Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»: В условиях системы повышения квалификации
Успешность проведения музыкально-краеведческой работы в школе во многом зависит от организации подготовки к ней учителей в ВУЗе, системе повышения квалификации, в плане самообразования. Музыкально-краеведческая подготовка учителей приобретает особую актуальность в последнее время, в связи с тенденцией регионализации образования. Важную роль в послебазовом образовании педагогов, которые не изучали… Читать ещё >
Содержание
- Введение
ГЛАВА 1. Исторические и теоретико-педагогические основы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»
1.1. Исторические предпосылки использования музыкально-краеведческого материала в процессе совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки.
1.2. Анализ исследований по изучению музыкальной культуры родного края как основа моделирования учителем музыки процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».
1.3. Научно-педагогические основы процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».
1.4. Теоретические основы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по совершенствованию профессиональной подготовки учителя в системе повышения квалификации на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».
2.1. Состояние процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» (на основе собранного материала по общеобразовательным школам Тверской области).
2.2. Констатирующее обследование уровня профессиональной подготовки к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».
2.3. Содержание и методика совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»
2.4. Результаты процесса совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. М., 1983. — 112 с.
- Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие. М., 1990. 316 с.
- Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс.. д-ра. пед. наук. М., 1991. 38 с.
- Агренева-Славянская О. Х. Плачи и причитания по умершим и рекрутам. Тверь, 1889. 4.3.-350 с.
- Алексеев В.Н. Опыт монографического описания дер. Курово, Дмитровского у. М., 1923. 68 с.
- Алиев Ю.Б. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательных школ в процессе занятий хоровым пением: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1965. -165 с.
- Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1987.- 380 с.
- Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж, 1998. — 352 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети: Пособие для учителя. 2-е изд. М., 1986. 208 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации / Пер. с макед. М., 1991.-221 с.
- Апраксина O.A. Из истории музыкального воспитания. М., 1990. С. 35.
- Апраксина O.A. Современные требования к подготовке учителя -музыканта для общеобразовательной школы//Музыкально-эстетическая подготовка учителя/ Ред. О. А. Апраксина. М., 1970. С. 2 -6.
- Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.224 с.
- Апраксина O.A. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов// Музыка в школе. 1983. № 2. С. 30−35.
- Апраксина O.A. О школьной программе по пению/Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 5. М., 1966.
- Арчажникова Л.Г. Структура профессиональной деятельности учителя музыка// Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе: Межвуз. сб. науч. тр. Ярославль, 1985. Вып. 73. С. 16 27.
- Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1986. 36 с.
- Арчажникова Л.Г. Совершенствование подготовки учителя музыки в условиях высшего заочного педагогического образования. Методические рекомендации. М., 1985. 46 с.
- Асафьев Б.В. Русская народная песня и ее место в школьном музыкальном воспитании и образовании// Вопросы музыки в школе/ Ред. И.Глебов. М, 1926.-С. 43.
- Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе// Избр. ст. о муз. просвещении и образовании. М.- Л., 1965. С. 52 — 68.
- Асафьев Б.В. Вступительная статья к кн. Мозер Г. Музыка средневекового города. Л., 1927. — С. 15.
- Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. М., 1981.17 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985. 208 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика/ Ред. Г. Нойер. М., 1984. 308 с.
- Бежецкая старина в открытках, фотографиях и рисунках. Бежецк, 1996.
- Бескаравайный И.М. Школьное краеведение как средство повышения качества знаний и политехнической подготовки учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Таганрог, 1961. 21 с.
- Бескровная О.В. Формирование умений общения у подростков в учебной деятельности как фактор развития социальной активности: Автореф.. канд. пед. наук. М., 1985. С. 8.
- Белова C.B. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Волгоград, 1995. 24 с.
- Балашова С.С. Народное музыкальное творчество студенту// Музыка в школе. 1990. № 2. С. 26−29 с.
- Белинский В.Г. Полн. Собр. Соч. -М., 1953. Т.4.
- Бернштам Т. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -начала XX веков. Л., 1988.
- Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки. Эволюция и современные тенденции: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1992.
- Большаков A.M. Советская деревня. Л., 1924. С. 3.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. M., 1981.
- Брушлинский A.B., Поликарпов В. А. Диалог в процессе познания// Познание и общение. М., 1988. С. 69.
- Васильев В.Д. Там, где чудное приволье: Документальные очерки — Тверь, 1992. 62 с.
- Бойцова Т.И., Железнова М. М. Край вдохновения. Калинин. 1986.- 175 с.
- Вейкшан В. Как работать по «ступеням самообразования». М., 1928. -С.6.
- Вендрова Т., Саркитов Н. Творчество учителя// Музыка в школе. 1990. № З.-С. 2−7.
- Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит. М., 1990. — 96 с.
- Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.- 445 с.
- Вече Твери, № 20 (30 033), 2003.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 375 с.
- Воронов В. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М., 1972.
- Веселовский Б.Б. Исторический очерк деятельности земских учреждений Тверской губернии (1864−1913). -Тверь, 1914.-213 с.
- Вершинский А. Народное образование в Тверской губернии в ХУ111 в. -Тверь, 1928.-С.4.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 480 с.
- Гришина Г. А. Краеведческий материал как средство развития познавательной деятельности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск. 1978. 18 с.
- Григорьева Е.В. Учебно-методический комплекс по природоведению как средство реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2000.
- Говоров A.C. Монография крестьянских хозяйств. Самара, 1924.
- Государственный образовательный стандарт высшего проф. Образования/ Региональная политика РФ в области высшего проф. образования. Саранск. 1995. -Вып.4. С. 62−90.
- Государственный архив Тверской области (ГАТО), ф.153, оп.1. д. 97, л.л.1−2.
- Глебов A.A., Донсков A.A. Деловое общение старшеклассников на уроке// Обновление и развитие современного урока. Волгоград, 1992. С. 45.
- Гильбух Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителей и учащихся// Сов. Педагогика. 1990. № 5. С. 81−87.
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1989.
- Доволен песенкой простою.": Песни родины Н. А. Львова / Издание подготовлено О. Е. Лебедевой. Тверь, 2001.
- Доклады управы по народному образованию Тверскому губернскому земскому собранию 1902 года. Тверь, 1902. Ч. 1-я.
- Дорофеев Я. Деревня Московской губернии. М., 1923.
- Дубкова А.Н. Национально-культурные традиции республики коми в структуре этнокутльтурного образования и воспитания школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. 24 с.
- Дыский. Опыт монографического описания деревни Бурцевой, Вологоламского уезда. М., 1923.
- Евдокимова М.В. Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальным дисциплинам: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Великий Новгород, 1999. 18 с.
- Егоров П.И. Школьное краеведение как средство интернационального воспитания учащихся: Дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1971.
- Жигульский К. Праздник и культура. Праздники старые и новые: Размышления социолога. М., 1985.
- Жутикова И.Е. Музей, народный по сути. Тверь. 1996.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М., 1987. 67.3агвязинский В. И. Учитель как исследователь. М., 1980.
- Зверева В.И. Самоаттестация школы. М., 1999. 160 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований. Тюмень, 1976.- 85 с.
- Иванов А.П. Жизнь артиста. М., 1978. С. 43.
- Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966. 182 с.
- Иванов П.В. Краеведение в системе учебной и воспитательной работы средней школы: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Петрозаводск, 1967. 38 с.
- Иванов П.В. Основы школьного краеведения: Учеб. пособие. Петрозаводск, 1977. 106 с.
- Иванов П.В. Основные этапы развития советского школьного краеведения и его современные направления// Краеведческая работа в школе. 1974. 4.2.-С. 11−19.
- Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. /Сост. О. А. Апраксина. М., 1990. — 207 с.
- История Тверского края. Учебное пособие / Под ред. Воробьева В. М. Тверь, 1996. С. 3.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М., 1974. 256 с.
- Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы: 1−3-й классы. М., 1977. 177 с.
- Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы// В кн.: Кабалевский Дм. Педагогические размышления. -М., 1986.
- Кавелин Д. Быт русского народа // Современник. Т. XI1, 1848.
- Как живет и чем болеет деревня (по материалам комиссии по обследованию деревни на юго-востоке). Ростов Дон, 1924.
- Калининская правда, 1986. 14 июля.
- Канн-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творчески процесс (Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества). Л., 1985.-С.12.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая импровизация и педагогическое открытие. Грозный, 1971.
- Кацюба Д.В. Содержание, формы и методы внеурочной историко-краеведческой работы в старших классах средней школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1966.- 24 с.
- Кацюба Д.В. Теория и практика исторического краеведения в школе и вузе: Дисс.. д-рапед. наук. Кемерово, 1993. 381 с.
- Карманов Д.И. Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края.-Тверь, 1893. С. 157−160.
- Киреевский П.В. Песни, собранные П.В.Киреевским. М., 1960−1974. ч. 1−3.
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. Л., 1980. С. 104 106.
- Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. СПб, 1997. — 158 с.
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие/Под ред. Ю. М. Забродина. М., 1994. — 344 с.
- Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. ~М., 1993.
- Коджаспирова Г. М. Формирование готовности к самообразованию у младших школьников. М., 1985.
- Колосов В. История Тверской духовной семинарии. Тверь. 1889. С.5−7.
- Колокольников В.В. Нужен новый предмет. Художник. 1936.- № 8.
- Кон И. Позитивизм в социологии. М., 1964.
- Концепция государственной региональной политики РФ в области высшего и профессионального образования/ Региональная политика РФ в области высшего образования. Свердловск. 1994. Вып. 3. С. 120−160.
- Конституция (Основной закон) РФ// Россия. М., 1992. 314 с.
- Копылова A.B. Современная технология преподавания искусства как целостная система совершенствования педагогического мастерства учителя. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 2002. 17 с.
- Короткова О. Московский муз. пед. ин-т им. Гнесиных. Народные песенные родники // Путь Ленина (Оленино). 1982. 30 окт.
- Корнаухов А. Тверская жалейка // Калининская правда. 1983. 26 февр. -С. 4.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока/ М.: 1999. 336 с.
- Конаржевский Ю.А. Технология системного подхода к анализу, самоанализу и совместной аналитической деятельности руководителя школы и учителя. Челябинск, 1989.
- Краткий словарь иностранных слов/ Сост. Локшина С. М. М., 1977. 351 с.
- Ключевский В. Курс русской истории. М., 1902. 5-е изд. Ч. 1. 546 с.
- Краеведческая работа в начальных классах: пособие для учителей/ Сост. И. В. Соколова. 1977. 224 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977. С. 74−76.
- Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность/ В кн. Дидактика средней школы. М., 1982, гл. 8.
- Краеведение: Пособие для учителей/ Ред. А. В. Даринский. М., 1987. 158 с.
- Краков M.M. Школьное краеведение как средство воспитания советского патриотизма у учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1958. 13 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. М., 1985.
- Кулюткин Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций// Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. М., 1981. С. 19−34.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Уроки в 1 классе: Пособие для учителя музыки общеобразоват. шк. М., 1996. — 48 с.
- Лемешев С.Я. Из автобиографии// Сов. Музыка. 1967. № 4. С. 2−6. Лемешев С. Путь к искусству. М., 1968, c. l 1.
- Лизинский В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой. М., 1996.
- Липник В.Н. Формирование познавательных интересов в процессе краеведческой работы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1967. -16 с.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском. М., 1981. -71 с.
- Львов H.A. Собрание русских народных песен с их голосами, положенными на музыку И.Прачем. 1-е изд. СПб., 1790- 2-е изд. 1806- 3-е изд. 1896- 4-е изд. 1896. Ч. 1−2.
- Львов Ф.П. О пении в России. СПб., 1834. 206 с.
- Лебедев O.E. Учитель-методист наставник стажера. — М., 1988.
- Лебедев Н.М. Знаменитые россияне на Тверской земле: Книга для учителя. Тверь, 1998. 88 с.
- Лернер И.Я. Соотношение общедидактических и частнометодических методов обучения// Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980. — С. 34 — 45.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения.- М., 1976. 65 с.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.- Воронеж, 1997.
- Лушников И.Д. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — М., 1993.
- Маслов А.Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М., 1913.
- Матрусов И.С. Школьное краеведение и его современные задачи// Краевед, работа в школе. М., 1974. 4.2. С. 6 11.
- Мансурова Д.С. Педагогические воззрения С.Т.Шацкого. М., 1946 -1947.
- Матюшин Г. Н. Историческое краеведение: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1987. 145 с.
- Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна, 1999.
- Материалы для истории Тверского Губернского Земства 1866−1908 гг. Т У111. Тверь. 1910.
- Менеджмент в управлении школой: Учебное пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования / Под ред. Т. И. Шамовой. М., 1995. 223 с.
- Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для Ф учителей/ сост. Н. С. Борисов. М., 1982. 223 с.
- Методические рекомендации по реализации регионального ученого курса «Краеведение» в школах Тверской области. Составители: А. Н. Гурьянова, М. В. Полшкова. Тверь, 2000. — 35 с.
- Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп. 1994. — 228 с.
- Меретукова З.К. Прием обучения как условие и способ развития творческого мышления учащихся// Проблемы воспитания и обучения в адыгейской школе. Майкоп, 1990. — С. 22 — 37.
- Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности.-М., 1981.
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
- Миролюбов Ю.П. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. М. 1995. С. 83 -84.
- Миропольский С. Народная песня в воспитании. Беседа, 1872, № 10.
- Мифы народов мира. Т.2. М., 1982.
- Муниров P.P. Краеведческая поисковая познавательная деятельность Ф учащихся в обучении: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1978. 20 с. 144. Музыка в школе. М., 1921.
- Муравьев Е.М., Нилова Г. М. Основные этапы развития образования, подготовки учителей и повышения их квалификации в России и Тверском крае. Тверь, 1995. 44 с.
- Муравьев Е.М., Нилов Б. М. Становление системы повышения квалификации учителей Тверского края. Тверь. 1997. 106 с.
- Музыкальный Санкт-Петербург. Учебник-тетрадь по факультативному курсу для 5−6 классов. 2-е издание, испр. СПб.: 1999.
- Муцмахер В.И. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1980. 295 с.
- Муцмахер В. И. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1989. 32 с.
- Мэнюэл Ф. О пользе и вреде психологии для истории// Философия и Ф методология истории. М., 1977.
- Никитин Э.М., А.П.Ситник. Зарождение и развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в России. М., 1993. — С.8.
- Образцова И.Н., Образцова Ю. Ю. Мусоргский на Псковщине. Л., 1985.248 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.5 1982. — 816 с.
- О русском нородном пении // Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач / Под ред. и вступ. ст. В. М. Беляева.1. М., 1955.
- Основные этапы развития образования, подготовки учителей и повышения их квалификации в России и Тверском крае. Тверь, 1995.
- Отдел Рукописей Российской национальной библиотеки (С.Петербург), ф.601, № 671 111, л. 7−8 об.
- Отдел Рукописей Государственной Третьяковской галереи, ф. 44, № 847.
- Отчет о состоянии церковных школ Тверской епархии в 1912−13 учебном году. Тверь, 1913. — С.88.
- Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу/Н.Ф.Виноградова и др. М.: 2000.
- Полное собрание русских летописей. Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. СПб., 1863. Т. 16. 506 с.
- Поляновский Г. Александр Васильевич Александров. М., 1983. 68 с.
- Попов B.C. Русская народная песня в детском хоре. М., 1985.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
- Проблемы реформы музыкального воспитания в общеобразовательной школе: Материалы конференции. Минск, 1990. 19 с.
- Ч* 165. Пьянов А., Ильин М. Пушкинские места Верхневолжья. Калинин, 1971.80 с.
- Педагогика/Ред. Ю. К. Бабанский. М., 1983. 698 с.
- Педагогика/ Ред. Ю. К. Бабанский. М., 1988. 606 с.
- Педагогическое училище сегодня. Авторские концепции/ Сост. Т. В. Челышева. М., 1999. — 82 с.
- Петрищенко И. А. Повышение профессиональной квалификации педагогов как фактор развития регионального образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. 16 с.
- Пидкасистый П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. М., 1999. -212 с.
- Платов В .Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991. С. 24−27.
- Примерные программы предметов, преподаваемых в начальном училище при постоянных педагогических курсах Тверского Губернского Земства. Тверь, 1915.
- Проблемы истории советской школы и педагогики: В 3-х ч. / Под ред. ^ Чл. корр. АПН СССР, проф. З. И. Равкина. — М., 1990.
- Программа по музыке с поурочной методической разработкой (для общеобразовательной школы: 1−3-й классы). М., 1980. 112 с.
- Программы для образовательных учебных заведений: Музыка. 1−3 классы трехлетней начальной школы (с краткими методическими пояснениями). М., 1994.
- Программы для средних общеобразовательных школ. Музыка. 1−8 классы. Составители программы: Ю. Б. Алиев, В. К. Белобородова, Е. В. Николаева, Б. С. Рачина, С. Л. Старобинский. Под общей редакцией Б. Б. Алиева. М., 1998. -79 с.
- Программа «Музыка» для 1−4 классов четырехлетней начальной школы. М., 1998−2001.
- Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1−8 кл. Под. Рук. Д. Б. Кабалевского. М., 2004. 224 с.
- Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа/ Сост. Е. О. Яременко. М., 2001. — 288 с.
- Программа по музыке с поурочной методической разработкой для общеобразовательной школы. 4−7-е классы. М., 1985. 174 с.
- Примерные программы предметов, преподаваемых в начальном училище при постоянных педагогических курсах Тверского Губернского Земства. Тверь. 1915.-45 с.
- Применение музыкально-краеведческого материала на уроках музыки. Методические рекомендации для студентов ВУЗов по специальности 30 700 «Музыкальное краеведение» и учителей музыки. Тверь, 2000.
- Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес и др.- Под ред. Н. С. Лейтеса. М., 2000. — 336 с.
- Пьянов А., Ильин М. Пушкинские места Верхневолжья. Калинин, 1971. Ф 80 с.
- Раджабов И.Р. Проблемы использования краеведческого материала как средства, обеспечивающего единство идейно-политического нравственного воспитания пионеров и школьников: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1976. -186 с.
- Развитие у молодого специалиста-педагога готовности к профессиональному чтению / Сост. Г. С. Сухобская и др. Л., 1986.
- Райков Б.Е. Исследовательский метод в преподавании естествознания// Райков Б. Е. Исследовательский метод в педагогической работе. Л., 1924. С. 5−31.
- Регионология: Научно-публицистический журнал. 1992. № 1.
- Революция в деревне. Работы студентов под ред. Тана-Богораза. Л., 1924.
- Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. М., 2000. 304 с.
- Ригина Г. С. Творческая деятельность младших школьников в системе музыкального воспитания: Дисс. д-ра пед наук. М., 1992. 271 с.
- Рубинштейн М.М. Проблема учителя. М. — 1927. — С. 42 — 43.
- Русская музыка в школе: Методические очерки/Авт.- сост. Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. М., 1998. — 256 с.
- Сб. руководящих постановлений и положений/материалы по педагогическому образованию. М, 1925. — С.7.
- Серов А.Н. Русская народная песня как предмет науки. М., 1952. -58 с.
- Сериков B.B. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 272 с.
- Сергеева К.П. Программа и методические материалы по предмету «Музыка» для 1−4 классов, М., 1996.
- Селиверстова E.H. Прием обучения как способ реализации единства преподавания и учения. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1982.
- Сидельников H.H. О чем пел зяблик: 25 детских песен для фортепиано. М., 1974. -49 с.
- Сидельковский А.П. Процесс формирования эстетического восприятия средствами природы и его влияние на личность школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1967. -20 с.
- Сизова JI.C. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. Учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. М., 1997. — 104 с.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие личности. М., 1980.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. -205 с.
- Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач. Печатано в типографии Горного училища. СПб., 1790.
- Социально-педагогические и психологические вопросы повышения квалификации педагогических кадров / Сост. С. Г. Вершловский Л., 1984.
- Сластенин В.А. Педагогическое образование как объект эвристического моделирования// Учитель советской школы: межвуз. Сб. науч. тр./ Ред. В. А. Сластенин. М., 1991. С. 3 15.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М., 1977.
- Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. М., 1997.- 144 с.
- Смирнов В.И. Краеведение как средство нравственного воспитания учащихся старших классов общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1965. -21 с.
- Современная региональная политика в области высшего образования// Регионология: Науч. публ. журнал Госкомитета РФ по высшему образованию. Саранск, 1992. № 1. — С. 30 — 75.
- Соловейчик С. Урок Кабалевского// Комсомольская правда, 15 ноября 1974.
- Сухобская Г. С. Психологические проблемы самообразования учителя. -М., 1986.-С. 8.
- Сухомлинский В. А. Музыка выпрямляет душу человека//
- B.А.Сухомлинский о воспитании. М., 1973. С. 170 176.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М., 1969.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.1. C.6.
- Тандит С. Учитель, Вы не правы // Учительская газета. 1992. — № 2.
- Тарасова О.С. Элементы краеведения в обучении учащихся начальной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1952. -19 с.
- Тверские частушки/ сост. Ф. М. Селиванов. Калинин, 1990. -189 с.
- Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Дисс. д-ра пед.наук. М., 1991.
- Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1997. -52 с.
- Тарасова Л.А. Музыкальная культура Тверского края: Хрестоматия пед. репертуара. Тверь. 1993 — 2002 — Вып. 1- 6.
- Тарасова Л.А. Музыкальная культура родного края: Программа и планы. Тверь, 1996. 23 с.
- Тарасова Л.А. Музыкальное краеведение в системе подготовки педагога-музыканта, музыковеда, фольклориста: Учеб. пособие. М.: Тверь. 2003. -358 с.
- Тверской край в XX веке: Документы и материалы: Культура и быт Тверской губернии (1895 1916). Тверь, 1997. Вып. 4. — 458 с.
- Тверские пословицы и поговорки / Сост. Л. В. Брадис, В. Г. Шомина. Тверь. 1993.-60 с.
- Тверские частушки / Сост. Ф. М. Селиванов, Л. В. Брадик, В. Г. Шомина. -М., 1990.
- Тверские губернские ведомости, № 17, 1895 г.
- Тверская старина. 1912, № 1. С. 5.
- Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ сост. Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. 2-е изд. — М. 1999. — 336 с.
- Теория практика личностно—ориентированного образования: Материалы «круглого стола» // Педагогика. 1996. — № 5.
- Терещенко А. Быт русского народа. М., 1987.
- Тихомирова Л.А. Музыкально-краеведческий материал как средство формирования музыкально-эстетической культуры школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1991. 19 с.
- Тихомирова (Тарасова) Л. А. Музыкальное краеведение в школе. Учебное пособие, Тверь, 1994.
- Тихомиров Д.И. Отчет о первом съезде учительниц семинарок земской учительской школы П.П.Максимовича в Твери. 1883 г., 7−18 августа. СПб, 1883.-С. 18.
- Тихонова А.Ю. Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста (на материале художественных ремесел): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. 22 с.
- Толстой Л.Н. Собр. Соч. М., — Т. 15.
- Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90-та томах. Т.8, с. 54. М.- 1935 1958.
- Управление развитием школы / под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М., 1995. — 464 с. 239. Учитель, 1862, № 18.240. Учитель, 1882, № 11−12.
- Ушинский К.Д. Пед. соч. М., 1948, т. 2.
- Финдейзен Н.Ф. Очерки развития русской музык (светской) в XIX в. СПб., 1909. 68 с.
- Феноменов МЛ. Современная деревня. Д., 1926.
- Фольклор в воспитании детей /Дополнительный материал к программе # по музыке. Вып. 4. Тверь, 1996−1997.
- Формальная логика. Л., 1977.
- Фрадкин Ф.А. Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса РСФСР. /Проблема превращения школы в центр воспитательной работы с детьми/. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1966.-С. 14.
- Флоренский П.Н. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Кострома, 1909.
- Хоптяр A.C. Школьное краеведение как средство развития познавательных способностей подростков: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1973.- 19 с.
- Хлытина О.М. Формирование ценностного отношения к прошлому (на материале пропедевтичского курса истории Отечества): Автореф. дисс. канд. пед .наук. СПб, 1997.
- Художники академики в краю Древнего волока. Вышневолоцкий историко — краеведческий альманах. Вышний Волочек, 1999.
- Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового учебного материала: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1984. -16 с.
- Цыпин Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавания музыки:
- Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1978. 355 с.
- Цыпин Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1978. 28 с.
- Чаша неотпитая (25 октября 1937).// ЛД. Том 2. М.: МЦР, 1995. С. 70.
- Чернышевский Н.Г. Об искусстве. -М., 1957.
- Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты. -М., 2001.
- Челышева Т.В. Музыкально-педагогическая подготовка учителя начальных классов. Теория и практика. М., 1999.
- Чечет Т.И. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно-ориентированного обучении: Автореф.. канд. пед. наук. Волгоград, 1997. С. 11.
- Шамова Т.И. Педагогический эксперимент: Рекомендации для младших научных сотрудников института и учителей. М., 1973. 205 с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 5 т. М., 1964. Т. 3. 492 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2/Под щ ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М., 1980. — 416 с.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975.-200 с.
- Шацкая В. Музыкальная работа и быт детей. В кн.: Этапы новой школы. М., 1923.
- Шиков В. Музыканты Верхневолжья. Калинин, 1982. 208 с.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей-М., 1979. 192 с.
- Школяр Л.В. Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. М., 1990. — С. 64 — 71.
- Школьное пение: Учебно-музыкальные заметки к 1-му выпуску учебно-музыкальной хрестоматии А.И.Богородицкого/ Сост. Н. Малинин, М., 1875.
- Шмидт С.О. Без любви к малой родине, к ее памятникам и природе невозможно почитание и родины большой// Родина. 1989. № 4. С. 70 71.
- Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992. -С. 5.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. — М., 1979. — 192 с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М. Л., 1966. — С. 19.
- Этингер М. Внимание к музыкальному краеведению// Советская музыка. 1983. № 1.-С. 99−102.
- Эфендиева Н. На уроках Октая Раджабова. Из опыта работы. /Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /сост. О. А. Апраксина. М., 1990.
- Юдин A.B. Русская традиционная народная духовность/ Программа «Обновление гуманитарного образования в России». М., 1994.
- Юзбашян Ю. Творческая реализация принципов новой программы по музыке в школах Армянской ССР. /Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /сост. О. А. Апраксина. М., 1990.
- Яковлева Н.И. Реализация краеведческого принципа в изучении физической географии: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997.-21с.
- Яковлев В.В. Д.М.Леонова (оперная певица 1835−1896). М., 1950. 32 с.
- Яковлев Я.Я. Деревня, как она есть. «Красная Новь» М., 1923.- С. 132.
- Яковлев Я.Я. Наша деревня. М., 1924. С. 4.