Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование общеинженерной компетентности курсантов военного вуза в процессе графической подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Глобализация проблемы формирования общеинженерной компетентности в условиях педагогического процесса в теоретическом и практическом аспектах требует от будущих военных инженеров уже на стадии их профессиональной подготовки в вузе решения целого рада задач, связанных с профессиональным творчеством, перспективным планированием и технологическим обеспечением учебно-профессиональной деятельности и т… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕИНЖЕНЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
    • 1. 1. Состояние проблемы формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза в теории и практике педагогики
    • 1. 2. Модель формирования общеинженерной компетентности курсантов в процессе графической подготовки
    • 1. 3. Педагогические условия эффективного формирования общеинженерной компетентности курсантов в процессе графической подготовки
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕИНЖЕНЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО
    • 2. 1. Цели и задачи экспериментальной работы по формированию общеинженерной компетентности курсантов военного вуза
    • 2. 2. Реализация модели формирования общеинженерной компетентности курсантов в процессе графической подготовки
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы по формированию общеинженерной компетентности курсантов военного вуза
  • Выводы по второй главе

Формирование общеинженерной компетентности курсантов военного вуза в процессе графической подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происходящие в российском обществе, привели к глобальному реформированию всей системы военного образования как гаранта стабильного развития страны. Необходимость и основные направления преобразований в Российских Вооруженных Силах диктуются целым рядом факторов, один из которых — повышенные требования к общеинженерной подготовке курсантов военного технического вуза, определяемые высоким уровнем развития современной науки и техники.

Сложный характер деятельности военного инженера, качественное усложнение его обязанностей, требует от офицера высокого уровня профессиональной подготовки. Следовательно, определились приоритеты в инженерном образовании. Это подготовка компетентного, успешного, уверенного в своих силах специалиста, готового и способного принимать и реализовывать обоснованные решения в профессиональном и социальном аспектах.

Несмотря на высокие требования к профессиональной подготовке военных специалистов, реальное положение дел в Вооруженных Силах России остается далеким от желаемого. В рекомендациях «Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении», принятыми в 2003 году, констатируется факт практической повседневной деятельности войск, заключающийся в том, «что многие офицеры, вчерашние выпускники российской военной школы, в силу разных причин не обладают необходимыми знаниями и практическими навыками» [99].

Военно-учебным заведениям необходимо добиться коренного повышения профессионализма выпускников, не допустить разрыва между ростом технической оснащенности войск (сил) и способностью личного состава в полной мере использовать боевые возможности новой техники. Следовательно, они должны внести коррективы в образовательный процесс для формирования у будущего военного инженера профессиональных знаний и умений в области эксплуатации, ремонта, диагностики и прогнозирования ресурса современной военной техники, организации ее безопасной и эффективной работы.

В настоящее время реализуется первый этап федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года № 352. Одна из главных задач этой Программы состоит в повышении качества военного образования, приведения уровня профессиональной подготовки офицеров в соответствие с требованиями военно-профессиопальной деятельности [154].

Реализация этой задачи сопровождается коренными изменениями в содержании военно-инженерного образования. Основой модернизации содержания подготовки военных инженеров является квалификационно-компе-тентностная модель, подразумеваемая требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), где оно раскрывается через совокупность компетенций. Построение военно-профессионального образования на основе компетентно-стного подхода и его использование при оценке качества подготовки будущих военных инженеров актуализировало целое направление проблем, связанных с определением способов формирования не отдельных знаний, умений, а профессионально значимых компетентностей, к числу которых относится и общеинженерная компетентность курсанта [42], обеспечивающих решение инженерных задач повышенной сложности.

Поэтому в настоящее время в Вооруженных Силах ведется научный поиск перспективных направлений организации образовательного процесса, позволяющих эффективно осуществлять деятельность по формированию у будущих специалистов общеинженерной компетентности.

Глобализация проблемы формирования общеинженерной компетентности в условиях педагогического процесса в теоретическом и практическом аспектах требует от будущих военных инженеров уже на стадии их профессиональной подготовки в вузе решения целого рада задач, связанных с профессиональным творчеством, перспективным планированием и технологическим обеспечением учебно-профессиональной деятельности и т. д. По данным проведенного нами анкетного опроса важность общеинженерной компетентности для своей будущей профессиональной деятельности осознается подавляющим большинством курсантов (91,4% от 128 опрошенных). В то же время среди респондентов только 14,8% курсантов и 25% преподавателей смогли, и то лишь частично, охарактеризовать общеинженерную компетентность в содержательном плане. Необходимость включения в учебный процесс заданий по формированию общеииженерных компетенций отметили практически все опрашиваемые, из которых лишь 9,4% имеют представления:

— о возможностях изучаемых дисциплин (математических, естественнонаучных, общепрофессиональных и военно-профессиональных) для формирования общеинженерных знаний, умений, навыков;

— о значимости развития таких профессионально важных качеств будущего инженера как, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, самостоятельность, самоконтроль, ответственность, точность.

Анализ организации образовательного процесса показал, что в повседневной практике наблюдается отсутствие единства в понимании профессорско-преподавательским составом и командирами курсантских подразделений направлений и условий развития этих качеств. Значительная часть (87%) преподавателей отмечает необходимость и важность обучения в процессе совместной деятельности, как фактора, влияющего на формировании общеинженерной компетентности.

Анализ выявил, что положительно оценивая необходимость формирования общеинженерной компетентности, ряд преподавателей привержен только к традиционным формам организации учебной деятельности при изучении математических, естественнонаучных, общепрофессиональных и военно-профессиональных дисциплин. Так необходимость в ведении активизирующих форм обучения, использование взаимного влияния аудиторных и внеаудиторных форм обучения отмечают 62,5% профессорско-преподавательского состава, а практически участвуют в их разработке 25% опрошенных.

Сравнительный анализ учебных планов показал, что профессионально-ориентированные практические занятия, на которых наиболее успешно проходит формирование общеинженерной компетентности, составляют от 13 до 23% в общем объеме дисциплин. Причем при изучении общеинженерных дисциплин игровые формы учебной деятельности применяются в вузе эпизодически. Эффективность самостоятельной работы в военно-научном обществе курсантов (ВНОК) и других видах самостоятельной работы, способствующей более быстрому формированию общеинженерной компетентности (И.А. Зимняя, Ф. Д. Рассказов, Н.А. Сальников), остается довольно низкой. Так анализ участия в военно-научном обществе курсантов (ВНОК) показал, что, осознавая важность обучения, проявляя интерес к дисциплине, реально в нем участвует от одного до двух курсантов из каждой группы (3,1% -6,2%). Результаты работ военного научного общества курсантов практически не применяются на учебных занятиях.

Таким образом, анализ состояния общеинженерной подготовки будущих военных инженеров показал, с одной стороны, необходимость формирования их общеинженерной компетентности, а, с другой, очевидную недостаточность внимания к данной проблеме в условиях современного военного образования: ключевые аспекты формирования общеинженерной компетентности будущих военных специалистов не отражены в должной мере в учебных планах и программах, недостаточно используются возможности межпредметных связей, научно-исследовательской работы курсантов. Поэтому, сегодня, когда особую актуальность приобретает переход с уровня информирования курсантов на уровень их профессионально-компетентной деятельности, чрезвычайно важным становится построение и внедрение в образовательный процесс вуза специальной системы, обеспечивающей формирование общеинженерной компетентности будущих специалистов.

Вопросам подготовки обучающихся к общеинженерной деятельности посвящено большое количество психолого-педагогических исследований. Функционирование системы профессионального образования в новых социально-экономических условиях рассматривалось в трудах С .Я. Батышева, А. А. Вербицкого, П. Ф. Кубрушко, B.C. Леднева, A.M. Новикова, В. А. Скакуна, Е. В. Ткаченко и др.- совершенствование профессионального образования на основе компетентностного подхода нашли отражение в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых. Различные аспекты сущности, структуры и формирования профессиональных компетенций и компе-тентностей исследовали: В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Дж. Равен, Г. К. Селевко, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, Р. Уайт, Н. Хом-ский и др.- профессионально-педагогических — А. С. Белкин, И. В. Осипова, Г. Н. Стайнов, Г. П. Щедровицкий и др.- образовательных — А. Н. Дахин и А. В. Хуторской и др., инженерной компетентности — И. Д. Белоновская, Н.В. Со-снин и др.- содержание компетенций при разработке ФГОС ВПО — В.Д. Шад-риков и др.

Специфика подготовки специалистов в военных учебных заведениях инженерного профиля нашла отражение в работах С. В. Аверьянова, Е. Ю. Асадулиной, Е. В. Возиловой, В. И. Долговой, Ф. Д. Рассказова, И.Р. Сташке-вич, В. А. Чернова и др.

Возможности модернизации военно-профессионального образования с позиций компетентностного подхода рассматривались в трудах А.В. Барабан-щикова, A.M. Герасимова, Г. Г. Киселева, А. И. Козачка, A.M. Кондакова, Л. В. Львова, А. Г. Маклакова, В. В. Неижмака и др. Эти работы в наибольшей мере способствовали систематизации знаний по исследуемой проблеме.

Однако, несмотря на существенный интерес исследователей и значительность полученных к настоящему времени результатов, проблема формирования общеинженерной компетентности будущих инженеров, по-прежнему, в достаточной степени не решена. Основными причинами этого являются:

• отсутствие общепризнанного понимания общеинженерной компетентности, как комплексного феномена, требующего специально организованных мер по его формированию и имеющего значительный потенциал в решении проблемы повышения качества образования;

• недостаточная разработанность теоретико-педагогических основ процесса формирования общеинженерной компетентности, отражающих его природу, сущность и возможности совершенствования;

• преобладание формального подхода к процессу формирования общеинженерной компетентности курсантов, состоящего в подмене системных воздействий на профессиональное становление использованием отдельных случайных процедур, дающих лишь общее представление о деятельности офицера-автомобилиста;

• неразработанность содержательного аспекта формирования общеинженерной компетентности в условиях их графической подготовки;

• несоответствие уровня развития технологии измерения и оценивания результатов использования системы формирования общеинженерной компетентности курсантов современным требованиям к оценке качества в образовательной сфере.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется:

1) эволюционными тенденциями в военном образовании, связанными с необходимостью подготовки будущего специалиста к инженерной деятельности;

2) нереализованным потенциалом высших военных учебных заведений в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных эффективно осуществлять инженерную деятельность- 3) повышением требований к уровню общеинженерной компетентности будущих военных специалистов- 4) недостаточной разработанностью путей формирования общеинженерной компетентности в рамках графической подготовки в теории и практике педагогики.

На основании анализа существующих исследований, а также собственного поиска в данном направлении была сформулирована проблема исследования. Ее суть заключается в необходимости разрешения противоречия между возросшей потребностью общества в подготовке будущего военного специалиста, обладающего высоким уровнем общеинженерной компетентности и недостаточной теоретико-методологической разработанностью путей ее формирования, приспособленной к эффективному использованию в условиях динамично развивающегося образовательного процесса высшей военной школы.

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы, опыт работы преподавателей инженерной графики и начертательной геометрии и наш собственный опыт показывают, что проблема может быть решена в условиях образовательного процесса.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Формирование общеинженерной компетентности курсантов военного вуза в процессе графической подготовки».

Цель исследования — разработать, обосновать и реализовать модель формирования общеинженерной компетентности курсантов военного вуза в процессе графической подготовки, а также выявить и проверить педагогические условия ее эффективного функционирования.

Объект исследования — общеинженерная подготовка в вузе.

Предмет исследования — процесс формирования общеинженерной компетентности курсантов военного вуза в процессе графической подготовки.

В основу исследования положена следующая гипотеза: формирование общеинженерной компетентности курсантов в процессе графической подготовки будет эффективным, если:

• на основе системного, личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов будет разработана и внедрена модель, характеризующаяся системностью, вариативностью, индивидуа-лизированностью, состоящая из совокупности взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и результативно-корректирующего;

• будет выявлен и реализован комплекс педагогических условий, включающий: а) построение процесса обучения с учетом межпредметных связей математических, естественнонаучных, общепрофессиональных и военно-профессиональных дисциплинб) сочетание традиционных и инновационных форм обученияв) построение учебного индивидуального и группового сотрудничества.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать современное состояние проблемы формирования общеинженерной компетентности в теории и практике педагогики и выявить пути ее разрешения;

2) на основе выполненного анализа определить структуру общеинженерной компетентности, определить виды графических компетенций, критерии и показатели сформированности общеинженерной компетентности;

3) на основании системного, личностно-ориентированного, деятельно-стного и компетентностного подходов разработать модель формирования общеинженерной компетентности курсантов;

4) выявить и экспериментально проверить педагогические условия эффективного функционирования модели;

5) разработать и внедрить в педагогическую практику методическое сопровождение по формированию общеинженерной компетентности курсантов.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды ученых в области: системного подхода (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько,.

И.В. Блауберг, Н. В. Кузьмина, П. И. Пидкасистый, З. А. Решетова, Э. Г. Юдин, Е. В. Яковлев и др.) — моделирования (А.У. Варданян, Ю. А. Конаржевский, JI.M. Фридман, В. А. Штофф и др.) — личностно-ориентированного подхода (Н.А. Алексеев, С. А. Батышев, И .Я. Лернер, В. В. Сериков, А. В. Петровский, И. С. Якиманская и др.) — деятелъностного (JI.C. Выготский, А. Н, Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.) — компетентностного подхода (В.И. Байденко, А. С. Белкин, И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур, Б. И. Хасан, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, Г. П. Щедровицкий и др.) — теоретические положения в области профессиональной педагогики (С.А. Батышев, A.M. Новиков, В. Д. Шадриков и др.) — психологические теории, обосновывающие развитие личности в процессе обучения (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов,.

A.Н. Леонтьев, А. Г. Маклаков, Н. Ф. Талызина, Д. И. Фельдштейн и др.) — исследования в области содержания и методики профессионального и профессионально-педагогического образования (А.Ф. Аменд, Б. С. Гершунский,.

B.C. Леднев, В. П. Косырев, П. Ф. Кубрушко, А. В. Усова, Н. Е. Эрганова, Н. М. Яковлева и др.) — общетехнической и общеинженерной подготовки (Г.Н. Стайнов, С. А. Чернавский и др.) — исследования в области формирования профессиональной компетентности (И.Д. Белоновская, Э. Ф. Зеер, Л. В. Львов и др.) — исследования, посвященные проблемному обучению (A.M. Ма-тюшкин, М. И. Махмутов и др.) — исследования по проблеме теоретических основ межпредметных связей (Л.Г. Семушкина, А. В. Усова, Н. Г. Ярошенко и др.) — исследования в области формирования научных основ графических знаний (В.А. Гервер, Н. С. Жданова, Б. Ф. Ломов и др.) — развития словесно-логического и наглядно-образного мышления в графической деятельности (Т.Ф. Кудрявцев, Н. В. Соснин и др.) — формирования готовности к профессиональной деятельности (В.И. Долгова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и ДР-).

Нормативно-правовую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, «Федеральная программа развития образования»,.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Программа совершенствования системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации, квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных автомобильных институтов (дополнение к государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования), методические рекомендации «Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении» и «Организация и ведение методической работы в военно-учебных заведениях ГАБТУ МО РФ», нормативно-правовая база образовательного процесса училища (Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища).

Исследование проводилось с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов.

Теоретические методы: а) анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов, государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военных автомобильных институтов, программ, учебных пособий применялся для обоснования актуальности проблемы и определения правовых возможностей ее решенияб) обобщение и систематизация работ по теме исследования послужили базой выбора теоретико-методологической стратегией исследования и основой для построения моделив) моделирование использовалось для построения модели формирования общеинженерной компетентности курсантов в процессе графической подготовки и выявлении условий ее эффективного функционирования.

Эмпирические: а) наблюдение, тестирование, анкетирование, экспертная оценкаб) констатирующий эксперимент по оценке готовности будущих специалистов к инженерной деятельности в условиях современного образованияв) формирующий эксперимент по практической реализации модели формирования общеинженерной компетентности курсантов и условий ее эффективного функционированияг) статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез.

Теоретико-экспериментальная работа проводилась в три этапа с 2001 по 2008 года в Челябинском высшем военном автомобильном командно-инженерном училище на кафедре прикладной механики при изучении общепрофессиональных дисциплин. В исследовании приняли участие 128 обучающихся и 8 преподавателей.

На первом этапе (2001 — 2004 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая и специальная литература, диссертационные исследования по проблеме исследованияпроводился анализ нормативных документов по вопросам организации учебного процессаизучалось состояние проблемы формирования компетентности в теории и практике. На основании анализа существующих концепций и теорий определялись и уточнялись исходные позиции исследования и его терминологическое поле. Определялись тема, цель, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза, разрабатывался понятийный аппарат. Проводился констатирующий этап эксперимента в условиях графической подготовки курсантов.

На втором этапе (2004 — 2006 гг.) продолжалось теоретическое изучение проблемы. Разрабатывалась модель формирования общеинженерной компетентности курсантов в процессе графической подготовки, выявлялись и обосновывались педагогические условия, определялись критерии, показатели и уровни сформированности общеинженерной компетентности. Проводился формирующий эксперимент в естественных условиях образовательного процесса вуза. Экспериментальная часть данного этапа включала в себя апробацию и корректировку созданной модели и условий, проверку и уточнение, полученных в ходе исследования выводов, оценку итогов эксперимента, внедрение результатов исследования в практику работы вуза.

На третьем этапе (2006 — 2008 гг.) осуществлялась обработка эмпирических данных и их теоретическое обоснование, статистическая обработка данных, сравнительный анализ и уточнение выводов. Разрабатывалось и внедрялось методическое сопровождение повышения эффективности формирования общеинженерной компетентности в процессе графической подготовки, оформлялось диссертационное исследование.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Необходимость формирования общеинженерной компетентности курсантов обусловлена возросшими требованиями к их профессиональной подготовке, а также недостаточной разработанностью исследуемой проблемы в теории и практике профессиональной педагогики.

2. Процесс формирования общеинженерной компетентности будущих специалистов требует использования таких методологических подходов, которые бы обеспечивали организационную комплексность построения этого процесса. Эффективное решение такой задачи обеспечивают системный, личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы.

3. Общеинженерная компетентность представляет собой интегративное качество будущего военного специалиста, отражающее его способность и готовность эффективно выполнять инженерную деятельность. Содержание общеинженерной компетентности заключается в совокупности, проявленных в учебно-профессиональной деятельности общеинженерных компетенций, в том числе и графических компетенций. Структуру общеинженерной компетентности составляют взаимосвязанные мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный и личностно-деятельностный компоненты.

4. Модель формирования общеинженерной компетентности курсантов характеризуется системностью, вариативностью, индивидуализированностью и включает четыре взаимосвязанных блока: целевой, содержательный, про-цессуально-деятельностный и результативно-корректирующий.

5. Условиями эффективного функционирования модели формирования общеинженерной компетентности курсантов в процессе графической подготовки являются:

• построение процесса обучения с учетом межпредметных связей математических, естественнонаучных, общепрофессиональных и военно-профессиональных дисциплин;

• сочетание традиционных и инновационных форм обучения;

• построение учебного индивидуального и группового сотрудничества.

Защищаемые положения определяют научную новизну, теоретическую и практическую значимость настоящего исследования.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Определена теоретико-методологическая стратегия формирования общеинженерной компетентности курсантов в процессе графической подготовки — системный, личностно-ориентированный, деятельностный и компе-тентностный подходы, обеспечивающие, во-первых, — корректность постановки проблемы исследованияво-вторых, — возможность создания практического аппарата для решения поставленной проблемы — разработку модели, адекватной особенностям процесса формирования общеинженерной компетентности курсантовв-третьих, — достижение необходимого уровня общеинженерной компетентности курсантов.

2. На основе системного, личностно-ориентированного, деятельност-ного и компетентностного подходов разработана модель формирования общеинженерной компетентности курсантов в процессе графической подготовки, которая характеризуется системностью, вариативностью, индивидуа-лизированностью, включает четыре взаимосвязанных блока: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и результативно-корректирующий.

3. Теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования общеинженерной компетентности курсантов в процессе графической подготовки, включающий:

• построение процесса обучения с учетом межпредметных связей математических, естественнонаучных, общепрофессиональных и военно-профессиональных дисциплин;

• сочетание традиционных и инновационных форм обучения;

• построение учебного индивидуального и группового сотрудничества.

Теоретическая значимость исследования заключается:

1) в расширении научных представлений об общеинженерной компетентности курсантов и особенностях ее формирования в условиях военно-профессионального образования;

2) в анализе роли общеинженерной компетентности курсантов для их дальнейшей военно-профессиональной деятельности;

3) в уточнении понятий «общеинженерная компетентность курсанта», «формирование общеинженерной компетентности», «общеинженерная подготовка», «графическая компетенция»;

4) в определении видов и содержания графических компетенций, обеспечивающих эффективную инженерную деятельность офицера-автомобилиста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации служат совершенствованию военно-профессионального образования, а также развитию содержательно-технологического обеспечения процесса формирования общеинженерной компетентности курсантов. Она определяется: 1) внедрением в образовательный процесс вуза модели формирования общеинженерной компетентности курсантов- 2) выделением критериев, показателей общеинженерной компетентности, отражающих ее компонентный состав и позволяющий определять уровень сформирован-ности- 3) в разработке методического сопровождения по совершенствованию образовательного процесса в аспекте общеинженерной компетентности, включающего: «Методические указания к выполнению контрольных работ по инженерной графике», «Учебно-методическое пособие к выполнению контрольных работ по инженерной графике» и учебно-методическое пособие «Формирование инженерно-управленческой компетентности». Предложенное методическое сопровождение позволяет научно обосновать и отобрать содержание, формы и методы обучения курсантов, осуществить оценку их способности и готовности к инженерной деятельности в условиях динамично развивающегося образовательного процесса. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей и командиров курсантских подразделений военных вузов.

Обоснованность и достоверность выполненного исследования обеспечивается опорой на новейшие достижения в области педагогики и психологиивыбором теоретико-методологической стратегии в совокупности системного, личностно-ориентированного, деятельностного и компетентно-стного подходов к построению моделииспользованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследованияподтверждением выдвинутой гипотезы результатами эксперимента, обработанными с помощью методов математической статистикирезультатами внедрения в образовательный процесс рекомендуемого методического сопровождения по его совершенствованию, спроектированного на основе выдвинутых теоретических положений в аспекте общеинженерной компетентностимасштабами организации научно-исследовательской работы в рамках научно-педагогической деятельности в ЧВВАКИУвоспроизводимостью результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

• на научно-практических и научно-методических конференциях в Челябинске, Самаре, Новосибирске, Магнитогорске, Екатеринбурге: в статьях, опубликованных в сборнике научных трудов ЧГАУ (Челябинск, 2003) — на межвузовской научно-методической конференции «Активизация познавательной деятельности курсантов в военном вузе» (Челябинск, 2005) — на VI всероссийской научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2005) — на XLIV международной научно-технической конференции «Достижение науки — агропромышленному производству» (Челябинск, 2005) — на II международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы сельскохозяйственной науки и образования» (Самара, 2005) — на международной научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2005) — на V международной научно-практической конференции «Личностно развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2005) — в Вестнике Челябинского Государственного педагогического университета (Челябинск, 2005) — на межвузовской научно-методической конференции «Проблемы организации самостоятельной работы курсантов и пути ее активизации» (Челябинск, 2006) — на международной научно-практической конференции «Современные ценности и эффективность моделей образовательных систем» (Новосибирск, 2006) — в статье, опубликованной в сборнике научных трудов «Теория и практика графических изображений» (Магнитогорск, 2006) — на межвузовской научно-методической конференции «Учебно-материальная база как модель профессиональной деятельности и идеология формирования умений и навыков выпускника» (Челябинск, 2007) — на XLVI международной научно-технической конференции «Достижение науки — агропромышленному комплексу» (Челябинск, 2007) — в статье, опубликованной в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы управления качеством образования» (Челябинск, 2007) — в статье, опубликованной в сборнике научных трудов Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища (Челябинск, 2008) — в статье, опубликованной в научном журнале «Образование и саморазвитие» (Казань, 2008);

• в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя кафедры прикладной механики;

• на заседаниях лаборатории кафедр прикладной механики, военной автомобильной техники (ВАТ), эксплуатации военной автомобильной техники, двигателей военной автомобильной техники Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища, лаборатории профессионально-педагогических исследований ЧГАУ, кафедры психологии и педагогики ФГОУ ВПО «Челябинский государственный агроинженерный университет»;

• посредством публикаций результатов исследования.

Положения, результаты и выводы диссертации внедрены в практику Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища, ФГОУ ВПО «Челябинский государственный агроинженерный университет» и Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 179 источников, одного приложения. Текст занимает 199 страниц, содержит 22 таблицы и 4 рисунка.

Выводы по второй главе.

1. Общеинженерная компетентность не является естественным новообразованием и требует специальных действий для ее формирования. Констатирующий этап эксперимента показал низкий уровень сформированности общеинженерной компетентности курсантов в процессе графической подготовки, вследствие недостаточного внимания к данной проблеме в условиях современного профессионального образования.

2. Цель экспериментальной работы состояла в проверке действенности разработанной нами модели формирования общеинженерной компетентности курсантов в процессе графической подготовки, подтверждение достаточности выявленных педагогических условий ее эффективного функционирования.

3. Основным показателем эффективности функционирования модели является переход курсанта в процессе учебно-профессиональной деятельности на более высокий уровень общеинженерной компетентности, который оценивается исходя из показателей критериев общеинженерной компетентности: мотивационно-ценностного (сформированность мотива к инженерной деятельности, потребности в применении графических компетенций), интеллектуально-познавательного (развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, сформированность графических компетенций), личностно-деятельностного (самостоятельность, самоконтроль, точность).

4. Необходимыми и достаточными условиями для эффективного функционирования модели формирования общеинженерной компетентности курсантов являются следующие условия: а) построение процесса обучения с учетом межпредметных связей математических, естественнонаучных, общепрофессиональных и военно-профессиональных дисциплинб) сочетание традиционных и инновационных форм обученияв) построение учебного индивидуального и группового сотрудничества.

5. Формирующий этап эксперимента показал, что формирование общеинженерной компетентности усваивается более успешно в рамках специально созданной модели, реализованной на фоне всего комплекса педагогических условий.

Заключение

.

Изучение современного состояния и существующих тенденций в военно-профессиональной подготовке будущих военных инженеров, анализ нормативно-правовой базы российского образования и научной психолого-педагогической и специальной литературы, а также проведенное нами исследование и личный опыт преподавательской деятельности показали, что необходимость формирования общеинженерной компетентности курсантов обусловлена возросшими требованиями к подготовке военно-инженерных специалистов, расширением и качественным изменением поля их профессиональной деятельности.

В современной педагогике высшей военной школы проблема формирования общеинженерной компетентности курсантов считается одной из самых актуальных, и в то же время недостаточно разработанных. Ее разрешение осуществлено нами в направлении разработки, обоснования и реализации модели формирования общеинженерной компетентности курсантов военного вуза, а также выявления и проверки комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования.

В первой главе диссертационного исследования рассмотрены такие вопросы, как изучение этапов становления компетентностного подхода применительно к теме исследования основанного на компетенциях, выявление содержания исследуемого вида компетентности, раскрытие принципов и особенностей ее формирования в условиях современного образования, разработка модели формирования общеинженерной компетентности курсантов в процессе графической подготовки и определение педагогических условий ее эффективного функционирования. Ключевым для выполненного исследования выступило понятие «общеинженерная компетентность», которое выступает важнейшим компонентом профессиональной компетентности, представляющей интегративное качество будущего специалиста, способность и готовность эффективно выполнять инженерную деятельность.

Исследование показало, что формирование общеинженерной компетентности курсантов требует систематических целенаправленных действий, в связи с чем была разработана структурно-функциональная модель, обеспечивающая совершенствование данного вида компетентности. Данная модель:

• опирается на системный, личностно-ориентированный, деятельностный и компетентно стный подходы;

• отличается системностью, вариативностью, индивидуализированно-стью и включает четыре взаимосвязанных блокаа) целевой, устанавливающий цель, определяющий назначение модели, содержание и структурные связи ее компонентовб) содержательный, в рамках которого усваиваются курсантами графические компетенции, а также формируются профессионально важные качества, необходимые для инженерной деятельностив) процессуально-деятельностный, раскрывающий механизм формирования общеинженерной компетентностиг) результативно-корректирующий, позволяющий установить оперативную обратную связь преподавателя с курсантами, своевременно получая информацию об эффективности процесса формирования общеинженерной компетентности будущих военных инженеров;

• реализуется с учетом следующих принципов: наглядности, рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы, связи обучения с практикой, систематичности и последовательности, сознательности и активности.

7. Эффективное функционирование модели формирования общеинженерной компетентности курсантов в процессе графической подготовки возможно при реализации комплекса педагогических условий, включающего: а) построение процесса обучения с учетом межпредметных связей цикла математических, естественнонаучных, общепрофессиональных и военно-профессиональных дисциплинб) сочетание традиционных и инновационных форм обученияв) построение учебного индивидуального и группового сотрудничества.

Для получения объективной информации об уровне сформированности у будущих военных инженеров общеинженерной компетентности (низкий (адаптивный), средний (репродуктивный), высокий (творческий) уровни нами были определены следующие показатели: сформированность мотива к инженерной деятельности, потребности в применении графических компетенций, развитие наглядно — образного и словесно-логического мышления, сформированность графических компетенций, самостоятельность, самоконтроль и точность. Каждый показатель может проявляться на низком, среднем и высоком уровнях, качественная характеристика которых подробно представлена.

Вторая глава диссертационного исследования посвящена экспериментальной работе по формированию общеинженерной компетентности курсантов с использованием разработанной нами модели на фоне комплекса педагогических условий. В ней представлены цели и задачи педагогического эксперимента, его основное содержание, практический аппарат и анализ результатов.

Результаты экспериментального исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.

1. Актуальность проблемы формирования общеинженерной компетентности курсантов обусловлена современными тенденциями профессионального образованияповышением требований общества и государства к качеству инженерной подготовки будущего военного инженеранедостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике педагогики высшей военной школы.

2. Основные этапы становления компетентностного подхода включают три основных периода: I этап (60−70-е гг. XX века) — проблема не является предметом изученияII этап (70−90-е гг. XX века) — систематически изучаются отдельные аспекты проблемыIII этап (с начала XXI и по настоящее время) — начало комплексного изучения проблемы формирования общеинженерной компетентности.

3. Общеинженерная компетентность курсантов выступает важнейшим компонентом профессиональной компетентности военного инженера и требует специальной организации процесса по ее формированию. Как целостное образование она представляет собой единство знаний, умений, навыков, обобщенных способов выполнения профессиональной деятельности и профессионально важных качеств личности специалиста.

4. В традиционных условиях современного процесса профессионального образования проблема формирования общеинженерной компетентности будет решаться малоэффективно, если не осуществлять поиски новых подходов к решению данной проблемы и не реализовать целенаправленные мероприятия в данном направлении.

5. Модель формирования общеинженерной компетентности курсантов в процессе графической подготовки, построенная на положениях системного, личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов, включает в себя блоки: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, результативно-корректирующий и отличается системностью (систематичность педагогических воздействий в направлении формируемого качества), вариативностью (вариативность содержания образования), индивидуализированностью (ориентация процесса образования на личность курсанта).

6. Эффективное функционирование модели формирования общеинженерной компетентности требует создания комплекса специальных педагогических условий: построение процесса обучения с учетом межпредметных связей математических, естественнонаучных, общепрофессиональных и военно-профессиональных дисциплинсочетание традиционных и инновационных форм обученияпостроение учебного индивидуального и группового сотрудничества.

7. Организованный в рамках диссертационного исследования педагогический эксперимент показал существенное повышение уровня общеинженерной компетентности во всех экспериментальных группах. Наиболее высокие результаты наблюдались в группе, где образовательный процесс строился с использованием модели формирования общеинженерной компетентности, реализованной на фоне полного комплекса педагогических условий. Повторное проведение педагогического эксперимента подтвердило выявленную позитивную тенденцию. Проведенное исследование показало общедидактическую значимость внедрения полученных нами результатов.

Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы теоретически разработать содержание общеинженерной компетентности, обосновать и реализовать модель ее формирования, а также выявить, обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий ее эффективного функционирования в процессе графической подготовки. Мы считаем, что цель достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990.-141с.
  2. , И.Г. Шишов, С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? Текст. / И. Г. Агапов, С. Е. Шишов, // Стандарты и мониторинг в образовании. № 2. 2002. С.23−30.
  3. , В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. А. Адольф. Москва, 1998. — 357 с.
  4. , Н.А. Личностно ориентированное обучение Текст.: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. Тюмень: ТГУ, 1997. — 216 с.
  5. , В.И. Педагогика творческого саморазвития Текст.: инно-вац. Курс: учеб. пособие / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998. 318 с. — ISBN 5−7464−1257.
  6. , С.А. Сборник заданий по черчению Текст. / С. А. Анненков. — М.: Просвещение, 1972. — 206 с.
  7. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980.-368 с.
  8. , Е.Ю. Интеграция общеобразовательных дисциплин как средство повышения качества профессиональной подготовки курсантов военно-инженерного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. Ю. Асадулина. — Челябинск, 2005. — 161 с.
  9. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.-192 с.
  10. , Ю. К. Оптимизация педагогического процесса Текст. / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташкин. Киев: Рад. шк., 1984. — 150 с.
  11. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст.: метод, основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982.-192 с.
  12. , В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода): Текст. / В. И. Байденко. Высшее образование в России. -№ 11. 2004. С. 25−32.
  13. Балл, Г. .А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 183 с.
  14. , А.В. Воспитание сознательной дисциплины Текст. / А. В. Барабанщиков // Советская педагогика. -1983. № 8. — С.11−17.
  15. , С. Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высшей квалификации Текст. / С. Я. Батышев. М.: Просвещение, 1999. — 200 с
  16. , B.C. Педагогика Текст.: учеб. пособие для инж.- пед. спец. / В. С. Безрукова. Екатеринбург: Екат. обл. ин-т развития образования, 1994. — 312 с. ISBN 5−230−6 616−4.
  17. , А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство Текст./ А. С. Белкин. Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004. — 176 с. ISBN 5−7688−0880−9.
  18. , И.Д. «Формирование инженерной компетентности специалиста в условиях университетскго комплекса Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Д. Белоновская Оренбург, 2006. — 42 с
  19. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. П. Беспалько. М.: ИПО России, 1995. — 336 с.: ил.
  20. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с. — ISBN 5−7155−0099−0.
  21. Блауберг, И.В., Садовский, В.М. К проблеме взаимоотношения системного подхода и системного анализа в кн. Философские аспекты системного подхода Текст.: / И. В. Блауберг, В. М. Садовский. М.: 1980.-С. 19−21.
  22. , И.В., Юдин, Э.Г. Становление и сущность системного подход Текст.: / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  23. Большая Советская Энциклопедия Текст. В 30 т. Т. 27 / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1977. — 624 с.
  24. Большая Советская Энциклопедия Текст. В 30 т. Т. 25 3-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1970 — 1978. — 600 с.
  25. , А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников Текст. / А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  26. , А.Д. Актуальные вопросы методики обучения черчению Текст. / А. Д. Ботвинников. М.: Просвещение, 1965. — 191 с.
  27. , У.Д. Графическое представление информации Текст. / пер. с англ. / У. Д. Боумен — ред. В. Ф. Венд. М.: Мир, 1971. — 225 с.: ил.
  28. , М. Модели. Репрезентация и научное понимание Текст.: пер. с англ. / М. Вартовский — общ. ред. и послесл. И. Б. Новика, В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988. — 507 с. — ISBN 5−01−1 033-Х.
  29. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст.: метод, пособие / А. А. Вербицкий — М.: Высш. шк., 1991. 207 с. — ISBN 5−06−2 079−7.
  30. , А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение Текст.: монография / А. А. Вербицкий. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с. ISBN 5−06−2 079−7.
  31. , В.Н. Сборник задач по начертательной геометрии (факультативный курс) Текст. / В. Н. Виноградов, И. А. Ройтман. М.: Просвещение, 1972. — 127 с.: ил.
  32. , В. Н. Элементы начертательной геометрии (факультативный курс) Текст.: пособие для учащихся / В. Н. Виноградов, И. А. Ройтман. 2-е изд. перераб. — М.: Просвещение, 1997. — 175 с.: ил.
  33. , В. Формирование рациональных приемов решения графических задач у учащихся средних школ Текст. / В. Н. Виноградов. -Минск: «Нар. асвета», 1975. 96 с.: ил.
  34. , A.M. Развитие информационной компетентности у студентов технического вуза Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / A.M. Витт. Екатеринбург, 2005. — 31 с.
  35. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика Текст. / С. М. Вишнякова. М., 1990.-134 с.
  36. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1984. — 864 с.
  37. , Е. В. Педагогические условия формирования инженерной готовности у курсантов военно-инженерного вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. В. Возилова. Челябинск, 2003. — 172 с.
  38. , В.А. О единстве приемов формирования графических знаний на уроках черчения и труда Текст. / В. А. Гервер // Школа и производство. -1987.-№ 3.-С. 48−49.
  39. Гильмеева, Римма Хамидовна Формирование профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 /Р.Х. Гильеева. Казань, 1999. — 459 с.
  40. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях : Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, Н. А. Краснянская — Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  41. , В.В. Проблемы развивающего обучения Текст.: учеб. пособие для пед. вузов / В. В. Давыдов -М: Педагогика, 1986. — 239 с.
  42. , В.И., Аверьянов, С.В. Формирование готовности к управленческой составляющей профессиональной деятельности (у курсантов военного вуза). — Челябинск: Изд во «АТОКСО», 2006 — 225 с.
  43. , Е.Н. Педагогические условия графического образования младших школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /
  44. Е. Н. Дорофеева. Уфа, 1998. — 22 с.
  45. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. -178 с.
  46. , М.И. Совершенствование обучения в техникуме : учеб.-ме-тод. пособие Текст. / М. И. Ерецкий. М.: Высш. шк., 1988. — 264 с.
  47. , О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. — 2-е изд., испр. М.: Московский психолого-педагогический институт: Флинта, 2003. — 336 с.
  48. , Н.С. Дидактические условия индивидуализации самостоятельной графической деятельности учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Жданов. Магнитогорск, 1998. — 149 с.
  49. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: «Академия», 2004. — 192 с. — ISBN 5−7695−1798−0.
  50. , В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов — М.: «Академия», 2005. — 208 с.-ISBN 5−7695−0815.
  51. , И.Д. Взаимосвязь учебных предметов Текст. / И. Д. Зверев. — М.: 1977.-64 с.
  52. , Э.Ф., Павлова, A.M., Сыманюк, Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 216 с. — ISBN 5−89 502−723−7.
  53. , Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: Акад. проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 329 с. — ISBN 5−8291−0201−3.
  54. , Э.Ф. Психология профессионального образования Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. 2-е изд. перераб. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т — Воронеж: МОДЭК, 2003. — 478 с. — (Библиотека психолога). — ISBN 589 502−341-Х.
  55. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня, № 5. -2002.- с.34−42.
  56. , И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) Текст. / И. А. Зимняя 11 Высшее образование сегодня, № 8. -2002.- с.20−26.
  57. , И.А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов / И. А. Зимняя. -М.: Логос, 2004. 384 с. — ISBN 5−94 010 018-Х с. 321.
  58. , В.И., Сыченников, И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе Текст. / В. И. Каган, И. А. Сыченников. М.: Высш. шк., 1987.- 144 с.
  59. , Т.Э. Развитие методологической компетентности преподавателя среднего профессионального учебного заведения в условиях после дипломного образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Э. Качарян. — Ставрополь, 2004. 26 с.
  60. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных автомобильных институтов: М., 2000
  61. , Г. Г. Педагогические основы управления процессом формирования педагогической компетентности будущего офицера Текст., дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г. Г. Кисилев. Ставрополь, 2005. — 200 с.
  62. , Г. М., Коджаспирова, А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд.-во центр «Академия», 2003. — 176 с. — ISBN 5−7695−0445−5.
  63. Я.А. Сочинения Текст. / Я. А. Коменский. М.: Наука, 1997. — 476 с. — ISBN 5- 02−13 554−2].
  64. , A.M., Герасимов, A.M. Военная психология и педагогика Текст.: учеб. пособие для высш. военно учеб. заведений / под ред. A.M. Кондакова, A.M. Герасимова. — М: ВА имени Ф. Э. Дзержинского, РАГС при Президенте Российской Федерации, 1996.-314 с.
  65. , В.П. Непрерывная методическая подготовка педагогов профессионального обучения Текст. / В. П. Косарев.- М.: Изд-во АНО «СПО», 2006. 348 с. — ISBN 978−59 240−0175-х.
  66. , П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования / П. Ф. Кубрушко. М.: Высш. шк., 2001. — 236 с.
  67. , Н.В. Формирование педагогических способностей Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. — 98 с.
  68. , Т. В. О проблемном обучении Текст.: сб. науч. трудов сборник статей / Т. В. Кудрявцев. -М.: Высш. школа, 1974, 150 с .
  69. , Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школ Текст. /Ю.А. Кустов. Свердловск, 1990. — 117 с.
  70. , Н.Д. Психология труда Текст. / Н. Д. Левитов М.: Учпедгиз, 1963.-234 с.
  71. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  72. , А.Н. Совместная деятельность, общение, взаимодействие: к обоснованию «педагогики сотрудничества» / Вестник высшей школы. 1989. № 11. С.39−48
  73. , И .Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  74. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1980. 96 с.
  75. Логический словарь Текст. / под ред. Н. И. Кондакова. М.: Политиздат, 1993. — 678 с.
  76. , Л.В. Учебно-профессиональная компетентность: сущность, содержание и оценка Текст.: монография / Л. В. Львов. Челябинск: ЧГАУ, 2006. — 134с. — ISBN 5−88 156−395−6.
  77. , Л.В. Технология формирования учебно-профессиональной компетентности (концепт) Текст.: монография / Л. В. Львов. Челябинск: ЧГАУ- ЮУНОЦ РАО, 2007. — 151с. — ISBN 978−5-88 156−443−9.
  78. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.:, 1996.-322 с.
  79. , А.К. Психология профессионализма. М.: Знание. 1996. -309 с.
  80. , A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления Текст. / A.M. Матюшкин, М.: ГАВС, 1984. — 318 с.
  81. , М.И. Теория и практика проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. Казань: Таткнигоиздат, 1972. — 551 с.: ил.
  82. Методические рекомендации по организации и проведению профессионально-психологического отбора в военно-учебных заведениях МО РФ. -СПб.: ВМА, 2002. 287 с.
  83. , С.Г. Профессиональная компетентность: четыре ипостаси Текст.: сб. науч. трудов / С. Г. Молчанов // Педагогическая наука на Южном Урале: (К 60-летию АПН/РАО). Челябинск: ЮУНОЦ РАО, ЧелГУ, 2003. -С 53−81.-ISBN 5−7271−0643−5.
  84. Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика: Междунар. межвуз. науч.-метод. сб. тр. кафедр графических дисциплин. Вып 5 / Отв. ред. С. И. Ротков. Н. Новгород: НГАСУ, 2000. — 296 с.
  85. , В.В. Формирование профессиональной компетентности выпускника высшего военного учебного заведения (На примере общепрофессиональных дисциплин) Текст.: дис.. канд. пед. наук 13.00.08 / В. В. Неижмак Ульяновск, -2004. — 205 с.
  86. , Р.С. Практическая психология: Учебное пособие. М.: BJIA-ДОС, 1997.-320 с.
  87. , А. М. Профессиональное образование России : перспективы развития Текст. / А. М. Новиков. М.: ИЦПНПО РАО, 1997. — 253 с. -ISBN 5−7148−0080-Х.
  88. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. -М.: Эгвес, 2002. 272 с.
  89. , A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений: Профпедагогика Текст. / А. М. Новиков. М.: Высш. шк., 1986. — 288 с.
  90. , A.M. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя. — 4-е изд. — М.: Эгвес, 2003. 104 с.
  91. , Е.И. Компетентность образования: социальный аспект Текст. / Е. И. Огарев. СПб.: изд — во РАО ИОВ, 1995. — 283 с.
  92. , С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. — ISBN 5−288−1 065-Х.
  93. , В.Р., Селезнев, К.П. Определение содержания и формирования учебных планов высших учебных заведений Текст. / В. Р. Оказов, К. П. Селезнев. М.: НИИ ВШ, — 1977. — 23 с.
  94. , Н.И. Развитие умений самоконтроля учебной деятельности у студентов технического вуза при изучении общеинженерных дисциплин Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. И. Олейник, Челябинск. 2001.-162 с.
  95. Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении. Сб метод. Рекомендаций. М.: РИД ГШ 2003 248 с.
  96. Организационно-методические указания по подготовке офицеров в военно-учебных заведениях Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации в 2007/ 2008 году.
  97. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998 640 с. -ISBN 5−93 134−001−7
  98. Педагогика профессионального образования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- под ред. С. П. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 368 с. — ISBN 5−7695−1513−9.
  99. , JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг Текст. / JI.A. Петровская. М., 1989. — 216 с.
  100. , JI.E. Формирование экологической компетентности студентов вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / JT.E. Пистунова. Кемерово, 2006. — 233 с.
  101. , К.К. Вопросы психологии труда Текст. / К. К. Платонов. М.: Медгиз, 1994. — 218 с.
  102. Плешкан, Ф. И Дидактические основы классификации графических задач в условиях развивающего обучения Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ф. И. Плешкан. М., 1985. — 16 с.
  103. , И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед.-учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  104. , М.Ю. Формирование информационной компетентности в профессиональной подготовке будущих инженеров Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / М. Ю. Порхачев. Екатеринбург, 2006. — 180 е.
  105. Профессиональная педагогика Текст.: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под. ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с. — ISBN 5−85 449−097−7.
  106. Психология и педагогика. Военная психология Текст.: / под ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2004. — 464 с. — ISBN 5−94 723−373−8.
  107. , А.С. Задачи-головоломки по черчению Текст. / А. С. Пугачев изд. 3-е. перераб. и доп. — М.: Судостроение, 1971. — 240с.
  108. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление. Развитие и реализация Текст. / Дж. Равен. М., 2002. — 394 с.
  109. И.А. Сборник заданий на деталирование сб. чертежей Текст.: пособие для учителей. изд. 2-е испр. — М.: Учпедгиз, 1963. -121 с.
  110. , Е.В. Моделирование образовательных процессов в учебно-творческой деятельности студентов Текст. / Е. В. Романов / Образование и наука 2000. — № 4. — С. 61−75.
  111. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1998. Т.2. — 1126 с.
  112. , С.JI. Мышление и пути его исследования Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Изд.-во АПН СССР, 1958. 197 с.
  113. , С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
  114. Руг, А. Образование в погонах нуждается в законах Текст. / А. Руг // Армейский сборник. 2004. — № 7. — С. 73−76.
  115. , Г. К. Компетентности и их классификация Текст. / Селевко Г. К. // Народное образование. -№ 11. 2005. С. 138−144.
  116. , Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для пед. вузов Текст. / Г. К. Селевко. М.: Нар. образование, 1998. — 256 с. — (Профессиональная педагогическая библиотека). — ISBN 87 953−127−9.
  117. , Ю.Н. Теория и технология интеграции содержания общепрофессиональной подготовки в техническом вузе / Ю. Н. Семин // Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Ижевск: Ижевский госуд. Техн. Ун-т. 2001. — 41 с.
  118. , Г. Н. Элементы теории системного управления образованием Текст. / Г. Н. Сериков. Челябинск, 1997. — 121 с.
  119. , И.И. Проблемы повышения качества подготовки и переподготовки специалистов Текст. / И. И. Сигов. — Л.: Ленингр. инж. экон. ин-т, 1976.-201 с.
  120. , П.А. Детерминанты технологической системы специальной подготовки (на примере инженерно-педагогического образования) Текст.: монография / П. А. Силайчев. — М.: Педагогика-Пресс, 2002. 344 с.- ISBN 5−7155−0788-Х
  121. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986.
  122. , М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. ~М.: Педагогика, 1984. 96 с.
  123. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. -М: Академия, 2001. (Высш. образование). — 479 с.
  124. , Н.М. Формирование профессиональной компетентности студентов вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. М. Слаутина.1. Кемерово, 2005. 167 с.
  125. Словарь иностранных слов. — 18-е изд., стер. М.: Рус. Яз., 1989. -624 с.
  126. Словарь- справочник по педагогике/Авт. Сост. В.А. Мижериков- Под общ.ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с. — ISBN 589 144−433-Х
  127. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов.-М.: «Академия», 2001.-304с.-ISBN5−7695−0793−4.
  128. Смолкин, А. М. Методы активного обучения: науч. Метод. Пособ. — М.: Высшая школа, 1991. 176 с.
  129. Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации: сб. научн.-метод. тр. — Саратов: Изд-во СГТУ, 2001. 225 с.
  130. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциьсл.1979, — 1214 с.
  131. , Н.В. Компетентностный подход в инновационном инженерном образовании : монография / Н. В. Соснин. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. 182 с. — ISBN 5−7636−0829 -1
  132. , Н.В. Дидактические основы графической подготовки / Н. В. Соснин // Вест, учебн.-метод. объединения по профессионально-педагогич. образованию. Вып. 28 Екатеринбург: Изд.-во ЧГППУ, 2001. — С.31−35
  133. , Г. Н. Концепция системного педагогического проектирования как инновационная основа для формироавния профессионально-педагогической компетентности преподавателя Текст. / Г. Н. Стайнов. М.: МГАУ, 2007.-28 с.
  134. , Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий Текст. / под ред. ПЛ. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд.-во МГУ, 1968. — 136 с.
  135. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы) Текст. / Н. Ф. Талызина. 2-е изд. доп. и испр. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 348 с.
  136. , Н. Педагогическая психология Текст.: учеб. для студ. сред.пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. — М.: Академия, 2001. 288 с. ISBN 5−7695−0311−4.
  137. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. -2004. -№ 3.~ С. 20−26.
  138. , Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия повозрастной и педагогической психологи. М.: 1981. -32 с.
  139. Тулькибаева, Н. Н. Теория и практика обучения учащихся решению задач. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 239 с. — ISBN 5 85 716−334-Х.
  140. , Д.Н. Теория установки Текст. / Под ред. Ш. А. Надира-швили, В. К. Уаава. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1997. — 448 с.
  141. , А.В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: Курс лекций. Санкт — Петербург: Изд-во «Медуза», 2002. — 157 с. — ISBN 589 399−008−0
  142. , А. В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла Текст.: учеб. пособие / А. В. Усова. 2-е изд. — Челябинск: ЧГПУ, 2002. — 34 с. — ISBN 585 716−113−4.
  143. , А.В. Критерии качества знаний Текст.: лекции для учителей и студентов пед. вузов / А. В. Усова. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995.-22 с.
  144. , А. В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе Текст. / А. В. Усова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998.-22 с.
  145. , А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий Текст. / А. В. Усова — Челяб. гос. пед. ин-т Челябинск, 1982.-99 с.
  146. , А.В. Методологические аспекты профессиональной подготовки студентов вузов Текст.: лекция для аспирантов и соискателей / А. В. Усова — Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск, 2002. — 13 с. — ISBN 5−900 010−62−7.
  147. Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Утверждена 27 мая 2002 года № 352.
  148. , Д.Н. Психология развития человека как личности Текст.: избр. Тр.: В 2 т./ Д. Н. Фельдштейн. М.: Воронеж, 2005. Т.1−568 е.- Т.2−456 с.
  149. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. пе-рераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  150. , JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач Текст. /Л.М. Фридман. М.: Педагогика, 1977. — 208 с.
  151. , И.Ф. Педагогика Текст.: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. 4-е изд. перераб. и доп. -М. :Гардарика, 1999.-519с.-ISBN5−8297−0004−2.
  152. , Б.И. Границы компетенций: педагогическое вменение ивозрастные притязания Текст. / Б. И. Хасан // Педагогика развития: Ключевые компетенции и их становление: материалы науч.-практ. конф. / Крас-нояр. гос. ун-т. Красноярск, 2003. — С. 23−32.
  153. , А. В. Методика личностно-ориентированного обучения, Как обучать по разному? Текст.: пособие для учителя / А. В. Хуторской. — М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005. 383 с. — (Педагогическая мастерская). -ISBN 5−305- 121−8.
  154. , М.А. Гибкая технология проблемно модульного обучения: методическое пособие Текст. / М. А. Чашонов. — М.: Изд-во «Народное образование», 1996. — 160 с.
  155. , В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст.: учеб. пособие для вузов / В. Д. Шадриков. М.: Логос. 1996. — 320 с. ISBN 5−88 439−015−7.
  156. , Т.И. Модульное обучение : теоретические вопросы, опыт, перспективы Текст. / Т. И. Шамова. -М.: 1994. -110 с.
  157. , Т.И. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров Текст.: учеб. пособие / Т. И. Шамова и др.- под науч. ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогическое общество России, 2006. — 96. ISBN 5−93 134−314−8.
  158. , С. Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? Текст. / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. № 2. — С. 58−62.
  159. , В.А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штофф. -Л.: Изд-во Наука, 1966.-301 с.
  160. , Г. П. Компетенции и компетентность Текст. / Г. П. Щедровицкий // Высшее образование сегодня. —2004. № 8. — С. 36−41.
  161. , А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя Текст. / А. И. Щербаков // Вопросы психологии. 1981. — № 5. — С. 13−21.
  162. Энциклопедия профессионального образования Текст.: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: АЛО, 1998. — 3 т. — ISBN 5−85 449−100−1.
  163. , Н.Е. Методика профессионального обучения Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. — М.: Академия, 2007. 160 с. — ISBN 5−7695−3183−5.
  164. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  165. , И.С. Развивающее обучение. Библиотека учителя. Воспитание и обучение Текст. /ИС. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  166. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. 96 с.: ил. -(Библиотека журнала «Директор школы» — Спец. вып. 2).-ISBN 5−88 753−007−3.
  167. , Н. М. Исследовательский метод в теории и практике обучения Текст. / Н. М. Яковлева // Методы и их диалектические функции / Че-ляб. Гос. пед. ин-т. Челябинск, 1978. — С. 37−49.
  168. , Н. М. Теория и практика подготовки учителя к творческому решению воспитательных задач Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1992. — 403 с.
  169. , Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитатель ной деятельности Текст. / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1991.-128 с.
  170. , Е. В. Педагогическая концепция: методические аспекты построения Текст. / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М.: ВЛАДОС, 2006. -239 с. — ISBN 5−691−1 523−0.
  171. Jarvis P. Professional education. L.- Sydney- New Hampshire: Croom Helm, 1981
Заполнить форму текущей работой