Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Первая опытная станция по народному образованию и Станислав Шацкий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выдающийся педагог Станислав Теофилович Шацкий (1878—1934) учился в Москве сначала в университете, затем в сельскохозяйственном институте, в консерватории. Он создал в Москве детский сад и детский клуб для детей из бедных семей в 1905 г. Вместе с А. У. Зелснко в 1906 г. организовал клуб для детей рабочих, общество «Сеттльмент», закрытое полицией за пропаганду социализма среди детей, а сами его… Читать ещё >

Первая опытная станция по народному образованию и Станислав Шацкий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выдающийся педагог Станислав Теофилович Шацкий (1878—1934) учился в Москве сначала в университете, затем в сельскохозяйственном институте, в консерватории. Он создал в Москве детский сад и детский клуб для детей из бедных семей в 1905 г. Вместе с А. У. Зелснко в 1906 г. организовал клуб для детей рабочих, общество «Сеттльмент», закрытое полицией за пропаганду социализма среди детей, а сами его организаторы были арестованы в 1908 г. Шацкий точно выразил педагогическую потребность «прийти на помощь» детям и рационально выстроить школьное дело «для вступления во взрослую жизнь». «Идею разумной школы» он реализовывал первоначально во внешкольной сфере. Шацкий писал: «Назовем ее трудовой, творческой, школой жизни, новой школой, школой игры, школой общиной, школой радости, школой детства, свободной школой, школой будущего, домом свободного ребенка… социальной школой… (я назвал бы ее попросту разумной школой), — она должна самым тщательным образом опереться на ребенка. Школа для детей, а не дети для школы…»[1] Стремясь в процессе его разнообразной деятельности решить задачу всестороннего развития детей, Шацкий организовывал занятия искусством, играми, а также носильным физическим трудом, а также «основами умственной и социальной деятельности». Шацкий полагал, что рациональное сочетание всех видов деятельности обеспечивает всестороннее развитие детей. Шацкий создал новый тип учреждений внешкольной работы с детьми и подростками, отличал дух свободы и революционной активности и самостоятельности детского творчества, что оказало влияние на развития воспитания в нашей стране в XX в. Вместе с женой В. Н. Шацкой (1882—1978) он организует детскую трудовую колонию «Бодрая жизнь» под Москвой в 1911 г. Занимавшиеся в клубах общества «Детский труд и отдых» около полусотни детей каждое лето жили в трудовой колонии: сами готовили пищу, выполняли сельскохозяйственные работы, занимались самообслуживанием и благоустройством. После работы дети играли, читали, ставили спектакли, занимались пением. Организующее влияние на жизнь детского коллектива оказывает физический труд, которому придавали образовательную функцию. Трудовая колония, но Шацкому обогащала коммуникативную деятельность детей, способствовала их эффективной социализации. На базе учреждений общества «Детский труд и отдых» Шацкий организовал в 1919 г. Первую опытную станцию по народному образованию. 13 школ 1-й ступени, школа 2-й ступени и четыре детских сада были включены в сельское отделение станции в Калужской губернии «Бодрая жизнь». В опытной станции устраивали коллективное взаимодействие школы и населения по коммунистическому воспитанию, Шацкий считал, что работа должна быть: 1) постепенной; 2) соответствовать возрасту; 3) посильной; 4) отвечать детской природе; 5) никогда не переходить в механическую работу. Он полагал, что построение всего воспитательно-образовательного процесса должно учитывать личный опыт детей. Шацкий сумел создать редкостную опытную станцию, обеспечивающую прорыв в эволюции образования, он настаивал, что самоуправление учащихся способствует адекватной организации жизнедеятельности детского коллектива. Важнейшим фактором формирования познавательных способностей детей Шацкий считал их активное и самостоятельное участие в преобразовании школы в центр воспитания, чтобы способствовать приобщению молодежи к достижениям мировой культуры. Главной ценностью образования он считал самосовершенствование человека, что происходит в умственной, трудовой и эстетической деятельности. Шацкий критиковал старую теорию обучения и воспитания за ограничение изучения проблематикой лишь школьной деятельности. Шацкий значительно расширил сферу педагогического исследования влияния контекста социализации на разработку учебно-воспитательного процесса. Отрицая исключительно биологическую обусловленность развития личности ребенка, он полагал решающими социальные и экономические факторы влияния на процесс воспитания. «Социальная наследственность» — правила, обычаи, традиции, передаваемые от отцов к детям, обусловливают поведения подрастающего поколения. Шацкий решительно отвергал распространенное отношение к детям как «заготовкам», которые учитель способен «обработать» по известному шаблону до «желательного образца». Гуманизм педагога проявляется в ненасильственных способах и методах воспитания сообразно детской природе, их особенностей, потребностей и интересам. Умственная, трудовая, эстетическая, социальная деятельность детей должна раскрывать их способности в школьной жизни. Разнообразие деятельности способствует формированию не узкого функционального исполнителя, но всесторонне развитой личности. Шацкий разрабатывал траекторию воспитательной стратегии, при условии постоянного усложнения возникающих задач, в решении которых дети могли проявить активность и самостоятельность. В таком учебно-воспитательном процессе педагог призван создать необходимые и достаточные обстоятельства для развития детей, что возможно лишь при должной личной вовлеченности в деятельность. Шацкий настаивал на кардинальной трансформации педагогического образования адекватно протребностям нового типа школы. На Первой опытной станции Шацкий погружал педагогов в практическую деятельность, чтобы овладение основами профессии происходило напосредственно в процессе работы. Соратниками Шацкого стали В. Н. Шацкая, А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер и другие. С. Т. Шацкий разрабатывал вопросы школьной дидактики и социальной педагогики. Анализируя свои изыскания, Шацкий сделал вывод, что канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Д. Дьюи посетил Шацкого в конце 1920;х гг. и заявил, что не знает ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией. Однако уникальность концепции Шацкого решительно не устраивала его критиков, желавших ее уничтожить. Когда в Наркомпросе сменилось руководство, а с ним и педагогическая концепция, начались контрреформа системы просвещения и возвращение традиционного личностно-отчужденного обучения и воспитания. Постановление ЦК ВКП (б) 1931 г. привело к разгрому новаторской школы и педагогики к прекращению работы станции. Шацкого назначили директором Московской консерватории в 1932 г., где создавалась музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Шацкий скоропостижно скончался в 1934 г. Его имя до 1960;х гг. было предано в СССР забвению.

  • [1] Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. М.: Просвещение, 1962—1965. Т. 2: Статьи, доклады и выступления за 1917—1926 гг. 1964. С. 27.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой