Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Приемы организации рефлексии на уроках русского языка в начальной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу. Первая строка — название темы (одно существительное);вторая — описание темы в двух словах, два прилагательных; третья… Читать ещё >

Приемы организации рефлексии на уроках русского языка в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На уроках русского языка в начальной школе учебной рефлексии может подвергаться:

  • — настроение;
  • — эмоциональное состояние;
  • — чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации.

Рефлексии настроения и эмоционального состояния проводится в начале или в конце урока.

Проведение ее в начале урока целесообразно с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Например,.

  • · карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз;
  • · «Солнышко» — мне всё удалось, «солнышко и тучка» — мне не всё удалось, «тучка» — у меня ничего не получилось;
  • · «Радостный гномик» — всё хорошо, «грустный гномик» — грустно. +

Рефлексия деятельности обучающихся дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

«Маятник настроения».

Подобрать картинку (в цвете, чернобелая, грустная, вызывающая радость).Предложить учащимся подобрать картинки из журналов, газет.

«Букет настроения».

Предложить учащимся расставить цветы в вазу (красный — есть проблема, нужна помощь; желтый — не все понятно; зеленый — все хорошо).

«Дерево успеха».

На дереве расположить листочки (выбрать цвет — красный, желтый, зеленый).

«Дерево чувств».

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

красный — восторженное;

оранжевый — радостное, теплое;

желтый — светлое, приятное;

зеленый — спокойное;

синий — неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый — тревожное, напряженное;

черный — упадок, уныние.

«Метод пяти пальцев».

М (мизинец) — мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) — близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) — состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) — услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) — бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии позволяет оценить активность каждого ученика на разных этапах урока, даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

Например,.

  • · «Лесенка успеха» — нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены — у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны — у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх — мне всё удалось;
  • · «Наряди ёлку» — успешно выполнил задание — повесил шарик, были ошибки — шарик остался возле ёлки;
  • · «Дерево успеха» — зелёный лист — нет ошибок, жёлтый лист — 1 ошибка, красный лист — 2−3 ошибки;
  • · «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика;
  • · «Поляна». На доске — поляна из цветов, над каждым цветком — этап урока — (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком — бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

«Фразеологизм» или «Пословица».

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня:

  • — Шевелить мозгами
  • — Краем уха
  • — Хлопать ушами

Рефлексия содержания используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали — т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Например,.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал, было интересно, было трудно, я выполнял задания, я понял, что, теперь я могу, я почувствовал что, я приобрел, я научился, у меня получилось я смог, я попробую, меня удивило, урок дал мне для жизни, мне захотелось.

  • · «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления). Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика). Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
  • · Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу. Первая строка — название темы (одно существительное);вторая — описание темы в двух словах, два прилагательных; третья — строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; четвёртая строка — это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); последняя строка — синоним, который повторяет суть темы. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
  • · Пометки на полях (инсерт, маркировка) — обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:"+" - знал, «!» — новый материал (узнал), «?» — хочу узнать
  • · Шпаргалка — информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
  • · Украшаем ёлку — у доски стоит небольшой макет ёлочки (можно заменить рисунком), в случае правильного ответа ребёнок берёт шарик, лежащий около деревца, и вешает его на ветку. Если решение предложено неверное, то шарик остаётся под ёлкой.
  • · Полянка — на доске картинка с поляной цветов — этапов урока. Ученикам раздаются бабочки, которых нужно посадить на цветок, соответствующий понравившемуся заданию.
  • · Скажи одним предложением — детям предлагается набор фраз, которые они должны дополнить: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.

А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.

Первый прием Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок.

  • — было трудно выполнить
  • — не было трудно
  • — легко выполнить

Пример Карточки — смайлики (грустный, спокойный, веселый); цветочки (роза — все хорошо, ромашка — спокойно, василек — грустно); показ большого пальца вверх или вниз.

Второй прием Цель: развитие оценочной деятельности одноклассников Проверка работы соседа по парте. Детям нужно проверить работу соседа по парте. Задаются примерные вопросы: Что получилось. Что нет. Какую поставили бы оценку.

— Пример Диаманта — стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением.

  • • 1, 7 строки — имена существительные (антонимы)
  • • 2 — два прилагательных к первому существительному
  • • 3 — три глагола к первому существительному
  • • 4 — два словосочетания с существительными
  • • 5 — три глагола ко второму существительному
  • • 6 — два прилагательных ко второму существительному

город большой, древний строится, растет, процветает известный город, маленькая деревня возрождается, развивает, кормит красивая, родная деревня Третий прием Цель: оценка деятельности на уроке Задается перечень вопросов, исходя из урока.

  • — Пример
  • 1. «Дерево успеха» — зелёный лист — нет ошибок, жёлтый лист — 1 ошибка, красный лист — 2−3 ошибки.
  • 2. «Светофор»
  • 3. «Цветы».

Четвертый прием Цель: выявление самооценки детей Расшифровать оценку учителя (письменно, устно). Оценка дана в виде значка.

— Пример

«Синонимы».

Составить пары слов-синонимов и записать их в тетрадь.

Ребята, дорога, бежать, дети, азбука, красный, путь, вьюга, алый, алфавит, чудесный, мчаться, волшебный, метель, грустить, печалиться. 23 слайд Ребята — дети, бежать — мчаться, красный — алый, азбука — алфавит, чудесный — волшебный, дорога — путь, грустить — печалиться, вьюга — метель.

Итог. Учитель: — Ребята, поднимите желтые смайлики, у кого задание выполнено без ошибок, поднимите зелёные смайлики, если 1−2 ошибки, синие — если более 2 ошибок! Молодцы!

Пятый прием Цель: выделение детьми критериев оценки Как надо вести себя на уроке, чтобы учитель поставил «5» (устный или письменный ответ).

— Пример Ребята, поднимите желтые смайлики, у кого задание выполнено без ошибок, поднимите зелёные смайлики, если 1−2 ошибки, синие — если более 2 ошибок! Молодцы!

Шестой прием Цель: развитие умений критериального оценивания Оценочная лесенка. Поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий.

— Пример Хокку (хайку) — нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5), развивает способность к лаконичному изложению мыслей.

Седьмой прием Цель: выявление причин для преодоления имеющихся трудностей, параметров полученных знаний, умений, навыков.

Незаконченные предложения. Детям нужно закончить предложения.

Пример: Мне было легко выполнить задание, потому что… Я легко справлюсь с заданием, если … Мне трудно оценить работу, потому что… Я выполнил задание…

Восьмой прием Цель: самооценка своей работы на уроке Оцените свою работу на уроке. Почему вы поставили себе такую оценку.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

физическую (успел — не успел);

сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);

интеллектуальную (что понял, что осознал — что не понял, какие затруднения испытывал);

духовную (стал лучше — хуже, созидал или разрушал себя, других).

— Пример

«Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

«Пейзаж».

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

«Дерево целей».

Какие цели видит перед собой ученик? Разместить на своем «дереве».

«Слова».

Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).

«Анкета».

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

«Мои ответы».

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

«V» — ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«| «- ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» — не ответил.

«Комплимент».

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Аргументированные ответы на один из вопросов:

  • 1. Что вы ожидали от урока и что получилось?
  • 2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
  • 3. Какие события (действия, мнения и т. п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
  • 4. Была ли польза от такого рода работы?
  • 5. В чем вы видите собственное приращение?
  • 6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.
  • 7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
  • 8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
  • 9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?
  • 10. Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

«Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

«График».

Учащимся предлагается начертить в течение урока график.

  • -изменения их интереса;
  • -уровня познания,
  • — личной активности.

«Дерево моего успеха».

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

«Рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметрывопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой