Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны модули приобщения младших школьников к музыкальным традициям казахского народа: «Восприятие примеров народной казахской музыки», «Диалоговое музицирование», «Импровизация на народных казахских инструментах». Структурными элементами модулей являются: постановка задач в музыкальной деятельности на реализацию музыкальной деятельности детей, организацию процесса восприятия народной… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ КАЗАХСКОГО НАРОДА
    • 1. 1. Музыкальные традиции казахского народа
    • 1. 2. Приобщение школьников к музыкальным традициям казахского народа
    • 1. 3. Музыкальные традиции казахского народа в содержании общего музыкального образования школьников в Республике Казахстан
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ КАЗАХСКОГО НАРОДА
    • 2. 1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы по приобщению младших школьников к музыкальным традициям казахского народа
    • 2. 2. Пилотный эксперимент и формирующий этап опытно-поисковой работы по приобщению младших школьников к музыкальным традициям казахского народа
    • 2. 3. Итоговый этап опытно-поисковой работы по приобщению младших школьников к музыкальным традициям казахского народа

Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Система образования в Казахстане имеемного общего с системой образования в России. Одной из позиций, связывающих данные системы, является направленность образования на решение проблемы приобщения школьников к мировой культуре и к собственным национальным традициям. При этом содержание музыкального образования, направленного на приобщение школьников к мировой культуре примерно одинаково для учебных заведений той и другой страны, тогда как в содержании образования, направленного на приобщение к национальным традициям, имеются существенные отличия, обусловленные особенностями национальной культуры в целом и музыкальной культуры в частности.

Анализ литературы показал, что термин «приобщение» российскими и казахстанскими исследователями (С.А. Арутюнов, Б. Ж. Аманов, С. Ш. Аязбекова, Г. Н. Волков, А. К. Жубанов, Э. С. Маркарян, А. И. Мухамбетова, И. И. Мациевский, И. Н. Полонская, Н. С. Сарсенбаев, К. В. Чистов и др.) часто связывается с термином «традиция», который в наиболее общем виде представляет элемент культурного наследия, востребованного в современной жизни общества.

В российской науке проблему приобщения подрастающего поколения к культурным традициям рассматривали: И. Н. Антоненкова, О. С. Бороздина, Е. Г. Воронина, Г. Р. Ганиева, Н. К. Гаранина, С. Д. Кириенко, В. А. Неволина и др., тс семейным этнокультурным традициям — АЛО. Аксенова, Т. А. Маркова, к традициям культуры казачества — С. Н. Даныпов, к традициям календарно-обрядового фольклора — H.H. Елисова и др.

В педагогических исследованиях ученых Казахстана раскрывались вопросы приобщения детей к духовным и материальным ценностям (К.Ж. Кожахметова), к культурным (E.H. Кергилова) и музыкальным традициям (С.Ш. Аязбекова, М. Е. Ержанов, М. С. Макашева, А. И. Мухамбетова, Б. С. Сейталиева и др.) казахского народа, но не исследовались теоретические и методические аспекты процесса приобщения учащихся к народным музыкальным традициям в системе общего музыкального образования.

Известные казахстанские музыковеды, искусствоведы и педагоги (Б.Ж. Аманов, С. Ш. Аязбекова, P.P. Джердималиева, А. И. Мухамбетова, С. А. Узакбаева и др.) отмечают, что для музыкальной культуры казахов традиционно не только вокальное, но и инструментальное творчество, что связано с кочевым образом жизни. Специфика музыкального творчества проявляется в использовании казахских народных музыкальных инструментов, которые в большинстве случаев имеют не темперированный строй, в малом объеме коллективных видов музыкальной деятельности, в использовании в вокальном и в инструментальном творчестве диалогичных и соревновательных форм: айтыс и тартыс, включающих импровизацию. Изучение научно — методической литературы казахстанских авторов (Р.Н. Валиуллина, JI.H. Гаук, С. А. Елеманова, Ш. Б. Кульманова, А. К. Маханова, М. А. Оразалиева, A.A. Саильянц, И. Г. Яковлева, и др.) показывает, что именно эти традиции недостаточно полно отражены в содержании общего музыкального образования школьников, хотя в содержание программ по дошкольному музыкальному образованию детей в Республике Казахстан («Зерек бала» — «Умный ребенок», авторы: Т. И. Калашникова, Г. П. Новогрекко, С. Е. Болтаева, H.H. Фарафонова, Т. П. Чичурина, Е.В. Юркова- «Б13 мектепке барамыз» — «На пути к школе» авторы: Т. А. Дрыгина, Л. Д. Каскабасова, Г. Г. Корчевская, И. И. Митрофанова, H. J1. Татаурова, И. А. Тирская, С. И Шелипова, С. Г. Шакабаеваи «Алгашкы кадам» — «Мой первый шаг», авторы: Б. Ж. Ногайбекова, Г. К. Максутова) уже включается знакомство с народными казахскими инструментами, детей учат исполнять небольшие импровизации при пении и игре на музыкальных инструментах, предлагают для восприятия народные и композиторские музыкальные произведения.

Анализ программ по музыкальному начальному образованию школьников ч Республике Казахстан показывает, что оно включает в основном вокальное исполнительство и восприятие произведений казахского народа. В минимальном количестве в уроки включается импровизация на детских музыкальных инструментах, а знакомство с казахскими народными инструментами осуществляется посредством визуального восприятия их и прослушивания музыкального произведения. Содержание уроков музыки в общеобразовательной школе, виды музыкальной деятельности и используемый музыкальный материал позволяют учителю осуществлять приобщение детей к таким музыкальным традициям, как инструментальное исполнительство на духовых, ударных, самозвучащих народных инструментах, соревновательность и диалогичность в музицировании (айтыс, тартыс), инструментально-речевая импровизация (кайым). Способом приобщения детей к указанным традициям могут выступать определенные модули, введение которых в уроки музыки не требует дополнительного времени и которые не разрушают структуру и содержание уроков музыки по различным программам, имеющимся в настоящее время в Республике.

Все выше перечисленное позволяет сформулировать следующие противоречия:

— между необходимостью интеграции, обусловленной вхождением Республики Казахстан в мировое образовательное сообщество, и дифференциации, способствующей сохранению национальных культурных образовательных особенностей, в том числе и музыкальной культуры;

— между разработанностью проблем приобщения подрастающего поколения к национальным культурным традициям Республики Казахстан в педагогике и малой их разработанностью в педагогике музыкального образования;

— между необходимостью разработки способов приобщения школьников к народным музыкальным традициям на начальном этапе общего образования в.

Республике Казахстан и недостаточностью теоретических оснований и методических разработок для осуществления данного процесса.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске способов приобщения учащихся к народным музыкальным традициям в школах Республики Казахстан.

Проблема исследования позволила сформулировать тему диссертационной работы: «Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа».

Цель исследования — разработать и опытно-поисковым путем апробировать вариативные модули, способствующие приобщению младших школьников к традициям казахской народной музыкальной культуры.

Объект исследования — процесс приобщения младших школьников к традициям казахской народной музыкальной культуры на начальном этапе общего музыкального образования.

Предмет исследования — вариативные модули, способствующие приобщению младших школьников к традициям казахской народной культуры, предназначенные для включения в инвариант содержания программ по музыке в общеобразовательных школах Республики Казахстан.

Гипотеза исследования основывается на предположениях о том, что процесс приобщения школьников на начальном этапе общего музыкального образования к музыкальным традициям казахского народа будет успешным если:

— определить такие виды и способы музицирования, которые являются специфичными для казахской музыкальной культуры, сообразными возрастныл' особенностям младших школьников и содержанию музыкального материала, соответствующего мушелям — временным отрезкам, лежащим в основе жизненного цикла казахов — «детство» и «юность»;

— разработать вариативные модули, которые можно будет включать в инвариантное содержание программ по музыке у младших школьников, реализующихся в Республике Казахстан;

— включать в эти модули такие виды музыкальной деятельности, которые способствуют накоплению знаний о музыкальных традицияхформированию умений творческого музицирования и музицирования по заданному образцу.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи;

1. Изучить работы казахстанских и зарубежных исследователей с целью уточнения понятия «приобщение к музыкальным народным традициям»;

2. Определить музыкальные традиции казахского народа, воспроизведение и развитие которых доступно детям младшего школьного возраста;

3. Определить структуру и содержание модулей, способствующих приобщению школьников к музыкальным традициям казахского народа;

4. Определить критерии, показатели, демонстрирующие степень приобщения младших школьников к казахской музыкальной культуре;

5. Проверить результативность разработанных вариативных модулей.

Методологическую базу исследования составили: положения) деятельностном подходе в обучении школьников (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), идеи о взаимосвязи феноменов «культура» и «традиция» (С.А. Арутюнов, А. Г. Спиркин, К. В. Чистов и др.), положение о целостности процесса приобщения детей к музыкальном искусству с доминированием процесса восприятия (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский), идеи казахский исследователей о способах приобщения детей к традиционной народной культуре (С.Ш. Аязбекова, P.P. Джердималиева, А. И. Мухамбетова и др.), принципы музыкального образования школьников: введение ребенка в мир музыкального искусства (Д.Б. Кабалевский), обучение музыкальному искусству в опоре ни отечественную музыкальную культуру (Г.П. Сергеева), идеи этнослухового развития в музыкальном образовании (JI.B. Шамина), освоения ребенком национальной казахской культурной музыкальной традиции в процессе восприятия и творчества (Б.Ж.Аманов, P.P. Джердималиева Ш. Б. Кульманова, А.И. Мухамбетова).

Методы исследования: теоретические — анализ философской, культурологической, педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования, а также законодательно-нормативной документации по вопросам музыкального образования школьниковобобщение педагогического опыта по приобщению детей дошкольного и школьников к культурным народным традициям, моделированиеэмпирические — анкетирование, анализ творческих продуктов учащихся, пилотный эксперимент, опытно-поисковая работа.

База исследования. Пилотный эксперимент проводился в средних школах городов Петропавловска, Степногорска, Атбасара, Кокшетау, Булаево, Мамлютка, в нем принимали участие 118 учащихся и 18 учителей музыки. Опытно-поисковая работа, ее констатирующий, формирующий и итоговый этапы проходили в средней школе — комплексе эстетического воспитания № 8 города Петропавловска, в школе-гимназии имени Батыра Баяна города Булаево Северо-Казахстанской области, в средней школе № 10 города Петропавловска Северо-Казахстанской области и в средней школе № 2 города Мамлютка Северо-Казахстанской области (всего 97 учащихся).

Этапы исследования:

На первом этапе (2008;2010гг.) происходило теоретическое осмысление проблемы исследования, анализ философской, культурологической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы и документальных источников, разрабатывались вариативные модули приобщения младших школьников к музыкальным традициям казахского народа, осуществлялось проектирование пилотного эксперимента и содержания опытно-поисковой работы.

На втором этапе (2010;2012гг.) проводились: пилотный эксперимент, констатирующий этап опытно-поисковой работы, осуществлялось внедрение разработанных вариативных модулей в содержание уроков музыки у первоклассников в школах Казахстана.

На третьем этапе (2012;2013гг.) проводились: итоговый этап опытно-поисковой работы, обработка и анализ ее результатов, обобщение результатов исследования и оформление диссертации.

Научная новизна исследования.

1 .Определено, что музыкальными традициями казахского народа, доступными для освоения, воспроизведения и развития ребенком младшего школьного возраста, являются: исполнительство на народных музыкальных инструментах, соответствующих определенному возрастному отрезку — мушелю («детство» и «юность»), специфические черты музицирования (соревновательность, диалогичность, импровизация), формы народного казахского творчества (айтыс, тартыс, айтыс-кайым).

2. Разработаны модули приобщения младших школьников к музыкальным традициям казахского народа: «Восприятие примеров народной казахской музыки», «Диалоговое музицирование», «Импровизация на народных казахских инструментах». Структурными элементами модулей являются: постановка задач в музыкальной деятельности на реализацию музыкальной деятельности детей, организацию процесса восприятия народной и композиторской казахской музыки с использованием методов размышления о музыке, сравнения, наглядно-слухового показа, ретроспективы и перспективыобучение умениям осуществлять музыкальный диалог, методы — ролевая игра, моделирование художественно-творческого процессаобучение умениям инструментальной и инструментально-речевой импровизации, методы — игра-соревнование, моделирование интонационно-звукового процесса, музыкальных композиций.

3. Определены входящие в состав модулей виды диалогового музицирования (диалог-повтор, диалог-аккомпанемент к вокальному произведению, ритмический, мелодико-ритмический диалоги, диалог-соревнование, полилог), а также виды инструментальной импровизации (аккомпанемент к вступлению песни и проигрышу между ее куплетами, импровизация на определенную тему, импровизация-соревнование) и инструментально-речевой импровизации (музыкальное сопровождение к устному рассказу, музыкальная импровизация и словесные комментарии к ней), вытекающие из особенностей исполнительских традиций казахского народа.

Теоретическая значимость исследования:

1. Уточнена формулировка понятия «приобщение детей к музыкальным традициям" — это педагогический процесс организации восприятия народного музыкального искусства, приобретаются знания о музыкальных традициях, вокального и инструментального исполнительства, формируются умения репродуктивного и продуктивного музицирования;

2. Отобраны принципы музыкального образования применительно к решению проблемы приобщения младших школьников к музыкальным традициям казахского народа: введение ребенка в музыкальное искусство, опора на отечественную музыкальную культуру, этнослухового развития детей в музыкальном образовании, освоения ребенком национальной казахской культурной музыкальной традиции в процессе восприятия и творчества;

3. В опоре на идею целостности процесса приобщения ребенка к музыкальным традициям определены такие компоненты вариативных модулей, как восприятие, репродуктивное и продуктивное творчество с доминированием того или иного компонента в зависимости от цели и задач каждого модуля.

Практическая значимость исследования заключается в разработке критериев и показателей, демонстрирующих успешность приобщения младших школьников к народной казахской музыкальной культурев подборе диагностического материала для проведения констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы и пилотно1 о экспериментав разработке и определении состава казахских народных инструментов, используемых на уроках музыки в начальной школев составлении музыкального репертуара для разработанных модулей, в составлении хресгоматии музыкальных ритмических партитур.

Обоснованность и достоверность результатов диссертационной работы обеспечиваются методологическими позициям по проблеме приобщения детей к традициям народной музыкальной культуры, использованием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его целям и задачам, проведением пилотного эксперимента, результаты которого учитывались в осуществлении опытно-поисковой работы, ее результатами.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты исследования опубликованы в сборниках научных трудов и конференций разного уровня (двадцать публикаций), в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации (три публикации) и ВАК Республики Казахстан (одна публикация). Основные теоретические и методические положения диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры музыкального образования Института музыкального и художественного образования ФГБОУ ВПО «УрГПУ», на кафедре музыкальных дисциплин СевероКазахстанского Государственного Университета им. М Козыбаева, а также в докладах на международных конференциях: Астана (Казахстан) — 2011, 2010, Кокшетау (Казахстан) — 2011, Прага (Чехия) — 2011, Варшава (Польша) — 2011, Тюмень (Россия) — 2011, Новосибирск (Россия) — 2012, всероссийских конференциях: Москва — Челябинск (Россия) — 2009, 2013; республиканских конференциях: Петропавловск (Казахстан) — 2010, Барнаул (Россия) 2011, а также нашли отражение в публикациях статей в научных журналах и сборниках (Екатеринбург, Омск, Пермь, Петропавловск — Казахстан).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Приобщение детей к музыкальным традициям является педагогическим процессом организации восприятия народного музыкального искусства, в ходе которого приобретаются знания о музыкальных традициях, вокального л инструментального исполнительства, формируются умения репродуктивного и продуктивного музицирования.

2. Музыкальными традициями казахского народа, доступными для освоения, воспроизведения и развития ребенком младшего школьного возраста являются: исполнительство на народных музыкальных инструментах, соответствующих определенному возрастному отрезку — мушелю «детстзо» и «юность»: соревновательность, диалогичность, импровизация, как характерные черты музицирования казахов, импровизационные соревновательные формы: айтыс, тартыс, айтыс-кайым.

3. Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа осуществляется введением в уроки музыки вариативных модулей: «Восприятие примеров народной казахской музыки», «Диалоговое музицирование», «Импровизация на народных казахских инструментах», в которые включается восприятие, исполнительская деятельность репродуктивного и продуктивного характера с доминированием определенного гида деятельности в зависимости от цели и задач каждого модуля.

4. Структурными элементами модулей являются: постановка задач на реализацию музыкальной деятельности детей, организация процесса восприятия народной и композиторской казахской музыки, обучение умению осуществлять музыкальный диалог (диалог-повтор, диалог-аккомпанемент к вокальному произведению, ритмический, мелодико-ритмический диалоги, диалог-соревнование, полилог), обучение умениям инструментальной (аккомпанемент к вступлению песни и проигрышу между ее куплетами, импровизация на определенную тему, импровизация-соревнование) и инструментально-речевой импровизация к устному рассказу, музыкальная импровизация и словесные комментарии к ней) импровизации.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений, содержащих таблицы, примеры диагностических материалов, музыкального материала трех модулей, ритмических партитур.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

1. Процесс приобщения детей к музыкальной культуре любого народа должен происходить в опоре на ее специфические особенности. В казахской музыкальной культуре таковыми, вытекающими из особого, кочевого образа жизни, являются сольное вокальное и инструментальное исполнительство, диалоговые формы музицирования, соревновательность с использованием таких жанров, как айтыс и тартыс.

2. Учителя музыки школ различных городов: административного центра, малых городов, считают необходимым с самых первых уроков к осуществлению процесса приобщения детей к народной музыкальной культуре, но в этот процесс они не включают инструментальное исполнительство детей на казахских народных музыкальных инструментах и, соответственно, не представляют такие его формы как диалог и соревнование в связи с отсутствием соответствующих методических знаний.

3. Процесс приобщения к казахской музыкальной культуре, начинающийся в дошкольном образовательном учреждении целостно не всегда осуществляется в первом классе школы, когда в основном делается на вокальное воспитание детей и на формирование у них знаний о казахской музыкальной культуре, тогда как инструментальному музицированию уделяется незначительное внимание. В связи с этим, полностью не осуществляется преемственность в музыкальном образовании дошкольников и младших школьников.

4. Способами реализации этой преемственности по приобщению первоклассников к музыкальным традициям казахского народа выступают три модуля, которые вводятся в уроки музыки на протяжении всего первого годг. обучения детей в общеобразовательной школе. Таковыми являются, согласно теоретическому определению понятия «приобщения к музыкальной культуре», модули «Восприятие примеров народной казахской музыки», «Диалоговое музицирование» и «Импровизация на народных казахских инструментах».

5. Разработка данных модулей осуществлялась на следующих принципах и положениях:

— на позициях деятельностного подхода (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), когда знания, и умения формируются на основе определенного вида деятельности, в данном случае знания о традициях на основе восприятия и исполнительства, с учетом особенностей возрастного развития детей.

— на позициях казахстанских исследователей об освоении ребенком национальной казахской культурной музыкальной традиции в процессе восприятия и творчества (Б.Ж Аманов, P.P. Джердималиева, Ш. Б. Кульманова, А. И. Мухамбетова, С. А. Узакбаева и др.). на принципах введения учащихся в мир музыкального искусства (Д.Б. Кабалевский), опоры на отечественную музыкальную культуру (Г.П. Сергеева), этнослухового развития ребенка в музыкальном образовании (Л.В. Шамина), художественного контекста в процессе музыкального образования (Л.В. Горюнова).

6. Содержание каждого модуля включало задачи по формированию знаний учащихся об особенностях казахской музыкальной культуры, формирования продуктивных и репродуктивных умений в процессе музицирования детей на казахских народных музыкальных инструментах.

7. Проведение пилотного эксперимента позволило скорректировать содержание данных модулей по линии увеличения творческих заданий для учащихся во всех трех модулях и изменения диагностических заданий для замера успешности освоения этого содержания, в частности произошло изменение методики проведения итоговой диагностики.

8. Критериями успешности приобщения младших школьников к традициям казахской музыкальной культуры являются: умение отличать в процессе восприятия народную казахскую музыку от других музыкальных произведений, умение репродуктивного музицирования на элементарных музыкальных инструментах, умение продуктивного музицирования на элементарных музыкальных инструментах. Методика замера сформированное&tradeзнаний о казахской музыкальной культуре, умений продуктивного и репродуктивного музицирования на констатирующем этапе опытно-поисковой работы и на ее итоговом этапе была изменена в сторону усложнения диагностических заданий, ввиду освоения детьми содержания программы по предмету «музыка» первого года обучения, их возрастного и общего культурного развития.

Итоги внедрения всех трех модулей в процесс музыкального образования школьников в образовательных учреждениях административного центра и малых городов республики Казахстан, показывают позитивную динамику процесса приобщения младших школьников к музыкальным традициям казахского народа, как в сравнении с теми результатами, которые были получены на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, так и в сравнении с результатами, полученными при выполнении заданий учащимися контрольной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Изучение работ казахстанских и зарубежных исследователей позволило уточнить понятие «приобщение к музыкальным народным традициям» — это педагогический процесс организации восприятия народного музыкального искусства, в ходе которого приобретаются знания о музыкальных традициях, вокального и инструментального исполнительства, в ходе которого формируются умения репродуктивного и продуктивного музицирования.

2. Музыкальными традициями казахского народа, доступными для освоения, воспроизведения и развития ребенком младшего школьного возраста являются: исполнительство на народных музыкальных инструментах, соответствующих определенному возрастному отрезку времени — мушелю «детство» и «юность», специфические черты музицирования казахов (соревновательность, диалогичность, импровизация), формы народного казахского творчества (айтыс, тартыс, айтыс-кайым).

3. Модули включают: постановку задач на реализацию музыкальной деятельности детей, организацию процесса восприятия народной и композиторской казахской музыки, обучение умениям производить музыкальный диалог (диалог-повтор, диалог-аккомпанемент к вокальному произведению, ритмический, мелодико-ритмический диалоги, диалог-соревнование, полилог), обучение умениям инструментальной (аккомпанемент к вступлению песни и проигрышу между ее куплетами, импровизация на определенную тему, импровизация-соревнование) и инструментально-речевой (импровизация к устному рассказу, музыкальная импровизация и словесные комментарии к ней) импровизации.

— 4. Критериями, позволяющими определить степень приобщения младших школьников к народной казахской музыкальной культуре, являются: умение отличать в процессе восприятия произведения народной казахской музыки от музыкальных произведений другого народаумение осуществлять репродуктивное, диалоговое музицирование с элементами импровизации на элементарных инструментах, в том числе и на народных казахскихумение осуществлять продуктивное музицирование на элементарных инструментах, в том числе и на народных казахских.

5. Результаты итогового и констатирующего этапов опытно-поисковой работы позволяют говорить об успешности и результативности разработанных модулей.

Перспективы работы заключаются в нахождении путей приобщения к музыкальным народным традициям, в системе дополнительного музыкального образования младших школьников, а также в определении структуры и содержания таких же модулей в системе основного общего музыкального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абай, Кунанбаев. Слова назидания. Текст. Алма-Ата: Жалын, 1978- 197с.
  2. , Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для вузов Текст. / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М: Издательский центр Академия, 2004. — 336с.
  3. Акишев, К. А Древняя культура саков и усуней долины реки Или Текст. — Алма-Ата: Издательство Академии наук Казахской ССР, 1963 320 с.
  4. , Ю.Б. Методика музыкального воспитания от детского сада к начальной школе. Текст. Воронеж: НПО Модек, 1998. — 352с.
  5. Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. Текст. Алматы: Галым, 1993. -456с.
  6. Аманов, Б. Ж, Мухамбетова А. И. Казахская традиционная музыка и 20 век Текст. Алматы: Дайк — Пресс, 2002. — 544с.
  7. , И.Н. Приобщение младших школьников к эстетическим ценностям при изучении народного декоративно-прикладного искусства родного края: дис. канд. пед. наук Тула, 2005. — 236 с.
  8. , С.А. Обычай, ритуал, традиция Текст. М: Советская этнография, 1981. — № 2 — 120с.
  9. , Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе Текст. // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1965. — 242с.
  10. Ю.Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей Текст. // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1965−36с.
  11. Асемкулов, Т. Шертпе куй Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.otuken.kz/index.php/music
  12. Асемкулов, Т. Все прекрасное имеет единый исток Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.otuken.kz/index.php/aboutmusictalas/3−2010−05−20−12−39−03
  13. , Г. М. Семейное, религиозное и светское музыкальное образование в Казахстане в 19 веке Текст. / Музыкальное образование в Казахстане. Хрестоматия вып.1.Алматы, Компьютерно издательский центр ОО «ДОИВА», 2007.-272с.
  14. , Г. М. Становление и развитие общего музыкального образования Казахстана (1917 -1960гг.): автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Алматы, 2001.-23с.
  15. , С.Ш. Мир музыки Г. Жубановой: время культура — этнос. -Алматы: Институт философии и политологии МОН РК, 1999. — 174 с.
  16. , С.Ш. Картина мира этноса: Коркут ата и философия музыки казахов Текст. — Алматы: Компьютерно — издательский центр Института философии и политологии МОиН РК, 2009.-284с.
  17. , М.Х. Программа по музыке «Елим-ай» для учащихся 1−4 классов общеобразовательной казахской школы. Алматы: 1993, — 68с.
  18. , Т.Б. 200 казахских песен Текст. Алма-Ата: Галым, 1972−145с.
  19. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2. — М.: Наука, 1979. 374с.21 .Большая Российская Энциклопедия Текст. М.: Классик, 2004. -1223с.
  20. Большая Энциклопедия Текст. M.: Терра, 2006. — 1002с.
  21. , О.С. Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс: дисс.. канд. пед. наук Вологда, 2006. -188 с.
  22. , Е.Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста: дисс.. канд. пед. наук-Москва, 2007−201с.
  23. Валиуллина, Р. Н, Маханова А. К. Музыка Текст. / Р. Н Валиуллина, А. К. Маханова. Методическое руководство для учителей 1 класса общеобразовательной школы. Алматы: Атамура, 2012. — 48с.
  24. , Г. Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания /' Г. Н. Волков // Мир образования образование в мире.-2002.-№ 1.-85с.
  25. , Ч.Ч. Избранные произведения Текст. Алма-Ата: Наука, 1957−345с.
  26. , JI.C. Воображение и творчество в детском всзрасте Текст.-СПб.: Союз, 1997.-96с.
  27. , Г. Р. Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана: дисс.. канд. пед. наук Набережные Челны, 2007. — 244с.
  28. Гаранина, H К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства: в условиях музея дошкольного учреждения: дисс. канд. пед наук Москва, 2010 — 204с.
  29. , И.В. Избранные сочинения по естествознанию Текст. / И. В. Гёте. М., 1987.-300с.
  30. , Б. Музыкальное образование в Казахстане. Текст. Алма-Ата: Мектеп, 1975.-80 с.
  31. , JI. Развитие ребёнка как его жизнетворчество Текст. // Искусство в школе М, 1993. — 194с.
  32. Гумилев, J1.H. Этногенез и биосфера Земли Текст. М.: Астрель, 2005,-309с.
  33. Гумилев, J1.H. Этносфера. История людей и история природы. Текст. М: Наука, 1993.- 198с.
  34. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: в 4 т. / В. И. Даль. — М.: Русский язык, 1978. 388с.
  35. , С.Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе приобщения к традициям казачества Южного Урала: дисс.. канд. пед. наук Оренбург, 2006. — 195с.
  36. , JI.B. Национальные музыкально исполнительские традиции на уроках музыки в школах Казахстана. Текст. /JI.B. Добровольская // Научный журнал «Педагогическое образование в России» МО и Н РФ УрГПУ (Екатеринбург) -2011.- № 3 — С.266−272
  37. , Л.В. Проблемы приобщения к народным музыкальным традициям младших школьников Казахстана Текст. / Л.В. Добровольская//
  38. Журнал теоретических и прикладных исследований «Образование и наука» МО и H РФ УрГППУ (Екатеринбург)-2013-№ 5-С. 150−161
  39. , Е.Т. Обычаи и традиции Текст. Петропавловск: Масс-Медиа, 2001.- 136с.
  40. , P.P. Методические рекомендации по вопросам преподавания музыки в общеобразовательной школе Текст. Алматы. Мектеп, 1986.- 112с.
  41. , P.P. Научно-педагогические основы методической подготовки учителя музыки в системе высшего образования: автореф.. докт. пед. наук-Алматы, 1994−42с.
  42. , Р.К. Традиционная музыка как искусство воинской касты Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.otuken.kz/index.php/2012−02−28−09−40−25/177?task=view
  43. , Т., Темирбекова А. Традиционная музыка казахского народа: песенная и инструментальная. Алматы: Fылым, 2000 — 423 с.
  44. , Р.К. Музыкально-эстетическое воспитание школьников средствами казахского народного песенного творчества: автореф. дисс. канд. пед. наук-Алматы, 1992. -25с.
  45. , С.А. Музыка Текст. /Учеб. для 1 класса общеобраз. школы. /С.А. Елеманова, Р. Н. Валиуллина, А. К. Маханова, A.A. Саильянц, Ш. Б. Кульманова Алматы: Атамура, 2008.-192 с.
  46. , H.H. Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору: дисс. канд. пед. наук. Москва, 2002 — 139с.
  47. , Т.В. Формирование духовно-нравственных качеств подростков в процессе приобщения к культурным народным традициям: дисс.. канд. пед. наук. Тольятти, 2006. — 199с.
  48. , Б.Г. Песенная культура казахского народа Текст. Алма-Ата: Наука, 1966.-74с.
  49. , М.Е. Развитие этнокультурного образования в Казахстане (Теоретические основы и практика): дис.. доктора пед. наук М, 1999. -429с.
  50. , А. К. Струны столетий Текст. Алматы: Дайк — пресс, 2002. -280с.
  51. Инструментальная музыка казахского народа Текст. Алма-Ата: Онер, 1985.- 114с.
  52. , Д.Б. Основные принципы и методы преподавания музыки в общеобразовательной школе Текст. -М.: Музыка, 2001. 189с.
  53. Казахи. Историко-этнографическое исследование Текст. Алматы: Казахстан, 1995.-3 52с.
  54. Казахские пословицы и поговорки Текст. / Под ред. д.ф.н. А. Дербисалина.- Алма-Ата: Казахстан, 1975. -92с.
  55. , A.A. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов Текст. Алматы: БАУР, 2005. — 363с.
  56. , A.A. Об исследованиях этнокультуры, ее особенностей в южном регионе Казахстана Текст. // В сб. мат. Межд. научно-практ. конф. Освоение целинных земель и современное развитие регионов Казахстана и России.-Петропавловск: СКГУ ИТС, 2004.-294с.
  57. , Н.И. Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох Текст. Пос. Заокский: Источник жизни, 1993. — 238с.
  58. , В. Философская энциклопедия Текст. -М.: Наука, 1998. 392с.
  59. , E.H. Педагогические условия приобщения детей 5−6 лет < этнокультурным традициям алтайцев: дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1999.- 173с.
  60. , С. Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры: дисс.. канд. пед. наук -Шадринск, 1999.-175с.
  61. , Т.А. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской народной инструментальной музыки: автореф. дисс.. канд. пед. наук- Алма-Ата., 1992 -27с.
  62. , К.Ж. Поликультурное образование в условиях многонационального Казахстана: сущность и особенности Текст. // Культура и образование XXI века Алматы: Гылым, 2000. — 115с.
  63. , М.С. Профессиональная готовность педагога-музыканта к воспитанию поликультурной личности школьника в учебных заведения" Казахстана: дисс. канд. пед. наук-Москва, 2010 190с.
  64. , P.A. Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории практики: дисс.. канд. искусств М, 2008.- 183 с.
  65. , Т. А. Педагогические условия приобщения младших школьников, v семейным традициям: дисс. канд. пед. наук Ярославль, 2007 — 179 с.
  66. , Э.С. Теория культуры и современная наука Текст. М: Мысль, 1983.-284с.
  67. , Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции Текст. // Советская Этнография, 1981. № 2- 105с.
  68. , Э.А. Очерки истории этнографического изучения казахского народа в СССР Текст. Алма-Ата: Наука, 1979. — 500 с.
  69. , И.В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры Текст. Алматы: Дайк — Пресс, 2007 — 544с.
  70. Музыкальное образование в школе Текст. Учебное пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под. ред. JI.B. Школяр М.: Академия, 2001- 232 с.
  71. Музыка народов Азии и Африки М.: Советский композитор, 1987. — 258с.
  72. И. Я. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание: автореф.. дисс. доктор культ. Екатеринбург, 2003. 47с.
  73. , А.И. Система детского эстетического воспитания А. и С. Раимбергеновых // Казахская традиционная музыка и 20 век /- Алматы.: Дайк Пресс, 2002 — 544с.
  74. , А.И. Казахский кюй философия на двух струнах / Казахская традиционная музыка и 20 век / - Алматы.: Дайк — Пресс, 2002 — 544с.
  75. , К. Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика Текст. / К. Ж Кожахметова Алматы.: Гылым, 1998 — 317с.
  76. , А. Н. Изучение русского и казахского фольклора в ил взаимосвязи как средство приобщения учащихся к культурному наследиюнародов: 5−6 классы русскоязычных школ Казахстана: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва.: 1994 -23с.
  77. Краткий словарь по эстетике Текст. / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. — 177с.
  78. , Е. Д. Методика работы с учебниками Музыка: 1−4 класс: пособие для учителя Текст. / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2002.-208с.
  79. , Ш. Б. Научно-педагогические основы воспитания младших школьников средствами казахской народной музыки: дисс.. докт. пед. наук Алматы, 2000. — 377с.
  80. Культурология. XX век. Энциклопедия Текст. В 2-х т./под ред. С .Я. Левит. • Т.2. СПб: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998. — 351с.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. М: Академия, 2011,-352с.
  82. . Д.С. Память Текст. // Д. С. Лихачев Прошлое будущему: Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985 — 52с.
  83. , А.Ф., Дмитриев В. А. Развитие творческой направленности детей в процессе различных видов деятельности: монография Tt кст. / Урал гос. пед ун-т. Екатеринбург, 2002. — 161 с.
  84. Психология. Словарь Текст. / Ред. А. В. Петровского / М.: Политиздат, 1990. — 405с.
  85. , А. И. Программа по музыке для общеобразовательной школы «Мурагер» Текст. / ред.- сост. А. И. Райымбергенов. Алматы, Гылым 1999.-116 с.
  86. Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010—2014 годы Текст. Астана, 2010. — 21 с.
  87. , А. Музыка и духовность Текст. / Музыкальное образование в современном мире. Хрестоматия Вып.1. Алматы: Гылым, 2008. — 238с.
  88. , Д.М. Педагогические условия природосообразного воспитания обучающихся средствами народной педагогики: на материале Республики Казахстан: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 2008 -45с.
  89. , Н.С. Обычаи, традиции и общественная гхизнь Текст. -Алма-Ата: Жалын, 1974- 50с.
  90. , Б.Ш. Казахские народные инструменты. Альбом Текст. -Алма-Ата: Жалын, 1978−142с.
  91. , Г. П., Критская Е. Д., Т.С. Шмагина Текст. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т.С. Шмагина. Учебно-методический комплект «Музыка» 1−4кл М.: Просвещение.
  92. , Б.С. Музыкальное и эстетическое воспитание учащихся на основе народных песен Текст. // «В мире музыки» Алматы: ТОО «Бшм LTD», 2011.-№ 5−6(51). С 3−5.
  93. Советский энциклопедический словарь Текст. / Под ред. A.M. Прохорова -М: Советская энциклопедия, 1990 1599с
  94. Советская этнография. 1981. № 2. С. 80.
  95. , А.Г. Человек, культура, традиция // Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. 98с.
  96. , H.A. В потоке истории Текст. / Н. А. Назарбаев. Алматы: Жибек жолы, 2010 — 224с.
  97. , H.A. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010- года № 1118 об утверждении Государственной программы развитияобразования Республики Казахстан на 2011−2020 годы Текст. Астана: Акорда,-61с.
  98. Новый толково-образовательный словарь русского языка Текст. М.: Русский язык, 2001- 792с.
  99. .Ж. Образовательная программа для детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) «Алгашкы кадам» («Мой первый шаг») Текст. / Б. Ж. Ногайбекова, Г. К. Максутова Астана, 2009. — 34с.
  100. , В. А. Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона (На примере Тюменской области): дисс.. канд. пед. наук Екатеринбург, 2005. — 173с.
  101. , С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка Текст. 4-е изд., доп. С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова-М.: Азбуковник, 1999. 536с.
  102. Педагогика. Большая современная энциклопедия Текст. Минск: Современное слово, 2005. — 567с.
  103. , В.И. Музыкальная психология Текст.: учеб. пособие дл* вузов. 2-е изд. / В. М. Лензон. — М.: Академический проект- Трикста, 2008. -400с.
  104. , В.Д. Стиль и традиция в развитии культуры Текст. Л., 1989.- 112с.
  105. , В.Д. Традиции и общество: Опыт философско социологического исследования-М.: Мысль, 1982. -220 с.
  106. , И.Н. Традиция: от сакральных оснований к современности Текст. Ростов — на — Дону: Изд. РГУ, 2006.- 272с.
  107. , С.Г. Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства (На материале Республики Бурятия): дисс.. канд. пед. наук Улан-Уд:>, 2006. — 185с.
  108. , Н. В. Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан: дисс.. канд. пед. наук Москва, 1999 — 174с.
  109. , О.О. Тюрки в доистории (о происхождении древнетюркских языков и письменностей) Текст. Ал маты.: Атамура, 2002.-320 с.
  110. , Н.Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребенка: монография Текст. / Урал гос. пед ун-т. -Екатеринбург, 2008 101с.
  111. , Н.Г. Организация музыкальных занятий в стартовых школах Текст. // Образование и наука, 2013-№ 6 Июнь. С. 118−130
  112. Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории Текст. / Алимбай H.A., Муканов М. С, Арынбаев X. Алматы: Гылым, 1998 — 234 с.
  113. Традиционная культура казахов: Сборник научных статей Текст. -Алматы: Зият пресс, 2004. 160с.
  114. , С.А. История развития и проблемы совершенствования музыкально-эстетического воспитания учащихся в общеобразовательных школах Казахстана: дисс. канд. пед. наук Алма-Ата, 1982. — 215с.
  115. , С.А. Эстетическое воспитание в казахской народной педагогике Текст. Алматы: Гылым, 1993- 46с.
  116. , С.А., Кожахметова К. Ж. Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы Текст. Алматы: Онер, 1998−20с.
  117. , Д.Н. Толковый словарь Текст. М.: Политиздат, 1970.- 840с.
  118. , К.Д. Собр. соч.: В11 т. Текст. М.: Просвещение, 1974. Т.З. — 255с.
  119. Философский словарь Текст. / Под ред. М. М. Розенталя. Изд. 3-е. -М. Политиздат, 1975. -540с.
  120. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -М.: Просвещение, 2011.
  121. A.M. Кочевники и внешний мир Текст. Алматы: Дайк-Пресс, 2002. — 604 с.
  122. , К.В. Традиция, «традиционное общество» и проблема варьирования // Советская этнография. 1981. -№ 2. 108с.
  123. , К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. JL: Наука, Ленингр. Отд., 1986. 303с.
  124. , Т.К. Этнос. Культура. Самопознание. (О роли художественной культуры в национальном сознании и самосознании) Текст. Алматы: Ата-мура, 1995 — 240с.
  125. , Л.В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира Текст. // Преподаватель (спецвыпуск «Музыкант-педагог») 2001 — № 6. — С.21−26.
  126. , Н.Ж. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки) Текст. Алматы: Казахстан, 1998. — 184 с.
  127. , Н.Л. О национальной музыке Текст.- М.: Музыка, 1968. 2-е изд.-204с.
  128. , Е. Утопия и традиция. Текст. М.: Прогресс, 1990 — 455 с.
  129. , Е. Человек и культурно-историческая, традиция. Тверь, 1991. -234с.
  130. Школьный толковый словарь русского языка Текст. / Ред. Ф. П. Филина. -М.: Просвещение, 1981 463с.
  131. О. Закат Европы Текст. М.: Мысль, 1998. Т.З.гл.4. -592с.
  132. , Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений Текст. / Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. М.: Академии, 2007. — 384с.
  133. Эрн, В. Ф. Нечто о Логосе, русской философии и научности Сочинения-М.: Правда, 1991. -236с.
  134. Энциклопедия Кирилла и Мефодия/Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия электронный ресурс. режим доступа http://megabook.ru/SearchResults.asp?thSearchText=%EF%F0%E8%EE%El%F 9%E5%ED%E8%E5&SearchType=FS&AID=0
  135. Этнопедагогика. Г. Н. Волков Текст. М.: Академия, 2000. — 264с.
  136. Этнотолерантность подростка: Воспитание в семье и школе: Словарь Текст. / Аксенова А. Ю., Александрова Н. С., Алексеева Е. Е. М: Речь, 2007.-331с.
  137. , Е.И. Азбука творческого саморазвития Текст. / Юдина Е. И Азбука музыкально-творческого саморазвития: Образовательно-игровое пособие по творчеству для учащихся. М.: Виконт, 1994. -104с.
  138. , А.Г. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям: дисс. канд. пед. наук Томск, 2003. -191с.
  139. , И.Г., Гаук Л. Н. Музыка 1 класс Текст. / Методическое пособие И. Г. Яковлева, Л. Н. Гаук. Алматы.: Алматыштап баспасы, 2012−92с.
  140. Яшмолкина, О. Н Теория и методика освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций: дисс. канд.пед.наук. -М., 1993−208с.
  141. Ыскак-ов, Б. Шертпе куйлердеп орыдндаушылык- еректелштерь Текст. // «Музыка элемшде В мире музыки» — Алматы ТОО «Биим ЬТО», 2012-№ 2−3(51). С 3−5.
Заполнить форму текущей работой