Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аксиологический подход. 
Современные концепции содержания воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задачи нравственного воспитания традиционны для школы, однако сегодня речь идет не столько об организации усвоения учениками признанной всеми членами «взрослого» общества системы ценностей, сколько об организации ценностного выбора в широком спектре ценностей современной цивилизации (конфессиональных, этнокультурных, региональных, национальных, государственных и т. д.). Сущность… Читать ещё >

Аксиологический подход. Современные концепции содержания воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аксиологический подходсовокупность теоретических идей, в основе которых лежит ориентация на систему социально-педагогических ценностей, ядром которой является понимание и утверждение ценности человеческой жизни, свободной созидательной деятельности и гуманного общения.

Основная задача данного подхода — овладение ценностями общечеловеческой культуры, как духовной, так и материальной.

В философских словарях аксиология определяется как наука о ценностях. Более развернутое определение дается в «Педагогическом словаре» Г. М. Каджаспировой (М. 2000 г.): аксиология — философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, о их соотношении с миром реальностей, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития.

Задачи нравственного воспитания традиционны для школы, однако сегодня речь идет не столько об организации усвоения учениками признанной всеми членами «взрослого» общества системы ценностей, сколько об организации ценностного выбора в широком спектре ценностей современной цивилизации (конфессиональных, этнокультурных, региональных, национальных, государственных и т. д.). Сущность ценностно-аксиологического подхода определяется сегодня, прежде всего, ситуацией оценки (мировоззренческой, политической, нравственной, эстетической и др.) происходящих событий, в которой человек находится постоянно, определяя свое отношение к миру и себе. Индивидуальная система ценностей формируется через приобщение личности к культуре. В процессе овладения культурой (материальной и духовной) индивид становится личностью. Культура — «высшая степень облагороженности, одухотворенности и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям». Это феномен человеческого духа, внутренняя сущность человеческих идей, символически закрепленная деятельность людей, освещенная гуманными и нравственными целями.

Литература

 — часть духовной культуры, и приобщение к искусству слова становится важным этапом в формировании ценностной сферы личности человека, особенно в школьные годы. Сводя многочисленные определения ценностей, данные в научной литературе, можно говорить, что ценности — это образующие единицы сознания личности, которые определяют относительно постоянные отношения человека к сферам жизни: миру, другим людям, самому себе. Эта совокупность отношений образует по существу нравственную позицию индивида, которая становится особенно прочной, когда она осознанна, когда появляются личностные ценности, рассматриваемые как осознанные общие смысловые образования .

В основе данного подхода лежит философская теория ценностей, которая оформилась как самостоятельная научная дисциплина во второй половине 19 в., а в 20 в. произошло широкое обращение к теории ценностей в разных сферах научной мысли, и в том числе педагогике, в частности, в теории воспитания (В.А.Караковский, И. Б. Котова, В. В. Краевский и др.).

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:

  • · равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
  • · равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;
  • · экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей;диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Согласно этой методологии, одной из первостепенных задач является выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, Общения и творчества. Это ведет к рассмотрению ценностных аспектов философско-педагогического познания, его «человеческого измерения», принципов, а через них и гуманистической, человеческой сущности культуры в целом. Именно гуманистическая ориентация философии образования создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой