Актуальность исследования. Изменение социально — экономической ситуации в стране за последние десять лет привело к значительному росту количества детей-сирот. Резкое снижение жизненного уровня для многих семей становится причиной асоциальной жизни. При этом больше всего страдает самый незащищенный слой общества — дети. Для того чтобы обеспечить ребенку безопасность и достойный уровень жизни, государство определяет его в специально созданные учреждения — детские дома. В настоящее время постоянно растет количество детей, воспитывающихся в семьях, которые не предоставляют условий для нормального развития ребенка. Частым явлением стал отказ матерей забирать своих детей из родильного дома, вследствие чего они попадают в дома ребенка, а затем в детский дом. В связи с этим социально-педагогическая адаптация детей-сирот является одной из актуальных проблем современной педагогики.
Требования современного общества к своим членам постоянно повышаются, а, как показывает практика, воспитанники детских домов им не отвечают. Детям трудно адаптироваться к самостоятельной жизни за стенами детского дома. Чтобы предотвратить эти проблемы, необходимо с самого раннего возраста обращать внимание на вопросы их социально-педагогической адаптации.
Психологические особенности воспитанников таковы, что дефицит общения с близкими взрослыми приводит к отставанию мотивационной сферы. Практически отсутствует ролевое и деловое взаимодействие, недостаточно развита произвольная регуляция поведения, низкий уровень адаптации, серьезные отставания в развитии познавательной деятельности навыков ручной умелости. Но в тоже время обострена потребность в доброжелательном внимании взрослого, на основе которого возможно формирование более сложных потребностей: в сотрудничестве, сопереживании, в признании успешности.
Проблема исследования: дети — сироты не социализированы и после выхода из детского дома многие испытывают трудности в общественной жизни, в создании семьи и профессиональной деятельности.
Объектом исследования является внеурочная деятельности детей-сирот.
Поэтому целью исследования — организация внеурочной деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
ь изучить особенности детей, воспитывающихся без попечения родителей;
ь познакомиться с видами воспитательных учреждений для детей — сирот;
ь рассмотреть особенности организация трудовой деятельности детей — сирот;
ь познакомится с внеурочной деятельностью.
ь спланировать и организовать внеурочную деятельность в ГКУ СО ЯО СРЦ для несовершеннолетних «Искорка»;
ь провести экспериментальную работу по организации внеурочной деятельности воспитанников детских домов.