Введение
Актуальность исследования. Современному обществу от человека требуется не только обладания набором знаний, умений и навыков, но и наличия определённых личностных качеств, с помощью которых можно успешно реализовать себя в жизни. К сожалению, сейчас сфера социального функционирования крайне сужена. Ещё имеет место положение, при котором взрослые люди относятся к подростку как к ребёнку. А это противоречит представлениям подростка о степени его взрослости и является источником конфликтов и трудностей во взаимоотношениях с социумом.
Дополнительное образование помогает расширить эту сферу, даёт возможность детям и подросткам «попробовать себя» в различных сферах деятельности, свободно выбирать и проигрывать разные жизненные роли вне рамок обязательного образования.
Преобразования последних лет в России резко обострили проблему детства, многоаспектность и неординарность ее решения. Положение детей в государстве и обществе, противоречивость их вхождения в социальную среду, обострившиеся проблемы подростков и выбор ими путей и способов их решения, усиливающаяся отчужденность детей и взрослых — явления, которые не могут не отразиться на становлении растущей личности, на завтрашнем дне государства. Реформирование общества коренным образом изменило характер и структуру детского движения, являющегося одним из факторов формирования и развития личности, саморазвития и стабилизации общества.
Формирование социальных навыков у детей происходит в процессе социализации. Под социализацией мы понимаем процесс вхождения личности в жизнь современного общества. Значимость социализации обусловлена рядом обстоятельств, важнейшее из которых — общественный характер жизни человеческого индивидуума.
Вопрос социализации — это вопрос о гармонии, развитии и становлении личности как человека. Ни для кого не секрет, что человеческое счастье в большей степени обусловлено успешностью взаимодействия человека с другими людьми. Любовь, дружба, семья, партнерство, сотрудничество, симпатия — все это составляющие человеческого счастья носят ярко выраженную социальную характеристику.
Гармония отношений с миром обусловлена гармонией отношений с собой, с другими людьми; осознанием и освоением всех социальных ролей: семьянина, производителя, потребителя материальных и духовных ценностей, гражданина человеческого сообщества. С точки зрения методики построения социализация — это не только приобретение детьми опыта сотрудничества со взрослыми, сверстниками, с разновозрастными группами, соподчинение и оппонирование, но, прежде всего, это полноценная система человеческих отношений, сутью которых является уважение к себе и к другому человеку, высокая степень свободы личности в обществе, и степень ответственности перед ним. Воспитание человека с высоким чувством гражданственности, с крепкими моральными устоями, со знанием культурных основ и исторических традиций своего народа, и является социализацией личности. Ведь жизнь в современном обществе — это готовность гражданина к деятельностному и позитивному преобразованию и развитию мира к лучшему.
Цель работы: исследование и изучение формирование социальных навыков у детей в условиях учреждения дополнительного образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть проблему формирования социальных навыков у детей;
2. изучить условия и факторы личности по развитию социальных навыков у детей;
3. определить состояние формирования социальных навыков у детей в учреждении дополнительного образования;
4. выявить рекомендации по формированию социальных навыков у детей в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования — основополагающие характеристики социального опыта.
Предмет исследования — формирования социальных навыков в условиях учреждения дополнительного образования.
Структура работы: работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.