Актуальность. Проблема подготовки будущих учителей со всей остротой встает сегодня, когда началось осуществление концепции национального образования и государственной программы подготовки квалифицированных кадров в высших школах республики. Современная система отношений, сложившаяся в обществе, предъявляет качественно новые требования к выпускникам высших педагогических учебных заведений. Они предполагают подготовку творчески мыслящих и действующих педагогов, которые, в свою очередь, решают насущные задачи педагогического процесса с позиций научного анализа педагогической действительности.
Сегодня важно развитие творческих способностей будущего специалиста, которые определяют характер и успешность педагогической деятельности. Развитие этих способностей необходимо для того, чтобы выпускник высшей школы состоялся как специалист, готовый с методологических и научно-теоретических позиций анализировать сущность педагогического явления и разрабатывать пути и способы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Следовательно, это обязывает все структурные подразделения педагогических учебных заведений качественно улучшить подготовку кадров как в собственно профессиональном, так и в личностно-функционалыюм плане, совершенствовать содержание, методы и способы организации обучения и профессионального воспитания будущих специалистов.
Данная проблема со всей остротой подчеркнута в национальной концепции образования (130), где особыми пунктами выделялась необходимость обобщения знаний на основе фундаментальных научных идей, понятий, теорий, принципов, ориентация их на развитие творческих способностей и эмоционально-ценностных отношений специалистов, их научных мировоззрений. В законе Республики Таджикистан «Об образовании» (67) говорится о необходимости подготовки высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными навыками, проникнутых идеями миролюбия, гуманизма, патриотизма, социальной справедливости, соблюдения общепризнанных гуманистических ценностей, прав и законов.
Поскольку совершенствование учебно-воспитательного процесса требует научного подхода к решению его насущных проблем, то это означает, что эффективность решения выдвинутых задач определяется методологической и научно-теоретической подготовкой учителя, уровнем сформированное&tradeу них исследовательских умений.
Возникают, естественно, вопросы «Как решают учителя средних школ эту социально важную задачу? Как они подготовлены к ведению научно-исследовательской работы в школе? Соответствует ли их готовность требованиям жизни?». Изучение практики педвузов республики и анализ психолого-педагогической литературы по этой проблеме показывают, что уровень готовности педагогов к проведению научно-педагогических исследований, сформированности исследовательских умений не соответствует требованиям практики. Так, по данным Е. П. Борисова, Г. А. Кальбуса, Л. И. Кочетова и других, от 65% до 82% студентов считают себя неподготовленными к ведению научно-исследовательской работы в процессе практической деятельности. Аналогичные данные (80%) получены нами при изучении уровня готовности выпускников педвузов республики. Наряду с этим, в процессе констатирующего эксперимента были получены данные об уровне сформированности исследовательских умений у выпускников. Средние баллы уровней сформированности по всем компонентам исследовательских умений были меньше 2,3 (по некоторым умениям еще меньше — 1,35) балла по четырех балльной шкале, тогда как минимальной градацией оптимального уровня умений считается 2,5 балла.
Проведенные нами наблюдения показывают, что формы организации аудиторных занятий исследовательского характера часто подменяются рецептурными советами и наставлениями, далеко не на каждой лекции и практическом занятии эффективно намечается линия связи теории и практики, медленно внедряются в учебный процесс новейшие достижения педагогической науки.
Ознакомление с научно-педагогической литературой показало, что некоторые аспекты подготовки педагогических кадров широко освещены в исследованиях ученых стран Содружества, в том числе и нашей республики.
Исследования Р. Б. Вендеровской, М. С. Кобзева, И. ЯЛернера, М. Лутфуллоева, A.M. Матюшкина, Э. Н. Моносзона, И. О. Обидова, Л. Ф. Спирина утверждают, что качество подготовки будущего учителя в значительной степени определяется его педагогической направленностью.
В трудах Е. П. Белозерцева, Л. Г. Борисова, И. Я. Конфедератова, Г. Л. Кальбуса, Н. И. Кобиляцкого, С. М. Кисельгофа и др. предлагают решить данную проблему путем увеличения объёма часов для изучения психолого-педагогических дисциплин и педагогической практики, а таюке расширения тематики спецкурсов и спецсеминаров, что составляет массово-репродуктивный принцип педагогического образования.
В аспекте настоящего исследования наибольший интерес представляют работы В. П. Беспалько, Е. П. Белозерцева, Г. А. Кальбуса, Л. И. Кочетова, С. К. Миронюка, М. Н. Скаткина, В. А. Трояновского и др. В них особое внимание уделяется вопросам подготовки студентов к научно-исследовательской работе в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Несмотря на интенсивное изучение проблемы подготовки студентов к научно-исследовательской работе, имеется еще много нерешенных вопросов, а именно: разработка системы и структуры исследовательских уменийвыявление эффективных форм и методов вооружения студентов глубокими теоретическими знаниями и умениями с мотивацией на творческое их использованиераскрытие дидактических условий, способствующих теоретическому и практическому овладению исследовательскими уменияминедостаточно изучены функциональные возможности педагогических дисциплин, научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов и научных кружков в формировании у будущих педагогов исследовательских умений.
Изучение и анализ литературы, характеризующей состояние проблемы и опыта работы высших учебных заведений республики, показали, что в настоящее время возник ряд противоречий между потребностями практики в высококвалифицированных педагогах, умеющих вести научные исследования по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и уровнем теоретической и практической готовности выпускников к данному виду деятельности. Следовательно, сложилось несоответствие между требованиями общества к учителю по научной организации учебно-воспитательного процесса и уровнем сформированное&tradeисследовательских умений у будущих учителей. Разрешение выявленного противоречия и недостаточная разработанность теории и практики подготовки учителя к научно-исследовательской деятельности в целостном педагогическом процессе и определили тему нашего исследования: «Совершенствование подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности по педагогическим наукам».
Целью данного исследования является выявление эффективных условий, форм и методов работы ВУЗов республики педагогического профиля по подготовке будущих специалистов системы образования к научно-исследовательской работе по педагогическим наукам.
Объект исследования — деятельность преподавателей и студентов высших учебных заведений педагогического профиля Республики Таджикистан.
Предметом исследования является процесс подготовки студентов к научно-исследовательской работе по педагогическим дисциплинам.
Теоретический анализ проблемы и опыта работы педвузов республики послужили основой для выработки гипотезы исследования, согласно которой предполагаем, что непрерывность, последовательность и эффективность формирования основ исследовательских умений обеспечивается, если:
— осуществлять системно-структурный и личностно-функциональный подход к изучению исследовательской деятельности учителей и формированию основ исследовательских умений у будущих учителей;
— целенаправленно и систематически использовать методолого-теоретические и функциональные возможности педагогических дисциплин в процессе учебных и внеучебных занятий;
— целесообразно организовать деятельность студентов в процессе их научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы.
Для реализации цели и проверки гипотезы наметили следующие задачи исследования:
1. Проанализировать условия и возможности подготовки студентов к научно-исследовательским работам в учебно-воспитательном процессе.
2. Выявить содержание и структуру исследовательских умений учителей и студентов.
3. Изучить передовой опыт работы ВУЗов страны.
4. Разработать научно-педагогические рекомендации по совершенствованию подготовки студентов к научно-исследовательской работе по педагогическим дисциплинам.
5. Экспериментально проверить разработанную методику в целях оценки эффективности ее применения в практике ВУЗов Республики Таджикистан.
В реализации этих задач выразилось основное содержание нашей теоретической и практической работы.
Методологической основой исследования явились: основные положения диалектико-материалистической теории познания и вытекающие из них требования, а также «Закон об образовании Республики Таджикистан», педагогическое наследие видных педагогов, официальные документы, определяющие сущность учебно-воспитательного процесса в ВУЗах республики и государств Содружества.
Разрабатывая специальную методологию исследования, мы опирались на теорию систем и концепцию целостного процесса формирования личности будущих специалистов (Ю.К. Бабанский, М. А. Данилов, B.C. Ильин, В. А. Сластенин, М. Н. Скаткин и др.).
В диссертации использованы различные методы иаучно-педагогического исследования, в число которых входили: изучение и анализ соответствующей литературы по философии, истории, педагогике, психологии, методике отдельных наук для определения методологической и теоретической основы решения поставленных проблемпедагогическое наблюдение и анализ работы преподавателей ВУЗов республикипедагогический экспериментанализ результатов теоретического и экспериментального исследованиясоциологические методы — опрос, интервьюирование, анкетирование и тестированиеизучение нормативных, правовых и научно-методических документов, определяющих содержание форм и методов эффективной работы ВУЗов республики по подготовке высококвалифицированных педагогических кадровстатистические методыкачественный и количественный анализ результатов экспериментального обученияретроспективный анализ собственного опыта работы.
Исследование проводилось в три этапа: На первом этапе (1997 — 1999 гг.) проводилось изучение философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме. Осуществлялся констатирующий экспериментбыл изучен и обобщен передовой педагогический опыт преподавателей высших учебных заведений республики. Определялись теоретические основы, направления исследования, раскрывалось содержание и структура исследовательских умений учителей и студентов.
На втором этапе (1999 — 2000 гг.) на основе анализа учебных планов и программ высших учебных заведений педагогического профиля разработаны содержательные материалы по подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности в процессе преподавания педагогических дисциплин и организации научной и учебно-исследовательской работы будущих учителей. Завершено научно-теоретическое обоснование исследуемой проблемы.
На третьем этапе (2000 — 2003 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа с целью совершенствования методики формирования исследовательских умений студентов в процессе изучения ими дисциплин педагогического цикла и участия их в научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе. Осуществлено внедрение результатов исследования в практику работы ВУЗов республики.
Экспериментальной базой исследования были определены естественный, физико-технический и математический факультеты Худжандского государственного университета, общеобразовательные школы 10, 32 Б. Гафуровского района, №№ 6, 12 и 22 и школа-гимназия № 24 г. Худжанда.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем определен и научно обоснован ряд взаимосвязанных педагогических условий совершенствования процесса формирования исследовательских умений, в частности, определены содержание и структура исследовательских умений учителей и студентоввыявлены умственные и практические действия, входящие в структуру уменийэкспериментально доказана необходимость вооружения студентов методолого-теоретическими знаниями и формирование у них мотивов исследовательского подхода к изучению педагогических явлений в процессе обучения дисциплин педагогического цикларазработана и осуществлена система заданий в процессе анализа педагогических ситуаций и решения исследовательских задач в ходе выполнения научно и учебно-исследовательской работы.
Теоретическая значимость работы состоит в определении функциональной структуры исследовательской деятельности учителя, в разработке модели исследовательских умений учителя и студента доказательстве зависимости подготовки творческого работника от сформированное&tradeего исследовательских умений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения и практические рекомендации по формированию исследовательских умений студентов вошли в содержание учебных предметов педагогического цикла. Разработанные в ходе выполнения работы задания исследовательского характера составили основу организации научно и учебно-исследовательской работы студентов. Выявленные в исследовании пути, методы и средства организации научной работы студентов стали достоянием преподавателей ВУЗов, работающих учителей и используются ими в их практической работе.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Модель, содержание и структура исследовательских умений учителя и студента.
2. Эффективная методика формирования исследовательских умений студентов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла.
3. Функциональная направленность учебных и внеучебных занятий предметов педагогического цикла, научно и учебно-исследовательской работы студентов.
4. Позитивные результаты исследования, теоретические положения, выводы и конкретные методические рекомендации. Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется его опорой на идеи системного подхода и концепции целостного процесса формирования личности будущего специалиста. Адекватностью системного подхода содержанию и характеру предмета и цели исследования, применением соответствующих динамических комплексов, методов и приемов, репрезентативной выборкой объектов и участников опытно-экспериментальной работы, ее вариативностью, позволившей учесть многообразие педагогических условий и установить закономерные связи и зависимости педагогических явлений, подтверждением гипотез исследования и его результатами.
Апробация и внедрение полученных результатов исследования. Научные выводы и практические рекомендации исследования доложены на международных научно-практических конференциях (Худжанд — 2001, 2002гг., Чимкент — 2003 г.), на республиканских, областных и городских научно-теоретических и научно-практических конференциях (Худжанд -1999, 2000, 2002, 2003 гг., Душанбе — 2002 г., Курган-Тюбе — 2002 г.) — традиционных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, аспирантов и молодых ученых Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова (1997, 1998, 1999, 2000,2001,2002,2003,2004 гг.). По материалам исследования прочитаны лекции и доклады в центре переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Согдийской области. Основные положения и выводы исследования апробированы на теоретических семинарах кафедр педагогики и методики обучения предметов естественно научного цикла.
Эти выводы натолкнули нас на дополнительный поиск путей к устранению отмеченных недостатков.
Как известно, наиболее существенным и значимым компонентом системы подготовки студентов к исследовательской работе являются дисциплины педагогического цикла, в процессе изучения которых создается теоретическая база, необходимая для закладки фундамента умений исследовательской работы. Читаемые по этим предметам лекции являются краеугольным камнем общего теоретического фундамента для будущего педагога-исследователя. Усвоение теоретических материалов курса способствует осмыслению студента по сущностным вопросам педагогической науки.
Согласно учебным планам специальностей естественнонаучного цикла (биология, география, химия) с пятилетним сроком обучением на первом курсе изучаются «Введение в учительскую специальность» и «Педагогические теории и системы технологий». На втором курсе продолжается изучение второго предмета, на третьем курсе — «История образования и педагогической мысли», в 7 и 8 семестрах изучается методика преподавания предметов специальности (биология, география и химия). На четвертом курсе изучаются «Основы управления педагогическими системами» и «Профориеитационная работа» — все эти предметы составляют единую систему педагогических дисциплин и способствуют перманентному усвоению теоретических знаний и исследовательских умений. Следует подчеркнуть, что изучение спецкурса «Методология и методика педагогических исследований» выступает системообразующим компонентом формирования исследовательских умений у будущих учителей.
Проследив реальные возможности закладки основ профессионально-педагогической подготовки с целевой установкой на вооружение студентов определенным комплексом знаний, умений и навыков исследовательской работы, представляется необходимым разработать примерную программу формирования основ исследовательских умений по годам обучения. На наш взгляд, это может придать определенную целенаправленность, систематичность, последовательность и законченность теоретической и практической подготовки будущих учителей к исследовательской деятельности, объединить и одновременно дифференцировать работу кафедр предметов педагогического цикла, сделать ее более организованной, а также способствовать более сознательному стремлению студентов к овладению умениями и навыками исследовательской работы.
В соответствии с учебным планом, изучение педагогических дисциплин начинается с курса «Введение в учительскую специальность». При изучении данного курса внимание студентов акцентируется на раскрытии сущности профессии учителя, его места в мире профессий, характеристике личностных качеств учителя, содержанию и организационным формам обучения и профессионального воспитания в ВУЗе, культуру учебного труда студента и основам библиографии, профессиональному самовоспитанию студентов, изучению содержания педагогической практики и творчеству учителя.
При изучении темы «Профессиональные качества учителя» студенты получают информацию о социальном положении учителя в обществе, своеобразии деятельности педагога в системе профессиональных отношений, о профессионализме, структуре деятельности педагога, творческом характере педагогической деятельности, системе профессиональных умений, способствующих осуществлять педагогическую деятельность на уровне современных требований общества к учителю, способностях учителя-мастера.
Тема «Содержание и организация учебно-воспитательной работы в вузе» предусматривало ознакомления студентов с учебными планами, программами, учебниками и учебными пособиями, определяющими содержание образования в высшей школе. А также путями овладения теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками в процессе обучения, формами организации учебных занятий, содержанием и структурой учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы, способами проверки и оценки знаний студентов в процессе обучения в вузе. При этом акцентируется внимание на выполнении реферативных работ, подготовке докладов для выступления на научных кружках, написании курсовых и дипломных работ.
При изучении темы «Культура учебного труда студентов — будущих учителей. Основы библиографии» рассматриваются вопросы культуры учебного труда как профессионального качества личности учителя, режим труда и отдыха, конспектирование изученного материала, подготовка к лекционным занятиям, методы работы с библиографическими изданиями, первоисточниками, литературой, методическими материалами, виды систематизации записей, составление плана, тезисов, конспектов и выписок по определенной теме.
По инициативе и предложению нашей исследовательской группы и решением Учёного совета университета при изучении курса «Введение в учительскую специальность», 4 часа выделены на лабораторную работу по вопросам основы библиографии. В ходе лабораторного занятия студенты выступают по следующим вопросам:
A). Что такое основы библиографии? В чем их значение в развитии учебных умений студентов?
Б). Какие виды библиографических записей вам известны? Какие из них вам удается выполнить в соответствии с требованиями, предъявленными к их ведению?
B). Дайте краткие характеристики отдельным видам библиографических записей.
Г). Знаете ли вы правила ведения библиографических записей? Во время выступлений студенты показывают результаты своей работы, и они оцениваются преподавателем и однокурсниками.
Затем организуется беседа преподавателя кафедры педагогики и работника библиотеки со студентами, в ходе которой обсуждаются следующие вопросы:
1) Виды каталогов. Оформление картотек в каталоге.
2) Правила и методы поиска литературы.