Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»: В условиях системы повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успешность проведения музыкально-краеведческой работы в школе во многом зависит от организации подготовки к ней учителей в ВУЗе, системе повышения квалификации, в плане самообразования. Музыкально-краеведческая подготовка учителей приобретает особую актуальность в последнее время, в связи с тенденцией регионализации образования. Важную роль в послебазовом образовании педагогов, которые не изучали… Читать ещё >

Содержание

  • Введение

ГЛАВА 1. Исторические и теоретико-педагогические основы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»

1.1. Исторические предпосылки использования музыкально-краеведческого материала в процессе совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки.

1.2. Анализ исследований по изучению музыкальной культуры родного края как основа моделирования учителем музыки процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

1.3. Научно-педагогические основы процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

1.4. Теоретические основы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по совершенствованию профессиональной подготовки учителя в системе повышения квалификации на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

2.1. Состояние процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» (на основе собранного материала по общеобразовательным школам Тверской области).

2.2. Констатирующее обследование уровня профессиональной подготовки к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

2.3. Содержание и методика совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»

2.4. Результаты процесса совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»

Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»: В условиях системы повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значительное изменение общей ситуации функционирования современного общества максимально актуализирует поиск оптимальных путей в сфере совершенствования профессиональной деятельности учителя музыки.

Важным аспектом совершенствования профессиональной подготовки учителей является система повышения квалификации, которая, продолжая линию фундаментальной базовой подготовки, направлена на развитие профессионального мастерства и имеет специфику: непосредственную взаимосвязь с практикой, мобильный отклик на изменение образовательных тенденций, возможность принимать участие в инновационных разработках и проявлять свое отношение к ним и т. д. (А.М.Новиков).

В новых условиях социального заказа проводить музыкальное воспитание унифицировано, без учета национальных и региональных особенностей невозможно. Нормативные документы Министерства образования и науки РФ, статья 29 Закона «Об образовании» предусматривают введение регионального компонента Государственного образовательного стандарта в школах и при подготовке специалистов в ВУЗах. Одним из средств обновления содержания музыкального образования может стать введение музыкального краеведения в уроки музыки. Значимость использования музыкально-краеведческого материала в учебных заведениях отмечали Б. В. Асафьев, Л. А. Тарасова, М. А. Этингер и др.

Региональный характер развития образования в нашей стране повышает значение музыкально-педагогического краеведения и способствует его дальнейшему развитию. В контексте данной работы, под музыкально-педагогическим краеведением понимается исследование музыкальной культуры родного края — профессиональной и народной (музыка композиторов, фольклор края, сведения о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, об учреждениях музыкального образования и культуры края) и применение этих материалов в учебных заведениях.

Успешность проведения музыкально-краеведческой работы в школе во многом зависит от организации подготовки к ней учителей в ВУЗе, системе повышения квалификации, в плане самообразования. Музыкально-краеведческая подготовка учителей приобретает особую актуальность в последнее время, в связи с тенденцией регионализации образования. Важную роль в послебазовом образовании педагогов, которые не изучали в ВУЗе и в колледжах основ музыкально-педагогического краеведения и музыки родного края, должны сыграть различные учреждения повышения квалификации. Следует отметить, что литературное, историческое, географическое, художественное и другие направления учебного краеведения с успехом применяются в ВУЗе, а также общеобразовательной школе, входят в программы уроков и внеклассных занятий. Музыкальное краеведение не находит достаточного применения в школьной практике, а также в подготовке учителя.

Предложенные в концепции современного музыкального образования методологический, творческий и личностный подходы к школьным программам и методическому обеспечению, дают право учителю музыки на введение музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка». Уроки, включающие музыку родного края, должны стать одним из важнейших средств воспитания национальной гордости и самосознания личности, приобщения ее к родной культуре.

Профессиональная подготовка работающих учителей к музыкально-краеведческой работе в школе, в частности к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка», встречает серьезные затруднения, связанные с неразработанностью данного вопроса, как в теоретическом, так и в методическом отношении. При этом сам музыкальный материал многих регионов России остается неисследованным. Поэтому, в настоящее время музыкально-краеведческая деятельность учителя музыки (целесообразность которой обусловлена тенденциями регионализации общества) становится актуальной сферой для совершенствования профессиональной деятельности педагога, в том числе в системе повышения квалификации (ПК).

Таким образом, сложившаяся противоречивая ситуация в музыкальном образовательном процессе школы и в системе подготовки учителя послужила главной причиной настоящего исследования и определила его цель.

Объект исследования — профессиональная подготовка учителя музыки в системе повышения квалификации.

Предмет исследования — процесс совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки на основе введения в содержание образования музыкально-краеведческого материала.

Цель исследования — разработать теоретические и практические основы совершенствования профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

Задачи исследования:

1. Провести ретроспективный анализ процесса зарождения и развития идеи применения музыкально-краеведческого материала в совершенствовании профессиональной подготовки учителя музыки, начиная с XIX в.

2. Разработать модель процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

3. Разработать содержание учебного материала для проведения экспериментальной работы.

4. Проверить целесообразность и обоснованность содержащихся в диссертации теоретико-методических положений в ходе экспериментальной работы.

Гипотеза исследования. Эффективность совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки на основе введения музыкально-краеведческого материала в содержание образования может быть достигнута при условиях:

— создания модели процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»;

— разработки теоретических и практических основ подготовки учителя к музыкально-краеведческой деятельности на уроке музыки;

— применения предложенной в диссертации комплексной методики совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки;

— разработки содержания проблемных курсов для учителей на основе музыкального краеведения.

Методологической основой исследования явились идеи системно-целостного и деятельностного подходов как принципов исследования музыкально-краеведческой подготовки учителя.

Принципиально важное значение имели труды: по педагогике (В.В.Краевский, Г. М. Коджаспирова, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) — психологии (В.В.Давыдов, Б. М. Теплов и др.) — теории эстетического воспитания (Н.И.Киященко, Л. П. Печко, В.К.Скатерщиков) — музыкознанию (Б.В.Асафьев, Л. З. Корабельникова, В.Н.Холопова) — теории краеведения (П.В.Иванов, Д. В. Кацюба, Д.С.Лихачев) — музыкального краеведения (Л.А.Тарасова, М.А.Этингер) — теории и методике музыкального образования (Л.Г.Арчажникова, О. А. Апраксина, Е. А. Бодина, Д. Б. Кабалевский, А. Н. Малюков, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.) — этнографии (Г.Н.Волков, Л. Н. Гумилев, Н. К. Рерих и др.).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, музыковедение, этнография, эстетика, музыкальное краеведение, и др.) — моделирование процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка" — анализ и систематизация педагогического опыта музыкально-краеведческой работы учителей музыки, в том числе собственнойиспользование комплекса методов эмпирического уровня — педагогических наблюдений, анкетирования и др. в рамках констатирующего и формирующего экспериментовматематико-статистический анализ результатов исследования.

Научная новизна исследования.

1. Охарактеризована история зарождения и развития идеи применения музыкально-краеведческого материала в совершенствовании профессиональной подготовки учителей музыки.

2.Проведен анализ исследований по изучению музыкально-краеведческого материала родного края (в частности Тверского) XIX — XX вв.

3.Разработаны научно-педагогические основы процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

4. Сконструированная автором модель процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» апробирована в условиях ФПК.

Теоретическая значимость работы.

Разработаны теоретические основы проектирования модели процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка" — комплексная методика совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки в условиях системы повышения квалификации.

Практическая значимость исследования. Разработанные автором проблемные курсы для учителей по теме «Музыкальное краеведение на уроках музыки» внедрены в практику работы в ТОИУУ. Предложенная в диссертации модель процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» внедряется в практику работы учителей Тверской области.

Собраны ценные материалы по музыкальной культуре края для экспозиции в музее музыкального краеведения ТвГУ (фотодокументы учебных заведений Х1Х-ХХ веков, переписка с краеведами Тверской области, материалы об исследовании Феноменовых М. Я. и В.А. «Современная деревня» и др.).

Результаты исследования могут быть применены в системе ПК, практике преподавания предмета «Музыка» в школах разных регионов РФ.

Объективность, достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечиваются выбором методологических и теоретических позицийанализом научных источников по данной проблемеиспользованием разнообразных методов исследования, адекватных его целям и задачам, а также опорой на теоретические положение психолого-педагогической методической и искусствоведческой литературыпроверкой выводов и практических рекомендаций в ходе педагогического эксперимента.

Основные этапы исследования:

1 этап Г1993 — 1999) — музыкально-краеведческая опытно-педагогическая работа в школах Тверской области- 2 этап (1999 — 2001) -анализ литературы и определение концепции исследованияконстатирующее обследование состояния процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» в школах Тверской области- 3 этап (2001;2002) — формирующий экспериментпроектирование и экспериментальная реализация модели процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «музыка», направленной на совершенствование профессиональной подготовки учителя музыки- 4 этап (2002; 2004) — контрольный экспериментсистематизация и оформление результатов педагогического эксперимента. Внедрение методических рекомендаций в практику учителей музыки по введению музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования прошли апробацию на: второй межвузовской научно-практической конференции «Актуальные вопросы музыкознания и музыкальной педагогики» (декабрь 2000) в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М.Ипполитова-Иванованаучно-практической конференции «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в ССУЗе в свете национальной доктрины образования РФ (март 2000) в Тверском областном институте усовершенствования учителейнаучно-практической конференции «Личностно-деятельностное и социально-ориентированное образование в ССУЗе» (апрель 2001) в ТОИУУ.

Выводы исследования обсуждались и были одобрены на кафедре музыкального образования и в лаборатории музыкального краеведения Тверского государственного университета.

Работа над диссертацией проводилась на экспериментальной базе: учебно-исследовательской лаборатории «Методология и методика музыкального и художественного образования» Тверского областного института усовершенствования учителей (1999;2000) — кабинета музыкального образования ТОИУУ (2001;2003) — общеобразовательных школ Тверской области (1993;2003). В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено 180 учителей музыки Тверской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .

Введение

музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» является весомым средством обновления содержания музыкального образования в школе. Поэтому, моделирование процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» должно стать важной предпосылкой совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки, в частности в системе ПК.

2.Важным показателем эффективности совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки является формирование готовности к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка», которая складывается из следующих компонентов: когнитивный, мотивационный, организационный, гностический.

З.На формирование готовности педагога к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» в условиях системы повышения квалификации влияют:

— использование разработанных в диссертации содержания и структуры модели процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка" — предложенное автором содержание проблемных курсов «Музыкальное краеведение на уроках музыки»;

— применение комплексной методики, основанной на системе методов, предложенной М. Я. Лернером, а также на разработанных Л. А. Тарасовой методологических основах научного и учебного музыкального краеведения.

Выводы по § 4.

Таким образом, совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе моделирования процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» в условиях повышения квалификации отвечает запросам регионального характера развития общества и образования, вносит весомый вклад в остро стоящую сейчас проблему сохранения культуры, как местного музыкального наследия, так и всей страны в целом.

Проведенный анализ позволил выявить теоретические основы совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки в условиях повышения квалификации, ее функции, формы, условия успешности проведения.

Готовность к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» складывается из наличия следующих сформированных компонентов: когнитивного, мотивационного, гностического, организационного.

Эффективность курсовой подготовки на основе музыкального краеведения возможно оценивать по положительной динамике изменений каждого компонента готовности к данному процессу. Выводы по 1 главе:

Применение нового музыкального материала края в школах, в связи с введением национально-регионального компонента учебного плана, повлияло на расширение содержания и структуры музыкальнопедагогической деятельности учителя — включение в нее музыкально-краеведческого вида, а, следовательно, поставило проблему подготовки учителя по музыкальному краеведению.

Недостаточное развитие методологии школьного музыкального краеведения, отсутствие исследований по музыкальной культуре разных краев и областей страны непосредственно сказались на том, что долгое время оставались не изученными возможности применения музыкально-краеведческого материала на уроке музыки. Проведенный теоретический анализ позволил нам впервые выявить научно-педагогические основы процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка», его функции, формы, методы, условия успешности его реализации и представить процесс в виде модели.

Разработанные научно-педагогические основы процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» явились предопределяющим условием повышения эффективности процесса совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки в системе повышения квалификации.

ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование по совершенствованию профессиональной подготовки учителя в системе повышения квалификации на основе введения музыкально-краеведческого материала в предмет «Музыка».

На ход экспериментального исследования, а также на формирование ряда теоретических выводов повлияла многолетняя педагогическая работа автора в общеобразовательных школах Тверской области (Рождественская средняя школа Фировского района, сш № 9 г. Твери) — а также деятельность автора в качестве научного сотрудника лаборатории методики музыкального и художественного воспитания при ТОИУУ, методиста кабинета музыкального образования Тверского областного института Усовершенствования учителей. Более того, сам замысел диссертации, убеждение в важности применения музыкально-краеведческого материала в профессиональной подготовки учителей музыки возникли из практики.

На протяжении всех лет педагогической работы, продолжена работа по поиску материалов по музыкальной культуре края, начатая д.п.н. Тарасовой Л. А. Среди собранных материалов наибольший интерес представляют материалы о Феноменове М. Я., исследователе музыкальной культуры Тверского края, а точнее деревни Гадыши Фировского района.

Экспериментальную работу условно можно разделить на части: 1 этап (1993 — 1999) — музыкально-краеведческая опытно-педагогическая работа в школах Тверской области;

2 этап (1999 — 2001) -анализ литературы и определение концепции исследованияконстатирующее обследование состояния процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» в школах Тверской области- 3 этап (2001 — 2002) — формирующий экспериментпроектирование и экспериментальная реализация модели, направленной на совершенствование профессиональной подготовки учителя музыки- 4 этап (2002 — 2004) — контрольный экспериментсистематизация и оформление результатов педагогического эксперимента. Внедрение методических рекомендаций в практику учителей музыки по ведению музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

Музыкально-краеведческая опытно-педагогическая деятельность осуществлялась в 1993;1999 годах в рамках уроков музыки и внеклассной работы в Рождественской средней школы, общеобразовательной школы № 9 г. Твери. Под руководством автора был создан фольклорный ансамбль «Лебедушка» в Рождественской средней школе. Собранный в ходе поисковой деятельности, музыкально-краеведческий материал, участниками кружка, был использован как в репертуаре ансамбля, так и в процессе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка». Проводились лекции-концерты, викторины на местном музыкальном материале, заочные экскурсии по музыкальным местам г. Твери в рамках урока музыки.

В процессе музыкально-краеведческой опытно-педагогической работы ставились следующие задачи:

1. Исследовать музыкальную культуру Тверского края (в частности фольклор Фировского района).

2. Подготовить музыкально-краеведческий материал Тверского края и адаптировать его для введения в программу предмета «Музыка».

3. Определить принципы, содержание, приемы и методы введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

4. Определить научные, теоретические, методические основы применения музыкально-краеведческого материала в профессиональной подготовке учителя музыки.

В процессе педагогического исследования были использованы такие методы, как сбор материалов по музыкальной культуре Тверского края, анкетирование, беседы с учителями, работниками ИУУ, интервьюирование, опытно-педагогическая работа.

2.1. Состояние процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» (на основе собранного материала по общеобразовательным школам Тверской области).

Для того чтобы определить наиболее эффективные пути профессиональной подготовки на основе процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка», необходимо было изучить состояние использования музыкально-краеведческого материала в программе предмета «Музыка» в школах Тверской области, ценный педагогический опыт внедрения.

С этой целью было проведено констатирующее обследование процесса использования музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» в школах Тверской области.

В своем исследовании мы ставили следующие задачи:

1. Определить условия и возможности школ Тверской области для введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

2. Выявить проблемы учителей музыки в процессе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

3. Выявить наиболее употребляемые виды музыкально-краеведческого материала в процессе его введения в программу предмета «Музыка».

При этом использовались методы экспериментального исследования'. беседы, анкетирование, изучение учебно-тематических планов, педагогической литературы и периодических изданий.

В соответствии с поставленными задачами были составлены анкета 1 и анкета 2 для учителей музыки (см. Приложение 2 и 3). Анкета 1 содержала 11 вопросов была составлена с целью получить информацию о возможностях введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» в школах Тверской области, о том какие формы, методы, приемы введения музыкально-краеведческого материала в программу используются учителями музыки (информация о состоянии интересуемого нас процесса содержалась в вопросах № 1,3, 10, 11). С помощью этой анкеты были получены данные о процессе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» учителями музыки Тверской области.

Анкетирование учителей музыки городских и сельских школ проходило как в стенах школ в процессе командировок автора в рамках курсов повышения квалификации, так и путем рассылки анкет в соответствии с разрешениями на анкетирование, полученными от начальника Департамента образования администрации Тверской области Е. М. Муравьева.

Анкетирование проводилось в 2000;2001 годах и проходило в 140 школах Тверской области, относящихся к Оленинскому, Краснохолмскому, Сонковскому, Бологовскому, Вышневолоцкому, Фировскому, Сандовскому, Калининскому, Бежецкому, Весьегонскому, Кашинскому, Калязинскому, Удомельскому, Осташковскому, Торжокскому, Торопецкому, Ржевскому, Спировскому, Старицкому, Нелидовскому, Рамешковскому, Кимрскому, Вельскому районным отделам народного образования. Анкетирование проходило также в общеобразовательных школах № 9, 7, 36, 10, 44, 27, 1, 6, 14, 22 г. Твери.

Анализ собранного материала показал (цифровые данные приводятся в Таблице 1. См. Приложение 5), что для процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» во многих школах (70% всех обследованных школ) есть те или иные условия для процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка». Лучшие условия (наличие специалиста с музыкальным образованием, школа с углубленным изучением дисциплин эстетического цикла) есть в школах городских и школах районного центров. Хуже условия в сельских и деревенских.

Анализ результатов ответов на 1-й вопрос анкеты (статистические данные обработки ответов на этот вопрос приведены в 1-м пункте Таблицы 1, см. в Приложении 5), показал что у 30% обследуемых школ отсутствует специалист со специальным музыкально-педагогическим образованием. В более выгодном положении в комплектовании школ специалистами с музыкальным образованием оказались городские школы и школы районных центров (84%).

На вопрос использования во внеклассной работе музыкально-краеведческого материала положительный ответ дали 58% учителей музыки.

И только 48% учителей музыки Тверского края вводят музыкально-краеведческий материала в урок музыки. Аргументируя свои ответы, учителя справедливо отмечают отсутствие методических материалов по введению музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка», а учителя отдаленных районов — не возможность получить консультацию у методиста в связи с отдаленностью населенного пункта от областного центра.

Анализ ответов на 10-й вопрос анкеты о применении различных видов музыкально-краеведческого материала в программе предмета «Музыка» показал, что наиболее применимы учителями музыки материалы о музыкантах, творчество которых связано с Тверским краем (47%). Реже вводится учителями музыки такой вид музыкально-краеведческого материала как фольклор родного края (9%), музыкальные произведения, связанные с краем — 25%.

Ответы на 11-й вопрос позволили выявить наиболее употребляемые формы и методы обучения при применении музыкально-краеведческого материала на уроке музыке. Учителя музыки отдают предпочтение таким методам обучения, как рассказ (39%), беседа (13%). Меньше используется викторины (7%) и заочные экскурсии (5%). И совсем не используются учителями музыки проблемные методы обучения.

При введении музыкально-краеведческого материала в урок музыки наиболее часто используемый модуль введения — введение музыкально-краеведческого материала в определенный этап урока в соответствии с содержанием урока (100%) — урок полностью построен на музыкально-краеведческом материале — данный модуль используют только 16% учителей музыки. Другие модули учителями почти не используются.

Анкета 2 (см. Приложение 3) была составлена с целью выявления факторов стимулирующих и препятствующих обучению, развитию, самообразованию учителей музыки на основе процесс введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка». Учителям музыки было предложено оценить по пятибалльной системе факторы, стимулирующие и препятствующие процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом подтвердив правильность выдвинутой гипотезы и актуальность поставленной проблемы, проведенное нами теоретическое и экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Многоаспектная работа учителя музыки в процессе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» является актуальным направлением по повышению уровня профессиональной подготовки учителя музыки. Процесс совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки на основе музыкального краеведения вносит весомый вклад в остро стоящую сейчас проблему сохранения культуры, как местного музыкального наследия, так и всей страны в целом.

2. Исследование вносит новые данные в представление о зарождении и развитии идеи применения музыкально-краеведческого материала в совершенствовании профессиональной подготовки учителей музыки. Проведенный анализ позволил выделить следующие важные этапы применения музыкально-краеведческого материала в школе, которые предопределили появление в 90-х годах XX века самой идеи совершенствования профессиональной подготовки учителей на основе музыкального краеведения: 1 этап — период эпизодического включения музыкально-краеведческого материала (в основном фольклора) в учебно-воспитательный процесс школы (с конца XIX в. до конца 20-х годов XX в.) — 2 этап — угасание краеведческой работы в связи с идеологическими запретами (начало 30-х — 50-е годы XX в.) — 3 этап — период эпизодического использования музыкально-краеведческого материала (в основном фольклора родного края) как правило, во внеклассной работе (с 70-х г. XX в.) — 4 этап — период использования музыкально-краеведческого материала во внеклассной работе и развитие процесса введения его в уроки музыки (с 90-х г. XX в.), в связи с регионализацией общества и образования.

3. Проведенный теоретический анализ позволил нам впервые выявить научно-педагогические основы процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка», его функции, формы, методы, условия успешности его реализации. Изучение практики работы учителей музыки показало, что процесс введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» зависит от: 1) изученности в искусствоведческом аспекте народной и профессиональной музыкальной культуры родного края- 2) профессиональной готовности учителя музыки к этому процессу- 3) обеспеченности учебного процесса учебно-наглядными пособиями по музыкальной культуре края.

4. В ходе исследования нами была разработана модель процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка», которая включает в себя следующие элементы: социальный заказ общества на подготовку конкурентоспособной личностимодель выпускника творческой личностицель предмета «Музыка" — государственный стандарт общего среднего образования, включающий федеральный и региональный компонентыисточниковедение процессаскорректированная программа, включающая следующие модули: введение музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка" — введение музыкально-краеведческого материала в урок музыкисодержание, методы и приемы музыкально-краеведческой деятельности на уроке музыки.

5. Установлено, что важным показателем эффективности совершенствования профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» является формирование профессиональной готовности к данному процессу, в частности таких ее компонентов, как когнитивный, мотивационный, организационный, гностический.

6. Исследование показало, что для эффективности формирования компонентов профессиональной готовности к процессу введения музыкально-краеведческого материала в предмет «Музыка» необходимо применять в условиях курсов повышения квалификации предложенную в диссертации экспериментальную комплексную методику, основанную на системе методов, предложенных М. Я. Лернером, а также на разработанных Л. А. Тарасовой методологических основах научного и учебного музыкального краеведения.

7. Экспериментально доказано позитивное влияние разработанных научно-педагогических основ процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» на развитие профессиональной готовности учителей к данному процессу в условиях ФПК. Если к началу эксперимента с низким уровнем профессиональной готовности к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» было большинство учителей как в экспериментальной — 19 (95%), так и в контрольной группах 18 (90%), то по результатам контрольного эксперимента учителей экспериментальной группы с низким уровнем не стало, когда как в контрольной группе количество учителей с низким уровнем сократилось только на 10%. Если в экспериментальной группе к концу эксперимента оформилась группа учителей с высоким уровнем профессиональной готовности к процессу — 60%, то в контрольной группе учителей с высоким уровнем не выявлено.

Проведенное исследование способствует совершенствованию профессиональной подготовки учителя музыки на основе моделирования процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» в условиях ИУУ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. М., 1983. — 112 с.
  2. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие. М., 1990. 316 с.
  3. Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс.. д-ра. пед. наук. М., 1991. 38 с.
  4. Агренева-Славянская О. Х. Плачи и причитания по умершим и рекрутам. Тверь, 1889. 4.3.-350 с.
  5. В.Н. Опыт монографического описания дер. Курово, Дмитровского у. М., 1923. 68 с.
  6. Ю.Б. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательных школ в процессе занятий хоровым пением: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1965. -165 с.
  7. Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1987.- 380 с.
  8. Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж, 1998. — 352 с.
  9. Ш. А. Здравствуйте, дети: Пособие для учителя. 2-е изд. М., 1986. 208 с.
  10. К. Учителя и инновации / Пер. с макед. М., 1991.-221 с.
  11. O.A. Из истории музыкального воспитания. М., 1990. С. 35.
  12. O.A. Современные требования к подготовке учителя -музыканта для общеобразовательной школы//Музыкально-эстетическая подготовка учителя/ Ред. О. А. Апраксина. М., 1970. С. 2 -6.
  13. O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.224 с.
  14. O.A. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов// Музыка в школе. 1983. № 2. С. 30−35.
  15. O.A. О школьной программе по пению/Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 5. М., 1966.
  16. Л.Г. Структура профессиональной деятельности учителя музыка// Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе: Межвуз. сб. науч. тр. Ярославль, 1985. Вып. 73. С. 16 27.
  17. Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1986. 36 с.
  18. Л.Г. Совершенствование подготовки учителя музыки в условиях высшего заочного педагогического образования. Методические рекомендации. М., 1985. 46 с.
  19. .В. Русская народная песня и ее место в школьном музыкальном воспитании и образовании// Вопросы музыки в школе/ Ред. И.Глебов. М, 1926.-С. 43.
  20. .В. Музыка в современной общеобразовательной школе// Избр. ст. о муз. просвещении и образовании. М.- Л., 1965. С. 52 — 68.
  21. .В. Вступительная статья к кн. Мозер Г. Музыка средневекового города. Л., 1927. — С. 15.
  22. Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. М., 1981.17 с.
  23. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985. 208 с.
  24. Ю.К. Педагогика/ Ред. Г. Нойер. М., 1984. 308 с.
  25. Бежецкая старина в открытках, фотографиях и рисунках. Бежецк, 1996.
  26. И.М. Школьное краеведение как средство повышения качества знаний и политехнической подготовки учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Таганрог, 1961. 21 с.
  27. О.В. Формирование умений общения у подростков в учебной деятельности как фактор развития социальной активности: Автореф.. канд. пед. наук. М., 1985. С. 8.
  28. C.B. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Волгоград, 1995. 24 с.
  29. С.С. Народное музыкальное творчество студенту// Музыка в школе. 1990. № 2. С. 26−29 с.
  30. В.Г. Полн. Собр. Соч. -М., 1953. Т.4.
  31. Т. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -начала XX веков. Л., 1988.
  32. Е.А. Воспитательная функция музыки. Эволюция и современные тенденции: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1992.
  33. A.M. Советская деревня. Л., 1924. С. 3.
  34. Д.Б. Пути к творчеству. M., 1981.
  35. A.B., Поликарпов В. А. Диалог в процессе познания// Познание и общение. М., 1988. С. 69.
  36. В.Д. Там, где чудное приволье: Документальные очерки — Тверь, 1992. 62 с.
  37. Т.И., Железнова М. М. Край вдохновения. Калинин. 1986.- 175 с.
  38. В. Как работать по «ступеням самообразования». М., 1928. -С.6.
  39. Т., Саркитов Н. Творчество учителя// Музыка в школе. 1990. № З.-С. 2−7.
  40. Т.Е. Пусть музыка звучит. М., 1990. — 96 с.
  41. H.A. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.- 445 с.
  42. Вече Твери, № 20 (30 033), 2003.
  43. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 375 с.
  44. В. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М., 1972.
  45. .Б. Исторический очерк деятельности земских учреждений Тверской губернии (1864−1913). -Тверь, 1914.-213 с.
  46. А. Народное образование в Тверской губернии в ХУ111 в. -Тверь, 1928.-С.4.
  47. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 480 с.
  48. Г. А. Краеведческий материал как средство развития познавательной деятельности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск. 1978. 18 с.
  49. Е.В. Учебно-методический комплекс по природоведению как средство реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2000.
  50. A.C. Монография крестьянских хозяйств. Самара, 1924.
  51. Государственный образовательный стандарт высшего проф. Образования/ Региональная политика РФ в области высшего проф. образования. Саранск. 1995. -Вып.4. С. 62−90.
  52. Государственный архив Тверской области (ГАТО), ф.153, оп.1. д. 97, л.л.1−2.
  53. A.A., Донсков A.A. Деловое общение старшеклассников на уроке// Обновление и развитие современного урока. Волгоград, 1992. С. 45.
  54. Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителей и учащихся// Сов. Педагогика. 1990. № 5. С. 81−87.
  55. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1989.
  56. Доволен песенкой простою.": Песни родины Н. А. Львова / Издание подготовлено О. Е. Лебедевой. Тверь, 2001.
  57. Доклады управы по народному образованию Тверскому губернскому земскому собранию 1902 года. Тверь, 1902. Ч. 1-я.
  58. Я. Деревня Московской губернии. М., 1923.
  59. А.Н. Национально-культурные традиции республики коми в структуре этнокутльтурного образования и воспитания школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. 24 с.
  60. Дыский. Опыт монографического описания деревни Бурцевой, Вологоламского уезда. М., 1923.
  61. М.В. Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Великий Новгород, 1999. 18 с.
  62. П.И. Школьное краеведение как средство интернационального воспитания учащихся: Дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1971.
  63. К. Праздник и культура. Праздники старые и новые: Размышления социолога. М., 1985.
  64. И.Е. Музей, народный по сути. Тверь. 1996.
  65. В.И. Педагогическое творчество учителя. -М., 1987. 67.3агвязинский В. И. Учитель как исследователь. М., 1980.
  66. В.И. Самоаттестация школы. М., 1999. 160 с.
  67. В.И. Методология и методика педагогических исследований. Тюмень, 1976.- 85 с.
  68. А.П. Жизнь артиста. М., 1978. С. 43.
  69. П.В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966. 182 с.
  70. П.В. Краеведение в системе учебной и воспитательной работы средней школы: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Петрозаводск, 1967. 38 с.
  71. П.В. Основы школьного краеведения: Учеб. пособие. Петрозаводск, 1977. 106 с.
  72. П.В. Основные этапы развития советского школьного краеведения и его современные направления// Краеведческая работа в школе. 1974. 4.2.-С. 11−19.
  73. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. /Сост. О. А. Апраксина. М., 1990. — 207 с.
  74. История Тверского края. Учебное пособие / Под ред. Воробьева В. М. Тверь, 1996. С. 3.
  75. Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М., 1974. 256 с.
  76. Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы: 1−3-й классы. М., 1977. 177 с.
  77. Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы// В кн.: Кабалевский Дм. Педагогические размышления. -М., 1986.
  78. Д. Быт русского народа // Современник. Т. XI1, 1848.
  79. Как живет и чем болеет деревня (по материалам комиссии по обследованию деревни на юго-востоке). Ростов Дон, 1924.
  80. Калининская правда, 1986. 14 июля.
  81. Канн-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творчески процесс (Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества). Л., 1985.-С.12.
  82. Кан-Калик В. А. Педагогическая импровизация и педагогическое открытие. Грозный, 1971.
  83. Д.В. Содержание, формы и методы внеурочной историко-краеведческой работы в старших классах средней школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1966.- 24 с.
  84. Д.В. Теория и практика исторического краеведения в школе и вузе: Дисс.. д-рапед. наук. Кемерово, 1993. 381 с.
  85. Д.И. Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края.-Тверь, 1893. С. 157−160.
  86. П.В. Песни, собранные П.В.Киреевским. М., 1960−1974. ч. 1−3.
  87. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. Л., 1980. С. 104 106.
  88. О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. СПб, 1997. — 158 с.
  89. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие/Под ред. Ю. М. Забродина. М., 1994. — 344 с.
  90. Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. ~М., 1993.
  91. Г. М. Формирование готовности к самообразованию у младших школьников. М., 1985.
  92. В. История Тверской духовной семинарии. Тверь. 1889. С.5−7.
  93. В.В. Нужен новый предмет. Художник. 1936.- № 8.
  94. Кон И. Позитивизм в социологии. М., 1964.
  95. Концепция государственной региональной политики РФ в области высшего и профессионального образования/ Региональная политика РФ в области высшего образования. Свердловск. 1994. Вып. 3. С. 120−160.
  96. Конституция (Основной закон) РФ// Россия. М., 1992. 314 с.
  97. A.B. Современная технология преподавания искусства как целостная система совершенствования педагогического мастерства учителя. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 2002. 17 с.
  98. О. Московский муз. пед. ин-т им. Гнесиных. Народные песенные родники // Путь Ленина (Оленино). 1982. 30 окт.
  99. А. Тверская жалейка // Калининская правда. 1983. 26 февр. -С. 4.
  100. Ю.А. Анализ урока/ М.: 1999. 336 с.
  101. Ю.А. Технология системного подхода к анализу, самоанализу и совместной аналитической деятельности руководителя школы и учителя. Челябинск, 1989.
  102. Краткий словарь иностранных слов/ Сост. Локшина С. М. М., 1977. 351 с.
  103. В. Курс русской истории. М., 1902. 5-е изд. Ч. 1. 546 с.
  104. Краеведческая работа в начальных классах: пособие для учителей/ Сост. И. В. Соколова. 1977. 224 с.
  105. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977. С. 74−76.
  106. В.В. Преподавание как творческая деятельность/ В кн. Дидактика средней школы. М., 1982, гл. 8.
  107. Краеведение: Пособие для учителей/ Ред. А. В. Даринский. М., 1987. 158 с.
  108. M.M. Школьное краеведение как средство воспитания советского патриотизма у учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1958. 13 с.
  109. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. М., 1985.
  110. Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций// Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. М., 1981. С. 19−34.
  111. Л.Л. Русский фольклор: Уроки в 1 классе: Пособие для учителя музыки общеобразоват. шк. М., 1996. — 48 с.
  112. С.Я. Из автобиографии// Сов. Музыка. 1967. № 4. С. 2−6. Лемешев С. Путь к искусству. М., 1968, c. l 1.
  113. В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой. М., 1996.
  114. В.Н. Формирование познавательных интересов в процессе краеведческой работы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1967. -16 с.
  115. Д.С. Заметки о русском. М., 1981. -71 с.
  116. H.A. Собрание русских народных песен с их голосами, положенными на музыку И.Прачем. 1-е изд. СПб., 1790- 2-е изд. 1806- 3-е изд. 1896- 4-е изд. 1896. Ч. 1−2.
  117. Ф.П. О пении в России. СПб., 1834. 206 с.
  118. O.E. Учитель-методист наставник стажера. — М., 1988.
  119. Н.М. Знаменитые россияне на Тверской земле: Книга для учителя. Тверь, 1998. 88 с.
  120. И.Я. Соотношение общедидактических и частнометодических методов обучения// Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980. — С. 34 — 45.
  121. И.Я. Дидактическая система методов обучения.- М., 1976. 65 с.
  122. Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.- Воронеж, 1997.
  123. И.Д. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — М., 1993.
  124. А.Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М., 1913.
  125. И.С. Школьное краеведение и его современные задачи// Краевед, работа в школе. М., 1974. 4.2. С. 6 11.
  126. Д.С. Педагогические воззрения С.Т.Шацкого. М., 1946 -1947.
  127. Г. Н. Историческое краеведение: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1987. 145 с.
  128. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна, 1999.
  129. Материалы для истории Тверского Губернского Земства 1866−1908 гг. Т У111. Тверь. 1910.
  130. Менеджмент в управлении школой: Учебное пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования / Под ред. Т. И. Шамовой. М., 1995. 223 с.
  131. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для Ф учителей/ сост. Н. С. Борисов. М., 1982. 223 с.
  132. Методические рекомендации по реализации регионального ученого курса «Краеведение» в школах Тверской области. Составители: А. Н. Гурьянова, М. В. Полшкова. Тверь, 2000. — 35 с.
  133. З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп. 1994. — 228 с.
  134. З.К. Прием обучения как условие и способ развития творческого мышления учащихся// Проблемы воспитания и обучения в адыгейской школе. Майкоп, 1990. — С. 22 — 37.
  135. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности.-М., 1981.
  136. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
  137. Ю.П. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. М. 1995. С. 83 -84.
  138. С. Народная песня в воспитании. Беседа, 1872, № 10.
  139. Мифы народов мира. Т.2. М., 1982.
  140. P.P. Краеведческая поисковая познавательная деятельность Ф учащихся в обучении: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1978. 20 с. 144. Музыка в школе. М., 1921.
  141. Е.М., Нилова Г. М. Основные этапы развития образования, подготовки учителей и повышения их квалификации в России и Тверском крае. Тверь, 1995. 44 с.
  142. Е.М., Нилов Б. М. Становление системы повышения квалификации учителей Тверского края. Тверь. 1997. 106 с.
  143. Музыкальный Санкт-Петербург. Учебник-тетрадь по факультативному курсу для 5−6 классов. 2-е издание, испр. СПб.: 1999.
  144. В.И. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1980. 295 с.
  145. Муцмахер В. И. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1989. 32 с.
  146. Ф. О пользе и вреде психологии для истории// Философия и Ф методология истории. М., 1977.
  147. Э.М., А.П.Ситник. Зарождение и развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в России. М., 1993. — С.8.
  148. И.Н., Образцова Ю. Ю. Мусоргский на Псковщине. Л., 1985.248 с.
  149. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.5 1982. — 816 с.
  150. О русском нородном пении // Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач / Под ред. и вступ. ст. В. М. Беляева.1. М., 1955.
  151. Основные этапы развития образования, подготовки учителей и повышения их квалификации в России и Тверском крае. Тверь, 1995.
  152. Отдел Рукописей Российской национальной библиотеки (С.Петербург), ф.601, № 671 111, л. 7−8 об.
  153. Отдел Рукописей Государственной Третьяковской галереи, ф. 44, № 847.
  154. Отчет о состоянии церковных школ Тверской епархии в 1912−13 учебном году. Тверь, 1913. — С.88.
  155. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу/Н.Ф.Виноградова и др. М.: 2000.
  156. Полное собрание русских летописей. Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. СПб., 1863. Т. 16. 506 с.
  157. Г. Александр Васильевич Александров. М., 1983. 68 с.
  158. B.C. Русская народная песня в детском хоре. М., 1985.
  159. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
  160. Проблемы реформы музыкального воспитания в общеобразовательной школе: Материалы конференции. Минск, 1990. 19 с.
  161. Ч* 165. Пьянов А., Ильин М. Пушкинские места Верхневолжья. Калинин, 1971.80 с.
  162. Педагогика/Ред. Ю. К. Бабанский. М., 1983. 698 с.
  163. Педагогика/ Ред. Ю. К. Бабанский. М., 1988. 606 с.
  164. Педагогическое училище сегодня. Авторские концепции/ Сост. Т. В. Челышева. М., 1999. — 82 с.
  165. И. А. Повышение профессиональной квалификации педагогов как фактор развития регионального образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. 16 с.
  166. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. М., 1999. -212 с.
  167. В .Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991. С. 24−27.
  168. Примерные программы предметов, преподаваемых в начальном училище при постоянных педагогических курсах Тверского Губернского Земства. Тверь, 1915.
  169. Проблемы истории советской школы и педагогики: В 3-х ч. / Под ред. ^ Чл. корр. АПН СССР, проф. З. И. Равкина. — М., 1990.
  170. Программа по музыке с поурочной методической разработкой (для общеобразовательной школы: 1−3-й классы). М., 1980. 112 с.
  171. Программы для образовательных учебных заведений: Музыка. 1−3 классы трехлетней начальной школы (с краткими методическими пояснениями). М., 1994.
  172. Программы для средних общеобразовательных школ. Музыка. 1−8 классы. Составители программы: Ю. Б. Алиев, В. К. Белобородова, Е. В. Николаева, Б. С. Рачина, С. Л. Старобинский. Под общей редакцией Б. Б. Алиева. М., 1998. -79 с.
  173. Программа «Музыка» для 1−4 классов четырехлетней начальной школы. М., 1998−2001.
  174. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1−8 кл. Под. Рук. Д. Б. Кабалевского. М., 2004. 224 с.
  175. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа/ Сост. Е. О. Яременко. М., 2001. — 288 с.
  176. Программа по музыке с поурочной методической разработкой для общеобразовательной школы. 4−7-е классы. М., 1985. 174 с.
  177. Примерные программы предметов, преподаваемых в начальном училище при постоянных педагогических курсах Тверского Губернского Земства. Тверь. 1915.-45 с.
  178. Применение музыкально-краеведческого материала на уроках музыки. Методические рекомендации для студентов ВУЗов по специальности 30 700 «Музыкальное краеведение» и учителей музыки. Тверь, 2000.
  179. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес и др.- Под ред. Н. С. Лейтеса. М., 2000. — 336 с.
  180. А., Ильин М. Пушкинские места Верхневолжья. Калинин, 1971. Ф 80 с.
  181. И.Р. Проблемы использования краеведческого материала как средства, обеспечивающего единство идейно-политического нравственного воспитания пионеров и школьников: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1976. -186 с.
  182. Развитие у молодого специалиста-педагога готовности к профессиональному чтению / Сост. Г. С. Сухобская и др. Л., 1986.
  183. .Е. Исследовательский метод в преподавании естествознания// Райков Б. Е. Исследовательский метод в педагогической работе. Л., 1924. С. 5−31.
  184. Регионология: Научно-публицистический журнал. 1992. № 1.
  185. Революция в деревне. Работы студентов под ред. Тана-Богораза. Л., 1924.
  186. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. М., 2000. 304 с.
  187. Г. С. Творческая деятельность младших школьников в системе музыкального воспитания: Дисс. д-ра пед наук. М., 1992. 271 с.
  188. М.М. Проблема учителя. М. — 1927. — С. 42 — 43.
  189. Русская музыка в школе: Методические очерки/Авт.- сост. Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. М., 1998. — 256 с.
  190. Сб. руководящих постановлений и положений/материалы по педагогическому образованию. М, 1925. — С.7.
  191. А.Н. Русская народная песня как предмет науки. М., 1952. -58 с.
  192. B.B. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 272 с.
  193. К.П. Программа и методические материалы по предмету «Музыка» для 1−4 классов, М., 1996.
  194. E.H. Прием обучения как способ реализации единства преподавания и учения. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1982.
  195. H.H. О чем пел зяблик: 25 детских песен для фортепиано. М., 1974. -49 с.
  196. А.П. Процесс формирования эстетического восприятия средствами природы и его влияние на личность школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1967. -20 с.
  197. JI.C. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. Учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. М., 1997. — 104 с.
  198. М.Н. Школа и всестороннее развитие личности. М., 1980.
  199. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. -205 с.
  200. Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач. Печатано в типографии Горного училища. СПб., 1790.
  201. Социально-педагогические и психологические вопросы повышения квалификации педагогических кадров / Сост. С. Г. Вершловский Л., 1984.
  202. В.А. Педагогическое образование как объект эвристического моделирования// Учитель советской школы: межвуз. Сб. науч. тр./ Ред. В. А. Сластенин. М., 1991. С. 3 15.
  203. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М., 1977.
  204. В.Г. Художественное краеведение в школе. М., 1997.- 144 с.
  205. В.И. Краеведение как средство нравственного воспитания учащихся старших классов общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1965. -21 с.
  206. Современная региональная политика в области высшего образования// Регионология: Науч. публ. журнал Госкомитета РФ по высшему образованию. Саранск, 1992. № 1. — С. 30 — 75.
  207. С. Урок Кабалевского// Комсомольская правда, 15 ноября 1974.
  208. Г. С. Психологические проблемы самообразования учителя. -М., 1986.-С. 8.
  209. В. А. Музыка выпрямляет душу человека//
  210. B.А.Сухомлинский о воспитании. М., 1973. С. 170 176.
  211. В.А. Павлышская средняя школа. М., 1969.
  212. В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.1. C.6.
  213. С. Учитель, Вы не правы // Учительская газета. 1992. — № 2.
  214. О.С. Элементы краеведения в обучении учащихся начальной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1952. -19 с.
  215. Тверские частушки/ сост. Ф. М. Селиванов. Калинин, 1990. -189 с.
  216. Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Дисс. д-ра пед.наук. М., 1991.
  217. Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1997. -52 с.
  218. Л.А. Музыкальная культура Тверского края: Хрестоматия пед. репертуара. Тверь. 1993 — 2002 — Вып. 1- 6.
  219. Л.А. Музыкальная культура родного края: Программа и планы. Тверь, 1996. 23 с.
  220. Л.А. Музыкальное краеведение в системе подготовки педагога-музыканта, музыковеда, фольклориста: Учеб. пособие. М.: Тверь. 2003. -358 с.
  221. Тверской край в XX веке: Документы и материалы: Культура и быт Тверской губернии (1895 1916). Тверь, 1997. Вып. 4. — 458 с.
  222. Тверские пословицы и поговорки / Сост. Л. В. Брадис, В. Г. Шомина. Тверь. 1993.-60 с.
  223. Тверские частушки / Сост. Ф. М. Селиванов, Л. В. Брадик, В. Г. Шомина. -М., 1990.
  224. Тверские губернские ведомости, № 17, 1895 г.
  225. Тверская старина. 1912, № 1. С. 5.
  226. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ сост. Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. 2-е изд. — М. 1999. — 336 с.
  227. Теория практика личностно—ориентированного образования: Материалы «круглого стола» // Педагогика. 1996. — № 5.
  228. А. Быт русского народа. М., 1987.
  229. Л.А. Музыкально-краеведческий материал как средство формирования музыкально-эстетической культуры школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1991. 19 с.
  230. Тихомирова (Тарасова) Л. А. Музыкальное краеведение в школе. Учебное пособие, Тверь, 1994.
  231. Д.И. Отчет о первом съезде учительниц семинарок земской учительской школы П.П.Максимовича в Твери. 1883 г., 7−18 августа. СПб, 1883.-С. 18.
  232. А.Ю. Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста (на материале художественных ремесел): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. 22 с.
  233. Л.Н. Собр. Соч. М., — Т. 15.
  234. Л.Н. Полн. собр. соч. в 90-та томах. Т.8, с. 54. М.- 1935 1958.
  235. Управление развитием школы / под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М., 1995. — 464 с. 239. Учитель, 1862, № 18.240. Учитель, 1882, № 11−12.
  236. К.Д. Пед. соч. М., 1948, т. 2.
  237. Н.Ф. Очерки развития русской музык (светской) в XIX в. СПб., 1909. 68 с.
  238. МЛ. Современная деревня. Д., 1926.
  239. Фольклор в воспитании детей /Дополнительный материал к программе # по музыке. Вып. 4. Тверь, 1996−1997.
  240. Формальная логика. Л., 1977.
  241. Ф.А. Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса РСФСР. /Проблема превращения школы в центр воспитательной работы с детьми/. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1966.-С. 14.
  242. П.Н. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Кострома, 1909.
  243. A.C. Школьное краеведение как средство развития познавательных способностей подростков: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1973.- 19 с.
  244. О.М. Формирование ценностного отношения к прошлому (на материале пропедевтичского курса истории Отечества): Автореф. дисс. канд. пед .наук. СПб, 1997.
  245. Художники академики в краю Древнего волока. Вышневолоцкий историко — краеведческий альманах. Вышний Волочек, 1999.
  246. К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового учебного материала: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1984. -16 с.
  247. Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавания музыки:
  248. Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1978. 355 с.
  249. Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1978. 28 с.
  250. Чаша неотпитая (25 октября 1937).// ЛД. Том 2. М.: МЦР, 1995. С. 70.
  251. Н.Г. Об искусстве. -М., 1957.
  252. Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты. -М., 2001.
  253. Т.В. Музыкально-педагогическая подготовка учителя начальных классов. Теория и практика. М., 1999.
  254. Т.И. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно-ориентированного обучении: Автореф.. канд. пед. наук. Волгоград, 1997. С. 11.
  255. Т.И. Педагогический эксперимент: Рекомендации для младших научных сотрудников института и учителей. М., 1973. 205 с.
  256. С.Т. Педагогические сочинения: В 5 т. М., 1964. Т. 3. 492 с.
  257. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2/Под щ ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М., 1980. — 416 с.
  258. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975.-200 с.
  259. В. Музыкальная работа и быт детей. В кн.: Этапы новой школы. М., 1923.
  260. В. Музыканты Верхневолжья. Калинин, 1982. 208 с.
  261. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей-М., 1979. 192 с.
  262. Л.В. Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. М., 1990. — С. 64 — 71.
  263. Школьное пение: Учебно-музыкальные заметки к 1-му выпуску учебно-музыкальной хрестоматии А.И.Богородицкого/ Сост. Н. Малинин, М., 1875.
  264. С.О. Без любви к малой родине, к ее памятникам и природе невозможно почитание и родины большой// Родина. 1989. № 4. С. 70 71.
  265. С.О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992. -С. 5.
  266. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. — М., 1979. — 192 с.
  267. В.А. Моделирование и философия. М. Л., 1966. — С. 19.
  268. М. Внимание к музыкальному краеведению// Советская музыка. 1983. № 1.-С. 99−102.
  269. Н. На уроках Октая Раджабова. Из опыта работы. /Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /сост. О. А. Апраксина. М., 1990.
  270. A.B. Русская традиционная народная духовность/ Программа «Обновление гуманитарного образования в России». М., 1994.
  271. Ю. Творческая реализация принципов новой программы по музыке в школах Армянской ССР. /Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /сост. О. А. Апраксина. М., 1990.
  272. Н.И. Реализация краеведческого принципа в изучении физической географии: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997.-21с.
  273. В.В. Д.М.Леонова (оперная певица 1835−1896). М., 1950. 32 с.
  274. Я.Я. Деревня, как она есть. «Красная Новь» М., 1923.- С. 132.
  275. Я.Я. Наша деревня. М., 1924. С. 4.
Заполнить форму текущей работой