Методические основы формирования «талантливого читателя»: На примере уроков русского языка и литературы в 5 классе
Диссертация
В то же время следует признать, что, несмотря на другие источники информации, книга остаётся для ребёнка основным «инструментом» познания мира и себя в этом мире. В связи с этим H.H. Светловская утверждает: «Чтение — это практически единственно надёжный путь «очеловечивания», так как оно позволяет расширить ограниченный реальной жизнью круг общения ребёнка и, помогая ему, вглядываясь, как… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы изучения практики анализа художественного текста
- 1. Текст как лингвистическая и культурологическая данность
- 2. Специфика лингвоэстетического подхода в характеристике текстового феномена
- 3. Психолого-дидактические основы восприятия художественного текста
- 4. Условия успешного усвоения художественной информации
- Выводы
- Глава II. Культура чтения и «талант» читателя как методическая проблема
- 1. Подходы к анализу художественного текста в истории словесности
- 2. Методическое обеспечение формирования навыков «талантливого» чтения
- 3. Особенности восприятия пятиклассниками художественных произведений
- Выводы
- Глава III. Методика формирования интерпретационных умений пятиклассников в работе с художественным текстом
- 1. Готовность учащихся к текстовой деятельности в процессе работы с художественным текстом (организация, ход и результаты констатирующего эксперимента)
- 2. Исходные положения и организация опытного обучения
- 3. Анализ результатов опытного обучения
- 4. Анализ результатов отсроченного (контрольного) эксперимента
- Выводы
Список литературы
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1989. — 139с.
- Абрамов Б.А. Текст как закрытая система языковых знаков // Лингвистика текста. Материалы научной конференции, ч.1. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974.-182 с.
- Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания. Спб., 1994. — 256с.
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс». М.: Дрофа, 2000. — 128с.
- Альбеткова Р.И. Основы русской словесности: От слова к словесности для 5−9 классов // Русский язык: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М.: Дрофа, 2000. — 288с.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Уч. для 5 класса. -М.: Дрофа, 2001.-176с.
- Анненский И.Ф. Первые шаги в изучении словесности. СПб, 1888. — 85 с.
- Аннушкин В.И. Что такое словесность (К определению научного термина и границ учебного предмета) // Русская словесность. 1994. — № 5. — С. ЗЗ- 40.
- Антипов Г. А., Донских O.A., Марковина И. Ю., Сорокин Ю. А. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, 1989. — 254с.
- Ю.Антонова Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к Рабочей тетради по развитию речи и мышления школьников 5−6 классов. М.: Вербум-М, 2000. -С.107−108.
- П.Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль: Академия развития, 1997.-224с.
- Антонова Л.Г. Школьная риторика (Методические рекомендации к урокам). 5 класс. Ярославль: ЯШУ им. К. Д. Ушинского, 1994. — 80с.
- Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. — С.62.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Педагогика, 1987. -186 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. -М.: Педагогика, 1985. 210 с.
- Бабенко Л.Г., Казарин Ю. В. Филологический анализ текста. Практикум / Под ред. Л. Г. Бабенко. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 400с.
- Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. — 704с.
- Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. — С. 227−245.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. 421с.
- Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. — 192с.
- Беляева М.И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975.
- Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: МГУ, 1988. -218 с.
- Берхин Н.Б. Специфика искусства (Психологический аспект). М.: Знание, 1984. -64с.
- Богин Г. И. Схемы действия читателя при понимании текста. Калинин: КГУ, 1989.-89с.
- Богоявленский Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону, 1983. С. 24.
- Богоявленский Д.Н. Приёмы умственной деятельности как единица изучения психологии обучения. Воспитание, обучение и психологическое развитие. -ч.1.-М., 1977.~ С.103−104.
- Богоявленский Д.Н. Формирование приёмов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения // Вопросы психологии. 1962. -№ 4.-С.103−104.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. -М., 1959. 346 с.
- Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов н/Д: РПУ, 1997. — 352с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — 430с.
- Брудный А. А. Понимание как компонент психологии чтения // Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975. — С.71.
- Бунеева Е.В., Яковлева М. А. Проверка умений и навыков чтения // Начальная школа: плюс минус. — 1999. — № 4. — С.73−75.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. Русский язык. Учебник для 5 класса основной школы. М.: Баласс, 2002. — 146с.
- Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992. -450 с.
- Буслаев Ф.И. Опыт программы по русскому языку и словесности (1886) // Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе / Сост. Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева. М., 1991. — С.42−55.
- Буслаев Ф.И. Программа русского языка и словесности (1848) // Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992. — С. 410−431.
- Бухбиндер В.А. О некоторых прикладных и теоретических аспектах лингвистики текста // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Киев, 1978.
- Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлёва. М.: Просвещение, 1988. — 239с.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. — 129 с.
- Верещагин Ю.Н. Темы и задачи по истории и теории словесности. СПб, 1903.
- Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989. — 174с.
- Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. — 239 с.
- Власенков А.И. О курсе практической русской словесности // Русский язык в школе. 1996. — № 6. — С.3−10.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. М., 1973. — 288с.
- Водовозов В.И. О преподавании русского языка и словесности в высших классах гимназии // Избранные педагогические сочинения / Сост. B.C. Аранский. -Педагогика, 1991. 480с.
- Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах, с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии (1868) // Избранные педагогические сочинения. М., 1986.
- Воспитание творческого читателя. Кн. для учителя / Под ред. C.B. Михалкова, Т. Д. Полозовой. М.: Просвещение, 1981. — 240с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983. — Т.З.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. — Т.2.
- Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.-704с.
- Гадамер Г.-Г. О круге понимания // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. -М.: Искусство, 1991. 367с.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.- 138с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. — 119с.
- Гальперин ПЛ. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. -М., 1959. Т.1. — С.441−469.
- Герменевтика: история и современность (критические очерки). М.: Мысль, 1985.- 170 с.
- Гёте И.В. Об искусстве. М., 1975. — С.207−208.
- Гиндин С.И. Онтологическое единство текста и виды внутритекстовой связи // Машинный перевод и структурная лингвистика. М.: Наука, 1979. — 165с.
- Гиршман М.М., Громяк Р. Г. Целостный анализ художественного произведения. -Донецк, 1970.- 118с.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10−11 кл. М.: Просвещение, 1995. — 336с.
- Горшков А.И. Вопросы лингвостилистического анализа текста // Русская речь. -^ 1976. № 2. — с.90−97.
- Граник Г. Г. Психологическая модель процесса формирования умений // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С.56−65.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. М.: Знание, 1987. — 80с.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1991. — 256с.
- Граник Г. Г., Концевая Л. А. Восприятие школьниками художественного текста // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.43−52.
- Григорьев В.П. Поэт и слово. М., 1973. — 138с.
- Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998. — С.37.
- Гусев С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985.- 192 с.
- Гурова В.Я. Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности: Дис. .канд. пед. наук / Орловский государственный университет, 2002. 331с.
- Данилова О.В., Мошкина С. С. Педагогическое тестирование. Начальная школа. -Ярославль, 2004.-59с.
- Дворников П. Теория словесности: учебник для средних учебных заведений и учительских семинарий. С приложением тем и планов для упражнений. 2-е изд. -М., 1917.
- Действенность художественного слова / Отв. ред. Е. В. Шпилевая. Киев, 1989. -247с.
- Демьянков В. З Основы теории интерпретации и её приложение к вычислительной лингвистике. М., 1985.- 220с.
- Драгунский В. Тайное становится явным. Денискины рассказы. М.: Малыш, 1984. — 40 с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984. — 268с.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980. — 159 с.
- Долинин К.А. Интерпретация художественного текста. М., 1985. — 179 с.
- Домашнев А.И., Шишкина И. П., Гончаров Е. А. Интерпретация художественного текста: Немецкий язык. -М: Просвещение, 1989. 208с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966. — 231с.
- Жирмунский В.М. К вопросу о формальном методе // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В. П. Нерознака. -М.: Academia, 1997. С. 125−128.
- Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. М., 1965. — 354с.
- Загадка человеческого понимания / Под общ. ред. A.A. Яковлева. М.: Политиздат, 1991. — 201с.
- Занков В.В., Тихомиров O.K. Понимание текста как процесс постановки и решения мысленной задачи // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1991. — № 3. -С.17.
- Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М., 1981.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., Воронеж, 2001. -432с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М., 1989. — С. 190.
- Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия // Инженерная психология. М., 1964. — С. 231−263.
- Зинченко В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969. -106 с.
- Зыбина Т.М. Теория словесности как учебная дисциплина 2 пол. 19 века // Русская словесность. 2000. — № 6. — С.64−68.
- Ипполитова H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.: Флинта: Наука, 1998. — 176с.
- Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т. Г. Браже. М.: Просвещение, 1971. — 215с.
- Исследования по психологии интеллектуальных навыков и умений. Труды института психологии / Отв. ред. Р. Шеварёв. М., 1956. -125 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288с.
- Каган М.С. Социальное функционирование искусства. М., 1974. — 34 с.
- Каменская O. J1. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990. — 152с.
- Карабан В.И. Перцептивные импликации грамматики текста // Психологическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / Под ред. Ю. А. Жлуктенко и A.A. Леонтьева. Киев: Вища школа, 1979.-248с.
- Качурин М.Г. Влияние анализа на восприятие художественных произведений учащихся 4 класса // Восприятие учащимися художественных произведений и методика школьного анализа / Под ред. A.M. Докусова. -М.: Просвещение, 1974. -С. 134−165.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. -М., 1973. 170 с.
- Коган П.С. Теория словесности для средних учебных заведений. М., Пг., 1915.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984.
- Колшанский Г. В. Контекстная семантика. М., 1980. — 320 с.
- Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. 1985. — № 1. — С.10−14.
- Копыленко О.М. Текст как продукт речевой деятельности // Исследования речевой деятельности в психологии. Алма-Ата, 1974. — Вып.З.
- Крымский С.Б. Характеристика понимания // Проблемы социологии и психологии чтения. -М., 1973.
- Ладыженская Т.А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка. 5 класс: Книга для учителя. М.: Флинта: Наука, 1999. — С.300.
- Ладыженская Т.А. Общеучебные умения и речевая деятельность // Советская педагогика. 1981. — № 8. — С.85−92.
- Лебедев В.А. Теория словесности: Курс 5 класса // Филологические записки. -1877. Вып.5−6. — С.З.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Высшая школа, 1964.
- Леонтьев A.A. Восприятие текста как психологический процесс // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / Под ред. Ю. А. Жлуктенко и A.A. Леонтьева. Киев: Вища школа, 1979. — 248с.
- Леонтьев A.A. Признаки связности и цельности текста // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / Под ред. Ю. А. Жлуктенко и A.A. Леонтьева. Киев: Вища школа, 1979.
- Леонтьев A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. M., Воронеж, 2001. — 448с.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. — 450 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 1970. — 425 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 584с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976. — 64с.
- Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5−6 класс. -М., Брянск, 1997.-212с.
- Лойченко А.Б. Преподавать словесность // Русский язык в школе. 1998. — № 4. — С.3−8.
- Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия // Избранные произведения: В 2 т. Т.2. История. Филология. Поэзия. -М.: Наука, 1986.-496с.
- Лосева Л.М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980. — 94с.
- Лотман Ю.М. Ассиметрия мозга и диалог. Тарту, 1983.
- Лотман Ю.М. Риторика // Структура и семиотика художественного текста. Труды по знаковым системам 12. Тарту, 1981.
- Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. — С.202−213.
- Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории // Труды по знаковым системам. -Тарту, 1977. Вып.9.
- Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М.: Ось, 1999. — 192с.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: МГУ, 1975. — 253с.
- Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: МГУ, 1973. — 250с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. — 319с.
- Львова С. И Уроки словесности. 5−9 классы. М.: Дрофа, 2000. — 416с.
- Маранцман В. Г. Восприятие и изучение произведений в их родовой специфике. -М., 1995. 186 с.
- Марцелёнене Э.А. Методика обучения устному пересказу в 1 классе // Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1989. — 16с.
- Маршак С.Я. О талантливом читателе // Собрание сочинений: В 4 т. Т.4. Воспитание словом. М., 1990. — 236с.
- Маслова В.А. Филологический анализ художественного текста. Минск, 2000.
- Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.- Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. — 368с.
- Менчинская H.A. Исследования по психологии учения и развития // Воспитание, обучение и психическое развитие. 4.2. М., 1977. — С.45−73.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973. — 156 с.
- Мильруд Р.П. Содержание и пути реализации развивающего аспекта обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1990. — № 3. — С.8−13.
- Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981. — 183с.
- Москальская О.И. Текст два понимания и два подхода // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. -М., 1984.
- Мурзин Л.Н. Текст как интерпретация текста // Выбор и организация текстового материала в системе профессионально-ориентированного обучения. -Пермь, 1985.
- Мурзин Л.Н., Штерн A.C. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд. Уральского унив., 1991.- 171с.
- Мучник Б.С. Человек и текст. М.: Книга, 1985. — 252с.
- Назаретян А.П. О способе численного представления // Место и функции массовой коммуникации в процессе педагогического воздействия. М., 1975.
- Никольский А. Основания российской словесности. СПб., 1823.
- Новиков JI.A. О некоторых вопросах лингвистического изучения художественного текста. // Русский язык в школе. 1980. — № 4. — С.57−63.
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. М.: Баласс, 2003. — 288с.
- Общая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М.: Просвещение, 1977.
- Овсянико-Куликовский Д. Н. Теория поэзии и прозы (Теория словесности). -М., Пг., 1923.
- Остренкова М.А. Уроки исследования художественного текста. В 2 ч. 4.1. -Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2001. — 67с.
- Острогорский В.П. Краткий учебник теории поэзии: Для мужских и женских учебных заведений и самообразования. М., 1904.
- Панов М.И., Тумина Л. Е. Русское красноречие: история, теория, практика // Риторика: Методология и практика: Сборник программ / Отв. ред. и сост. М. И. Панов и Л. И. Тумина. М., Ярославль, 2003. — С. 432−580.
- Педагогические технологии / Под общей ред. B.C. Кукушкина. Ростов н/Д: Март, 2002. — 320с.
- Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М., 1930.
- Пищальникова В.А. Проблемы лингвоэстетического анализа художественного текста. Барнаул, 1984.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972. — 312с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
- Пленкин H.A. «Кубики» как пособие при изучении текста // Русский язык в школе. 1989. — № 4. — С.11−18.
- Полозова Т.Д., Полозова Т. А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. М.: Просвещение, 1990. — 335с.
- Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 360 с.
- Пранцова Г. В. Что и как читают пятиклассники // Русская словесность. 1998. -№ 3.-С. 81−83.
- Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т. В. Игнатьева. М.: Дрофа, 2001.
- Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М: МГУ, 1979. — 220 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1983.
- Пустовойт П.Г. Слово. Стиль. Образ. М.: Просвещение, 1965. — 260с.
- Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М., 1978. -175 с.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций (Очерки о герменевтике). М., 1995. — 230 с.
- Рубакин H.A. Избранное: В 2 т. М., 1975.-Т.1.-223 с.
- Рубакин H.A. Психология читателя и книги. М.: Книга, 1977. — 263с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1940.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 427с. — С.152.
- Русская хрестоматия. Составил Лев Поливанов. Ч. З. Для 5,6,7 и 8 кл. средних учебных заведений. 9-е изд. М., 1912.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М. С. Соловейчик. М.: Л инка-пресс, 1994. — 383с.
- Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. — 314с.
- Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л., 1989. — 167с.
- Светловская H.H. Введение в науку о читателе. М., 1997.- 156с.
- Светловская H.H. Основы науки о читателе. М., 1993. — 120 с.
- Светловская H.H. «Позиция» // Начальная школа. 1999. — № 2. — С.99−104.
- Светловская H.H. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиции теории формирования читательскойсамостоятельности // Начальная школа. 2000. — № 2. — С.24−27.
- Светловская H.H. Самостоятельное чтение младших школьников: (Теоретико-экспериментальное исследование). -М.: Педагогика, 1980. 160с.
- Семёнов М. История и теория русской словесности. М., 1918.
- Симакова J1.A. Самостоятельная работа учащихся в процессе анализа художественного произведения в 4−7 классах. — Киев: Радянська школа, 1987. — 109с.
- Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М., Воронеж, 2003. — 272с.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. — М.: Академкнига, 2002.-168с.
- Синтаксис текста / Отв. ред. Г. А. Золотова. М.: Наука, 1979. — 367с.
- Сластёнин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1973. — 223с.
- Случевский П. Руководство к изучению теории словесности по лучшим образцам. Ставрополь, 1878.
- Случевский П. Руководство к изучению теории словесности по лучшим образцам. Тифлис, 1857.
- Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука, 1999. — С.156−157.
- СолганикГ.Я. Синтаксическая стилистика. -М., 1973.
- Солганик ГЛ. Стилистика текста. М.: Флинта: Наука, 2003. — 256с.
- Сорокин Ю.А. Почему живут и умирают книги? М.: Педагогика, 1991. — 123с.
- Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985.- 168с.
- Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителей-воспитателей. Ярославль, 1976. — 230 с.
- Срезневский И.И. Русское слово: Избранные труды / Сост. H.A. Кондратов. -М.: Просвещение, 1986. 176с.
- Столович JI.H. Жизнь, творчество, человек. М., 1985. -250 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. — С.343.
- Тихомирова И.И. Чему учить, обучая ребёнка чтению? // Начальная школа: плюс минус. — 2002. — № 8. — С.23−28.
- Тихомирова И.И. Читать значит творить // Начальная школа: плюс — минус. — 2001. — № 5. — С.56−60.
- Толстой А.Н. Писатель критик — читатель // Полн. собр. соч. — М., 1949. — Т. 13.-С. 297.
- Толстой Н.И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. — С.306−316.
- Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семиотика и структура. М., 1983.
- Троицкий В.Ю. Словесность в школе. М.: ВЛАДОС, 2002. — 432с.
- Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот // Каникулы в стране сказок / Сост. А. Г. Казакова. М.: Дрофа, 1992. — С.360.
- Филонова Ю.А. Возможности использования опыта русских педагогов-словесников 2 пол. 19 в. для развития творческих качеств современных школьников // Автореф.. канд. пед. наук. Ярославль, 2003. — 22с.
- Формирование у учащихся интеллектуально-речевых умений: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1987. — 114с.
- Хайдеггер М. Бытие и время (Избранные параграфы) // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
- Хализев В.Е. Текст // Русская словесность. 1995. — № 4. — С. 27−32.
- Хрестоматия по этике: Учебно-методическое пособие / Сост. С. Г. Колбовская. -Ярославль: ТОО «Лия», 1998. С. 196−197.
- Шадрина Jl.И. Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста в начальной школе: Дис. .канд. пед. наук. Орёл, 2000. — 253 с.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. М.: Просвещение, 2002.- 224с.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Просвещение, 1984.-270с.
- Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (X-XI кл.) // Русский язык в школе. 1994. — № 5. — с.20−26.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М.: Просвещение, 1986. 157с.
- Шендельс Е.И. Грамматика текста и грамматика предложения // Иностранные языки в школе. 1985. — № 4. — С. 16−21.
- Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // В. А. Звегинцев. История языкознания. 19−20 вв. в очерках и извлечениях. М., 1965. -ч.2.
- Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. -120 с. 281."Школа 2100″. Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа / Под научной редакцией A.A. Леонтьева. Вып. 5. М.: Баласс, 2001. -240с.
- Шляхова С.А. Уроки по курсу «Практическая словесность» // Русский язык в школе. 1998. — № 1. — С.28−33.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.-М., 1979. 160с.
- Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961. — 250 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1964.- 283 с.
- Якобсон P.O. Работы по поэтике. М., 1987. — 361 с.