Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности познавательного интереса у умственно отсталых учащихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено у учащихся наличие временного (ситуативного) неустойчивого интереса к деятельности, связанной с природой. Установлено, что школьники с неустойчивыми интересами проявляли в целом положительное отношение к природе. Однако они не проявляли упорства для доведения начатого дела до конца, в процессе деятельности ограничивались теми действиями, которые… Читать ещё >

Особенности познавательного интереса у умственно отсталых учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ результатов выполнения шести заданий констатирующего эксперимента оценивался следующим образом: если при выполнении задания доминировал интерес ребенка в пользу изучения природы, начислялся один бал. В пятом задание, анкете «Оценка уровня школьной мотивации», система оценок была выделена по трех бальной шкале. К каждому заданию был разработан протокол, в котором фиксировались все вопросы задаваемые учащимися, интерес учащегося к определенному виду деятельности.

Выделено три уровня выполнения заданий: достаточный уровень выполнения — 3 балла, средний — 2 балл, низкий — 1 балл.

Достаточный уровень — составили 5% учащихся. Задание заинтересовывает школьников. Среди задаваемых вопросов только часть носит познавательный смысл. Самостоятельно проявляет желание выполнять задание или участвовать в деятельности.

Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохраняется у него до конца занятия, но к продолжению деятельности, по своей инициативе за пределами времени, отведенного на занятие, не стремится.

Учащиеся понимают задание без дополнительных разъяснений, хотя иногда ему требуется услышать его повторно. Фонд действенных знаний для решения задач у него достаточен, однако не всегда может их правильно применить к заданию. Общую цель и содержание задания школьники в целом понимают правильно, по ходу деятельности допускает неточности и даже ошибки. Уровень выполнения действий в целом хороший, но не хватает аккуратности, усердия, настойчивости в получении высокого качества.

Учащиеся с нарушением интеллекта принимают задание полностью, сохраняет его до конца занятия; по ходу работы допускают ошибки на те или иные правила задания, но не замечает и самостоятельно не устраняют их, самостоятельно к завершению действий не стремятся. Внимание их относительно устойчивое. Уровень знаний, познавательного интереса и деятельности оценивается баллом.

Средний уровень — составили 50% учащихся.

Учащихся заинтересовывает общая ситуация, в которой им предлагается задание, но не его содержанием. Если задает вопросы, то чаще всего не познавательного характера.

Процесс работы их также не увлекает, они готовы прекратить его в любую минуту. Готовы, если им предложат, прекратить работу, перейти к новой задаче, не решив предыдущую. По ходу работы нуждаются в постоянном поощрении за любые, даже самые малые, проявления мысли и желание думать.

Самостоятельно понимают лишь наиболее легкие задачи. В преобладающем большинстве случаев нуждаются в дополнительном повторении инструкции, подчас — в прямой помощи в форме практических действий и показа наглядного материала. Фонд действенных знаний беден и узок. Школьники с нарушением интеллекта не владеют необходимым запасом более или менее дифференцированных общих представлений и простейших понятий. Решают лишь некоторые задачи, да и то главным образом при опоре на восприятие или непосредственные действия с предметом мысли. Ответы учащихся чаще всего ситуативны, им не удается вычленить главное.

Школьники принимают лишь часть инструкции, до конца занятия могут потерять и ее; допускают много ошибок; не замечают и не исправляет допущенные ошибки. Внимание носит неустойчивый характер. Школьники с нарушением интеллекта часто отвлекаются от процесса выполнения задания или деятельности. При возникших затруднениях избегает дальнейшего выполнения задания, не пытаются найти пути их преодоления. Уровень знаний, познавательного интереса и деятельности оценивается баллом «2».

Низкий уровень — составили 45% учащихся.

Учащихся несколько заинтересовывает общая ситуация занятия. Цель, поставленная перед ними, определенным образом организовывает и подчиняет их активность — они готовятся выполнять действия. Если и возникают вопросы, то только на отвлеченные темы, не имеющие отношения к предложенному заданию или деятельности.

Задание и процесс его выполнения не вызывает положительного отношения. Содержание задания, относящееся к способам деятельности, оставляет его индеферентным и не воспринимается совсем.

Фонд действенных знаний настолько беден и узок, что задачи в своем содержании перед умственно отсталыми школьниками вообще не встает. Вопросы взрослого, связанные с сущностью задачи, он «не замечает», дает поспешные, импульсивные ответы, не связанные с ее содержанием, чаще всего имеющие отношение к ситуациям эксперимента или побочными ситуациями, ожившими в памяти в связи с задачей. Умственные действия учащихся на всем протяжении эксперимента даже при такой помощи взрослого остаются бессистемными, хаотичными, а поведение в целом «бездумным».

Внимание учащихся концентрируется лишь на незначительное время из-за повышенной отвлекаемости. При затруднениях отказываются дальше выполнять задание или деятельность. Уровень знаний, познавательного интереса и деятельности оценивается баллом «1».

В основу этих уровней были положены оценочные критерии, характеризующие структурные компоненты познавательного интереса. В соответствии с классификацией, предложенной Г. И. Щукиной и У. В. Ульенковой, которой мы придерживаемся в своем исследовании.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено у учащихся наличие временного (ситуативного) неустойчивого интереса к деятельности, связанной с природой. Установлено, что школьники с неустойчивыми интересами проявляли в целом положительное отношение к природе. Однако они не проявляли упорства для доведения начатого дела до конца, в процессе деятельности ограничивались теми действиями, которые больше привлекали их внимание. Наблюдения по собственной инициативе эти дети вели лишь в том случае, если объект привлекал их внимание яркостью, необычностью. Эти учащиеся задавали очень мало вопросов познавательного характера.

Объем и характер знаний о природе находится в тесной связи с устойчивостью интереса к природе.

Исходя из выделенных нами оценочных критериев для оценки результатов констатирующего эксперимента, можно сделать вывод об уровне сформированности всех компонентов познавательного интереса учащихся. Исследование выявило недостаточную сформированность эмоционального и волевого компонентов познавательного интереса. Это проявлялось в слабо выраженных положительных эмоциональных проявлениях (интеллектуальная радость, вдохновение, удовлетворение от успешно выполненной деятельности) и выраженных негативных (недовольство, равнодушие, инертность); повышенной отвлекаемости, невнимательности, нежелании преодолевать трудности, возникающие в ходе выполнения заданий. Интеллектуальный компонент оказался несформированным: вопросы познавательного характера не задавались детьми, стремление по собственному желанию участвовать в деятельности они не выражали и не могли использовать приобретенные в учебном процессе природоведческие знания и умения.

В связи с этим необходимо проведение специальной коррекционной работы по формированию познавательного интереса у умственно отсталых старшеклассников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой