Подготовка студентов вузов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением
Диссертация
ДОУ, расширение и углубление системы знаний о процессе информатизации, возможностях информационных технологий, новых подходах к управлению ДОУвыработка умений и навыков применения средств ИКТ в управлении дошкольным учреждениеминтеллектуальных и творческих способностей будущих менеджеров сферы дошкольного образования. Для обеспечения логической взаимосвязи и последовательности их реализации… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы подготовки студентов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением в вузе
- 1. 1. Информатизация образования как фактор социального ! i 1 ') развития '.'
- 1. 2. Сущность и содержание информатизации управления дошкольным образовательным учреждением
- 1. 3. Система подготовки студентов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением
- ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование подготовки студентов вузов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением
- 2. 1. Диагностика готовности специалистов и студентов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением
- 2. 2. Организация подготовки будущих специалистов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением
- 2. 3. Результаты экспериментальной работы по подготовке студентов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. — М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
- Абдуллина, О. А. Мониторинг качества профессиональной подготовки / О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. 1998. — № 3. -С. 35−39.
- Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : для пед. спец. высш. учеб. заведений / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Абумова, Г. А. Информационные технологии как основа развития современной общеобразовательной школы : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/Г. А. Абумова.-М., 2001, — 143 с.
- Аванесов, В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / В. С. Аванесов. М.: Изд-во ин-та стали и сплавов, 1989. — 167 с.
- Аванесов, В. С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме / В. С. Аванесов. М.: Высш. школа, 1995. — 56 с.
- Аванесов, Н. Г. Компьютер в управленческой деятельности / Н. Г. Аванесов // Советская педагогика. 1987. — № 1. — С. 40−43.
- Алферов, Ж. И. Наука и образование / Ж. И. Алферов // Мир образования образование в мире. — 2006. — № 2 (22). — С. 3−30.
- Андреев, А. А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика): учеб. пособие / А. А. Андреев. М.: МЭСИ, 2000. — 156 с.
- Андреев, В. И. Педагогика : Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновац. технологий, 2000. — 608 с.
- Андриянова, О. Г. Опыт повышения качества и эффективности внутришкольного управления на основе новых информационныхтехнологий / О. Г. Андриянова, 3. А. Пожидаева, Н. Н. Самылкина // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С. 61−63.
- Андриянова, О. Г. Возможности и перспективы внедрения информационных технологий в процесс управления школой / О. Г. Андриянова // Менеджмент в образовании. 2003. — № 3. — С. 31—36.
- Анейчик, В. В. Повышение профессиональной компетенции руководителей школы по управлению процессом компьютеризации школы : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Анейчик. М., 1997. — 158 с.
- Антропова, Л. В. Теоретические основы формирования готовности учителя к педагогической деятельности в адаптивной школе : монография / JI. В. Антропова. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2002. — 244 с.
- Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании / Н. В. Апатова. М.: РАО, 1994. — 354 с.
- Архангельский, С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высш. школа, 1974. — 382 с.
- Архангельский, С. И. Теоретические основы научной организации учебного процесса / С. И. Архангельский. М.: Знание, 1975. — 42 с.
- Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Атемаскина, Ю. В. Паблик рилейшнз дошкольного учреждения / Ю. В. Атемаскина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. — № 2. — С. 8−12.
- Афанасьев, В. Г. Научно-техническая революция, управление, образование / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1972. — 431 с.
- Афанасьев, В. Г. Обучение и образование в условиях научно-технической революции (социальные аспекты) / В. Г. Афанасьев. М.: ИСИ, 1974.-20 с.
- Афанасьев, В. Г. Социальная информация и управление обществом / В. Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1975. 408 с.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабенко, Т. И. Информационно-методическое обеспечение -важнейшее условие качественных преобразований в современных ДОУ / Т. И. Бабенко // Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2004. — С. 229−231.
- Баранов, В. П. Информационные технологии : учеб. пособие / В. П. Баранов. Тула: Изд-во ТГПУ им. JI. Н. Толстого, 2002. — 130 с.
- Барцель, А. Значение технологической культуры и техноэтики /
- A. Барцель // Вестник высшей школы. 1991. — № 12. — С. 54−58.
- Безруков, А. А. Формирование информационной культуры студентов естественнонаучных факультетов педагогического вуза / А. А. Безруков, Н. П. Безрукова // Информатика и образование. 2004. — № 2. — С. 86−94.
- Берг, А. И. Информация и управление / А. И. Берг, Ю. И. Черняк. -М.: Экономика, 1966. 64 с.
- Берг, А. И. Управление, информация, интеллект / А. И. Берг, Ю. И. Черняк. М.: Мысль, 1976. — 383 с.
- Беспалов, П. В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения / П. В. Беспалов // Педагогика. — 2003.-№ 4.-С. 41−45.
- Беспалъко, В. П. Слагаемые педагогической технологии /
- B. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
- Беспалъко, В. П. Дидактические основы программированного управления процессом обучения / В. П. Беспалько. М.: Высш. школа, 1990.-300 с.
- Бешенков, С. А. Информация и информационные процессы /
- C. А. Бешенков, В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 85 с.
- Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973.-271 с.
- Болотов, Э. Проблемы информатизации / Э. Болотов, В. Шумаев // Экономист. 2001. — № 2. — С. 64−68.
- Бондаренко, А. К. Заведующий дошкольным учреждением : пособие для заведующих дошкольными учреждениями / А. К. Бондаренко, JL В. Поздняк, В. И. Шкатулла. М.: Просвещение, 1984. — 223 с.
- Бордовский, Г. А. Управление качеством образовательного процесса : монография / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-359 с.
- Брюске, Д. Я. Социальный заказ системе непрерывного образования в условиях современной информационной среды / Д. Я. Брюске // Информационные технологии в образовании. М.: МИФИ, 1998. -С. 18−19.
- Буланова-Топоркова, М. В. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. спец. / М. В. Буланова-Топоркова,
- A. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков — под общ. ред.
- B. С. Кукушина. Ростов н/Д: Март, 2002. — 320 с.
- Вайсман, О. А. Развитие единого информационного пространства (на примере г. Москвы) / О. А. Вайсман, Е. И. Аксенова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. — № 1. — С. 82−88.
- Васильев, Ю. В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой / Ю. В. Васильев. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. — 139 с.
- Введенский, В. Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В. Н. Введенский // Инновации в образовании. 2003. — № 4. — С. 21−31.
- Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51−55.
- Вендров, Е. Е. Психологические проблемы управления / Е. Е. Вендров. -М.: Экономика, 1969. — 159 с.
- Вербицкий, А. А. Активные методы обучения в высшей школе : контекстный подход / А. А. Вербицкий. — М.: Высш. школа, 1991. — 207 с.
- Веревка, Н. В. Совершенствование подготовки студентов педвузов в области управления образовательным процессом в школе на основе применения информационных технологий : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 /Н. В. Веревка. М., 2001. — 222 с.
- Веснин, В. Р. Менеджмент в вопросах и ответах : учеб. пособие / В. Р. Веснин. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 176 с.
- Виленский, М. Я. Концепция общепедагогической подготовки учителя физической культуры / М. Я. Виленский, О. JI. Шабалина // Науч. труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки: сборник статей. -М.: ГНО Изд-во «Прометей» МПГУ, 2005. С. 52−67.
- Волков, В. И. Информационно-аналитические методы экспертных оценок в системах управления и образования : учеб. пособие / В. И. Волков, В. А. Трайнев. М.: ВИНИТИ, 1996. — 175 с.
- Воробьев, Г. Г. Информация в работе руководителя / Г. Г. Воробьев. -М.: Экономика, 1968. 54 с.
- Воробьев, Г. Г. Информационная культура управленческого труда / Г. Г. Воробьев.-М.: Экономика, 1971. 108 с.
- Воройский, Ф. С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник / Ф. С. Воройский. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Издательство Либерия», 2001. — 536 с.
- Воронцова, Е. В. Информатизация современного российского общества как инновационный процесс : социологический анализ: дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / Е. В. Воронцова. М., 2004. — 182 с.
- Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций : из неопубл. трудов. М.: Изд-во АПН, 1960. — 500 с.
- Высокие технологии. Организация внедрения системы менеджмента качества на предприятии / JI. Д. Подлипаев, Е. А. Бельтюкова, Н. И. Гордин и др. В 2-х томах. Том I. М.: Гелиос АРВ, 2003. — 288 с.
- Гайнетдинов, М. Л. Организационно-педагогические условия применения ЭВМ в управлении народным образованием : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /М. JI. Гайнетдинов. Казань, 1992.-234 с.
- Гаязов, А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире / А. С. Гаязов. М.: Наука, 2003. — 255 с.
- Гвишиани, Д. М. Информатизация советского общества : сущность и основные задачи / Д. М: Гвишиани // Философские аспекты информатизации: труды семинара. М.: ВНИИСИ, 1989. — С. 4−8.
- Гершунский, Б. С. Методологическое знание в педагогике / Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров. -М.: Знание, 1986. 109 с.
- Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования : проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. — М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
- Гителъман, Л. Д. Преобразующий менеджмент / JI. Д. Гительман. -М.: Дело, 1999.-496 с.
- Глушкова, Е. К. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников / Е. К. Глушкова, JI. И. Леонова и др. // Информатика и образование. 1990. — № 6. — С. 102−104.
- Глушкова, Е. К. Компьютер в детском саду / Е. К. Глушкова, Л. И. Леонова и др. // Дошкольное воспитание. 1990. — № 10. — С. 44−46.
- Горвиц, Ю. М. Персональные компьютеры для детей : эргономический аспект / Ю. М. Горвиц // Техническая эстетика. 1990. -№ 2.-С. 13−16.
- Горвиц, Ю. М. Компьютер и детство / Ю. М. Горвиц // КомпьютерПресс. 1991. -№ 3. — С. 67−70.
- Горвиц, Ю. М. Подготовка специалистов по применению информационных технологий в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц, Л. В. Поздняк // Дошкольное воспитание. 1997. — № 5. — С. 92−95.
- Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н. Н. Поддьяков, Е. В. Зворыгина и др. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 328 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 900.00 «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью». — М., 2000. -24 с.
- Гузеее, В. В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев М.: Народное образование. — 2001. — 128 с.
- Гулак, И. В. Использование компьютера в управлении дошкольным образовательным учреждением / И. В. Гулак // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006. — № 8. — С. 36−50.
- Давыдов, В. В. Предметная деятельность и онтогенез познания /
- B. В. Давыдов, В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1998. — № 5.1. C. 11−29.
- Давыткина, Е. В. Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Давыткина. М., 2002. -16 с.
- Данилов, Д. А. Формирование информационной основы деятельности специалиста в системе профессионального педагогического образования / Д. А. Данилов, Е. А. Барахсанова // Информатика и образование. 2003. -№ 7.-С. 102−104.
- Денисова, А. Л. Концептуальные основы организации системыуправления качеством образовательных услуг в условиях информатизации /148
- A. Jl. Денисова, Н. В. Молоткова // Информатика и образование. 2003. — № 2.- С. 124−127.
- Деникина, Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : методические рекомендации / Л. М. Денякина. М.: Новая школа, 1997. — 48 с.
- Денякина, Л. М. Руководитель образовательного учреждения. Профессия или призвание? / Л. М. Денякина Минск: Изд-во Квадро Плюс, 2001.-112 с.
- Дерябина, М. Ю. Подготовка студентов педагогического колледжа к профессионально-творческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. Ю. Дерябина. — Чебоксары, 2000. 189 с.
- Детский сад в условиях финансово-экономической и хозяйственной самостоятельности: пособие для заведующей детским садом / Л. Я. Барсукова, А. П. Галеева, Н. Н. Долматова и др. — под ред. Е. С. Комаровой Златоуст, 1996. — 180 с.
- Диканская, Н. Н. Формирование готовности студентов педагогического факультета к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Н. Диканская Ставрополь, 2000. — 175 с.
- Драгунова, О. В. Формирование организаторских умений у учащихся дошкольных педучилищ во внеклассной работе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/О. В. Драгунова. -М., 1990.- 17 с.
- Дубровский, Е. Н. Основы социальной информатики : конспект лекций / Е. Н. Дубровский, И. В. Соколова. М.: МГСУ, 1996. — 44 с.
- Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / К. М. Дурай-Новакова. М., 1983. — 32 с.
- Дьяченко, М. И. Психология : краткий психол. словарь: личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск: Хелтон, 1998. — 399 с.
- Дюк, В. А. Компьютерная психодиагностика / В. А. Дюк. СПб.: Братство, 1994. — 364 с.
- Еляков, А. Д. Современное информационное общество / А. Д. Еляков // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 77−85.
- Еремин, С. Н. Наука и образование в структуре НТР / С. Н. Еремин, Е. В. Семенов. Новосибирск: Наука, 1986. — 168 с.
- Ермачков, Б. В. Современные технологии в делопроизводстве дошкольных образовательных учреждений / Б. В. Ермачков // Детский сад от, А до Я. 2003. — № 1. — С. 32−33.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ТЦ Сфера, 2006. — 48 с.
- Запорожец, А. В. Психология действия : избр. психол. труды. М. — Воронеж: Моск. психол.-соц. инст.: МОДЭК, 2000. — 732 с.
- Захарина, Т. Г. Технология моделирования диверсифицированных структур управления школой и их реализации в режиме текущего функционирования и развития : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Г. Захарина. Ставрополь, 2002. — 24 с.
- Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — М.: Академия, 2007. 192 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. М. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 478 с.
- Зияудиноеа, С. М. Содержание и организация информационной подготовки будущего учителя начальных классов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. М. Зияудинова. М., 2000. — 15 с.
- Иванова, Е. Ю. Информатизация образования. Системный проект информатизации региональной опорной зоны (крупный город) / Е. Ю. Иванова. М.: Центр «Детство» НИИИТ, 1994. — 68 с.
- Иванова, Е. Ю. Новые информационные технологии в дошкольном образовании и воспитании / Е. Ю. Иванова // Обруч. 1996. — № 1. -С. 17−18.
- Извозчиков, В. А. Межпредметные связи и информатика : метод, рекомендации / В. А. Извозчиков, JI. Н. Бережной, А. М. Слуцкий. СПб.: СПбГУ педагогического мастерства, 1992. — 44 с.
- Ильин, Г. Л. От педагогической парадигмы к образовательной / Г. JI. Ильин // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 64−69.
- Ильин, Г. Л. Проективное образование и становление личности / Г. JI. Ильин // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 85−92.
- Ильин, Г. Л. Философия образования : (Идея непрерывности) / Г. JI. Ильин. М.: Вузовская книга, 2002. — 224 с.
- Ильясов, Б. Г. Информационные аспекты теории управления / Б. Г. Ильясов, JI. А. Болотовская, Н. И. Юсупова Ю. С. Кабальнов Уфа: Изд-во УАИ, 1987.-90 с.
- Ильясов, Д. Ф. Теория управления образованием : учеб. пособие / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. М.: Владос, 2004. — 343 с.
- Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное общество : природа, противоречия, перспективы / В. JI. Иноземцев. М.: Логос, 2000. — 304 с.
- Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие для вузов / под ред. Е. С. Полат- М.: Владос, 2001.-271 с.
- Информатика в понятиях и терминах / Г. А. Бордовский,
- B. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В. В. Морозов — под ред. В. А. Извозчикова.- М.: Просвещение, 1991. 208 с.
- Информатика и компьютерная грамотность — под ред. Б. Н. Наумова.- М.: «Наука», 1988. 239 с.
- Информационное обеспечение управления бизнесом // Проблемы теории и практики управления. — 2002.- № 1.— С. 122—127.
- Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность /
- C. М. Виноградова, Н. А. Войтович, М. А. Вус, В. В. Кульба, В. Д. Малюгин и др. — под ред. М. А. Вуса. СПб.: Изд-во СПбУ, 1999. -212 с.
- Информационные технологии в образовании: примерная программа для педагогических университетов. М.: «Прометей» МПГУ, 2003. — 27 с.
- Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (Проблемы методологии и теории): монография — под общ. ред. В. А. Извозчикова. СПб.: Образование, 1996.- 224 с.
- Инфорлшция и управление. Философско-методологические аспекты — под ред. JI. Г. Антипенко, В. И. Кремянского. — М.: Наука, 1985. — 286 с.
- Кан-Кадик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Каныгин, Ю. М. Информатизация управления : социальные аспекты / АН УССР Институт социологии — Ю. М. Каныгин. — Киев: Наукова думка, 1991.- 156 с.
- Клюева, Е. В. Подготовка студентов дошкольного факультета педвуза к эстетическому воспитанию детей средствами ознакомления с природой : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / Е. В. Клюева. М., 1996. — 18 с.
- Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. М.: Академия, 2002. — 256 с.
- Колесникова, Л. Г. Подготовка студентов вуза к осуществлению менеджмента как вида профессиональной деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / JL Г. Колесникова. Челябинск, 2007. — 211с.
- Колодяэюная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Часть 1. / Т. П. Колодяжная. — Ростов н/Д: «УЧИТЕЛЬ», 2002. 128 с.
- Колодяжная, Т. П. Современные информационно-методические технологии в практике управления дошкольным образованием / Т. П. Колодяжная // Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2004. — С. 226−229.
- Колосова, Н. В. Подготовка студентов педагогических вузов к управлению образовательным процессом в дошкольном учреждении : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 — 13.00.08 / Н. В. Колосова. Ставрополь, 2000. — 175 с.
- Комарова, Е. С. Условия совершенствования системы информационного обеспечения управления дошкольным образованием (на муниципальном уровне): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 — 13.00.07 / Е. С. Комарова. Магнитогорск, 2000. — 181 с.
- Компьютер в детском саду проблемы и решения // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 10. — С. 53−57.
- Конаржевский, Ю. А. О путях совершенствования управления школой / Ю. А. Конаржевский. Магнитогорск: МГПИ, 1975. — 56 с.
- Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ как основа управления школой : учеб. пособие / Ю. А. Конаржевский. — Челябинск: «Челябинский рабочий», 1978. 102 с.
- Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 224 с.
- Кондратьев, С. В. Информатизация общества : проблемы и решения / С. В. Кондратьев, В. В. Копьев, В. Н. Лащинский. — М.: Общество «Знание» РСФСР, 1990. 40 с.
- Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики «Человек и образование в современном мире». — Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 1998. 11 с.
- Концепция информатизации образования // Информатика и образование. -1990. № 1. — С. 3−9.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2002. — № 4 (175). — С. 3−31.
- Кравченко, JI. Ю. Подготовка будущих учителей к применению компьютерных технологий в условиях личностно ориентированного образования : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. Ю. Кравченко. -Волгоград, 1998. 174 с.
- Краевский, В. В. Содержание образования : вперед к прошлому / В. В. Краевский // Преподаватель. 2000. — № 1. — С. 2−10.
- Краевский, В. В. Методология научного исследования / В. В. Краевский. СПб.: СПбГУД 2001.- 148 с.
- Красипъникова, В. А. Информатизация образования : понятийный аппарат / В. А. Красильникова // Информатика и образование. 2003. -№ 4. с. 21−27.
- Краткий словарь по социологии — под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
- Краткий словарь современных понятий и терминов. — 3-е изд., дор. и доп. / Н. Г. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. — сост., общ. ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 2000. — 670 с.
- Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
- Кукин, В. И. Информатика : организация и управление / В. И. Кукин. -М.: Экономика, 1991. 176 с.
- Кукушкина, О. И. Информационные технологии в специальном образовании : программа спецкурса / О. И. Кукушкина. М.: Изд-во УРАО, 2003.-32 с.
- Лавина, Т. А. Содержание подготовки студентов вузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. А. Лавина. М., 1996. -161 с.
- Лазарев, В. С. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности / В. С. Лазарев, Н. Н. Ставринова // Педагогика. 2006. — № 2. — С. 51−59.
- Лебедева, М. Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова // Информатика и образование. 2004. — № 3. — С. 95−100.
- Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. -М.: Академия, 2001. 272 с.
- Левицкий, М. Л. Обновление менеджмента образовательных учреждений / М. Л. Левицкий, Т. Н. Шевченко // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. — № 1. — С. 6−12.
- Левшина, Н. И. Информационное обеспечение как средство повышения эффективности управления ДОУ / Н. И. Левшина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. — № 7. — С. 10−20.
- Лейбовский, М. А. Формирование готовности студентов педагогических вузов к использованию средств вычислительной техники : метод, рекомендации для студ. гуманит. спец. и слушателей ФПКП. М.: МГПИ им: В. И. Ленина, 1987. — 62 с.
- Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для вузов — под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2000. 511 с.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Просвещение, 1981. 186 с.
- Лигаев, В. К. Профессиональные решения в области информатизации образования / В. К. Лигаев // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. — № 2. — С. 64−69.
- Логиновский, О. В. Управление и моделирование в социальных и экономических системах / О. В. Логиновский. Челябинск: Изд-во ЮжноУральского государственного университета, 1997.— 501 с.
- Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 350 с.
- Лукьянова, М. И. Профессиональная компетентность педагога : теоретический анализ понятия / М. И. Лукьянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. — № 1. — С. 15−21.
- Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. — № 1. — С. 8−14.
- Максимов, В. Г. Технология формирования профессиональной личности учителя / В. Г. Максимов. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 1996. — 227 с.
- Макашовская, М. А. Информационное управление школой / М. А. Максимовская // Информатика и образование. 2003. — № 11. -С. 76−78.
- Мальков, В. И. Информация и связь в системах управления / В. И. Мальков, Ю. М. Мартынов. М.: «Московский рабочий», 1973. — 216 с.
- Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. М.: Пед. общ. России, 1999.-95 с.
- Маханева, М. Д. Компьютер в детском саду / М. Д. Маханева // Дошкольное воспитание. 1990. — № 10. — С. 46−49.
- Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Мескон, М. Основы менеджмента : пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури М.: Дело, 2005. — 720 с.
- Мир на пороге XXI столетия — под ред. В. И. Купцова. Чебоксары: «КЛИО», «КРЕДО — XXI», 1993. — 279 с.
- Могилев, А. В. Информатика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер — под ред. Е. К. Хеннера. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003. — 816 с.
- Морозова, Т. 77. Педагогические основы управления развитием дошкольного образовательного учреждения: дис.. канд. пед. наук: 13.00.07/Т. П. Морозова Ростов н/Д, 2002.-216 с.
- Моторин, В. В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В. В. Моторин // Дошкольное воспитание. 2000. — № 11. — С. 53−57.
- Моторин, В. В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника / В. В. Моторин // Детский сад от, А до Я. 2003. — № 1. — С. 62−67.
- Мудрик, А. В. Учитель : мастерство и вдохновение / А. В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1986. 150 с.
- Мудрик, А. В. Социализация человека : учеб. пособие для вузов / А. В. Мудрик. М.: Академия, 2006 — 304 с.
- Назарова, О. Л. Новые информационные технологии в управлении качеством образовательного процесса в колледже / О. JI. Назарова // Информатика и образование. 2003. — № 11. — С. 79−83.
- Национальный проект «Образование». Нормативные правовые документы. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 80 с.
- Ненашева, Л. А. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / JI. А. Ненашева, JI. Г. Семушина. М.: МПГУ, 1989. -40 с.
- Никитенко, С. Г. Интернет для педагогов дошкольных образовательных учреждений / С. Г. Никитенко // Детский сад от, А до Я. — 2003.- № 1.- С. 166−171.
- Никифорова, О. В. Подготовка студентов вузов к управлению научно-методической деятельностью в дошкольном образовательном учреждении : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / О. В. Никифорова. М., 2006. — 16 с.
- Никишев, В. К. Педагогическая кибернетика (Управление учебными заведениями с использованием ЭВМ): монография / В. К. Никишев. -Чебоксары: Чувш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 1998. 350 с.
- Новоселова, С. Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? / С. JI. Новоселова // Детский сад от, А до Я. 2003. — № 1. — С. 6−13.
- Новоселова, С. Л. Информатизация дошкольного уровня образования в России : начало положено в Москве / С. JI. Новоселова, JI. А. Парамонова // Дошкольное воспитание. 1998. — № 9. — С. 65−71.
- Новоселова, С. Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / С. JI. Новоселова // Информатика и образование. 1990. -№ 2. — С. 93−96.
- Новоселова, С. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Применима ли она? / С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите // Дошкольное воспитание. 1989. — № 9. — С. 73−76.
- Новоселова, С. Приглашаем к сотрудничеству / С. Новоселова, Н. Реуцкая, Ю. Горвиц // Информатика и образование. 1990. — № 2. -С. 92−93.
- Овчинникова, К. Р. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 — 13.00.08 / К. Р. Овчинникова. Челябинск, 1999. — 28 с.
- Остренко, Т. С. Управленческие условия использования информации в образовательном процессе дошкольного учреждения : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 — 13.00.07 / Т. С. Остренко. Курган, 1999. — 141 с.
- Пантелейко, Г. И. Использование информационных технологий в управлении развитием школы : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. И. Пантелейко. Ростов н/Д, 2005. — 204 с.
- Панюкова, С. В. Содержание подготовки учителя к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности / С. В. Панюкова// Информатика и образование. 2003. — № 10. — С. 88−95.
- Педагогика: j/чеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
- Петровский, В. А. Личность в психологии : парадигма субъектности: учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Петровский. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. 509 с.
- Петровский, В. А. Основы теоретической психологии : учеб. пособие для вузов / В. А. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Инфра, 1998. — 526 с.
- Пилиджанян, К. Б. Информатизация общества как фактор его демократизации : Социально-философский анализ: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / К. Б. Пилиджанян. Ростов н/Д., 2004. — 121 с.
- Пискунов, А. И. Педагогическое образование : цель, задачи и содержание / А. И. Пискунов//Педагогика. 1995.- № 4.- С. 59−63.
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от2505.2001 г. № 753/23−16 «Об информатизации системы дошкольного образования в России» // Официальные документы в образовании. 2001. -№ 29.-С. 36−38.
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от2803.2002 г. № 199/13 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» // Вестник образования. 2002. — № 10. — С. 52−60.
- Подготовка студента-исследователя в системе вузовского обучения: учеб. пособие для студ. факульт. дошк. воспит., препод, пед. унив. и инст. — под ред. В. И. Ядэшко, В. И. Яшиной. М., 1996. — 172 с.
- Поздняк, Л. В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением / J1. В. Поздняк // Дошкольное воспитание. — 1993. № 1. — С. 55−58.
- Поздняк, Л. В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением / Л. В. Поздняк. М.: А.П.О., 1996. — 77 с.
- Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие для вузов / Л. В. Поздняк, П. Н. Лященко. М.: Академия, 2001. -432 с.
- Поздняк, Л. В. Содержание и технология подготовки специалистов к работе с информацией в ДОУ / Л. В. Поздняк, С. В. Савинова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. — № 2. — С. 26−31.
- Политика в области образования и новых информационных" технологий. Национальный доклад Российской Федерации на Втором Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» //• Информатика и образование. — 1996. № 5. — С. 1—20.
- Попов, С. М. Модель информатизации школы : теоретическая концепция и методика реализации: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. М. Попов. СПб., 1997. — 212 с.
- Поспелов, Д: А. Ситуационное управление: теория и практика / Д. А. Поспелов. М.: Наука, 1986. — 288 с.
- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. — М.: «Прометей» МПГУ, 2004.-720 с.
- Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ — под ред. Е. П. Тонконогой. — М.: Педагогика, 1987. 168 с.
- Программа модернизации педагогического образования // Общее образование России: сб. нормативных и методических документов 20 032 004 г. г. М.: ПРО-ПРЕСС, 2003. — С. 294−299.
- Программа развития педагогического образования в России на 20 012 010 г. г. // Педагогическое образование и наука. 2000. — № 1. — С. 14−17.
- Психология. Словарь — под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. Программа Intel «Обучение для будущего»: учебно-методическое пособие — под общ. ред. Е. Н. Ястребцова. — М.: Изд-во Интуит.ру, 2006. 163 с.
- Разинкина, Е. М. Формирование готовности будущих учителей к использованию компьютерных информационных технологий в профессиональной деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08' / Е. М. Разинкина. Магнитогорск, 2000. — 200 с.
- Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов.- М.: Политиздат, 1991.-287 с.
- Ратанова, Т. А. Психодиагностические методы изучения личности : учеб. пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: МПСИ Флинта, 1998.- 264 с.
- Рейман, Л. Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении / JT. Д. Рейман // Вопросы философии. 2001. — № 3. -С. 3−9.
- Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2006−2010 годы. Чебоксары: Порядок, 2005. -67 с.
- Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. М.: «Школа-пресс», 1994. — 206 с.
- Роберт, И. В. Информатика, информационные и коммуникационные технологии : учеб.-метод. пособие / И. В. Роберт. — М.: Изд-во УРАО, 2001. 30 с.
- Роберт, И. В. О понятийном аппарате информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С. 2−6.
- Роберт, И. В. О понятийном аппарате информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2003. — № 2. — С. 8−14.
- Роберт, И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2004. — № 5. — С. 22−29 — № 6. — С. 63−70.
- Роговский, Е. А. Развитие информационного сектора США к началу XXI века / Е. А. Роговский // США Канада: экономика, политика, культура. — 2002. — № 4. — С. 69−86.
- Рожина, Л. В. Дидактические основы подготовки пользователей новых информационных технологий в высшей школе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI. В. Рожина. Улан-Удэ, 2000. — 22 с.
- Романов, В. С. Социально-педагогическая система как объект педагогического менеджмента / В. С. Романов. Чебоксары: Изд-во «Полиэл — Сервис», 2000. — 251 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2007.-712 с.
- Савинова, С. В. Информационное обеспечение управления дошкольным образовательным учреждением : дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / С. В. Савинова. М., 1999. — 239 с.
- Сафонова, О. А. Компьютер как управленческий ресурс в деятельности руководителя ДОУ / О. А. Сафонова, И. В. Панова // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2006. — № 7. — С. 8−14.
- Северова, Т. С. Опыт информатизации адаптивной школы /
- Т. С. Северова // Информатика и образование. 2003. — № 11. — С. 68−75.163
- Семушина, Л. Г. Исследование профессиональных функций детского дошкольного учреждения : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Г. Семушина. М., 1979. — 17 с.
- Семушина, Л. Г. Определение профессиональных умений / JI. Г. Семушина // Дошкольное образование. 1980. — № 11. — С. 61−65.
- Семушина, Л. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях / JI. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. М.: Мастерство, 2001. -271 с.
- Сергеева, В. С. Подготовка студентов педвузов к оценочной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий : дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. С. Сергеева. Омск, 2003. — 185 с.
- Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1984. 342 с.
- Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика : Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI. С. Подымова. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
- Сластенин, В. А. О проектировании содержания высшего педагогического образования / В. А. Сластенин // Преподаватель. 1999. -№ 5. — С. 3−9.
- Сластенин, В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. —2004.-№ 1. С. 43−49.
- Сластенин, В. А. Основные тенденции развития современной образовательной политики в Российской Федерации / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2005. — № 3. — С. 20−28.
- Смольникова, И. А. Информационные технологии и образование / И. А. Смольникова. М., 2003. — 30 с.
- Софронова, Ю. Л. Информатизация российского общества : социокультурный анализ: дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / Ю. Л. Софронова. М., 2004. — 216 с.
- Степанова, М. И. Компьютер и самочувствие школьника / М. И. Степанова // Информатика и образование. 1989. — № 5. — С. 76−79.
- Степанова, М. И. Правила безопасного общения с компьютером / М. И. Степанова // Детский сад от, А до Я. 2003. — № 1. — С. 40−50.
- Сурова, О. А. Информатизация управления дошкольным образовательным учреждением : учеб.-метод. пособие / О. А. Сурова. -Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2005. 25 с.
- Суханов, А. 77. Информация и прогресс / А. П. Суханов. -Новосибирск: Изд-во «Наука», 1988. 192 с.
- Сухина, В. Ф. Человек в мире информатики / В. Ф. Сухина. — М.: Радио и связь, 1992. — 112 с.
- Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1984. — 343 с.
- Тангян, С. А. Высшее образование в перспективе XXI столетия / С. А. Тангян // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 3−10.
- Татукина, Т. А. Информатизация управления научно-методической работой среднего профессионального образовательного учреждения : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. А. Татукина. — Барнаул, 2002. 21 с.
- Теплое, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : избр. психол. труды — под ред. М. Г. Ярошевского. — М. — Воронеж: Моск. психол.-соц. инст.: МОДЭК, 2004. 639 с.
- Тимофеева, И. В. Оценка управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / И. В. Тимофеева. М., 2004. — 20 с.
- Тоффлер, А. Шок будущего / А. Тоффлер. М.: ACT, 2001. — 557 с.
- Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. 2-е изд. — М.: «Дашков и К», 2006. — 279 с.
- Третьяков, П. И. Управление школой по результатам : Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 1998.- 288 с.
- Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение : управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 240 с.
- Троян, А. Н. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие / А. Н. Троян. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 160 с.
- Трубина, И. И. Информационная основа управления образовательным учреждением / И. И. Трубина, В. В. Липатов, Ю. И. Рогозин // Информатика и образование. 2003.— № 2.— С. 128.
- Удалое, С. Р. Подготовка будущего учителя к использованию средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности / С. Р. Удалов // Информатика и образование. — 2003. — № 12.- С. 105−107.
- Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001.-416 с.
- Управление школой: теоретические основы и методы: учеб. пособие — под ред. В. С. Лазарева. М.: ЦС и ЭИ, 1997. — 336 с.
- Ушаков, И. В. Информационные технологии. Методы и средства обработки информации: учеб. пособие / И. В. Ушаков, О. А. Мексичев, Т. Н. Плужникова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. — 56 с.
- Ушаков, К. М. Подготовка управленческих кадров образования / К. М. Ушаков. М.: Сентябрь, 1997. — 176 с.
- Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)» // Народное образование. — 2001.-№ 1.-С. 286−305.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 176 с.
- Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 № 24-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 г.) // Российская газета. 1995. — 22 февраля.
- Фридланд, А. Я. Основные понятия информатики : информация — информационный процесс информационная культура / А. Я. Фридланд // Информатика и образование. — 2003. — № 7. — С. 120−124.
- Харитонова, Л. А. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / JI. А. Харитонова. Чебоксары, 2005. — 23 с.
- Чайнова, Л. Д. Ассоциация КИД действует / JI. Д. Чайнова, Ю. М. Горвиц // Техническая эстетика. 1992.- № 5.- С. 24−25.
- Чайнова, Л. Д. Компьютеры для детей : психологические проблемы безопасности и комфорта / JI. Д. Чайнова, Ю. М. Горвиц // Психологический журнал. 1994. — № 4. — С. 63−73.
- Чайнова, Л. Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде / JI. Д. Чайнова // Детский сад от, А до Я. 2003. — № 1. — С. 14−22.
- Чернов, Ю. В. Информационное обеспечение управления учебновоспитательным процессом в средней общеобразовательной школе :167автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. В. Чернов. Новосибирск, 1980.- 16 с.
- Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова — под ред. Т. И. Шамовой.- М.: Академия, 2002. 384 с.
- Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин — под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2002. — 320 с.
- Шергинев, Е. С. Информатизация общества и экономика США / Е. С. Шершнев // США Канада: экономика, политика, культура. — 2002. — № 1. — С. 18−33.
- Шестаков, В. Н. Информатизация образования, ее мера и границы : дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / В. Н. Шестаков. — Красноярск, 2006. — 180 с.
- Широкова, Н. Г. Содержание подготовки учащихся к применению технологий компьютерной графики (на примере профильного курса информатики): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 /Н. Г. Широкова.- М., 2000. 17 с.
- Штофф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М. -Л.: «Наука». — 1966. — 301 с.
- Штофф, В. А. Современные проблемы методологии научного познания / В. А. Штофф. Л.: Знание, 1975. — 40 с.
- Шухман, А. Е. Совершенствование содержания подготовки педагогических кадров к применению информационных и компьютерных технологий в профессиональной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Е. Шухман. М., 2000. — 19 с.
- Шухман, А. Е. Дополнительное образование учителей информатики в области информационного менеджмента / А. Е. Шухман // Менеджмент, маркетинг, информатизация образования: Теория и практика: материалы
- Российской науч.-практ. конф. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. -С. 159−161.
- Щербаков, А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования / А. И. Щербаков. Л.: ЛГПИ, 1967. — 266 с.
- Юдин, Э. Г. Системный подход и принципы деятельности / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
- Янг, С. Системное управление организацией: перевод с англ. / С. Янг. -М.: Советское радио, 1972. 456 с.
- Янгель, Л. Б. Информатизация в глобализирующемся мире : философский анализ: дис.. канд. филос. наук: 09.00.08 — 09.00.11 / Л. Б. Янгель. М., 2004. — 146 с.