Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методические основы формирования «талантливого читателя»: На примере уроков русского языка и литературы в 5 классе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время следует признать, что, несмотря на другие источники информации, книга остаётся для ребёнка основным «инструментом» познания мира и себя в этом мире. В связи с этим H.H. Светловская утверждает: «Чтение — это практически единственно надёжный путь «очеловечивания», так как оно позволяет расширить ограниченный реальной жизнью круг общения ребёнка и, помогая ему, вглядываясь, как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы изучения практики анализа художественного текста
    • 1. Текст как лингвистическая и культурологическая данность
    • 2. Специфика лингвоэстетического подхода в характеристике текстового феномена
    • 3. Психолого-дидактические основы восприятия художественного текста
    • 4. Условия успешного усвоения художественной информации
  • Выводы
  • Глава II. Культура чтения и «талант» читателя как методическая проблема
    • 1. Подходы к анализу художественного текста в истории словесности
    • 2. Методическое обеспечение формирования навыков «талантливого» чтения
    • 3. Особенности восприятия пятиклассниками художественных произведений
  • Выводы
  • Глава III. Методика формирования интерпретационных умений пятиклассников в работе с художественным текстом
    • 1. Готовность учащихся к текстовой деятельности в процессе работы с художественным текстом (организация, ход и результаты констатирующего эксперимента)
    • 2. Исходные положения и организация опытного обучения
    • 3. Анализ результатов опытного обучения
    • 4. Анализ результатов отсроченного (контрольного) эксперимента
  • Выводы

Методические основы формирования «талантливого читателя»: На примере уроков русского языка и литературы в 5 классе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Вхождение общества в новое тысячелетие предъявляет качественно иные требования к человеку: он должен быстро ориентироваться в ситуации, творчески решать возникающие проблемы, понимать и принимать всю меру ответственности за свои решения.

В связи с этим изменения произошли и в современном образовательном процессе: активизированы гуманистические традиции в образовании, которое ориентировано прежде всего на развитие личности ребёнка, способной к творческому, нетрадиционному решению проблемных ситуаций, умеющей прогнозировать свои действия, гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учётом возникающих перемен. Вот почему многие отечественные учёные и педагоги (O.K. Куревина, A.A. Леонтьев, Л. Г. Петерсон, В.Д. Шадриков) определяют принцип творчества (креативности) одним из центральных принципов современного образования.

Как показывают многочисленные исследования, проблема формирования творческой личности учащегося в настоящее время поставлена в ряд важнейших, она поднимается на новый качественный уровень, рассматривается в соответствии с условиями и потребностями современного общества и представляет особый и значительный интерес для практики преподавания словесных дисциплин в школе.

Смена образовательных ориентиров означает возникновение новых учебных курсов и программ в рамках дисциплин словесного цикла, где развитие творческих способностей учащихся занимает одно из определяющих мест. Вместе с тем ряд исследователей отмечают недостаточный уровень развития креативных качеств у учащегося 5 класса, что делает востребованной разработку технологии становления творческой и самостоятельной личности школьника, перешедшего из начального в среднее звено, на уроках русского языка и литературы.

Исходя из этого, возникает потребность представления нового учебно-методического обеспечения преподавания словесных дисциплин: создание технологических моделей уроков русского языка и литературы, на которых максимально реализуется интеллектуальная и творческая активность обучающихсяуроков, которые построены с учётом принципа преемственности и принципа реализации межпредметных связей. Это, по нашему мнению, призваны решить уроки, в основе которых — творческая работа с текстом, а основной задачей является формирование у учащихся прочных навыков «талантливого читателя».

Своевременность обращения к практике обучения школьников «талантливому чтению» объясняется следующими причинами.

Духовная природа человека, как известно, проявляется и обогащается в творческом чтении, в постижении глубинной информации. Но это возможно только тогда, когда чтение становится потребностью, когда оно внутренне необходимо, личностно значимо, что, к сожалению, мы не всегда наблюдаем у современного школьника как читателя.

В то же время следует признать, что, несмотря на другие источники информации, книга остаётся для ребёнка основным «инструментом» познания мира и себя в этом мире. В связи с этим H.H. Светловская утверждает: «Чтение — это практически единственно надёжный путь „очеловечивания“, так как оно позволяет расширить ограниченный реальной жизнью круг общения ребёнка и, помогая ему, вглядываясь, как в зеркало, в „чужой“ опыт, проходя школу освоения „чужой“ речи — мысли, чувств, оценок, — искать и находить себя и своё место в жизни» [235. С.24]. Только включившись в «чужую» жизнь, запёчатлённую в произведении, через её открытие, понимание, освоение, при непременном эмоциональном сопереживании, читатель-школьник сможет духовно обогатиться. Следовательно, творческое чтениеважнейшее условие воспитания социально зрелой, нравственной личности. И в то же время творческое чтение — это начало постижения и других форм художественного творчества, связанного с эстетической оценкой действительности.

Не следует забывать, что творческое чтение, общение с искусством может в значительной мере помочь школьникам преодолеть разрыв между интеллектуальной деятельностью и эмоционально-эстетической неразвитостью.

В связи с этим перед учителем встают методологические и технологические вопросы: как сформировать потребности и способности творческого, талантливого читателя, умеющего получать удовольствие от чтения художественных текстов, глубоко понимать заключённую в них информацию, готового к интерпретации авторского замысла в рамках собственно читательского и жизненного опыта.

ШМожно утверждать, что основная задача, стоящая перед учителем-словесником, заключается в том, чтобы научить школьников «искусству постигать искусство» (Т.Г. Браже), искусству словесного выражения знаний о мире. Только на этой основе достижима их духовная зрелость, гармоническое развитие, творческий потенциал.

Исходя из сказанного, объектом исследования является деятельность читателя-школьника как важная составляющая «талантливого чтения», а предметом технология формирования интерпретационных умений учащихся 5 класса в ходе текстовой деятельности на основе чтения и анализа художественного текста.

Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом: ^ формирование умений «талантливого читателя» будет успешным, если: определено и структурировано понятие «талантливый читатель" — разработана технология обучения школьников текстовой деятельности в ходе чтения и анализа художественного текста на уроках русского языка и литературы;

— разработана диагностика сформированности интерпретационных умений в ходе текстовой деятельности.

Цель исследования: разработать методику обучения пятиклассников текстовой деятельности в ходе аналитической работы с текстом художественного произведения на уроках, носящих интегрированный характервыявить эффективность отдельных методических приёмов формирования интерпретационных умений в условиях интегрированного обучения.

Для достижения намеченной цели необходимо было решить следующие задачи: определить теоретические положения методики обучения пятиклассников текстовой деятельности в ходе чтения и анализа художественного текста;

— выявить сущность составляющих компонентов комплексного понятия «талантливое чтение» и «талантливый читатель" — изучить степень разработанности проблемы обучения школьников «талантливому» чтению;

— выявить степень готовности учащихся к текстовой деятельности на уроках ф, русского языка и литературы (уровень сформированности опорных умений, возникающие трудности, возможности для усвоения экспериментальных методик текстового анализа), обобщить результаты констатирующего и контрольного экспериментов;

— разработать (определить цель, задачи, содержание этапов обучения школьников текстовой деятельности) и экспериментально проверить технологическую модель формирования интерпретационных умений в ходе текстовой деятельностиопределить критерии диагностики степени сформированное&tradeинтерпретационных умений, связанных с аналитической и творческой работой с художественным текстом;

— выделить объективные критерии оценки качества проведённого эксперимента и проверить его эффективность;

— сформулировать методические рекомендации по обучению школьников текстовой деятельности и формированию интерпретационных умений.

Для того чтобы решить поставленные задачи, были использованы следующие методы исследования:

• анализ лингвистической, литературоведческой, психолингвистической, психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

• педагогическое наблюдение;

• констатирующий эксперимент: диагностирующие срезы;

• поисковый эксперимент;

• формирующий эксперимент (опытное обучение);

• анализ продуктов речевой деятельности учащихся (письменных и устных высказываний);

• контрольный (отсроченный) эксперимент по окончании опытного обучения;

• метод статистической обработки результатов диссертационного исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— вопросы изучения текста как лингвистической категории (И.Р. Гальперин, В. З. Демьянков, Т. М. Дридзе, Н. Д. Зарубина, Г. А. Золотова, Г. В. Колшанский, JI.M. Лосева, В. А. Лукин, О. И. Москальская, Л. Н. Мурзин, Г. Я. Солганик, Е. И. Шендельс, A.C. Штерн и др.);

— исследования сущности художественного текста (Р. Барт, М. М. Бахтин, А. Л. Гришунин, Д. С. Лихачёв, В. А. Лукин, В. А. Маслова, В. А. Пищальникова, В. Е. Хализев и др.);

— исследования, посвященные специфике лингвоэстетического анализа художественного текста: теоретические аспекты (В.В. Виноградов, Г. О. Винокур, М. М. Гиршман, В. П. Григорьев, Р. Г. Громяк, Г. А. Гуковский, К. А. Долинин, А. Ефимов, В. М. Жирмунский, В. В. Кожинов, Б. А. Ларин, Ю. М. Лотман, Л. А. Новиков, П. В. Палиевский, А. М. Пешковский, A.A. Потебня, П. Пустовойт, Л. И. Тимофеев, Л. В. Щерба и др.) — дидактические аспекты (Т.Г. Браже, А. Н. Гвоздев, А. И. Горшков, В. Я. Гурова, Е. В. Квятковский, Н. И. Кудряшов, М. Р. Львов, Л. Ю. Максимов, Л. И. Шадрина, Н. М. Шанский и др.);

— современные концепции в области образовательных принципов: (A.C. Белкин, В. А. Доманский, A.A. Леонтьев, Ю. И. Лысый, Э.А. Красновский);

— психолого-педагогические исследования психологии восприятия и понимания текстовой информации (М.М. Бахтин, A.A. Брудный, Л. С. Выготский, В. В. Занков, И. А. Зимняя, З. И. Клычникова, А. Р. Лурия, Н. Д. Молдавская, Б. С. Мучник, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.);

— проблемы герменевтического постижения текстовой информации (Ю.Б. Борев, Г.-Г. Гадамер);

— исследования, посвящённые практике взаимодействия читателя и текстового материала (М.М. Бахтин, Т. М. Дридзе, Г. И. Ионин, H.A. Рубакин, Ю.А. Сорокин);

— исследования по психологии художественного творчества и их методические аспекты (Г.И. Беленький, М. И. Беляева, Ю. Б. Борев, Л. Г. Жабицкая, М. С. Каган, Б. С. Мейлах, Н. Д. Молдавская, О. И. Никифорова, Т. Д. Полозова, С. Х. Раппопорт, Л.Н. Столович);

— проблемы интегрированного обучения в работах педагогов-словесников 19−20 вв. (Р.И. Альбеткова, И. Ф. Анненский, Ц. П. Балталон, Ф. И. Буслаев, Ю. Н. Верещагин, А. И. Власенков, В. И. Водовозов, В. В. Голубков, В. А. Лебедев, А. Б. Лойченко, С. И. Львова, А. Никольский, М. А. Остренкова, В. П. Острогорский, Л. Поливанов, М. А. Рыбникова, М. Семёнов, П. Случевский, И. И. Срезневский, В. Я. Стоюнин, А. Н. Чудинов, Н. М. Шанский, С. А. Шляхова и др.);

— методические концепции формирования «талантливого» читателя (Л.Я. Гришина, Л. Г. Жабицкая, И. С. Збарский, Е. В. Карсалова, В. Г. Маранцман, Н. Я. Мещерякова, В. В. Неверов, H.JI. Необутова, H.H. Светловская, И.И. Тихомирова);

— исследования психолого-педагогических основ восприятия художественного произведения пятиклассниками (М.Г. Качурин, Н. Д. Молдавская, О. И. Никифорова, Л. Н. Рожина, Л. А. Симакова, П.М. Якобсон) — психолого-педагогические теории формирования умений в процессе обучения (O.A. Абдуллина, Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, Д. Н. Богоявленский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Г. Г. Граник, В. В. Давыдов, М. И. Данилов, С. Ф. Жуйков, E.H. Кабанова-Меллер, В. А. Крутецкий, Т. А. Ладыженская, Н. Д. Левитов, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, E.H. Менчинская, Е. А. Милерян, Ж. Пиаже, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, H.A. Рыков, М. Н. Скаткин, В. А. Сластёнин, Л. Ф. Спирин, М. С. Соловейчик, Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина).

Исследование проводилось с 2001 по 2004 гг. и включало три этапа:

На первом этапе (2001;2002 гг.) разрабатывались теоретические основы исследования: определялась цель, задачи, рабочая гипотеза исследования. Была изучена лингвистическая, литературоведческая, психолингвистическая, психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования. Были определены теоретические и методические основы опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2002;2003 гг.) была разработана программа опытного обучения, уточнялись исходные положения исследования, проводился поисковый эксперимент, отбирался дидактический материал для проведения констатирующего среза.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) был проведён констатирующий, формирующий (опытное обучение) и контрольный этапы эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов: осуществлена коррекция теоретических положений с учётом данных экспериментазавершено оформление текста диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• систематизированы и методически интерпретированы понятия из области текстологии художественной речи;

• обоснована, разработана и экспериментально проверена технология формирования интерпретационных умений в ходе текстовой деятельности с текстом художественного произведения;

• опытно-экспериментальным путём проверена эффективность интегрированной модели формирования интерпретационных умений.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

• определено содержание понятия «талантливый читатель" — обоснована необходимость и востребованность обучения пятиклассников «талантливому чтению»;

• структурировано понятие «интерпретационные умения» и определён их состав;

• получены данные об исходном уровне сформированности интерпретационных умений, обеспечивающих текстовую деятельностьвыявлены трудности, возникающие у пятиклассников в ходе чтения и анализа художественных текстов.

Практическая значимость исследования:

• создана научно обоснованная и экспериментально проверенная программа обучения пятиклассников текстовой деятельности в ходе чтения художественного произведения на уроках русского языка и литературы;

• отобран дидактический материал, который может быть использован в практике преподавания словесных дисциплин в школе, при создании новых учебных пособий, методических рекомендаций;

• предложена система заданий, способствующих становлению школьника как «талантливого» читателя;

• сформулированы рекомендации по совершенствованию практики обучения учащихся созданию устных и письменных высказываний, осуществлению текстовой деятельности на уроках русского языка и литературы.

Личный вклад автора в исследование состоит:

• в систематизации и методической интерпретации понятий из области текстологии художественной речи;

• в разработке теоретических и методических основ, дидактической базы обучения пятиклассников как талантливых читателей, готовых к аналитической и интерпретационной работе с текстом художественного произведения;

• в определении методов и приёмов диагностики уровня сформированное&tradeинтерпретационных умений.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов, рекомендаций, сформулированных в диссертации, определяется имеющимися в лингвистике, литературоведении, психологии, психолингвистике, педагогике достижениями и обеспечивается проведённым обучающим экспериментом, в котором приняло участие 125 учащихся школы № 27 г. Ярославляподтверждается данными констатирующих и контрольных срезоввозможностью повторения опытно-экспериментальной работы и перенесения предложенной технологии в новые условия преподавания на уроках русского языка и литературы в 5−7 классах.

Апробация исследования.

Материалы и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях (Ярославль, 2002, 2003), на научных чтениях, посвященных К. Д. Ушинскому (ЯГПУ, 2003,2004), осуществлялась практическая деятельность самого автора исследованияпредставлялись и обсуждались результаты на методических объединениях учителей г. Ярославляосуществлялась опытно-экспериментальная работа на базе средней школы № 27 г. Ярославляв ходе практических занятий по методике русского языка и педагогической практики студентов филологического факультета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского апробированы методические материалы опытного обучения.

Результаты исследования нашли отражение в 7 печатных работах, объёмом 1,7 печатных листа.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Лингвоэстетический анализ текста художественного произведения и разработанные в его рамках принципы и приёмы, являются основополагающими при определении методических основ работы с текстом художественного произведения.

2. В ходе аналитической работы с текстом художественно произведения следует опираться на инструментарий, выработанный герменевтикой: использовать этапы, методы и приёмы, позволяющие проникнуть в текстовую «ткань» на «глубинном» уровне.

3. Выяснение сущности текстовых категорий и структурных элементов текста даёт возможность определить круг инструментальных текстовых знаний и умений, освоение которых позволит выйти на уровень «раскодирования» авторского намерения, «глубинного» постижения текстовой информации.

4. «Талантливый» читатель — это читатель, у которого сформированы способности исследователя текста: он обладает текстовым опытом «глубинного» осмысления прочитанного.

5. Становление школьника как «талантливого» читателя предполагает комплексное формирование у него основных групп интерпретационных умений: интеллектуально-речевых, связанных с технологией аналитического чтенияэстетико-художественных, обеспечивающих постижение особенностей текста художественного произведенияинтеллектуально-речевых, способствующих созданию собственного устного и письменного текста после анализа и интерпретации прочитанного.

6. Обучение школьников «талантливому» чтению должно осуществляться в рамках интегративной модели обучения, позволяющей комплексно формировать умения для создания устных и письменных высказываний, где уроки русского языка являются фундаментом для совершенствования инструментальных текстовых умений учащихся, а уроки литературы — для основных умений, необходимых в практике осознанного «талантливого» чтения, и должно строиться на основе специально разработанной системы заданий, направленной на обеспечение продуктивной и творческой деятельности в ходе чтения и связанной с созданием учащимися самостоятельных высказываний.

Структура исследования.

Структура работы определена в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложения.

ВЫВОДЫ.

1. В ходе проведения констатирующего эксперимента выявлен исходный уровень инструментальных текстовых знаний и умений, обеспечивающих «глубинное» постижение информации, заложенной в тексте художественного произведения, характеризующийся как средний.

2. Результаты констатирующего среза подтвердили, что обучение школьников текстовой деятельности в ходе чтения художественного текста является методически востребованным видом деятельности. Кроме того, пятиклассники обладают инструментальными текстовыми умениями, необходимыми для формирования интерпретационных умений в ходе аналитической работы с текстом художественного произведения.

3. Опытное обучение пятиклассников текстовой деятельности подтвердило эффективность и результативность предложенной технологической модели обучения: дидактический материал, система заданий, направленная на обеспечение аналитической и творческой текстовой деятельности в ходе чтения текста художественного произведения и связанная с созданием учащимися самостоятельных устных и письменных высказываний, последовательность этапов обучения составляют методические основы формирования пятиклассников как «талантливых» читателей.

4. Наиболее успешное овладение школьниками интерпретационными умениями текстовой деятельности возможно лишь в рамках интегративной модели, позволяющей комплексно формировать умения, обеспечивающие создание устных и письменных высказываний, где уроки русского языка являются фундаментом для совершенствования инструментальных текстовых умений учащихся, а уроки литературы — для умений, необходимых в практике осознанного «талантливого» чтения.

5. Результаты опытно-экспериментальной работы и контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что учащиеся овладели интерпретационными умениями, предусмотренными программой опытного обучения.

Общедидактические достижения экспериментальной работы заключаются в повышении у учащихся общего уровня читательской культуры, в стремлении к интеллектуальной деятельности (по результатам наблюдений за деятельностью пятиклассников в ходе опытного обучения), в продвижении в плане развития логических операций и речевых творческих способностей (по результатам контрольного эксперимента).

6. Анализ результатов констатирующего среза и опытного обучения позволил выявить объективные трудности, связанные с обучением пятиклассников текстовой деятельности, обусловленные, с одной стороны, особенностями развития логических операций и речевых творческих способностей пятиклассников, с другойнесформированностью отдельных групп инструментальных текстовых умений и ограниченным запасом теоретических сведений, полученных учащимися в начальной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено решению актуальной проблемы формирования школьника как «талантливого» читателя, что потребовало разработать технологическую модель обучения учащихся 5 класса интерпретационным умениям в ходе текстовой деятельности на основе чтения и анализа художественного текста.

Основой предложенной технологической модели являются положения из области лингвистики, психолингвистики, литературоведения, методики обучения русскому языку и литературе, которые позволили определить теоретико-методологическую и методическую базу исследования.

В ходе анализа научно-методической литературы были охарактеризованы параметры текста как лингвистической и культурологической единицы, что дало возможность выявить комплекс инструментальных текстовых знаний и умений, формируемых в ходе обучения школьников текстовой деятельности с текстом художественного произведения и составляющих, в свою очередь, основу обучения школьников «глубинному» постижению текстовой информацииопределена специфика лингвоэстетического анализа текста художественного произведения, исходные положения которого и названные в его рамках принципы, методы и приёмы анализа являются наиболее востребованными в разработке методических основ исследования при формировании умений «талантливого чтения" — изучены психолого-дидактические особенности восприятия и понимания текстовой информации, ограниченной рамками художественного текста, позволившие представить парадигму умений, формируемых в ходе текстовой деятельности на уровне аналитической творческой работы с художественным текстом, определить, что комплексная работа по извлечению смысла текстовой информации должна строиться в рамках тезаурусного подхода к восприятию текстовых сообщений и с учётом отдельных положений витагенного обучения (они легли в основу принципов обучения и разработки видов заданий) — «правила», методы и приёмы постижения реципиентом информации, заключённой в тексте художественного произведения, выработанные на основе герменевтической традиции изучения текста художественного произведения, составляют инструментальный уровень руководства текстовой деятельностью, а учащихся в рамках аналитической работы с текстом художественного произведенияназванные условия успешного протекания процесса восприятия художественной информации обеспечивают эффективность и результативность руководства текстовой деятельностью учащихся и являются одной из составляющих методических основ формирования интерпретационных уменийпредставленная характеристика видов анализа текстов, методы и приёмы руководства текстовой деятельностью учащихся на уроках словесности в исторической ретроспективе методического опыта и их критическая оценка позволили определить содержательные аспекты разрабатываемого интегрированного курса (уроков словесности), в ходе которого формируются интерпретационные умения «талантливого читателя» (в нашем случае пятиклассника) в ходе текстовой деятельности с текстом художественного произведениякомплексное понятие «талантливый читатель», получившее определение на основе анализа методической литературы, предполагает наличие читателя круга умений: инструментальных текстовых, интерпретационных, обеспечивающих аналитическую и творческую деятельность с текстовой информацией в ходе и после чтенияуказанные возрастные и индивидуальные психологические особенности постижения литературного произведения учащимися 5 класса вошли в число непременных условий при разработке методических основ формирования школьника как «талантливого» читателя.

Констатирующий эксперимент (анкетирование, проведение текстовых методик) позволил определить, что: обучение школьников текстовой деятельности в ходе чтения и анализа текста художественного произведения является методически востребованным видом деятельности в практике преподавания словесных дисциплинпятиклассники обладают недостаточно оформленным кругом инструментальных текстовых знаний и умений, необходимыми для формирования интерпретационных умений в ходе аналитической творческой работы с художественным текстомучащиеся 5 класса имеют невысокий уровень сформированности интерпретационных умений, обеспечивающих «глубинное» понимание информации, ограниченной рамками художественного текста, что свидетельствует об интуитивном уровне восприятия ими художественной информациизатруднения в области литературоведческой и речеведческой подготовки пятиклассников возникают в связи с недостаточным усвоением учащимися базовых понятий, предусмотренных * программой начальной школыуровень развития логических операций и речевых творческих способностей пятиклассников в целом определён как уровень ниже среднего, характеризующийся слабо выраженными способностями конструировать текст по предложенному началу, отсутствием гибкости в построении слов и предложений, несформированными операциями анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, что затрудняет творческую и интеллектуальную деятельность пятиклассников в ходе аналитической работы с текстом художественного произведения.

Результаты опытно-экспериментальной работы и отсроченного (контрольного) эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной методической системы формирования у пятиклассников интерпретационных умений в ходе текстовой деятельности с художественным текстом: учащиеся становятся способными к более глубокому и осознанному освоению смыслового и эстетического наполнения текста художественного произведения, к переносу опыта аналитической текстовой деятельности на опыт создания самостоятельных устных и письменных высказыванийзначительно повышается качество их логических операций и речевых творческих способностейстабилизируется, совершенствуется общий уровень их читательской культуры, стремление к самостоятельной и творческой интеллектуальной деятельности с текстом художественного произведения.

Эффективность и результативность предложенной технологической модели обучения учащихся текстовой деятельности в ходе чтения и анализа художественного текста обеспечивается:

— организацией обучения в рамках интегративной модели, позволяющей комплексно формировать умения для создания устных и письменных высказываний, где уроки русского языка являются фундаментом для совершенствования инструментальных текстовых умений учащихся, а уроки литературы — для основных умений, необходимых в практике осознанного «талантливого» чтения;

— построением технологической модели обучения с учётом следующих принципов: личностно ориентированного, культуро ориентированного, деятельностно ориентированного, принципа витагенного обученияналичием дидактического материала, позволяющего формировать инструментальные текстовые и интерпретационные умения, обслуживающие деятельность читателя «на пороге текста», на этапе «погружения в текст», «после чтения»;

— системой заданий, направленной на обеспечение аналитической творческой текстовой деятельности в ходе чтения и связанной с созданием учащимися самостоятельных устных и письменных высказываний;

— последовательностью этапов обучения, соответствием форм, методов и приёмов руководства текстовой деятельностью учащихся, их уровню знаний и умений, возрастным и индивидуальным особенностям.

Объективные трудности, возникшие в ходе обучения, обусловлены, с одной стороны, особенностями развития словесно-логического мышления пятиклассников, с другой — несформированностью отдельных групп инструментальных текстовых умений и умений аналитической деятельности с художественной информацией, ограниченным запасом теоретических (речеведческих и литературоведческих) понятий, полученных учащимися в начальной школе.

Кроме того, данные опытного обучения позволяют сделать вывод о том, что подтвердилось гипотетическое положение, высказанное в начале опытно-экспериментальной работы: формирование умений «талантливого читателя» идёт эффективно и продуктивно, если:

— определено и структурировано комплексное понятие «талантливый читатель» и круг умений, формируемых в ходе «талантливого чтения»;

— в программу опытного обучения включены сведения о тексте и текстовых признаках, усвоенных учащимися из курса начальной школы;

— обучение построено с учётом принципа реализации межпредметных связей в преподавании русского языка и литературы;

— на основе комплекса критериев проверен уровень сформированности интерпретационных умений, обеспечивающих аналитическую и творческую работу с художественным текстом, как в ходе, так и по окончании отдельных этапов опытного обучения.

Мы отдаём себе отчёт в том, что проведённое опытно-экспериментальная работа не только свидетельствует об эффективности предложенной технологической модели формирования «талантливого читателя», но и ставит много новых вопросов, которые могут представить собой перспективы развития темы исследования. Это, в частности:

1. Разработка по аналогичной технологической модели системы уроков по формированию «талантливого читателя» в 6−7 классах в рамках Образовательной системы «Школа 2100».

2. Создание комплексной системы формирования интерпретационных умений, обеспечивающих глубокие самостоятельные письменные высказывания учащихся разных жанров как итоговой работы, завершающей чтение художественного произведения.

3. Создание методических рекомендаций, предназначенных для учителя, по обучению «талантливому» чтению и интерпретации текста художественного произведения.

Проведённое исследование позволяет нам утверждать, что предложенная методика руководства текстовой деятельностью учащихся 5 классов в ходе чтения и анализа художественного текста создаёт такие условия, при которых каждый ученик становится духовно развитой, творческой, самостоятельной личностью, способной осваивать накопленный «чужой» опытчтение для школьника приобретает черты личностно значимой, творчески реализованной деятельности, становится элементом его эмоциональной и эстетической культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1989. — 139с.
  2. .А. Текст как закрытая система языковых знаков // Лингвистика текста. Материалы научной конференции, ч.1. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974.-182 с.
  3. В.Г. Система форм речевого высказывания. Спб., 1994. — 256с.
  4. Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс». М.: Дрофа, 2000. — 128с.
  5. Р.И. Основы русской словесности: От слова к словесности для 5−9 классов // Русский язык: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М.: Дрофа, 2000. — 288с.
  6. Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Уч. для 5 класса. -М.: Дрофа, 2001.-176с.
  7. И.Ф. Первые шаги в изучении словесности. СПб, 1888. — 85 с.
  8. В.И. Что такое словесность (К определению научного термина и границ учебного предмета) // Русская словесность. 1994. — № 5. — С. ЗЗ- 40.
  9. Г. А., Донских O.A., Марковина И. Ю., Сорокин Ю. А. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, 1989. — 254с.
  10. Ю.Антонова Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к Рабочей тетради по развитию речи и мышления школьников 5−6 классов. М.: Вербум-М, 2000. -С.107−108.
  11. П.Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль: Академия развития, 1997.-224с.
  12. Л.Г. Школьная риторика (Методические рекомендации к урокам). 5 класс. Ярославль: ЯШУ им. К. Д. Ушинского, 1994. — 80с.
  13. В.Ф. Чтение как труд и творчество // Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. — С.62.
  14. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Педагогика, 1987. -186 с.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. -М.: Педагогика, 1985. 210 с.
  16. Л.Г., Казарин Ю. В. Филологический анализ текста. Практикум / Под ред. Л. Г. Бабенко. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 400с.
  17. Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. — 704с.
  18. М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. — С. 227−245.
  19. М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. 421с.
  20. Г. И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. — 192с.
  21. М.И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975.
  22. В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: МГУ, 1988. -218 с.
  23. Н.Б. Специфика искусства (Психологический аспект). М.: Знание, 1984. -64с.
  24. Г. И. Схемы действия читателя при понимании текста. Калинин: КГУ, 1989.-89с.
  25. Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону, 1983. С. 24.
  26. Д.Н. Приёмы умственной деятельности как единица изучения психологии обучения. Воспитание, обучение и психологическое развитие. -ч.1.-М., 1977.~ С.103−104.
  27. Д.Н. Формирование приёмов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения // Вопросы психологии. 1962. -№ 4.-С.103−104.
  28. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. -М., 1959. 346 с.
  29. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов н/Д: РПУ, 1997. — 352с.
  30. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — 430с.
  31. Брудный А. А. Понимание как компонент психологии чтения // Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975. — С.71.
  32. Е.В., Яковлева М. А. Проверка умений и навыков чтения // Начальная школа: плюс минус. — 1999. — № 4. — С.73−75.
  33. Р.Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. Русский язык. Учебник для 5 класса основной школы. М.: Баласс, 2002. — 146с.
  34. Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992. -450 с.
  35. Ф.И. Опыт программы по русскому языку и словесности (1886) // Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе / Сост. Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева. М., 1991. — С.42−55.
  36. Ф.И. Программа русского языка и словесности (1848) // Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992. — С. 410−431.
  37. В.А. О некоторых прикладных и теоретических аспектах лингвистики текста // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Киев, 1978.
  38. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлёва. М.: Просвещение, 1988. — 239с.
  39. .М. Современная когнитивная психология. М., 1982. — 129 с.
  40. Ю.Н. Темы и задачи по истории и теории словесности. СПб, 1903.
  41. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989. — 174с.
  42. Г. О. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. — 239 с.
  43. А.И. О курсе практической русской словесности // Русский язык в школе. 1996. — № 6. — С.3−10.
  44. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. М., 1973. — 288с.
  45. В.И. О преподавании русского языка и словесности в высших классах гимназии // Избранные педагогические сочинения / Сост. B.C. Аранский. -Педагогика, 1991. 480с.
  46. В.И. Словесность в образцах и разборах, с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии (1868) // Избранные педагогические сочинения. М., 1986.
  47. Воспитание творческого читателя. Кн. для учителя / Под ред. C.B. Михалкова, Т. Д. Полозовой. М.: Просвещение, 1981. — 240с.
  48. Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983. — Т.З.
  49. Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. — Т.2.
  50. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.-704с.
  51. Гадамер Г.-Г. О круге понимания // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. -М.: Искусство, 1991. 367с.
  52. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.- 138с.
  53. П.Я. Введение в психологию. М., 1976. — 119с.
  54. ПЛ. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. -М., 1959. Т.1. — С.441−469.
  55. Герменевтика: история и современность (критические очерки). М.: Мысль, 1985.- 170 с.
  56. И.В. Об искусстве. М., 1975. — С.207−208.
  57. С.И. Онтологическое единство текста и виды внутритекстовой связи // Машинный перевод и структурная лингвистика. М.: Наука, 1979. — 165с.
  58. М.М., Громяк Р. Г. Целостный анализ художественного произведения. -Донецк, 1970.- 118с.
  59. А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10−11 кл. М.: Просвещение, 1995. — 336с.
  60. А.И. Вопросы лингвостилистического анализа текста // Русская речь. -^ 1976. № 2. — с.90−97.
  61. Г. Г. Психологическая модель процесса формирования умений // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С.56−65.
  62. Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. М.: Знание, 1987. — 80с.
  63. Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1991. — 256с.
  64. Г. Г., Концевая Л. А. Восприятие школьниками художественного текста // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.43−52.
  65. В.П. Поэт и слово. М., 1973. — 138с.
  66. А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998. — С.37.
  67. С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985.- 192 с.
  68. В.Я. Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности: Дис. .канд. пед. наук / Орловский государственный университет, 2002. 331с.
  69. О.В., Мошкина С. С. Педагогическое тестирование. Начальная школа. -Ярославль, 2004.-59с.
  70. П. Теория словесности: учебник для средних учебных заведений и учительских семинарий. С приложением тем и планов для упражнений. 2-е изд. -М., 1917.
  71. Действенность художественного слова / Отв. ред. Е. В. Шпилевая. Киев, 1989. -247с.
  72. Демьянков В. З Основы теории интерпретации и её приложение к вычислительной лингвистике. М., 1985.- 220с.
  73. В. Тайное становится явным. Денискины рассказы. М.: Малыш, 1984. — 40 с.
  74. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984. — 268с.
  75. Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980. — 159 с.
  76. К.А. Интерпретация художественного текста. М., 1985. — 179 с.
  77. А.И., Шишкина И. П., Гончаров Е. А. Интерпретация художественного текста: Немецкий язык. -М: Просвещение, 1989. 208с.
  78. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
  79. Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966. — 231с.
  80. В.М. К вопросу о формальном методе // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В. П. Нерознака. -М.: Academia, 1997. С. 125−128.
  81. С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. М., 1965. — 354с.
  82. Загадка человеческого понимания / Под общ. ред. A.A. Яковлева. М.: Политиздат, 1991. — 201с.
  83. В.В., Тихомиров O.K. Понимание текста как процесс постановки и решения мысленной задачи // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1991. — № 3. -С.17.
  84. Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М., 1981.
  85. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., Воронеж, 2001. -432с.
  86. И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М., 1989. — С. 190.
  87. В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия // Инженерная психология. М., 1964. — С. 231−263.
  88. В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969. -106 с.
  89. Т.М. Теория словесности как учебная дисциплина 2 пол. 19 века // Русская словесность. 2000. — № 6. — С.64−68.
  90. H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.: Флинта: Наука, 1998. — 176с.
  91. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т. Г. Браже. М.: Просвещение, 1971. — 215с.
  92. Исследования по психологии интеллектуальных навыков и умений. Труды института психологии / Отв. ред. Р. Шеварёв. М., 1956. -125 с.
  93. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288с.
  94. М.С. Социальное функционирование искусства. М., 1974. — 34 с.
  95. Каменская O. J1. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990. — 152с.
  96. В.И. Перцептивные импликации грамматики текста // Психологическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / Под ред. Ю. А. Жлуктенко и A.A. Леонтьева. Киев: Вища школа, 1979.-248с.
  97. М.Г. Влияние анализа на восприятие художественных произведений учащихся 4 класса // Восприятие учащимися художественных произведений и методика школьного анализа / Под ред. A.M. Докусова. -М.: Просвещение, 1974. -С. 134−165.
  98. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. -М., 1973. 170 с.
  99. П.С. Теория словесности для средних учебных заведений. М., Пг., 1915.
  100. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984.
  101. Г. В. Контекстная семантика. М., 1980. — 320 с.
  102. Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. 1985. — № 1. — С.10−14.
  103. О.М. Текст как продукт речевой деятельности // Исследования речевой деятельности в психологии. Алма-Ата, 1974. — Вып.З.
  104. С.Б. Характеристика понимания // Проблемы социологии и психологии чтения. -М., 1973.
  105. Т.А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка. 5 класс: Книга для учителя. М.: Флинта: Наука, 1999. — С.300.
  106. Т.А. Общеучебные умения и речевая деятельность // Советская педагогика. 1981. — № 8. — С.85−92.
  107. В.А. Теория словесности: Курс 5 класса // Филологические записки. -1877. Вып.5−6. — С.З.
  108. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Высшая школа, 1964.
  109. A.A. Восприятие текста как психологический процесс // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / Под ред. Ю. А. Жлуктенко и A.A. Леонтьева. Киев: Вища школа, 1979. — 248с.
  110. A.A. Признаки связности и цельности текста // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия / Под ред. Ю. А. Жлуктенко и A.A. Леонтьева. Киев: Вища школа, 1979.
  111. A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. M., Воронеж, 2001. — 448с.
  112. A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. — 450 с.
  113. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304с.
  114. А.Н. Лекции по общей психологии. М., 1970. — 425 с.
  115. А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 584с.
  116. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976. — 64с.
  117. Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5−6 класс. -М., Брянск, 1997.-212с.
  118. А.Б. Преподавать словесность // Русский язык в школе. 1998. — № 4. — С.3−8.
  119. М.В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия // Избранные произведения: В 2 т. Т.2. История. Филология. Поэзия. -М.: Наука, 1986.-496с.
  120. Л.М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980. — 94с.
  121. Ю.М. Ассиметрия мозга и диалог. Тарту, 1983.
  122. Ю.М. Риторика // Структура и семиотика художественного текста. Труды по знаковым системам 12. Тарту, 1981.
  123. Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. — С.202−213.
  124. Ю.М. Текст и структура аудитории // Труды по знаковым системам. -Тарту, 1977. Вып.9.
  125. В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М.: Ось, 1999. — 192с.
  126. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: МГУ, 1975. — 253с.
  127. А.Р. Речь и мышление. М.: МГУ, 1973. — 250с.
  128. А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. — 319с.
  129. С. И Уроки словесности. 5−9 классы. М.: Дрофа, 2000. — 416с.
  130. В. Г. Восприятие и изучение произведений в их родовой специфике. -М., 1995. 186 с.
  131. Э.А. Методика обучения устному пересказу в 1 классе // Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1989. — 16с.
  132. С.Я. О талантливом читателе // Собрание сочинений: В 4 т. Т.4. Воспитание словом. М., 1990. — 236с.
  133. В.А. Филологический анализ художественного текста. Минск, 2000.
  134. Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.- Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. — 368с.
  135. H.A. Исследования по психологии учения и развития // Воспитание, обучение и психическое развитие. 4.2. М., 1977. — С.45−73.
  136. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973. — 156 с.
  137. Р.П. Содержание и пути реализации развивающего аспекта обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1990. — № 3. — С.8−13.
  138. О.И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981. — 183с.
  139. О.И. Текст два понимания и два подхода // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. -М., 1984.
  140. Л.Н. Текст как интерпретация текста // Выбор и организация текстового материала в системе профессионально-ориентированного обучения. -Пермь, 1985.
  141. Л.Н., Штерн A.C. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд. Уральского унив., 1991.- 171с.
  142. .С. Человек и текст. М.: Книга, 1985. — 252с.
  143. А.П. О способе численного представления // Место и функции массовой коммуникации в процессе педагогического воздействия. М., 1975.
  144. А. Основания российской словесности. СПб., 1823.
  145. JI.A. О некоторых вопросах лингвистического изучения художественного текста. // Русский язык в школе. 1980. — № 4. — С.57−63.
  146. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. М.: Баласс, 2003. — 288с.
  147. Общая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М.: Просвещение, 1977.
  148. Овсянико-Куликовский Д. Н. Теория поэзии и прозы (Теория словесности). -М., Пг., 1923.
  149. М.А. Уроки исследования художественного текста. В 2 ч. 4.1. -Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2001. — 67с.
  150. В.П. Краткий учебник теории поэзии: Для мужских и женских учебных заведений и самообразования. М., 1904.
  151. М.И., Тумина Л. Е. Русское красноречие: история, теория, практика // Риторика: Методология и практика: Сборник программ / Отв. ред. и сост. М. И. Панов и Л. И. Тумина. М., Ярославль, 2003. — С. 432−580.
  152. Педагогические технологии / Под общей ред. B.C. Кукушкина. Ростов н/Д: Март, 2002. — 320с.
  153. A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М., 1930.
  154. В.А. Проблемы лингвоэстетического анализа художественного текста. Барнаул, 1984.
  155. К.К. Проблемы способностей. М., 1972. — 312с.
  156. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  157. H.A. «Кубики» как пособие при изучении текста // Русский язык в школе. 1989. — № 4. — С.11−18.
  158. Т.Д., Полозова Т. А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. М.: Просвещение, 1990. — 335с.
  159. A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 360 с.
  160. Г. В. Что и как читают пятиклассники // Русская словесность. 1998. -№ 3.-С. 81−83.
  161. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т. В. Игнатьева. М.: Дрофа, 2001.
  162. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М: МГУ, 1979. — 220 с.
  163. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1983.
  164. П.Г. Слово. Стиль. Образ. М.: Просвещение, 1965. — 260с.
  165. С.Х. От художника к зрителю. М., 1978. -175 с.
  166. П. Конфликт интерпретаций (Очерки о герменевтике). М., 1995. — 230 с.
  167. H.A. Избранное: В 2 т. М., 1975.-Т.1.-223 с.
  168. H.A. Психология читателя и книги. М.: Книга, 1977. — 263с.
  169. СЛ. Основы общей психологии. М., 1940.
  170. СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 427с. — С.152.
  171. Русская хрестоматия. Составил Лев Поливанов. Ч. З. Для 5,6,7 и 8 кл. средних учебных заведений. 9-е изд. М., 1912.
  172. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М. С. Соловейчик. М.: Л инка-пресс, 1994. — 383с.
  173. М.А. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. — 314с.
  174. Л.В. Введение в психолингвистику. Л., 1989. — 167с.
  175. H.H. Введение в науку о читателе. М., 1997.- 156с.
  176. H.H. Основы науки о читателе. М., 1993. — 120 с.
  177. H.H. «Позиция» // Начальная школа. 1999. — № 2. — С.99−104.
  178. H.H. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиции теории формирования читательскойсамостоятельности // Начальная школа. 2000. — № 2. — С.24−27.
  179. H.H. Самостоятельное чтение младших школьников: (Теоретико-экспериментальное исследование). -М.: Педагогика, 1980. 160с.
  180. М. История и теория русской словесности. М., 1918.
  181. Симакова J1.A. Самостоятельная работа учащихся в процессе анализа художественного произведения в 4−7 классах. — Киев: Радянська школа, 1987. — 109с.
  182. А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М., Воронеж, 2003. — 272с.
  183. А.Э. Развитие творческого мышления детей. — М.: Академкнига, 2002.-168с.
  184. Синтаксис текста / Отв. ред. Г. А. Золотова. М.: Наука, 1979. — 367с.
  185. В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1973. — 223с.
  186. П. Руководство к изучению теории словесности по лучшим образцам. Ставрополь, 1878.
  187. П. Руководство к изучению теории словесности по лучшим образцам. Тифлис, 1857.
  188. З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука, 1999. — С.156−157.
  189. СолганикГ.Я. Синтаксическая стилистика. -М., 1973.
  190. ГЛ. Стилистика текста. М.: Флинта: Наука, 2003. — 256с.
  191. Ю.А. Почему живут и умирают книги? М.: Педагогика, 1991. — 123с.
  192. Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985.- 168с.
  193. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителей-воспитателей. Ярославль, 1976. — 230 с.
  194. И.И. Русское слово: Избранные труды / Сост. H.A. Кондратов. -М.: Просвещение, 1986. 176с.
  195. JI.H. Жизнь, творчество, человек. М., 1985. -250 с.
  196. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. — С.343.
  197. И.И. Чему учить, обучая ребёнка чтению? // Начальная школа: плюс минус. — 2002. — № 8. — С.23−28.
  198. И.И. Читать значит творить // Начальная школа: плюс — минус. — 2001. — № 5. — С.56−60.
  199. А.Н. Писатель критик — читатель // Полн. собр. соч. — М., 1949. — Т. 13.-С. 297.
  200. Н.И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. — С.306−316.
  201. В.Н. Пространство и текст // Текст: семиотика и структура. М., 1983.
  202. В.Ю. Словесность в школе. М.: ВЛАДОС, 2002. — 432с.
  203. Э. Дядя Фёдор, пёс и кот // Каникулы в стране сказок / Сост. А. Г. Казакова. М.: Дрофа, 1992. — С.360.
  204. Ю.А. Возможности использования опыта русских педагогов-словесников 2 пол. 19 в. для развития творческих качеств современных школьников // Автореф.. канд. пед. наук. Ярославль, 2003. — 22с.
  205. Формирование у учащихся интеллектуально-речевых умений: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1987. — 114с.
  206. М. Бытие и время (Избранные параграфы) // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
  207. В.Е. Текст // Русская словесность. 1995. — № 4. — С. 27−32.
  208. Хрестоматия по этике: Учебно-методическое пособие / Сост. С. Г. Колбовская. -Ярославль: ТОО «Лия», 1998. С. 196−197.
  209. Jl.И. Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста в начальной школе: Дис. .канд. пед. наук. Орёл, 2000. — 253 с.
  210. Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. М.: Просвещение, 2002.- 224с.
  211. Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Просвещение, 1984.-270с.
  212. Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (X-XI кл.) // Русский язык в школе. 1994. — № 5. — с.20−26.
  213. Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М.: Просвещение, 1986. 157с.
  214. Е.И. Грамматика текста и грамматика предложения // Иностранные языки в школе. 1985. — № 4. — С. 16−21.
  215. Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // В. А. Звегинцев. История языкознания. 19−20 вв. в очерках и извлечениях. М., 1965. -ч.2.
  216. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. -120 с. 281."Школа 2100″. Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа / Под научной редакцией A.A. Леонтьева. Вып. 5. М.: Баласс, 2001. -240с.
  217. С.А. Уроки по курсу «Практическая словесность» // Русский язык в школе. 1998. — № 1. — С.28−33.
  218. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.-М., 1979. 160с.
  219. П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961. — 250 с.
  220. П.М. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1964.- 283 с.
  221. P.O. Работы по поэтике. М., 1987. — 361 с.
Заполнить форму текущей работой