Психолого-педагогические условия становления экологического мышления у детей в процессе ознакомления с природой
Диссертация
В связи с вышеизложенным проблема исследования заключается в изучении возможности формирования экологического мышления старших дошкольников в процессе ознакомления с миром природы и определении психолого-педагогических условий его становления в учебно-воспитательном процессе. Такое понимание проблемы предполагает: теоретическое обоснование ее необходимостиопределение теоретико-методологической… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования экологического мышления в теории и практике педагогики
- 1. 1. Психологические основы мышления
- 1. 2. Психолого-педагогические особенности развития мышления у детей дошкольного возраста
- 1. 2. 1. Теории развития интеллекта в семье
- 1. 2. 2. Особенности развития процесса мышления у детей в дошкольном возрасте
- 1. 2. 3. Роль ознакомления с природой в развитии процесса мышления детей старшего дошкольного возраста
- 1. 3. Сущность экологического мышления и специфика его проявления у детей старшего дошкольного возраста
- 1. 4. Специфика становления экологического мышления у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
- Выводы
- Глава II. Психолого-педагогические условия и организация процесса становления экологического мышления у старших дошкольников
- 2. 1. Содержание и методика формирования экологического мышления старших дошкольников
- 2. 2. Психолого-педагогические условия становления мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
- Выводы
Список литературы
- Аветисян J1.A. Природа и умственное воспитание дошкольников // Дошк. воспитание. 1998. № 7.
- Адьяков А.О. формировании наглядно-образного мышления. М., 1984.
- Аишков В. Семицветик программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошк. Воспитание. 1998. -№ 2.
- Александров Б.А. Зеленые спутники. М.3 1969.
- Алексеев С.В. Экология: наука и область образования: Метод, рекомендации / С.-Петербург, гос. ун-т пед. мастерства. СПб, 1994.
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. М., 1984.
- Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1996.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
- Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе. Психология формирования личности. М., 1981.
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. М., 1968.
- Артемова J1.B. Окружающий мир в дидактических мирах дошкольников М., 1992.
- Архангельский С.И. Лекции по марксистской этике. Свердловск, 1981. Ч. 1.
- АрхиповаН.П. Окрестности Свердловска. Свердловск, 1981.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Ба-банский. М., 1984.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988.
- Белавина И., Найденская Н. Планета наш дом: Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. М., 1995.
- Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. М., 1998.
- Беспалько В.И. Слагаемые педагогических технологий. М., 1989.
- Бильчуков О.В. Формирование элементов логики у детей. М., 1971.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961.
- Бобылева JI. Экологические знания дошкольникам // Дошкольное воспитание. 1994. № 7.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.
- Брунер Д. Психология познания. За предметами непосредственной информации. Пер. с англ. К. И. Бабичкого. Предисл. А. Р. Лурия. М., 1977.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.
- Брушлинский А.В. Субъект мышление, учение, воображение. М., 1966.
- Брушнинский А.В. Исследование направленности мыслительного процесса: Автореф. канд. дис.. М., 1964.
- Васильева О.В. «Отчизне посвятим.» М., 1984.
- Введение в психологию: Учеб. для высш. школы / Под общ. ред. А. В. Петровского. М., 1997.
- Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников. М., 1978.
- Венгер Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. М., 1994.
- Вентцель Е.С. Теория вероятностей. Учебник для втузов). Из. 4-е, стереотип. М., 1969.
- Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопр. Психологии. 1981. № 3.
- Веракса Н.Е. Роль противоречивых ситуаций в развитии мышления дошкольников // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. А. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М, 1985.
- Вересов Н.Н. «Мы земляне»: программа по экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошк. воспитание. 1994. № 12- 1995. № 1.
- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
- Виноградова Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе у шестилетних школьников. М., 1992.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления дошкольников с природой. М., 1982.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг нас. М., 1993.
- Витковская Н.С., Щербо А. Б., Джола Д. Н. Формирование эстетической культуры младших школьников. Киев, 1980.
- Водовозова Е.Н. На заре жизни: В 2-х т. / Вступит, ст., подгот. текста и коммент. Э. С. Виленской. М., 1986. Т. 1.
- Возрастные и индивидуальные способности мышления учащихся / Под ред. Якиманской Н. Н. М., 1989.
- Войтко В.В. Некоторые особенности развития мышления детей. М., 1979.
- Волков Б.С., Волкова С. А. Детская психология: Психология развития ребенка до поступления в школу / Ассоц. «Проф. образование», Заоч. ун-т проф. обучения. М., 1994.
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В. М., 1995.
- Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов., 1996.
- Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
- Выготский Л.С. Собр. соч. Т.З. М., 1985.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Мышление и речь. М., 1984.
- Газина О. Играя, изучаем природу // Дошк. Воспитание. 1995. № 7.
- Гайдамак А., Тийттанен Т. Социально-экологический идеал // Дошк. воспитание. 1990. № 1, 10.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
- Гальперин П.Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. М., 1978.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод, материалы к курсу «Общая психология». Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1986.
- Герасимова Е.О., Данилина Г. С., Макарчук Н. А. К гармонии с природой: Метод, комплекс работы с детьми дошк. и мл. шк. возр. / Ленинградская область, Институт усовершенствования учителей. СПб., 1995.
- Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: дис. в виде науч. докл. д-ра пед. наук / Моск. гос. открытый пед. ун-т. М., 1998.
- Година Г., Филимонова Г. Пусть научатся любить живую природу: О роли семьи экологическом воспитании детей // Дошк. воспитание. 1993. № 7.
- Головнев А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров / Ин-т истории и археологии. Екатеринбург, 1995.
- ГолубеваЕ. Занимательное естествознание. СПб., 1991.
- Голубева Э. А Способности и индивидуальность. М., 1993.
- Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: Психофизиологическое исследование. М., 1980.
- Гончар А. 120 уроков по естествознанию для самых маленьких. М., 1993.
- Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М., 1978.
- Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., 1986.
- Гуральчук JI. Удивительные странички: Конспекты занятий по экологии для детей ст. дошк. возр. // Дошк. воспитание. 1995. № 8.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: Сб. ст. / Сибир. ин-т развивающего обучения. Томск, 1995.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования. Психол. ин-т- Международ. Ассоц. «Развивающее обучение». М., 1996.
- Дельгадо X. Мозг и сознание. М., 1978.
- Демина Т.А., Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся 2-х классов. М., 1994.
- Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов., 1996.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
- Дистервег А. Полное собрание сочинений. Т. 1.41. Берлин, 1996.
- Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М., 1956.
- Доналдсон Маргарет. Мыслительная деятельность детей / Пер. В. И Голода. М., 1985.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.Никольской. Берлин, 1986.
- Дьяченко О.Н., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984.
- Журавлев В.И. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1988.81.3ак А. З. Различия в мышлении детей: Учеб.-метод, пособие. М., 1992.
- Занков JI.B. Избранные психологические труды. М., 1990.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах. М., 1986.
- Запорожец А.В. Познавательные процессы: ощущения, восприятия. М., 1982.
- Запорожец А.В. Психическое развитие дошкольников. М., 1986.
- Запортович Б.Б. С любовью к родной природе. М., 1983.
- Захарова И. Воспитание у старших дошкольников любви к природе // Дошк. воспитание. 1981. № 5.
- Захлебный А.Н. На экологической тропе: Опыт экологического воспитания. М., 1986. № 5.
- Зацепина А. Планета Земля наш общий дом // Дошк. Воспитание. 1996. № 7.
- Зверев И.Д. Охрана природы и образование // Образование в современном мире. М., 1986.
- Зенина Т. Планета Земля наш общий дом: Из опыта работы сельского детского сада // Дошк. воспитание. 1995. № 8.
- Зеньковский В.В. Психология детства: Учеб. пособие для вузов. Екатеринбург, 1995.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994.
- Зись А.Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. М., 1975.
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Книга для воспитателя дет. сада / под ред. Н. Ф. Виноградовой. 2-е изд., перераб. М., 1988.
- Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень, 1998.
- Кайгородов Д.М. Родная природа: Очерки натуралиста. М., 1996.
- Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуко-вой. М., 1987.
- Каменева Е.А. Мы знакомимся с художниками. М., 1960.
- Кантор И.М. понятийно-терминологическая система педагогики. М., 1980.
- Ю1.Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ре. А. М. Арсеньева. М., 1987.
- Картамышева Н.В. Социально-философский аспект проблемы экологического образования: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1991.
- Кирикэ Г. Рассказы для детей о растениях леса. (МШУ им. Ленина) // Дошк. воспитание. 1991. № 6.
- Кирикэ Г. Ребенок и природа: Об экологическом образовании дошкольников // Дошк. воспитание. 1993. № 7.
- Климова Г., Таранкова Н. Мы открываем мир // Дошк. воспитание. 1996. № 7.
- Козлов Н.Н. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. М., 1999.
- Козлова С. А Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М., 1988.
- Колтунова И.Р. Социокультурные технологии экологического образования. Екатеринбург, 1995.
- Колтунова И.Р. Экологическая психология. 1995.
- Колтунова И.Р., Моисеева л.В. Экологическая школа // Историко-культурное и экологическое образование: Инновационные подходы: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 1993.
- Комарова Т.С. и др. Дошкольная педагогика. М., 1997.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1934.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., 1985.
- Кондратьев К.Я. Глобальный климат и его изменение. Л., 1987.
- Кондратьева Н. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы // Дошк. воспитание. 1993. № 7.
- Кондратьева С.В. Учитель ученик. М., 1984.
- Константинов В.М., Михеев А. В. Охрана природы: Учеб. Пособие. М., 1986.
- Кормин Н.Я. Онтология эстетического / АН СССР, Ин-т философии. М., 1997.
- Костюк Г. С. Избранные психологические труды / Под ред. Л. Н. Прокопненко. М., 1988.
- Кравченко М.С., Костицкий М. В. Экологическая этика. Киев, 1991.
- Краевский В.В., Полонский В. М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценок его результатов. Самара, 1992.
- Краткий словарь иностранных слов. М., 1996.
- Крыжановская Л.М. Психология мышления. М., 1996.
- Кульчинская Н.Л., Медведева Е. Б. Путешествие в мир искусства. М., 1994.
- Куприянова Л. Работа по ознакомлению дошкольников с природой // Дошк. воспитание. 1993. № 5.
- Курдюмова В. Примерное планирование работы по ознакомлению дошкольников с природой // Дошк. воспитание. 1998. № 8.
- Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо М. В. М., 1982.
- Лазарев П.А. Очерки истории русской науки / Под ред. С. И. Вавилова и М. П. Воларовича. М., 1950.
- Лазарева О.Н., Клементьева О. В. Естествознание: Учеб.-метод, пособие. Екатеринбург, 1996.
- Ланда Л.Н. Умение думать. Как ему учить? М., 1975.
- Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
- Лейзеров Н.Л. Эстетическое воспитание и нравственное воспитание личности. М., 1973.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. М., 1983.
- Леонтьев А.Н., Леонтьев Д. А. В истине жизни // Художественное творчество и психология. М., 1991.
- Липкина А.И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения / под ред. чл. корр. АПН РСФСР Н. А. Менчинской. М., 1961.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учеб. Заведений и слушателей ФПК. М., 1992.
- Лось В.А. Взаимоотношения между человеком и природой как глобальная проблема // Вопр. философии. 1982. № 2.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Экспериментально-психологическое исследование / АН СССР. Ин-т психологии. м., 1974.
- Лучич А.В. Детям о природе: Метод, рекомендации. М., 1987.
- Любимова Т.Г. Учись не только мыслить, но и чувствовать. Чебоксары, 1994.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959.
- Люблинская А.В. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М., 1971.
- Мамедов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М, 1975.
- Мамедов Н.М., Суравегина И. Т. Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования // Биология в школе. 1996. № 2.
- Манева J1. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой // Дошк. воспитание. 1985.- № 6
- Мартынова Л. Опыт вот учитель жизни вечной // Дошк. воспитание. 1998. № 2.
- Мартынова JI.B. Практическая психология: старший дошкольный возраст. М.5 1996.
- Марцинковская Т.Д. Исследование развития мышления / Диагностика психического развития детей. М., 1997.
- Марцинковская Т.Д. Исследование развития мышления // Диагностика психического развития детей. М., 1997.
- Межвузовский сборник научных трудов / Мин-во просвещения РСФСР. Мое. пед. ун-т. М., 1983.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. М., 1990.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для педучилищ / Под ред. Г. М. Саморуковой. 1992.
- Минкина М.В. Развитие дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М., 1976.
- Михеев А.В., Константинов В. М. Охрана природы: Учеб. пособие для уч-ся СПТУ. М., 1986.
- Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
- Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество. М., 1982.
- Моисеева JI.В. Региональное экологическое образование: Теория и принципы. Екатеринбург, 1997.
- Моисеева Л.В. Экологическая педагогика: Понятийно-терминологический словарь для учителя. Екатеринбург, 1996.
- Моисеева Л.В., Колтунова И. Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников. Екатеринбург, 1993.
- Моисеева Т. Удивительное рядом // Дошк. воспитание. 1993. № 7.
- Мутик М. Конспекты занятий по экологии // Дошк. воспитание. 1995. № п.
- Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.
- Мясищев В.Н. Психология отношений // Избр. психол. труды / акад. пед. и соц. наук. Воронеж, 1995.
- Наумова М.А. Социологические, философские и эстетические взгляды. М., 1981.
- Немов Р.С. Психология. М., 1995.
- Николаева С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
- Николаева С. Как приобщить ребенка к природе. М., 1993.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы подг. группы дет. сада. М., 1995.
- Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание дошкольников // Дошк. воспитание. 1994. № 12.
- Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу // Начальная школа. 1993. № 9−10.
- Николаева С.Н., Фрейдкин И. С. Формирование представлений о природе // Воспитание и обучение детей дошк. возраста / Под. ред. Г. М.Годи-ной. М., 1987.
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. Нечаевой В. Г. М.5 1984.
- Обухова Л.Ф. Детская психология. М. 1996.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
- Общая психология / Под ред. Петровского В. А. М., 1986.
- Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя д/к 106 ТПОО «Спартак» Калешной Н. Г.: Метод, рук-во для воспитателей дет. садов. Казань, 1994.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгер. М., 1988.
- Островская Г. И. Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-образного освоения природы: Автореф. дисс.. канд. Пед. наук. Екатеринбург, 1998.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., 1997.
- Пере Б. Дитя от трех до семи лет. М., 1979.
- Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991.
- Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления // Вопр. психологии. 1965. № 5.
- Пиаже Жан. Речь и мышления ребенка / Пер. В. А. Луковой. М., 1997.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж. С. технология игры в обучении и развитии: Учеб. Пособие. М., 1996.
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
- Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопр. психологии. 1985. № 2.
- Полуянов Ю.А. Воображение и способность. М., 1982.
- Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М., 1988.
- Природа — наш дом: Из опыта работы дошк. образоват. учреждений Медведевского р-на Респ. Марий Эл. Йошкар-Ола, 1996.
- Программа «Развитие (Основные положения) Венгер JI. A и др.» / Сост. Н. С. Варенцова, О. М. Дьяченко. М., 1994.
- Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза, обобщения /Подред. С. А. Рубинштейна. М., 1960.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности 1 Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М., 1996.
- Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. М., 1997.
- Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в детском саду / Т. Н. Доронова и др.- Сост. Т. Н. Доронова. М., 1997.
- Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6−7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова и др.- Сост. Н.Доронова. М., 1997.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгер. М., 1986.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.: T.l. М., 1987.
- Рыжова Н. В гости к деревьям: Примерный конспект занятия на экологической тропе // Дошк. воспитание. 1994. № 7.
- Рыжова Н.А. «Сказка ложь, да в ней намек .»: Сб. авторских текстов для чтения по экологии. Тамбов, 1994.
- Рыжова Н.А. Наш дом природа: Дид. пособие по экологическому воспитанию дошкольников // Дошк. воспитание. 1994. № 7.
- Рыжова Н.А. Невидимые ниточки природы: Метод, пособ. по эколог. образованию детей младшего возраста. М., 1995.
- Рыжова Н.А. Я и природа: Метод, рекомендации для воспитателей детского сада. М., 1993.
- Рынькова В. Когда идешь ты по тропинке.: Примерные конспекты занятий по экологии: В помощь воспитателю детсада // Дошк. воспитание. 1994. № 7.
- Рынькова В., Юдина Т. Азбука экологического воспитания дошкольника// Дошк. воспитание. 1995. № 4.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
- Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольника с природой. Ы., 1985.
- Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений школьника // Сов. педагогика. 1989. № 5.
- Сенкевич В.М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе // Сов. педагогика. 1990. № 12.
- Сеченов И.Л. Избранные произведения / Под ред. со вступительной статьей В. М. Коганова, М., 1953.
- Сидельковский А.П. Человек и природа. Формирование отношений / Ред. кол. В. В. Савельева и др. Ставрополь, 1975.
- Симонова-Салеева Л. П. Опыт экологического восприятия младших школьников // Нач. школа. 1991. № 4.
- Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова. М., 1980.
- Соколова Л. Конспекты занятий познавательного цикла: Об экол. воспитании дошкольников // Дошк. воспитание. 1994. № 7.
- Соколова Л. Собеседник природы // Дошк. воспитание. 1994. № 7.
- Соловьев B.C. Избранное / Сост. А. В Гулыгин, С. Л. Кравец. М. 1990.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997.
- Суравегина И.Т. Проблемы и концептуальные идеи экологического образования // Пути решения задач экологического образования в современной школе / АПН СССР. Л., 1990.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. 2-е изд. Киев, 1987.
- Талызина Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня // Вопр. психологии. 1993. № 1.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности школьников: Кн. для учителя. М., 1988.
- Танасийчук В. Экология в картинках. М., 1989.
- Теоретические основы и технологии ознакомления детей с окружающим миром / Составители О. Н. Лазарева, И. Р. Колтунова. Екатеринбург, 1994.
- Типикина В. Радость общения с природой: Об экологическом воспитании дошкольников // Дошк. воспитание. 1993. № 7.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
- Тихомирова В.Т. Восприятие произведений искусства как средство общего и нравственного развития младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. 1992.
- Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22-х т. / Редкол.: М. Б. Храпченко и др. М., 1978.
- Тюмасева З.И. Комплексный подход к решению актуальных проблем экологического образования детей 5−8 лет / Сб. межвузовских статей. Екатеринбург, 1991.
- Урунтаева А. Дошкольная психология. М., 1997.
- Урунтаева А.А. Дошкольная психология. М., 1996.
- Усова А. Обучение в детском саду. М., 1998.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1990.
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М., 1978.
- Фокина В. Ознакомление детей с лесом //Дошк. воспитание. 1982.
- Фокина В. Экологическое воспитание это воспитание нравственности, духовности и интеллекта //Дошк. воспитание. 1995. № 7.
- Фрадкин Ф.И. и др. Лекции по истории отечественной педагогике: Учеб. Пособие для студентов высш. уч. заведений. М., 1995.
- Христовская Т.В. Ознакомление дошкольников с ростом и развитием в живой природе // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. М., 1985.
- Шевелева Н. О чем плачет синица?: Материал для экологического воспитания дошкольников //Дошк. воспитание. 1995. № 7.
- Экологическая педагогика / Сост. И. Р. Колтунова // Дополнительная квалификация «Специалист по экологическому образованию детей». 1993.
- Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1983.
- Экологическое образование: проблемы и решения: Пособие для учителя биологии / Под ред. А. Н. Захлебного и др. М., 1992.
- Экология, культура, образование / Под ред. Мамедова. М., 1989.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.1. Триложения
- Фамилия и имя детей Сравни, что общего? Найди отличия. Суммарный балл Средний балл Уровень1. Баллы за задание 1 2 3 4
- Абрамова Катя 2 3 2 2 9 2,25 средний
- Бездомов Никита 2 j 3 2 10 2,5 средний
- Бронникова Катя 2 3 3 3 11 2,75 выше среднего
- Булатов Витя 2 2 3 3 10 2,5 средний
- Гоштанар Эльвина 1 1 1 2 5 1,25 ниже среднегоб. Гиллих Катя 1 2 2 2 7 1,75 ниже среднего
- Добротворский М. 3 j 3 3 12 3 выше среднего
- Калугина Катя 2 1 2 2 7 1,75 ниже среднего
- Константинова Н. 3 2 3 2 10 2,2 средний
- Макушина Настя 2 2 3 2 9 2,25 средний
- Нуждина Катя 2 3 2 2 9 2,25 средний
- Сандакова Даша 2 1 2 2 7 1,75 ниже среднего
- Смельникова К. 0 1 2 1 4 1 низкий
- Федоров Миша 3 3 3 2 11 2,75 выше среднего
- Юденков Артем 2 2 2 1 7 1,75 ниже среднего1,93 2,13 2,4 2,06 4,06 4,46