Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе
Диссертация
В процессе исследования проблемы изучения ЭГТС в полинациональ ном регионе автооу поишлось пооанализиоовать обпщй матеоиал, связанный с сущностью этнопедагогической среды, специфическими особенностями процесса изучения этнических свойств педагогической среды, что обуслов лено многогранностью и теоретико-методологической сложностью вопросов, разрабатьтаемых в диссертации. Проведенное исследование… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ ЭТ-НОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ПОЛИНАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Эволюция понятия «среда» в психолого-педагогических исследованиях.,
- 1. 2. Специфика изучения этнопедагогической среды
- 1. 3. Структура, критерии и уровни готовности студентов педвуза к изучению этнопедагогической среды
- ВЫВОДЫ
- ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ПОЛИНАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ
- 2. 1. Моделирование прщесса подготовки студентов педвуза к изучению этнопедагогической $реды в полинациональном регионе
- 2. 2. Анализ и результаты экспериментальной проверки модели прщесса подготовки студентов педвуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе
- выводы
Список литературы
- Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. -М., 1991. -224с.
- Абдуллина О.А. Oбп^eпeдaгoгичecкaя подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М., 1989. -141с.
- Авксентьев А.В., Авксентьев В. А. Краткий этносоциологический словарь- справочник. — Ставрополь, 1994. -100с.
- Авксентьев А.В., Авксентьев В.А Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Учебное пособие. -Ставрополь: СГПИ, 1983. -222с.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие / социально-психологические проблемы/. -М: Изд-во МГГТУ, 1990. — 240с.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. -М., 1985. -290с.
- Аленина Р. А. Социальная природа традиций И их роль в жизни и развитии общества: Автореф… канд.филосов.наук -М., 1977. -18с.
- Антология педагогической мысли народов ССР второй половины XIX — начала XX века/ Под ред. Шадрикова В. Д. -М., 1990. -608с.
- З.Архангельский П. В. Организация детской жизни. -Самара, 1924. — 70с.
- Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М., 1974.-221с.
- Арутюнян В.Х. Некоторые вопросы народной педагогики.//Сборник научных трудов Ереванского Армянского пед. инс. -Ереван, 1970.-Вьт.2. -С. 149−195.
- Арямов И.А. Педология. — М.:Раб.просв., 1927. -53с. П. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. -М.: Изд. МГУ, 1990. -367с.
- Атангулов У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании пгеольников. -Уфа, 1993. -30с.
- Ахияров К.Ш., Искаков Т. К., Бронников А. Народная педагогика — основа воспитания подрастающего поколения. -Уфа, 1992. — 48с.
- Афанасьев В.Г. Общесгво: аисгемность, поадание и управление. -М., 1981. — 432с.
- Афанасьев И.Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Автореф… канд.пед.наук — М., 1995. -16с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. — М., 1982. -180с.
- Вабанский Ю.К., Потшпник М. М. Оптимизация педагогического процесса. В вопросах и ответах. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев, 1983. -287с.
- Батерин С. Критерии прогресса личности. — М., 1990. -189с.
- Белик А.А. Этнопсихология любви и ненависти //Вест.Рос.Ан. — Т.63. -№ 4.-С.298−301.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989. -211с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов. — М., 1989. -144с.
- Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества /Опыт систематизации/ Отв. ред. Г. В. Осипов. — М., 1987. -247с.
- БЛОНСКИЙ П. П. Избр.пед.соч. — М., 1989. -169с. ЗО. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. -М., 1968. -446с.
- Бокуть Б.В. и др. Вузовское обучение. Проблемы актргеизации /Под ред. И. В. Харламова. -Минск, 1989. -110с.
- Борухов И.Р. Взаимодействие школы, семт>и и общественности как условие повып1ения эффективности воспитания учапщхся: Автореф… канд.пед.наук -М., 1977. -15с.
- Бочарова Б.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. Дисс.докт.пед.наук -М., 1991. -401с.
- Бочарова Б.Г., Плоткин М. М. Школьник в микрорайоне. -М., 1986. -79с.
- Бочарова Б.Г. Педагогика социальной работы. -М., 1994. -208с. Зб. Бродский Ю. С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий. Дис… канд.пед.наук -Екатеринбург., 1993. -220с.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. -М., 1973. -280с.
- Буева Л.П. Социал1>ная среда и сознание личности. -М., 1968. -280с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.Д991 -240с.
- Виноградов Г. С. Народная педагогика. Изд. 2-е. -Иркутск., 1992. -166с.
- Волкот Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномен демсжратии гуманизма в сфере воспитания. -Чебоксары, 1993. -88с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика и ее основные проблемы. -Изд. Чувап! пед. инстит. -1965. -Вып. 22. -124с.
- Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. -Чебоксары, 1958. -260с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. -Чебоксары, 1974. — 376с.
- Воловник Н.С. У истоков русского фольклора: Учебно-методическое пособие. -М., 1981. -94с.
- Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. -М., 1991. -239с.
- Вульфов Б.З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М., 1981.-94с.
- ВЫГОТСКИЙ Л. С. Собр. соч. в 6 т. — М., 1982. -т.2
- Вырщиков Л.Н., Сериков В. В., Сергеев Н. К. Активные методы обучения при подготовке будущего зрителя к педагогической деятельности в условиях перестройки системы народного образования. -Волгоград., 1987. -27с.
- Герцен А.И. Избр. фил. соч. -М., 1948. -Т.П. -С.11М12.
- Гаи1имов А. Ш. Народная мудрость, воплоп1енная в слове-образе.//Лит. Азербайджан. -1959. -40. -С.103−106.
- Грачев Г. Д. Русская ментальность (материалы круглого стола)// Вопросы философии. -М., 1994. -Ч. -С.25−53. ЗЗ.ГумилевЛ.Н. Этносфера: история людей — история природы.-М., 1993.-544с.
- Госсе О.В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности. Дисс.канд.пед.наук — Волгоград, 1996. -237с.
- Давыдова Л.Н. Формирования у будущих учителей умений педагогического диагностирования: Дисс.канд.пед.наук — Волгоград, 1995.-155с.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. -М., 1957. -540с.
- Дробижева Л.М. Формирование культуры межнационального общения. — М., 1982.
- Драчева Г. И. Социальная среда и формирование личности: Дис… канд. пед. наук. -Свертутовск, 1967.-193с. 59. Дурай-Новакша К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогичесжойдеятельносги: Автореф… до1сг.пед.наук-М., 1983. -32с.
- Изутоллоев Р.И. Развитие гуманистических традиций этнопедагогики в условиях сельского досуга: Автореф… канд.пед.наук, СПб., 1993. -20с.
- Иорданский В. Две фани общественного сознания: этническая и национальная // Мировая экономика и международные отнопюния. -М., 1993. -С.87−100.
- Иорданский Н.Н. Основы и практика социального воспитания. 4-е изд. -М., 1920. -370с.
- Кан-Калик В.А., Иикандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М., 1990. — 144с.
- Кекеева З.О. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков: Автореф… канд.пед.наук -СПБ, 1997.-21с.
- Комарова А.Г. О понятии «этнопедагогика» в современной этнографиче- ской и педагогической науке // Изучение’преемственности этнокультурных явлений.-М., 1980.-212с.
- Кондра1нова Л. В. Сборник педагогических задач. -М., 1987. -144с.
- Коган Л.Н. Социальная среда и воспитание //Учебно-воспитательный коллектив и среда его жизнедеятельности// Сб.ст.-Свердловск, 1980. -С.З-9.
- Калашников А.Г. Очерки марксисткой педагогики /Социология воспитания. -М: Работник просвещения. -1929. -376с.
- Кон И. С. Социология личности. -М., 1958. -133с.
- Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании// Введение в научное исследование по педагогике. -М., 1988. 78Жузмина Н. В. Способности, одаренность, тадант учителя. -Л., 1985. -12с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л., 1982.-311с.
- Куреленко Т.М. Управление школой: задачи и деловые игры. -М., 1988. -174с.
- Левкович В.П., Кузмицкайте Л. Д. Формирование этнического сознания по^ фЮстка в семье// Психология. -1992. -№ 6. -С. 35 — 46.
- Лебедева О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младншх школьников. -М., 1992. — 150с.
- Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд.-М., 1997. — 304с.
- Лихачев Д. Заметки о русском //Советская культура., -М., 1988. -27 августа. -С.3−5.
- Люблинский П.И. Методика социал1>ного обследования детства. -М., 1982. — 96с.
- Майнулов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Воспитательная система учебное заведение //Материалы Всесоюзной научно-методической конференции. Гос. Образ.СССР. -М, 1992. — 138−140.
- Малис Г. ГО. Изучение социальной среды в целях профконсультации. — Л., 1932.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. — М., 1988. -141с.
- Меглидзе К.Р. Основы социологии мыпшения. — Тбилиси, 1973. -288с.
- Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. -М., 1918. -288с.
- Монахов В.В. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. -Волгоград, 1995. -152с.
- Моложавый С. Принципы целостного изучения ребенка. // Педология и воспитание. -М., 1982. — 138с.
- Мукаева О.Д. Нравственно эстетические устсж буддизма и проблемы воспитания и самовосгоггания //Народное образшание Якутии. -1993. -№ 2. -С.72−74.
- Мукаева О.Д. Национальные традющи воспитания у монголоязычных на- родов//Педагогика. -1994. -№ 1, с.42−46
- Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. -Элиста, 1995.-Д 56с.
- Моркунас 3. Методология управления социальными процессами. — Вильнюс, 1987. — 193с.
- Мудрик A. В. Социализация и смутное время. -М., 1991.-71с.
- Нечаев В.Я. Социология образования // Взаимодействие сферы образования. Взаимодействие сферы образования с другими сферами oбп^ecтвeн-ной жизни. -М., 1992. — 97−105.
- Низова A.M. Некоторые проблемы разработки методики исследования семейного воспитания// Советская педагогика. -1976. -№ 11, 23−26.
- Никонов К.М. Факторы формирования личности, становление ее социальной активности. -Волгоград, 1980. -78с.
- Новикова Л.И. Школа и среда. -М., 1985. -79с.
- Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Ав- тореф… докт.пед.наук — Д., 1977. — 48с. Юб. Нюдюрмш^омедов А. Н. Технология конструирования и репхения педагогических задач. -Махачкала, 1994. -48с.
- Образовательные стандарты //Материалы Международного семинара «Рзеработгка образовательных стандартов в демократическом обществе». -СПБ., 1995.-166с.
- Образование: модели и прогнозы (региональный аспект)/Отв. ред. Му- хамедон^ Л.И. -М., 1997. -181с.
- Овчаренко В.Н. «Вторая природа» в системе связей природы и обп1, ест- ва: Автореф… кандд-оц.наук -М., 1985. — 80с.
- Ю.Орлова А. П. Национальной ипсоле — опыт народной педагогики (20−30-е годы)// Педагогика. -1995. -№ 9. -С. 89−94.
- Панькин А.Б. Организационно-педагогические основы развития системы образования: Автореф… канд.пед.наук-Волгоград, 1995. -19с.
- Педагогическая энциклопедия /Под ред Каирова И.А.-М., 1984. -Т.4.- 912с. ^ 116. Педагогическая энциклопедия/Под ред. Калашникова А. Г. -М., 1928. -Т.2. -634с. И7. Педагогическая энциклопедия /Под ред. Каирова И. А. -М., 1966. -Т.З. -879с.
- Пирлиев К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников: Автореф… докт.пед.наук. -М., 1991. -36с.
- Прсярамма по народной педагогике. Для педагсянческих и этнопедагогических классов, педагогических училшц, лицеев, колледжей. -Якутск, 1995. -24с.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник.-М., 1991.-192с.
- Педаго№ческое наследие / Сост. В. М. Кларин и др. -М., 1989. -416с.
- Платонов Ю.П. Проблема этнической социальной психологии //Вестник СПБ. унив. -Сер.6. -Философия, политология, психология, право. -1993. -ВЫП.1.-С.57−64.
- Попов Сознание и социальная среда. -М., 1979. -280с.
- ПОПОВ Л. А. Воспитательный потенциал религии //Педагогика. -1992. -№ 7−8.-С.28−31.
- Поташник М. М, Система воспитательной работы общеобразовательной школы (аспект оптимизации): Автореф… докт.пед.наук-М., 1987. -35с.
- Природа и история Астраханского края /Под.ред. В. А. Пятина -Астрахань, 1996. -364с.
- Пятин В.А. Управление педагогическим процессом в современной пжо- ле // Вопросы теории и методологии. -М., 1968. -90с.
- Раджабова Р.В. Социально-педагогические уеяовия подготовки студен- тов педагогических вузов к интернациональному педагогичсскч"му воспитанию в ишоле: Дис… канд.пед.наук -М., 1991. -210с.
- Рейнвальд Д.И. Личность как предмет психологического анализа. -Харьков, 1974. -302с.
- Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. Давыдова II.С. В 2-х т., -М., 1993 -Т.1. -608с.
- РубанЛ.С. Процесс социадизации уча11Ц1хся. Автореф…канд.пед.наук- М. 1992.-12с
- Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. 2-е изд. -М., 1964. -704с.
- Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы народной пе- дшогики. -М., 1979. -187с.
- Русское народное творчество /Цод ред. И. И. Кравцова. -М., 1971.- 210с.
- Рыжиков А.И. Взаимодействии природы и человека. (О проблемах эт- нопедагогики). Педагогика, -1992. -№ 11−12. -С.26−29.
- Савина Ф.К. Целостный подход к педагогическому процессу: реализация и потенциал. Целостный учебно-воспитательный процесс: Исследование продолжается //Методологический семинар памяти проф. B.C. Ильина. -Волгоград, 1992. -Вып. 3. -С. 10−12
- Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев: Автор€ф…канд.пед.наук -СПб., 1993. -81с.
- Солдатенков А.Д., Лебедева О. В. Национальная культура и подросток. // Педагогика. -1993. -№ 1. -С. 38−41.
- Семенов В.Д. Взаимодействие итколы и социальной среды: опыт исследования. -М., 1986. -И2с.
- Семенов В.Д. Педагогическое управление взаимодействием пткольного коллектива с социальной средой: Автореф… докт.пед.наук -М., 1987. -35с.
- Семейный быт народов в СССР. -М., 1990. -520с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помотць начинаюпхему исследователю. -М, 1986. -152с.
- Сластенин В.А. О технологии обучения в высшей птколе. -М., 1994.- 110с.
- Среда — воспитатель и проблема детского сада /Под ред. СТ. Шацкого. -М., 1925. -68с.
- Социальное воспитание учащихся: основные теоретические положения / Огв. ред. В. Г. Бочарова. -М., 1990. -33с.
- Социальная педагогика /Отв. ред. Бочарова В. Г -М., 1990. -14с.
- Станкевич Л.П. Проблема целостности личности: Гносеологический аспект. -М., 1987. -134с.
- Старикова Г. Н. О роли церкви в деле народного образования в России // Культура отечества: прошлое, настоящее, будущее. -Томск., 1994. -С.52−55.
- Сорокин П.О. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса. -М., 1994. -96с.
- Сычев К>.В. Микросреда и личность. -М., 1974. -192с.
- Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. — М., 1979. -95с.
- Сюта Е.В. Идеи воспитания и обучения в этнопедагогике украинского народа //Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. -Орджоникидзе, 1971. -С. 102.
- Тайчинов М.Г. Народные тpaдra^ии и религиозная культура в воспитании учапщхся. -М., 1992, -47с.
- Тихомиров М.Г. Древняя Русь. — М., 1975. -47с.
- Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс //Социология личности. -М., 1994. -С.227−240.
- Трифонов Ф. Этнопсихология и вопросы воспитания гпкольников // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. -Орджоникидзе, 1971. -С. И1−115.
- Тюнников Ю.С., Хасанова Г. Ф, Харисов Ф.Ф. Нагщональное самосознание: супщость и принципы формирования. -Казань, 1994. -89с.
- Убайдулаев Г. У. Использование материалов узбекской народной педагогики при изучении курса педшогики: Дис… канд.пед.наук -Ташкент., 1983.-223с.
- Угринович Д.М. Обряды. За и против. -М., 1975. — 175с.
- Угринович Д.М. Психология религии. -М., 1986. -350с.
- Усманский Я. С, Арипов А. В. Молодежная политика и взаимодействие национальнььх культур //Педагогика. -1992. -№ 5−6. -С.26−29.
- УШИНСКИЙ К. Д. Соб.соч. в 11-и т. -М., 1948−52. -Т.5.
- Фахрутдинова Р.А. Условия эффективности педагогического процесса при интеграции ее воспитательных сил: Дисс.канд.пед.наук -Казань, 1990.-180C.
- Фельд1птейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе.-М., 1990.-260с.
- Филоно)1^ Г. Н. Воспитание личности пшольника. -М., 1980. -199с.
- Филипдов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. -М., 1990.-157с.
- Фисуненко О.Л. Подготовка студентов к социально-педагогической деятельности: Дисс.канд.пед.наук — Одесса. -1992. -162с.
- Филиппова Л.В. Философские основы теории и пршаики социальной педагогики: Дисс.док.философ.наук -Нижний Новгород., 1993.-325с. 169 .^Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. -256с.
- Фрезер Д. Фольклор в Ветхом завете. -М., 1985. -С. 17−28. ?7 .Флейк-Хобсон Кэрол и др. Мир входшдему: развитие ребенка и его отношения с окружающими/ Пер. с англ. Б. Е. Робинсон. -М., 1992. -155с.
- Фридман Л.М. и др. Изучение личности учап^егося и ученических коллективов: Книга для учителя. -М., 1988. -207с.
- Фольклор и этнография. -Л., 1974, -274с.
- Харчев А.Г. Быт, семья и досуг: Социологические и нравственные проблемы. -М., 1969. -31с.
- Ханбиков Я. И. Использование народных традипий в воспитательной работе национал1>ных HIKOJI //Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. -Казань, 1976. -Вып. 2.-С.183−190.
- Ханбиков Я.И. К изучению народной педагогики //Доклад АПН РСФСР, 1961.-ХоЗ.-С.47−50.
- Харитонов М.Г. Этнопедагогические классы в профессионально- педагогической ориентации старших школьников: Автореф… канд.пед.наук -М., 1993. -17с.
- Ховратович Б.М. Вопросы семейного воспитания в народной педшогике (На материале пословга^ и поговорок народов Советского Союза) //Исследования по педагогики и психологии. -Красноярск, 1968. -С. 109−130.
- Христова ЕЛ. Народная педагогика: историографические и теоретико- методологические проблемы: Дисс.канд.философ.наук -М., 1988. -260с.
- Черепанова Е.С., Журавлев П. П. Проблема сосуп1ествования русско- православной и мусульманской культур //Русская культура на межконфессиональных перекрестках, -М., 1995. -27с.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деяггельности. -М., 1976. -112с.
- Шацкий СТ. Избранные педагогические произведения в 2-х т./Под ред. Н. П. Кузьмина, М. Н. Скатчина и др. -М., 1980. -Т.-1. -304с.
- Штщий СТ. Избранные педагогические произведения в 2-х т./Под ред. П. П. Кузьмина, М. Н. Скатчина и др. -М., 1980. -Т.-2. -414с.
- Шепелъ В.М. Что определяет гра>кданское самочувствие народа. //Педагогика. -1990. -№ 6, -С.3−10.S9.E.U. Шиянов, И. Б. Котова. Педагог: профессия и личность. -Ростов-на-Дону, 1997. -144с.
- Школа и педагоп1ка в культуре Древней Руси //Хрестоматия в 2-х ч./ Сост. О. Е. Кошелева и др. -М., 1992. -208с.
- Шульгин В.П. Основные вопрюсы социального воспитания. -М., 1924. — 127с. 192.1Цепаньский Я. Элементарные понятия социологии. -М., 1969. -132с.
- Этнические стереотипы мужского и женского поведения. -СПб.: Наука, 1991.-318с.
- Ценюга СП. Проблема педагогической диагностики в современной педагогике: Дисс.канд.пед.наук. -М, 1992. -247с.
- Этническая педагогика (книга для чтения)/Под ред. проф. Пятина В. А., доц. Трещева A.M., Алексеевой (Давлекамовой)Г.В. -Аспфахань, 1995. -476с.
- Этническая история и фольклор /Под ред. Р. С. Липец. -М., 1977, -259с.
- Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. -М., 1988. -191с.
- Ядов В.А. С9Циологическое исследование: методология, программа, методы (2-е, перераб. и доп.). -М., 1987. -248с.
- Яцукова И.Л. Подготовка будущих учителей к выбору педагогических технологий: Дисс.канд.пед.науг^. -Астрахань, 1996. -209с. т