Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование графической готовности ребенка к школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в связи с переходом начальной школы на обучение по программе 1−4 проблема готовности детей к школе стала особенно актуальной, т.к. шестилетний ребенок по многим психическим показателям существенно отличается от семилетнего. В этой связи обострились многие проблемы, связанные с обучением. Одной из таких проблем является трудность выполнения заданий, в которых присутствует… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Графическая готовность ребенка к школе как психолого-педагогическая проблема
    • 1. Сущностная характеристика графической готовности и ее место в структуре готовности ребенка к школе
    • 2. Графические способности как компонент графической готовности ребенка к школе
    • 3. Основные компоненты графических способностей
    • 4. Развитие графической деятельности у детей с раннего детства до поступления в школу
    • 5. Формирование моторного компонента графических способностей
    • 6. Авторская комплексная развивающая программа подготовки детей к школе
  • Игры РОСТА"
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное формирование графической готовности детей к школе в рамках комплексной развивающей программы «Игры РОСТА»
    • 1. Опытное становление комплексной развивающей программы «Игры
  • РОСТА»
    • 2. Формы и методы формирования графической готовности ребенка к школе в процессе реализации программы «Игры РОСТА»
    • 3. Результативность программы «Игры РОСТА» в процессе формирования графической готовности у дошкольников

Формирование графической готовности ребенка к школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в связи с переходом начальной школы на обучение по программе 1−4 проблема готовности детей к школе стала особенно актуальной, т.к. шестилетний ребенок по многим психическим показателям существенно отличается от семилетнего. В этой связи обострились многие проблемы, связанные с обучением. Одной из таких проблем является трудность выполнения заданий, в которых присутствует графика: пропись букв и цифр, запись примеров и задач, написание отдельных слов или предложений, рисование. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 60% детей испытывают различные трудности, но более 90% этих трудностей связаны с письмом (М.М. Безруких, Т.Е.Хохлова). Дети подолгу просиживают над своими тетрадями, затрачивая много сил и времени на выполнение даже небольшого задания. И в результате — близорукость, искривление позвоночника, нарушению работы сердечно-сосудистой системы, общее снижение иммунитета и др. В этой связи особенно актуально встает вопрос о подготовке ребенка к школе с позиции его умения выполнять учебные задания, связанные с графической деятельностью, и выделении данного компонента в отдельную составляющую готовности ребенка к школе как одного из наиболее сложных и востребованных в обучении.

Различные аспекты подготовки дошкольников к школе и формирование у них готовности к школьному обучению рассматривали Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. И. Запорожец, С. А. Козлова, В. С. Мухина, В. А. Сухомлинский, Л. И. Цеханская и др. Содержание структуры готовности ребенка к школе явилось предметом исследования целого ряда педагогов и психологов (А.Анастази, Т. И. Бабаева, Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина, Я. Л. Коломенский, Р. В. Овчарова, Е. А. Панько, Н. Н. Подцьяков, Н. Г. Салмина, У. В. Ульенковой, Д. Б. Эльконин, В. Д. Шадриков и др.). Готовность к школьному обучению в общем виде представляет собой совокупность морфофизиоло-гических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и включает в себя следующие компоненты: мотивационную, волевую, умственную, коммуникативную и речевую готовность (Российская педагогическая энциклопедия, 1993). Однако анализ содержания диагностических методик для определения уровня готовности детей к школе показал, что тесты содержат большое количество заданий требующих развития кинестетических ощущений, сенсорно-двигательной координации, аналитического восприятия, воспроизведения предметных и знаковых изображений, способности к выполнению произвольных движений высокой точности, достаточного уровня развития пространственного мышления, пространственной координации, зрительной памяти и внимания, т. е. таких качеств, которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных компонентов. Отсюда противоречие: в структуре готовности ребенка к школе выделяют одни компоненты, а требования диагностических методик и реальной школьной жизни — другие.

Недооценка важности формирования у детей качеств, позволяющих успешно справляться с графическими задачами, может привести к более серьезным проблемам, чем неуспеваемость: неврозы, негативизм, психосоматика и др. (М.М.Безруких, В. Ф. Базарный и др.). Понимая значимость и объем данного показателя, многие педагоги и психологи выделяют его в структуре готовности ребенка к школе в виде отдельного компонента: достаточный уровень зрительно-моторной координации (Л.А.Венгер), школьно-значимые психофизиологические функций (Р.В.Овчарова). Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков ввели понятие графическая неготовность к обучению письму, выделив необходимые умения и навыки в базовых и ведущих учебно-важных качествах.

В нашем диссертационном исследовании графическая готовность определяется как комплекс психологических и физиологических качеств, обеспечивающих успешность выполнения графических заданий. Графическая готовность ребенка к школе не является специальной готовностью и не входит в состав интеллектуальной составляющей общей готовности. Ее содержание, состав и качественные характеристики выходит за рамки специальной готовности, а большое количество школьных трудностей у детей, связанных с письмом и выполнением графических заданий, требуют выделения графической готовности в отдельную составляющую в структуре готовности ребенка к школе. Таким образом, готовность к школьному обучению кроме тех компонентов, которые были перечислены ранее, должна включать еще и графическую готовность.

Графическая готовность является сложной многокомпонентной составляющей в структуре готовности ребенка к школе. В науке изучены ее отдельные компоненты. Исследован процесс развития произвольных движений у детей дошкольного возраста (А.В .Запорожец, Т. Н. Ендовицкая, Я. З. Неверович, Г. Н. Кислюк, А. Г. Полякова и др.), особенности сенсомоторного развития детей и механизмы произвольной регуляции двигательных актов (Б.Г.Ананьев, Л. М. Веккер, Л. И. Гальперин, A.B.Запорожец, А. П. Леонтьев, Б. М. Ломов, С. Л. Рубинштейн, A.B.Ярмоленко и др.), развитие конструктивной деятельности у детей (А.Р.Лурия, А. Н. Миренова, Л. А. Парамонова и др.). Изучены отдельные показатели графической готовности: зрительное восприятие, зрительно-двигательная координация, анализ контура фигуры, пространственная ориентация и воображение (Б.Г.Ананьев, Л. А. Венгер, A.B.Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, Н. Н. Поддьяков, В. А. Силивон и мн. др.).

В нашем исследовании графическая готовность ребенка к школе представлена в виде сложной структуры, включающей четыре составляющих: физиологическую (качество функциональных систем и физические показатели ребенка), когнитивную (уровень развития психических процессов), личностную готовность (содержит мотивационный, эмоциональный, волевой и самооценочный компонент) и графические способности, рассматриваемые в рамках готовности ребенка к школе. Основное внимание в диссертации уделяется развитию графических способностей, а также когнитивной и личностной составляющей графической готовности ребенка к школе.

Графические способности определяются как комплекс психических свойств, обеспечивающих успешность выполнения графической деятельности. На сегодняшний день проблема развития графических способностей и состав ее компонентов с позиции готовности ребенка к школе недостаточно изучена в отечественной психологии. Более подробно проработана проблема развития способностей к изобразительной деятельности (З.М.Богуславская,.

Н.Н.Волков, В. И. Киреенко, В. В. Холмовская, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев и др.) и развитие графических способностей как профессионально важных качеств (ПВК) в психологии труда (К.К.Платонов, С. Н. Симаненко,.

B.Д.Шадриков и др.). В зарубежной психологии выделены семь основных компонентов графических способностей (М.Фростиг). При этом отмечается, что их развитие приводит не только к успешному выполнению графических заданий, но устраняет многие проблемы, связанные с чтением.

C.Л.Рубинштейн писал, что способность как свойство личности должна выражаться в действиях допускающих перенос из одних условий в другие, с одного материала на другой, поэтому в основе способностей должно заключаться обобщение (генерализация отношений). Таким образом, развивая графические способности, которые строятся на фундаменте общих способностей (психофизических функций и психических процессов), формируется предпосылка успешного выполнения не только графических, но и других учебных задач (в том числе и чтения), выполнение которых основывается на тех же психических процессах. В этом смысле решение проблемы развития графических способностей как одной из составляющих в структуре графической готовности не только актуально, но и необходимо.

В действующих программах детского сада («Истоки», «Детство», «Развитие», «Одаренный ребенок» и др.) формированию графической готовности не уделяется должного внимания. Решение задач по ее развитию ограничивается организацией специальных рисовательных упражнений (штриховка, рисование бордюров, узоров, линий и т. д.), развитием ручной умелости и изобразительной деятельности (лепка, аппликация, поделки, рисование и т. д.), конструированием или сенсорным развитием. В этих программах отсутствует единая комплексная направленность на формирование графической готовности у дошкольников. Выбор темы нашего исследования обусловлен необходимостью разработки такой комплексной программы обучения и развития детей дошкольного возраста, в которой проблема формирования графической готовности ребенка будет решена в достаточном объеме.

В результате анализа проблемы готовности ребенка к школе был выявлен ряд противоречий:

— между существующим пониманием содержания готовности ребенка к школе, в котором отсутствует графическая составляющая как отдельный компонент, и неуспешностью детей в период обучения из-за несформированности графической готовности;

— между фактическим уровнем развития графической готовности к школе, который имеется у ребенка на момент поступления в школу, и уровнем, необходимым для успешного школьного обучения;

— между необходимостью формирования графической готовности у детей дошкольного возраста и отсутствием учебно-методического и диагностического материала для успешного осуществления данного процесса.

Отсюда проблема исследования: какова структура графической готовности ребенка к школе и каковы основные психолого-педагогические условия, эффективные методы и приемы ее формирования?

Цель исследования: определить структуру графической готовности ребенка к школе, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования графической готовности у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является готовность ребенка к школе.

Предметом исследования: формирование графической готовности ребенка к школе.

Гипотеза исследования основывается на следующих предположениях:

1. Целенаправленное развитие графической готовности повышает уровень готовности ребенка к школе.

2. Формирование графической готовности ребенка к школе может быть успешным если: с детьми дошкольного возраста проводятся комплексные занятия и специальные упражнения, направленные на формирование всех компонентов графической готовности, в том числе упражнения на развитие внимания, про7 странственного мышления, зрительной памяти и восприятия, координации движения и мышц мелкой мускулатуры, являющиеся пропедевтическими для графической деятельности;

Sобучение осуществляется в контексте игровой деятельности и занятия с дошкольниками носит учебно-игровой характер;

S в процессе учебно-игрового обучения создается положительный эмоциональный фон, атмосфера взаимопонимания, сотрудничества и творчестваосуществляется безоценочное принятие каждого ребенка и активно используется эмоциональное включение детей в процесс обучения;

•Sпроцессу развития моторного компонента графических способностей предшествует и сопутствует деятельность, направленная на развитие ручной умелостиграфическая деятельность организуется в синтезе мелкой моторики, крупной моторики (координация тела, движение и пластика) и речи (тактирование) — строго соблюдаются медико-гигиенические требования письма;

Sродители поощряют мелкомоторную деятельность ребенка, начиная с раннего детства.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать содержание и характеристику графической готовности, определить ее место в общей структуре готовности ребенка к школе.

2. Определить концептуальные основы программы формирования графической готовности детей к школе в рамках авторской комплексной развивающей программы «Игры РОСТА» (раскрепощение, ориентация, самовыражение, творчество, анализ) и проверить ее эффективность.

3. Разработать диагностические методики определения уровня развития графической готовности у дошкольников.

Методологическую основу исследования составляют концепции формирования готовности ребенка к школе (Л.С.Выготский, A.B.Запорожец, 8.

К.Д.Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.), концепции развития способностей с позиции функционально-генетического и личностно-деятельностного подходов (А.Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.) — теории развития произвольных движений у детей дошкольного возраста (А.В.Запорожец, Т. Н. Ендовицкая, А. Р. Лурия и др.) — учение об ориентировочных, или установочных рефлексах (И.М.Сеченов, И.П.Павлов), и координации движения в онтогенезе (Н.А.Бернштейн) — концепции развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) и вальдорфской педагогики (Р.Штейнер).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования. Теоретические методы: методологический и категориальный синтез, комплексный теоретический анализ, структурирование и моделирование. Эмпирические методы: опытно-экспериментальная работа, включающая пилотный, формирующий и контрольный этапыпедагогическая коррекцияпрямое, косвенное и включенное наблюдение. Диагностические методы: тестирование, беседа. Математические методы: ранжирование, вычисление средних величин, сравнение полученных результатов, процентное соотношение.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— определены и научно обоснованы психолого-педагогические условия успешного формирования основных компонентов графической готовности: комплексный, учебно-игровой характер занятийвключение пропедевтических упражнений для развития психомоторикипроведение занятий в атмосфере радости, взаимопонимания и творчества, безоценочное принятия детей и их эмоциональное включение в учебный процесс;

— обосновано значительное влияние на качество и успешность развития моторного компонента графических способностей синтеза мелкой моторики с речью и крупной моторикой;

— разработаны диагностические методики, определяющие уровень развития графической готовности детей к школе и выделены ее основные показатели: положение в пространстве, пространственные отношения, глазомер, соразмерность, характер линии, конкретность восприятия и пространственная координация, зрительно-двигательная координация, анализ контура фигуры, пропорциональность (в тесте «Копирование фигуры») — выдержка по горизонтали (положение в пространстве, координация), выдержка одного размера по всей длине (пространственные отношения), соразмерность с образцом, логика чередования фигур, зрительно-двигательная координация, глазомер (в тесте «Ломаные»). На основе результатов трех субтестов («Копирование фигуры», «Ломаные», «Дорога») выведены 5 уровней развития графической готовности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— дано определение графической готовности ребенка к школе как определенного уровня морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое выполнение графических заданий на начальном этапе обучения в школе не приведет к ухудшению психического и физического здоровья ребенка и обеспечит успешность школьного обучения;

— выделена структура графической готовности ребенка к школе, включающая в себя следующие составляющие: физиологическую, когнитивную, личностную готовность и графические способности, определенные в рамках готовности ребенка к школе;

— обосновано и экспериментально доказано положительное влияние целенаправленного формирования графической готовности на уровень готовности ребенка к школе;

— дано определение графическим способностям как комплексу психических свойств, обеспечивающих успешность выполнения графической деятельности, и выделены основные компоненты графических способностей: зрительно-двигательная координация, восприятие фигуры на фоне, константность восприятия, положение в пространстве, пространственные отношения, анализ контура предмета, моторный компонент, глазомер, зрительная память.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет на основе научно-обоснованных рекомендаций успешно осуществлять формирование графической готовности ребенка к школе. Разработанный учебно-методический и диагностический материал может быть использован ю как в системе дошкольного образования, так и в начальной школе. Авторская комплексная развивающая программа «Игры РОСТА» может использоваться в детских садах и учреждениях дополнительного образования.

Апробация и внедрение результатов. Ход и результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики и психологии начального образования, заседаниях педагогического совета, методических советах педагогов дополнительного образования при детских центрах. Основные результаты исследования нашли отражение в 14 публикациях, статьях и докладах на четырех научно-практических конференциях: «Учимся мастерству» (2001, 2002) и «Ступени мастерства» (2003), проводимых в Московском государственном педагогическом университетена 6-ом научно-педагогическом чтении факультета социальной педагогики Московского государственного социального университета (2003). Авторские методические и диагностические разработки использовались в детских дошкольных группах творческой лаборатории «Оптимист» при ЦЦЮТЭ ЮАО и в центре детского научно-технического творчества ЮЗАО «Исток" — в школах г. Калининграда (№№ 21,50) и г. Москвы (№№ 425, 79, школе-интернате № 24).

Экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился в детских дошкольных группах г. Москвы на базе центра детского и юношеского туризма и экскурсий ЮАО творческой лаборатории «Оптимист», центра детского научно-технического творчества «Исток» ЮЗАО, в детском саду № 1221 г. Москвы. Всего в эксперименте приняло участие более 340 детей и их родителисвыше 50 педагогов начальной школы и дошкольного образования.

Этапы исследования:

Первый этап (1991 — 1992 гг.): изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияразработка концептуальных основ авторской комплексной развивающей программы «Игры РОСТА» и ее основных направлений.

Второй этап (1992 — 1997 гг.): определение содержания и характеристика понятия графической готовности ребенка к школе, разработка диагностических методик определения уровня развития графической готовности и комплекса учебных занятий, упражнений и игр развивающего характера.

Третий этап (1997 — 1998 гг.): проведение пилотного эксперимента по формированию графической готовности ребенка к школе в рамках авторской программы «Игры РОСТА» и коррекция содержания методических разработок на основе полученных результатов.

Четвертый этап (1998 — 2003 гг.): проведение формирующего и контрольного эксперимента, анализ полученных результатов. Работа над текстом диссертации.

Пятый этап (2003 — 2004 гг.): обработка результатов опытно-экспериментальной работы, обобщение результатов исследовательской работы, систематизация и оформление научного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Графическая готовность входит в общую структуру готовности ребенка к школе как отдельная составляющая и включает в себя: физиологическую, когнитивную, личностную готовность и графические способности, рассматриваемые в рамках готовности ребенка к школе.

2. Целенаправленное формирование графической готовности влияет на повышение уровня готовности ребенка к школе, значительно снижает количество школьных трудностей, связанных с обучением начальным навыкам письма и выполнением графических заданий, способствует быстрой адаптации детей к школьной жизни и обеспечивает успешность школьного обучения.

3. Различия уровней графической готовности детей объясняются качественным разнообразием функциональных систем с позиции функционально-генетического подхода и качественными отличиями операционных и мотива-ционных механизмов с позиции личностно-деятельного подхода. На качество последних оказывают влияние социальные факторы: организация специальных учебно-игровых занятий в дошкольном детстве, выбор форм, методов и приемов обучения и развития;

V пример родителей, т.к. осуществление первых графических «упражнений» с ведущей кинестетической афферентацией возникает на основе неосознанных попыток ребенка подражать графической деятельности взрослых;

V поощрение взрослыми мелкомоторной деятельности ребенка, начиная с раннего детства (рисование, лепка, вырезание и т. п.);

4. Педагогическими условиями активизации процесса формирования графической готовности являются эмоциональное включение ребенка в процесс деятельностисоздание атмосферы взаимопонимания и творчества в условиях безоценочного принятия и эмпатииформирование положительной самооценки.

5. Успешное формирование моторного компонента графических способностей основывается на раннем развитии ручной умелости (лепка, вырезание, конструирование и т. п.) и эффективнее проходит в условиях синтеза мелкой моторики, крупной моторики и речи. В процессе поэтапно организованной графической деятельности моторная память, кинестетические ощущения и пространственное мышление используются в комплексном единстве: задания для мелкой моторики сначала проходят в крупном плане (проектирование на паласе, рисование в воздухе, пробегание по намеченному контуру и т. п.).

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью позицийразнообразием и взаимодополняемостью использованных методов научного исследования, адекватных поставленным задачамрепрезентативностью экспериментальной выборкиприменением методов математической статистикиопытно-экспериментальной проверкой гипотезы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (205 источников) и приложения. В приложении представлены авторские разработки опытно-экспериментальных и методических материалов, диагностические методики, таблицы индивидуальных результатов по тестам, фотоматериал и детские работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема готовности ребенка к школе будет актуальна до тех пор, пока существует потребность общества в образовании и обучении детей. Предметом исследования данной работы являлось развитие графической готовности ребенка к школе. На сегодняшний день, как показало изучение психолого-педагогической литературы, социологические исследования педагогов и ученых, а также непосредственно многолетний опыт исследовательской деятельности, положенный в основу данной диссертационной работы, наибольшие трудности дети начальной школы испытывают при выполнении заданий, связанных с различными видами графической деятельности: письмо, запись примеров, рисование, копирование и т. п. При выполнении домашних заданий дети подолгу просиживают за своими тетрадями, их тело находится в напряжении, дыхание часто задерживается, нарушается осанка, голова низко склоняется над тетрадью. Все это приводит к очень серьезным последствиям. Помимо физических заболеваний, связанных с искривлением позвоночника, нарушается работа сердечно-сосудистой системы, снижается иммунитет, у детей наблюдаются расстройства нервной системы (неврозы, негативизм, психосоматические заболевания и т. п.).

Как показал анализ психолого-педагогической литературы, графическая деятельность детей возникает очень рано и развивается весьма интенсивно, если в окружающей среде имеются условия, благоприятные для развития графики у ребенка в виде примера старших, их сочувственного отношения к графическим развлечениям ребенка и обеспечение его необходимыми материалами. В период раннего и дошкольного детства ребенок может овладеть целым рядом умений, которые обеспечивают успешное обучение в школе: он овладевает движениями, необходимыми для легкого прикосновения и скольжения карандаша по бумагеучится замечать различия между графическими элементами по их форме, положению и соотношению друг с другомнаучается ограничивать свои движения в соответствии с графическими задачами, которые он перед собой ставитузнает смысл письма как средства общения между людьми и как способа фиксации мыслей. С психологической точки зрения, можно сказать, что ребенок овладевает в дошкольный период умением ставить перед собой элементарные графические задачиучится контролировать процесс их решениядобиваясь успешного их выполнения, овладевает умением управлять не только своими движениями, но и своим вниманием. Отсутствие благоприятных внешних условий, может задержать процесс развития графической деятельности, что и приводит к ряду определенных школьных трудностей.

Чтобы избежать этих трудностей и не заниматься коррекцией имеющихся нарушений, необходимо проводить занятия на развитие графической готовности, начиная уже с дошкольного возраста. При этом важно знать, что процесс формирования графических умений и навыков продолжается на протяжении всей школьной жизни. Поэтому и для педагога начальных классов, и для педагога дошкольного учреждения, и для родителей очень важно понимать механизм формирования графической готовности, знать ее основные компоненты, уметь применять соответствующие упражнения развивающего характера.

В связи с этим был проведен теоретический анализ проблемы графической готовности ребенка к школе с позиции общей готовности и с позиции психологии способностей. На основании чего, было дано определение графической готовности и выделена ее структура. Графическая готовность ребенка к школе — это определенный уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое выполнение графических заданий на начальном этапе обучения в школе не приведет к ухудшению психического и физического здоровья ребенка и обеспечит успешность школьного обучения. Ее структуру составляют физиологическая, когнитивная, личностная готовность и графические способности, рассматриваемые в рамках готовности ребенка к школе. В данной работе основное внимание уделяется развитию графических способностей, когнитивной и личностной готовности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы было дано определение графическим способностям как комплексу психических свойств, обеспечивающих успешность выполнения графической деятельности, и выделены 9 основных компонентов: зрительно-двигательная координациявосприятие фигуры на фонеконстантность восприятияположение в пространствепространственные отношенияанализ контура предметамоторный компонентглазомерзрительная память. В результате анализа различных подходов к проблеме психологии способностей была разработана модель развития способностей в виде экологической схемы «Дерево способностей» и определены основные условия их развития.

Для решения проблемы формирования как графической готовности ребенка к школе, так и общей готовности была разработана комплексная развивающая программа «Игры РОСТА», которая апробировалась в течение 12 лет. В ходе исследовательской работы было проведено теоретическое и экспериментальное ее обоснование. Изложены основные идеи и направления программы. Опытно-экспериментальным путем получено подтверждение эффективности педагогических условий ее реализации, обеспечивающие успешное формирования графической готовности ребенка к школе, а именно: комплексный подход к организации занятийакцентирование обучения на развитии общих способностейцеленаправленное развитие всех компонентов графической готовностимаксимальное включение в процесс познания всех анализаторовактивное использование эмоций ребенка в процессе обучения и игрысоблюдения принципа безоценочности принятияпроведения занятия в атмосфере взаимопонимания, творчества и сотрудничестваучет возрастных особенностей детейкомплексное использования моторной памяти, кинестетических ощущений, пространственного мышления и координации в процессе поэтапно организованной графической деятельности, когда движения мелкой моторики сначала отрабатываются в крупном плане с помощью пластики тела, моделирования на полу и крупной моторики.

Особая роль в исследовании отводилась моторному компоненту графической готовности. Были проанализированы различные формы, методы, приемы и условия для успешного развития моторного компонента. На основании анализа психолого-педагогической литературы и результатов опытно-экспериментальной работы были сделаны выводы, подтвердившие положения гипотезы о развитии моторного компонента графических способностей:

1. Успешному развитию моторного компонента предшествует подготовительный период, включающий в себя пальчиковые упражнения и развитие речиизобразительную деятельность (лепку, рисование, аппликацию, поделки) — упражнения на развитие зрительного восприятия, координации, памяти, мышления и вниманияспециально подобранные графические упражнения (обводка, штриховка, раскрашивание, рисование бордюров и т. п.).

2. Успешное развитие моторного компонента возможно при разумном сочетании различных методов и приемов его развития, соблюдении общедидактических принципов обучения и при условии соблюдения медико-гигиенических и психофизиологических требований к организации данного процесса, когда сохранение здоровья ребенка является приоритетной задачей в обучении.

3. Качество и эффективность развития моторного компонента графической готовности значительно возрастает при условии, когда: графический символ (форма, знак) представляется детям в доступной образной форме, осознается детьмиписьмо сопровождается речью — «двигательными словами», отражающими характер движения при письме (метод тактирования) — графика символа перед непосредственным письмом отрабатывался в различных видах движения, отражающих характер символа: в пластике, крупной и мелкой моторикеанализ графического символа (его элементов) проводится детьми самостоятельно с установкой на творчество (придумывание различных способов воспроизведения символа: речевого, моторного, пластического, образного и т. п.) — процесс обучения письму проводится в интересной игровой форме, с использованием перьевой ручки.

На основании проведенного анализа психолого-педагогической литературы был сделан вывод о том, что наиболее сензитивный возраст для обучения детей письму является 5 год жизни. С этого момента начинается развитие у детей произвольности движений. Это период интенсивного развития осознанных и направленных регуляций движений руки. Как показал эксперимент, дети 4,5−5 лет успешно справляются с графическими заданиями высокой сложности.

Анализ результатов, полученный в ходе пилотной реализации программы «Игры РОСТА» и формирующего эксперимента показал высокий уровень развития графических способностей и у детей экспериментальных групп по сравнению с контрольными группами детского сада, что указывает на эффективность развивающей программы «Игры РОСТА» и используемых в ней методических разработок.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод, что целенаправленное формирования графической готовности у детей обеспечивает высокий уровень формирования готовности ребенка к школе, т.к. этот процесс осуществляется на основе развития различных психофизических функций и психических процессов, таких как восприятие, память, внимание и мышление, произвольность движения, зрительно-двигательная координация. В результате развития графических способностей формируются важные учебные умения: умение анализировать контуры фигуры, линии и изгибызрительно планировать свои действия, осуществлять движения на основе зрительного и двигательного контролязапоминать зрительно графический образ и переносить его на бумагукопировать по образцу и корректировать свои движенияразвивает умение сохранять устойчивость внимания, быть сосредоточенным в процессе деятельности, пользоваться инструментами для письма.

В заключение, необходимо отметить, что основные положения гипотезы, выдвинутые в исследовании, подтвердились. Важным итогом данной научной работы является разработанная комплексная развивающая программа «Игры РОСТА», эффективность которой подтверждена контрольным экспериментом и 12-летним опытом успешной подготовки детей к школе. Разработанный в процессе эксперимента методический и диагностический материал может быть использован в системе дошкольного и начального школьного образования.

На основании полученных результатов и исходя из анализа проделанной исследовательской работы, можно сделать вывод о том, что рассмотренная проблема пока находится на начальной стадии своего решения: требуется разработка дополнительного дидактического материала для детей и методического пособия по программе «Игры РОСТА» для педагоговдальнейшая апробация диагностических методик и подтверждение их валидностипродолжение научного исследования по проблеме формирования графической готовности, уточнение ее структуры, раскрытие содержания всех составляющих ее компонентов и определение условий их формирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы // Начальная школа.— 1995. — № 12 — С.24−28
  2. Н.Г. Поэлементная подготовка учащихся к безотрывному письму // Начальная школа — 1993.— № 4 С.34−37
  3. Н.Г. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму // Начальная школа — 1992. — № 2 С.45−48
  4. Н.Г. Формирование графических навыков у младших школьников — М.: Просвещение, 1987. 210 с.
  5. Ш. А. В школу — с шести лет — М.: Педагогика, 1986. 211 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: АПН РСФСР, 1980.-442 е., 426 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания М.: АПН РСФСР, 1977.-386 с.
  8. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей М., АПН РСФСР, 1964.-241 с.
  9. А. Психологическое тестирование. 4.1−2./ Под. Ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского М.: Педагогика, 1982. — 318 с.
  10. Ю.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем — М.: Медицина, 1975. 447 с.
  11. Е.В., Долгорукова В. А. Грамота детского сада для детей 6−8 лет. Давайте, дети, рисовать, вырезать, сгибать, лепить, писать и читать Тифлис, 1916.-231 с.
  12. Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду -Ленинград: ЛГПИ, 1990. 80 с.
  13. В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов Сергиев Посад, 1996. — 110 с.
  14. М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? — М.: Академия, 1996. 240 с.
  15. Безруких М. М, Ефимова С. П. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться — М.: Новая школа, 1994. 205 с.
  16. Безруких М. М, Хохлова Т. Е. Как писать буквы — М.: Творческая педагогика, МП Новая школа, 1993. 61 с.
  17. М.М., Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму — Тула: Арктоус, 1997. 220 с.
  18. Н.А. Координация движений в онтогенезе. Ученые записки. Гос. центр, ин-т физической культуры, вып. 2 М.: Физкультура и спорт, 1947.-216 с.
  19. В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении — Спб.: Типография Сойкина, 1910. — 432 с.
  20. Н.И. Игры на развитие памяти. Игры на тренировку восприятия / Рабочая программа развивающего обучения М.: ОНТИ ЭНИМС, 1994. — С.84−109
  21. Н.И. Загадки русского языка //Я сам! Я — сама! — 1996. — № 1 -С.45−46
  22. Н.И. Моторная математика и «говорящие» прописи //Я сам! Я- сама! 1996. — № 2 — С.60−63
  23. Н.И. Приключение Никтошки. Приключение капелек и виноградных улиток //Я сам! Я — сама! — 1996. — № 8−9. — С.64−68
  24. Н.И. Приключения Никтошки //Я сам! Я — сама! — 1995. — № 10- С.46−49
  25. Н.И. Умные пальчики //Я сам! Я — сама! — 1995. — № 8−9. -С. 84−87
  26. Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества — Ростов, 1983 — 173 с.
  27. Д. Б. Психология творческих способностей — М.: Academia, 2002- 320 с.
  28. JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М.: Просвещение, 1968.— 464 с.
  29. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin), в 2 т.:
  30. Пер. с анлг. М.: Вече, Аст, 2000. — 592 е., 560 с.
  31. Е.А., Венгер A.JI. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов Томск, 1993. -112 с.
  32. P.C. Готовим детей к школе М.: Просвещение, 1987. — 93 с.
  33. Н.Г. Готовим руку к письму // Дошкольное воспитание. 1996.- № 2
  34. .Н. Психология восприятия М.: МУ, 1973. — 230 с.
  35. JI.A. Педагогика способностей — М. Просвещение, 1973. 284 с.
  36. JI.A., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе?— М.: Знание, 1994.-240 с.
  37. Л.А., Дьяченко О., Тарасова К. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей // Дошкольное воспитание 1992.- № 9−10 -С. 16−20
  38. Л.А., Холмовская В. В., Венгер И. Б. Диагностика умственного развития дошкольников М., 1978. — 95 с.
  39. Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика М.: Просвещение, 1986.-70 с.
  40. С. И., Пчелкина О. Л. Математика и конструирование. Экспериментальное учебное пособие для 1 класса четырехлетней начальной школы — М.: Просвещение, 1990.-201 с.
  41. Вопросы психологии обучения чтению и письму / Труды института психологии под ред. Егорова Т. Г. и Гурьянова Е. В —М., 1952. — вып. 42
  42. А.И. Грамота в детском саду. — М.: Учпедгиз, 1965. 147 с.
  43. Л.С. Детская психология // Собр. соч.: в 6 т. — М.: Педагогика, 1984.- Т.4.-364 с.
  44. Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Избранные психологические исследования — АПН — 1956. 248 с.
  45. Л.С. Педагогическая психология — М.: Педагогика, 1991. 347 с.
  46. Л.С. — М.: изд-кий Дом Шалвы Амонащвили, 1996. С.154−177
  47. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка М.: МГУ, 1985.-45 с.
  48. П.Я. Введение в психологию М.: МУ, 1976. — 329 с.
  49. П.Я. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности -М. МУ, 1968.-134 с.
  50. М.Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи Чебоксары, 1980.-201 с.
  51. Э. А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии.-1983.- № 3 С.16−28
  52. В.Г., Кирюшин В. А., Шанько А. Ф. Уроки обучения чтению и письму // Начальная школа. — 1984. — № 7 С. 10−15
  53. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов М., 1989. — 94 с.
  54. Готовность школе: развивающие программы / Под редакцией И. В. Дубровиной Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 112 с.
  55. К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.— М., 1970.— 271 с.
  56. Е.В. Психология и методика обучения письму в букварный период — М.: Учпедгиз, 1952. 263 с.
  57. Е.В. Психология обучения письму — М.: АПН, 1959. 346 с.
  58. Н.И. Психологическая готовность к школе М.: Академический Проект, 2000.- 184 с.
  59. В.В. Проблемы развивающего обучения М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  60. В.В. Концепция дошкольного воспитания. М.: Академический Проект, 1988.-214 с.
  61. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду Санкт-Петербург: Акцидент, 1997. — 240 с.
  62. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской М.: Педагогика, 1978. — 248 с.
  63. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера М.: НИИОПП, 1981. — 157 с.
  64. A.B. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр Самара: Самарский Университет, 1997. — 101 с.
  65. Доман Глен. Гармоничное развитие ребенка М.: Аквариум, 1996. — 395 с.
  66. Т.Н., Гербова В. В. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в детском саду — М.: Просвещение, 1996. 156 с.
  67. Н.П. Что такое человек — М.: Просвещение, 1983.— 334 с.
  68. М.В., Ерофеева И. Г. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе) М.: МПСИ- Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. — 64 с.
  69. М.В., Ерофеева И. Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) М.: МПСИ- Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. — 96 с.
  70. Л .Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников — М.: Просвещение, 1987. 123 с.
  71. A.B. Воспитание и обучение в детском саду — М.: АПН СССР, 1996. -236 с.
  72. A.B. Основы дошкольной педагогики — М.: АПН, 1980. 366 с.
  73. A.B. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных интересов — М.: АПН СССР, 1964. 342 с.
  74. A.B. Развитие произвольных движений М.: АПН, 1960. — 394 с.
  75. В.П. Некоторые особенности ориентировочных движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков М.: МУ, 1957. — 212 с.
  76. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей М.: Учпедгиз, 1961.-223 с.
  77. Истоки. Базисная программа М.: Издательский дом Карапуз, 2001. — 387 с.
  78. Я. Диагностика школьной зрелости. Диагностика психического развития-Прага, 1978.- 123 с.
  79. O.A. Формирование действия графического воспроизведения плоского контура у старших дошкольников: Автореф. М.: МГУ, 1979, — 22 с.
  80. O.A. Формирование пространственной ориентировки у дошкольников / В кн. Психология познавательной деятельности М.: МГУ, 1978. — С.53−63
  81. O.A. Формирование навыков графического изображения у старших дошкольников / В кн. Новое в психологии. Вып.1 М.: МГУ, 1975. — С. 103−109
  82. Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности — М.: Просвещение, 1990. 180 с.
  83. Н.В., Разинкина A.B. Подготовка дошкольников обучению каллиграфии: Методические рекомендации в помощь психологу, воспитателю, родителям — М.: ИПКПРО, 1996. 247 с.
  84. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости — М.: Просвещение, 1981.— 200 с.
  85. Карлгрен Франс. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера / Пер. с нем. — М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. 272 с.
  86. A.B. Разработка принципов психологической диагностики интегральных способностей / Способности и деятельность — Ярославль, 1969. — С.48−63
  87. П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Вопросы психологии. 1983. — № 6 — С.28−32
  88. В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности -М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959 346 с.
  89. Г. А. К вопросу о формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1956.- № 6 С.64−69
  90. JI.M. Дети и знаки: Буквы, цифры, геометрические формы — М.: На-уч.-метод. объ-ние Творческая педагогика, МП Новая школа, 1992. 107с.
  91. Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.— Казань, 1969.— 278 с.
  92. С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика М.: Akademia, 2001. — 416 с.
  93. Е.В. Математика для дошкольников 4−5,5−6 лет М., Творческий центр Сфера, 2001. — 222 с.
  94. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста — М.: Просвещение, 1988. 190 с.
  95. Т.С. Изобразительная деятельность: взаимосвязь с игрой // Дошкольное воспитание. — 1991. № 4 — С.33−37
  96. Т.С. Что такое изобразительное творчество ребенка? // Дошкольное воспитание. — 1991. № 1 — С.29−33
  97. Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду М.: Просвещение, 1991.-280 с.
  98. Т.С. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам и умениям // Дошкольное воспитание. — 1991. № 2 — С.32−36
  99. Т.С. О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 6 С.42−45
  100. Т.С. Формирование графического навыка у дошкольников — М.: Просвещение, 1970. 268 с.
  101. А. Полное руководство к обучению каллиграфии с помощью письменных наставлений и искусство превратить в короткое время самый дурной почерк в правильный и блестящий по красоте — Одесса, 1889. — 90 с.
  102. М.Е. Эмпирическое исследование ценностей / Опыт системного исследования психики ребенка М., 1975. — 134 с.
  103. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. 1987. — № 5 — С.44−49
  104. Н.И. Развитие учения о физиологической деятельности мозга у детей — Л.: Ленигр. обл. ин-т охраны здоровья детей и подростков, 1946. 204 с.
  105. В. А. Психология математических способностей школьников —
  106. М.: Просвещение, 1968.— 431 с.
  107. Н.Я., Антипенко O.E. Диагностика психической готовности ребенка к школе Минск, 1991. — 102 с.
  108. Т.В. Развитие глазомерных действий у детей дошкольного возраста: Автореф- М.: МГУ, 1968. 18 с.
  109. Л.А. А ваш ребенок готов к школе? — М.: Просвещение, 1969. -109 с.
  110. Н.С. Об умственной одаренности— М.: АПН РСФСР, I960.— 215 с.
  111. Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. 1985. — № 1 — С.9−18
  112. Н.С. Умственные способности и возраст М.: Педагогика, 1971.279 с.
  113. Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности / В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии М.: Педагогика, 1977. -С.64−179
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975.304 с.
  115. А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Сборник статей — М.: АПН РСФСР, 1995. 270 с.
  116. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М., 1984.-444 с.
  117. .Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся М.: АПН СССР, 1959. — 204 с.
  118. Ч. Развитие письма — М.: Иностр. лит-ры, 1950. 320 с.
  119. Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя / Пер. с франц. Е. И. Дюшен, Н. Л. Суслович, З. Б. Ческис М.: Эллис Лак, 1993.-255 с.
  120. А.Р. Развитие конструктивной деятельности // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста М., 1995 — № 9 — С. 10−15
  121. А.Р. Материалы к генезису письма у ребенка. М.: Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, 1929. — 102 с.
  122. А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: АПН РСФСР, 1950.-123 с.
  123. A.A. Очерки психического развития ребенка. — М.: АПН РСФСР, 1959.-287 с.
  124. Л. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. — 1982. № 4 — С.5−17
  125. Международный семинар по проблеме способностей // Вопросы психологии. -1985.-№ 2-С.183−186
  126. Мелик-Пашаев А. А. Эстетическое отношение к жизни как первооснова способностей к художественному творчеству / В кн.: Художественное творчество -Л., 1983.- С.212−216
  127. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности — М.: Знание, 1981.-96 с.
  128. Н. А. Психология обучения арифметике М.: Учпедгиз, 1955.— 432 с.
  129. В. С. Очерк теории темперамента М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
  130. Методические советы к программе Детство Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002.-164 с.
  131. Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. Правление общества Знание России, ТОО «ИнтелТех», 1994. — 64 с.
  132. З.А. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду Санкт-Петербург: Акцидент, 1997. — 246 с.
  133. Монтессори — материал: Педагогическая методика М.Монтессори. — М.: Рос. Мотессори-Центр, 1992. 120 с.
  134. Л.В. Зрительное восприятие и школьные трудности // Начальная школа. — 1994. — № 8 С. 16−20
  135. И.Р. Наш ребенок учится писать — Таллин, 1985. 160 с.
  136. B.C. Генезис изобразительной деятельности: Автореф- М.: МУ, 1972.-26 с.
  137. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986. -144 с.
  138. В. Н. Проблемы способностей.— М.: АПН РСФСР, 1962.— 308 с.
  139. В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.— М.: Наука, 1976. 336 с.
  140. .П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. 3-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  141. Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе М.: Владос, 2001. — 256 с.
  142. В. П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2001. 182 с.
  143. Р.В. Практическая психология в начальной школе М.: ТЦ Сфера, 1998.-240 с.
  144. Н.И., Гуревич М. В. Психомоторика М.-Л.: Медгиз, 1930 — 160 с.
  145. Опыт обучения детей шестилетнего возраста / Сборник статей под ред. Леонтьева E.B. — М.: АПН, 1960. — вып. 108 190 с.
  146. Ю.М. Развитие ребенка до поступление в школу — Ростов, 1966 — 120 с.
  147. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под. ред. проф. Богоявленской Д. Б. — М.: Молодая гвардия, 1997. 416 с.
  148. И.П. Полное собрание трудов М.-Л.: АПН СССР, 1949. — 464 с.
  149. Н. С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании // Вопросы психологии.— 1967.— № 4 — С.68−72
  150. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М.Бим-Бад М.: Большая Российская энциклопедия, 2002 — 528 с.
  151. . Избранные психологические труды М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  152. К.К. Проблемы способностей М.: Наука, 1972.— 312 с.
  153. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Сохина Ф. А. и Тарунтае-вой Т.В. -М.: Педагогика, 1977. 157 с.
  154. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР: Кн. для работников дошк. учреждений / Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, Т. Беньова и др.- Под ред. Л. А. Парамоновой -М.: Просвещение- Братислава: Словац. пед. изд-во, 1989. 176 с.
  155. Подготовка дошкольников к письму посредством музыкаль-графических упражнений: Методические рекомендации — Минск, 1987. 114 с.
  156. H.H. Мышление дошкольника — М.: Просвещение, 1977. 164 с.
  157. Программа воспитания и обучения в детском саду — М.: Просвещение, 1987. 104 с.
  158. Психологический словарь / Под редакцией Зинченко В. П., Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
  159. Психология. Словарь / Под общ. ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  160. Психология труда / перевод со словацкого. Под ред. К. К. Платонова. М.: Профиздат. 1979.-258 с.
  161. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов / Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина C.B. Ярославль: Академия развития, 1997. — 192 с.
  162. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- Т1−608с., Т2 — 672с.
  163. С. Л. Основы общей психологии М.: Учпедгиз, 1946.— 704 с.
  164. С. Л. Проблемы общей психологии М.: АПН, 1973.— 423 с.
  165. С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии М.: АПН, 1970.- 185 с.
  166. В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. — 1985. № 1 — С.19−32
  167. H.A. Экологическое образование в детском саду М.: Издательский дом Карапуз, 2001. — 324 с.
  168. Н.Г. Знак и символ в обучении М., МГУ, 1988. — 148 с.
  169. И.М. Избранные философские и психологические произведения — М.: Госполитиздат, 1947. 673 с.
  170. В. А. Формирование двигательных предпосылок письма у дошкольников: Автореф. — Минск, 1988. 21 с.
  171. В.А. Музыка, рисование и письмо // Семья и школа. 1992. — № 4 -С.16−18
  172. А.Э. Подготовка ребенка к освоению чтения и письмаю // Начальная школа. — 1994. — № 3 С.24−28
  173. JI.C. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника // Изучение мотивации поведения детей и подростков — М. Педагогика, 1972. 132 с.
  174. Способности ваших детей — М.: Просвещение, 1969. — 203 с.
  175. Способности и деятельность — Ярославль: ЯГПИ, 1989. 149 с.
  176. С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста — М.: изд-кий комбинат ВИНИТИ, 1994. 61 с.
  177. В.А. О воспитании М.: Политиздат, 1988. — 270 с.
  178. . М. Избранные труды: в двух томах М.: Педагогика, 1985.— 689 с.
  179. .М. Способности и одаренность / Избранные труды — М.: Педагогика, 1985.— 1 т. С.15−41
  180. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / под. ред. Р. А. Курбатовой, Н.И. Поддъякова-М.: Просвещение, 1984. 153 с.
  181. H.H. Азбука для дошкольников. Обучение чтению и письму — М.: Келвори, 1995. 134 с.
  182. Л.Ф., Бабенко Т. И. и др. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти руки ребенка — Ростов: РГПУ, 1994. 236 с.
  183. У.В. Об особенностях умозаключающего мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1958. — № 5 — С.55−60
  184. А.П. Обучение в детском саду-М.: Просвещение, 1981 176 с.
  185. K.M. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6−7 лет — М.: Просвещение, 1995. 125 с.
  186. О.С., Арушанова А.Г., А.И. Максаков и др. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Совершенство, 1998. — 220 с.
  187. К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей — Новосибирск: Дет. лит-ра Сиб. Отд-ние, 1994. 420 с.
  188. Ушинский. — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. 224 с.
  189. Е.В., Венгер А. Л. О психологических особенностях детей, обучающихся в школе с шести лет / Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей М.: НИИОПП, 1981. — 157 с.
  190. В.А. Как не надо учить читать и писать — М., 1917. 120 с.
  191. В.А. Формирование зрительной оценки пропорций у детей дошкольного возраста: Автореф. М.: МУ, 1967. — 24 с.
  192. Л.И. Формирование графического моделирования в продуктивных видах деятельности дошкольника: Автореф. М.: МУ, 1977.- 23 с.
  193. Л.И. Диагностики степени овладения некоторыми предпосылками учебной деятельности / Диагностика умственного развития дошкольников М.: Педагогика, 1978. — 114 с.
  194. В. Э. О возрастном подходе к проблеме формирования личности школьника // Вопросы психологии. 1976. — № 4 — С.41−54
  195. В. Э. О временном аспекте гармонического развития личности / В кн.: Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте М.: Знание, 1980. — С.60−70
  196. В. Д. О содержании понятия «способности и одаренность» // Психологический журнал. 1983. — № 5 — С.3−10
  197. В.Д. Деятельность и способности — М.: Логос, 1994. 338 с.
  198. В.Д. Диагностика способностей и личных черт учащихся в учебной деятельности Саратов, 1989. — 213 с.
  199. И. и кол. Диагностика психического развития Прага: Аниценум, 1978.-338 с.
  200. Е.Е. Обучение письму и чтению — М.: Просвещение, 1988. 264 с.
  201. М. Грюнелиус Вальдорфский детский сад М.: МПИ Мир книги, 1992.-64 с.
  202. Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / В кн.: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей -М.: Просвещение, 1981. -С.2—13
  203. Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет — М.: Учпедгиз, 1960. 260 с.
  204. Д.Б. Чтение и письмо по системе Эльконина Д.Б.: Книга для учителя — М.: Просвещение, 1993. 190 с.
  205. В. С. Саморегуляция как фактор общей одаренности / В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии М.: Педагогика, 1972. — С.233- 249
  206. Frostig М., Home D. Frostig. Programm for the development of visual perception. -Chicago, 1972.-320 c.
  207. Frostig Marianne and Maslow Phyllis. Learning problems in the classroom Prevention and remediation New York London, Crune and stratton, 1973. — 278 c.
Заполнить форму текущей работой