Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование правосознания будущих экономистов правоохранительных органов в вузе МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первая задача решалась на основе анализа литературы по юридическим и психологическим исследованиям, а также на опыте трудоустройства выпускников экономического факультета. Показано, что выпускники факультета в значительной своей части (особенно юноши) служат в оперативных подразделениях, связанных с противодействием экономическим преступлениям. Выделены основные направления деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЭКОНОМИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
    • 1. 1. Особенности деятельности экономистов в правоохранительных органах на современном этапе развития общества
    • 1. 2. Понятие «правосознание» и уровни его сформированности
    • 1. 3. Правосознание как профессиональная и личностная характеристика сотрудников правоохранительных органов
    • 1. 4. Формирование правосознания в системе задач профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в вузе МВД России
  • Глава II. СИСТЕМА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 2. 1. Характеристика правосознания будущих экономистов на разных этапах освоения профессии
    • 2. 2. Система формирования правосознания экономистов-юристов в процессе профессиональной подготовки экономистов
    • 2. 3. Формирование правосознания курсантов с учетом особенностей их профессиональной направленности и отношения к правовым нормам
    • 2. 4. Педагогические условия эффективности процесса формирования правосознания будущих экономистов в вузе МВД России

Формирование правосознания будущих экономистов правоохранительных органов в вузе МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется изменившимися социально-экономическими условиями, которые потребовали не только нового правового обеспечения и создания принципиально иной законодательной базы, но и формирование в сознании граждан уважения и принятия правовых устоев современной России.

Для сотрудников органов внутренних дел развитое правосознание является профессионально важным качеством и необходимым условием успешного выполнения задач по охране правопорядка в стране.

Исследованию проблем формирования правосознания граждан в различные исторические периоды развития государственного устройства посвящена обширная: научная литература. Немалое количество работ относится к формированию правосознания сотрудников органов внутренних дел, в том числе и в связи с их профессиональной подготовкой в вузах МВД России.

Анализ литературных источников по теме показал, что данная проблема рассматривается в основном как требующая философского, юридического или психологического осмысления. Большинство диссертаций, защищенных по соответствующей проблематике, относятся к специальности 12.00.01 (теория права и государстваистория права и государстваистория политических и правовых учений) либо 19.00.06 (юридическая психология). И относительно редко к этим вопросам обращаются исследователи по педагогическим специализациям.

С точки зрения юридической науки исследуются не только содержательные, структурные, теоретико-методологические и исторические вопросы правосознания и правовой культуры, их взаимосвязи и роли в процессе социализации личности (Сальников В.П., 1990; Мостовщиков А. Д. 1995; Шапиева О. Г., 1997; Тапчанян Н. М., 1999; Фомичев С. М., 2000; Евстратов A.M., 2001 и др.), но и те аспекты проблемы, которые традиционно рассматриваются педагогической наукой. Это формирование правосознания, воспитание правовой культуры личности, правовое воспитание и образование.

Например, в юридическом аспекте проведены исследования Тимченко В. И. по формированию профессионального правосознания сотрудников милиции (1993) — Абдулгамилова А. А. по формированию правосознания работников органов внутренних дел (1995).

Диссертация Арсентьевой А. Г. посвящена нравственно-правовой культуре и ее формированию у сотрудников ОВД (1996). Формированию правовой культуры сотрудников ОВД в условиях реализации концепции правового государства посвящена работа Кузнецова И. А. (1997). Пути формирования правовой культуры должностных лиц и пути ее исследует Ершова JI.A. (1995). Бондуровский В. В. рассматривает формирование правовой культуры курсантов и слушателей государственных образовательных учреждений пожарной безопасности МВД России (1999). Канунникова Н. Г. также с юридической точки зрения изучает правовое воспитание сотрудников ОВД в условиях реорганизации МВД России: (1999). Боер В. М. формирование правовой культуры личности рассматривает в связи с правовой информированностью (2001). Нравственно-правовое воспитание осужденных изучалось в работе Стоцкого А. П. (2006).

Среди педагогических исследований следует назвать докторскую диссертацию B.C. Олейникова по теме «Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудников органов внутренних дел России» (1993). Много позже защищены диссертации М. Ю. Санниковой по правовому воспитанию старшеклассников (1996), С. В. Григорьевой по воспитанию правовой культуры у несовершеннолетних правонарушителей (1999), С. Н. Байжуминовым по правовому воспитанию несовершеннолетних правонарушителей — учащихся средней школы (2002). То есть педагогический аспект правового воспитания касается, в основном, старшеклассников различных категорий.

Таким образом, анализ состояния проблемы позволяет с полным основанием утверждать, что педагогический процесс формирования правосознания курсантов вузов МВД России, их правового воспитания и формирования правовой культуры исследован явно недостаточно, и выбор темы исследования в этом направлении является весьма актуальным.

Второе положение, подтверждающее актуальность темы связано с тем фактом, что формирование правосознания будущих экономистов, которые будут служить в правоохранительных органах, как самостоятельная проблема в литературе до сих пор не рассматривалось. Это можно объяснить тем, что подготовка данной категории служащих в образовательных учреждениях МВД России начата относительно недавно (с 1999 г.). Деятельность финансово-экономических работников в подразделениях ОВД специфична по сравнению с гражданскими организациями, как и специализация по сравнению с другими категориями сотрудников правоохранительных органов. Предварительный анализ показывает, что проблема формирования правосознания экономистов, работающих в правоохранительных органах, является междисциплинарной. Необходимо не только учитывать, но и интегрировать в образовательном процессе разнонаправленные требования, которые данная деятельность предъявляет к личности будущего специалиста.

Проведенный обзор литературы позволяет говорить о недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости проблемы формирования правосознания будущих экономистов правоохранительных органов в вузе МВД России. Это и определило выбор темы исследования.

Основной научной проблемой в данном контексте является обоснование системы и путей формирования правосознания будущих экономистов-юристов с учетом особенностей их профессиональной деятельности и подготовки.

Цель исследования: систематизация направлений и поиск путей формирования правосознания будущих экономистов-юристов в образовательном процессе вуза МВД России.

Объект исследования: образовательный процесс на факультете подготовки финансово-экономических кадров для правоохранительных органов.

Предмет исследования: система и содержание формирования правосознания будущих экономистов-юристов в образовательном процессе вуза.

Гипотеза исследования. Высокий уровень правосознания экономистов, служащих в правоохранительных органах, является необходимым условием успешной профессиональной деятельности и важным качеством специалиста. Процесс формирования правосознания будущих экономистов-юристов будет успешным:

— если он будет носить системный и последовательный характер, объединяя все субъекты образования единой методологической основой;

— если он будет организован с учетом особенностей профессиональной деятельности экономистов в подразделениях органов внутренних дел;

— если он будет способствовать разрешению противоречий в правосознании курсантов на разных этапах обучения;

— если он будет опираться на процессы самопознания и самовоспитания курсантов.

Согласно цели и гипотезе исследования были намечены следующие его задачи:

1. Определить особенности деятельности экономистов в правоохранительных органах на современном этапе развития общества.

2. Охарактеризовать правосознание будущих экономистов на разных этапах освоения профессии.

3. Разработать и апробировать систему формирования правосознания курсантов в процессе профессиональной подготовки экономистов для правоохранительных органов, раскрыть ее содержание, учитывающее результаты диагностики.

4. Выделить педагогические условия эффективности процесса формирования правосознания будущих экономистов в вузе МВД России.

Методологическую основу исследования составили идеи о системном и личностно-ориентированном подходе к профессиональному образованию сотрудников правоохранительных органов в высшей школе, о правосознании как важнейшей и исторически развивающейся форме общественного и индивидуального сознания, о влиянии противоречий на развитие личностных и субъектных качеств специалиста.

Научно-теоретическую основу исследования составили труды:

— по методологии изучения и формирования личности и субъекта профессиональной деятельности (Ананьев Б.Г., Безносов С. П., Бордовская Н. В., Васильев В. Л., Гейжан Н. Ф., Гинецинский В. И., Зимняя И. А., Карпов В. В., Климов Е. А., Кошелева С. В., Реан А. А., Шаранов Ю. А., Шестаков А. Г., Якунин В.А.);

— по вопросам профессиональной подготовки и профессионального воспитания в вузах МВД России (Бородавко JI.T., Иваницкий А. Т., Кикоть В. Я., Мусин Я. Н., Рыбников В. Ю., Силкин Н. Н., Слепов В. Я., Хальзов В. И., Юрченко Я.Я.);

— по проблемам экономического образования и совершенствования профессиональной подготовки экономистов в высшей школе (Бояринцева А.В., Данилова Н. А., Дубоносов Е. С., Иванова A.M., Петрухин А.А.);

— по вопросам формирования правосознания и правового воспитания сотрудников правоохранительных органов (Байниязов Р.С., Безносов Д. С., Беседина В. А., Зыбин С. Ф., Ильин И. А., Малахов В. П., Назаренко А. Ф. Олейников B.C., Сальников В.П.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— аналитические: анализ философской, юридической и психолого-педагогической литературы по темеанализ нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в вузе МВД Россиианализ противоречий в правосознании современного общества и курсантов экономического факультета в вузе МВД;

— диагностические: изучение различных аспектов правосознания курсантов на разных этапах обучения (методика «Отношение к праву», методика «Неоконченные предложения», анкетирование преподавателей, групповые и индивидуальные беседы с курсантами, экспертные оценки руководителей курса и командиров учебных подразделений) — обобщение и математические методы обработки эмпирических данных;

— формирующие: инициирование, инструктирование, беседы, контроль за формированием правосознания курсантов в образовательном процессе.

Исследование проведено на базе факультета подготовки финансово-экономических кадров Санкт-Петербургского университета МВД России в 2005;2007 г. г. На диагностическом этапе эксперимента было обследовано по разным методикам 250 человек, из них 135 юношей и 115 девушек. В процессе эксперимента участвовало 105 курсантов второго и четвертого года обучения, а также 45 преподавателей и сотрудников факультета.

Исследование проводилось в три этапа.

I этап — содержал изучение литературы и диссертационных исследований по проблеме права, сущности и структуры правосознания, особенностей деятельности экономистов в правоохранительных органах. Анализировалась нормативно-правовая документация, определяющая требования к уровню подготовленности и юридической направленности экономистов-юристов, разрабатывалась программа исследования (2005 г.).

II этап — изучались особенности правосознания курсантов на разных этапах их вхождения в профессию, выявлялись противоречия в правосознании курсантов и его основные характеристики. Анализировалась нормативно-правовая документация, регламентирующая содержание образовательного процесса в вузе МВД России (2006 г.).

III этап — разрабатывалась и апробировалась система формирования правосознания курсантов с учетом их отношения к праву и правомерному поведению. Осуществлялась координационная, инструктирующая и контролирующая работа с преподавателями и руководителями курсов. Осуществлялась апробация промежуточных результатов исследовательской работы. Анализировалась результативность формирующей работы. Проводилось обобщение и оформление материалов диссертации (2006;2007 г. г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности правосознания будущих экономистов-юристов заключаются в выявленном противоречии между позитивным отношением к закону, пониманием его значимости для жизни каждого человека, общества в целом, для эффективности профессиональной деятельности экономиста и скептическим отношением к реальной возможности соблюдения законов в разных сферах жизнедеятельности.

2. Система формирования правосознания курсантов в процессе профессиональной подготовки экономистов для правоохранительных органов включает четыре основных направления, объединенных в едином образовательном процессе: в процессе воспитания, в процессе профессионального обучения, в процессе служебной деятельности и в процессе прохождения производственной практики будущих экономистов-юристов.

3. Содержание формирующей работы дифференцируется в зависимости от направления образовательной работы, этапов вхождения курсантов в профессию, в зависимости от субъектов формирующей работы, от особенностей профессиональной направленности и отношения к правовым нормам самих курсантов.

4. Важнейшим условием эффективности процесса формирования правосознания будущих экономистов в вузе МВД России являются сформированные у курсантов: рефлексия, социальный оптимизм, умение противостоять деструктивному окружению и негативным правовым суждениям.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— впервые проблема формирования правосознания будущих экономистов правоохранительных органов стала предметом научно-методического осмысления;

— выявлены особенности и противоречия в правосознании будущих экономистов-юристов на разных этапах освоения профессии;

— разработана система и содержание формирования правосознания будущих экономистов-юристов в образовательном процессе и служебной подготовки курсантов;

— обоснованы педагогические условия, определяющие эффективность формирующей работы в данном направлении.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— материалы, полученные в процессе исследования (противоречия в правосознании курсантов, критерии и показатели уровня сформированности правосознания, содержание и методы формирующей работы), имеют значение для практики воспитания, самообразования, подготовки и повышения квалификации молодых преподавателей, руководства факультета и младших командиров курсантских подразделениймогут быть использованы в воспитательном процессе других образовательных учреждений МВД России, готовящих кадры для экономических служб в правоохранительных органах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется использованием современных достижений философской и юридической науки в области права, общественного и индивидуального правосознания, методологии личностно-ориентированного образования, системного анализа при рассмотрении педагогических аспектов формирования правосознания будущих экономистов-юристов, выбором теоретических и эмпирических методов, адекватных его целям и задачамличным участием автора в проведении аналитического, диагностического и формирующего этапов исследования в качестве заместителя начальника факультета подготовки финансово-экономических кадров Санкт-Петербургского университета МВД России.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры педагогики СПбУ МВД России (2005;2006 гг.) — основные положения и выводы заявлены в выступлениях автора на научно-практических конференциях: «Нравственно-правовые аспекты воспитания будущих офицеров внутренних войск и сотрудников ОВД как всесторонне развитой личности» (СПб., 2006) — «Повышение эффективности и качества обучения в вузах Министерства обороны» (СПб., 2006) — «Актуальные проблемы социальной психологии» (СПб., 2007).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (8 разделов), заключения, списка используемой литературы (201 источник), 3-х приложений, 9-и таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования правосознания будущих экономистов-юристов, рассмотренная в данном исследовании является междисциплинарной по своей сути. Традиционно она рассматривается в юридических или психологических исследованиях. В этом случае предметом рассмотрения является происхождение и структура характеристик правосознания, их связь с экономическими и историческими условиями. Педагогический аспект проблемы должен отвечать на вопросы целей и средств формирования правосознания у определенной категории граждан.

Цель данного исследования заключалась в систематизации направлений и поиске средств и методов формирования правосознания будущих экономистов-юристов в образовательном процессе вуза МВД России.

Для достижения данной цели требовалось решить несколько исследовательских задач: определить особенности деятельности экономистов в правоохранительных органах на современном этапе развития обществаохарактеризовать правосознание будущих экономистов на разных этапах освоения профессииразработать и апробировать систему формирования правосознания курсантов в процессе профессиональной подготовки экономистов для правоохранительных органов, раскрыть ее содержание, учитывающее результаты диагностикивыделить педагогические условия эффективности процесса формирования правосознания будущих экономистов в вузе МВД России. Именно эти задачи были поставлены при разработке программы исследовательской работы.

Первая задача решалась на основе анализа литературы по юридическим и психологическим исследованиям, а также на опыте трудоустройства выпускников экономического факультета. Показано, что выпускники факультета в значительной своей части (особенно юноши) служат в оперативных подразделениях, связанных с противодействием экономическим преступлениям. Выделены основные направления деятельности экономистов в правоохранительных органах (пресечение и профилактика экономических преступлений в обществеобеспечение экономической безопасности и защиты прав и свобод гражданпрофилактика и пресечение экономических преступлений и правонарушений в системе МВДобеспечение нормального функционирования экономической жизни в разнообразных подразделениях органов внутренних дел).

Доказано, что повышенные требования к правосознанию будущих экономистов-юристов являются их профессионально важным качествами и важным условием успешной службы. Доказано, что особенностью субъектной характеристики экономистов-юристов, является нормативности как профессионально-важное качества. Четкое следование правилам ведения финансовой документации является содержанием их деятельности. Законопослушность, аккуратность, дисциплинированность как характерные черты нормативного поведения должны быть присущи экономистам в особой мере.

Термин «правосознание» определен в диссертации как сфера общественного или индивидуального сознания, отражающая понимание, объяснение, отношение и эмоциональные реакции человека, социальной группы или общества по поводу общих и особенных явлений правовой действительности и правовой мифологии, на основе которых выстраиваются цели, типы, формы, способы, результаты правовой действительности и активности человека в ней.

Для педагогических формирующих целей данное определение конкретизировано и раскрыто в системе критериев и показателей, которые позволяют диагностировать уровень сформированности правосознания курсантов, целенаправленно его развивать и прослеживать изменения на протяжении всего процесса обучения.

Полученные на диагностическом этапе данные показали высокую значимость права в сознании будущих экономистов. В то же время обнаружились противоречие между позитивным отношением к закону, пониманием его значимости для жизни каждого человека, общества в целом и для эффективности профессиональной деятельности экономиста в частности. В то же время, выявляется скептическое отношение к реальной возможности соблюдения законов в разных сферах жизнедеятельности.

Изучение видов правосознания будущих экономистов-юристов на разных курсах позволило выявить динамику отношения курсантов к праву, различия в оценках у юношей и девушек. Полученный материал послужил содержательной основой для организации системной и дифференцированной формирующей работы.

Прослеживание изменений в показателях правосознания курсантов экспериментальных и контрольных групп показало, что обоснованные и апробированные автором направления и содержание формирующей работы в достаточной мере продуктивны и способствуют повышению качества профессиональной подготовки будущих юристов-экономистов.

По результатам исследования сформулированы следующие теоретические выводы.

1. Высокий уровень правосознания экономистов, служащих в правоохранительных органах, является необходимым условием успешной профессиональной деятельности и важным качеством специалиста. Процесс формирования правосознания требует системности и последовательности, объединения всех субъектов образования единой методологической основой.

2. Формирование правосознания является неотъемлемой частью профессиональной подготовки, шире — образовательного процесса в вузе МВД России. В диссертации обоснована точка зрения, согласно которой формирование правосознания сотрудников правоохранительных органов является задачей образовательного процесса в целом (то есть правого обучения и правового воспитания).

3. Система формирования правосознания будущих экономистов для правоохранительных органов, включает четыре основных направления, объединенных в едином образовательном процессе — это целенаправленная педагогическая деятельность: в процессе воспитания, в процессе профессионального обучения, в процессе служебной деятельности и в процессе прохождения производственной практики будущих экономистов-юристов.

4. Содержание формирующей работы дифференцируется в зависимости от направления образовательной работы, этапов вхождения курсантов в профессию, от субъектов формирующей работы, от особенностей профессиональной направленности и отношения к правовым нормам самих курсантов.

5 Важнейшими организационно-педагогические условиями эффективности процесса формирования правосознания будущих экономистов в вузе МВД России, являются: понимание всеми субъектами образования формирующей работы в данном направлении как неотъемлемой составляющей образовательного процесса, то есть процесса обучения и воспитания в их системепонимание взаимосвязи личностных характеристик человека и качества его правосознаниярефлексия, способствующая осознанию и преодолению противоречий в собственном отношении к явлениям правовой действительности и правового поведенияформирование социального оптимизма, умения противостоять деструктивному окружению и негативным правовым суждениямуровень подготовленности преподавателей, курсовых офицеров, отвечающих за проведение воспитательной работы, младших командиров курсантских подразделений.

По результатам работы были сформулированы следующие практические рекомендации.

Руководству факультета подготовки финансово-экономических работников: целесообразно усилить внимание к системности и последовательности формирования правосознания курсантов на разных этапах вхождения их в профессию;

— организовать ежегодную ученическую конференцию для обсуждения м конструктивного решения противоречий в правосознании будущих экономистов-юристовстимулировать разработку учебно-методических материалов, раскрывающих проблемы формирования правосознания курсантов на разных этапах их вхождения в профессию.

Преподавателям факультета и курсовым офицерам:

— способствовать развитию у курсантов рефлексии, осознания противоречий в их отношении к праву и правопослушному поведению, как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности;

— обращать внимание в процессе обучения и воспитания на обоснование суждений, помогающих курсантам конструктивно противостоять явлениям скептицизма, цинизма и нигилизма в правовой сфере как в собственном сознании, так и в ближайшем окружении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Основные факторы, влияющие на формирование правосознания работников органов внутренних дел//Исследования теоретических проблем правового государства. М., 1996. — С. 75−77.
  2. А.А. Формирование правосознания работников органов внутренних дел: Автореферат дис.. канд. юр. наук. М., 1995.
  3. И.В. Типологические черты правосознания российских обывателей на рубеже XIX—XX вв..//Философия права, 2006, № 1. -С. 57−62.
  4. Ю.В. Профессиональное правосознание сотрудника милиции и применение права//Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. СПб.: СПбУ МВД России, 2003. — С. 273−277.
  5. Актуальные вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях: Сборник трудов адъюнктов и соискателей. М.: ВНИИ МВД России, 2004.
  6. Актуальные проблемы правового воспитания молодёжи: Материалы научно-практической конференции. Волгоград: ВГПУ, 2006.
  7. Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов с высшим юридическим образованием: Межвузовская научно-методическая конференция. Вып. 5. Псков, 2005. — 112 с.
  8. Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения): Тезисы международной научно-практической конференции. СПб., МБИ, 2002. — 296 с.
  9. Актуальные проблемы социально-правовой подготовки специалистов и перспективы совершенствования комплектования органов внутренних дел: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Краснодар, 1997. — 254 с.
  10. Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы международной научно-теоретической конференции/Под ред. В. П. Сальникова. СПб.: СПбУ МВД России, 2003.
  11. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.339с.
  12. О.А., Андреев А. А. Право и правосознание в единстве и развитии//Философия права, 2005, № 3. С. 54−58.
  13. В.В. Методика воспитательной работы сотрудников факультетов, курсов образовательных учреждений МВД России: Учебно-методическое пособие. М., 2002. — 128 с.
  14. А.Г. Нравственно-правовая культура и ее формирование у сотрудников ОВД: Автореферат дис. .канд. юр. наук. -СПб., 1996.
  15. О.Н. Правосознание как потребность социума: Многослойность феномена//Философия права, 2004, № 2. С. 80−84.
  16. В.Е. Правосознание как мощный регулятор поведения в обществе//Актуальные проблемы юриспруденции. Вып. 1. -Тюмень, 1996.-С. 5−9.
  17. С.Н. Правовое воспитание несовершеннолетнихправонарушителей учащихся средней школы: Автореферат дис.канд. пед.наук.--СПб., 2002.
  18. Р.С. Абстрактное правосознание и правовой менталитет//Право и политика, 2003, № 4. С. 104−108.
  19. Р.С. Проблемы правосознания в современном российском обществе: Автореферат дис. канд. юр. наук. Саратов, 1999.
  20. Т.Н. Психологические аспекты формирования индивидуального правосознания//Философия права, 2005, № 1. С. 25−30.
  21. П.П. Правосознание и правовое воспитание/Юбщая теория права: курс лекций. Н-Новгород, 2003.
  22. Э.Э. Конституционное правосознание: социальная и юридическая природа//Философия права, 2004, № 3. С. 33−40.
  23. В.Г. Понятие и структура правового сознания//История государства и права, 2004, № 5. С. 19−21.
  24. М.Г. Функции правовой культуры: Автореферат дис.. канд. юр. наук. Н/Новгород, 2005.
  25. Д.С. Отношение к праву как проявление правового сознания курсантов: Диссертация. канд. психол. наук. СПб., 2004.
  26. С.П., Иваницкий А. Т., Кикоть В. Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность (проблемы профдеформации): Учебное пособие. СПб.: СПбВВКУ ВВ МВД РФ, 1996. — 166 с.
  27. Е.В. Структура и функции правосознания: Автореферат дис.. канд. юр. наук. Екатеринбург, 1996.
  28. А.Г. К вопросу об «объективном» и «субъективном» в контексте теоретико-методологических проблем правопонимания//Вестник МГУ. Серия 11: Право. 2004, № 4. — С. 3−25.
  29. В.А. Экономическая преступность в России: проблемы, противостояния: Монография. СПб.: СПбГУВК, 2001. — 239 с.
  30. В.М. Правовая информированность и формирование правовой кульутры личности (вопросы теории): Автореферат дис.. канд. юр. наук.-СПб., 2001.
  31. Большой энциклопедический словарь. В 2-х т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. 863 с.
  32. В.В. Формирование правовой культуры курс антов и слушателей государственных образовательных учреждений пожарной безопасности МВД России: Автореферат дис. канд. юр. наук. СПб., 1999.
  33. Н.В. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. — С. 509.
  34. JI.T. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: Теоретические основы и практика организации. СПб.: СПбУ МВД России, 2005. — 218 с.
  35. Ч.М. Профессиональное воспитание будущих экономистов в вузе МВД России (на примере работы начальника курса): Диссертация .канд. пед. наук. СПб., 2004.
  36. Ч.М. Проблемы профессионально-правового воспитания экономистов в вузе МВД России//Актуальные проблемы философии права: Материалы всерос. научной конференции. СПб.: СПбУ МВД России, 2004.-С. 103−104.
  37. В.Л. Психологическая культура правоохранительной деятельности. СПб., 1997. — 118 с.
  38. В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов. 5-е изд., дополненное и исправленное. — СПб- М.- Харьков: ПИТЕР, 2005. — 654с.
  39. А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000.-510 с.
  40. А. Размышления по поводу реформы юридического образования в России//Альма-Матер, 2006, № 1. С. 3−8.
  41. В.П. Преступления в сфере экономики. М.: Дело, 2001. -200с.
  42. Н.А. Правосознание и национальная идея//История государства и права, 2005, № 4. С. 11−13.
  43. Г. А. Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России: Автореферат дис. .канд. пед. наук. СПб., 1997.
  44. Н.П. Нравственные аспекты экономического образования//Экономика. История, Нравственность: Материалы зимней школы в г. Чебоксары. Январь-февраль 2000 г. М., 2000. — С. 7−17.
  45. Всероссийское совещание руководителей финансовых и контрольно-ревизионных служб МВД России: Аналитические материалы. -М., 2000.
  46. Высшая школа: проблемы профессиональной подготовки специалистов в области экономики, управления, права: Материалы форума преподавателей, аспирантов и студентов. Хабаровская гос. Академия экономики и права, 2000. 327 с.
  47. Н.В. Правовая активность личности в механизме формирования социально полезного поведения: Автореферат дис.. канд. юр. наук. Ростов/Дон, 2005.
  48. Н.Ф., Витольник Г. А., Кочин А. А., Мусин Я. Н., Силкин Н. Н. Педагогика (Курс лекций): учебное пособие. Санкт-Петербургский университет МВД России/Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», 2003. — 152 с.
  49. Н.Ф., Морозов А. Е. О содержании понятий, связанных с профессиональной подготовкой экономистов в вузах МВД России//У1 Царскосельские чтения: Международная научно-практическая конференция. Т. 1. -СПб.: ЛГОУ, 2002. С. 154−155.
  50. Е.Е. Междисциплинарная интеграция как условие развития правовой культуры студентов: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -СПб., 2004.
  51. С.П. Профессиональная подготовка юриста по курсу «Судебная бухгалтерия»: Учебно-методическое пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. — 104 с.
  52. Е.А. Целеполагание в обеспечении качества образования в экономическом вузе//Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе, 7 ежегодная научно-методическая межвузовская конференция: Тезисы докладов. СПб.: СПбГУП, 2002. -С.81−82.
  53. А.В., Ипполитов Г. М., Рыбников В. В., Хачатурян М. В. Правовое воспитание личного состава силовых структур Российского государства: более 80 лет истории изучения (1918−2000 гг.): Монография. -Самара, 2003.-202 с.
  54. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Квалификация экономист. Специальность 60 500 — Бухгалтерский учет и аудит. — М., 2000.
  55. B.C. Правовая культура как фактор реализации права: Автореферат дис. канд. юр. наук. СПб., 1997.
  56. А.Б. Психологические условия развития когнитивного компонента профессионального образа «Я» курсантов образовательных учреждений МВД России: Автореферат дис.. канд. психол. наук. Белгород, 2006.
  57. В.В. Правовой нигилизм как характерная черта российского правосознания/УАктуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. СПб.: СПбУ МВД России, 2003. — 268−271.
  58. С.В. Воспитание правовой культуры унесовершеннолетних правонарушителей: Автореферат дис. канд. пед.наук.--СПб., 1999.
  59. М.В. К.Д. Ушинский о воспитательных функциях права: Автореферат дис. .канд. пед. наук. СПб., 1995.
  60. А.Н. Правовые нормы и моральные ценности в профессиональной деятельности органов внутренних дел: Автореферат дис.. канд. юр. наук. СПб., 1996.
  61. JI.A. Роль конституционного правосудия в формировании конституционного правосознания молодых специалистов/УПравосудие в Татарстане. 2003, № 3. — С. 13−16.
  62. Н.А. Преступления в сфере банковской деятельности: генезис и современное состояние. СПб.: СПбУ МВД России, 2006.
  63. Т.И. О правосознании и правопонимании//Труды Московской государственной юридической академии: Сборник статей, 2003, № 10.-С. 219−223.
  64. Е.С., Петрухин А. А. Судебная бухгалтерия: Учебное пособие для вузов. М.: ЮИ МВД РФ, 2001. — 174 с.
  65. Д.М. Преступления в сфере кредитно-банковской деятельности: общая характеристика и вопросы квалификации: Автореферат дис. канд. юр. наук. М., 2005.
  66. Д.Ю. Ильин И.А.: Идея кризиса христианского правосознания//Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. СПб.: СПбУ МВД России, 2003. — С. 391−393.
  67. Н. Ю. Правосознание молодежи: теоретический и социологический аспекты: Автореферат дис. канд. юр. наук. Волгоград, 2000.
  68. A.M. Правосознание и правовая культура в период формирования советского государства в 1920−30-е годы (историко-теоретическое исследование): Автореферат дис.. доктора, юр. наук. СПб., 2001.
  69. В.М. Экономическая преступность и экономическая безопасность России (теоретико-криминалистический анализ): Автореферат дис. .доктора юр. наук. СПб., 2000.
  70. Ершова J1.A. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования: Автореферат дис. канд. юр. наук. -М., 1995.
  71. А.Ю. Правомерное поведение (институциональный и формально-юридический аспект: Автореферат дис.. канд. юр. наук. СПб., 2004.
  72. JT. Новое экономическое мышление: Обзор материалов международной конференции «Образование основа экономического развития России"//Экономика и управление, 2002, № 1. — С. 20−21.
  73. Закон Российской Федерации «Об образовании». Редакция от 13.01.96 № 12-ФЗ//Бюллетень Госкомвуза, 1996. № 2.
  74. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» от 22.08.96 № 125-ФЗ//Бюллетень Госкомвуза, 1996. № 10.
  75. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997.-480 с.
  76. А.Е. Лекции по этике. СПб.: РГПУ им. Герцена, 2003.
  77. А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России: Автореферат дис.. доктора пед. наук. СПб., 2000. — 37 с.
  78. A.M. Психосемантика индивидуального правосознания курсантов образовательных учреждений МВД России: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 2006.
  79. И.И. Формирование профессионального самосознания курсантов в вузах МВД России: Автореферат дис. .канд. пед. наук. СПб., 2001.
  80. И.А. О сущности правосознания//Собрание сочинений. Т. 4.-М., 1994.
  81. В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры/ Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.-С. 59−62.
  82. X. Экономическое образование и глобализация. -Экономика: вопросы школьного экономического образования. Новосибирск, 2001, № 4. С. 22−31.
  83. Н.Г. Правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел в условиях реорганизации МВД России: Автореферат дис. .канд. юр. наук. СПб., 1999.
  84. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в ВУЗе: Автореферат дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1993 -36 с.
  85. Качество профессиональной подготовки к деятельности сотрудника ОВД: Материалы научно-практической конференции/Под ред. Б. Ф. Кваши, В. И Хальзова. СПб., 1996.
  86. Квалификационная характеристика специалиста с высшим образованием по специальности 60 500 Бухгалтерский учет и аудит. -СПбУ МВД России, 1999. — 13 с.
  87. Квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений МВД России/Под ред. А. С. Батышева. М.: МЦМВД РФ, 1997.
  88. Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. 2-е изд. — М., 2005.
  89. В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей ВУЗов МВД России: Автореферат дис.. доктора пед. наук.-СПб., 1998.
  90. В.Я., Мусин Я. Н., Слепов В. В. Основные пути и педагогические условия реализации воспитывающего обучения в условиях ВВКУ ВВ МВД России: Учебное пособие. СПб.: СПбВВКУ ВВ МВД России, 1996.-45 с.
  91. Н.Ф. Формирование правосознания сотрудников полиции как элемент социально-психологического аспекта управления в органах внутренних дел: Автореферат дис. канд. юр. наук. -М., 1998.
  92. В.Н. Формирование профессионального правосознания сотрудника ГИБДД: Автореферат дис. .канд. юр. наук. СПб., 2000.
  93. .Н. Преступность в сфере экономической деятельности: криминологическая и уголовная характеристика: Автореферат дис. .канд. юр. наук.-СПб., 2001.
  94. И.А. Изучение форм проявления правосознания и критериев оценки его сформированности//Человек в социальном мире. -2001, № 2.-С. 24−29.
  95. Е.А. О профессиональном самосознании//В кн. Психология профессионала. М., 1996. — С. 68−75.
  96. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. (Одобрен решением Коллегии МВД Российской Федерации 29 октября 1993 г. Утвержден приказом министра внутренних дел № 501 от 19 ноября 1996 г).
  97. Концепция и методические рекомендации воспитательной работы со слушателями (курсантами) образовательных учреждений системы МВД РФ/Под ред. С. Ф. Зыбина, В. П. Сальникова. СПб., СПбЮрИ МВД РФ, 1996.-96 с.
  98. Г. А. Расследование преступлений, совершаемых в финансово-кредитной сфере: Монография. М.-Якутск, 2002. — 146 с.
  99. Е.А. Государственно-правовое регулирование экономических отношений: проблемы, методы: Автореферат дис.. канд. юр. наук. Саратов, 2000.
  100. С.В. Организационно-педагогические детерминанты профессионального самосознания руководителей: Автореферат дис.. доктора психол. наук. СПб., 1997.
  101. С.П. Правовая социализация личности сотрудников органов внутренних дел в современной России (теоретико-прикладной аспект): Автореферат дис. канд. юр. наук. СПб., 2003.
  102. Криминализация экономических отношений в России: Программа федерального компонента цикла ГСЭ ВПО по специальности «юриспруденция» и «правоохранительная деятельность"/Сост. М. П. Гуров и др. СПб.: СПбУ МВД России, 2004.
  103. И.А. Формирование правовой культуры сотрудников органов внутренних дел в условиях реализации концепции правового государства: Автореферат дис.. канд. юр. наук.-СПб., 1997.
  104. Ю.В. Воспитание нравственной культуры у курсантов военных училищ России: Автореферат дис.канд. пед. наук. — СПб., 1996.
  105. Д. А. Индивидуализация воспитательной работыначальника курса в вузе МВД России: Автореферат дис.канд. пед. наук. -СПб., 2006.
  106. Х.Х., Проценко Е. Д., Сальников В. П., Стремоухов А. В., Суслин Э. В., Хальзов В. И. Концепция воспитательной работы. Квалификационные требования к выпускнику юридического института/Под ред. С. Ф. Зыбина. СПб.: СПбЮрИ МВД России, 1996. — 42 с.
  107. В.В., Сафронов А. А. Правовая культура личности как фактор современного развития государства и общества//Философия права, 2005, № 1.-С. 22−25.
  108. А.С. Формирование правового сознания как важнейшая мера профилактики уголовных преступлений//Технологии реализации личности. Монография. Краснодар: Краснодарское кн. изд-во, 2001.-С. 244−252.
  109. В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2001.
  110. А.В. Учение о правосознании в России: истоки и эволюция: Автореферат дис. канд. юр. наук. СПб., 1999.
  111. А.И. О механизме формирования правовой культуры сотрудников органов внутренних дел в постсоветской России//Философия права, 2005, № 3. С. 59−65.
  112. В.В. О качестве подготовки экономистов//Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе, 7 ежегодная научно-методическая межвузовская конференция: Тезисы докладов. СПб.: СПбГУП, 2002. — С.57−58.
  113. Методическая разработка по организации и проведению комплексного межкафедрального учения «Суррогат». Уфа, 2004. 124 с.
  114. Методические материалы в помощь руководителям по организации индивидуально-воспитательной, профилактической работы с сотрудниками и укреплению дисциплины в органах подразделений внутренних дел: Сборник/Сост. А. В. Дулов. М.: ИМЦ ГУК МВД, 2004. -183 с.
  115. А.Е. Педагогическое моделирование профессиональной подготовки экономистов в вузе МВД России: Диссертация. канд. пед. наук. СПб, 2002.
  116. А.Д. Правосознание в системе регуляторов социального поведения: Автореферат дис.. канд. филос. наук. Омск, 1995.
  117. А.Ф. Правосознание: Историко-философский аспект//Актуальные проблемы социальной философии: Материалы международной научно-теоретич. конференции. СПб.: СПбУ МВД России, 2005.-С. 151−152.
  118. А. Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие. СПб.: Речь, 392 с.
  119. А.Г. Проблема формирования позитивного образа права//Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. СПб.:СПбУ МВД России, 2002. — С. 143−144.
  120. Никулин А. Г, Неманежин В. Ю. Правосознание и правомерность/Милиция общественной безопасности: Состояние и актуальные проблемы деятельности: Материалы регионального семинара. -СПб.: СПбУ МВД России, 2002. С. 184−186.
  121. Нравственно-правовое воспитание сотрудников ОВД//Педагогика. Курс лекций/Гейжан Н. Ф, Кочин А. А, Мусин Я. Н, Силкин Н.Н./Под ред. В. П. Сальникова. СПб.: СПбУ МВД России, 2002. -С. 52−65.
  122. О мерах по совершенствованию воспитательной работы в ОВД РФ: Приказ МВД России от 25 сентября 2000 г., № 995.
  123. О совершенствовании профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации: Решение Коллегии МВД России от 06 ноября 2003, № 829.
  124. Об утверждении Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России»: Приказ МВД России от 10.12.96 г. № 651.
  125. Об утверждении Программы воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД РФ на весь период обучения: Приказ МВД России от 09.04.97, № 215.
  126. Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России № 1 от 23 августа 2005 г.
  127. B.C. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудников органов внутренних дел России: Автореферат дис.. доктора пед. наук. СПб., 1993.
  128. B.C. Правосознание личности: социально-правовой аспект. Монография/Под ред. Б. Ф. Кваши. СПб., 2004. 156 с.
  129. B.C., Пономаренко B.C. Нравственно-правовая система воспитания сотрудников ОВД. СПб., СПбА МВД РФ, 1997. — 170с.
  130. Е.В. Правосознание: норма и девиация: Диссертация. канд. юр. наук. СПб., 2004. Автореферат дис.. канд. юр. наук. — СПб., 2001.
  131. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие/Под ред. Бовина Б. Г., Мягких Н. И., Сафонова А. Д. М.: МВД РФ, 1997. — 320 с.
  132. Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России//Журнал Российского права, 2003, № 10. С. 122 133.
  133. И.Г. Религиозная парадигма как фактор формирования правового сознания (на примере русской культуры): Автореферат дис. канд. филос. наук. Омск, 2000.
  134. Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. В 2-тт. СПб., 1910.
  135. В.В. Формирование нравственной позиции студентов экономической академии в процессе их подготовки к предпринимательской деятельности: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Самара, 2001.
  136. С.В. Правосознание и его социально-нравственная обусловленность//Актуальные проблемы социальной философии: Материалы международной научно-теоретической конференции. СПб.: СПбУ МВД России, 2005. — С. 170−171.
  137. С.В. Социальная справедливость как правовая ценность//Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. СПб.: СПбУ МВД России, 2003.-С. 120−121.
  138. Н.П. Повышение эффективности самовоспитания слушателей вузов МВД России: Автореферат дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000.
  139. Право, политика, экономика: Проблемы развития и взаимосвязи: Сборник научных трудов. СПб.: СПбУ МВД, 2004.
  140. Правовая культура личности: условия формирования правосознания молодежи: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Улан-Уде, 2003.
  141. Правовое воспитание в системе нравственно-правовой социализации личности: логика и метод. Учебно-методическое пособие. -СПб., 1991.
  142. Проблемы качества экономического образования в России//Материалы ежегодной Международной научно-методической конференции 26−28 марта 2002. М.: Финансовая академия, 2002.
  143. Г. Н. Отношение личности и государства в русскойправовой традиции (историко-правовой аспект): Автореферат дис. канд.юр. наук.--СПб., 1999.
  144. М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: Автореферат дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000.
  145. А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. -СПб.: Издательство Михайлова В. В., 1999. 228 с.
  146. В.Ю. Концепция психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных заведений МВД РФ. -СПб., 1997.- 110 с.
  147. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: Автореферат дис.. доктора психол. наук. СПб., 2001.
  148. М.Г. Нравственно-правовое воспитание курсантов в военно-экономическом вузе: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 2001.
  149. В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект: Автореферат дис. .доктора юр. наук. Л., 1990.
  150. В.П. Проблемы экономической безопасности//Финансовый контроль, 2002, № 1 (4). С. 18−21.
  151. В. П., Масленников Д. В. Истоки, реальность и перспективы университетского образования/ЛЗестник СПбУ МВД России, 1999, № 3.- С. 33 -37.
  152. В.П., Очередько В. П. Проблемы противодействия преступности в кредитно-банковской сфере//Вестник СПбУ МВД России, 2001,№ 2.-С. 47−52.
  153. В.П. и др. Онтологическо-правовые основания гражданского сознания//Вестник СПбУ МВД России. -2005, № 3. С. 7−13.
  154. М.В. Политико-правовая традиция России: генезис и эволюция. Монография. СПб.: СПбУ МВД России, 2004. — 140 с.
  155. С.П. Судебная реформа и правосознание российского общества (вторая половина XX начало XX в.): Монография. — СПб, 2006.
  156. М.Ю. Правовое воспитание старшеклассников с позиции теории отношений: Автореферат дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996.
  157. Сборник методических материалов по работе с персоналом (кадрами) органов внутренних дел/Сост. В. В. Попов. М.: ЦОКР МВД, 2005. -304 с.
  158. Ф.К. Профессиональный Я-образ сотрудника органов внутренних дел и оптимизация его формирования в высшем образовательном учреждении МВД России: Автореферат дис.. канд. психол. наук. М., 2003.
  159. Н.Н. Профессионально-психологическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел: сущность, критерии оценки, формирование. СПб, СПбУ МВД России, 1998. — 130 с.
  160. Т.В. Правосознание и правовое воспитание//Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малькова. -М.: Юрист, 2001.
  161. В.А. О природе сознания: философия для педагогики//Педагогические чтения: Философия, педагогика, образование. -СПб.: ЛГОУ, 1997. -С.126−130.
  162. В.Я., Лаптев Ю. В., Иванов В. Н. История отечественной военной педагогики: Учебник. СПб, 1997. — 219 с.
  163. В.Н. Формирование личности следователя в подразделении по борьбе с экономическими преступлениями: Автореферат дис.. канд. юр. наук. СПб., 2006.
  164. Совещание-семинар руководителей финансовых и контрольно-ревизионных служб МВД России: Стенографический отчет/Под ред. Ю. С. Ямщикова. М.: MBД РФ, РИПК. — 1997. — 110 с.
  165. Современные образовательные технологии подготовки специалистов-экономистов в вузах России: Материалы научно-практической конференции 27−30 марта 2001 г. М.: Финансовая академия при правительстве РФ. — 2001.
  166. Современный воспитательный процесс: состояние и проблемы («круглый стол»)//Социологические исследования, 2005, № 4. С. 86−100.
  167. Н., Бебия 3. Преступления в сфере экономической деятельности/ЯОрист и бухгалтер, 2001, № 7. С. 11−13.
  168. Д.В. Содержание и способы массово-коммуникативного воздействия на правосознание молодежи/УИстория государства и права, 2003, № 4.-С. 16−18.
  169. Теория бухгалтерского учета. Серия «Скорая помощь студенту». М.: Окей-книга, 2006. — 40 с.
  170. А.В. О направлениях совершенствования правового регулирования экономической безопасности//Философия права, 2004, № 1. -С. 60−65.
  171. Н.М. Правосознание и правовая кульутра личности в условиях обновления России: Автореферат дис. канд. юр. наук. -М., 1999.
  172. В.И. Формирование профессионального правосознания сотрудников милиции: Автореферат дис. канд. юр. наук. -М., 1993.
  173. В.Б. Российский правовой нигилизм: Автореферат дис. канд. юр. наук. М., 2000.
  174. С.В. Религиозные основания правовой традиции России (историко и теоретико-правовые аспекты): Автореферат дис.. канд. юр. наук. СПб., 2005.
  175. В.П. Философия сознания: Современные вопросы. -М.: Мысль, 1971.
  176. Н.И. Правомерное поведение и правосознание//Социальные и гуманитарные исследования: Традиции и реальности: Межвузовский сборник научных трудов. Саранск, 2002. — С. 48−51.
  177. Философский энциклопедический словарь/Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, А. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989 — 815 с.
  178. С.М. Индивидуальное профессиональное правосознание сотрудника ОВД в условиях переходного периода: Автореферат дис. канд. юр. наук. СПб, 2000.
  179. Формы и методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: методическое пособие/Сост. В. А. Баринов и др. М.: ИМЦ ГУК МВД, 2004. -223 с.
  180. Частная методика преподавания дисциплин специализации «Расследование преступлений, совершаемых в сфере экономики»: учебно-методическое пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД, 2004. — 60 с.
  181. И.И. Самосознание личности//Теоретические проблемы психологии личности/Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1974. -209−225.
  182. О.Г. Нравственно-правовая социализация личности: Автореферат дис. доктора юр. наук. СПб., 1997.
  183. И. А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания//Государство и право, 2005, № 4. -С. 84−90.
  184. Ю.А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел (теория и методология управления развитием): Автореферат дис. .д-ра психол. наук. СПб., 2000.
  185. А.Г. Психология управленческих воздействий руководителя на подчиненных в органах внутренних дел: Автореф. дис.. доктора психол. наук. СПб., 1997.
  186. В.А. Совершенствование педагогической системы воспитательной работы в вузах МВД России: Автореферат дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000.
  187. М.В. Конституализация международных норм прав человека и российское правосознание//Общественные науки и современность, 2006, № 2. С. 67−77.
  188. Экономическая безопасность России/Под ред. В. К. Сенчагова. -М.: Дело, 2005.-895 с.
  189. Н.М. Эволюция понятия правового сознания/УИзвестия высших учебных заведений: Правоведение, 2004, № 2. -С. 165−182.
  190. Юридический энциклопедический словарь/Под общ. ред. В. Е. Крупских. 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2001.
  191. Я.Я. Психология и педагогика в деятельности офицеров.-Л.: ВИКИ, 1981.-230с.
  192. ПРОФЕССИЯ ЭКОНОМИСТА И ПРАВО (задание для курсантов)1. Уважаемый товарищ!
  193. Факультет подготовки финансово-экономических кадров СПбУ МВД России проводит исследование, направленное на повышение правовой культуры будущих специалистов.
  194. Фамилию писать не нужно. Но укажите: номер учебной группы, Ваш пол
  195. Закончите следующие предложения
  196. Мне хотелось бы после окончания университета работать
  197. По-моему, профессия экономиста это
  198. Особенность профессиональной деятельности экономистов в органах ОВД состоит в том
  199. Знание правовых норм для специалистов финансово-экономической сферы
  200. Работа экономиста в органах внутренних дел
  201. Соблюдать правовые нормы в современных условиях экономисту
  202. Правосознание экономиста это
  203. Умение обойти закон для экономиста
  204. Правовая информация для экономистов
  205. Правопослушный экономист в правоохранительных органах
  206. Борьба с экономической преступностью требует
  207. Сочетание правопослушности и успешности работы экономиста
  208. Для того, чтобы продвигаться по служебной лестнице
  209. Развитое правосознание в современных условиях
  210. Соблюдение нравственных норм важно для любого специалиста, а экономистам
  211. Чем более высокую должность занимает специалист в правоохранительных органах
  212. Главные качества для хорошего финансиста это
  213. Успешный специалист в финансовой сфере руководствуется, прежде всего,
  214. В профессии экономиста тот, кто нарушает правовые нормы
  215. Я могу охарактеризовать свое правосознание как
  216. Спасибо за сотрудничество!
  217. Опросник «ОТНОШЕНИЕ К ПРАВУ» Инструкция: вам предлагается ряд утверждений, которые помо1ут определить особенности вашего правосознания. Отвечайте только в бланке для ответов.
  218. Я считаю, что необходимо знать и сознательно соблюдать правовые нормы.
  219. Мне кажется, что следует жить только своим разумом, не доверяя законам.
  220. Самый главный закон это вести себя так же, как и окружающие люди.
  221. Мне совершенно безразлично, придерживаются ли закона другие люди.
  222. Мне кажется, что закон имеет над людьми магическую силу.
  223. Я совершенно не разбираюсь в том, нарушен закон или нет.
  224. Главенство законов вот идеальное устройство государства.
  225. Я считаю, что система права в современном обществе устарела и никому не нужна.
  226. Я горжусь тем, что в жизни никогда не вступал в противоречие с законом.
  227. К расцвету и благосостоянию общества не приводит лишь тщательное исполнение закона.
  228. Я думаю, что надо так же почтительно относиться к закону, как к старшим по возрасту и званию.
  229. Я считаю, что при вступлении в брак главное это заключение брачного контракта, а не любовь.
  230. Всегда при любых обстоятельствах необходимо ориентироваться на высшие божественные силы, которые сконцентрированы в системе права.
  231. Мне кажется, что знание законов не пригодится мне в жизни.
  232. Я считаю, что в нашей стране создана идеальная правовая система.
  233. У меня часто возникает интуитивное, неосознанное желание обойти закон.
  234. Мне приятно, когда при установлении деловых отношений прежде всего выясняют юридическую сторону вопроса.
  235. Конечно, я хорошо знаю законы и правила поведения, но мне в жизни они не могут помочь.
  236. Я всегда обращаю внимание на то, как ведут себя другие люди и поступаю так же.
  237. В нашем обществе наблюдается циничное отношение к закону.
  238. Закон это высшая сила, которая должна иметь абсолютную власть над людьми.
  239. Мне хотелось бы часто изменять законы нашего государства, усложнять правовую систему.
  240. Право занимает ведущее место в системе общечеловеческих ценностей.
  241. Я думаю, что правовая системе в нашем государстве не способна урегулировать общественные отношения.
  242. Знание законов и правовых норм помогает мне быстро разрешать свои проблемы и проблемы окружающих людей.
  243. От противоправных действий меня удерживают только правовые санкции.
  244. Мне нравится, когда люди просто выполняют требования закона, не вникая в их суть.
  245. Самое главное добиться результата, не важно, какими средствами, соблюдая или нет правовые нормы.
  246. Неоспоримая сила закона это проявление божественной власти.
  247. Я соблюдаю требования закона и не переживаю о том, правильно или нет поступаю.
  248. Люди, которые активно реализуют в жизни юридические права и обязанности, являются примером для подражания.
  249. Как показывает практика, в нашем обществе процветают полная безнаказанность и бесправие.
  250. Я считаю, что поведение человека должно соответствовать нормам права.
  251. Я выполняю требования закона не по совести, а только по принуждению.
  252. Я стараюсь изучать законы и предписания потому, что необходимо жить в согласии с другими людьми.
  253. В практической деятельности использование требований закона только вредит делу.
  254. В праве заключена магическая сила.
  255. Я довольно слабо информирован о правовой системе в нашей стране.
  256. Конституция России является образцом для других стран мира.
  257. Я не верю в то, что только закон и правовые требования могут решить все социальные проблемы.
  258. Мне представляется правильным и разумным строить свою жизнь в соответствии с законом и нормами права.
  259. У меня вызывает недоверие люди, которые слишком строго придерживаются норм права.
  260. Мне далеко не безразлично, что подумают обо мне люди, поэтому я стараюсь не нарушать законов и норм нравственности.
  261. Правы те люди, которые сами часто нарушают закон, тем не менее много говорят о главенстве закона.
  262. В современном обществе поклонение праву должно заменить поклонение богу.
  263. Я чувствую себя слишком маленьким и бессильным перед властью закона.
  264. Мне кажется, что самые теплые, искренние, дружеские чувства возникают только у людей, придерживающихся правовых норм.
  265. Успеха в жизни и богатства можно достичь только неправовыми средствами.1. ЛИСТ ОТВЕТОВ
  266. Для анкеты «Отношение к праву» Курс Пол
  267. Поставьте баллы против номера ответа: + 2 6. (совершенно согласен) — +1 б. (согласен) — 0 б. (трудно сказать согласен или нет) — 1 б. (не согласен) — - 2 б. (совершенно не согласен).
  268. Номер вопроса Баллы Номер вопроса Баллы1. 25.2. 26.3. 27.4. 28.5. 29.6. 30.7. 31.8. 32.9. 33.10. 34.11. 35.12. 36.13. 37.14. 38.15. 39.16. 40.17. 41.18. 42.19. 43.20. 44.21. 45.22. 46.23. 47.24. 48.1. АНКЕТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
  269. Каков Ваш педагогический стаж
  270. Какой предмет Вы преподаете
  271. Если имеется, укажите специальное звание
  272. Если имеется, укажите ученую степень и звание
  273. Считаете ли Вы, что в университете МВД к работе экономиста курсантов нужно готовить более детально и целенаправленно? а) да, там есть своя спецификаб) нет, подготовка к работе экономиста достаточнав) не знаю
  274. Учитываете ли Вы, преподавая свой предмет, специфику профессиональной деятельности экономистов в органах ОВД? а) как правило- б) изредка в) нет.
  275. Считаете ли Вы возможным формировать правосознание экономистов через учебный материал по Вашей дисциплине? а) безусловно б) это не важно в) не задумывался
  276. Считаете ли Вы важным целенаправленно формировать отношение к праву и правовым нормам через обучение и воспитание? а) да, обязательно- в) это происходит само при освоении правовых дисциплин г) заниматься этим на лекциях и семинарах некогда
  277. Учебные пособия по Вашей дисциплине содержат ли материал, формирующий отношение курсантов к закону, праву, соблюдению нормативных актов? а) да б) косвенно в) практически нет
  278. Какие методы и приемы Вы используете для того, чтобы сформировать позитивное отношение курсантов к праву и правовым нормам?
Заполнить форму текущей работой