Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностно-ориентированное физическое воспитание в учреждениях высшего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время наблюдается повышенное внимание государства и общества к вопросам физического и нравственного здоровья молодого поколения, приобщение его к здоровому образу жизни. По данным Министерства здравоохранения и социального развития анализ состояния здоровья детей, подростков и молодежи свидетельствует о его ухудшении. Одной из серьезных проблем продолжает оставаться высокая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕ1 1ГИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Современный концептуальный подход к личностно-ориентированному процессу физического воспитания в вузе
      • 1. 1. 1. Вузовская концепция физического воспитания студентов
      • 1. 1. 2. Принципы личностно-ориентированного отбора технологий физического воспитания
      • 1. 1. 3. педагогические условие эффективного внедрения личностно-ориентированного технологий физического воспитания
    • 1. 2. Блочно-модульная технология личностно-ориентированного физического воспитания студентов вуза как фактор качественного построения учебной дисциплины «Физическое воспитание»
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БЛОЧНО-МО ДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
    • 2. 1. Констатирующий этап эксперимента
    • 2. 2. Формирующий этап эксперимента
    • 2. 3. Контрольный этап эксперимента
  • Выводы по второй главе

Личностно-ориентированное физическое воспитание в учреждениях высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В настоящее время наблюдается повышенное внимание государства и общества к вопросам физического и нравственного здоровья молодого поколения, приобщение его к здоровому образу жизни. По данным Министерства здравоохранения и социального развития анализ состояния здоровья детей, подростков и молодежи свидетельствует о его ухудшении. Одной из серьезных проблем продолжает оставаться высокая распространенность среди молодежи токсикомании и алкоголизма. Особенно тревожит повышение уровня алкогольных психозов у молодежи. Среди обучающейся молодежи 2/3 имеют различные функциональные нарушения и хронические заболевания. Показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60% от результатов их сверстников 60−70 годов [1,5, 13].

В связи с этим остаются актуальными проблемы, определяющие необходимость существенного повышения роли физической культуры в образовательных учреждениях России. С этой целью правительством России были разработаны и приняты к исполнению: Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20 062 015 годы», решение комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения «О состоянии и перспективах развития системы физического воспитания и спорта в образовательных учреждениях». Эти документы явились стержневыми для оптимизации эффективности обязательного физического воспитания молодого поколения. В этих документах указывается обязательное использование эффективных технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки, а также необходимость возможности выбора занимающимися видов двигательной активности, ее организационных форм, объемов и доступного уровня планируемой результативности. Особо отмечена необходимость изменения подхода к физическому воспитанию и развитию спорта в образовательных учреждениях. Акцентировано внимание на активизации разработок и внедрении инновационных спортивных технологий в практику физического воспитания молодежи.

В этом случае научно-технологическая сущность организационно-методических инноваций в физическом воспитании молодежи состоит в приоритетной направленности содержания педагогического процесса на освоение нравственных, мобилизационных, коммуникативных ценностей физической культуры [9, 10, 12, 21, 53, 132]. Поэтому назрела необходимость, чтобы коренным образом изменить подход к физическому воспитанию и развитию спорта в образовательных учреждениях России. Речь идет о разработке и внедрении инновационных технологий в практику физического воспитания вузов [16, 44,54, 65, 134]. На первый план выходит проблема содержания и организации занятий, которые должны строиться с учетом интересов и подготовленности обучающихся. Так как период обучения молодежи в высшем учебном заведении является в значительной степени решающим для формирования личностных качеств, а также способности реализовать индивидуальный психофизический и интеллектуальный потенциал, определить свое место в жизни, выбрать направление деятельности в профессии и тем самым создать предпосылки для дальнейшей личностной реализации. Поиск инновационных путей в решении данной задачи предопределяет приоритетность личностно-ориентированных технологий образовательного процесса, способных охватывать все предметы вуза, в том числе и предмет «физическое воспитание».

Однако современное физическое воспитание в учреждениях высшего профессионального образования не достаточно влияет на практику гуманистического воспитания, а также не всегда является платформой самоопределения всесторонне развитой личности и, к большому сожалению, практически не влияет на формирование физических кондиций студентов.

Таким образом, актуальность проблемы исследования вытекает из реальных процессов формирования физического воспитания в учреждениях высшего профессионального образования, из необходимости его переосмысления, переориентации и последующей перестройки. Вместе с тем специфика личностно-ориентированного обучения в рамках физического воспитания в вузе практически отсутствует.

Тем самым обозначается противоречие между объективной потребностью государства и общества в разработке и реализации эффективных концепций личностно-ориентированного физического воспитания студенческой молодежи и реальным недостатком педагогических технологий их адаптации и внедрения в реальный педагогический процесс вуза.

Данное противоречие определило проблему нашего исследованияпоиск и внедрение эффективных личностно-ориентированных педагогических технологий с целью реализации концепции обновленного физического воспитания студентов вуза.

Необходимость разрешения указанного противоречия предопределила актуальность проблемы исследования и позволила сформулировать тему диссертации: «Личностно-ориентированное физическое воспитание в учреждениях высшего образования».

Объект исследования: процесс физического воспитания в учреждениях высшего образования.

В связи с интеграцией образовательного процесса высших учебных заведений России в общеевропейское образовательное пространство в контексте Болонского процесса задачу физического воспитания на перспективу можно формулировать следующим образом — активно вовлекать в решение проблем развития личности самих студентов. Решению данной задачи активно способствует блочно-модульная технология личностно-ориентированного обучения, позволяющая студенту с помощью преподавателя выбрать индивидуальный маршрут физического воспитания.

Предмет исследования: блочно-модульная технология личностно-ориентированного физического воспитания студентов вуза.

Цель работы: разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза блочно-модульной технологии физического воспитания студентов в условиях эффективной реализации концепции личностно-ориентированного высшего образования.

Гипотеза исследования: процесс физического воспитания в учреждениях высшего образования будет наиболее качественным если:

— будет разработана и адаптирована вузовская концепция личностно-ориентированного физического воспитания студентов;

— разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс вуза блочно-модульная технология личностно-ориентированного обучения учебной дисциплине «Физическое воспитание»;

— созданы и реализованы необходимые педагогические условия успешного осуществления личностно-ориентированного подхода к физическому воспитанию в вузе.

— разработаны и экспериментально проверены критерии и показатели результативности блочно-модульной технологии личностно-ориентированного физического воспитания студентов вуза, сформулированы методические рекомендации по ее тиражированию.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научной литературы и практического опыта в определении и реализации концепции личностно-ориентированного высшего профессионального образования разработать и проверить вузовскую концепцию личностно-ориентированного физического воспитания студентов.

2. Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс вуза блочно-модульную технологию личностно-ориентированного обучения учебной дисциплины «Физическое воспитание».

3. Создать и реализовать необходимые педагогические условия успешного осуществления личностно-ориентированного подхода к физическому воспитанию в вузе.

4. Разработать и экспериментально проверить критериально-оценочную базу результативности блочно-модульной технологии личностно-ориентированного физического воспитания студентов вуза.

5. Сформировать методические рекомендации по тиражированию результатов эксперимента.

Теоретико-методологической базой исследования явились:

— концептуальные исследования личностно-ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, М. Е. Кузнецов, В. В. Серикова, И. С. Якиманская и др.);

— основные положения теории и методики физического воспитания (В.М. Зациорский, Л. П. Матвеев, В. П. Филин, В. Г. Никитушкин и др);

— концепция формирования физической культуры личности (В.К.Бальсевич, Л.И. Лубышева);

— современная концепция личностно-ориентированного обучения и физкультурного образования (H.A. Алексеев, В. В. Сериков, В.Г. Шилько).

Решение поставленных задач обусловило применение взаимодополняющих методов исследования: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследованиятеоретическое моделирование, обобщение, сравнение, систематизация, построение процесса формирования физической культуры студентов) — эмпирические (анкетирование, интервьюирование, беседа, наблюдение, экспертная оценка результатов педагогической деятельности, тестирование), статистические (мониторинг, обработка материалов исследования, анализ результатов экспериментальной деятельности).

Исследование проводилось в период 2009;2013 г. г.

Первый этап (2009;2010 г. г.) — Осуществлен проблемнометодологический анализ научных трудов и практик в области педагогического, психологического и социального аспекта физического воспитания студентов вуза. Изучен опыт работы в организации личностно-ориентированного построения образования по физическому воспитанию. Определено проблемное поле исследования и его понятийный аппарат. Разработана общая схема исследования: определены цель, задачи, методические процедуры. Обосновывалась исследовательская адаптированная к конкретным педагогическим условиям концепция личностно-ориентированного физического воспитания в высшей школе. Проведены беседы, интервьюирование и анкетный опрос специалистов физического воспитания в области профессионального образования в количестве более 100 специалистов. Обосновывалась целесообразность разработки блочно-модульной технологии личностно-ориентированного построения учебного курса «Физическое воспитание» в вузе.

Второй этап (2010;2012 г. г.) — Организация и осуществление экспериментальной части исследования на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ). Реализация адаптированной концепции личностно-ориентированного физического воспитания в высшей школе. Апробация блочно-модульной технологии личностно-ориентированного построения на базе УМК учебной дисциплины «Физическое воспитание» в вузе. Отрабатывались необходимые условия эффективного физического воспитания в рамках данной технологии.

Третий этап (2012;2013 г. г.) — Анализ и обобщение экспериментальных теоретических данных и практических результатов исследования. Оформление диссертации практических рекомендаций по использованию ее результатов.

Базой экспериментальной части исследования явились студенты и преподаватели Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ). Всего в эксперименте приняли участие около 200 студентов факультета мировой экономики и мировой политики.

Научная новизна исследования:

— обоснован и адаптирован в условиях учебно-воспитательного процесса вуза концептуальный подход к проблеме личностно-ориентированного высшего профессионального образования;

— научно обоснована и разработана блочно-модульная технология личностно-ориентированного физического воспитания в высшей школе, которая включает: блочно-модульную совместную деятельность преподавателя и студента в освоении учебной дисциплины «Физическое воспитание" — дифференцированное содержание предмета «Физическое воспитание» и методы его интеграции в процессе обученияорганизацию и содержание учебного практикумаметодику и содержание индивидуально-кондиционного тестирования студентов, как средство активизации двигательной деятельности и механизма самопознанияметодику «интегрированного учебного занятия», позволяющего активизировать самоопределение и личностные интересы студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его основные результаты дополняют общие положения теории и методики высшего профессионального образования, расширяя представление о характере влияния блочно-модульных технологий и методов личностно-ориентированного физического воспитания студентов на качество образования в целом. Представлен теоретический вариант содержания личностно-ориентированной технологии физкультурно-спортивных занятий, которую можно использовать для приобщения молодежи к ценностям физической культуры, воспитания осознанной необходимости и потребности участия в физкультурно-спортивной деятельности. Исследование значительно углубляет современные знания о методологии построения физического воспитания в образовательной сфере. Представленные концептуальные основы самоопределения в рамках физического воспитания высшего образовательного учреждения вносят вклад в теорию и методику педагогической технологии физического воспитания.

Практическая значимость. Разработанное содержание личностно-ориентированного построения физического воспитания может эффективно использоваться в общеобразовательных школах, а также в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Результаты исследования можно использовать при составлении лекционных курсов для студентов педагогических вузов, а так же на курсах повышения квалификации специалистов в области физического воспитания.

Достоверность и обоснованность полученных результатов представленных в диссертации, обеспечивается применением проверенных практикой общенаучных теоретико-методологических принциповприменением методик, адекватных задачам и логике исследованиянаучно-обоснованной методикой сбора педагогической информациирепрезентативностью выборки при обследовании студентов, логикой построения доказательных выводов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась: в процессе практической учебно-воспитательной деятельности со студентами факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ) при освоении учебной дисциплины «Физическое воспитание" — представлены в виде выступлений и докладов на всероссийских и региональных научно-практических конференциях на базе РГУФКСиТ, (2011 г., 2012 г.), форумах «Молодые ученые (2011 г., 2012 г.), на X Всероссийской научно-практической конференции «Дети России Образованны и Здоровы (2012 г.).

Личный вклад соискателя заключается в развитии концептуального подхода к проблеме личностно-ориентированного высшего образования, в самостоятельной разработке и внедрении блочно-модульной технологии обучения студентов дисциплине «Физическое воспитание" — в создании оценочного комплекса измерений его результативности, состоящего из критериев, показателей, уровней и методик их измерения, а также в выявлении, формировании и развитии определённых личностно-ориентированных компонентов продуктивной физкультурно-оздоровительной деятельности студентов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Развитие индивидуальной личности обучающегося обеспечивается совокупностью мотивационных личностно-значимых ценностей и интеллектуальных качеств, основу такого утверждения в обучении физической культуре студента обеспечивает современная гуманистическая педагогика, в методологической основе которой лежит концепция личностно-ориентированного обучения.

Вузовская концепция физического воспитания студентов состоит из научно-пояснительного раздела, принципов положенных в основу личностно-ориентированного подхода, определяющих целевой отбор технологий обучения дисциплине «Физическое воспитание» и необходимых педагогических условий их эффективного внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза.

2. Личностно-ориентированный образовательный процесс как комплексно-интегрированная инновация, является более эффективным, чем традиционно сложившаяся система физического воспитания в вузенаправленный механизм личного роста студентов, который, опираясь на его природные способности и связанные с ними склонности, интересы, ценностные ориентиры, позволяет раскрыть в образовательной деятельности природный потенциал познания и достичь в продуктивной деятельности самореализации. Личностному самоопределению и самореализации студентов вуза будет способствовать специально организованный процесс физического воспитания, базирующийся на блочно-модульной технологии личностно-ориентированного физического воспитания, состоящей из шести блоков по направленности подготовки: теоретическая, методическая, практическая, интегральная, учебный практикум, самостоятельная работа.

3. Использование блочно-модульной технологии личностно-ориентированного физического воспитания в высшей школе способствует более качественному формированию количественных характеристик: потребности студентов к двигательной активностиоптимизации уровня здоровьяповышению общей и специальной физической подготовленностизначительно содействует их психофизическому и интеллектуальному развитию, а так же осознанной самозначимости. Которые количественно выступают виде деятельностного, мотивационного и когнитивно-рефлексивного критериев, показателей и их уровней.

4. Процесс личностно-ориентированного обучения не стихийный, а управляемый, регулируемый, результативность и успешность которого определяют необходимые педагогические условия: идеологическое и методологическое осознание преподавателем физического воспитания концепции личностно-ориентированной концепции высшего профессионального образованиясформированная профессиональная компетентность педагога в предметной области преподавания учебной дисциплины «Физическое воспитание», достаточная обеспеченность учебно-воспитательного процесса методическими и материально-техническими ресурсамиустойчивая мотивация студентов к самопознанию и самореализации через активное участие в физкультурной деятельности вуза.

Цель и логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем диссертации составляет 130 страниц, содержит 19 таблиц, 8 рисунков.

Список литературы

включает 142 источника на русском языке и 13 на английском.

Общие выводы.

Процесс физического воспитания в учреждениях высшего образования стал наиболее качественным так как:

1) Была разработана и адаптирована вузовская концепция личностно-ориентированного физического воспитания студентов.

2) Разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс вуза блочно-модульная технология личностно-ориентированного обучения учебной дисциплины «Физическое воспитание».

3) Были созданы и реализованы необходимые педагогические условия успешного осуществления личностно-ориентированного подхода к физическому воспитанию в вузе.

4) Были разработаны и экспериментально проверены критерии и показатели результативности блочно-модульной технологии личностно-ориентированного физического воспитания студентов вуза.

Тем самым, в данном диссертационном исследовании были решены поставленные задачи, достигнута поставленная цель и доказана эффективность выдвинутой гипотезы.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы и анализа ее результатов обозначились другие перспективные направления разрешения данной проблемы исследования:

1) Разработка УМК «Физическое воспитание» для студентов педагогических вузов.

2) Адаптирование теории блочно-модульной технологии личностно-ориентированного физического воспитания студентов вуза для курсов повышения квалификации специалистов в области физического воспитания.

Методические рекомендации по внедрению результатов исследования.

На основе подробного изучения теоретико-методологических проблем физического воспитания в вузе, духовного развития молодого поколения, воспитания здорового образа жизни, нами разработаны организационно-методические рекомендации для эффективной реализации цели проводимых исследований [9, 56, 61, 130, 140]:

1. Исходя из позиционирования человека как высшей ценности в культурно-образовательном пространстве, следует признать физическое воспитание ведущим средством формирования личности.

2. В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, в рамках предмета физическое воспитание, максимально использовать содержательный потенциал образовательного процесса для формирования целостного мировоззрения личности.

3. Преподавателям физического воспитания в вузе необходимо переходить от содержательно-отражательной организации занятий к деятельно-конструированной и проектно-содержательной передачи и получению профессионально-значимых знаний и умений.

4. Рассматривая модернизацию российского образования как данность, предусмотреть совершенствование физического воспитания посредством формирования компетенций, направленных на всестороннее развитие личности в социальном пространстве.

5. Совершенствование содержания, средств и методов физического воспитания молодежи в вузе должно охватывать как учебную, так и внеучебную работу.

6. Содержание учебно-методической литературы должно формировать у молодежи нравственные и духовные ценности современной идеологии физического воспитания.

7. Выстраивать содержание физического воспитания с позиции системного, интегрального и ценностного подхода к физическому развитию, физической подготовленности, проблемам здоровья и личностного развития молодежи.

8. Организовывать педагогическую поддержку саморазвития, здоровьесбережения молодыми людьми, культивировать потребность в поиске, получении знаний и способов ведения ЗОЖ.

9. Создавать структуру и содержание личностно-ориентированного физического воспитания при вузах, спортивных клубах и объединениях.

Представляется возможным сделать вывод, что первостепенным фактором повышения культуры, самозначимости, самоопределения и качества жизнедеятельности современного и будущих поколений нашей страны является эффективность деятельности государства и общества в сфере физической культуры молодежи.

Возможно заключить, что повышение роли физического воспитания настоятельно требует внедрения в учебный процесс вуза личностно-ориентированной технологии, которая будет реально способствовать направленному воспитанию современной личности 21 века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении нашего исследования излагаются частные определения и выводы итогов работы, и возникшие в процессе ее осуществления трудности, результаты внедрения, методические рекомендации и перспективы развития проблематики исследования.

Частные определения.

1. Практическая организация физического воспитания в системе высшего образования направлена на выполнение специальных нормативов физической подготовленности. К нормативной оценке прилагаются сведения о посещаемости студентами обязательных занятий по физическому воспитанию, а также участие в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых спортивной кафедрой. Такой подход неспособен оптимально воздействовать на формирование физической культуры студентов, что указывает на необходимость глобального совершенствования организации физического воспитания в вузе.

2. На основе анализа исследований ведущих специалистов в сфере физической культуры возможно заключить, что усилить физкультурно-спортивное образование студентов вуза возможно благодаря интеграции в этот процесс технологий, усиливающих механизмы самовоспитания, самосовершенствования, самовыраженности, самоактуализации, самоопределения. Необходимо стимулировать потребности студентов в творческой деятельности на когнитивном, эмоциональном и моторном уровне, а также осуществлять реализацию дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Перспективным направлением оптимизации существующей системы физического воспитания будет являться внедрение в образовательный процесс личностно-ориентированных технологий как наиболее эффективного средства физического, умственного и духовного развития студенческой молодежи.

3. Системная модернизации физического воспитания в вузе посредствам внедрения личностно-ориентированных технологий должна основываться на индивидуальных особенностях студентов с учетом единства генетических предпосылок личности, динамики двигательных функций и свойств организма.

Личностно-ориентированный образовательный процесс предоставляет каждому студенту возможность раскрыть природный потенциал в познании и в поведении.

4. Использование блочно-модульной технологии позволит разработать оптимальную организационно-содержательную структуру личностно-ориентированной образовательной деятельности по физическому воспитанию в учреждениях высшего образования.

Технология блочно-модульного построения образовательного процесса по физическому воспитанию предполагает функциональную детализацию деятельности по обеспечению организации и содержания учебного процесса по предмету «Физическое воспитание» в вузе.

5. Разработанная блочно-модульная технология личностно-ориентированного физического воспитания в вузе позволяет определить содержание и организацию целостного учебного процесса.

Структурное содержание блочно-модульной технологии личностно-ориентированного обучения включает 6 блоков, 20 модулей первого уровня, 77 модулей второго уровня.

Из них:

— Блок теоретической подготовки включает 3 модуля первого уровня и.

15 модулей второго уровня.

— Блок методической подготовки включает 3 модуля первого уровня и.

16 модулей второго уровня.

— Блок практической подготовки включает 5 модулей первого уровня и.

19 модулей второго уровня.

— Блок учебного практикума включает 3 модуля первого уровня и 10 модулей второго уровня.

— Блок интегральной подготовки включает 4 модуля первого уровня.

— Блок самостоятельной работы включает 3 модуля первого уровня и 17 модулей второго уровня.

Модули первого уровня обозначают отдельные направления содержания блока, а модули второго уровня — внутренние темы конкретного направления.

6. В предложенной личностно-ориентированной технологии физического воспитания в комплексном учебном плане в полном курсе обучения 408 часов учебной нагрузки по физическому воспитанию распределены следующим образом: 1 курс — 140 часов- 2 курс — 136 часов- 3 курс — 132 часа.

Интегральная подготовка составляет 46.6%, практическая подготовка -41.6% с основным учебным материалом.

На первом и втором курсах интегральная подготовка имеет существенное преимущество, так как позволяет органически соединить отдельные компоненты образовательного цикла в единый управляемый педагогический процесс, во время которого у студентов одновременно формируются теоретические, методические и практические знания, умения, навыки. Такой подход в обучении значительно повышает его оптимальность.

Комплексный подход позволяет конструировать учебный процесс так, чтобы в дальнейшем студенты имели возможность реализовать все компоненты подготовленности в единую систему физкультурно-спортивной деятельности.

Важнейшим принципом целесообразного использования в образовательном процессе интегрального подхода является объединение в отдельном занятии различных видов подготовки. Данный принцип детерминирует и само понятие интегральной подготовки, определяется как педагогический процесс, направленный на целостную реализацию в физкультурно-спортивной деятельности всех разделов подготовки.

7. Учебный практикум — метод формирования у студентов практических умений и навыков проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий (часть учебно-тренировочного занятия, комплекс упражнений, эстафеты, подвижные игры и т. п.) входит в блок интегральной подготовки и занимает в ней около 80% времени.

Одной из основных задач физического воспитания в вузе является формирование потребности в дополнительных физических нагрузках (самостоятельных занятиях), а также формирование практических навыков рационального построения индивидуальной и групповой физической нагрузки. В предложенной личностно-ориентированной программе физического воспитания в вузе предлагаются следующие направления самостоятельной работы:

— практическое выстраивание адекватной траектории индивидуальной физической подготовки;

— самостоятельная методическая и практическая деятельность;

— проектные и творческие работы.

В зависимости от возможностей, потребностей, заинтересованности студентов на самостоятельную работу следует планировать в курсе обучения 200−400 часов. Из них на первом курсе 60−100 часовна втором курсе 60−150 часовна третьем курсе 80−150 часов.

8. Эффективность разработанной и внедренной в учебный процесс технологии подтверждается количественными и качественными результатами педагогического эксперимента. Так произошло:

— значительное улучшение посещаемости занятий (до эксперимента средняя по курсам посещаемость занятий составляла 65−75%, во время эксперимента на первом курсе 85−90%, на втором курсе 90−95%, на третьем курсе 95%);

— реальное включение студентов в процесс самообразования и самосовершенствование. Во время эксперимента в учебный практикум и подготовку творческих проектов включилось 80% студентов.

Организация и содержание физического воспитания в вузе по предложенной технологии позволили получить положительные изменения показателей физической подготовленности студентов. В 85% случаев исследуемых показателей получен статистически достоверный прирост результатов от 2,07 до 6,0, при Р<0,05, 0,01).

Целевая направленность обязательного курса физического воспитания в вузе — это формирование мотивации и потребности студентов в регулярной двигательной деятельности. Предлагаемая нами методика обеспечивает реальный переход от строго регламентированного физического воспитания к активной и самостоятельной форме физкультурно-спортивной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Дидактика человеческой жизни. М.: Политиздат, 1977. — 224 с.
  2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам Под ред. А. Г. Хрипковой, М.В. Антоновой- научн.-исслед. Ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  3. В.Г. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов: Учебное пособие. Челябинск: ЧГИФК, 1996.-186 с.
  4. Н. А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Дисс. д-ра пед. наук. Тюмень, 1997. — 272 с.
  5. Н. А. Теоретические аспекты организации личностно-ориентированного образования // Образование в Сибири, 1998, № 1. С. 133−141.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. / М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
  7. Ш. А. Школа Жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 80 с.
  8. . Г. Человек как предмет познания // Избранные психол. труды: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
  9. О. С. Основы методологического мышления. М.: Внешторгиздат, 1989. — 412 с.
  10. О. С, Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М. — Новгород, 1995. — 272 с.
  11. П.К. Теория функциональной системы / П. К. Анохин // Успехи физиологических наук. М., 1976. — Т. 1. — С. 19−54.
  12. A.B. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе: научно-методическое пособие / A.B. Антипов, В. П. Губа, С. Ю. Тюленьков. М.: Советский спорт, 2008. — 152 с.
  13. Г. А. Физическое развитие детей и подростков / Г. А. Апанасенко. Киев: Здоровье, 1985. — 188 с.
  14. И. А. Физиологические механизмы индивидуального развития / И. А. Аршавский // Основы неготропной теории онтогенеза / И. А. Аршавский. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  15. В. Главная опасность для цивилизации. // Народное образование, 1998, № 9 — 10, — с. 157−165.
  16. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии, 1990, № 2. С. 152 -159.
  17. В. К. Физическая культура для всех и каждого. М.: Педагогика, 1998. — 208 с.
  18. В. К. Подготовка учителя к работе в адаптивной школе. //Педагогика. 2004. — № 1. — С. 68.
  19. В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека. Советский спорт, 2009. 220 с.
  20. Г. С. Найти и обрести себя // Вопросы философии. 1995. -№ 3.- С. 103−109.
  21. Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций /Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Инт практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 317 с.
  22. M. Н. Гуманизация образования: направления и проблемы. Педагогика, 1996, № 4. С. 23 — 27.
  23. M. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования. Педагогика, 1996, № 1. С. 9−11.
  24. H.A. Избранные труды по биомеханике и кибернетике / Н. А. Бернштейн. М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 295 с.
  25. H.A. О ловкости и ее развитии / H.A. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
  26. П.К. К теории тестирования двигательных способностей /
  27. П.К. Благуш. M.: Физкультура и спорт, 1982. — 166 с.
  28. Г. П., Иванин А. Г., Преображенский И. Н. Основное содержание тактики и тактической подготовки // Пути совершенствования спортивного мастерства. М.: Физкультура и спорт, 1966. — С. 44−54.
  29. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физическая культура и спорт, 1985. 192 с.
  30. Г. П., Иванин А. Г., Преображенский И. Н. Основное содержание тактики и тактической подготовки // Пути совершенствования спортивного мастерства. М.: Физкультура и спорт, 1966. — С. 44−54.
  31. JI. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
  32. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — с. 11−17.54
  33. Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37−43.
  34. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии в обучении: вопросы терминологии //Педагогика, 1993, № 5. С. 12−15.
  35. Д. Краткий обзор тенденций образования в США // Перспективы, 1996, т. XXV, — № 3, — С. 37 — 57.
  36. А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии- Воронеж, 1996. — 392 с.
  37. C.B. Структура и функции современного спорта. -Малаховка, 1983 72 с.
  38. БСЭ, Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия», 1976, т. 22.
  39. БСЭ, Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия», 1976, т. 25.
  40. M. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. — 302 с.
  41. А. М., Карпунин П. В. и др. Система интенсивного развитияспособностей. Часть III. Новосибирск, СИОТ РАО, 1997. — 60 с.
  42. А. П. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика, 1997, — № 3, с. 15−19.
  43. Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  44. И. П. Учим творчеству // Педагогический поиск. М.: Просвещение, 1986 .- С. 89 125.
  45. Л. С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999. 144 с.
  46. Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991 .- 480 с.
  47. А. В. Отечественные гуманистические воспитательные системы. 2-е изд., исправлен. Владимир: Изд-во «Владимирская школа», 2007. — 208 с.
  48. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 2010, выпуск 2, С. 16 45.
  49. С. В. Когда учение становится привлекательным // Педагогика, 1993, № 2. С. 51−54.
  50. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 2005. — 448 с.
  51. М.Р. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся 5−6 классов на основе лыжной подготовки : диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Гибадуллин Марат Рустамович. Набережные Челны, 2010 — 202 с.
  52. С. А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: Дисс.. д-ра пед. наук. Казань, 1996. — 287 с.
  53. В. И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992. — 154 с.
  54. В. И. Предмет психологии. Дидактический аспект: пособие для преподавателей. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. — 214 с.
  55. М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психологии. 2004. — № 3. — С. 43−52.
  56. У. Школы без неудачников: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 2010. — 184 с.
  57. Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Изд-во «Питер», 2009 — 480 с.
  58. Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. -М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  59. О. Н., Суханов А. Д. Проблема целостности в современном образовании // Философия образования. М, 1996. С. 54−75.
  60. Г. В. Личность как аксиологическая проблема: Дис.. д-ра филос. наук. СПб, 2003. — 286 с.
  61. В. В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал, 1988, № 4, т. 9. С. 22 — 32.
  62. В. В. Нерешенные проблемы личности // Психологический журнал, 1992, № 2, т. 13. С. 3−13.
  63. Т. П. Учебный диалог как средство формирования личностно ориентированного знания: Автореф. дис.. канд. пед. наук: / Оренбург, гос. пед. ун-т. — Оренбург, 1999. — 19 с.
  64. В. М., Мартынова Е. И. Гуманистическая парадигма и программа «Обновление гуманитарного образования в России» // Инновационная деятельность в образовании, 1994, № 3. С. 8−16.
  65. В. А. Методологические условия проектированиясовременной системы физического воспитания / В. А. Ермаков, М. С. Леонтьев, Р.А. Тер-Мкртичан // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. — № 6. — С.2−5
  66. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Справочник менеджера образования. М.: Новая школа, 1995, -т. 1. — С. 5−41.
  67. Л. В., Белоусова О. В. О переходе к личностной ориентированности в образовании // Специалист, 1998, № 10. С. 29 — 31.
  68. В. П. Живое знание: Материалы к курсу лекций «Психологическая педагогика, Самара, 1997. 212 с.
  69. В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  70. Л. Я. Слово учителя в учебном процессе. М.: Знание, 1984. — С. 76.
  71. С. Л. Реализация личностной ориентации будущего учителя в процессе вузовского образования // Образование детей и молодежи: современные подходы. М., 1996. С. 130 — 137.
  72. В. В. Зарубежные образовательные технологии. Учебное пособие. СПб., 2007. 62 с.
  73. М. В. Обучение на основе целостного личностного опыта: стратегия гуманизации учебного процесса // Инновационная деятельность в образовании, 1994, № 2. С. 14 — 15.
  74. Н. Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: содержание гуманитарного образования. 1995.вып.2. С. 67−103.
  75. М. Е. Личностно ориентированное обучение школьников / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во Брянского госпедуниверситета им. акад. И. Г. Петровского, НМЦ «Технология». — 2009. — 94 с.
  76. Т. И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема школы: Автореф. дис. на соиск. учен, степ.канд. пед. наук: (13.00.01) / Ростов н/Д, 1997. 22с.
  77. С. Ю. Дети научили меня меняться // Учительская газета, № 2, 1995.
  78. А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах, т. II. М.: Просвещение, 1983. — 215 с.
  79. Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопр. психологии. -1987. № 3. — С. 151.
  80. О. Чему учить, или Посторонним знать запрещено: (Проблемы содерж. личност.-ориентир. обучения в сред, общеобразоват. шк.) // Первое сент. 1997. — 03 июнь (№ 60). — с. 2.
  81. Личностно ориентированная педагогика как интеграция наук человекоз-нания и сущность педагогического образования- Педагогическая психотерапия / Д. А. Белухин- Междунар. пед. акад., Ин-т практ. психологии.1. М.:Б. и., 1995.-67 с.
  82. Личностно ориентированное образование: опытно-экспериментальный поиск. Материалы научно-практической конференции.- Новокузнецк, Новокузнецкий государственный педагогический институт, 2000. 80 с.
  83. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии / Рос. акад. образования. Юж. отд-ние, Рост.-на-Дону гор. упр. образования, Шк.-лаб. № 77 г. Ростова н/Д. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2005. — 285 с.
  84. Л.И. Социология физической культуры и спорта. М.: Терра-спорт, 2001. 520 с.
  85. Л.И. Ценности олимпийской культуры и воспитания. М.: Терра-спорт, 2001. 519 с.
  86. Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 240 с.
  87. М. К. Сознание как философская проблема // Вопр. философии. 1990. — № 10. — С. 3 — 18.
  88. А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. 425 с.
  89. А. Психология бытия. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: Ваклер 1997. — 300 с.
  90. Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 325 с.
  91. Материалы II Международного форума «Молодежь Наука -Олимпизм» 12−18 июня 2002 г. г. Москва. М.: Советский спорт, 2002. — 304 с.
  92. Н. В. Сущность и структура творческой проектной деятельности и проектного обучения школьников / Актуальные проблемы технологического образования в школе и в вузе: Межвузовский сборник научных трудов. Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 1999. — С. 51 — 60.
  93. М. И. Современный урок. 2-у изд., испр. и доп. — М.:1. Педагогика, 1985. 184 с.
  94. М., Шрагина JI. Основы культуры мышления / Школьные технологии, 1997, № 5. С. 23.
  95. JI. М. Психология профессионального развития учителя. -М.: Флинта, 1998. 200 с.
  96. А. А. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного образования в школе-гимназии: Автореф. дис. .канд. пед. наук: / Бурят, гос. ун-т. Улан-Удэ, 1998. — 20 с.
  97. М.Я., Хордин A.B. Перспективы исследования проблем юношеского спорта // Теория и практика физической культуры. -1979. № 7.-С. 28−30.
  98. М.Я., Захаров Л. Н. Исходные предпосылки целевого построения тренировки юных спортсменов // Современные аспекты планирования подготовки юных спортсменов: Тезисы УП Всесоюзной конференции-М.: ВНИИФК, 1981. С. 104−105.
  99. В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: монография/В.Г.Никитушкин. М.: Физическая культура, 2010. — 240 с.
  100. Нормативные показатели физической и функциональной подготовленности юных спортсменов: Методические рекомендации / Под общ. Ред. М. Я. Набатниковой. М.: ВНИИФК, 1985. — 92 с.
  101. A.A. Основы спортивного мастерства / А. А. Новиков. -М.: ВНИИФК, 2003. 208 с.
  102. Пакет психодиагностических методик. Для практического использования в работе школьного психолога. Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1991.- 170 с.
  103. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  104. М., Моисеев А. Качество образования в разныхобразовательных практиках // Народное образование, -1999, № 9, — С. 140 — 149.
  105. М.И. Комплексный характер и внутренняя взаимосвязь целостной оценки качества образования на разных этапах управления. // Народное образование. 1999. — № 7 — 8, С. 172 — 175.
  106. Развитие педагогических систем в регионе: личностно ориентированное образование: Тез. докл. науч.-практ. конф., Волгоград, 4−7 окт. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994 г. — 195 с.
  107. В. Г. Преподавание физики в условиях гуманизированного образования // Педагогика. № 6. — 1998. — С. 102−111.
  108. А. А., Коломинский Я. JI. Социально-педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
  109. С. JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.
  110. С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории. // Проблемы общей психологии. М., 1973.
  111. А.Г. Гармония и взаимоотношения. ФИС. -2010. 320 с.
  112. В. Без привычных канонов: (Концепция личностно ориентир, пед. деятельности, разраб. в НИИ пробл. личностно ориентир, образования (Волгогр. пед. ун-т)) // Нар. образование. 1997. — № 9. — с. 60−61.
  113. В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика, 1994. № 5. С. 16−20.
  114. В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография. «Перемена», Волгоград, 1994. 150 с.
  115. В. В. Общепедагогическая подготовка будущего учителя в условиях личностной ориентации образования // Обучение студентов педагогике. Аспект технологий. Волгоград, 1996. — С. 14−21.
  116. А. С. Личностно-ориентированный подход в системе образования: (Опыт директора гимназии № 1527 Москвы) // Наука и школа. -1998.-Хо 1.-е. 10−13.
  117. С. М. Спорт, культура, духовные ценности. М., 1 997 309 с.
  118. В. А. Разговор с молодым директором. «Народное образование», 1965 1966 гг.
  119. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 343 с. 379
  120. В. К. Психология самосовершенствования. Киев.: Изд-во Успех.-2004. -152. с.
  121. Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. Москва Прага, 1994. — 48 с.
  122. М.В. Социология управления: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, Новосибирск, 2001.-144 с.
  123. Управление качеством образования /Под ред. М. М. Поташника. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 441
  124. JI. М. Изучение процесса личностного развития ученика. М.: Педагогика, 1995. — 45 с.
  125. . К. Теория и методика физического воспитания. Издательский центр «Академия», 2000, — 200 с.
  126. Д., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер Ком, 1998.608 с.
  127. С.Б. Педагогическая прогностика. М., 1988. — 75 с.
  128. М.А. Проблемно-модульное проектирование обучения // Среднее специальное образование. 1991. — № 8. — С. 13−16.
  129. Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. 544 с.
  130. П. Г. Траектория образования / Зап. М. Хромченко // Семья и шк., 1998, № 9−10. С. 19−21.
  131. П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). Москва, 1993 156 с.
  132. .Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности // Современная система спортивной тренировки. М.: СААМ, 1995.-С. 50−72.
  133. Д. Б. Психология игры. М., 1978. 78 с.
  134. П.А. Методы модульного обучения. Вильнюс, 1988. — 160 с.
  135. И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., Сентябрь, 1996. 96 с.
  136. И. С. Психолого-педагогические требования к разработке школьной документации инновационных образовательных институтов // Инновационные процессы в школах России. М., 1997. — С. 40 — 59.
  137. И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопр. психологии. 1995. — № 2. — с.31 — 42.
  138. И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии, № 2, 1994. С. 64−77
  139. J. W., Raynor J. О. Motivation and achievement // Washington: Winston, 1974. P. 31−35.
  140. Baert, H., Halas J., Rodrigue M. Issues Affecting Physical Education in Manitoba School An Anthology of Student Paper/ Halas J., Rodrigue M. Baert, H.//USA: Faculty of Kinesiology and Recreation Management University of Manitoba, 2009. P.- 54−57
  141. Coatsworth J.D. Physical Education and physical activity/ Coatsworth J.D., Conroy D.E. 2007. (115): P. 57−74.
  142. Fancher R. E. The intelligence men: Makersot the IQ controversy. N. Y. Norton, 1985.-237 p.
  143. National Association for Sport and Physical Education. Comprehensive School Physical Activity Programs. Reston, VA: National Association for Sport and Physical Education- 2008. P 34−36.
  144. Patterson Ch. Humanistic Education. N. Y., 1973, 180 p.
  145. Pophem W. J. A twenty-year Perspectives on Educational Objectives // International Journal of Educational Research. Vol. 11. No 1., 1987. P. — 40−43.
  146. Rogers C. The Impersonal Relationship in the Facilitation of Learning // Humanizing Education: The Person on process. N. Y., 1989, P. 29−37.
  147. Spitzer D. R. Why educational technology has failed // Educational technology, 1987. Vol. 27. № 9. P. 18−21.
  148. Trudeau F. Relationships of physical activity to brain health and the academic performance of schoolchildren / F. Trudeau, R.J. Shephard //American Journal of Life style Medicine. -2010- 4(2): P.138−150.
  149. The Physics Teacher. 1967. V. 5. # 5. p. 197−203. Цит. по В. Г. Разумовский «Преподавание физики в условиях гуманизации образования. // Педагогика, № 6, 1998, с. 104.
  150. Weiner В. Human motivation. N. Y., 1980. — 165 p.
Заполнить форму текущей работой