В последние годы в изучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наблюдается тенденция смещения акцента в сторону изучения личностной сферы детей данной категории. Особо значимо это на ранних этапах онтогенеза, когда закладываются представления о мире, его познания, основы социальных отношений ребенка, происходит усвоение им культурных и социальных норм поведения.
Подчеркивая необходимость «врастания» ребенка с нарушением в развитии в культуру, Л. С. Выготский отмечал, что в связи с этим нужны «специально созданные культурные формы…» (1983, т. 5, с. 23), специальные способы, средства, условия, «обходные пути», обеспечивающие культурное развитие такого ребенка. В качестве такой «культурной формы» выступает искусство как подсистема культуры, которое обладает полифункциональностью, многогранностью влияния на личность, способностью образовывать вокруг себя автономную сферу всех видов человеческой деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной, ценностно-ориентационной, знаково-символической, рефлексивной и др.). Это создает возможность рассматривать искусство как особую благоприятную «полихудожественную среду», обеспечивающую «врастание» в культуру ребенка с ОВЗ и развитие таких социокультурных компонентов личности, как познавательно-семиотического и ценностно-ориентационного.
Искусство в разнообразных культурных формах, начиная с самого раннего периода жизни ребенка, входит в его мир и стимулирует взаимодействие с социумом через знаковое, жесто-мимическое, музыкально-интонационное выражение (интонационное, песенное общение с матерью, манипуляция с музыкальными игрушками и т. д.) постепенно, расширяя его субъектно-содержательное проявление в художественном общении и деятельности со взрослым, сверстниками, предметным и рукотворным миром, стимулирует познавательную и социальную активность, формирует как субъекта культуры.
Исходной позицией в раскрытии искусства, художественной деятельности как пути социокультурного развития ребенка с ОВЗ является «субъектно-художественный» подход в формировании личности ребенка с проблемами психической организации Е. А. Медведевой (2007, 2009, с. 149).
Учебное пособие состоит из предисловия, трех глав, списка литературы.
В первой главе представлено современное состояние проблемы познания мира культуры ребенком с ОВЗ через искусство, раскрываются особенности формирования познавательно-семиотического и ценностно-ориентационного компонентов социокультурного развития личности таких детей.
Во второй главе представлены методики диагностики и критерии оценки познавательно-семиотических, ценностно-ориентационных возможностей ребенка с ОВЗ.
В третьей главе раскрывается содержательная составляющая процесса сопровождения личности ребенка с ОВЗ в ее социокультурном (познавательно-семиотическом и ценностно-ориентационном) развитии и познании мира культуры средствами арттехнологий.