Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические условия становления экологического мышления у детей в процессе ознакомления с природой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с вышеизложенным проблема исследования заключается в изучении возможности формирования экологического мышления старших дошкольников в процессе ознакомления с миром природы и определении психолого-педагогических условий его становления в учебно-воспитательном процессе. Такое понимание проблемы предполагает: теоретическое обоснование ее необходимостиопределение теоретико-методологической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования экологического мышления в теории и практике педагогики
    • 1. 1. Психологические основы мышления
    • 1. 2. Психолого-педагогические особенности развития мышления у детей дошкольного возраста
      • 1. 2. 1. Теории развития интеллекта в семье
      • 1. 2. 2. Особенности развития процесса мышления у детей в дошкольном возрасте
      • 1. 2. 3. Роль ознакомления с природой в развитии процесса мышления детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 3. Сущность экологического мышления и специфика его проявления у детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 4. Специфика становления экологического мышления у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
  • Выводы
  • Глава II. Психолого-педагогические условия и организация процесса становления экологического мышления у старших дошкольников
    • 2. 1. Содержание и методика формирования экологического мышления старших дошкольников
    • 2. 2. Психолого-педагогические условия становления мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
  • Выводы

Психолого-педагогические условия становления экологического мышления у детей в процессе ознакомления с природой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Среди главных черт и особенностей XXI века ученые прогнозируют угрожающе быстрое развитие экологического кризиса во всех индустриально развитых странах и ставят вопрос о максимальной мобилизации всех имеющихся средств и ресурсов мировой цивилизации на его преодоление. В решении экологических проблем определяющее значение имеет уровень экологического сознания населения.

Развитие общественного сознания осуществляется через определенные состояния и достижения индивидуальных сознаний, складывающихся в процессе жизнедеятельности, и представляет совокупность духовной деятельности людей прошлого и нынешнего поколений. Стремление гармонизировать отношения человека и природы, порождает новую культурологическую модель экологического образования, призванного помочь обществу решить его проблемы. На фоне глобального экологического кризиса цивилизации все большее значение приобретает проблема формирования экологической культуры общества.

Исследования проблемы формирования общественного сознания в исто-рико-культурологическом аспекте показали тесную связь экологического сознания общества как формы культуры с такими формами культуры, как наука, философия, искусство, религия (А.В.Головнев [60], В. С. Соловьев [216]).

Педагогической науке предстоит решить серьезную проблему, связанную с формированием гармонично развитой и экологически ориентированной личности. Познавательная сфера ребенка формируется в процессе освоения содержательного поля теоретической и практической деятельности, учения и эмоционально-чувственного освоения окружающего мира. Только гуманистически ориентированный образовательный процесс, целью которого является формирование экологической культуры детей, основанный на постепенном погружении ребенка в окружающую природную среду подводит его к глубокому эстетическому восприятию природы, желанию жить в гармонии с внешним миром, в соответствии с его законами.

В проекте Государственного стандарта образовательной области «Экология», а также в концепции курса «Теория и методика экологического образования детей», наряду с познавательной и деятельностной выделяется цен-ностно-ориентационная функция экологического образования. Ее реализация возможна при условии обращения к идеям гуманности, ответственности и оптимизации взаимоотношений человека с природой, благоговения перед жизнью.

Становление и развитие экологического сознания связано с развитием общества и стремлением сохранять планету и человека. Но традиционная педагогическая действительность не решает проблемы формирования экологического мышления подрастающего поколения в той степени, в которой она представлена в историко-культурологическом и в психолого-педагогическом контексте, и в той степени, в какой этого требует современное состояние общества и биосферы.

Основной смысл научно-педагогического поиска в современных условиях заключается в выявлении оптимальных условий и путей формирования экологического мышления, как неотъемлемой компоненты экологической культуры личности дошкольника.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования.

Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше. Это Я.А.Ко-менский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель, В. А. Сухомлинский [34, 216,228,233]и др. Особую роль природы в развитии логического мышления подчеркивал К. Д. Ушинский [233]. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственные наблюдения окружающей природы составят первоначальные логические упражнения мысли, а сама логика есть отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы. Особенно ярко эта тенденция проявляется в экологическом образовании.

Проблема экологического образования в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких как И. Ю. Алексашин, В. Н. Большаков, А. М. Буровской, С. Н. Глазачев, Э. В. Гирусов, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавторадзе, С. В. Комов, Н. Н. Моисеев, Л. В. Моисеева, В. М. Назаренко, И. Т. Суравегина, З. И. Тюмасева, Г. А. Ягодин [58,96,108,137,156,157,158 218,228] и др.

Важную роль духовной составляющей в целостности человека подчеркивали Б. А. Аркин [11], П. П. Блонский [21], В. С. Соловьев [216]и др. Проблема ценностных ориентаций в системе экологического образования отражена в работах С. Н. Глазачева, И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Н. М. Мамедова, В. Л. Сенкевич, И. Т. Суравегиной [158−160].

Культурологический подход к проблеме обозначился в работах Н. Н. Вересова [37].

Вопросы нравственно-экологического воспитания детей отражены в работах и исследованиях С. В. Алексеева [5], О. В. Васильевой [30], Н. Н. Вересова [37], Н. Ф. Виноградовой [39−41], Н. В. Груздевой, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Л. В. Моисеевой [158], И. Н. Пономаревой, И. Т. Суравегиной [218].

Исследованиями закономерностей становления процессов мышления у детей занимались педагоги-психологи В. И. Абраменко, И. Д. Богоявленский, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Ительсон, З. И. Калмыкова, А. А. Люблинская, И. С. Лейтес, Н. А. Менчинская, А. А. Леонтьев, К. И. Некрасова, С. Л. Рубинштейн [54−55, 68−70, 133−134, 141−142, 152, 192, 198].

Характер мышления определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия. В исследованиях Л. С. Выготского, В. В. Давыдова П.Ф.Каптерева, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина [49−51, 68−70, 101, 182−184, 198, 244] выявлены эти особенности.

П.Ф.Каптерев [101], анализируя мышление ребенка дошкольного возраста, отмечает, что оно является образным, чувственно-эмпирическим, отличается отсутствием критического отношения к воспринимаемым впечатлениям и их проверке, неспособностью отделить существенные признаки от несущественных, выделить главные, слабым пониманием единства окружающего мира.

Исследования ЛСБыготскош, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина показывают, что развитие мышления и сознания детей в период младшего школьного возраста начинает ориентироваться в сторону уплотнения, упорядочивания и интеграции понятий, в результате чего образуются понятия большей емкости, позволяющие расширить область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему. Без нее и вне ее эти явления могут быть объектом лишь эмпирического рассмотрения. Исследователи отмечают, что интенсивное развитие теоретического мышления возможно и даже необходимо уже в младшей школе.

В работах Г. А. Берулавы, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной [18, 54−55, 70, 221] отмечается, что логическое мышление не может развиваться самостоятельно, необходимо целенаправленно развивать, создавая для этого условия — через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

Однако в целом вопросы развития экологического мышления как компонента экологической культуры детей младшего возраста в системе экологического образования представляются еще недостаточно изученными. Проблема заключается в том, что с 5−6 лет закладывается основа отношения детей к природе, осознание ее как уникальной ценности через художественно-эстетическую деятельность. Данный этап детства является наиболее сенситивным для приобщения детей к разным формам экологической деятельности, однако на этом пути встречаются определенные трудности.

Проблема познания мира через приобщение детей к экологической деятельности, формой которой является восприятие, проявляющееся в личностной субъективной окраске воспринимаемых образов, состоит в том, что в процессе освоения природы происходит совершенствование восприятия эстетических свойств объектов мира природы, общественно значимых свойств личности — его мыслей, чувств, переживаний, нравственной и идейной убежденности, целей и идеалов общества.

Вопросы становления экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения окружающего мира, психолого-педагогические и методологические закономерности его развития, определяющие влияние его на формирование экологического сознания и экологическую культуру личности ребенка 5−7 лет, недостаточно изучены.

Однако несмотря на недостаточность научно-теоретического обоснования данной проблемы в области дошкольного образования, отсутствия технологии развития экологического мышления многие дошкольные учреждения осуществляют работу порой на интуитивном уровне. В связи с этим необходимы кардинальные меры, предполагающие целую систему мероприятий, направленных на осуществление процессов становления экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях на научной основе.

Таким образом, налицо противоречие между потребностью современного развития дошкольного образовательного учреждения и общества в целом, заинтересованном в формировании личности, готовой к выбору оптимального варианта поведения в сложившихся экологических условиях и необходимостью формировать экологическое мышление детей старшего дошкольного возраста средствами освоения природы, с одной стороны, и отсутствием теоретического обоснования и практической разработки психолого-педагогических условий опытно-экспериментальной реализации этой возможности применительно к образованию детей старшего дошкольного возраста — с другой стороны.

Таким образом, на основании анализа научной, психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, собственного опыта была сформулирована проблема исследования.

В связи с вышеизложенным проблема исследования заключается в изучении возможности формирования экологического мышления старших дошкольников в процессе ознакомления с миром природы и определении психолого-педагогических условий его становления в учебно-воспитательном процессе. Такое понимание проблемы предполагает: теоретическое обоснование ее необходимостиопределение теоретико-методологической стратегиивыявление психолого-педагогических условий, которые бы в наибольшей степени стимулировали развитие этих способностей, предвосхищали их и способствовали наиболее эффективному протеканию процесса становления экологического мышления.

В исследование введено ограничение: рассматривая проблему формирования экологического мышления старших дошкольников, мы ограничились учебно-познавательной деятельностью на занятиях и экскурсиях по ознакомлению с миром природы, через непосредственное и опосредованное приближение к нему.

Педагогическая значимость и дидактическая ценность целенаправленного воздействия на формирование экологического мышления подрастающего поколения послужили основанием для определения темы исследования: «Психолого-педагогические условия становления экологического мышления у детей в процессе ознакомления с природой».

Выявленное противоречие между состоянием развития дошкольной педагогики и психологии по проблеме формирования экологического мышления у старших дошкольников как в теоретическом, так и в практическом плане и потребностями дошкольной практики определили цель настоящего исследования, которая заключается в теоретическом обосновании необходимости формирования экологического мышления у дошкольников, в определении комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих процесс становления экологического мышления у старших дошкольников и опытно-экспериментальной проверке возможности формирования экологического мышления у детей 6−7 лет средствами освоения мира природы.

Учитывая уровень теоретической и методологической разработанности данной проблемы и ее практическую значимость, нами были определены объект и предмет нашего исследования.

Объект исследования — процесс экологического образования дошкольников.

Предмет исследованиястановление экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

В основу исследования положена следующая гипотеза: наиболее эффективно протекание процесса становления экологического мышления у старших дошкольников будет происходить при условии, если:

— в качестве теоретико-методологической основы будут учитываться общие закономерности развития мышления ребенка;

— будет разработана сущностная характеристика экологического мышления, определены его формы, основные компоненты, обозначены специфика объекта познания и направленность мыслительных процессов;

— будут выявлены психолого-педагогические условия и факторы протекания процесса становления экологического мышления у дошкольников;

— будет разработана технология и осуществлена организация освоения мира природы детьми старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешность экологически обоснованной деятельности, в которой отчетливо выделена единая стержневая основа — идея единства научного и гуманитарного освоения природы;

— будет разработана диагностическая методика по определению уровня сформированности экологического мышления дошкольников, позволяющая составить программу коррекции развития основных мыслительных операций и действий, составляющих целостных процесс экологического мышления, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы исследования и в качестве теоретико-методологической основы выявить общие закономерности развития мышления ребенка;

2. Разработать сущностную характеристику понятия «экологического мышления», определить его формы, основные компоненты, выявить и обозначить специфику объекта познания и направленность мыслительных процессов;

3. Выявить психолого-педагогические условия и факторы протекания процесса становления экологического мышления у старших дошкольников;

4. Разработать технологию и осуществить организацию освоения мира природы, в которой отчетливо выделена единая стержневая основа — идея единства научного и гуманитарного освоения мира природы детьми старшего дошкольного возраста, обеспечивающую успешность экологически обоснованной деятельности;

5. Разработать диагностическую методику по определению уровня сформированности экологического мышления дошкольников, позволяющую спроектировать программу коррекции развития основных мыслительных операций и действий, составляющих целостный процесс экологического мышления, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Методологической и теоретической основой исследования явились идеи тесной связи педагогического процесса с духовной жизнью общества, системный анализ познания действительности, а, также психологические исследования мышления дошкольников (П.П.Блонский, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, П.Ф.Кап-терев, Г. СКосткж, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин).

В процессе работы использовались идеи ученых в области философии, антропологии, педагогики, психологии и передовой педагогический опыт (В.И.Вернадский, А. С. Арсеньев, А. В. Головлев, В. В. Давыдов, К. Леви-Строс, В. А. Лось, Н. Н. Моисеев, С.Л.Рубинштейн).

Исследование опиралось на методологическое обоснование процесса экологического воспитания (ИДЗверев, НММамедов, ИТ. Суравегина, Н. Кондратьева, Н.Н.Николаева), на разработанную психологами теорию деятельности (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн.

Мы применяли общенаучные методы системного и личностно-деятель-ностного подхода при исследовании процессов становления экологического мышления у дошкольников, использовали работы по теории и методологии педагогических исследований Ю. К. Бабанского, В. И. Беспалько, В. И. Журавлева, В. В. Краевского.

Методы исследования. Для проверки выдвинутого предположения, решения поставленных задач нами использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, контент-анализ программ и учебников ДОУнаблюдения за деятельностью детей во внеклассной и совместной деятельностинаблюдения за ходом учебного процесса на занятиях в ДОУ, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, беседы и анкетирование детей, тесты, моделированиепроектирование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, педагогический эксперимент.

Организация, база и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой служили старшие и подготовительные группы ДОУ № 78 «Серебрянное копытце», № 48 «Золотой петушок» и № 49 «Родничок» г. Нижневартовска. Обучающий эксперимент продолжался два года с включением 108 детей.

Выбранная нами методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа.

На первом, организационно-подготовительном, этапе (1995;1996 гг.) изучались и анализировались историко-философские, психолого-педагогические отечественные и зарубежные источники. Определялись методологические и теоретические основы исследования, проблема, цель, предмет, объект. Теоретический анализ литературы сочетался с практическим изучением состояния проблемы. На этом этапе была разработана программа констатирующего эксперимента, разработаны диагностические задания.

Основными методами в этот период были историко-логический анализ научной литературы, наблюдения, беседы, тесты, математическая обработка фактического материала.

Второй этап, содержательно-технологический (1997;1998 гг.), был посвящен составлению технологической карты обучающего эксперимента, организации опытно-экспериментальной работы по определению педагогических условий и средств формирования экологического мышления детей, проведение экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы.

Основными методами на данном этапе были: тренинги, игры, интегра-тивно-тематические занятия, методы экологических изысканий, методы стимулирования природоохранной деятельности.

На третьем, итогово-диагностическом, этапе (1999;2000 гг.) проводились анализ и теоретическое обоснование данных опытно-экспериментальной работы по включению психолого-педагогических условий в процесс освоения мира природы, уточнение отдельных теоретических положений. На этом этапе проведено оформление результатов эксперимента и оформление материалов диссертационного исследования. Разработаны рекомендации по управлению процессом становления экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством овладения миром природы.

Ведущими методами исследования данного этапа явились — тесты, опросы, беседы, моделирование, прогностические методы (экспертная оценка, самооценка), праксиметрические (анализ результатов с использованием математической статистики), диагностические (анкетирование), обработка исследовательского материала.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— в теоретико-методологическом обосновании возможности и необходимости развития экологического мышления у ребенка, где в качестве методологической основы положены общие закономерности развития мышления;

— в конкретизации и уточнении понятия «экологического мышления». В определении сущностной характеристики этого понятия, определении его форм, основных компонентов, в выявлении специфики объекта познания и направленности мыслительных процессов;

— в определении психолого-педагогических условий и факторов протекания процесса становления экологического мышления у старших дошкольников.

Научная новизна заключается:

— в определении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке психолого-педагогических условий и факторов протекания процесса становления экологического мышления у старших дошкольников.

— в разработке критериев, показателей и уровней сформированности экологического мышления детей.

— в разработке диагностической методики определения сформированности экологического мышления дошкольников, позволяющую спроектировать программу коррекции развития основных мыслительных операций и дейст.

13 вий, составляющих целостный процесс экологического мышления, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов, научно-методических материалов и предложенных рекомендаций в процессе совершенствования учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

Она связана с разработкой критериев оценки уровня сформированности экологического мышления дошкольников, построением базовой модели программы экологического воспитания детей дошкольного возраста, способствующей целенаправленному использованию ее как методического средства в экологической педагогике.

Образцы заданий, тренингов, игр могут служить ориентиром для педагогического творчества. Осуществлена организация научного и гуманитарного освоения мира природы детьми старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешность экологически обоснованной деятельности, в которой отчетливо выделена единая стержневая основа.

Обоснованность и научная достоверность полученных результатов исследования достигалась широкой методологической обоснованностью и исходными теоретическими посылками: комплексностью и адекватностью методов теоретического и экспериментального исследования, соответствующих объектурепрезентативностью опытно-экспериментальных данныхвсесторонним анализом данных различных этапов экспериментасочетанием качественного и количественного анализа в обработке материалов результатов эксперимента методами математической статистики с использованием персонального компьютера.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Апробация исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы в ДОУ № 78 «Серебряное копытце», № 48 «Золотой петушок» и № 49 «Родничок» г. Нижневартовска. Обучающий эксперимент продолжался два года с включением 108 детей.

Теоретические позиции, результаты исследований обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики Нижневартовского государственного педагогического института, на заседании кафедры естествознания и методики его преподавания Уральского государственного педагогического университета, на научно-практических конференциях «Актуальные проблемы подготовки специалистов в высшей школе» (Нижневартовск, 1994), «Культура и образование» (Нижневартовск, 1995).

Материалы исследований включены в спецкурс лекций для студентов факультета дошкольного воспитания Нижневартовского государственного педагогического института, включены в содержание спецсеминара.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Условием более эффективного протекания процесса становления экологического мышления у детей является единство научного и образного познания мира природы, обеспечивающего формирование целостного гармоничного образа мира и успешность экологически обоснованной деятельности.

2. Сущностная характеристика экологического мышления, разработанная на основе общих закономерностей развития мышления ребенка представляет собой стиль мышления, определены его формы, основные компоненты, обозначены специфика объекта познания и направленность мыслительных процессов;

3. Психолого-педагогическими условиями и факторами успешного протекания процесса становления экологического мышления у дошкольников являются: ;

4. Диагностическая методика определения уровня сформированности экологического мышления дошкольников, позволяющая составить программу коррекции развития основных мыслительных операций и действий, составляющих целостный процесс экологического мышления, с учетом возрас тных и индивидуальных особенностей детей.

Структура и объем диссертации

.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заклю чения, списка литературы, включающего 244 наименований), приложений.

Выводы нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение данной проблемы. Дальнейшее развитие и углубление рассматриваемой.

142 проблемы может быть связано с теоретико-методологическим исследованием особенностей регионального подхода в экологическом образовании, критическим освоением зарубежного опыта экологичского воспитания и образования в плане преемственности в системе «ДОУ — начальная школа», определением возможности его использования в отечественной педагогической теории и практике.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования в основном подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили в заключении сделать следующие выводы.

1. Построенная нами концептуальная модель формирования экологического мышления детей дошкольного возраста позволила нам обеспечить: когерентность в развитии основных компонентов мышления в их взаимосвязи и взаимопроникновении через накопление чувственных впечатлений и совершенствование образного восприятия мира природы, формирование элементарных экологических знаний и положительного эмоционального отношения, являющихся основой субъектного отношения к природе, а также через продвижение детей в направлении совершенствования складывающегося экологического мышления.

2. Разработка и апробация педагогической технологии в виде программного содержания ознакомления детей с окружающим миром позволили избежать односторонности и обеспечить целостность и гармонию в освоении детьми мира природы в условиях интеграции понятийно-познавательной и эмоционально-эстетической направленности педагогического процесса.

3. Критерием изменения уровня сформированности экологического мышления детей является общее развитие и когерентность в развитии его основных компонентов: целостного образного восприятия окружающего мира природы, элементарных экологических знаний и субъектного отношения к миру природы. Разработанные показатели диагностики позволили нам определить сформированность как основных составляющих компонентов экологического мышления, так и общего развития элементарного экологического сознания детей дошкольного возраста и выявить позитивную динамику их развития в педагогическом процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аветисян J1.A. Природа и умственное воспитание дошкольников // Дошк. воспитание. 1998. № 7.
  2. А.О. формировании наглядно-образного мышления. М., 1984.
  3. В. Семицветик программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошк. Воспитание. 1998. -№ 2.
  4. .А. Зеленые спутники. М.3 1969.
  5. С.В. Экология: наука и область образования: Метод, рекомендации / С.-Петербург, гос. ун-т пед. мастерства. СПб, 1994.
  6. А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. М., 1984.
  7. М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
  8. .Г. Избранные психологические труды. М., 1996.
  9. .Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
  10. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе. Психология формирования личности. М., 1981.
  11. Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. М., 1968.
  12. Артемова J1.B. Окружающий мир в дидактических мирах дошкольников М., 1992.
  13. С.И. Лекции по марксистской этике. Свердловск, 1981. Ч. 1.
  14. АрхиповаН.П. Окрестности Свердловска. Свердловск, 1981.
  15. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Ба-банский. М., 1984.
  16. Ю.К. Педагогика. М., 1988.
  17. И., Найденская Н. Планета наш дом: Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. М., 1995.
  18. М.Н. Теоретические основы интеграции образования. М., 1998.
  19. В.И. Слагаемые педагогических технологий. М., 1989.
  20. О.В. Формирование элементов логики у детей. М., 1971.
  21. П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961.
  22. JI. Экологические знания дошкольникам // Дошкольное воспитание. 1994. № 7.
  23. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
  24. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.
  25. Д. Психология познания. За предметами непосредственной информации. Пер. с англ. К. И. Бабичкого. Предисл. А. Р. Лурия. М., 1977.
  26. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  27. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.
  28. А.В. Субъект мышление, учение, воображение. М., 1966.
  29. А.В. Исследование направленности мыслительного процесса: Автореф. канд. дис.. М., 1964.
  30. О.В. «Отчизне посвятим.» М., 1984.
  31. Введение в психологию: Учеб. для высш. школы / Под общ. ред. А. В. Петровского. М., 1997.
  32. Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников. М., 1978.
  33. Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. М., 1994.
  34. Е.С. Теория вероятностей. Учебник для втузов). Из. 4-е, стереотип. М., 1969.
  35. Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопр. Психологии. 1981. № 3.
  36. Н.Е. Роль противоречивых ситуаций в развитии мышления дошкольников // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. А. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М, 1985.
  37. Н.Н. «Мы земляне»: программа по экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошк. воспитание. 1994. № 12- 1995. № 1.
  38. В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
  39. Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе у шестилетних школьников. М., 1992.
  40. Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления дошкольников с природой. М., 1982.
  41. Н.Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг нас. М., 1993.
  42. Н.С., Щербо А. Б., Джола Д. Н. Формирование эстетической культуры младших школьников. Киев, 1980.
  43. Е.Н. На заре жизни: В 2-х т. / Вступит, ст., подгот. текста и коммент. Э. С. Виленской. М., 1986. Т. 1.
  44. Возрастные и индивидуальные способности мышления учащихся / Под ред. Якиманской Н. Н. М., 1989.
  45. В.В. Некоторые особенности развития мышления детей. М., 1979.
  46. .С., Волкова С. А. Детская психология: Психология развития ребенка до поступления в школу / Ассоц. «Проф. образование», Заоч. ун-т проф. обучения. М., 1994.
  47. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В. М., 1995.
  48. В.А. Прикладная экология. Ростов., 1996.
  49. JI.C. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
  50. Л.С. Собр. соч. Т.З. М., 1985.
  51. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Мышление и речь. М., 1984.
  52. О. Играя, изучаем природу // Дошк. Воспитание. 1995. № 7.
  53. А., Тийттанен Т. Социально-экологический идеал // Дошк. воспитание. 1990. № 1, 10.
  54. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
  55. П.Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. М., 1978.
  56. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод, материалы к курсу «Общая психология». Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1986.
  57. Е.О., Данилина Г. С., Макарчук Н. А. К гармонии с природой: Метод, комплекс работы с детьми дошк. и мл. шк. возр. / Ленинградская область, Институт усовершенствования учителей. СПб., 1995.
  58. С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: дис. в виде науч. докл. д-ра пед. наук / Моск. гос. открытый пед. ун-т. М., 1998.
  59. Г., Филимонова Г. Пусть научатся любить живую природу: О роли семьи экологическом воспитании детей // Дошк. воспитание. 1993. № 7.
  60. А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров / Ин-т истории и археологии. Екатеринбург, 1995.
  61. ГолубеваЕ. Занимательное естествознание. СПб., 1991.
  62. Голубева Э. А Способности и индивидуальность. М., 1993.
  63. Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: Психофизиологическое исследование. М., 1980.
  64. А. 120 уроков по естествознанию для самых маленьких. М., 1993.
  65. И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М., 1978.
  66. И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., 1986.
  67. JI. Удивительные странички: Конспекты занятий по экологии для детей ст. дошк. возр. // Дошк. воспитание. 1995. № 8.
  68. В.В. О понятии развивающего обучения: Сб. ст. / Сибир. ин-т развивающего обучения. Томск, 1995.
  69. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  70. В.В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования. Психол. ин-т- Международ. Ассоц. «Развивающее обучение». М., 1996.
  71. X. Мозг и сознание. М., 1978.
  72. Т.А., Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся 2-х классов. М., 1994.
  73. С.Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов., 1996.
  74. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
  75. А. Полное собрание сочинений. Т. 1.41. Берлин, 1996.
  76. Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М., 1956.
  77. Доналдсон Маргарет. Мыслительная деятельность детей / Пер. В. И Голода. М., 1985.
  78. Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.Никольской. Берлин, 1986.
  79. О.Н., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984.
  80. В.И. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1988.81.3ак А. З. Различия в мышлении детей: Учеб.-метод, пособие. М., 1992.
  81. JI.B. Избранные психологические труды. М., 1990.
  82. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах. М., 1986.
  83. А.В. Познавательные процессы: ощущения, восприятия. М., 1982.
  84. А.В. Психическое развитие дошкольников. М., 1986.
  85. .Б. С любовью к родной природе. М., 1983.
  86. И. Воспитание у старших дошкольников любви к природе // Дошк. воспитание. 1981. № 5.
  87. А.Н. На экологической тропе: Опыт экологического воспитания. М., 1986. № 5.
  88. А. Планета Земля наш общий дом // Дошк. Воспитание. 1996. № 7.
  89. И.Д. Охрана природы и образование // Образование в современном мире. М., 1986.
  90. Т. Планета Земля наш общий дом: Из опыта работы сельского детского сада // Дошк. воспитание. 1995. № 8.
  91. В.В. Психология детства: Учеб. пособие для вузов. Екатеринбург, 1995.
  92. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994.
  93. А.Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. М., 1975.
  94. Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Книга для воспитателя дет. сада / под ред. Н. Ф. Виноградовой. 2-е изд., перераб. М., 1988.
  95. В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень, 1998.
  96. Д.М. Родная природа: Очерки натуралиста. М., 1996.
  97. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуко-вой. М., 1987.
  98. Е.А. Мы знакомимся с художниками. М., 1960.
  99. И.М. понятийно-терминологическая система педагогики. М., 1980.
  100. Ю1.Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ре. А. М. Арсеньева. М., 1987.
  101. Н.В. Социально-философский аспект проблемы экологического образования: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1991.
  102. Г. Рассказы для детей о растениях леса. (МШУ им. Ленина) // Дошк. воспитание. 1991. № 6.
  103. Г. Ребенок и природа: Об экологическом образовании дошкольников // Дошк. воспитание. 1993. № 7.
  104. Г., Таранкова Н. Мы открываем мир // Дошк. воспитание. 1996. № 7.
  105. Н.Н. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. М., 1999.
  106. Козлова С. А Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М., 1988.
  107. И.Р. Социокультурные технологии экологического образования. Екатеринбург, 1995.
  108. И.Р. Экологическая психология. 1995.
  109. И.Р., Моисеева л.В. Экологическая школа // Историко-культурное и экологическое образование: Инновационные подходы: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 1993.
  110. Т.С. и др. Дошкольная педагогика. М., 1997.
  111. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1934.
  112. Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., 1985.
  113. К.Я. Глобальный климат и его изменение. Л., 1987.
  114. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы // Дошк. воспитание. 1993. № 7.
  115. С.В. Учитель ученик. М., 1984.
  116. В.М., Михеев А. В. Охрана природы: Учеб. Пособие. М., 1986.
  117. Н.Я. Онтология эстетического / АН СССР, Ин-т философии. М., 1997.
  118. Г. С. Избранные психологические труды / Под ред. Л. Н. Прокопненко. М., 1988.
  119. М.С., Костицкий М. В. Экологическая этика. Киев, 1991.
  120. В.В., Полонский В. М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценок его результатов. Самара, 1992.
  121. Краткий словарь иностранных слов. М., 1996.
  122. Л.М. Психология мышления. М., 1996.
  123. Н.Л., Медведева Е. Б. Путешествие в мир искусства. М., 1994.
  124. Л. Работа по ознакомлению дошкольников с природой // Дошк. воспитание. 1993. № 5.
  125. В. Примерное планирование работы по ознакомлению дошкольников с природой // Дошк. воспитание. 1998. № 8.
  126. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо М. В. М., 1982.
  127. П.А. Очерки истории русской науки / Под ред. С. И. Вавилова и М. П. Воларовича. М., 1950.
  128. О.Н., Клементьева О. В. Естествознание: Учеб.-метод, пособие. Екатеринбург, 1996.
  129. Л.Н. Умение думать. Как ему учить? М., 1975.
  130. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  131. Н.Л. Эстетическое воспитание и нравственное воспитание личности. М., 1973.
  132. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. М., 1983.
  133. А.Н., Леонтьев Д. А. В истине жизни // Художественное творчество и психология. М., 1991.
  134. А.И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения / под ред. чл. корр. АПН РСФСР Н. А. Менчинской. М., 1961.
  135. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учеб. Заведений и слушателей ФПК. М., 1992.
  136. В.А. Взаимоотношения между человеком и природой как глобальная проблема // Вопр. философии. 1982. № 2.
  137. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Экспериментально-психологическое исследование / АН СССР. Ин-т психологии. м., 1974.
  138. А.В. Детям о природе: Метод, рекомендации. М., 1987.
  139. Т.Г. Учись не только мыслить, но и чувствовать. Чебоксары, 1994.
  140. А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959.
  141. А.В. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М., 1971.
  142. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М, 1975.
  143. Н.М., Суравегина И. Т. Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования // Биология в школе. 1996. № 2.
  144. Манева J1. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой // Дошк. воспитание. 1985.- № 6
  145. Л. Опыт вот учитель жизни вечной // Дошк. воспитание. 1998. № 2.
  146. JI.B. Практическая психология: старший дошкольный возраст. М.5 1996.
  147. Т.Д. Исследование развития мышления / Диагностика психического развития детей. М., 1997.
  148. Т.Д. Исследование развития мышления // Диагностика психического развития детей. М., 1997.
  149. Межвузовский сборник научных трудов / Мин-во просвещения РСФСР. Мое. пед. ун-т. М., 1983.
  150. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
  151. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. М., 1990.
  152. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для педучилищ / Под ред. Г. М. Саморуковой. 1992.
  153. М.В. Развитие дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М., 1976.
  154. А.В., Константинов В. М. Охрана природы: Учеб. пособие для уч-ся СПТУ. М., 1986.
  155. Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
  156. Н.Н. Человек. Среда. Общество. М., 1982.
  157. JI.В. Региональное экологическое образование: Теория и принципы. Екатеринбург, 1997.
  158. Л.В. Экологическая педагогика: Понятийно-терминологический словарь для учителя. Екатеринбург, 1996.
  159. Л.В., Колтунова И. Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников. Екатеринбург, 1993.
  160. Т. Удивительное рядом // Дошк. воспитание. 1993. № 7.
  161. М. Конспекты занятий по экологии // Дошк. воспитание. 1995. № п.
  162. B.C. Детская психология. М., 1985.
  163. В.Н. Психология отношений // Избр. психол. труды / акад. пед. и соц. наук. Воронеж, 1995.
  164. М.А. Социологические, философские и эстетические взгляды. М., 1981.
  165. Р.С. Психология. М., 1995.
  166. С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
  167. С. Как приобщить ребенка к природе. М., 1993.
  168. С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы подг. группы дет. сада. М., 1995.
  169. С.Н. Игра и экологическое воспитание дошкольников // Дошк. воспитание. 1994. № 12.
  170. С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу // Начальная школа. 1993. № 9−10.
  171. С.Н., Фрейдкин И. С. Формирование представлений о природе // Воспитание и обучение детей дошк. возраста / Под. ред. Г. М.Годи-ной. М., 1987.
  172. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. Нечаевой В. Г. М.5 1984.
  173. Л.Ф. Детская психология. М. 1996.
  174. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
  175. Общая психология / Под ред. Петровского В. А. М., 1986.
  176. Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя д/к 106 ТПОО «Спартак» Калешной Н. Г.: Метод, рук-во для воспитателей дет. садов. Казань, 1994.
  177. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгер. М., 1988.
  178. Г. И. Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-образного освоения природы: Автореф. дисс.. канд. Пед. наук. Екатеринбург, 1998.
  179. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., 1997.
  180. . Дитя от трех до семи лет. М., 1979.
  181. Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991.
  182. . Роль действия в формировании мышления // Вопр. психологии. 1965. № 5.
  183. Пиаже Жан. Речь и мышления ребенка / Пер. В. А. Луковой. М., 1997.
  184. П.И., Хайдаров Ж. С. технология игры в обучении и развитии: Учеб. Пособие. М., 1996.
  185. Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  186. Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопр. психологии. 1985. № 2.
  187. Ю.А. Воображение и способность. М., 1982.
  188. Ю.А. Дети рисуют. М., 1988.
  189. Природа — наш дом: Из опыта работы дошк. образоват. учреждений Медведевского р-на Респ. Марий Эл. Йошкар-Ола, 1996.
  190. Программа «Развитие (Основные положения) Венгер JI. A и др.» / Сост. Н. С. Варенцова, О. М. Дьяченко. М., 1994.
  191. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза, обобщения /Подред. С. А. Рубинштейна. М., 1960.
  192. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности 1 Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М., 1996.
  193. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. М., 1997.
  194. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в детском саду / Т. Н. Доронова и др.- Сост. Т. Н. Доронова. М., 1997.
  195. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6−7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова и др.- Сост. Н.Доронова. М., 1997.
  196. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгер. М., 1986.
  197. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.: T.l. М., 1987.
  198. Н. В гости к деревьям: Примерный конспект занятия на экологической тропе // Дошк. воспитание. 1994. № 7.
  199. Н.А. «Сказка ложь, да в ней намек .»: Сб. авторских текстов для чтения по экологии. Тамбов, 1994.
  200. Н.А. Наш дом природа: Дид. пособие по экологическому воспитанию дошкольников // Дошк. воспитание. 1994. № 7.
  201. Н.А. Невидимые ниточки природы: Метод, пособ. по эколог. образованию детей младшего возраста. М., 1995.
  202. Н.А. Я и природа: Метод, рекомендации для воспитателей детского сада. М., 1993.
  203. В. Когда идешь ты по тропинке.: Примерные конспекты занятий по экологии: В помощь воспитателю детсада // Дошк. воспитание. 1994. № 7.
  204. В., Юдина Т. Азбука экологического воспитания дошкольника// Дошк. воспитание. 1995. № 4.
  205. Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
  206. П.Г. Как знакомить дошкольника с природой. Ы., 1985.
  207. В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений школьника // Сов. педагогика. 1989. № 5.
  208. В.М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе // Сов. педагогика. 1990. № 12.
  209. И.Л. Избранные произведения / Под ред. со вступительной статьей В. М. Коганова, М., 1953.
  210. А.П. Человек и природа. Формирование отношений / Ред. кол. В. В. Савельева и др. Ставрополь, 1975.
  211. Симонова-Салеева Л. П. Опыт экологического восприятия младших школьников // Нач. школа. 1991. № 4.
  212. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова. М., 1980.
  213. Л. Конспекты занятий познавательного цикла: Об экол. воспитании дошкольников // Дошк. воспитание. 1994. № 7.
  214. Л. Собеседник природы // Дошк. воспитание. 1994. № 7.
  215. B.C. Избранное / Сост. А. В Гулыгин, С. Л. Кравец. М. 1990.
  216. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997.
  217. И.Т. Проблемы и концептуальные идеи экологического образования // Пути решения задач экологического образования в современной школе / АПН СССР. Л., 1990.
  218. В.А. Сердце отдаю детям. 2-е изд. Киев, 1987.
  219. Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня // Вопр. психологии. 1993. № 1.
  220. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности школьников: Кн. для учителя. М., 1988.
  221. В. Экология в картинках. М., 1989.
  222. Теоретические основы и технологии ознакомления детей с окружающим миром / Составители О. Н. Лазарева, И. Р. Колтунова. Екатеринбург, 1994.
  223. В. Радость общения с природой: Об экологическом воспитании дошкольников // Дошк. воспитание. 1993. № 7.
  224. O.K. Психология мышления. М., 1984.
  225. В.Т. Восприятие произведений искусства как средство общего и нравственного развития младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983.
  226. Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. 1992.
  227. Л.Н. Собрание сочинений: В 22-х т. / Редкол.: М. Б. Храпченко и др. М., 1978.
  228. З.И. Комплексный подход к решению актуальных проблем экологического образования детей 5−8 лет / Сб. межвузовских статей. Екатеринбург, 1991.
  229. А. Дошкольная психология. М., 1997.
  230. А.А. Дошкольная психология. М., 1996.
  231. А. Обучение в детском саду. М., 1998.
  232. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1990.
  233. Д.И. Психология воспитания подростка. М., 1978.
  234. В. Ознакомление детей с лесом //Дошк. воспитание. 1982.
  235. В. Экологическое воспитание это воспитание нравственности, духовности и интеллекта //Дошк. воспитание. 1995. № 7.
  236. Ф.И. и др. Лекции по истории отечественной педагогике: Учеб. Пособие для студентов высш. уч. заведений. М., 1995.
  237. Т.В. Ознакомление дошкольников с ростом и развитием в живой природе // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. М., 1985.
  238. Н. О чем плачет синица?: Материал для экологического воспитания дошкольников //Дошк. воспитание. 1995. № 7.
  239. Экологическая педагогика / Сост. И. Р. Колтунова // Дополнительная квалификация «Специалист по экологическому образованию детей». 1993.
  240. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1983.
  241. Экологическое образование: проблемы и решения: Пособие для учителя биологии / Под ред. А. Н. Захлебного и др. М., 1992.
  242. Экология, культура, образование / Под ред. Мамедова. М., 1989.
  243. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.1. Триложения
  244. Фамилия и имя детей Сравни, что общего? Найди отличия. Суммарный балл Средний балл Уровень1. Баллы за задание 1 2 3 4
  245. Абрамова Катя 2 3 2 2 9 2,25 средний
  246. Бездомов Никита 2 j 3 2 10 2,5 средний
  247. Бронникова Катя 2 3 3 3 11 2,75 выше среднего
  248. Булатов Витя 2 2 3 3 10 2,5 средний
  249. Гоштанар Эльвина 1 1 1 2 5 1,25 ниже среднегоб. Гиллих Катя 1 2 2 2 7 1,75 ниже среднего
  250. Добротворский М. 3 j 3 3 12 3 выше среднего
  251. Калугина Катя 2 1 2 2 7 1,75 ниже среднего
  252. Константинова Н. 3 2 3 2 10 2,2 средний
  253. Макушина Настя 2 2 3 2 9 2,25 средний
  254. Нуждина Катя 2 3 2 2 9 2,25 средний
  255. Сандакова Даша 2 1 2 2 7 1,75 ниже среднего
  256. Смельникова К. 0 1 2 1 4 1 низкий
  257. Федоров Миша 3 3 3 2 11 2,75 выше среднего
  258. Юденков Артем 2 2 2 1 7 1,75 ниже среднего1,93 2,13 2,4 2,06 4,06 4,46
Заполнить форму текущей работой