вопросам:

A). Что такое основы библиографии? В чем их значение в развитии учебных умений студентов?

Б). Какие виды библиографических записей вам известны? Какие из них вам удается выполнить в соответствии с требованиями, предъявленными к их ведению?

B). Дайте краткие характеристики отдельным видам библиографических записей.

Г). Знаете ли вы правила ведения библиографических записей? Во время выступлений студенты показывают результаты своей работы, и они оцениваются преподавателем и однокурсниками.

Затем организуется беседа преподавателя кафедры педагогики и работника библиотеки со студентами, в ходе которой обсуждаются следующие вопросы:

1) Виды каталогов. Оформление картотек в каталоге.

2) Правила и методы поиска литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Составление библиографических описаний.
  2. Аннотирование произведений печати.
  3. Периодические библиографические издания.
  4. Пилотажная проверка библиографических знаний и умений студентов, работавших в неделю один раз в библиотеке, показала, что абсолютное большинство студентов усвоили азы основ библиографии и умели работать с книгами.
  5. Система работы, организованная при изучении курса «Введение в учительскую специальность» заложила фундамент для включения студентов в мир научных исследований.
  6. В настоящее время перед учеными и практиками в области изучения, фиксирования и использования передового педагогического опыта стоят следующие проблемы:
  7. Проблема фиксирования педагогического опыта.
  8. Проблема классификации образцов педагогического опыта.
  9. Проблема экспертной оценки.
  10. При организации научно-исследовательской работы студентов по этой проблеме мы пользуемся рекомендациями научно-исследовательской группы МОПИ им. Н. К. Крупской, которая работает под руководством В. И. Журавлева.
  11. Объяснение правил «сжатия» текста.
  12. Обсуждение «образца» сжатого текста, выполненного преподавателем.
  13. Пробное фронтальное «сжатие» подготовленного заранее учебного текста.
  14. Обсуждение результатов «сжатия» текста.
  15. Взаимное интервьюирование студентов с целью получения и фиксирования информации о наиболее ярком учебно-воспитательном мероприятии, проведенном в школе.6. «Сжатие» полученной информации (домашнее задание).
  16. Последующее обсуждение выполненного задания.
  17. Постановка задачи на период педагогической практики и раздача бланков установленного образца.
  18. Следующий этап работы студентов по этой проблеме также состоял из некоторой последовательности выполняемых ими действий:
  19. Определить учреждение, в котором будет выполнено исследование (школа, УПК и т. д.).
  20. Беседа с директором учреждения для сообщения цели посещения и выбора объекта исследования, подбора группы «компетентных судей», получения первичной информации и др.
  21. Изучение школьной документации (журнала, ученических тетради, личной методической папки учителя).
  22. Беседа с учителями-предметниками и классными руководителями -объектом исследования.
  23. Ознакомление с работой учителя-предметника и классного руководителя (посещение уроков, внеклассных мероприятий, просмотр плана воспитательной работы и пр.).
  24. Фиксирование информации о наиболее удачно решаемых учителем-предметником и классным руководителем педагогических задачах.
  25. На третьем этапе студенты работали над «сжатием» педагогической информации, что, как показала практика, вызывало у них наибольшие затруднения. Эту работу целесообразно осуществлять, придерживаясь определенной схемы действий:
  26. Внимательно прочитать текст, выделить ключевые слова и сформулировать тему опыта.
  27. Вторично прочитать текст, отбросив несущественное: общие рассуждения, повторы, ссылки на авторитеты.
  28. Переписать текст заново, придав ему деловую лаконичность, логическую связанность и завершённость.
  29. Отложить работу над текстом на несколько дней.
  30. Путем сравнения исходного текста и результата его обработки, осуществить контроль над сохранением основного содержания опыта.
  31. Уточнить, при необходимости, формулировку темы опыта.
  32. Вновь переписать текст, сократив его до 100−120 слов.
  33. Ознакомить автора опыта с последним вариантом текста.
  34. Перенести окончательный вариант текста на стандартный бланк.
  35. Сделать бланк преподавателю.
  36. Идеи гуманизации в педагогическом опыте Ш. А. Амонашвили.
  37. Идеи сотрудничества в педагогическом опыте Ш. А. Амонашвили.
  38. Ш. А. Амонашвили о педагогическом мастерстве учителя.
  39. Использование воспитательной возможности урока в педагогическом опыте Ш. А. Амонашвили.
  40. Детские организации в жизни младших школьников (опыт Ш. А. Амонашвили).6. «Рождение коллектива» (по И.П. Иванову).
  41. Коллективное планирование в опыте И. П. Иванова.
  42. Система коллективных творческих дел в педагогическом опыте И. П. Иванова.
  43. Профессиональная ориентация учащихся в системе коллективных творческих дел (на основе идей опыта И.П. Иванова).
  44. Проблемы нравственного становления личности в педагогическом опыте Е. Н. Ильина.
  45. Взаимоотношение учителя и ученика в педагогическом опыте Е. Н. Ильина.
  46. Основные педагогические идеи опыта работы Е. Н. Ильина.
  47. Идея обучения каждого школьника В. Ф. Шаталова.
  48. Опорные плакаты и опорные сигналы в педагогическом опыте В. Ф. Шаталова.
  49. Проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в опыте работы В. Ф. Шаталова.
  50. Опыт работы А. Азизова (учитель средней школы № 28 Исфаринского района Ленинабадской области).
  51. Межшкольный факультатив по химии важное средство развития интереса к химическим профессиям (из опыта А. Азизова).
  52. Проблемы развития аналитических умений учащихся при изучении химии в опыте работы А. Азизова.
  53. Опыт работы Й. Рустамова директора и учителя труда младших классов школы-гимназии г. Худжанда.
  54. Организация практической деятельности учащихся важное средство формирования интереса к творчеству.
  55. Творчество путь к профессии (об опыте работы творчески работающих учителей).
  56. Идеи педагогики сотрудничества в периодической печати республики.
  57. Методика изучения педагогического опыта учителей.
  58. Изучение опыта работы творчески работающего учителя определенной школы.
  59. Несмотря на общность проблематики исследования, каждый консультант вел прикрепленных к нему студентов своими путями, находившими выход в изучении отдельных вопросов общей темы исследования.
  60. По окончании каждого семестра студенты представляют отчётные материалы, оцениваются результаты их работы, на основе материалов УИРС выпускаются стенные газеты, организуются выставки лучших работ и проводятся конкурсы лучших научных публикаций.
  61. В конце девятого семестра проводятся итоговые конференции по УИРС, организуются выставки в школах и на факультете.
  62. Многие студенты, участвовавшие в УИР, завершив свои исследования, написали дипломные работы.
  63. С целью проверки данного предположения организовано специальное экспериментальное исследование с участием студентов II-IV курсов. Эксперимент проводился в процессе организации кружковых занятий под названием «Встреча с общепедагогическими науками».
  64. В работе кружка участвовали 230 студентов. В нем выступали с научными докладами 4 доктора и 6 кандидатов наук. Согласно плану кружка каждый учёный проводил 2−3 занятия по своей научной проблеме.
  65. С целью определения отношения и намерения студентов к выполнению научно-исследовательских работ мы проводили письменную работу в виде анкетирования.1. АНКЕТА1. Студент2. Курс, группа и факультет
  66. Какие научные проблемы Вам понравились: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12 никакие.
  67. Шукуров Тагайбобо Абдуалимович Доктор педагогических наук, член-корр. АПСН, 13.00.01 -общая педагогика Педагогическая система игровых форм организации познавательной деятельности школьников
  68. Шаропов Шавкат Ахмадович Доктор педагогических наук, профессор, член-корр. АПСН, 13.00.01 общая педагогика Система трудового воспитания школьников общеобразовательных школ Республики Таджикистан
  69. Джонназаров Худойназар Джонназарович Доктор педагогических наук, профессор, 13.00.01 общая педагогика История становления и развития педагогического образования в Республике Таджикистан
  70. Бокиев Махмуд Иноятуллоевич Доктор педагогических наук, профессор, 13.00.02 методика преподавания Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении русского языка в таджикской школе
  71. Шарипов Джума Шарипович Доктор педагогических наук, профессор, 13.00.01 общая педагогика Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования
  72. Ахлиллоев Турдимурод Ахлиллоевич Кандидат педагогических наук, доцент, 13.00.01 общая педагогика Система профориентационной подготовки студентов в условиях университетского образования
  73. Исматов Мухтор Собиркулович Кандидат педагогических наук, доцент, 13.00.01 общая педагогика Педагогические идеи мыслителей XIV—XV вв.еков и их использование в воспитании молодежи
  74. Юсупова Хабиба Саидовна Кандидат педагогических наук, доцент, 13.00.01 общая педагогика Эстетические взгляды мыслителей периода саманидов и их использование в воспитании молодежи
  75. Шарипов Абдухаким Шарипович Кандидат педагогических наук, доцент, 13.00.01 общая педагогика История становления и развития педагогической мысли таджикского народа в IX—XVI вв.еках
  76. Пулатов Исмаил Мамадович Кандидат педагогических наук, доцент, 13.00.01 общая педагогика Систематизация знаний в педагогической науке
  77. Абдухоликов Ахмаджон Кандидат педагогических наук, доцент, 13.00.01 общая педагогика Экономическое воспитание учащихся при изучении предметов естественно научного цикла
  78. Ортикбоев Иброхим Кандидат педагогических наук, доцент, 13.00.02 методика преподавания биологии Биологические эксперименты как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Заполнить форму текущей работой