Развитие умений межкультурного общения в обучении иноязычной устной речи на начальном этапе языкового факультета: На материале немецкого языка
Диссертация
Система заданий для проведения эксперимента предполагала использование различных языковых и содержательных опор. Первые были представлены в виде каталога речевых актов и речевых намерений, алгоритмов общения, социокультурных установок к заданиям. Вторые — в виде тем, подтем и ситуаций. Проведенный итоговый срез с обучаемыми двух групп (КГ и ЭГ) продемонстрировал прирост состава речевых актов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ
- 1. 1. Прагматические и интеракциональные аспекты теории речевой деятельности
- 1. 2. Функционально-прагматические характеристики речевых актов
- 1. 3. Функционально-прагматический подход к формированию коммуникативной и межкультурной компетенций
- Глава 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
- 2. 1. Место речевых актов в обучении иноязычной устной речи на лингвистическом факультете
- 2. 2. Анализ речевых актов в действующих учебниках с позиций когнитивной структуры говорящего
- 2. 3. Методические ресурсы функционально-прагматического подхода
- Глава 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
- 3. 1. Реализация речевых средств в сфере разностатусного общения в
- 1. межкультурной среде. 3.2. Типология упражнений для развития умений межкультурного j о" общения
- 3. 3. Описание системы упражнений для развития коммуникативной компетенции на функционально-прагматической основе
- 3. 4. Экспериментальная проверка предлагаемой методики
Список литературы
- Августанянц Е.С. Обучение диалогической речи в ситуациях ролевого поведения: Дис. канд. пед. наук.- М., 1982.- 175с.
- Анохин П.К. Философский смысл кибернетических закономерностей // Кибернетические аспекты в изучении работы мозга. -М., 1970.- с.24−26.
- Арутюнова Н.Д., Падучева Е. В. Истоки, проблемы и категории прагматики //Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI М.: Прогресс, 1985.- с.6−42.
- Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения.- Дис.. докт. пед. наук.- М., 1997.- 324с.
- Барышников Н.В. Обучение французскому языку в средней школе: вопросы и ответы.- Пятигорск, 1995.- 140с.
- Белл Р. Социолингвистика / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1980.- 320с.
- Беме Г., Нечаева В. О роли и функциях коммуникативных заданий в комплексе учебников по речевой практике // Фремдшрахенунтеррихт. -1986.- № 7.- с.341−346.
- Берман И.М., Бухбиндер В. А. Ситуативность в обучении устной речи // Иностр. языки в школе.- 1964.- № 5.- с.9−13.
- Беспалько В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988. — 160с.
- Бибин O.A. Базовый курс немецкого языка для студентов факультетов иностранных языков. ч.1: Учеб.- С.-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.- 383с.
- Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая школа, 1995.- 128с.
- Бим И.Л., Афанасьева О. В., Радченко O.A. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка // Иностр. языки в школе. — 1999.- № 6.- с. 13−17.
- Богин Г. И. Противоречия в процессе формирования речевой способности-Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1977.- 84с.
- Богословский В.В. Общая психология. М., 1981. — 352с.
- Большой энциклопедический словарь, Языкознание: Большая российская энциклопедия.- М., 1998.- 685с.
- Бородулина М.К., Минина Н. М. Диалогическая речь и методика ее преподавания (на примере немецкого языка) // Язык и стиль.- М., 1965.-с.211−225.
- Бухаров В.М., Чайковская Н. В., Канакова И. М. Практический курс немецкого языка для I курса институтов и факультетов иностранных языков: Учеб. -М.: Высшая школа, 1993.- 256с.
- Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций // Сб. науч. тр. Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: АПН СССР, 1981.- с.81−90.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция рече-поведенческих тактик.- М., 1999.-84с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура // Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Изд-во МГУ, 1973.
- Вестник образования.-М., 1999.
- Вишневский Е.И. Опыт построения упражнений для работы в парах.// Иностр. языки в школе.-1985.- № 3.- с.22−26.
- Воронина Г. И. Немецкий язык, контакты. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 10−11 классов общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1999.- 80с.
- Воронина Г. И., Карелина И. В. Немецкий язык, контакты. Учебник немецкого языка для 10−11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2000.- 224с.
- Воронина Г. И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка// Иностр. языки в школе .- 1995.- № 6 с.56−60.
- Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.- 479с.
- Выготский J1.C. Мышление и речь.- М.: Лабиринт, 1999.- 350с.
- Гак В. Г. Высказывания и ситуация // Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1973.- с.24−32.
- Гак В. Г. Прагматика, узус и грамматика речи // Иностр. языки в школе.-1982.-№ 5.- сЛ 1−17.
- Гальскова Н.Д. Практические и общеобразовательные аспекты обучения иностранному языку// Иностр. языки в школе.- 1995.- № 5.- с.8−13.
- Гез Н.И., Ляховицкий М. В., Миролюбов A.A., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Высшая школа, 1982.- 373с.
- Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностр. языки в школе.- 1985.-№ 2.-с. 17−24.
- Городникова М.Д., Добровольский Д. О. Межличностное речевое общение // Иностр. языки в школе.- 1992. № 3−4.- с.45−50.
- Городникова М.Д., Добровольский Д. О. Немецко-русский словарь речевого общения. М.: Русский язык, 1998.- 332с.
- Горчев А.Ю. О методике тестового контроля навыков устной речи // Иностр. языки в школе. — 1976. № 6, — с.40−47.
- Гурвич П.Б. Обучение ведению парного и группового диалога в школе.// Иностр. языки в школе.- 1973.- № 5.- с.53−62.
- Гуслякова Л.В. Германия: обычаи, традиции, культура: Учебное пособие по немецкому языку. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998, — 136с.
- Дридзе Т.М. Некоторые аспекты психосоциологии языка. Влияние семиотического уровня аудитории и информативности текстовых материалов на информированность населения (в рамках изучения прессы): Автореф. дис. канд. филос. наук.- М., 1969.- 21с.
- Елизарова Г. В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: Автореф. дис.. доктора пед. наук. — Санкт-Петербург, 2001, — 37с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. — Л., 1991.-35с.
- Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. М., 1964. — № 6.- с.40−49.
- Зимняя И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи // Психологические проблемы владения и овладения языком. — М.: Изд-во МГУ, 1969.-с. 10−18.
- Игнатова М.Л. Роль и место коммуникативных задач при обучении говорению // Современные направления в зарубежной методикепреподавания иностранных языков.- Вып. 324.- М.: МГПИНЯ, 1989.- с.26−36.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции на продвинутом этапе обучения студентов нефилологов // Русский язык за рубежом.- 1990. — № 4.- с.54−60.
- Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. М.: Русский язык, 1981.-136с.
- Иритани Т. Анализ содержания английской разговорной речи// Психолингвистика за рубежом.- М., 1972.- с.114−125.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.-263с.
- Карих Т.В. Некоторые предложения по совершенствованию учебника английского языка // Проблемы школьного учебника. — М.: Просвещение, 1991.- с. 198−201.
- Киселева J1.A. Вопросы теории речевого воздействия. JL: Изд-во ЛГУ, 1978.- 160с.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия.- М., 2002, — 320с.
- Колкер Я.М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку:Учебное пособие. М.: Академия, 2001.-264с.
- Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения// Иностр. языки в школе— 1985.- № 1.- с. 10−14.
- Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке.- М.: Наука, 1990.- 104с.
- Колшанский Г. В. Проблемы коммуникативной грамматики// ВЯ. 1979- № 6. с.51−62.
- Коростелев B.C., Пассов Е. И., Кузовлев В. П. Принципы создания системы коммуникативного обучения иноязычной культуре// Иностр. языки в школе. 1988. — № 2. — с.40−41.
- Краткий словарь когнитивных терминов. Под общей редакцией Е. С. Кубряковой. М.: Изд-во МГУ, 1997.- 245с.
- Крегмар А. О понятийном аппарате социологической концепции личности // Социальные исследования. М., 1970.-Вып. 5.- с.77−88.
- Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты современного русского языка.- М.- Наука, 1989.- 186с.
- Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности.- М.: Наука, 1986.- 156с.
- Лазарев В.В. Методологические основы и методический потенциал теории речевых актов // Речевые акты в лингвистике и методике: Сб. статей. -Пятигорск, 1986.- с.3−10.
- Ламзин С.А. Обучение диалогическому общению в аспекте прагматики языка: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М- 1985.- 23с.
- Лендел Ж. Обращения, приветствия и прощания в речевом этикете современных венгров // Национально-культурная специфика речевого поведения. -М.: Наука, 1977.- с.193−218.
- Леонтьев A.A. К определению речевой ситуации // Тезисы докладов 9-й научно-методической конференции «Речевая ситуативность в преподавании иностранных языков в специальном языковом вузе», — М., 1973.- с. 12.
- Леонтьев A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. М.: МГУ, 1970.-88с.
- Леонтьев A.A. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1978.-320с.
- Леонтьев A.A. Психология речевого общения: Дис. д-ра психол. наук.-М., 1975.-316с.
- Леонтьев A.A. Речь и общение// Иностр. языки в школе, — 1974. № 6.- с.80−85.
- Леонтьев A.A. Язык, речь и речевая деятельность.- М.: Просвещение, 1969.-211с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии.- М., 1974. № 4.- с.63−66.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Просвещение, 1975.- 304с.
- Лобанова Л.П. Коммуникативный аспект в преподавании иностранного языка // Методика преподавания иностранных языков в высшей школе. — М., 1993.- с.61−66.
- Ломакина O.E. Теория и практика проектирования методической системы обучения иностранным языкам. Автореф. дис. докт. пед. наук. -Волгоград, 2002, — 35с.
- Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности // Вопросы философии. -1979.-№ 8.- с.42−53.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979.- 335с.
- Лингвистический энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1990.- 685с.
- Ляховицкий М.В. О сущности и специфике экспериментального исследования в методике обучения иностранному языку// Иностр. языки в школе.- 1964.-№ 4.- с.23−30.
- Ляховицкий М.В. Структура речевой ситуации и ее реализация в учебно-воспитательном процессе // Иностр. языки в школе.- 1984.- № 2.- с.18−23.
- Маслыко Е.А. Общий коммуникативный текст как резерв и фон ускорения обучения иноязычной речи // Интенсивные методы обучения иностранным языкам. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1973.- с.81−86.
- Маслыко Е.А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 1998.- 522с.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев.- М., 1994.- 205с.
- Мильруд Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. 2000. — № 5.- с. 17−22.
- Мирзоян А.Л. Использование ролевых игр для обучения профессиональному диалогическому общению на иностранном языке: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985.- 24с.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие.- М., 1967.- 550с.
- Найссер У. Познание и реальность. — М.: Прогресс, 1981. — 150с.
- Нариньяни А.С., Гафт Р. И., Першина Е. Л. Формальное моделирование и функции речевого акта // Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах.- М., 1987.- с. 19−33.
- Носонович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. — 2000. № 1.- с.11−15.
- Обучение иностранному языку как специальности (немецкий язык).- М., 1982.- 255с.
- Остин Дж. Л. Слово как действие// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория речевых актов.- М.: Прогресс, 1986.- с.22−131.
- Падучева Е.В. Семантические исследования.- М.: Языки русской культуры, 1996.- 464с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -М., 1991.- 223с.
- Пассов Е.И. Ситуация речевого общения как методическая категория // Иностр. языки в школе.- 1989. -№ 2.- с. 18−22.
- Петрова С.А. Некоторые пути повышения эффективности обучения диалогической речи в языковом вузе // Роль коммуникативной лингвистики в теории перевода и методике преподавания иностранных языков. Вып. 323. — М.: МГПИИЯ, 1988.- с.92−99.
- Поляков О.Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного из средств контроля обученности школьников по иностранному языку // Иностр. языки в школе. 1996. — № 6.- с. 15−21.
- Почепцов О.Г. Основы прагматического описания предложения.- Киев: Вища школа, 1986.- 174с.
- Программа практического курса первого иностранного языка и практикума по культуре речевого общения.- М.: МГЛУ, 2000.- с.7−10.
- Программы теоретических и практических курсов по специальности «Немецкий язык». М.: Изд-во МГУ, 1998.- 55с.
- Рыжова Л.П. Коммуникативные функции обращения // Семантика и прагматика синтаксических единств. Калинин: Изд-во КГУ, 1981.- с.76−86.
- Саломатов К.И., Шатилов С.Ф.и др. Практикум по методике преподавания иностранных языков.-М.: Просвещение, 1985.-224с.
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. — Воронеж: Истоки, 1996.- 238с.
- Сахарова Т.Е. Ситуативные упражнения для обучения немецкой диалогической речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1968.- 20с.
- Серл Дж., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов// Новое в зарубежной лингвистике. Вып.ХУШ. Логический анализ естественного языка.- М., 1986.- с.242−263.
- Симкин В.Н. Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция // Иностр. языки в школе. — 1998 № 3.-с.82−86, с. 92.
- Скалкин В.Л. Теоретические основы учебника устной речи для взрослых: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1972.- 21с.
- Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи.- М.: Русский язык, 1981.-248с.
- Скляренко Н.К., Олейник Т. И. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры в VII классе // Иностр. языки в школе. -1985.-№ 1.- с.28−33.
- Слободчиков A.A. Учебник иностранного языка в свете перестройки и реформы школьного образования // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1991. — Вып. 20.- с. 194−197.
- Смирнова Т.В. Системный подход к обучению на начальном этапе // Иностр. языки в школе.- 1989. № 2, — с.22−28.
- Соколовский Ю.И. База онтем как необходимая база совершенствования учебников // Проблемы школьного учебника, М.: Просвещение, 1991. — Вып. 20, — с. 173−176.
- Сорокин Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979.- 327с.
- Социальная психология. Краткий очерк. Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975.- 319с.
- Степанов Ю.С. Комментарий к кн.: Бенвенист Э. Общая лингвистика.- М., 1976.- 447с.
- Стояновский A.M., Пассов Е. И. Использование ситуаций в процессе коммуникативного обучения иноязычному общению // Иностр. языки в школе. 1990.-№ 4.-с. 13−17.
- Супрун А.Е. Лекции по теории речевой деятельности.- Минск, 1996.- 287с.
- Супрун Н.И., Гандурина A.A. Практический курс немецкого языка для II курса институтов и факультетов иностранных языков: Учеб.- М.: Высш. шк., 1995.-351с.
- Сусов И.П. Коммуникативно-прагматическая лингвистика и ее единицы // Прагматика и семантика синтаксических единств.- Калинин: Калининский государственный университет, 1984.- с.3−12.
- Сухих О.В. Некоторые особенности культурно-ориентированного обучения иностранным языкам // Вестник Ставропольского университета. -1999.-Вып 1,2.- с.28−31.
- Сухих О.В. Средства обучения иностранным языкам в деятельности учителя и учащегося.- Пятигорск, 2000.- 166с.
- Сухих О.В., Хорунжая Н. В. Требования к отбору аутентичных текстов и материалов // Проблемы лингводидактики на начальном и продвинутом этапах обучения иностранным языкам. Пятигорск, 1997.- с.69−73.
- Тараканова Т.П. Роль фоновых знаний в воспитании языковой личности // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков, — Уфа, 1997.- с. 178−179.
- Тарасов Е.Ф. Место речевого общения в коммуникативном акте // Национально-культурная специфика речевого поведения. — М., 1977.- с. 67 95.
- Тарасов Е.Ф. Социальное взаимодействие в речевом общении // Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: АН СССР, Ин-т. языкознания, 1972.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки. М.: Изд-во Института практической психологии, 1997.- 448с.
- Уральцева Л.Ю. Ролевые игры в обучении иностранным языкам// Немецкий язык: теория и практика.- Ульяновск, 1995.- Вып.1.- с.36−39.
- Филатов В.М. Учебно-методическая разработка для овладения умениями иноязычного общения на основе ролевых игр на 1-Н курсах языкового педвуза.- Ростов-на-Дону, 1988.- 55с.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков: Дис. докт. пед. наук. М., 1994.- 475с.
- Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык система, язык — текст, язык — способность.- М.: РАН, 1995.- с.277−285.
- Хельбиг Г. Проблемы теории речевого акта// Иностр. языки в школе.-1978.-№ 5.- с. И-21.
- Хитрик К.Н. Теоретические основы обучения культуре иноязычного речевого общения в специальном языковом вузе на материале иранской ветви индоевропейских языков: Дис. д-ра пед. наук.—М., 2001.- 571с.
- Храмова Г. A. Verba dicendi в немецкой разговорной речи: Автореф. дис. канд. фил. наук.- М., 1983.- 17с.
- Царькова В.Б. Речевые упражнения на немецком языке. — М.: Просвещение, 1980.- 144с.
- Швейцер А.Д., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. — М.: Высшая школа, 1978.- 176с.
- Шевяков В.Н. Совершенствование диалогической речи студентов на продвинутом этапе обучения в языковом вузе (на материале немецкого языка). Дис.. канд. пед. наук.- JL, 1980.- 175с.
- Шеловских Т.И. Речевой акт совета: функционально-прагматический анализ (на материале французского и русского языков): Автореф. дис. канд. филол. наук.- Воронеж, 1995.- 16с.
- Штульман Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования. Воронеж: Изд-во Вор. ун-та, 1976.- 155с.
- Штульман Э.А., Левин Э. Д. Некоторые приемы математической обработки данных по методике преподавания иностранных языков// Иностр. языки в школе, — 1967.-№ 1, — с.65−72.
- Шубин Э.П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам.- М., 1963.- 350с.
- ЯдовВ.А. Социологические исследования. Методология, программа, методы. — М.: Наука, АН СССР. Институт конкретных социальных исследований, 1972.- 249с.
- Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. -М.: Знание, 1973.- 40с.
- Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». — М.: Прогресс, 1975.-с. 180−200.
- Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь. М., 1986.- с.97−99.
- Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981.- с. 155−170.
- Alles Gute! Телевизионный курс немецкого языка (сборник диалогов): Практ. пособие / Пер. с нем. Д. О. Добровольского, H.H. Маркво. М.: Высш. шк., 1990.-271с.
- Apeltauer Ernst. Grundlagen des Erst und Fremdsprachenerwerbs. — Berlin, Munchen, New York: Langenscheidt, 1997.- 158S.
- Aufderstra?e H., Bock H., Muller J., Muller H. Themen neu, Kursbuch 1. — Munchen: Max Hueber Verlag, 1995.- 128S.
- Aufderstra?e H., Bock H., Muller J., Muller H. Themen neu, Kursbuch 2. — Munchen: Max Hueber Verlag, 1996.- 168S.
- Austin, John L. How to do things with words. Oxford: Oxford University Press, 1962.- 167p.
- Austin J.L. Zur Theorie der Sprechakte.- Stuttgart, 1972.
- Austin J. Performative Utterances. — In: Pragmatic Philosophy.- New York: Anchor Books Doubleday and Company, 1966.- p.458−476.
- Baldegger M., Muller M., Schneider G. Kontaktschwelle Deutsch als Fremdsprache.- Munchen, 1981.
- Baldegger M., Muller M. Kontaktschwelle Deutsch als Fremdsprache. Berlin: Langenscheidt, 1989. — Auflage 3.- 504S.
- Baltzer R., Stenzel В., Strauss D. Alles Gute. Ein deutscher Fernsehsprachkurs. Lese und Arbeitsbuch. — Bonn: Inter Nationes, Langenscheidt, Goethe -Institut, 1991.-240S.
- Beile Werner und Alice. Alltag in Deutschland.- Bonn: Inter Nationes, 4 Auflage, 1998.- 223 S.
- Beile Werner und Alice. Deutsch einfach 1.- Bonn: Inter Nationes, 1987.- 136S.
- Beile Werner, Alice. Sprechsituationen aus dem Alltag. Bonn: Inter Nationes, 1997.- 132S.
- Bernstein B. Studien zur sprachlichen Sozialisation.- Dusseldorf, 1973.- 238S.
- Communication in modern languages classroom / By Joe Sheils. Strasbourg: Council of Europe Press, 1993.
- Dahlhaus B. Fertigkeit horen.- Berlin, Munchen, New York: Langenscheidt, 1994, — 182S.
- Desselmann G. Die Entwicklung des Sprechens im Deutschunterricht. -Leipzig: Enzyklopadie, 1983.
- Desselmann G. Handlungsorientierte Aufgabenstellung im Fremdsprachenunterricht // Deutsch als Fremdsprache.- 1986.- № 4.- 226S.
- Edelhoff Ch. Authentische Texte im Deutschunterricht.- Munchen: Max Hueber Verlag, 1985.- 206S.
- Fries Ch. Teaching and Learning English as a Foreign Language. Ann Arbor.: The University of Michigan Press, 1964.
- Grice H. Paul. Logic and Conversation // Syntax and Semantics, Speech Acts, 1975.
- Gumperz, J. J. Speech Variation and the Study of Indian Civilization // American Anthropologist, 1961.-p.976−988.
- Haddad W. Kultur und Sprache.- Frankfurt/Main, 1987.
- Hartung W. Normen in der sprachlichen Kommunikation. — Berlin, 1977.- 289S.
- Heibig G. Partikeln als illokutive Indikatoren im Dialog.- Deutsch als Fremdsprache, 1977.- H.I.- S.30−44.
- Hieber W. Lernziel Deutsch. Deutsch als Fremdsprache. Grundstufe 1. -Munchen: Max Hueber Verlag, 1994.
- Honnef-Becker I., Kuhn P. Mit Hortexten arbeiten. Ubungsmaterial.-Bonn: Inter Nationes, 1998.- 112S.
- Hullen W. Lehrbuchdialoge und linquistische Gesprachsanalyse// Lehrer und Lernende im Deutschunterricht.- Berlin, 1981.- S.266−279.
- Hymes D. Foundations in sociolinguistics: an ethnographic approach.-Philadelphia, 1974.
- Hymes D. On Communicative competence// Sociolinguistics. Ed. by J. Pride and J. Holmes. Harmonds worth, 1972.
- Labov W. The social stratification of English in New York city.- Washington, 1966.
- Luger, Heinz-Helmut. Mundliche Kommunikation.- Berlin: Langenscheidt, 1993.- 121S.
- Luger H.H. Routinen und Rituale in der Alltagskommunikation.- Berlin, Munchen, Wien, Zurich: Langenscheidt, 1993.- 112S.
- Maas M. Wunderlich D. Pragmatik und sprachliches Handeln.- Frankfurt/ Main, 1972.
- Mareks Marie. Alle durfen, blo? ich nicht. Cartoons. Munchen: Weismann Verlag, 1976.
- Meerloo J.A.M. Conversation and Communication. Psychological Inquiry.- New York, 1952.
- Neuf-Munkel G., Roland R. Fertigkeit Sprechen. Munchen: Langenscheidt, 1994.- 158S.
- Neuner G. u.a. Deutsch konkret, Lehrerhandreichungen 2. — Berlin / Munchen: Langenscheidt, 1987.
- Neuner G., Hunfeld H., Methoden des fremdsprachlichen Unterrichts.- Kassel: Langenscheidt, 1993.- 184S.
- Neuner G., Kruger M., Grewer U. Ubungstypologie zum kommunikativen Deutschunterricht. Munchen: Langenscheidt, 1981.
- Neuner G., Stolle M., Liebetrau J., Hesse G., Schmitt W. Neuer Start 1. Sprachbuch und Sachinformation fur Aussiedler. — Berlin, Munchen: Langenscheidt, 1990.- 144S.
- Schmitt.W., Neuner.G., Stolle.M., Liebetrau.J. Neuer Start 2, Sprachbuch und Sprachin formation fur Aussiedler und Auslander in Deutschland.- Berlin, Munchen: Langenscheidt, 1992. 96S.
- Searle. J. R. Speech Acts. Cambridge: Cambridge U.P., 1969. — 306p.
- Searle. J. R. What is a Speech Act? M., 1965. — p.221−239.
- Searle J.R. Le sens litteral. Language Francaise, 1979, № 42. — p.34−47.
- Stalnaker R.C. Pragmatics// Semantics of natural language. Ed. D. Davidson, R.Harman. Dordrecht: Reidel, 1972.- p.380−397.
- Thun F.S. Psychologische Vorgange in der zwischenmenschlichen Kommunikation // Kommunizieren lernen und umlernen.- Braunschweig: Westermann, 1977.- S.8−30.
- Wunderlich D. Zur Konventionalitat von Sprechhandlungen // Linguistische Pragmatik.- Wisbaden., 1975.- S. l 1−58.
- Wunderlich D. Pragmatik, Sprechsituation Deixis // Linquistische Forschungen, 1971.- № 11- S.285−313.
- Wunderlich D. Studien zur Sprechakttheorie.- Frankfurt/M., 1976.- 417S.
- Схема взаимодействия между преподавателем и студентами при обучении межкультурному общению1. Преподаватель Обучаемые
- Определяет наиболее типичные ситуации общения в рамках изучаемой темы (например, «Путешествие», «Организация досуга»). 1. Знакомятся: с новыми речевыми средствами и моделями- - с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной ситуации.
- Отбирает диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых средств, моделей речевого взаимодействия и т. д. 2. Определяют компонентный состав ситуации с учетом социальных отношений.
- Дает установку на выяснение коммуникативных намерений, выраженных определенными речевыми актами. 3. Соотносят речевые акты с определенными коммуникативными намерениями.
- Задает алгоритм общения, опираясь на возможные речевые намерения. 4. Обыгрывают заданную ситуацию, опираясь на схему (алгоритм) действий.
- Комментирует социокультурные особенности выбора речевых средств, диктуемые ситуацией речевого общения. 5. Выявляют аутентичные реплики, имеющие разное лексическое наполнение в русском и немецком языках.
- Видоизменяет речевую задачу путем изменения компонентного состава ситуации. 6. Проводят ролевую игру в соответствии с новой установкой преподавателя.
- Показатели речевых умений обучаемых контрольной и экспериментальной групп на материалах заданий 1 и 2, а также 3 и 4 уровней (предэкспериментальный срез)
- В,% 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
- Вариативность речевых формул реагирования4 51. Срезы
- Экспериментальная группа Контрольная группа