Формирование графической готовности ребенка к школе
Диссертация
В настоящее время в связи с переходом начальной школы на обучение по программе 1−4 проблема готовности детей к школе стала особенно актуальной, т.к. шестилетний ребенок по многим психическим показателям существенно отличается от семилетнего. В этой связи обострились многие проблемы, связанные с обучением. Одной из таких проблем является трудность выполнения заданий, в которых присутствует… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Графическая готовность ребенка к школе как психолого-педагогическая проблема
- 1. Сущностная характеристика графической готовности и ее место в структуре готовности ребенка к школе
- 2. Графические способности как компонент графической готовности ребенка к школе
- 3. Основные компоненты графических способностей
- 4. Развитие графической деятельности у детей с раннего детства до поступления в школу
- 5. Формирование моторного компонента графических способностей
- 6. Авторская комплексная развивающая программа подготовки детей к школе
- Игры РОСТА"
- ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное формирование графической готовности детей к школе в рамках комплексной развивающей программы «Игры РОСТА»
- 1. Опытное становление комплексной развивающей программы «Игры
- РОСТА»
- 2. Формы и методы формирования графической готовности ребенка к школе в процессе реализации программы «Игры РОСТА»
- 3. Результативность программы «Игры РОСТА» в процессе формирования графической готовности у дошкольников
Список литературы
- Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы // Начальная школа.— 1995. — № 12 — С.24−28
- Агаркова Н.Г. Поэлементная подготовка учащихся к безотрывному письму // Начальная школа — 1993.— № 4 С.34−37
- Агаркова Н.Г. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму // Начальная школа — 1992. — № 2 С.45−48
- Агаркова Н.Г. Формирование графических навыков у младших школьников — М.: Просвещение, 1987. 210 с.
- Амонашвили Ш. А. В школу — с шести лет — М.: Педагогика, 1986. 211 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: АПН РСФСР, 1980.-442 е., 426 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.: АПН РСФСР, 1977.-386 с.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей М., АПН РСФСР, 1964.-241 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. 4.1−2./ Под. Ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского М.: Педагогика, 1982. — 318 с.
- Ю.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем — М.: Медицина, 1975. 447 с.
- Аргунтинская Е.В., Долгорукова В. А. Грамота детского сада для детей 6−8 лет. Давайте, дети, рисовать, вырезать, сгибать, лепить, писать и читать Тифлис, 1916.-231 с.
- Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду -Ленинград: ЛГПИ, 1990. 80 с.
- Базарный В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов Сергиев Посад, 1996. — 110 с.
- Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? — М.: Академия, 1996. 240 с.
- Безруких М. М, Ефимова С. П. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться — М.: Новая школа, 1994. 205 с.
- Безруких М. М, Хохлова Т. Е. Как писать буквы — М.: Творческая педагогика, МП Новая школа, 1993. 61 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму — Тула: Арктоус, 1997. 220 с.
- Бернштейн Н.А. Координация движений в онтогенезе. Ученые записки. Гос. центр, ин-т физической культуры, вып. 2 М.: Физкультура и спорт, 1947.-216 с.
- Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении — Спб.: Типография Сойкина, 1910. — 432 с.
- Биктимирова Н.И. Игры на развитие памяти. Игры на тренировку восприятия / Рабочая программа развивающего обучения М.: ОНТИ ЭНИМС, 1994. — С.84−109
- Биктимирова Н.И. Загадки русского языка //Я сам! Я — сама! — 1996. — № 1 -С.45−46
- Биктимирова Н.И. Моторная математика и «говорящие» прописи //Я сам! Я- сама! 1996. — № 2 — С.60−63
- Биктимирова Н.И. Приключение Никтошки. Приключение капелек и виноградных улиток //Я сам! Я — сама! — 1996. — № 8−9. — С.64−68
- Биктимирова Н.И. Приключения Никтошки //Я сам! Я — сама! — 1995. — № 10- С.46−49
- Биктимирова Н.И. Умные пальчики //Я сам! Я — сама! — 1995. — № 8−9. -С. 84−87
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества — Ростов, 1983 — 173 с.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей — М.: Academia, 2002- 320 с.
- Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М.: Просвещение, 1968.— 464 с.
- Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin), в 2 т.:
- Пер. с анлг. М.: Вече, Аст, 2000. — 592 е., 560 с.
- Бугрименко Е.А., Венгер A.JI. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов Томск, 1993. -112 с.
- Буре P.C. Готовим детей к школе М.: Просвещение, 1987. — 93 с.
- Варенцова Н.Г. Готовим руку к письму // Дошкольное воспитание. 1996.- № 2
- Величковский Б.Н. Психология восприятия М.: МУ, 1973. — 230 с.
- Венгер JI.A. Педагогика способностей — М. Просвещение, 1973. 284 с.
- Венгер JI.A., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе?— М.: Знание, 1994.-240 с.
- Венгер Л.А., Дьяченко О., Тарасова К. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей // Дошкольное воспитание 1992.- № 9−10 -С. 16−20
- Венгер Л.А., Холмовская В. В., Венгер И. Б. Диагностика умственного развития дошкольников М., 1978. — 95 с.
- Витцлак Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика М.: Просвещение, 1986.-70 с.
- Волкова С. И., Пчелкина О. Л. Математика и конструирование. Экспериментальное учебное пособие для 1 класса четырехлетней начальной школы — М.: Просвещение, 1990.-201 с.
- Вопросы психологии обучения чтению и письму / Труды института психологии под ред. Егорова Т. Г. и Гурьянова Е. В —М., 1952. — вып. 42
- Воскресенская А.И. Грамота в детском саду. — М.: Учпедгиз, 1965. 147 с.
- Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: в 6 т. — М.: Педагогика, 1984.- Т.4.-364 с.
- Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Избранные психологические исследования — АПН — 1956. 248 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология — М.: Педагогика, 1991. 347 с.
- Выготский Л.С. — М.: изд-кий Дом Шалвы Амонащвили, 1996. С.154−177
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка М.: МГУ, 1985.-45 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию М.: МУ, 1976. — 329 с.
- Гальперин П.Я. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности -М. МУ, 1968.-134 с.
- Генинг М.Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи Чебоксары, 1980.-201 с.
- Голубева Э. А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии.-1983.- № 3 С.16−28
- Горецкий В.Г., Кирюшин В. А., Шанько А. Ф. Уроки обучения чтению и письму // Начальная школа. — 1984. — № 7 С. 10−15
- Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов М., 1989. — 94 с.
- Готовность школе: развивающие программы / Под редакцией И. В. Дубровиной Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 112 с.
- Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.— М., 1970.— 271 с.
- Гурьянов Е.В. Психология и методика обучения письму в букварный период — М.: Учпедгиз, 1952. 263 с.
- Гурьянов Е.В. Психология обучения письму — М.: АПН, 1959. 346 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе М.: Академический Проект, 2000.- 184 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения М.: Педагогика, 1986. -239 с.
- Давыдов В.В. Концепция дошкольного воспитания. М.: Академический Проект, 1988.-214 с.
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду Санкт-Петербург: Акцидент, 1997. — 240 с.
- Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской М.: Педагогика, 1978. — 248 с.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера М.: НИИОПП, 1981. — 157 с.
- Долгополова A.B. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр Самара: Самарский Университет, 1997. — 101 с.
- Доман Глен. Гармоничное развитие ребенка М.: Аквариум, 1996. — 395 с.
- Доронова Т.Н., Гербова В. В. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в детском саду — М.: Просвещение, 1996. 156 с.
- Дубинин Н.П. Что такое человек — М.: Просвещение, 1983.— 334 с.
- Ермолаева М.В., Ерофеева И. Г. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе) М.: МПСИ- Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. — 64 с.
- Ермолаева М.В., Ерофеева И. Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) М.: МПСИ- Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. — 96 с.
- Желтовская Л .Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников — М.: Просвещение, 1987. 123 с.
- Запорожец A.B. Воспитание и обучение в детском саду — М.: АПН СССР, 1996. -236 с.
- Запорожец A.B. Основы дошкольной педагогики — М.: АПН, 1980. 366 с.
- Запорожец A.B. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных интересов — М.: АПН СССР, 1964. 342 с.
- Запорожец A.B. Развитие произвольных движений М.: АПН, 1960. — 394 с.
- Зинченко В.П. Некоторые особенности ориентировочных движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков М.: МУ, 1957. — 212 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей М.: Учпедгиз, 1961.-223 с.
- Истоки. Базисная программа М.: Издательский дом Карапуз, 2001. — 387 с.
- Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости. Диагностика психического развития-Прага, 1978.- 123 с.
- Кабанова O.A. Формирование действия графического воспроизведения плоского контура у старших дошкольников: Автореф. М.: МГУ, 1979, — 22 с.
- Кабанова O.A. Формирование пространственной ориентировки у дошкольников / В кн. Психология познавательной деятельности М.: МГУ, 1978. — С.53−63
- Кабанова O.A. Формирование навыков графического изображения у старших дошкольников / В кн. Новое в психологии. Вып.1 М.: МГУ, 1975. — С. 103−109
- Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности — М.: Просвещение, 1990. 180 с.
- Калинина Н.В., Разинкина A.B. Подготовка дошкольников обучению каллиграфии: Методические рекомендации в помощь психологу, воспитателю, родителям — М.: ИПКПРО, 1996. 247 с.
- Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости — М.: Просвещение, 1981.— 200 с.
- Карлгрен Франс. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера / Пер. с нем. — М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. 272 с.
- Карпов A.B. Разработка принципов психологической диагностики интегральных способностей / Способности и деятельность — Ярославль, 1969. — С.48−63
- Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Вопросы психологии. 1983. — № 6 — С.28−32
- Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности -М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959 346 с.
- Кислюк Г. А. К вопросу о формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1956.- № 6 С.64−69
- Кларина JI.M. Дети и знаки: Буквы, цифры, геометрические формы — М.: На-уч.-метод. объ-ние Творческая педагогика, МП Новая школа, 1992. 107с.
- Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.— Казань, 1969.— 278 с.
- Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика М.: Akademia, 2001. — 416 с.
- Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 4−5,5−6 лет М., Творческий центр Сфера, 2001. — 222 с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста — М.: Просвещение, 1988. 190 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: взаимосвязь с игрой // Дошкольное воспитание. — 1991. № 4 — С.33−37
- Комарова Т.С. Что такое изобразительное творчество ребенка? // Дошкольное воспитание. — 1991. № 1 — С.29−33
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду М.: Просвещение, 1991.-280 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам и умениям // Дошкольное воспитание. — 1991. № 2 — С.32−36
- Комарова Т.С. О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 6 С.42−45
- Комарова Т.С. Формирование графического навыка у дошкольников — М.: Просвещение, 1970. 268 с.
- Коссодо А. Полное руководство к обучению каллиграфии с помощью письменных наставлений и искусство превратить в короткое время самый дурной почерк в правильный и блестящий по красоте — Одесса, 1889. — 90 с.
- Котова М.Е. Эмпирическое исследование ценностей / Опыт системного исследования психики ребенка М., 1975. — 134 с.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. 1987. — № 5 — С.44−49
- Красногорский Н.И. Развитие учения о физиологической деятельности мозга у детей — Л.: Ленигр. обл. ин-т охраны здоровья детей и подростков, 1946. 204 с.
- Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников —
- М.: Просвещение, 1968.— 431 с.
- Кушнир Н.Я., Антипенко O.E. Диагностика психической готовности ребенка к школе Минск, 1991. — 102 с.
- Лаврентьева Т.В. Развитие глазомерных действий у детей дошкольного возраста: Автореф- М.: МГУ, 1968. 18 с.
- Левинова Л.А. А ваш ребенок готов к школе? — М.: Просвещение, 1969. -109 с.
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности— М.: АПН РСФСР, I960.— 215 с.
- Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. 1985. — № 1 — С.9−18
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст М.: Педагогика, 1971.279 с.
- Лейтес Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности / В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии М.: Педагогика, 1977. -С.64−179
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975.304 с.
- Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Сборник статей — М.: АПН РСФСР, 1995. 270 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М., 1984.-444 с.
- Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся М.: АПН СССР, 1959. — 204 с.
- Лоукотка Ч. Развитие письма — М.: Иностр. лит-ры, 1950. 320 с.
- Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя / Пер. с франц. Е. И. Дюшен, Н. Л. Суслович, З. Б. Ческис М.: Эллис Лак, 1993.-255 с.
- Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста М., 1995 — № 9 — С. 10−15
- Лурия А.Р. Материалы к генезису письма у ребенка. М.: Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, 1929. — 102 с.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: АПН РСФСР, 1950.-123 с.
- Люблинская A.A. Очерки психического развития ребенка. — М.: АПН РСФСР, 1959.-287 с.
- Матюшкин Л. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. — 1982. № 4 — С.5−17
- Международный семинар по проблеме способностей // Вопросы психологии. -1985.-№ 2-С.183−186
- Мелик-Пашаев А. А. Эстетическое отношение к жизни как первооснова способностей к художественному творчеству / В кн.: Художественное творчество -Л., 1983.- С.212−216
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности — М.: Знание, 1981.-96 с.
- Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике М.: Учпедгиз, 1955.— 432 с.
- Мерлин В. С. Очерк теории темперамента М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
- Методические советы к программе Детство Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002.-164 с.
- Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. Правление общества Знание России, ТОО «ИнтелТех», 1994. — 64 с.
- Михайлова З.А. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду Санкт-Петербург: Акцидент, 1997. — 246 с.
- Монтессори — материал: Педагогическая методика М.Монтессори. — М.: Рос. Мотессори-Центр, 1992. 120 с.
- Морозова Л.В. Зрительное восприятие и школьные трудности // Начальная школа. — 1994. — № 8 С. 16−20
- Мухел И.Р. Наш ребенок учится писать — Таллин, 1985. 160 с.
- Мухина B.C. Генезис изобразительной деятельности: Автореф- М.: МУ, 1972.-26 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986. -144 с.
- Мясищев В. Н. Проблемы способностей.— М.: АПН РСФСР, 1962.— 308 с.
- Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.— М.: Наука, 1976. 336 с.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. 3-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе М.: Владос, 2001. — 256 с.
- Новикова В. П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2001. 182 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе М.: ТЦ Сфера, 1998.-240 с.
- Озерецкий Н.И., Гуревич М. В. Психомоторика М.-Л.: Медгиз, 1930 — 160 с.
- Опыт обучения детей шестилетнего возраста / Сборник статей под ред. Леонтьева E.B. — М.: АПН, 1960. — вып. 108 190 с.
- Орлов Ю.М. Развитие ребенка до поступление в школу — Ростов, 1966 — 120 с.
- Основные современные концепции творчества и одаренности / Под. ред. проф. Богоявленской Д. Б. — М.: Молодая гвардия, 1997. 416 с.
- Павлов И.П. Полное собрание трудов М.-Л.: АПН СССР, 1949. — 464 с.
- Пантина Н. С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании // Вопросы психологии.— 1967.— № 4 — С.68−72
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М.Бим-Бад М.: Большая Российская энциклопедия, 2002 — 528 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей М.: Наука, 1972.— 312 с.
- Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Сохина Ф. А. и Тарунтае-вой Т.В. -М.: Педагогика, 1977. 157 с.
- Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР: Кн. для работников дошк. учреждений / Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, Т. Беньова и др.- Под ред. Л. А. Парамоновой -М.: Просвещение- Братислава: Словац. пед. изд-во, 1989. 176 с.
- Подготовка дошкольников к письму посредством музыкаль-графических упражнений: Методические рекомендации — Минск, 1987. 114 с.
- Поддьяков H.H. Мышление дошкольника — М.: Просвещение, 1977. 164 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду — М.: Просвещение, 1987. 104 с.
- Психологический словарь / Под редакцией Зинченко В. П., Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Психология труда / перевод со словацкого. Под ред. К. К. Платонова. М.: Профиздат. 1979.-258 с.
- Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов / Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина C.B. Ярославль: Академия развития, 1997. — 192 с.
- Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- Т1−608с., Т2 — 672с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии М.: Учпедгиз, 1946.— 704 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии М.: АПН, 1973.— 423 с.
- Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии М.: АПН, 1970.- 185 с.
- Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. — 1985. № 1 — С.19−32
- Рыжова H.A. Экологическое образование в детском саду М.: Издательский дом Карапуз, 2001. — 324 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении М., МГУ, 1988. — 148 с.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения — М.: Госполитиздат, 1947. 673 с.
- Силивон В. А. Формирование двигательных предпосылок письма у дошкольников: Автореф. — Минск, 1988. 21 с.
- Силивон В.А. Музыка, рисование и письмо // Семья и школа. 1992. — № 4 -С.16−18
- Симановский А.Э. Подготовка ребенка к освоению чтения и письмаю // Начальная школа. — 1994. — № 3 С.24−28
- Славина JI.C. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника // Изучение мотивации поведения детей и подростков — М. Педагогика, 1972. 132 с.
- Способности ваших детей — М.: Просвещение, 1969. — 203 с.
- Способности и деятельность — Ярославль: ЯГПИ, 1989. 149 с.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста — М.: изд-кий комбинат ВИНИТИ, 1994. 61 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании М.: Политиздат, 1988. — 270 с.
- Теплов Б. М. Избранные труды: в двух томах М.: Педагогика, 1985.— 689 с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность / Избранные труды — М.: Педагогика, 1985.— 1 т. С.15−41
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / под. ред. Р. А. Курбатовой, Н.И. Поддъякова-М.: Просвещение, 1984. 153 с.
- Толоконникова H.H. Азбука для дошкольников. Обучение чтению и письму — М.: Келвори, 1995. 134 с.
- Трохимчук Л.Ф., Бабенко Т. И. и др. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти руки ребенка — Ростов: РГПУ, 1994. 236 с.
- Ульенкова У.В. Об особенностях умозаключающего мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1958. — № 5 — С.55−60
- Усова А.П. Обучение в детском саду-М.: Просвещение, 1981 176 с.
- Утехина K.M. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6−7 лет — М.: Просвещение, 1995. 125 с.
- Ушакова О.С., Арушанова А.Г., А.И. Максаков и др. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Совершенство, 1998. — 220 с.
- Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей — Новосибирск: Дет. лит-ра Сиб. Отд-ние, 1994. 420 с.
- Ушинский. — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. 224 с.
- Филиппова Е.В., Венгер А. Л. О психологических особенностях детей, обучающихся в школе с шести лет / Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей М.: НИИОПП, 1981. — 157 с.
- Флеров В.А. Как не надо учить читать и писать — М., 1917. 120 с.
- Холмовская В.А. Формирование зрительной оценки пропорций у детей дошкольного возраста: Автореф. М.: МУ, 1967. — 24 с.
- Цеханская Л.И. Формирование графического моделирования в продуктивных видах деятельности дошкольника: Автореф. М.: МУ, 1977.- 23 с.
- Цеханская Л.И. Диагностики степени овладения некоторыми предпосылками учебной деятельности / Диагностика умственного развития дошкольников М.: Педагогика, 1978. — 114 с.
- Чудновский В. Э. О возрастном подходе к проблеме формирования личности школьника // Вопросы психологии. 1976. — № 4 — С.41−54
- Чудновский В. Э. О временном аспекте гармонического развития личности / В кн.: Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте М.: Знание, 1980. — С.60−70
- Шадриков В. Д. О содержании понятия «способности и одаренность» // Психологический журнал. 1983. — № 5 — С.3−10
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности — М.: Логос, 1994. 338 с.
- Шадриков В.Д. Диагностика способностей и личных черт учащихся в учебной деятельности Саратов, 1989. — 213 с.
- Шванцара И. и кол. Диагностика психического развития Прага: Аниценум, 1978.-338 с.
- Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению — М.: Просвещение, 1988. 264 с.
- Элизабет М. Грюнелиус Вальдорфский детский сад М.: МПИ Мир книги, 1992.-64 с.
- Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / В кн.: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей -М.: Просвещение, 1981. -С.2—13
- Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет — М.: Учпедгиз, 1960. 260 с.
- Эльконин Д.Б. Чтение и письмо по системе Эльконина Д.Б.: Книга для учителя — М.: Просвещение, 1993. 190 с.
- Юркевич В. С. Саморегуляция как фактор общей одаренности / В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии М.: Педагогика, 1972. — С.233- 249
- Frostig М., Home D. Frostig. Programm for the development of visual perception. -Chicago, 1972.-320 c.
- Frostig Marianne and Maslow Phyllis. Learning problems in the classroom Prevention and remediation New York London, Crune and stratton, 1973. — 278 c.