Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка студентов вузов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ДОУ, расширение и углубление системы знаний о процессе информатизации, возможностях информационных технологий, новых подходах к управлению ДОУвыработка умений и навыков применения средств ИКТ в управлении дошкольным учреждениеминтеллектуальных и творческих способностей будущих менеджеров сферы дошкольного образования. Для обеспечения логической взаимосвязи и последовательности их реализации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы подготовки студентов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением в вузе
    • 1. 1. Информатизация образования как фактор социального ! i 1 ') развития '.'
    • 1. 2. Сущность и содержание информатизации управления дошкольным образовательным учреждением
    • 1. 3. Система подготовки студентов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением
  • ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование подготовки студентов вузов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением
    • 2. 1. Диагностика готовности специалистов и студентов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением
    • 2. 2. Организация подготовки будущих специалистов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы по подготовке студентов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением
  • ВЫВОДЫ

Подготовка студентов вузов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Становление нового типа социальной организации — информационного общества — оказывает существенное влияние на различные аспекты жизнедеятельности человека. В контексте модернизации экономических, политических и информационно-технических отношений закономерно проникновение информатизации в образовательное пространство.

Обусловленный современными реалиями, процесс информатизации образования предполагает расширение диапазона использования информационных ресурсов и технологий в ходе подготовки к полноценной жизни в информационном обществе. Одна из его сторон, активно развивающаяся в последние годы, связана с внедрением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управление педагогическими системами. В этой связи, как отмечается в Концепции информатизации образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001;2005 годы)», повышение квалификации административно-управленческого персонала в области информационных технологий является приоритетным направлением реформирования всех уровней образования.

Информатизация управления дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) ведет к интенсификации менеджмента, обеспечивая более качественное взаимодействие окружающей среды, управляющей и управляемой подсистем на основе ИКТ, как следствие способствует оптимизации функционирования педагогической системы, развитию ее потенциала и возможностей реализации социального заказа. Однако процесс нередко характеризуется возникновением проблем (технических, психолого-педагогических, эргономических и т. д.). В настоящее время центральное место среди них занимает проблема подготовки будущих 3 менеджеров к информатизации управления ДОУ, что позволяет говорить об актуальности и своевременности организации научных исследований в данной области.

В современной науке сложились общие подходы к подготовке педагогических кадров высшей квалификации (О.А. Абдуллина, С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, А. А. Вербицкий, К.М. Дурай-Новакова, Г. Л. Ильин, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, В. Г. Максимов,.

A.В. Мудрик, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.). Вместе с тем особую значимость для нас приобретают исследования по подготовке будущих специалистов дошкольного профиля к воспитательно-образовательной и управленческой деятельности (Р.С. Буре, Е. В. Давыткина, М. Ю. Дерябина, Ю. А. Дмитриев, О. В. Драгунова, С. А. Езопова, Е. В. Клюева, М. А. Ковардакова, М. Б. Кожанова Н.В. Колосова, О. В. Никифорова, JI.B. Поздняк, Л. Г. Семушина, В. И. Ядэшко и др.).

Проблема формирования готовности студентов к применению ИКТ в профессиональной сфере рассматривалась в трудах В. П. Беспалько, Ю. С. Брановского, Я. А. Ваграменко, А. П. Ершова, С. А. Жданова,.

B.А. Извозчикова, Т. А. Лавиной, М. П. Лапчика, М. А. Лейбовского, К. Р. Овчинниковой, С. В. Панюковой, Е. С. Полат, И. В. Роберт, С. Р. Удалова, А. Е. Шухмана и др. Ими обоснованы цели и задачи подготовки, содержание и методика обучения использованию средств ИКТ в системе непрерывного образования, выявлены организационно-педагогические условия развития информационной культуры.

Весомый вклад в изучение механизмов информатизации управления образованием и путей совершенствования ИКТ-компетентности руководителей школ, средних специальных и высших учебных заведений внесли В. В. Анейчик, Н. В. Веревка, М. Л. Гайнетдинов, Х. Н. Гогохия, Б. И. Канаев, С. Д. Каракозов, В. К. Никишев, Г. И. Пантелейко, Д. Ш. Матрос,.

C.М. Попов, Т. А. Татукина и др. Между тем вопросы содержания и специфики информатизации управления дошкольным образованием 4 затронуты лишь в отдельных работах (Ю.М. Горвиц, Е. Ю. Иванова, Е. С. Комарова, С. В. Савинова, О. А. Сафонова и др.).

Кроме того, подготовка специалистов к информатизации управления ДОУ остается одним из малоизученных направлений профессионального образования. Слабо разработаны теоретические основы проблемы, не нашли должного отражения в исследованиях содержательные и организационные аспекты подготовки кадров к управлению ДОУ на базе ИКТ, где содержание интегрировало бы знания и умения, полученные студентами вузов при изучении курсов информатики, педагогики, психологии, менеджмента, управления дошкольным образованием, а технология подготовки позволяла бы формировать профессиональную готовность к информатизации управления ДОУ.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о существовании ряда противоречий между: необходимостью информатизации управления с целью оптимизации функционирования и дальнейшего устойчивого развития педагогических систем, с одной стороны, и недостаточной разработанностью этой проблемы по отношению к сфере дошкольного образования, с другойпотребностью педагогической практики в квалифицированных специалистах-менеджерах, способных к управлению дошкольным учреждением на основе ИКТ и отсутствием исследований по их подготовке в условиях существующей системы образования в вузе.

Выделенные противоречия определили выбор темы исследования: «Подготовка студентов вузов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением».

Проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущих специалистов к информатизации управления ДОУ? Выявление и экспериментальная проверка данных условий составляет цель настоящей работы.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов вузов к управлению дошкольным образованием.

Предмет исследования: процесс подготовки студентов вузов к информатизации управления ДОУ.

Гипотеза исследования: подготовка будущих специалистов к информатизации управления ДОУ будет более эффективной при следующих педагогических условиях:

— определении содержания и структуры готовности студентов вузов к информатизации управления ДОУ;

— реализации подготовки студентов к информатизации управления ДОУ на основе модели, включающей целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные направления исследований информатизации дошкольного образования, уточнить понятие «информатизация управления ДОУ».

2. Обосновать содержание и структуру готовности студентов вузов к информатизации управления ДОУ.

3. Разработать модель подготовки студентов к информатизации управления ДОУ в системе высшего профессионального образования.

4. Выявить и апробировать педагогические условия совершенствования подготовки будущих специалистов к информатизации управления ДОУ.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские положения о взаимосвязи теории и практики, обусловленности явлений реального миратеория постиндустриального общества (Н.Н. Моисеев, А. И. Ракитов, Л. Д. Рейман, Д. Бэлл, И. Масуда, А. Тоффлер и др.) — системный подход как методологический принцип познания (В.Г. Афанасьев, JI. Берталанфи, Д. М. Гвишиани, Э. Г. Юдин,.

У. Эшби и др.) — теории управления педагогическими системами (К.Ю. Белая, Т. М. Давыденко, JI.B. Поздняк, П. И. Третьяков, А. Н. Троян, Т. И. Шамова и др.) — психологические концепции развития личности (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — ключевые подходы к организации педагогического взаимодействия (В.И. Андреев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, Н. В. Кузьмина, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин и др.) — исследования в области подготовки студентов к использованию ИКТ в профессиональной деятельности (Н.В. Веревка, С. А. Жданов, Л. Ю. Кравченко, Т. А. Лавина, И. В. Роберт, А. Е. Шухман и др.) — работы по подготовке специалистов сферы дошкольного образования (А.В. Антонова, М. А. Ковардакова, Л. В. Поздняк, Л. Г. Семушина, В. И. Ядэшко и др.) — законодательные, нормативные и правовые акты Российской Федерации и Чувашской Республики.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, нормативных, правовых и инструктивно-методических документовнаблюдениеанкетированиеметод оцениваниятестированиебеседапедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы) — моделированиеметоды математической обработки данных.

Организация исследования: экспериментальная работа проводилась на базе факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии, центра дополнительного образования ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», ДОУ г. Чебоксары, г. Новочебоксарск Чувашской Республики, ГОУ «Чувашский республиканский институт образования». На разных этапах исследования было охвачено 466 респондентов (руководители ДОУ, студенты, эксперты).

Программа исследования включала три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2001;2003 г. г.) проводился анализ научной литературы по философии, социологии, психологии, педагогике, 7 управлениюизучались нормативные, правовые и инструктивно-методические документыопределялись основные положения исследования (объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методология и методика экспериментальной работы), его терминологическое поле.

На втором этапе (2003;2006 г. г.) исследовалось состояние информатизации управления ДОУ, выявлялся уровень готовности специалистов и студентов к управлению ДОУ на базе ИКТ, разрабатывалась программа и методическое обеспечение спецкурса «Информатизация управления ДОУ», проверялись педагогические условия подготовки будущих специалистов к информатизации управления ДОУ.

На третьем этапе (2006;2008 г. г.) осуществлялись обработка и систематизация результатов педагогического эксперимента, формулирование выводов, оформление диссертации, распространение опыта работы, определение перспектив научно-исследовательской деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается:

— методологической доказательностью исходных теоретических позиций;

— применением комплекса научных методов, адекватных предмету, цели, задачам и логике диссертационного исследования;

— длительным характером и возможностью повторения экспериментальной работы;

— сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что: определена специфика информатизации управления ДОУ;

— раскрыты сущность и структура профессиональной готовности студентов к данному виду деятельности;

— выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущих специалистов к информатизации управления ДОУ.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что:

— дана характеристика основных направлений информатизации дошкольного образования (педагогического, организационного);

— уточнено содержание понятия «информатизация управления ДОУ»;

— разработана модель подготовки студентов вузов к решению задач управления ДОУ с использованием средств ИКТ;

— обосновано содержание подготовки будущих специалистов к информатизации управления ДОУ;

— выделены критерии оценки уровня готовности студентов к информатизации управления ДОУ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы способствуют совершенствованию подготовки будущих специалистов к информатизации управления ДОУ. Создан и апробирован спецкурс «Информатизация управления ДОУ». Система включенных в его содержание дидактических единиц, учебно-исследовательских и практических заданий позволяет повысить уровень профессиональной компетентности студентов вузов в области информатизации управления ДОУ.

Результаты исследования могут быть использованы в целях оптимизации системы информационного обеспечения управления ДОУ, в качестве основы при разработке учебных планов, программ и пособий для студентов высших (средних) учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации работников дошкольного образования, а также для дополнения и уточнения профессиограммы руководителя ДОУ.

Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования прошли проверку и используются в работе факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии, центра дополнительного образования ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И .Я. Яковлева», центра дистанционного обучения ГОУ «ЧРИО" — основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр дошкольной педагогики ГОУ ВПО «МПГУ», ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева».

2002;2007 г. г.), представлялись на научной сессии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (Москва, 2004 г.), Международной научно-практической конференции «Стратегическое управление ресурсами предприятия» (Челябинск, 2004 г.), Всероссийских научно-практических.

Интернет-конференциях «Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе» (Чебоксары, 2004;2006 г. г.),.

Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы дошкольного образования», посвященной 110-летию со дня рождения А. В. Кенеман (Москва, 2006 г.), Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные проблемы специального и профессионального образования» (Чебоксары, 2007 г.), Международной научно-практической конференции «Диалог культур в современном образовательном пространстве» (Ульяновск, 2007 г.), Международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в дошкольном образовании», посвященной 135-летию МПГУ (Москва, 2007 г.),.

Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование профессиональной подготовки студентов педвуза» (Чебоксары, 2007 г.),.

XVII Международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2007 г.), Всероссийской научнопрактической Интернет-конференции «Культурологические проблемы дошкольного, специального и профессионального образования в поликультурном регионе» (Чебоксары, 2008 г.), VI Всероссийской научнопрактической конференции «Проблемы информатизации социальных.

10 систем: региональный аспект" (Чебоксары, 2008 г.), Международной научно-практической конференции «Мир детства и образование» (Магнитогорск, 2008).

Ключевые аспекты и результаты диссертационного исследования нашли отражение в 17 публикациях (11,09 п. л.), в том числе в издании, рекомендованном ВАК Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Информатизация управления ДОУ представляет собой процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе современной вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития ее потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа.

2. Готовность к информатизации управления ДОУ есть динамично развивающееся интегративное образование, выражающее степень профессиональной ИКТ-компетентности специалиста. В его структуру входят мотивационно-ценностный, когнитивный и операционально-деятельностный компоненты, специфика которых определяется своеобразием управления ДОУ на базе ИКТ.

3. Эффективность подготовки студентов к информатизации управления ДОУ в период их обучения в вузе определяется следующими педагогическими условиями: осуществление ее с учетом поликомпонентной структуры и содержания профессиональной готовности к информатизации управления ДОУвнедрение разработанной модели подготовки будущих специалистов к информатизации управления ДОУ в образовательный процесс вуза.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложенийсодержит в основном тексте таблицы (17) и рисунки (8).

выводы.

Выполненное теоретико-экспериментальное исследование, посвященное изучению педагогических условий совершенствования процесса подготовки студентов вузов к информатизации управления ДОУ, дает основание для следующих выводов:

1. Информатизация дошкольного уровня отечественной системы образования выступает одной из тенденций развития информационного общества, ориентирована на создание оптимальных условий для использования информационных ресурсов и технологий в ходе взаимодействия субъектов педагогической деятельности.

Информатизация ДОУ осуществляется в нескольких направлениях: педагогическом и организационном, первое из которых способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, а второе — модернизации управления посредством использования ИКТ. Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения современной вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития ее потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа.

2. Изучение подготовки студентов вузов к информатизации управления ДОУ продиктовано необходимостью повышения уровня компетентности специалистов дошкольного профиля, в вопросах организации профессиональной управленческой деятельности в условиях информации образования.

Готовность к информатизации управления ДОУ есть динамично развивающееся, личностное образование, выражающее степень профессиональной ИКТ-компетентности. В ее структуру входят мотивационно-ценностный, когнитивный и операциональнодеятельностный компоненты, специфика которых определяется.

138 своеобразием управления ДОУ на базе ИКТ. Характеристика уровней сформированности готовности (начального, удовлетворительного, достаточного, оптимального) осуществляется на основе системы оценочных критериев: понимание включенности сферы дошкольного образования в процессы информатизации и коммуникацииотношение к выполнению управленческих функций с использованием ИКТмотив на профессиональный рост и самообразование в области информатизации управления ДОУвладение междисциплинарными знаниями, понятиями и терминаминаличие прогностических, аналитических, коммуникативных, инструментальных, контролирующих умений и навыков.

3. Разработанная модель целостно отражает процесс подготовки студентов к информатизации управления ДОУ в период их обучения в вузе, включает взаимосвязанные целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты.

Главным звеном модели выступает цель, которая заключается в оптимизации процесса подготовки студентов к информатизации управления ДОУ. Она конкретизируется рядом задач, как то: развитие мотивационно-ценностного отношения к информатизации управления.

ДОУ, расширение и углубление системы знаний о процессе информатизации, возможностях информационных технологий, новых подходах к управлению ДОУвыработка умений и навыков применения средств ИКТ в управлении дошкольным учреждениеминтеллектуальных и творческих способностей будущих менеджеров сферы дошкольного образования. Для обеспечения логической взаимосвязи и последовательности их реализации в профессиональной подготовке специалистов выделено два этапа. Каждый из них занимает определенное место в системе подготовки и базируется на принципах гуманистической направленности, научности, доступности, сочетания теории и практики, системности, сочетания форм организации учебного процесса, прочности и действенности результатов. При этом переход с одного этапа на другой не.

139 отрицает предыдущий, а основывается на нём. Информация переосмысливается в процессе педагогической практики и дальнейшего усвоения знаний, тем самым формируется более высокий уровень готовности к решению задач управления ДОУ с использованием ИКТ. На заключительном этапе, как показали результаты обследования, целесообразно введение в программу подготовки выпускников специального курса «Информатизация управления дошкольным образовательным учреждением», который интегрирует знания, умения и навыки, необходимые специалисту для организации управления ДОУ посредством ИКТ. Эффективность реализации представленной модели обеспечивается актуализацией междисциплинарных связей, включением в учебный план спецкурса «Информатизация управления ДОУ», развитием профессиональной ИКТ-компетентности будущих специалистов в деятельности, моделирующей профессиональную.

4. Совершенствование процесса подготовки к информатизации управления ДОУ в системе высшего профессионального образования, как свидетельствуют результаты педагогического эксперимента, определяется соблюдением следующих педагогических условий:

— осуществление ее с учетом содержания и структуры готовности студентов вузов к информатизации управления ДОУ;

— внедрение разработанной модели подготовки будущих специалистов к информатизации управления ДОУ в образовательный процесс вуза.

Таким образом, настоящее диссертационное исследование подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу. Однако надо заметить, что оно не охватывает весь спектр вопросов, связанных с решением проблемы подготовки студентов вузов к информатизации управления ДОУ. Несомненный интерес представляет дальнейшее изучение возможных путей развития профессиональной ИКТ-компетентности будущих менеджеров дошкольного образования. Предметом новых научных исследований может стать разработка учебно-методических комплексов поддержки системы подготовки (в том числе дистанционной), состоящих из учебных программ, учебно-методических пособий, рекомендаций, обучающих видеоматериалов, специализированных компьютерных программ и т. д., а также наблюдение за дальнейшим совершенствованием информационной культуры выпускников вуза в процессе их самостоятельной управленческой деятельности, в том числе с привлечением специалистов в области педагогического менеджмента, информатики, психологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. — М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
  2. , О. А. Мониторинг качества профессиональной подготовки / О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. 1998. — № 3. -С. 35−39.
  3. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : для пед. спец. высш. учеб. заведений / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  4. , Г. А. Информационные технологии как основа развития современной общеобразовательной школы : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/Г. А. Абумова.-М., 2001, — 143 с.
  5. , В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / В. С. Аванесов. М.: Изд-во ин-та стали и сплавов, 1989. — 167 с.
  6. , В. С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме / В. С. Аванесов. М.: Высш. школа, 1995. — 56 с.
  7. , Н. Г. Компьютер в управленческой деятельности / Н. Г. Аванесов // Советская педагогика. 1987. — № 1. — С. 40−43.
  8. , Ж. И. Наука и образование / Ж. И. Алферов // Мир образования образование в мире. — 2006. — № 2 (22). — С. 3−30.
  9. , А. А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика): учеб. пособие / А. А. Андреев. М.: МЭСИ, 2000. — 156 с.
  10. , В. И. Педагогика : Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновац. технологий, 2000. — 608 с.
  11. , О. Г. Опыт повышения качества и эффективности внутришкольного управления на основе новых информационныхтехнологий / О. Г. Андриянова, 3. А. Пожидаева, Н. Н. Самылкина // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С. 61−63.
  12. , О. Г. Возможности и перспективы внедрения информационных технологий в процесс управления школой / О. Г. Андриянова // Менеджмент в образовании. 2003. — № 3. — С. 31—36.
  13. , В. В. Повышение профессиональной компетенции руководителей школы по управлению процессом компьютеризации школы : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Анейчик. М., 1997. — 158 с.
  14. , Л. В. Теоретические основы формирования готовности учителя к педагогической деятельности в адаптивной школе : монография / JI. В. Антропова. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2002. — 244 с.
  15. , Н. В. Информационные технологии в школьном образовании / Н. В. Апатова. М.: РАО, 1994. — 354 с.
  16. , С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высш. школа, 1974. — 382 с.
  17. , С. И. Теоретические основы научной организации учебного процесса / С. И. Архангельский. М.: Знание, 1975. — 42 с.
  18. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  19. , Ю. В. Паблик рилейшнз дошкольного учреждения / Ю. В. Атемаскина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. — № 2. — С. 8−12.
  20. , В. Г. Научно-техническая революция, управление, образование / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1972. — 431 с.
  21. , В. Г. Обучение и образование в условиях научно-технической революции (социальные аспекты) / В. Г. Афанасьев. М.: ИСИ, 1974.-20 с.
  22. , В. Г. Социальная информация и управление обществом / В. Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1975. 408 с.
  23. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  24. , Т. И. Информационно-методическое обеспечение -важнейшее условие качественных преобразований в современных ДОУ / Т. И. Бабенко // Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2004. — С. 229−231.
  25. , В. П. Информационные технологии : учеб. пособие / В. П. Баранов. Тула: Изд-во ТГПУ им. JI. Н. Толстого, 2002. — 130 с.
  26. , А. Значение технологической культуры и техноэтики /
  27. A. Барцель // Вестник высшей школы. 1991. — № 12. — С. 54−58.
  28. , А. А. Формирование информационной культуры студентов естественнонаучных факультетов педагогического вуза / А. А. Безруков, Н. П. Безрукова // Информатика и образование. 2004. — № 2. — С. 86−94.
  29. , А. И. Информация и управление / А. И. Берг, Ю. И. Черняк. -М.: Экономика, 1966. 64 с.
  30. , А. И. Управление, информация, интеллект / А. И. Берг, Ю. И. Черняк. М.: Мысль, 1976. — 383 с.
  31. , П. В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения / П. В. Беспалов // Педагогика. — 2003.-№ 4.-С. 41−45.
  32. , В. П. Слагаемые педагогической технологии /
  33. B. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  34. , В. П. Дидактические основы программированного управления процессом обучения / В. П. Беспалько. М.: Высш. школа, 1990.-300 с.
  35. , С. А. Информация и информационные процессы /
  36. C. А. Бешенков, В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 85 с.
  37. , И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973.-271 с.
  38. , Э. Проблемы информатизации / Э. Болотов, В. Шумаев // Экономист. 2001. — № 2. — С. 64−68.
  39. , А. К. Заведующий дошкольным учреждением : пособие для заведующих дошкольными учреждениями / А. К. Бондаренко, JL В. Поздняк, В. И. Шкатулла. М.: Просвещение, 1984. — 223 с.
  40. , Г. А. Управление качеством образовательного процесса : монография / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-359 с.
  41. , Д. Я. Социальный заказ системе непрерывного образования в условиях современной информационной среды / Д. Я. Брюске // Информационные технологии в образовании. М.: МИФИ, 1998. -С. 18−19.
  42. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. спец. / М. В. Буланова-Топоркова,
  43. A. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков — под общ. ред.
  44. B. С. Кукушина. Ростов н/Д: Март, 2002. — 320 с.
  45. , О. А. Развитие единого информационного пространства (на примере г. Москвы) / О. А. Вайсман, Е. И. Аксенова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. — № 1. — С. 82−88.
  46. , Ю. В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой / Ю. В. Васильев. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. — 139 с.
  47. , В. Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В. Н. Введенский // Инновации в образовании. 2003. — № 4. — С. 21−31.
  48. , В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51−55.
  49. , Е. Е. Психологические проблемы управления / Е. Е. Вендров. -М.: Экономика, 1969. — 159 с.
  50. , А. А. Активные методы обучения в высшей школе : контекстный подход / А. А. Вербицкий. — М.: Высш. школа, 1991. — 207 с.
  51. , Н. В. Совершенствование подготовки студентов педвузов в области управления образовательным процессом в школе на основе применения информационных технологий : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 /Н. В. Веревка. М., 2001. — 222 с.
  52. , В. Р. Менеджмент в вопросах и ответах : учеб. пособие / В. Р. Веснин. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 176 с.
  53. , М. Я. Концепция общепедагогической подготовки учителя физической культуры / М. Я. Виленский, О. JI. Шабалина // Науч. труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки: сборник статей. -М.: ГНО Изд-во «Прометей» МПГУ, 2005. С. 52−67.
  54. , В. И. Информационно-аналитические методы экспертных оценок в системах управления и образования : учеб. пособие / В. И. Волков, В. А. Трайнев. М.: ВИНИТИ, 1996. — 175 с.
  55. , Г. Г. Информация в работе руководителя / Г. Г. Воробьев. -М.: Экономика, 1968. 54 с.
  56. , Г. Г. Информационная культура управленческого труда / Г. Г. Воробьев.-М.: Экономика, 1971. 108 с.
  57. , Ф. С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник / Ф. С. Воройский. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Издательство Либерия», 2001. — 536 с.
  58. , Е. В. Информатизация современного российского общества как инновационный процесс : социологический анализ: дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / Е. В. Воронцова. М., 2004. — 182 с.
  59. , Л. С. Развитие высших психических функций : из неопубл. трудов. М.: Изд-во АПН, 1960. — 500 с.
  60. Высокие технологии. Организация внедрения системы менеджмента качества на предприятии / JI. Д. Подлипаев, Е. А. Бельтюкова, Н. И. Гордин и др. В 2-х томах. Том I. М.: Гелиос АРВ, 2003. — 288 с.
  61. , М. Л. Организационно-педагогические условия применения ЭВМ в управлении народным образованием : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /М. JI. Гайнетдинов. Казань, 1992.-234 с.
  62. , А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире / А. С. Гаязов. М.: Наука, 2003. — 255 с.
  63. , Д. М. Информатизация советского общества : сущность и основные задачи / Д. М: Гвишиани // Философские аспекты информатизации: труды семинара. М.: ВНИИСИ, 1989. — С. 4−8.
  64. , Б. С. Методологическое знание в педагогике / Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров. -М.: Знание, 1986. 109 с.
  65. , Б. С. Компьютеризация в сфере образования : проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. — М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  66. , Л. Д. Преобразующий менеджмент / JI. Д. Гительман. -М.: Дело, 1999.-496 с.
  67. , Е. К. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников / Е. К. Глушкова, JI. И. Леонова и др. // Информатика и образование. 1990. — № 6. — С. 102−104.
  68. , Е. К. Компьютер в детском саду / Е. К. Глушкова, Л. И. Леонова и др. // Дошкольное воспитание. 1990. — № 10. — С. 44−46.
  69. , Ю. М. Персональные компьютеры для детей : эргономический аспект / Ю. М. Горвиц // Техническая эстетика. 1990. -№ 2.-С. 13−16.
  70. , Ю. М. Компьютер и детство / Ю. М. Горвиц // КомпьютерПресс. 1991. -№ 3. — С. 67−70.
  71. , Ю. М. Подготовка специалистов по применению информационных технологий в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц, Л. В. Поздняк // Дошкольное воспитание. 1997. — № 5. — С. 92−95.
  72. , Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н. Н. Поддьяков, Е. В. Зворыгина и др. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 328 с.
  73. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 900.00 «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью». — М., 2000. -24 с.
  74. , В. В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев М.: Народное образование. — 2001. — 128 с.
  75. , И. В. Использование компьютера в управлении дошкольным образовательным учреждением / И. В. Гулак // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006. — № 8. — С. 36−50.
  76. , В. В. Предметная деятельность и онтогенез познания /
  77. B. В. Давыдов, В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1998. — № 5.1. C. 11−29.
  78. , Е. В. Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Давыткина. М., 2002. -16 с.
  79. , Д. А. Формирование информационной основы деятельности специалиста в системе профессионального педагогического образования / Д. А. Данилов, Е. А. Барахсанова // Информатика и образование. 2003. -№ 7.-С. 102−104.
  80. , А. Л. Концептуальные основы организации системыуправления качеством образовательных услуг в условиях информатизации /148
  81. A. Jl. Денисова, Н. В. Молоткова // Информатика и образование. 2003. — № 2.- С. 124−127.
  82. , Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : методические рекомендации / Л. М. Денякина. М.: Новая школа, 1997. — 48 с.
  83. , Л. М. Руководитель образовательного учреждения. Профессия или призвание? / Л. М. Денякина Минск: Изд-во Квадро Плюс, 2001.-112 с.
  84. , М. Ю. Подготовка студентов педагогического колледжа к профессионально-творческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. Ю. Дерябина. — Чебоксары, 2000. 189 с.
  85. Детский сад в условиях финансово-экономической и хозяйственной самостоятельности: пособие для заведующей детским садом / Л. Я. Барсукова, А. П. Галеева, Н. Н. Долматова и др. — под ред. Е. С. Комаровой Златоуст, 1996. — 180 с.
  86. , Н. Н. Формирование готовности студентов педагогического факультета к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Н. Диканская Ставрополь, 2000. — 175 с.
  87. , О. В. Формирование организаторских умений у учащихся дошкольных педучилищ во внеклассной работе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/О. В. Драгунова. -М., 1990.- 17 с.
  88. , Е. Н. Основы социальной информатики : конспект лекций / Е. Н. Дубровский, И. В. Соколова. М.: МГСУ, 1996. — 44 с.
  89. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / К. М. Дурай-Новакова. М., 1983. — 32 с.
  90. , М. И. Психология : краткий психол. словарь: личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск: Хелтон, 1998. — 399 с.
  91. Дюк, В. А. Компьютерная психодиагностика / В. А. Дюк. СПб.: Братство, 1994. — 364 с.
  92. , А. Д. Современное информационное общество / А. Д. Еляков // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 77−85.
  93. , С. Н. Наука и образование в структуре НТР / С. Н. Еремин, Е. В. Семенов. Новосибирск: Наука, 1986. — 168 с.
  94. , Б. В. Современные технологии в делопроизводстве дошкольных образовательных учреждений / Б. В. Ермачков // Детский сад от, А до Я. 2003. — № 1. — С. 32−33.
  95. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ТЦ Сфера, 2006. — 48 с.
  96. , А. В. Психология действия : избр. психол. труды. М. — Воронеж: Моск. психол.-соц. инст.: МОДЭК, 2000. — 732 с.
  97. , Т. Г. Технология моделирования диверсифицированных структур управления школой и их реализации в режиме текущего функционирования и развития : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Г. Захарина. Ставрополь, 2002. — 24 с.
  98. , И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — М.: Академия, 2007. 192 с.
  99. , Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. М. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 478 с.
  100. , С. М. Содержание и организация информационной подготовки будущего учителя начальных классов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. М. Зияудинова. М., 2000. — 15 с.
  101. , Е. Ю. Информатизация образования. Системный проект информатизации региональной опорной зоны (крупный город) / Е. Ю. Иванова. М.: Центр «Детство» НИИИТ, 1994. — 68 с.
  102. , Е. Ю. Новые информационные технологии в дошкольном образовании и воспитании / Е. Ю. Иванова // Обруч. 1996. — № 1. -С. 17−18.
  103. , В. А. Межпредметные связи и информатика : метод, рекомендации / В. А. Извозчиков, JI. Н. Бережной, А. М. Слуцкий. СПб.: СПбГУ педагогического мастерства, 1992. — 44 с.
  104. , Г. Л. От педагогической парадигмы к образовательной / Г. JI. Ильин // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 64−69.
  105. , Г. Л. Проективное образование и становление личности / Г. JI. Ильин // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 85−92.
  106. , Г. Л. Философия образования : (Идея непрерывности) / Г. JI. Ильин. М.: Вузовская книга, 2002. — 224 с.
  107. , Б. Г. Информационные аспекты теории управления / Б. Г. Ильясов, JI. А. Болотовская, Н. И. Юсупова Ю. С. Кабальнов Уфа: Изд-во УАИ, 1987.-90 с.
  108. , Д. Ф. Теория управления образованием : учеб. пособие / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. М.: Владос, 2004. — 343 с.
  109. , В. Л. Современное постиндустриальное общество : природа, противоречия, перспективы / В. JI. Иноземцев. М.: Логос, 2000. — 304 с.
  110. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие для вузов / под ред. Е. С. Полат- М.: Владос, 2001.-271 с.
  111. Информатика в понятиях и терминах / Г. А. Бордовский,
  112. B. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В. В. Морозов — под ред. В. А. Извозчикова.- М.: Просвещение, 1991. 208 с.
  113. Информатика и компьютерная грамотность — под ред. Б. Н. Наумова.- М.: «Наука», 1988. 239 с.
  114. Информационное обеспечение управления бизнесом // Проблемы теории и практики управления. — 2002.- № 1.— С. 122—127.
  115. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность /
  116. C. М. Виноградова, Н. А. Войтович, М. А. Вус, В. В. Кульба, В. Д. Малюгин и др. — под ред. М. А. Вуса. СПб.: Изд-во СПбУ, 1999. -212 с.
  117. Информационные технологии в образовании: примерная программа для педагогических университетов. М.: «Прометей» МПГУ, 2003. — 27 с.
  118. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (Проблемы методологии и теории): монография — под общ. ред. В. А. Извозчикова. СПб.: Образование, 1996.- 224 с.
  119. Инфорлшция и управление. Философско-методологические аспекты — под ред. JI. Г. Антипенко, В. И. Кремянского. — М.: Наука, 1985. — 286 с.
  120. Кан-Кадик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  121. , Ю. М. Информатизация управления : социальные аспекты / АН УССР Институт социологии — Ю. М. Каныгин. — Киев: Наукова думка, 1991.- 156 с.
  122. , Е. В. Подготовка студентов дошкольного факультета педвуза к эстетическому воспитанию детей средствами ознакомления с природой : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / Е. В. Клюева. М., 1996. — 18 с.
  123. , Г. М. Технические средства обучения и методика их использования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. М.: Академия, 2002. — 256 с.
  124. , Л. Г. Подготовка студентов вуза к осуществлению менеджмента как вида профессиональной деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / JL Г. Колесникова. Челябинск, 2007. — 211с.
  125. , Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Часть 1. / Т. П. Колодяжная. — Ростов н/Д: «УЧИТЕЛЬ», 2002. 128 с.
  126. , Т. П. Современные информационно-методические технологии в практике управления дошкольным образованием / Т. П. Колодяжная // Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2004. — С. 226−229.
  127. , Н. В. Подготовка студентов педагогических вузов к управлению образовательным процессом в дошкольном учреждении : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 — 13.00.08 / Н. В. Колосова. Ставрополь, 2000. — 175 с.
  128. , Е. С. Условия совершенствования системы информационного обеспечения управления дошкольным образованием (на муниципальном уровне): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 — 13.00.07 / Е. С. Комарова. Магнитогорск, 2000. — 181 с.
  129. Компьютер в детском саду проблемы и решения // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 10. — С. 53−57.
  130. , Ю. А. О путях совершенствования управления школой / Ю. А. Конаржевский. Магнитогорск: МГПИ, 1975. — 56 с.
  131. , Ю. А. Педагогический анализ как основа управления школой : учеб. пособие / Ю. А. Конаржевский. — Челябинск: «Челябинский рабочий», 1978. 102 с.
  132. , Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 224 с.
  133. , С. В. Информатизация общества : проблемы и решения / С. В. Кондратьев, В. В. Копьев, В. Н. Лащинский. — М.: Общество «Знание» РСФСР, 1990. 40 с.
  134. Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики «Человек и образование в современном мире». — Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 1998. 11 с.
  135. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. -1990. № 1. — С. 3−9.
  136. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2002. — № 4 (175). — С. 3−31.
  137. , JI. Ю. Подготовка будущих учителей к применению компьютерных технологий в условиях личностно ориентированного образования : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. Ю. Кравченко. -Волгоград, 1998. 174 с.
  138. , В. В. Содержание образования : вперед к прошлому / В. В. Краевский // Преподаватель. 2000. — № 1. — С. 2−10.
  139. , В. В. Методология научного исследования / В. В. Краевский. СПб.: СПбГУД 2001.- 148 с.
  140. , В. А. Информатизация образования : понятийный аппарат / В. А. Красильникова // Информатика и образование. 2003. -№ 4. с. 21−27.
  141. Краткий словарь по социологии — под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
  142. Краткий словарь современных понятий и терминов. — 3-е изд., дор. и доп. / Н. Г. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. — сост., общ. ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 2000. — 670 с.
  143. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
  144. , В. И. Информатика : организация и управление / В. И. Кукин. -М.: Экономика, 1991. 176 с.
  145. , О. И. Информационные технологии в специальном образовании : программа спецкурса / О. И. Кукушкина. М.: Изд-во УРАО, 2003.-32 с.
  146. , Т. А. Содержание подготовки студентов вузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. А. Лавина. М., 1996. -161 с.
  147. , В. С. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности / В. С. Лазарев, Н. Н. Ставринова // Педагогика. 2006. — № 2. — С. 51−59.
  148. , М. Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова // Информатика и образование. 2004. — № 3. — С. 95−100.
  149. , М. М. Технологии профессионального педагогического образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. -М.: Академия, 2001. 272 с.
  150. , М. Л. Обновление менеджмента образовательных учреждений / М. Л. Левицкий, Т. Н. Шевченко // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. — № 1. — С. 6−12.
  151. , Н. И. Информационное обеспечение как средство повышения эффективности управления ДОУ / Н. И. Левшина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. — № 7. — С. 10−20.
  152. , М. А. Формирование готовности студентов педагогических вузов к использованию средств вычислительной техники : метод, рекомендации для студ. гуманит. спец. и слушателей ФПКП. М.: МГПИ им: В. И. Ленина, 1987. — 62 с.
  153. , А. Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для вузов — под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2000. 511 с.
  154. , И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Просвещение, 1981. 186 с.
  155. , В. К. Профессиональные решения в области информатизации образования / В. К. Лигаев // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. — № 2. — С. 64−69.
  156. , О. В. Управление и моделирование в социальных и экономических системах / О. В. Логиновский. Челябинск: Изд-во ЮжноУральского государственного университета, 1997.— 501 с.
  157. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 350 с.
  158. , М. И. Профессиональная компетентность педагога : теоретический анализ понятия / М. И. Лукьянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. — № 1. — С. 15−21.
  159. , А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. — № 1. — С. 8−14.
  160. , В. Г. Технология формирования профессиональной личности учителя / В. Г. Максимов. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 1996. — 227 с.
  161. , М. А. Информационное управление школой / М. А. Максимовская // Информатика и образование. 2003. — № 11. -С. 76−78.
  162. , В. И. Информация и связь в системах управления / В. И. Мальков, Ю. М. Мартынов. М.: «Московский рабочий», 1973. — 216 с.
  163. , Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. М.: Пед. общ. России, 1999.-95 с.
  164. , М. Д. Компьютер в детском саду / М. Д. Маханева // Дошкольное воспитание. 1990. — № 10. — С. 46−49.
  165. , Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  166. , М. Основы менеджмента : пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури М.: Дело, 2005. — 720 с.
  167. Мир на пороге XXI столетия — под ред. В. И. Купцова. Чебоксары: «КЛИО», «КРЕДО — XXI», 1993. — 279 с.
  168. , А. В. Информатика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер — под ред. Е. К. Хеннера. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003. — 816 с.
  169. , Т. 77. Педагогические основы управления развитием дошкольного образовательного учреждения: дис.. канд. пед. наук: 13.00.07/Т. П. Морозова Ростов н/Д, 2002.-216 с.
  170. , В. В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В. В. Моторин // Дошкольное воспитание. 2000. — № 11. — С. 53−57.
  171. , В. В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника / В. В. Моторин // Детский сад от, А до Я. 2003. — № 1. — С. 62−67.
  172. , А. В. Учитель : мастерство и вдохновение / А. В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1986. 150 с.
  173. , А. В. Социализация человека : учеб. пособие для вузов / А. В. Мудрик. М.: Академия, 2006 — 304 с.
  174. , О. Л. Новые информационные технологии в управлении качеством образовательного процесса в колледже / О. JI. Назарова // Информатика и образование. 2003. — № 11. — С. 79−83.
  175. Национальный проект «Образование». Нормативные правовые документы. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 80 с.
  176. , Л. А. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / JI. А. Ненашева, JI. Г. Семушина. М.: МПГУ, 1989. -40 с.
  177. , С. Г. Интернет для педагогов дошкольных образовательных учреждений / С. Г. Никитенко // Детский сад от, А до Я. — 2003.- № 1.- С. 166−171.
  178. , О. В. Подготовка студентов вузов к управлению научно-методической деятельностью в дошкольном образовательном учреждении : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / О. В. Никифорова. М., 2006. — 16 с.
  179. , В. К. Педагогическая кибернетика (Управление учебными заведениями с использованием ЭВМ): монография / В. К. Никишев. -Чебоксары: Чувш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 1998. 350 с.
  180. , С. Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? / С. JI. Новоселова // Детский сад от, А до Я. 2003. — № 1. — С. 6−13.
  181. , С. Л. Информатизация дошкольного уровня образования в России : начало положено в Москве / С. JI. Новоселова, JI. А. Парамонова // Дошкольное воспитание. 1998. — № 9. — С. 65−71.
  182. , С. Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / С. JI. Новоселова // Информатика и образование. 1990. -№ 2. — С. 93−96.
  183. , С. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Применима ли она? / С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите // Дошкольное воспитание. 1989. — № 9. — С. 73−76.
  184. , С. Приглашаем к сотрудничеству / С. Новоселова, Н. Реуцкая, Ю. Горвиц // Информатика и образование. 1990. — № 2. -С. 92−93.
  185. , К. Р. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 — 13.00.08 / К. Р. Овчинникова. Челябинск, 1999. — 28 с.
  186. , Т. С. Управленческие условия использования информации в образовательном процессе дошкольного учреждения : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 — 13.00.07 / Т. С. Остренко. Курган, 1999. — 141 с.
  187. , Г. И. Использование информационных технологий в управлении развитием школы : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. И. Пантелейко. Ростов н/Д, 2005. — 204 с.
  188. , С. В. Содержание подготовки учителя к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности / С. В. Панюкова// Информатика и образование. 2003. — № 10. — С. 88−95.
  189. Педагогика: j/чеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  190. , В. А. Личность в психологии : парадигма субъектности: учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Петровский. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. 509 с.
  191. , В. А. Основы теоретической психологии : учеб. пособие для вузов / В. А. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Инфра, 1998. — 526 с.
  192. , К. Б. Информатизация общества как фактор его демократизации : Социально-философский анализ: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / К. Б. Пилиджанян. Ростов н/Д., 2004. — 121 с.
  193. , А. И. Педагогическое образование : цель, задачи и содержание / А. И. Пискунов//Педагогика. 1995.- № 4.- С. 59−63.
  194. Письмо Министерства образования Российской Федерации от2505.2001 г. № 753/23−16 «Об информатизации системы дошкольного образования в России» // Официальные документы в образовании. 2001. -№ 29.-С. 36−38.
  195. Письмо Министерства образования Российской Федерации от2803.2002 г. № 199/13 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» // Вестник образования. 2002. — № 10. — С. 52−60.
  196. Подготовка студента-исследователя в системе вузовского обучения: учеб. пособие для студ. факульт. дошк. воспит., препод, пед. унив. и инст. — под ред. В. И. Ядэшко, В. И. Яшиной. М., 1996. — 172 с.
  197. , Л. В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением / J1. В. Поздняк // Дошкольное воспитание. — 1993. № 1. — С. 55−58.
  198. , Л. В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением / Л. В. Поздняк. М.: А.П.О., 1996. — 77 с.
  199. , Л. В. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие для вузов / Л. В. Поздняк, П. Н. Лященко. М.: Академия, 2001. -432 с.
  200. , Л. В. Содержание и технология подготовки специалистов к работе с информацией в ДОУ / Л. В. Поздняк, С. В. Савинова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. — № 2. — С. 26−31.
  201. Политика в области образования и новых информационных" технологий. Национальный доклад Российской Федерации на Втором Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» //• Информатика и образование. — 1996. № 5. — С. 1—20.
  202. , С. М. Модель информатизации школы : теоретическая концепция и методика реализации: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. М. Попов. СПб., 1997. — 212 с.
  203. Поспелов, Д: А. Ситуационное управление: теория и практика / Д. А. Поспелов. М.: Наука, 1986. — 288 с.
  204. Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. — М.: «Прометей» МПГУ, 2004.-720 с.
  205. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ — под ред. Е. П. Тонконогой. — М.: Педагогика, 1987. 168 с.
  206. Программа модернизации педагогического образования // Общее образование России: сб. нормативных и методических документов 20 032 004 г. г. М.: ПРО-ПРЕСС, 2003. — С. 294−299.
  207. Программа развития педагогического образования в России на 20 012 010 г. г. // Педагогическое образование и наука. 2000. — № 1. — С. 14−17.
  208. Психология. Словарь — под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  209. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. Программа Intel «Обучение для будущего»: учебно-методическое пособие — под общ. ред. Е. Н. Ястребцова. — М.: Изд-во Интуит.ру, 2006. 163 с.
  210. , Е. М. Формирование готовности будущих учителей к использованию компьютерных информационных технологий в профессиональной деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08' / Е. М. Разинкина. Магнитогорск, 2000. — 200 с.
  211. , А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов.- М.: Политиздат, 1991.-287 с.
  212. , Т. А. Психодиагностические методы изучения личности : учеб. пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: МПСИ Флинта, 1998.- 264 с.
  213. , Л. Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении / JT. Д. Рейман // Вопросы философии. 2001. — № 3. -С. 3−9.
  214. Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2006−2010 годы. Чебоксары: Порядок, 2005. -67 с.
  215. , И. В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. М.: «Школа-пресс», 1994. — 206 с.
  216. , И. В. Информатика, информационные и коммуникационные технологии : учеб.-метод. пособие / И. В. Роберт. — М.: Изд-во УРАО, 2001. 30 с.
  217. , И. В. О понятийном аппарате информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С. 2−6.
  218. , И. В. О понятийном аппарате информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2003. — № 2. — С. 8−14.
  219. , И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2004. — № 5. — С. 22−29 — № 6. — С. 63−70.
  220. , Е. А. Развитие информационного сектора США к началу XXI века / Е. А. Роговский // США Канада: экономика, политика, культура. — 2002. — № 4. — С. 69−86.
  221. , Л. В. Дидактические основы подготовки пользователей новых информационных технологий в высшей школе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI. В. Рожина. Улан-Удэ, 2000. — 22 с.
  222. , В. С. Социально-педагогическая система как объект педагогического менеджмента / В. С. Романов. Чебоксары: Изд-во «Полиэл — Сервис», 2000. — 251 с.
  223. , С. Л. Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2007.-712 с.
  224. , С. В. Информационное обеспечение управления дошкольным образовательным учреждением : дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / С. В. Савинова. М., 1999. — 239 с.
  225. , О. А. Компьютер как управленческий ресурс в деятельности руководителя ДОУ / О. А. Сафонова, И. В. Панова // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2006. — № 7. — С. 8−14.
  226. , Т. С. Опыт информатизации адаптивной школы /
  227. Т. С. Северова // Информатика и образование. 2003. — № 11. — С. 68−75.163
  228. , Л. Г. Исследование профессиональных функций детского дошкольного учреждения : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Г. Семушина. М., 1979. — 17 с.
  229. , Л. Г. Определение профессиональных умений / JI. Г. Семушина // Дошкольное образование. 1980. — № 11. — С. 61−65.
  230. , Л. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях / JI. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. М.: Мастерство, 2001. -271 с.
  231. , В. С. Подготовка студентов педвузов к оценочной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий : дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. С. Сергеева. Омск, 2003. — 185 с.
  232. , М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1984. 342 с.
  233. , В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  234. , В. А. Педагогика : Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI. С. Подымова. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  235. , В. А. О проектировании содержания высшего педагогического образования / В. А. Сластенин // Преподаватель. 1999. -№ 5. — С. 3−9.
  236. , В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. —2004.-№ 1. С. 43−49.
  237. , В. А. Основные тенденции развития современной образовательной политики в Российской Федерации / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2005. — № 3. — С. 20−28.
  238. , И. А. Информационные технологии и образование / И. А. Смольникова. М., 2003. — 30 с.
  239. , Ю. Л. Информатизация российского общества : социокультурный анализ: дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / Ю. Л. Софронова. М., 2004. — 216 с.
  240. , М. И. Компьютер и самочувствие школьника / М. И. Степанова // Информатика и образование. 1989. — № 5. — С. 76−79.
  241. , М. И. Правила безопасного общения с компьютером / М. И. Степанова // Детский сад от, А до Я. 2003. — № 1. — С. 40−50.
  242. , О. А. Информатизация управления дошкольным образовательным учреждением : учеб.-метод. пособие / О. А. Сурова. -Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2005. 25 с.
  243. , А. 77. Информация и прогресс / А. П. Суханов. -Новосибирск: Изд-во «Наука», 1988. 192 с.
  244. , В. Ф. Человек в мире информатики / В. Ф. Сухина. — М.: Радио и связь, 1992. — 112 с.
  245. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1984. — 343 с.
  246. , С. А. Высшее образование в перспективе XXI столетия / С. А. Тангян // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 3−10.
  247. , Т. А. Информатизация управления научно-методической работой среднего профессионального образовательного учреждения : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. А. Татукина. — Барнаул, 2002. 21 с.
  248. , Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : избр. психол. труды — под ред. М. Г. Ярошевского. — М. — Воронеж: Моск. психол.-соц. инст.: МОДЭК, 2004. 639 с.
  249. , И. В. Оценка управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / И. В. Тимофеева. М., 2004. — 20 с.
  250. , А. Шок будущего / А. Тоффлер. М.: ACT, 2001. — 557 с.
  251. , В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. 2-е изд. — М.: «Дашков и К», 2006. — 279 с.
  252. , П. И. Управление школой по результатам : Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 1998.- 288 с.
  253. , П. И. Дошкольное образовательное учреждение : управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 240 с.
  254. , А. Н. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие / А. Н. Троян. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 160 с.
  255. , И. И. Информационная основа управления образовательным учреждением / И. И. Трубина, В. В. Липатов, Ю. И. Рогозин // Информатика и образование. 2003.— № 2.— С. 128.
  256. , С. Р. Подготовка будущего учителя к использованию средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности / С. Р. Удалов // Информатика и образование. — 2003. — № 12.- С. 105−107.
  257. , Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001.-416 с.
  258. Управление школой: теоретические основы и методы: учеб. пособие — под ред. В. С. Лазарева. М.: ЦС и ЭИ, 1997. — 336 с.
  259. , И. В. Информационные технологии. Методы и средства обработки информации: учеб. пособие / И. В. Ушаков, О. А. Мексичев, Т. Н. Плужникова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. — 56 с.
  260. , К. М. Подготовка управленческих кадров образования / К. М. Ушаков. М.: Сентябрь, 1997. — 176 с.
  261. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)» // Народное образование. — 2001.-№ 1.-С. 286−305.
  262. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 176 с.
  263. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 № 24-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 г.) // Российская газета. 1995. — 22 февраля.
  264. , А. Я. Основные понятия информатики : информация — информационный процесс информационная культура / А. Я. Фридланд // Информатика и образование. — 2003. — № 7. — С. 120−124.
  265. , Л. А. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / JI. А. Харитонова. Чебоксары, 2005. — 23 с.
  266. , Л. Д. Ассоциация КИД действует / JI. Д. Чайнова, Ю. М. Горвиц // Техническая эстетика. 1992.- № 5.- С. 24−25.
  267. , Л. Д. Компьютеры для детей : психологические проблемы безопасности и комфорта / JI. Д. Чайнова, Ю. М. Горвиц // Психологический журнал. 1994. — № 4. — С. 63−73.
  268. , Л. Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде / JI. Д. Чайнова // Детский сад от, А до Я. 2003. — № 1. — С. 14−22.
  269. , Ю. В. Информационное обеспечение управления учебновоспитательным процессом в средней общеобразовательной школе :167автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. В. Чернов. Новосибирск, 1980.- 16 с.
  270. , Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова — под ред. Т. И. Шамовой.- М.: Академия, 2002. 384 с.
  271. , Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин — под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2002. — 320 с.
  272. , Е. С. Информатизация общества и экономика США / Е. С. Шершнев // США Канада: экономика, политика, культура. — 2002. — № 1. — С. 18−33.
  273. , В. Н. Информатизация образования, ее мера и границы : дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / В. Н. Шестаков. — Красноярск, 2006. — 180 с.
  274. , Н. Г. Содержание подготовки учащихся к применению технологий компьютерной графики (на примере профильного курса информатики): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 /Н. Г. Широкова.- М., 2000. 17 с.
  275. , В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М. -Л.: «Наука». — 1966. — 301 с.
  276. , В. А. Современные проблемы методологии научного познания / В. А. Штофф. Л.: Знание, 1975. — 40 с.
  277. , А. Е. Совершенствование содержания подготовки педагогических кадров к применению информационных и компьютерных технологий в профессиональной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Е. Шухман. М., 2000. — 19 с.
  278. , А. Е. Дополнительное образование учителей информатики в области информационного менеджмента / А. Е. Шухман // Менеджмент, маркетинг, информатизация образования: Теория и практика: материалы
  279. Российской науч.-практ. конф. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. -С. 159−161.
  280. , А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования / А. И. Щербаков. Л.: ЛГПИ, 1967. — 266 с.
  281. , Э. Г. Системный подход и принципы деятельности / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  282. Янг, С. Системное управление организацией: перевод с англ. / С. Янг. -М.: Советское радио, 1972. 456 с.
  283. , Л. Б. Информатизация в глобализирующемся мире : философский анализ: дис.. канд. филос. наук: 09.00.08 — 09.00.11 / Л. Б. Янгель. М., 2004. — 146 с.
Заполнить форму текущей работой