Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная компетентность учащихся сельской школы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая данные опроса, обозначены направления социально-педагогической деятельности в процессе формирования социальной компетентности учащихся, она интегрирует все институты социализации (семья, школа, детские общественные организации). Как элемент микросреды — семья является проводником ребенка в культуру. Этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью… Читать ещё >

Социальная компетентность учащихся сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время сельская школа утрачивает свою специфику: на фоне глобализационных процессов данный социальный институт отличается запоздалым реагированием на изменения социально-экономической обстановки, наблюдается снижение социализирующего потенциала в силу дисфункций основных направлений социально-педагогической деятельности и статуса в сельском социуме [1].

В Алтайском крае более 80% составляют сельские школы, опыт социально-педагогической деятельности каждой из них определяют новые ценностно-целевые ориентиры современного образования и такие его характеристики, как открытость, демократичность, вариативность.

Реализация Болонской декларации, федеральной целевой программы развития образования, программы Алтайского края «Дети Алтая» актуализирует поиск педагогических подходов к решению задач в сфере образования и воспитания личности на школьной ступени обучения. На первое место выдвигается не только информированность человека, но и умение разрешать проблемы, возникающие в различных сферах социальной жизни, что составляет основу компетентностной модели образования (В.А. Болотов, В. В. Сериков). Возрастает необходимость готовить устойчивое подрастающее поколение к воздействию негативных факторов внешней среды.

Достижение успеха в жизни ученые связывают с социальной компетентностью выпускников общеобразовательных учреждений, их умением взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные сложившейся ситуации решения.

Анализ подходов к определению социальной компетентности и социализации учащихся показывает, что различия в существующих концепциях (Г.М. Андреева, А. В. Мудрик, В. Слот, Т. И. Шульга и др.) связаны с определением роли индивида в этом процессе. Социальная компетентность рассматривается учеными как состояние равновесия, если индивид обладает навыками, достаточными для реализации задач, стоящих перед ним в повседневной жизни. В данном случае речь идет о психологии развития человека как о необходимом навыке, достаточном для выполнения задач, присущих тому жизненному периоду, в котором этот человек находится. Социализация же рассматривается как процесс, в котором индивид является объектом социальных воздействий или субъектом освоения социального опыта и культуры, как развитие и саморазвитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Зачастую наблюдается искусственная изолированность сельской школы от актуальных задач и тенденций развития образования, поэтому в рассмотрении нуждается деятельность школ как субъектов и институтов социализации, осуществляющих социально-педагогическую деятельность по формированию социальной компетентности всех категорий учащихся и их близкого окружения, создающих единое пространство социализации на основе интеграции воспитательных возможностей сельского социума в реализации потенциала обучающихся.

С целью изучения сущности понятия «социальная компетентность» педагогическими коллективами сельских школ Алтайского края нами применен метод экспертных оценок. В эксперименте принимали участие 126 учителей и социальных педагогов. Для сравнения представлений в понимании феномена «социальная компетентность» мы использовали критерий ч2. Полученные данные, педагогов в понимании феномена «социальная компетентность учащихся» представлены в таблице.

Таблица 1. Сравнение представлений учителей и социальных педагогов в понимании феномена «социальная компетентность учащихся» (%).

№ п/п.

Ответы респондентов.

Учителя.

Социальные педагоги.

Кол-во (60).

%.

Кол-во (66).

%.

1.

Умение взаимодействовать в обществе.

8,3.

6,1.

2.

Постановка собственных целей.

5,0.

12,1.

3.

Коммуникативные умения.

13,3.

13,6.

4.

Умения сконцентрировать свои знания и применить на практике.

16,7.

16,7.

5.

Умение брать ответственность за результат своей деятельности.

8,3.

12,1.

6.

Социальная активность.

10,0.

9,1.

7.

Владение эффективными способами организации свободного времени.

15,0.

7,6.

8.

Знание своих прав и обязанностей.

20,0.

21,2.

9.

Проявлять толерантность, эмпатию.

3,4.

1,5.

Эмпирическое значение ч2 было найдено по формуле:

Социальная компетентность учащихся сельской школы.

где N1 — объем выборки «учителя» (N1=60), N2 — объем выборки «социальные педагоги» (N2=66), С — общее число групп, на которые разделились результаты опроса (С=9), О1i — наблюдаемые частоты в выборке «учителя», О2i — наблюдаемые частоты в выборке «социальные педагоги» ч2 эмп = 11,1.

С помощью таблицы критических значений мы определили для р=0,05 и v=8 (v=С-1), ч2 кр =15,5. Так как ч2 эмп < ч2 кр то отклоняется альтернативная и принимается нулевая гипотеза, что свидетельствует об отсутствии различий в представлениях учителей и социальных педагогов в понимании феномена «социальная компетентность».

Учитывая данные опроса, обозначены направления социально-педагогической деятельности в процессе формирования социальной компетентности учащихся, она интегрирует все институты социализации (семья, школа, детские общественные организации). Как элемент микросреды — семья является проводником ребенка в культуру. Этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. В понимании родителей, социальная компетентность — это умение вести себя в обществе, способность адаптироваться, осведомленность в вопросах социального законодательства, знания об обществе в целом. Родители видят основной потенциал развития социальной компетентности в школьном образовании.

Обучение социальной компетентности (Ю.А. Мель) представляет собой овладение инструментарием, который позволит человеку:

принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;

забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;

правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;

анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;

отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других [2].

Понятие социальной компетентности связано не только с верой человека в себя и эффективностью его функционирования, но и с требованиями проблемной социальной ситуации, которую необходимо разрешить.

В процессе констатирующего эксперимента выявлены исходные данные об уровне социальной компетентности подростков. Методом анкетирования определены проблемы, возникающие в процессе становления социальной компетентности подростков сельской школы.

Статистические данные показывают слабые знания учащимися своих прав и обязанностей, недостаточное владение умением эффективно решать проблемные ситуации, определять и достигать намеченные цели, затруднения в процессе общения, поэтому особого внимания требует совершенствование социально-педагогической деятельности в контексте таких направлений, как:

информированность о правах и обязанностях;

формирование навыков самообслуживания;

развитие коммуникативных умений и т. д.

Формирование социальной компетентности сельских школьников предполагает введение в практику школы инновационных, соответствующих требованиям модернизации образования, методов работы. Особое место занимают:

реализация компетентностного подхода;

организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющими инновационную деятельность;

исследовательская работа;

внедрение новых социально-педагогических технологий, методик;

организация интеллектуально-творческой деятельности учителей и учащихся;

реализация актуальных социально-педагогических проектов и программ.

Таким образом, исследование позволило уточнить сущность понятия социальная компетентность, обозначить направления социально-педагогической деятельности в процессе формирования социальной компетентности учащихся сельской школы, а также выявило важность интеграции всех институтов социализации.

социальный школьный сельский.

  • 1. Сидоров С. В. Реализация специфики сельской школы в историческом опыте российского образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2011. — № 2. — Ч.3. — С. 178−182. ISSN 1997;292X.
  • 2. Мель Ю. А. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации перелома // Вопросы психологии. — 1995. — № 5. — С. 61.
  • 3. Свиридов А. Н. Социальная компетентность учащихся и её диагностика: практическое пособие. [Текст] - Баранаул: Из-во АКИПКРО, 2007. — 200 с.
  • 4. Шептенко П. А. Модель формирования социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения // Мир науки, культуры, образования. 2009. — № 3. С.241−243. — ISSN 1991;5497.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой