Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе экспериментальной работы с учащимися ГОУ СОШ № 1206, НОУ «Первая школа», Центра эстетического воспитания детей и юношества (г. Москва), в выступлениях на педагогических советах в данных учебных заведенияхв научных докладах и сообщениях автора на конференции «Современное образование и воспитание в России и Европе в XXI веке… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К МУЗЫКЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН В ПРОЦЕССЕ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Категория «интерес» в психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 2. Научные подходы к изучению сущности и структуры понятия «интерес к музыке»
    • 1. 3. Иммерсионная модель формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К МУЗЫКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
    • 2. 1. Констатирующий этап экспериментального исследования
    • 2. 2. Формирующий этап экспериментального исследования и его результаты

Формирование интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На волне социального обновления общества в российской педагогике активно распространяется опыт билингвального образования, в процессе которого происходит освоение учащимися образцов и ценностей мировой культуры средствами родного и иностранных языков. При этом языки выступают в качестве способа постижения мира специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов. По мнению ученых, билингвальное образование может рассматриваться как один из социально-педагогических способов разрешения противоречий современного культурного развития стран и народов, поскольку оно выступает не только альтернативным способом изучения иностранного языка, но и содержит значительный потенциал поликультурного воспитания молодежи.

На сегодняшний день при явном дефиците духовности среди молодёжи проблема воспитания в духе уважения народов является наиболее острой и важной. Формирование умений у подрастающего поколения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, социальных групп, вероисповеданий, понимание ценности своеобразия культур других народов влияют на дальнейшую реализацию личности в мировом пространстве.

Погружение личности в иноязычную культуру является процессом реализации ее универсальности. Наиболее полно, на наш взгляд, это достигается благодаря связи родного и иностранного языка с дисциплинами эстетического цикла и прежде всего с музыкой, так как именно в музыкальном искусстве наиболее ярко отражаются традиции, обычаи, особенности менталитета, эстетические, этические идеалы и ценности народа. Известно, что существует генетическая и историческая связь музыкального языка с речью, ее интонационной окраской. Музыкальный язык интонационно богаче и обобщенней речевого, а в естественном языке ярче обозначен прямой предметно-понятийный смысл. Направленность музыкальной и языковой системы на освоение иноязычной культуры в условиях билингвизма формирует общие механизмы ее эмоционально-психологического восприятия. Активизация эмоционально-психологического восприятия на уровне дидактического синтеза расширяет информативно-художественное и лингво-коммуникативное поле обоих предметов (Е.И. Пассов), формирует у учащегося позитивную эмоциональную доминанту восприятия культуры другого народа. При этом активизируются сходные психические процессы такие, как слух, внимание, память, воображение, находящиеся в основе самостоятельной творческой деятельности школьниковпроявляется пытливость, любознательность по отношению к иноязычной культуре, что свидетельствует о сформированности интереса к ней.

Необходимо отметить, что особенно остро стоит проблема формирования познавательного интереса у подростков, причинами которой является не только сложность их психической жизни, бурное развитие самооценки и самосознания, но и отсутствие у многих из них определенных жизненных и ценностных установок. Яркое подтверждение этому — резко возросшая распущенность среди молодежи, потеря нравственных ориентиров, появление отчетливых признаков прагматичного, потребительского отношения друг к другу, к жизни. Если говорить о музыкальных интересах и потребностях современных подростков, то они, в основном, характеризуются односторонней направленностью, низкопробностью предпочтений, слабо выраженной познавательной активностью. Именно поэтому так важно целенаправленное развитие интересов подростков к высокохудожественной музыке, обладающей огромным воспитательным потенциалом.

Несмотря на то, что данная проблема находится в центре внимания современной педагогической науки, необходимы исследования, предлагающие новые технологии и пути для ее эффективного решения. Один из них, на наш взгляд, — формирование интереса подростков к музыке на билингвальной основе. Однако до сих пор разработка данного направления не являлась предметом специального изучения.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена рядом противоречий: между потребностью общества в решении важнейшей социальной задачи — формировании интересов духовно богатой личности средствами музыкального искусства и необходимостью разработки новых направлений и технологий для ее успешной реализациимежду объективными возможностями формирования интереса подростков к музыке в процессе билингвального образования и отсутствием специальных исследований, раскрывающих теоретико-методические основы данной проблемымежду потребностью учителей музыки в научно-обоснованных рекомендациях, позволяющих осуществлять развитие музыкальных интересов школьников на билингвальной основе, и отсутствием научных разработок и учебных программ в этом направлении.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, состоящую в необходимости определения педагогических условий и механизмов формирования интересов подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе.

Актуальность и недостаточная разработанность объективно существующей проблемы явились основанием для выбора темы настоящего исследования: «Формирование интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе».

Степень научной разработанности проблемы. Проблема интереса является предметом изучения различных областей науки. Многие философы и социологи исследовали социальные основы интереса в тесной связи с проблемами потребностей и ценностей (A.C. Айзикович, Г. И. Гак,.

Г. Е. Глезерман, Ф. Ю. Гогоберидзе, А. Г. Здравомыслов, Д. А. Кикнадзе, П. Е. Кряжев, И. В. Логинова, А. Н. Сохор, В. Ц. Цукерман, Л. П. Чурина, В. А. Ядов и др.), усматривая в нём созидательную силу (А.Д. Макаров,.

B.К. Скатерщиков, А. Г. Спиркин, Ю. Н. Черкашина, М. В. Яковлев и др.).

Анализ различных видов интереса осуществляется в работах Г. Р. Ахтямова, В. И. Межуева, М. А. Молчанова, В. И. Пантина, И. Т. Хункаева, И. Г. Яковенко и др. Специфика эстетического интереса раскрывается в трудах Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта, М. Н. Афасижева, М. С. Кагана, Ю.У. Фохта-Бабушкина и др.

Важное значение для осуществления нашего исследования имели работы психологов Б. Г. Ананьева, М. Ф. Беляева, Л. И. Божович, Л. А. Гордона, В. Г. Иванова, А. Г. Ковалева, A.A. Люблинской, Н. Г. Морозовой, В. Н. Мясищева, P.C. Немова, К. К. Платонова,.

C.Л. Рубинштейна и др., в которых раскрываются сущностные характеристики категории «интерес».

В области общедидактических подходов к учебно-воспитательному процессу изучаемая нами проблема находит свое отражение в трудах Ш. А. Амонашвили, М. А. Верб, И. Ф. Гербарта, В. В. Давыдова,.

A.К. Дусавицкого, Л. В. Занкова, А. Г. Казаковой, П. Ф. Каптерева,.

B.В. Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина, В. А. Сухомлинского, Г. И. Щукиной, Д. Б. Эльконина, Е. А. Ямбурга и др.

Немаловажное значение имеют работы К. Ш. Ахиярова, Г. Н. Волкова, А. Н. Джуринского, З. А. Мальковой, Г. В. Палаткиной, В. А. Сластенина и др., касающиеся проблем поликулыурного и этнокультурного образованияа также исследования Е. М. Верещагина, Н. Д. Гальсковой, М. В. Дьячкова, Л. А. Жумаевой, Р.К. Миньяр-Белоручевой, М. М. Михайлова, Е. В. Мусницкой, H.H. Нечаева, М. Н. Певзнера, Л. И. Плиева, Д. И. Чубуковой, А. Г. Ширина и др., посвященные различным аспектам билингвального обучения и межкультурной коммуникации.

Для нашего исследования представляют интерес научные труды.

A.И. Арнольдова, A.A. Аронова, JI.C. Зориловой, М. С. Кагана, Д. С. Лихачева, Н. К. Рериха и др., раскрывающие различные аспекты духовной культуры современного обществаисследования по герменевтике Х.-Г. Гадамера, Э. Гуссерля, М. Хайзеггера, Ф. Шлейермахера, Г. Г. Шпета и др., в которых выявляются механизмы понимания различных культуртруды, посвященные вопросам национальных отношений Р. Г. Абдулатипова, С. А. Арутюнова, Ю. В. Арутюняна, Ю. В. Бромлея, Г. Д. Гачева, М. Н. Губогло, Л. Н. Гумилева, и др.

В области музыкальной психологии и музыкознания различные аспекты проблемы развития интереса к музыке рассматриваются в трудах Л. С. Выготского, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. И. Петрушина, Б. М. Теплова и др. Среди них отдельно выделим труды Б. В. Асафьева,.

B.А. Васиной-Гроссман, Е. А. Ручьевской и др., в которых рассматривается взаимосвязь музыки и речи. Исследования П. Аравина, М. Г. Арановского, М. Ш. Бонфельда, А. Даниелу, В. В. Медушевского, А. Мерриама, Е. В. Назайкинского, A.B. Тороповой, И. Н. Унжаковой, Ж. Эрцога и др. раскрывают сущность музыкального языка и его значение в межкультурной коммуникации.

Значительный вклад в разработку проблемы формирования интереса школьников к музыке внесли педагоги-музыканты Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Т. И. Бакланова, Л. С. Беляева, O.A. Блох, А. Г. Болгарский, Е. Я. Бурлина, H.H. Гришанович, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, И. Ю. Лыпа, Н. И. Лысина, З. П. Морозова, С. Н. Никитюк, Е. В. Николаева, Л. А. Никольский, Т. Н. Плеснина, Т. Ю. Свистельникова, Г. П. Сергеева, В. Я. Яконюк и др.

Профессионально-личностные качества педагога-музыканта, которые необходимы для успешного формирования интереса учащихся к музыке, раскрываются в работах Э. Б. Абдуллина, Л. А. Арчажниковой, В. И. Закутского,.

О.В. Зиминой, Е. Р. Ильиной, В. Г. Кузнецова, Л. С. Майковской, Т. Г. Мариупольской, Е. В. Николаевой, Г. М. Цыпина, А. И. Щербаковой и др.

Таким образом, несмотря на значительное количество трудов, в которых рассматриваются различные аспекты поставленной проблемы, специального исследования, посвященного формированию интересов подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе, до настоящего времени не проводилось.

Цель исследования — теоретико-методологическое обоснование формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе, разработка образовательной иммерсионной модели и экспериментальная апробация авторской методики.

Объект исследования — обучение и воспитание учащихся на уроках музыки в школах с углубленным изучением английского языка.

Предмет исследования — процесс формирования интереса подростков к музыке Великобритании и США в условиях билингвального обучения.

Задачи исследования:

1. Уточнить понятие «интерес к музыке».

2. Выявить специфику формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе.

3. Определить педагогические условия, необходимые для эффективного формирования интереса подростков к музыкальной культуре Великобритании и США в школах с углублённым изучением английского языка.

4. Спроектировать иммерсионную модель формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе.

5. Разработать диагностический инструментарий, позволяющий фиксировать уровень развития интереса подростков к музыке в учебной и во внеклассной деятельности.

6. Создать методику формирования интереса подростков к музыкальной культуре Великобритании и США на билингвальной основепроверить ее эффективность в ходе экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: формирование интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе будет успешным, если:

— выявлена специфика данного процесса;

— спроектирована иммерсионная модель, содержание которой составляют взаимообусловленные компоненты: интенциональный, содержательный и операциональный;

— определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в условиях билингвизма;

— разработан диагностический инструментарий, позволяющий фиксировать уровень развития интереса подростков к музыке в учебной и во внеклассной деятельности;

— создана методика формирования интереса подростков к музыкальной культуре Великобритании и США на билингвальной основе.

Методологическую основу исследования составили философские взгляды и фундаментальные идеи Д. Дидро, Дж. Дьюи, И. Канта, Платона и др. о генезисе, природе интересов и их месте в системе общественных отношенийфилософско-культурологические подходы, раскрывающие диалектику диалога культур и цивилизаций (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер и др.) — концепция целостного системного подхода, направленная на формирование гармоничной личности, на интеграцию образовательного процесса (Б.С. Гершунский и др.) — теоретические положения герменевтов, выявляющие механизмы понимания различных культур (Х-Г. Гадамер, В. Гумбольдт, Э. Гуссерль, Г. Г. Шпет и др.) — концептуальные идеи.

A.И. Арнольдова, A.A. Аронова, JI.C. Зориловой и др., раскрывающие различные аспекты духовной культуры современного общества.

Теоретической основой исследования явились:

— психологические исследования Б. Г. Ананьева, М. Ф. Беляева, Л. И. Божович, П. Я. Гальперина, JI.A. Гордона, K.M. Гуревича, И. А. Зимней, К. Изарда, Н. Д. Левитова, A.A. Леонтьева, B.C. Мерлина, В. Ф. Моргуна,.

B.Н.Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др., раскрывающие сущность феномена «интерес»;

— педагогические исследования С. А. Ананьина, Ю. К. Бабанского, Л. В. Бабенко, И. Ф. Гербарта, Г. И. Щукиной и др., посвященные проблеме формирования интереса учащихся в процессе обучения, а также труды P.C. Баура, Л. А. Жумаевой, М. Н. Певзнера, Т. Н. Ступиной, А. Г. Ширина и др., раскрывающие различные аспекты билингвального обучения и межкультурной коммуникации;

— исследования в области музыкальной психологии, психологии творчества, музыковедения М. Ш. Бонфельда, Л. С. Выготского, В. В. Медушевского, В. И. Петру шина, В. Г. Ражникова, Г. С. Тарасова, Б. М. Теплова, A.B. Тороповой и др., в которых раскрывается проблема интереса в музыкальном искусстве, сущность музыкального языка и его значение в межкультурной коммуникации;

— исследования в области педагогики музыкального образования Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Т. И. Баклановой, Л. С. Беляевой, O.A. Блоха, Е. Я. Бурлиной, H.H. Гришанович, Н. Л. Гродзенской, Д. Б. Кабалевского, Е. Д. Критской, З. П. Морозовой, Е. В. Николаевой, Г. П. Сергеевой и др., посвященные проблеме формирования интереса к музыке у учащихся, а также труды Л. А. Арчажниковой, В. И. Закутского, О. В. Зиминой, В. Г. Кузнецова, Л. С. Майковской, Т. Г. Мариупольской, Е. В. Николаевой, Л. А. Рапацкой, Г. М. Цыпина, А. И. Щербаковой и др., направленные на исследование профессионально-личностных качеств педагога-музыканта, необходимых для решения данной проблемы.

Для достижения цели диссертационного исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (изучение и обобщение теоретико-аналитического материала по проблеме исследования, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, моделирование);

— эмпирические (наблюдение, беседа, интервью, устный и письменный опросы, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики).

Базы исследования: ГОУ СОШ № 1206- НОУ «Первая школа" — Центр эстетического воспитания детей и юношества (г. Москва).

Этапы исследования: исследование проводилось с 2006 г. по 2010 г. в три этапа.

На первом этапе (2006;2007 гг.) изучалась литература по проблеме исследованияразрабатывались его базовые методологические характеристики (цель, задачи, гипотеза, методы исследования и теоретико-методические основы) — изучался передовой опыт педагогов-практиковразрабатывался инструментарий для проведения анкетирования и опросов.

С целью выявления состояния изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике и получения эмпирического материала, необходимого для разработки авторской методики, было проведено анкетирование учителей (50 респондентов), родителей (98 респондентов) и учащихся школ с углубленным изучением английского языка (112 респондентов). Всего в данном исследовании приняли участие 260 человек.

На втором этапе (2007;2008 гг.) конструировалась иммерсионная модель формирования интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального обучениясоздавался диагностический инструментарий (показатели, параметры, критерии оценки, опросники, задания), позволяющий фиксировать уровень развития интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в условиях билингвизмаразрабатывался специальный курс «Музыкальная культура Великобритании и США».

На этом этапе проводилось диагностическое исследование исходного уровня сформированности интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран (27 человек в экспериментальной группе и 25 человек в контрольной группе).

На третьем этапе (2008;2010 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по внедрению методики формирования интереса подростков к музыкальной культуре Великобритании и США на билингвальной основе в учебно-воспитательный процессосуществлялось контрольное обследование уровней сформированности интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных странсистематизировался материал, полученный в ходе формирующего экспериментаразрабатывались методические рекомендации для учителей музыки, ведущих занятия с детьми в школах с углубленным изучением английского языкапроизводилась обработка данныхуточнялись теоретико-методические выводыподводились итоги по теоретическим и практическим результатам диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнено понятие «интерес к музыке», рассматриваемое как эмоционально-познавательная направленность личности на глубокое постижение артефактов музыкальной культуры, реализацию устойчивой потребности в художественно-коммуникативной музыкальной деятельности;

— выявлена специфика формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе (направленность музыкальной и языковой системы на освоение иноязычной культуры в условиях билингвизмапостижение музыкального материала в контексте диалога культуризучение музыкальной культуры родной и других стран в опоре на формирование интегративных умений межкультурного общенияактивное коммуникативное взаимодействие всех участников педагогического процессанаправленность на осознанное восприятие межкультурных различий при условии сохранения национальной самоидентификации);

— определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения (артистизм учителя музыкисоздание творческой атмосферы, способствующей осознанному и эмоциональному восприятию музыкальной культуры той или иной традициивключение в репертуар музыкальных занятий подлинно художественных народных, классических и современных произведений, способных вызывать у учащихся активный интерессвязь с другими видами искусства Великобритании и США (живописью, литературой, театром, кино, архитектурой и др.) — использование компьютерных технологийорганизация спецкурса «Музыкальная культура Великобритании и США»);

— спроектирована иммерсионная модель формирования интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального обучения, содержание которой составляют взаимообусловленные компоненты: интенциональный, содержательный и операциональный;

— разработан диагностический инструментарий, позволяющий фиксировать уровень развития интереса подростков к музыке в учебной и во внеклассной деятельности и включающий классификацию данных уровней, параметры, показатели, критерии оценки, опросники и систему заданий;

— создана методика формирования интереса подростков к музыкальной культуре Великобритании и США на билингвальной основе, которая базируется на системе специфических методов (метод погружения в иноязычную культуруметод перекодирования — выражение музыкального образа в различных знаковых системах средствами музыкально — пластического интонирования, изобразительного искусства, художественного словаметод создания композиций в виде драматизации и инсценирования песен, музыкально-литературных композиций с привлечением произведений изобразительного искусства и др.- метод художественных обобщений, основанный на ассоциативном синтезе (тождество и контраст) произведений музыкального, изобразительного искусства и литературыметод эмоциональной драматургии, позволяющий учителю воздействовать на образную сферу подростка через построение урока в художественной форме на основе синтеза искусствмузыкальные праздники (декорации, костюмы, движения и танцы под музыку), костюмированные концерты, музыкальные спектаклимузыкальные игры, привносящие в исполнение музыки элементы драматизации).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны теоретико-методические основы проблемы формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в условиях билингвального обучения — это целизадачидидактические принципы (поликультурности, диалогичности, деятельностного освоения музыкального искусства, образно-игрового вхождения в музыку, вариативности, целостности, доступности) — подходы (культурологический, аксиологический и синергетический) — содержание деятельности субъектов воспитательно-образовательного процессаформы обучения (уроки музыки с включением музыкальных игр, инсценировок, драматизациймузыкальные спектакли, мюзиклы, концерты, диспуты, конференции) — система методов, направленная на активизацию интереса учащихся к англоязычной музыкальной культуре.

Дополнен компонентный состав структуры феномена «интерес к музыке» (эмоциональный, познавательный, коммуникативный, ценностный, волевой компоненты). Установлено, что формирование интереса к музыкальной культуре другого народа происходит наиболее эффективно при условии владения личностью (учащимися) языками, функционирующими в контексте данной культуры.

Практическая значимость исследования:

— разработанная автором методика формирования интереса подростков к музыкальной культуре Великобритании и США в процессе билингвального обучения внедрена в учебный процесс ГОУ СОШ № 1206, НОУ «Первая школа», Центра эстетического воспитания детей и юношества (г. Москва);

— сформулированные теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейших научных исследований проблем педагогики музыкального образования, а также исследований, связанных с формированием интереса к музыке учащихся разных возрастных групп в процессе билингвального обучения в школе;

— полученные данные, системно-организованные материалы и технологии могут быть использованы в разработке учебных и исследовательских программ, спецкурсов, спецсеминаров, музыкально-педагогических практикумов, курсов повышения квалификации специалистов в области музыкального образования;

— разработанные научно-методические рекомендации по реализации технологии формирования интереса к музыке у учащихся в условиях билингвального обучения, а также диагностический инструментарий могут быть использованы педагогами-музыкантами в учебных заведениях различного типа.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением целого комплекса соответствующих методов, адекватных предмету, объекту, целям и задачам исследованияопорой основных положений и научных выводов на достижения современной педагогики и психологии, практическим подтверждением основных теоретических положений результатами экспериментальной работы, применением математических методов обработки результатов, проведением качественного и количественного анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе экспериментальной работы с учащимися ГОУ СОШ № 1206, НОУ «Первая школа», Центра эстетического воспитания детей и юношества (г. Москва), в выступлениях на педагогических советах в данных учебных заведенияхв научных докладах и сообщениях автора на конференции «Современное образование и воспитание в России и Европе в XXI веке. Состояние и перспективы», проходившей в НОУ «Первая школа» (г. Москва, 2009 г.) — на конференции «Искусство и образование в современном мире», состоявшейся в ГОУ СОШ № 1206 (г. Москва, 2009 г.) — международной научно-практической конференции «Музыкально-педагогическое наследие Гарифоллы Курмангалиева» (г. Уральск, 2009 г.) — на международных научно-практических конференциях: «Музыкально-эстетическое воспитание: традиции и новаторство», «Музыкальное образование как средство духовно-нравственного становления личности», «Музыкальная культура и образование: актуальные проблемы и перспективы развития» в Московском государственном университете культуры и искусств (г. Москва, 2008 г., 2009 г., 2011 г.) — на всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Актуальные исследования в сфере культуры и искусств» (г. Белгород, 2011 г.), на заседаниях кафедры музыкального образования в Московском государственном университете культуры и искусств.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интерес к музыке — это эмоционально-познавательная направленность личности на глубокое постижение артефактов музыкальной культуры, реализацию устойчивой потребности в художественно-коммуникативной музыкальной деятельности. Обучение музыке на билингвальной основе способствует эффективному формированию интереса подростков к музыкальной культуре той страны, язык которой они изучают в школе.

2. Специфика формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения обусловлена такими факторами, как: направленность музыкальной и языковой системы на освоение иноязычной культуры в условиях билингвизмапостижение музыкального материала в контексте диалога культуризучение иноязычной музыкальной культуры в опоре на формирование интегративных умений межкультурного общения, активное коммуникативное взаимодействие всех участников педагогического процессанаправленность на осознанное восприятие межкультурных различий при условии сохранения национальной самоидентификации.

3. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в условиях билингвизма, являются: артистизм учителя музыкисоздание необходимой атмосферы, способствующей осознанному и эмоциональному восприятию музыкальной культуры той или иной традициивключение в репертуар музыкальных занятий подлинно художественных народных, классических и современных произведений, способных вызывать у учащихся активный интерессвязь с другими видами искусства Великобритании и США (живописью, литературой, театром, кино, архитектурой и др.) — использование компьютерных технологийорганизация спецкурса «Музыкальная культура Великобритании и США».

4. Иммерсионная модель формирования интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального обучения базируется на культурологическом, аксиологическом и синергетическом подходах и представляет собой интегративное единство целей, задач, принципов, структурно-содержательных компонентов, педагогических условий, последовательных этапов, форм и методов обучения, технологий и методических рекомендаций.

5. Диагностический инструментарий, разработанный в рамках диссертационного исследования, позволяет фиксировать уровень развития интереса подростков к музыке англоязычных стран в учебной и во внеклассной деятельностивключает классификацию данных уровней, параметры, показатели, критерии оценки, опросники и систему заданий.

6. Методика формирования интереса подростков к музыкальной культуре Великобритании и США на билингвальной основе, включающая спецкурс «Музыкальная культура Великобритании и США» и реализуемая в различных формах учебной и внеклассной деятельности (на уроках музыки с включением музыкальных игр, инсценировок, драматизацийв процессе подготовки музыкальных спектаклей, мюзиклов, концертов, диспутов и конференций), предполагает одновременное постижение разговорного и музыкального языков, функционирующих в контексте изучаемой культуры.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Результаты исследования также показали, что потребность в общении с музыкальной культурой Великобритании испытывают 60% школьников экспериментальной, группы (и всего 22% — контрольной). Подростки стали больше интересоваться музыкальной культурой стран, изучать дополнительную литературуу них появилась потребность участвовать в музыкальных мероприятиях, посвященных тем или иным праздникам, стали формироваться ценностные установки, эстетические и нравственные идеалы. Учащиеся экспериментальнойгруппы продемонстрировали хорошие знания в области того или иного явления музыкального искусства Великобританиистали лучше разбираться в творчестве композиторов данных стран, вырос уровень восприятия музыкальных произведений. Результаты промежуточного обследования отражены в Таблице 3.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило значимость и актуальность проблемы формирования интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе. Осуществленный системный анализ поднятой проблемы, разработка и внедрение иммерсионной модели, проведение серии констатирующих и учебно-формирующих экспериментов, анализ полученных результатов позволили сделать следующие выводы:

1. Одним из эффективных путей активизации интереса подростков к музыке является постижение ее высокохудожественных образцов на билингвальной основе. Интерес к музыке — это эмоционально-познавательная направленность личности на глубокое постижение артефактов музыкальной культуры, реализацию устойчивой потребности в художественно-коммуникативной музыкальной деятельности. Структуру данного феномена составляют эмоциональный, коммуникативный, познавательный, ценностный и волевой компоненты.

2. Процесс формирования интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе имеет свою специфику, которая находит отражение в таких факторах, как: направленность музыкальной и языковой системы на освоение иноязычной культуры в условиях билингвизмапостижение музыкального материала в контексте диалога культуризучение музыкальной культуры родной и других стран в опоре на формирование интегративных умений межкультурного общения, активное коммуникативное взаимодействие всех участников педагогического процессанаправленность на осознанное восприятие межкультурных различий при условии сохранения национальной самоидентификации.

3. Иммерсионная модель формирования интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального обучения базируется на культурологическом, аксиологическом и синергетическом подходах и представляет собой интегративное единство целей, задач, принципов, структурно-содержательных компонентов, педагогических условий, последовательных этапов, форм и методов обучения, технологий и методических рекомендаций.

4. Разработка теоретико-методологических основ формирования интереса подростков к музыкальной культуре Великобритании и США позволила определить педагогические условия, необходимые для эффективного формирования интереса школьников к музыкальной культуре англоязычных стран в условиях билингвизма (артистизм учителя музыкисоздание необходимой атмосферы, способствующей осознанному и эмоциональному восприятию музыкальной культуры той или иной традициивключение в репертуар музыкальных занятий подлинно художественных народных, классических и современных произведений, способных вызывать-у учащихся активный интерессвязь с другими видами искусства Великобритании и США (живописью, литературой, театром, кино, архитектурой и др.) — использование компьютерных технологийорганизация спецкурса «Музыкальная культура Великобритании и США».

5. Методика формирования интереса подростков к музыкальной культуре Великобритании и США на билингвальной основе предполагает одновременное постижение музыкального и разговорного языков, функционирующих в контексте изучаемой культуры. Данная методика включает спецкурс «Музыкальная культура Великобритании и США», состоящий из двух разделов, и реализуется в различных формах учебной и внеклассной деятельности (на уроках музыки с включением музыкальных игр, инсценировок, драматизацийв процессе подготовки музыкальных спектаклей, мюзиклов, концертов, диспутов и конференций).

6. Созданные в процессе обучения педагогические условия предоставили учащимся возможность для: изучения и анализа музыкальной культуры англоязычных стран (Великобритании и США) — освоения различных направлений, стилей и жанров музыкального искусства, ценностного осмысления его значимости как средства духовно-нравственного развития личностицелостного восприятия музыкального произведения, овладения исполнительскими умениями и навыками, в том числе умением исполнять песни на английском языкеучастия вразличных видах музыкальной деятельности в условиях билингвизма и др.

7. Диагностический инструментарий, разработанный в рамках диссертационного исследования, позволяет фиксировать уровень развития интереса подростков к музыке англоязычных стран в учебной и во внеклассной деятельностивключает классификацию данных уровней, параметры, показатели, критерии оценки, опросники и систему заданий.

8. Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы в ГОУ СОШ № 1206 и НОУ «Первая школа», позволяют говорить об эффективности^ разработанной иммерсионной модели формирования интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе.

Таким образом, проведенное исследование полностью подтвердило гипотезу и положения, выдвинутые на защиту.

Дальнейшее исследование поднятой в диссертации проблемы может быть связано с изучением вопросов формирования познавательного интереса детей и молодежи на билингвальной основе не только к музыкальной культуре разных стран, но и к другим видам искусства, например, к литературе, живописи, театру.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.F. Этнонациональная политика в Российской Федерации. Концепции- практика, реализация, перспективы. М.: Классик-Стиль, 2007. — 552 с.
  2. Э.Б., Николаева- Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.
  3. Э.Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под общей редакцией М. И. Ройтерштейна. — М.: Музыка, 2006. 336 с.
  4. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. -М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  5. A.C. Важная социологическая проблема //Вопросы философии, 1965, № 11.-С. 35−41.
  6. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. Пособие / Г. И. Щукина, В. Н. Липник, A.C. Роботова и др.- Под ред. Г. И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1984. 176 с.
  7. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта /Ю.Б. Алиев. — М.: ВЛАДОС, 2000. 336 е.: ноты — (Библиотека учителя музыки).
  8. .Г. Познавательные потребности и интересы //Учёные записки ЛГУ № 265. Психология. Л.: ЛГУ, 1959. — Вып.16. — С.41−60.
  9. .Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
  10. Ю.Ананьин С. А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. Киев, 1915. — 500 с.
  11. O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов педагог, институтов по спец-ти № 2119 «Музыка и пение» /O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  12. А.И. Национальная культура и глобализация: сферы взаимодействия. Лекция. М.: МГУКИ, 2004. — 48 с.
  13. A.A. Отечественная культура в период тоталитаризма (30−50 годы XX века). М.: Экон-Информ, 2008. — 396 с.
  14. Л.Г. Профессия учитель музыки: кн. для учителя Текст. / Л. Г. Арчажникова. — М.: Просвещение, 1984. — 111с.
  15. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Б.В. Асафьев. 2-е изд. — М.-Л.: Музыка, 1973. — 144 с.
  16. .В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев- под ред. Е. М. Орловой. Изд.2-е. — Л.: Музыка, 1971. — 376 с.
  17. В.Г., Нырова М. С. Нестандартное образование в меняющемся мире: культурно-историческая перспектива. — Новгород, 1993. — 24 с.
  18. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  19. Л. Методы и приёмы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста /Л. Бабенко // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14. — М.: Музыка, 1979. С.12−23.
  20. Р.Т. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей /Р.Т. Байярд, Д. Байярд- пер. с англ. А. Б. Орлова. М.: Семья и школа, 1995. — 233 с.
  21. Т.И. Этнокультурные основы обновления содержания современного художественного образования в России // Народная художественная культура: проблемы этнохудожественного образования. М.: МГУКИ, 2003. — С.5−43.
  22. Т.И., Шпикалова Т. Я., Ершова JI.B. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии: Материалы всерос. науч.-практ. конф. Шуя, 2005. — С. 612.
  23. З.П. Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде: Дис.. канд. пед. наук Карачаевск, 2006. — 174 с.
  24. Р. С., Ступина Т. Н., Минор, А .Я., Кузнецова Т. В. Билингвальное обучение в школе: к вопросу о разработке учебно-методических материалов //Иностранные языки в школе. 1996. — № 1. — С.9−14.
  25. В.К. Музыкальное восприятие школьников /В.К. Белобородова, Г. С. Ригина, Ю. Б. Алиев. М.: Педагогика, 1975. — 160 с.
  26. М.Ф. Основные положения психологии интереса //Ученые записки Иркутского пединститута. Иркутск, 1940. — Вып.5. — С.212−257.
  27. М.Ф. Д.И. Писарев об интересе /М.Ф. Беляев. Иркутск: Обл. гос. изд-во, 1950. — 133 с.
  28. JI.C. К вопросу о развитии интереса к музыке у младших дошкольников //Развитие в обучении. Мурманск, 1993. — С.146−151.
  29. В.П. Основы теории педагогической систем. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 204 с.
  30. В.П. Слагаемые педагогические технологии. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  31. В.П. Основы теории педагогической систем. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 204 с.
  32. B.C. Культура. Диалог Культур: Опыт определения //Вопросы философии. 1989. — № 6. — С.31−43.
  33. B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы //Психологическая наука и образование, 1996, № 4. С.66−73.
  34. JI.B. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие //Вопросы психологии, 1968, № 4. С.96−104.
  35. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1979. С. 256−267.
  36. O.A. Коллизии музыкально-творческого процесса // Музыкальногэстетическое воспитание. Традиции и новаторство. М.: МГУКИ, 2008.-С. 24−31.
  37. Л.И. Познавательные интересы школьников и пути их изучения //Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. М.: АПН РСФСР, 1955. — Вып.73. — С.3−15.
  38. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка//Изучение мотивации детей и подростков /Под ред. Божович Л. И., Благонадёжиной Л. Р. М.: Педагогика, 1972. — С.7−44.
  39. М.Ш. Музыка. Язык. Речь. Мышление: опыт системного исследования музыкального искусства. Монография. — СПб.: Композитор, 2006. — 646 с.
  40. Л.И. Формирование интереса к музыкальному фольклору у первоклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1986. — 17с.
  41. Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. -Волгоград: Перемена, 2001. С. 21−26.
  42. Е.В. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. — М., 2001. — 188 с.
  43. O.A. Понимание и язык в контексте коммуникации как способ бытия человека: Дис.. канд. филос. наук. Челябинск, 2006. — 148 с.
  44. М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.- 173 с.
  45. Е.Я. О понятии «музыкальный интерес» //Музыка в социологическом обществе /Сост. A.A. Фарбштейн. Л., 1975. -Вып.2. — С.63−73.
  46. H.A. Модель эстетического отношения ребёнка к музыке и музыкальной деятельности //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся образовательной школы: Сб. тезисов. -М., 1982.-С. 15−19.
  47. Взаимодействие художественных культур Запада и Востока. — М.: Гос. институт искусствознания, 1998. — 274 с.
  48. Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники. М.: «Когито-Центр», 2001. — 384 с.
  49. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 183 с.
  50. В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. 441с.
  51. Вопросы методики изучения и формирования интересов учащихся в учебном процессе //Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: Сб. ЛГТЖ Л., 1975. — С. 27−31.
  52. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения /Под общ. ред. Д. К Гилева. Свердловск, 1970. —143 с.
  53. Л.С. Психология искусства. М., 1984. — С.6−14.
  54. Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский- Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 421 с.
  55. Г. Г. О круге понимания //Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. — 368 с.
  56. Гак И. Г. Общественные и личные интересы и их сочетание при социализации // Вопросы философии, 1955, № 4. С. 38−45.
  57. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий /Исследование мышления в советской психологии. — М.: Наука, 1966. С.236−277.
  58. Т.Б. Этнокультурная специфика музыкального восприятия: Автореф. дис.. канд. искусств. М., 1994. — 23 с.
  59. Г. Д. Ментальности народов мира. — М.: Алгоритм, Эксмо, .2008. 544 с.
  60. Е.Я. Проблемы взаимодействия видов искусства на учащихся. Сборник статей: музыкальное воспитание в школе. Вып.8. -М.: Музыка 1972. С.14−18.
  61. И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1940.-Т.4.-289 с.
  62. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: «Вища школа», 1986. — 200 с.
  63. Г. Е. Интерес как социологическая категория //Вопросы философии, 1998. С. — 12−19.
  64. А.Н. Интерес к украинскому музыкальному фольклору — Киев: «Вища школа», 1994. 127 с.
  65. Л.А. Психология и педагогика интереса /Л.А. Гордон. Киев, 1940.- 124 с.
  66. Л.А. Психологические основы восприятия интересов у школьников. — Киев: Радьянская школа, 1941. 114 с.
  67. H.H. Психолого-педагогические предпосылки формирования музыкально-познавательных интересов на уроке музыки //Вопросы музыкального воспитания студентов и школьников. -Минск, 1979:-С. 25−45.
  68. H.H. Музыка в школе: методическое пособие для учителей. Минск, 2006. — 43 с.
  69. H.JI. Слушание музыки в школе (5−6 классы): пособие для учителей пения восьмилетней школы /H.JI. Гродзенская. М.: Изд-во Акад. пед. наук: РСФСР, 1961. — 94 с.
  70. H.JI. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение,!969. — 77 с.
  71. В. О различении строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества //Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию — М., 2000. — С. 53−298.
  72. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272 с.
  73. М.А. Формирование интереса к музыке у шестилетних учащихся (в условиях комплексного подхода: школа — семья): Дис. канд. пед.наук. М., 1989. — 170 с.
  74. А.Н. Формирование музыкально эстетических интересов старшеклассников: Дис. канд. пед. наук — Киев, 1989. -190 с.
  75. A.B. Контакт с «чужой культурой» в музыкальном искусстве формы и модели //http://www.auditorium.ru/conf/index.php
  76. А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. -М., 2007.-71 с.
  77. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1997. — 123 с.
  78. H.A. Избр. пед. высказывания. М.: Учпедгиз, 1939. -293 с.
  79. Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
  80. Н.Ф. Изучение особенностей внимания младших школьников //Вопросы психологии познавательной деятельности. -М., 1979. — С.35−49.
  81. .И. О сущности интересов и подходе к их исследованию// Советская педагогика. 1971-№ 9. — С.72−82.
  82. Д.Г. Мир оживленных предметов //Проблема ценности и марксистская философия. М., 1967. — С.45−56.
  83. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987. -173 с.
  84. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. — М.: Дом педагогики, 1996. 208 с.
  85. Д. Психология и педагогика мышления / Под ред. Н. Д. Виноградова. М.: Совершенство, 1997. — 203 с.
  86. Д. Демократия и образование: Пер. с англ / Дж. Дьюи. М.: Педагогика — Пресс, 2000. — 384 с.
  87. Жумаева.Л. А. Толерантность и межкультурные коммуникации -ключ к миру //Культура: управление, экономика', право № 3, 2007. — С.18.
  88. Л.В. Дидактика и жизнь. — М.: Просвещение, 1968. 178 с.
  89. А.Г. Проблема интереса в социологической теории. — Л.: Изд во ЛГУ, 1964. — С.29.
  90. ЮО.Зимина О. В. Диалог в профессиональной деятельности учителя музыки: Учебное пособие к курсу «Методология педагогикимузыкального образования» по специальности 30 700 Музыкальное образование. — Тамбов: ТГУ, 2006. — 101 с.
  91. И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — M?: JIoroc, 2001. 384' с.
  92. В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека //Учёные записки ЛГУ № 214. Психология и педагогика. Л.: ЛГУ, 1956. — Вып.9. — С.68−71.
  93. В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов у старших школьников. Л.:ЛГУ, 1959. — 97 с.
  94. Э. Психология эмоций: Пер. с англ. СПб., 2000. — 464 с.
  95. Ильин Е. И: Мотивация и мотивы. СПб: Изд-во «Питер», 2000. -512 с.
  96. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  97. Д.Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя / Д. Б. Кабалевский. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
  98. Д.Б. Основные методы и принципы программы по музыке для общеобразовательных школ /Программно-методическиематериалы. Музыка. Начальная школа /Сост. Е. О. Яременко. М.: Дрофа, 2001.-С. 12−32.
  99. А.Г. Педагогика профессионального образования: Монография. -М.: Экон-Информ, 2007. 551 с.
  100. ИЗ. Калиниченко З. Н. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика, 1997. № 5. С. 108−115.
  101. И. О педагогике. Соч.Т.2. М., 1964. — 108 с.
  102. П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. A.M. Арсеньева. М: Педагогика, 1982. — 704 с.
  103. О.П. Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях художественной самодеятельности: Автореф. .канд. пед. наук. Л. 1984. — 16 с.
  104. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968.- 148 с.
  105. Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности: Дисс.. канд. искусств. М., 1989.- 165 с.
  106. Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Русский язык, 1992. — 254 с.
  107. Г. А. Коммуникативный подход к созданию системы упражнений // Вестник МГУ. Серия XIX. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. — № 2. — С.7−13.
  108. Н.И. Массовая культура: Учебное пособие. М.: Инфра — М.: Альфа — М., 2004. — 304 с.
  109. И.С. Национальная ориентация Российского музыкального образования: историко-педагогический анализ / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского- Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2002. 184 с.
  110. Г. И. Формирование у старшеклассников интереса к самопознанию в процессе решения учебных задач: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 22 с.
  111. А.Г. Профессиональная направленность как нравственная проблема. Иваново, 1986. — 145 с.
  112. Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. -М.: Просвещение, 1986. 80 с.
  113. И. А., Орлов О. С. Тенденции развития интеграционных процессов в образовании //Новые исследования в педагогике и психологии: Сборник научных статей /Сост. Орлов О. С. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. — С.72.
  114. Г. Г. Ценность музыки: философский аспект: Монография. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. — 579 с.
  115. O.A. Социокультурные и философские аспекты билингвизма. Автореф. дис. докт. философ, наук. М., 2000. — 44 с.
  116. Я.А. Мир чувственных вещей в картинках Изд. 2-е, Москва, 1957.-351 с.
  117. Я.А. Материнская школа. М.: Учпедгиз, 2004. — 104 с.
  118. C.B. Педагогическая и возрастная психология / C.B. Кондратьева. Гродно: ГрГУ, 1993. — С. 3−9.
  119. Л.Ю. Ценностные основания коммуникаций в культуре: Дис.. канд. культурологии. Красноярск, 2005. — 160 с.
  120. Концепция модернизации Российского образования на период 2010 года. М.: АПК и ПРО, 2002. — 24 с.
  121. Концепция общего среднего образования (проект) //ВНИК «Школа». -М., 1988. С. 16−17.
  122. О.В. Межкультурная коммуникация в процессе глобализации современного мира: Дис.. канд. философ, наук. -Ставрополь, 2002. — 170 с.
  123. Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: Начальные классы- Музыка: 5−7 классы- Искусство: 8−9 классы. — Просвещение, 2009. — 128 с.
  124. В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. М.: Музыка, 2000. — 246 е., нот.
  125. Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л., 1961.-98 с.
  126. И.Ю. Активизация учения: сущность и содержание //Педагогика. 1994. — № 1. — С.7−11.
  127. И.Н. Формирование познавательного интереса учащихся к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального образования // Вестник МГУКИ. № 6 (38), 2010 г. -С. 181−185.
  128. И.Н. Иммерсионная модель формирования интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в процессебилингвального образования // Вестник Тамбовского университета. № 12 (92), 2010 г.-С. 132−135.
  129. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М: Учпедгиз, 1985. — 323 с.
  130. A.A. Педагогическое общение. 2-е изд., перераб. и доп. М. — Нальчик, 1996.- 357с.
  131. A.A. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком //Иностранные языки в школе. 1985. — № 5. -С.24−29.
  132. А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения //Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995 — 416 с.
  133. В.Г. Психологически е механизмы мотивации учебной деятельности. — Новосибирск, 1992. — 216 с.
  134. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М., 1992. 17 с.
  135. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии // Отв. ред. Ю. М. Забродин, Т. В. Шорохова. М.: Наука, 1984.-444 с.
  136. И.Ю. Дискуссионный музыкальный клуб как средство развития музыкальных интересов школьников-подростков: Дисс. канд. пед. наук. М., 1993. — 197с.
  137. Н.И. Проблема интереса в музыкальном образовании и воспитании //Иллюзии ценностей или теория конфликтов: Сб. докл. науч.-практич. семинара «Культура в системе образования». — М., 1995.-С. 280−286.
  138. Л.С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта: Учеб. пособиедля студентов высших учебных заведений. М.: Музыка, 2006. -111с., нот.
  139. Майковская J1.C. Ценностная сущность толерантности в контексте этнокультурной парадигмы музыкального образования //Вестник Московского государственного' университета культуры и искусств. № 3 (24), 2008. — С. 209−212.
  140. JT.C. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2009.
  141. А.Д. Педагогическая психология. — С.-Петербург, 2009. -12 с.
  142. Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методологический аспекты): Дис.. д-ра пед. наук. М., 2002. — 380 с.
  143. А.К., Орлов А. Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и её воспитание у школьников /Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. Акад. Пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  144. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М., Просвещение, 1983. — 96 с.
  145. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. Москва, 2009. — 67с.
  146. Л.П. Педагогика искусства: Теория и практика. -Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 1997. 136 с.
  147. Л.П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства подростков на уроках музыки: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1994. — 19 с.
  148. В.В. Интонационная форма музыки. — М.: Музыка, 1993.-194 с.
  149. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  150. Межкультурный диалог /Под ред. Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. — 304 с.
  151. B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие для спецкурса. — Пермь, 1981. — 120 с.
  152. В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. — 1976. № 6. — С.45−54.
  153. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. — 186 с.
  154. Музыкальные культуры народов: традиции и современность. -М., 1973.-376 с.
  155. Мэш К. Билингвальные немецко-французские курсы в гимназиях Германии //Теория и практика билингвального обучения: Тезисы международной конференции /Под ред. Певзнера М. Н., Орлова О. С. -Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1996. С. 32.
  156. В.И. Язык и речь в современном диалоге культур: Дис. .канд. филос. наук. Москва, 2005. — 155 с.
  157. В.Н. О потребностях как отношения человека //Учёные записки ЛГУ. Философские науки. Вып.16 — Л., 1957. -С.32−39.
  158. Т.С. Некоторые данные изучения учебных интересов учащихся I класса //Развитие учащихся первых классов в процессе обучения и воспитания. Л.: ЛГПУ, 1967. — С.244−277.
  159. О.В. Формирование познавательного интереса во взаимосвязи с самооценкой у учащихся классов педагогической поддержки: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Волгоград, 2000. -30 с.
  160. Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра //Иностранные языки в школе, 1987. № 6. -С.34−41.
  161. P.C. Психология. Кн. 2. Психология образования. — М.: Просвещение, Владос, 1994. 491- с.
  162. С.Н. Физическая реакция как фактор самореализации личности взрослого человека. — М., 1967. — 321 с.
  163. О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах/ О. В. Нестерова М.: Айрис — Пресс, 2006. -112 с.
  164. Н.И. Избранные педагогические сочинения/ Сост. Н. А. Трушин. М.: Учпедгиз, 1959. — 256 с.
  165. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Ю.К. Бабанского- М.: Просвещение, 1988. 478 с.
  166. Об образовании: Закон Российской Федерации //Учительская газета. 1996. № 5. — 30 янв.
  167. Об образовании: Комментарий к Закону Российской Федерации /Отв. ред. В. И. Шкатулла. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2001.- 778 с.
  168. Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: Международный Конгресс: Сб. тезисов. Т.2. Новосибирск, 1997. -300 с.
  169. В.Г., Огарёв Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб. — Воронеж. -1995.-131 с.
  170. О.С. Как составить образовательную программу? -Новгород, 1997. 54 с.
  171. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сб. нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей /Под ред. А. К. Бруднова. — М.: Владос, 2000. — 544 с.
  172. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Высш. шк., 1989. — 123 с.
  173. Е.И. Методическая школа Пассова. Концепция. Иноязычное образование. — Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2003. -48 с.
  174. Д.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984. — 367 с.
  175. М. Н. Плиева Л.И., Ширин А. Г. Билингвальное обучение: цели, проблемы, перспективы// Мир образования .— 1997. № 2. — С. 12−13.
  176. М.Н. Реформаторское движение в педагогике- Западной Европы (конец XIX начало XX века): Дисс.. док. пед. наук. -Новгород, 1997. -388 с.
  177. Педагогика открытости и диалога' культур /Под ред. М. Н. Певзнера, В. О. Букетова, О. М. Зайченко. М., 2000. — 262 с.
  178. Педагогический словарь. В 2 т. М.: Изд-во АПН, 1960. — 766 с.
  179. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 527с.
  180. A.B. Психологическая характеристика личности //Общая психология /Под ред. A.B. Петровского. — М.: Просвещение, 1970.-434 с.
  181. В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие. — М.: Владос, 1997.-384 с.
  182. Т.П. Формирование у восьмиклассников интереса к серьёзной музыке: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1973. —22 с.
  183. . Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии. 1992. — № 5. — С. 111.
  184. Т.Е. Биологические аспекты культуры: Заметки физиолога. Новосибирск, 2004. — 119 с.
  185. Программа модернизации педагогического образования. М., 2003.-31 с.
  186. Психология формирования и развития личности /Под ред. Л. И. Анцыферовой. — М.: Наука, 1981. 366 с.
  187. Психология современного подростка /Под ред. Д. И. Фелыптейна. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  188. Психология: Словарь /Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1990 — 494 с.
  189. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд. — М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 440 с.
  190. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994.-141 с.
  191. Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. — 193 с.
  192. C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.
  193. .Ж. Эмиль, или о воспитании. Пед. соч. в 2 -х т. М.: Просвещение, 1981.-Т.1.- С.19−592.
  194. Ф.К. Формирование познавательного интереса учащихся в условиях реформы школы: Учебное пособие к спецкурсу/ВГПИ им. A.C. Серафимовича. Волгоград, 1988 -61 с.
  195. Н.У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной учебной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 175 с.
  196. В.В. Концепция содержания образования в 12-летней школе по предмету «Иностранный язык» /В.В. Сафонова, E.H. Соловова, И. Л. Бим, М. З. Биболетова, Л. Г. Кузьмина //Иностранные языки в школе. — 2000. № 6. — С.4−21.
  197. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. — Воронеж: «Истоки», 1996. -237 с.
  198. В.В. Программа. Культуроведение и социология в языковой педагогике. Воронеж: История, 1992. — 430 с.
  199. В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высшая школа, Амскорт интернешнл, 1991.-305 с.
  200. Т.Ю. Воспитание музыкальных интересов студентов педагогических вузов средствами телевидения: Дис. канд. пед. наук. -М., 1990. 156 с.
  201. П.И. Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеурочной воспитательной работе: Дисс. канд. пед. наук. Чебоксары. 1999. — 181с.
  202. В.К. Искусство как форма общественного сознания //Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. — С.6−13.
  203. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  204. В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
  205. В.А., Палаткина Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования. Монография. М.: «Прометей», 2004.- 170 с.
  206. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Изд-во «Магистр», 1997. — 233 с.
  207. В. А. Педагогика: Инновационная деятельность /В.А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  208. В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем возрасте //Вопросы психологии. — 1990. № 3. -С.25−36.
  209. В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъектности /В.И. Слободчиков, И. Ф. Исаев. М.: Школа Пресс, 1995. — 384 с.
  210. Современный педагогический словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. — 928 с.
  211. Содержание этнокультурного образования в школе: Сборник методических материалов из опыта работы школы № 868 /Сост., науч. ред. В .В. Кузнецова. М.: АПК и ППРО, 2006. — 188 с.
  212. В.П. Воспитание на основе потребностей человека //Педагогика. 1993. № 2. — С.28−32.
  213. Т.К. Педагогическое сотрудничество преподавателя с младшими школьниками в процессе приобщения их к народному музыкальному творчеству: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Улан-Уде, 1993.-21 с.
  214. А.Н. Воспитательная роль музыки / А. Н. Сохор. 2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1970. — 64 с.
  215. А.Г. Сознание и самосознание. — М.: Политиздат, 1972. 303 с.
  216. .А. Взаимодействие общеобразовательной и музыкальных школ в процессе формирования интереса к музыке у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук Алма-Ата, 1988.-24 с.
  217. В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. -Кишинёв: Лумина, 1979. — 612 с.
  218. Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М., 1979. — 190 с.
  219. Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 1997. — 52 с.
  220. .Н. Развитие познавательной активности детей старшего школьного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Дисс. канд. пед. наук. Омск, 1997. -200 с.
  221. P.A. Музыка и культура. М.: Знание, 1986. — 63 с.
  222. .М. Избранные труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1947. -Т.1. 328 е.- Т.2. — 360 е.: ил.
  223. .М. Психология. М.: Учпедгиз, 1946. — С.164−166.
  224. .М. Проблемы индивидуальных различий М., 1961. — 16 с.
  225. JI.H. Азбука- Новая азбука. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1987. — 574 с.
  226. A.B. После детства. М.: Знание, 1982. — 96с.
  227. Э.Л. Процесс учения человека. М.: Госучпедгиз, 1935. -159 с.
  228. Торопова A.B. HOMO-MUSICUS в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии. Монография. М.: Граф-Пресс, 2008. — 288 с.
  229. А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: теория и практика. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.-274 с.
  230. К.Д. Собр. Соч.: в 11-и т. Т.10. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.-349 с.
  231. A.B. Психолог советует наставнику. М.: Профиздат, 1986.-128 с.
  232. Философский словарь /Под. ред. И. Ф. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 588 с.
  233. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблёва, В. А. Лубченко. М.: ИНФРА, 1998. -576 с.
  234. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. -368 с.
  235. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.-79 с.
  236. Р.З. Формирование культуры межнационального общения как педагогическая проблема //Педагогика межнационального общения: Учебное пособие /Под ред. проф. Д. И. Латышиной. М.: Гардарики, 2004. — 320 с.
  237. О.Ф. Педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов в процессе билингвального обучения в вузе: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2007. — 242 с.
  238. B.C. Реальные ситуации общения на уроке //Иностранные языки в школе. 2000. — № 3. — С.24−26.
  239. Г. А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993. — 268 с.
  240. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. — М.: Интерпракс, 1994. 374 с.
  241. Черкашина Ю. Н Педагогические условия формирования интереса к музыке у учащихся 5−8 классов общеобразовательной школы: Дисс. канд. пед. наук. — Курск, 2007. — 234 с.
  242. М.Н. Государственная образовательная политика Российской Федерации //Справочник учителя. 5−11 классы. М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  243. А.Е. Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде: Дисс.. д-ра пед. наук. -Ставрополь, 2005. 318 с.
  244. Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма. М.: Советский композитор, 1983. -152 с.
  245. Шацкая В. H Музыкально — эстетическое воспитание детей и юношества. — М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  246. А.Г. Билингвальное образование в Германии: Дисс. канд. пед. наук. Великий Новгород, 1999 — 155 с.
  247. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы /Под общей редакцией B.C. Библера. Кемерово: АГЦ, 1993. — 340 с.
  248. Г. Г. Введение в этническую психологию— СПб.: Изд дом «П.Э.Т.» при участии изд-ва «Алетейя», 1996. — 153 с.
  249. Е.А. Психологические особенности- старшеклассника /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1979. 152 с.
  250. И.В. Воспитание познавательных интересов младших учащихся сельской малокомплектной школы в условиях учебного и свободного времени: Дисс.канд. пед. наук. — Орел, 1993.-253 с.
  251. А.И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта. М.: УМИЦ «ГРАФ-ПРЕСС», МПГУ, 2007. — 320 с.
  252. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Учеб пособие для студ. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1988. 70 с.
  253. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  254. Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.: Просвещение, 1972. — 176 с.
  255. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 352 с.
  256. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  257. Д.Б. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  258. Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 304 с.
  259. B.C. Светлая радость познания. М., 1977. — 67 с.
  260. B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников //Вопросы психологии, 1996. № 5 С. 29.
  261. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
  262. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  263. Н.Д. Об эстетическом воспитании школьников. — М., 1965.
  264. B.JI. Развитие интереса к профессии учителя музыки. -Минск: Высш. школа, 1979. — 103 с.
  265. В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.: СПб., 1994.-160 с.
  266. Ausubel D.A. Adults vs. children second language learning: Psycological consideration /D.A. Ausubel //Modern Language Journal. -1964. № 48. — P.420−424.
  267. Bell J.J. The musical history of England /J.J. Bell. St-Peterburg, 1995.-219 p.
  268. Brown, H.D. Teaching by principles. Engelwood Cliffs, NY: Prentice Hall Regents, 1994.
  269. English customs and traditions //www.woodlands -junior.kent.sch.uk/customs/index.html.
  270. Gesell Arnold. Development trends in language behavior //FL Bulletin, 1956. -p.8.
  271. Handschin Ch.H. Methods of teaching modern languages /Ch.H. Handschin. New York, 1923.-162 p.
  272. Harmer J. The practice of English Language Teaching. Longman. Person Education Limited, 2001.
  273. Joseph F. Callahan, Leonard H. Clark. Teaching in the Middle and Secondary Schools. 3-d edition. New York: Macmillan Publishing Company, 1988. — 536 p.
  274. Kramasch S. Context and Culture in Language Teaching. Oxford University Press, 1993.
  275. McDougall W. Outline of psychology. N.Y., 1923.
  276. Skutnabb Kangas, Bilingualism or not: The education of minorities. Clevedon: Multilingual Matters 7, 1983.
  277. Wright A. How to be Entertaining Cambridge University Press, 1986.
Заполнить форму текущей работой