Социальная компетентность учащихся сельской школы
Учитывая данные опроса, обозначены направления социально-педагогической деятельности в процессе формирования социальной компетентности учащихся, она интегрирует все институты социализации (семья, школа, детские общественные организации). Как элемент микросреды — семья является проводником ребенка в культуру. Этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью… Читать ещё >
Социальная компетентность учащихся сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время сельская школа утрачивает свою специфику: на фоне глобализационных процессов данный социальный институт отличается запоздалым реагированием на изменения социально-экономической обстановки, наблюдается снижение социализирующего потенциала в силу дисфункций основных направлений социально-педагогической деятельности и статуса в сельском социуме [1].
В Алтайском крае более 80% составляют сельские школы, опыт социально-педагогической деятельности каждой из них определяют новые ценностно-целевые ориентиры современного образования и такие его характеристики, как открытость, демократичность, вариативность.
Реализация Болонской декларации, федеральной целевой программы развития образования, программы Алтайского края «Дети Алтая» актуализирует поиск педагогических подходов к решению задач в сфере образования и воспитания личности на школьной ступени обучения. На первое место выдвигается не только информированность человека, но и умение разрешать проблемы, возникающие в различных сферах социальной жизни, что составляет основу компетентностной модели образования (В.А. Болотов, В. В. Сериков). Возрастает необходимость готовить устойчивое подрастающее поколение к воздействию негативных факторов внешней среды.
Достижение успеха в жизни ученые связывают с социальной компетентностью выпускников общеобразовательных учреждений, их умением взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные сложившейся ситуации решения.
Анализ подходов к определению социальной компетентности и социализации учащихся показывает, что различия в существующих концепциях (Г.М. Андреева, А. В. Мудрик, В. Слот, Т. И. Шульга и др.) связаны с определением роли индивида в этом процессе. Социальная компетентность рассматривается учеными как состояние равновесия, если индивид обладает навыками, достаточными для реализации задач, стоящих перед ним в повседневной жизни. В данном случае речь идет о психологии развития человека как о необходимом навыке, достаточном для выполнения задач, присущих тому жизненному периоду, в котором этот человек находится. Социализация же рассматривается как процесс, в котором индивид является объектом социальных воздействий или субъектом освоения социального опыта и культуры, как развитие и саморазвитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Зачастую наблюдается искусственная изолированность сельской школы от актуальных задач и тенденций развития образования, поэтому в рассмотрении нуждается деятельность школ как субъектов и институтов социализации, осуществляющих социально-педагогическую деятельность по формированию социальной компетентности всех категорий учащихся и их близкого окружения, создающих единое пространство социализации на основе интеграции воспитательных возможностей сельского социума в реализации потенциала обучающихся.
С целью изучения сущности понятия «социальная компетентность» педагогическими коллективами сельских школ Алтайского края нами применен метод экспертных оценок. В эксперименте принимали участие 126 учителей и социальных педагогов. Для сравнения представлений в понимании феномена «социальная компетентность» мы использовали критерий ч2. Полученные данные, педагогов в понимании феномена «социальная компетентность учащихся» представлены в таблице.
Таблица 1. Сравнение представлений учителей и социальных педагогов в понимании феномена «социальная компетентность учащихся» (%).
№ п/п. | Ответы респондентов. | Учителя. | Социальные педагоги. | |||
Кол-во (60). | %. | Кол-во (66). | %. | |||
1. | Умение взаимодействовать в обществе. | 8,3. | 6,1. | |||
2. | Постановка собственных целей. | 5,0. | 12,1. | |||
3. | Коммуникативные умения. | 13,3. | 13,6. | |||
4. | Умения сконцентрировать свои знания и применить на практике. | 16,7. | 16,7. | |||
5. | Умение брать ответственность за результат своей деятельности. | 8,3. | 12,1. | |||
6. | Социальная активность. | 10,0. | 9,1. | |||
7. | Владение эффективными способами организации свободного времени. | 15,0. | 7,6. | |||
8. | Знание своих прав и обязанностей. | 20,0. | 21,2. | |||
9. | Проявлять толерантность, эмпатию. | 3,4. | 1,5. | |||
Эмпирическое значение ч2 было найдено по формуле:
где N1 — объем выборки «учителя» (N1=60), N2 — объем выборки «социальные педагоги» (N2=66), С — общее число групп, на которые разделились результаты опроса (С=9), О1i — наблюдаемые частоты в выборке «учителя», О2i — наблюдаемые частоты в выборке «социальные педагоги» ч2 эмп = 11,1.
С помощью таблицы критических значений мы определили для р=0,05 и v=8 (v=С-1), ч2 кр =15,5. Так как ч2 эмп < ч2 кр то отклоняется альтернативная и принимается нулевая гипотеза, что свидетельствует об отсутствии различий в представлениях учителей и социальных педагогов в понимании феномена «социальная компетентность».
Учитывая данные опроса, обозначены направления социально-педагогической деятельности в процессе формирования социальной компетентности учащихся, она интегрирует все институты социализации (семья, школа, детские общественные организации). Как элемент микросреды — семья является проводником ребенка в культуру. Этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. В понимании родителей, социальная компетентность — это умение вести себя в обществе, способность адаптироваться, осведомленность в вопросах социального законодательства, знания об обществе в целом. Родители видят основной потенциал развития социальной компетентности в школьном образовании.
Обучение социальной компетентности (Ю.А. Мель) представляет собой овладение инструментарием, который позволит человеку:
принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;
забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;
представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;
правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;
анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;
представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;
отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других [2].
Понятие социальной компетентности связано не только с верой человека в себя и эффективностью его функционирования, но и с требованиями проблемной социальной ситуации, которую необходимо разрешить.
В процессе констатирующего эксперимента выявлены исходные данные об уровне социальной компетентности подростков. Методом анкетирования определены проблемы, возникающие в процессе становления социальной компетентности подростков сельской школы.
Статистические данные показывают слабые знания учащимися своих прав и обязанностей, недостаточное владение умением эффективно решать проблемные ситуации, определять и достигать намеченные цели, затруднения в процессе общения, поэтому особого внимания требует совершенствование социально-педагогической деятельности в контексте таких направлений, как:
информированность о правах и обязанностях;
формирование навыков самообслуживания;
развитие коммуникативных умений и т. д.
Формирование социальной компетентности сельских школьников предполагает введение в практику школы инновационных, соответствующих требованиям модернизации образования, методов работы. Особое место занимают:
реализация компетентностного подхода;
организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющими инновационную деятельность;
исследовательская работа;
внедрение новых социально-педагогических технологий, методик;
организация интеллектуально-творческой деятельности учителей и учащихся;
реализация актуальных социально-педагогических проектов и программ.
Таким образом, исследование позволило уточнить сущность понятия социальная компетентность, обозначить направления социально-педагогической деятельности в процессе формирования социальной компетентности учащихся сельской школы, а также выявило важность интеграции всех институтов социализации.
социальный школьный сельский.
- 1. Сидоров С. В. Реализация специфики сельской школы в историческом опыте российского образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2011. — № 2. — Ч.3. — С. 178−182. ISSN 1997;292X.
- 2. Мель Ю. А. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации перелома // Вопросы психологии. — 1995. — № 5. — С. 61.
- 3. Свиридов А. Н. Социальная компетентность учащихся и её диагностика: практическое пособие. [Текст] - Баранаул: Из-во АКИПКРО, 2007. — 200 с.
- 4. Шептенко П. А. Модель формирования социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения // Мир науки, культуры, образования. 2009. — № 3. С.241−243. — ISSN 1991;5497.