Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспитание разумных социальных потребностей дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе развития дошкольного образования существует несколько подходов к пониманию трудового воспитания детей (В.Г. Нечаева, Я.3. Неверович, В. И. Логинова, Р. С. Буре и др.). Авторы предлагают различные методики трудового воспитания дошкольников, свои подходы к отбору знаний о труде, ознакомлению детей с трудом взрослых, воспитанию у детей уважения к труду взрослых, становлению… Читать ещё >

Воспитание разумных социальных потребностей дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальные потребности современного дошкольника существенно отличаются от потребностей дошкольников более ранних исторических этапов развития общества. Исследования ученых двадцатого века (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Е. В. Субботский и др.), отражая структуру и характерные проявления потребностей детей именно того исторического периода, в то же время дают нам ключ к пониманию природы возникновения и развития социальных потребностей современных детей. Исследования последних лет Д. И. Фельдштейна, А. Г. Асмолова, А. В. Мудрика, Ю. А. Огородникова и других указывают нам на особенности мировосприятия, личностного развития и в том числе на особенности проявления социальных потребностей современных детей, в некоторых аспектах значительно отличающихся от описанных классиками психологии. На основании проведенного нами исследования можно заметить, что в современный период происходит сдвиг приоритетов потребностной сферы ребенка, в соответствии со сложившимися культурно-историческими условиями общества, с коллективных общественных установок, характерных обществу прошлого века, к сугубо индивидуальным, присущим нынешнему социуму. При этом мы должны особенно подчеркнуть, что ни одна из социальных потребностей дошкольников, таких, например, как общение или труд, сама по себе не перестала существовать, но лишь видоизменилась, приняв свойственные современности признаки.

Известно, что первой социальной потребностью ребенка является потребность в общении (самопознании через других и с их помощью, М.И. Лисина) или, по мнению Л. И. Божович, потребность во внешних впечатлениях, из которой позднее возникает потребность в общении. Этой потребности изначально присущ фактор ненасыщаемости, «самодвижения». Потребность в общении, традиционно реализуемая дошкольником в разнообразных играх со сверстниками и близкими взрослыми, в настоящее время плавно перерастает в общение с компьютером и прочими интерактивными гаджетами. Современная ситуация социального развития детей характеризуется их постепенным «уходом» в виртуальный мир телевидения и компьютеров. Разумеется, потребность ребенка в общении никуда не исчезла, только теперь вместо поисков друзей для общения и выдумывания совместных игр, что было характерным проявлением этой потребности в прошлом веке, ребенок общается с компьютером и телевизором, готовыми в любую секунду предложить набор развлечений. Такое положение дел усугубляется еще и тем, что ребенок, с раннего возраста «прилипший» к телевизору, является потребителем искусственно созданного социального мира современных мультфильмов, который частично замещает в его сознании реальный социум и отношения в нем. Сюжеты современных мультфильмов чаще всего фантастические, развиваются стремительно и изобилуют сценами погони, подавления, убийств, героями их чаще всего бывают роботы, монстры, потусторонние существа. Не секрет, что производители игрушек нарочно заказывают съемки таких мультфильмов, чтобы извлекать коммерческую прибыль от продажи игрушек-героев этих мультфильмов. Сюжет мультфильма подсказывает ребенку, помимо способов игры с такими игрушками, еще и ценности виртуального социума. Компьютерные игры на основе этих же сюжетов помогают ребенку интерактивно «врастать» в выдуманный мир, совершая действия и поступки в виртуальной реальности игры, поощряемые заложенными в ней ценностными ориентациями. Например, очень часто для того, чтобы «выжить» в таких играх, необходимо много убивать, убегать от преследования. В тяжелых случаях ребенок замыкается, ему становится неинтересным и безразличным общество сверстников. Для реальных игр ему требуются только игрушки-герои известных сюжетов, которые он настойчиво выпрашивает у родителей. Такую картину развития потребности в общении, то есть ее «самодвижение», мы можем наблюдать при активном самоустранении близкого взрослого, отсутствии помощи в ее становлении, когда ребенок вынужден познавать себя через виртуальный мир. У ребенка, таким образом, стихийно формируется, так называемая неразумная социальная потребность в общении, неразумная по способу ее удовлетворения.

Потребность в общении — это, пожалуй, единственная из социальных потребностей, имеющая свойство «самодвижения». Все остальные социальные потребности необходимо воспитывать, способствуя их возникновению и развитию. Для того чтобы воспитать ребенка, нужно запустить в самодвижение развитие его потребностей, от того, какие из них получат импульс к саморазвитию, зависит выстраивание облика личности подрастающего человека. Между тем в программах воспитания и образования дошкольников недостаточно акцентируется внимание именно на воспитании и развитии потребностей ребенка. Программы, отредактированные в соответствии с ФГТ, дают нам перечень качеств и умений, которыми должен овладеть ребенок в процессе усвоения той или иной программы, но проявляются все эти качества от внутреннего желания ребенка, обусловленного сформировавшейся потребностью или под внешним принуждением, — не имеет значения для реализации многих образовательных программ дошкольников.

Рассмотрим теперь формирование у дошкольника другой социальной потребности — потребности в труде, которая отнюдь не возникает самостоятельно, в отличие от потребности в общении. Труд, являясь основополагающей социальной потребностью человека, с древнейших пор служит мощным воспитательным средством подрастающего поколения. Трудовое воспитание на ранних этапах развития человечества способствовало осознанию ребенком роли труда в получении материальных благ благодаря непосредственному участию в производительном труде. Вместе с тем в современном мегаполисе, в силу объективно сложившегося культурно-исторического развития социума, ребенок дошкольного возраста не только не участвует в экономических трудовых отношениях, но, по сути, он даже не имеет возможности наблюдать трудовые действия своих родителей. Соответственно, ребенок в таких условиях не способен самостоятельно прийти к выводу, что труд является основой жизнеобеспечения его семьи (питание, одежда, игрушки, развлечения и пр.) Этот отрыв ребенка от наблюдения созидания материальных и культурных благ, ежедневно используемых им, может порождать уверенность, что все эти блага принадлежат естественной среде обитания человека и не требуют никаких усилий для воспроизводства. Ведь известно, что дети берут как данность те условия, которые соответствуют уровню развития общества на момент их рождения. Соответственно этому, для того, чтобы у ребенка формировалась разумная социальная потребность в труде, ему необходимо трудовое воспитание.

На современном этапе развития дошкольного образования существует несколько подходов к пониманию трудового воспитания детей (В.Г. Нечаева, Я.3. Неверович, В. И. Логинова, Р. С. Буре и др.). Авторы предлагают различные методики трудового воспитания дошкольников, свои подходы к отбору знаний о труде, ознакомлению детей с трудом взрослых, воспитанию у детей уважения к труду взрослых, становлению трудовой деятельности дошкольников, воспитанию у детей умения и желания трудиться. Мы полностью согласны с мнением авторов, утверждающих, что знания дошкольников о труде могут оставаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей, поскольку только непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата. Вместе с тем мы считаем, что одного этого недостаточно. Для того чтобы у ребенка возникла и развилась потребность в труде, трудолюбие, необходимо направленное социальное влияние, так как потребность в труде — это, бесспорно, социальная потребность. Вместе с приобретением индивидуального опыта трудовых действий немаловажным фактором осознания детьми социальной необходимости труда являются сигналы, воспринимаемые ребенком от общества. В условиях всеобщего уважения честно трудящегося человека, ребенку проще понять основополагающую роль труда в жизни общества: чем продуктивнее и больше ты трудишься, тем лучше живешь. Но еще не существовало в истории человечества такого общества, где все было бы идеально справедливо. Так каковы же тогда эти сигналы нашего неидеального современного социума, весьма чутко улавливаемые ребенком?

Дело в том, что культурно-историческое развитие общества привело к созданию универсального средства обмена товаров и услуг, отражающее количество вложенного в них человеческого труда. Это известная всем экономическая категория «деньги». Деньги не просто физически присутствуют в социальной действительности ребенка в качестве материального предмета, результата культурно-исторического развития человечества, деньги присутствуют в жизни ребенка именно как экономическое явление со свойственными им функциями (например: платежной, накопительной), которые он может наблюдать непосредственно в своей социальной действительности.

Ребенок практически ежедневно имеет возможность наблюдать действия взрослых с деньгами (в основном при покупках в магазине и оплате услуг), а вот возможности пронаблюдать процесс зарабатывания денег он зачастую вовсе не имеет. Важной особенностью современного социума является то, что ребенок, по сути, лишен возможности самостоятельно узнать и почувствовать, что именно деньги — это эквивалент труда его родителей.

Ребенок воспринимает как данность наличие денег в семье и встречает упорным сопротивлением попытки родителей ограничить траты на исполнение его прихотей и капризов. Поэтому целесообразно в трудовом воспитании детей, помимо познания ими самостоятельного трудового усилия, закладывать предпосылки экономического воспитания, делая акцент на ознакомление детей с тем, что их родители за свой труд получают деньги, соизмеримые количеству их трудовых усилий, формировать представление о стоимости предметов и вложенном в их создание труде. Одновременно детей знакомят с жизненно важными потребностями семьи, то есть приводят их к пониманию того, на что в первую очередь тратятся заработанные деньги (питание, одежда, оплата услуг и прочее), закладывают представление о том, что семейный бюджет не безграничен. В результате такого подхода, дошкольник учится видеть не только экономическую, но и нравственную составляющую значения денег в жизни своей семьи, учится совершению реальных альтруистических поступков, например, может вполне осознанно отказаться от исполнения сиюминутного желания обладать приглянувшейся в магазине игрушкой ради покупки необходимого всей семье. Ребенок, которому вовремя и на доступном уровне дали прочувствовать и понять сущность семейного бюджета, учится соотносить свои желания с финансовыми возможностями родителей, учится жертвовать своими прихотями ради объективно необходимого. Значительным и важным в такой работе является то, что в понятии «деньги» заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержанием, как доброта, трудолюбие, честность, бережное отношение к результатам труда. Понятие «деньги», обладая мощным педагогическим потенциалом, является тем самым сигналом социума, способным к тому же затронуть чувства ребенка в силу близости к его жизни и доступности его пониманию. Дошкольники способны осознать это экономическое понятие, так как оно соотносится с их личным опытом. Детские эмоции и чувства — самый короткий и самый верный путь от знания к действию, от понимания правомерности требований взрослого уважать чужой труд, беречь игрушки, помогать другим детям к реальным поступкам, то есть к поведению дошкольника, потребности трудиться, готовности делиться с друзьями тем, что у тебя есть. Вот тут, при затрагивании чувств ребенка, возникновении эмоций и рождается первая ступенька формирования потребности, которая от поступка приведет ребенка к поведению. И если ее пропустить, не разглядеть в душе ребенка зародившегося чувства, и не поддержать вовремя этот слабый огонек, то вся работа по трудовому воспитанию не будет иметь результата. Ребенок будет обладать знаниями, как выполнять трудовое действие, он будет применять их на практике, он будет даже иметь определенный трудовой опыт, но трудолюбивым не станет.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой