Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе исследования проблемы изучения ЭГТС в полинациональ ном регионе автооу поишлось пооанализиоовать обпщй матеоиал, связанный с сущностью этнопедагогической среды, специфическими особенностями процесса изучения этнических свойств педагогической среды, что обуслов лено многогранностью и теоретико-методологической сложностью вопросов, разрабатьтаемых в диссертации. Проведенное исследование… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ ЭТ-НОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ПОЛИНАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Эволюция понятия «среда» в психолого-педагогических исследованиях.,
    • 1. 2. Специфика изучения этнопедагогической среды
    • 1. 3. Структура, критерии и уровни готовности студентов педвуза к изучению этнопедагогической среды
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ПОЛИНАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ
    • 2. 1. Моделирование прщесса подготовки студентов педвуза к изучению этнопедагогической $реды в полинациональном регионе
    • 2. 2. Анализ и результаты экспериментальной проверки модели прщесса подготовки студентов педвуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе
  • выводы

Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ. Взгляд на образование как на основной фактор усиления интеллектуального потенциала нации преобладает в педагогике многих стран мира. Происходящие изменения в обществе пробудили историческое сознание народа, заставили многое переоценить в нашем прошлом с позиции научной объективности. Сегодня возрождаются отвергаемые ранее педагогические ценности. Резко актуализируется обращение к культурно-историческому наследию каждого народа, отражающее многовековые традиции, обычаи, нравы, национальное самосознание. При определенных условиях педагогическая практика различных этносов может выступать потенциальным источником развития процесса подготовки подрастающего поколения к жизни.

Человек всегда опирался на апробированные на практике методы и приемы подготовки юных к жизни. Истоки многих современных техйологий воспитания лежат в глубине веков, в демократичности и гуманности народной мысли. Гений народных воспитателей и состоит в том, что многие рецепты, советы по уходу, воспитанию, обучению ребенка актуальны и в наше время. Несмотря на разноязычие, расстояния, века, идеалы человека, законы воспитаний * народной педагогике схожи, едины. Приоритет человеческих ценностей — это имеййв то, что лежит в основе возрождающегося интереса к народной педагогике.

Опыт народного воспитания есть предмет изучения одного из направлений педагогической науки — Этнопедагогики, которая нацелена реализацию высшей человеческой ценности л формирование гражданина, человека, способного вступить в жизнь современного общества, умеющего усваивать и присваивать культуру не только своего, но и другого народа. Сегодня термин «этнопедагогика» является неотъемлемой частью понятийно^ терминологического аппарата педагогики. При этом «этнопедаеояика» понимается как область педагогической науки о народной педагогике, народном воспитании (Т.Н. Волков) — раздел педагогической науки об этнической специфике социализации личности (Ю.В. Бром л ей, И.Г. Кон) — синоним народной педагогики (R.B. Сюта, М.О. Загазежев).

Этнопедагогика является наукой, возрождающей гуманные, прогрессивные традиции народного воспитания, определяющей условия, которые станут оптимальными для связи педагогического опыта прошлых поколений с современной научной теорией.

Интерес к этой молодой науке на соврец^циом этапе развития нашего общества объясняется также тем, что возникай)1цие «, онфликты на национальной почве практически во всех регионах нашей страны вызывают необходимость совершенствования неотъемлемой части системы образования*-* подготовки студентов к работе в полинациональном регионе. Изучение и внедрение в практику технологии подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности в условиях полинационального региона с учетом воспитательных традиций различных этносов, а также сохранение и обогащение огромного опыта прошлого, выработанного в условиях естественного развития — серьезная педагогическая задача. Насущность данного исследования определяется требованием усиления национального компонента системы образования, содержащегося в Законе Российской Федерации об образовании. Под национальном компонентом мы понимаем систему знаний о культурных, исторических и социальных ценностях, которые отражают самобытность того или иного народа, его этнические идеалы. Учитывая, что в нашей стране проживают представители 178 национальностей (в частности, в Астраханской области — 176 национальностей), а проблема изучения и внедрения в практику воспитательных традиций различных этносов до сих пор остается нерешенной (учебные программы вуза в настоящее время не дают необходимых знаний о педагогическом опыте каждого народа, проживающего в нашей стране и в Астраханском регионе, в частности), мы считаем, что назрела необходимость в создании таких педагогических технологий, которые могли бы помочь в изучении и внедрении в практику богатого педагогического опыта различных народов. В свете изложенного становится очевидной потребность исследования проблемы технологизации подготовки студентов педагогических вузов к изучению и учету особенностей этнопедагогической среды (ЭПС) в полинациональном регионе с целью получения сведений об этнических особенностях того региона, в котором предстоит работать будущим педагогам. Актуальность данного исследования усиливается также противоречием между потребностями общества в специалистах, способных осуществлять социально-педагогическую деятельность (что отражено в Постановлении Госкомитета по народному образованию от 13.07.90, учредившем должность социального педагога), и низким уровнем готовности выпускников педвуза к выполнению данного вида деятельности в силу их неспособности выявить специфические особенности структурных элементов этнопедагогической среды, которые помогут качественно улучшить педагогический процесс, организовать его так, чтобы в конечном итоге формировать личность, способную усваивать культуру не только своего, но и другого народа. Возможно, что именно этот результат в конечном итоге поможет устранению межнациональных конфликтов в нашей стране.

Однако содержание образования на сегодняшний момент не в состоянии обеспечить адекватную общественно-политическую и практическую готовность выпускников педагогических вузов к указанному виду деятельности вследствие того, что отсутствуют необходимые научно-обоснованные рекомендации в данной области педагогики. Необходимость в таких рекомендациях ощущается очень остро, так как личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Целенаправленное использование особенностей этнопедагогической среды при формировании личности ребенка поможет обеспечить формирование у подрастающего поколения позитивного отношения к представителям различных народностей, уважение к истории и культуре своего народа, лояльного отношения к этнопсихологическим особенностям различных этносов.

Говоря о технологии изучения этнопедагогической среды, следует отметить, что результатом этого изучения должна явиться характеристика особенностей структурных компонентов этнопедагогической среды ребенка. Использование данной характеристики в педагогической работе должно способствовать индивидуализации процесса обучения и воспитания, его демократизации и формированию таких качеств личности, как веротерпимость, уважение к народным традициям своего и другого народов. В свете изложенного становится очевидным то, что технология изучения этнопедагогической среда является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и объективным требованием времени.

Вопрос подготовки студентов к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе находится на стыке наук об обществе и образовании, поэтому в своем исследовании мы особое внимание уделили анализу работ о взаимодействии личности и среды (И.С. Кон, Л.М. Архангельский) — образования и общества в целом (Л.П. Буева, JI.H. Коган" А. В. Мудрик, Л. Ф. Филиппова, В. А. Ядов) — о соотношении системного и комплексного подходов (Н.В. Кузьмина) — роли этнических особенностей в воспитании (О.Д. Мукае-ва, JI.C. Рубан, Г. Н. Волков, JI.A. Попов, Ю. А. Рудь, Г. Н. Старикова и др.) — о педагогическом управлении процесса взаимодействия школы и среды (В.Д. Семенов, В. Г. Бочарова, Ю.В. Сычев) — о профессиональной подготовке учителя к работе с многонациональным составом учащихся (Л.И. Лебедева, М. Г. Харитонова, И. Н. Афанасьев, Р. В. Раджабова и др.).

Основополагающее значение для решения данной проблемы приобретают труды отечественных педагогов: К. Д. Ушинского, впервые в русской педагогике предложившего систему национального воспитанияЛ.Н. Толстого, использовавшего на практике народный педагогический опытП.П. Блонского, обосновавшего последовательность национального воспитанияС.Т. Шацкого, раскрывшего понятие «педагогизация среда», а также труды зарубежных педагогов Я. А. Коменского, А. Дистервега, в которых обращается внимание на диалектику общечеловеческого и национального.

В нашей работе мы опираемся на исследования Г. Н. Волкова, в которых он дает методологическое обоснование этнопедагогики как науки, а также раскрывает ее сущность, значение и сферу влияния.

Однако в научных исследованиях последних лет не раз уже отмечалась недостаточная разработка теоретико-методологических вопросов изучения народной педагогики, преобладания в историографии этнопедагогики регионально-ограниченных исследований (Ю.А. Рудь, И. С. Кон, E.JI. Христова и др.).

Учитывая значимость и недостаточную разработанность данной проблемы, мы выбрали следующую тему исследования: «Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе».

На основании исследований по проблеме подготовки студентов педвузов к профессиональной деятельности (О.А. Абдуллина, А. И. Пискунов, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова и др.), отмечающих потенциальные возможности психолого-педагогических дисциплин, мы рассматриваем процесс подготовки студентов педвуза к изучению этнопедагогической среды на основе содержания дисциплин педагогического цикла.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе.

Предмет исследования: моделирование процесса подготовки студентов педагогических вузов к изучению этнопедагогической среды /на материале дисциплин педагогического цикла/.

Цель исследования: разработать систему подготовки студентов педвуза к изучению этнопедагогической среды.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой подготовка студентов к изучению этнопедагогической среды будет проходить успешно, если:

— придать ей этнопедагогическую направленность, предусматривающую достижение гармонии между общечеловеческим и национальным;

— будут определены состав, структура и уровни готовности студентов к изучению ЭПС;

— будет построена модель процесса формирования готовности будущего учителя к изучению ЭПС в условиях полинационального региона;

— исследуемый процесс будет строится на основе условий, адекватных специфике формируемой у студентов готовности.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:

1. Раскрыть сущность этнопедагогических особенностей среды как 0 $ новы для определения содержания процесса подготовки студентов педвузов к изучению этнопедагогической среды.

2.Разработать структуру, критерии и уровни готовности студентов к изучению этнопедагогической среды.

3.Смоделировать и экспериментально проверить процесс подготовки студентов к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе.

4,Обосновать педагогические условия, систему дидактических средств подготовки студентов педвуза к изучению этнопедагогической среды.

Методологическую основу исследования составили: Концепция целостного системного подхода к рассмотрению педагогического процесса /Ю.К. Бабанский, В. И. Ильин, В. В. Краевский и др./- психологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности /А.С. Выготский,.

A.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др./- концепция личностно-ориентированного подхода в обучении /Е.В. Бондаревская, В. А. Сластенин,.

B.В. Сериков и др./- концепция социальной сущности формирования личности / В. Г. Бочарова, Л. П. Буева, Ю. В. Сычев, В. Д. Семенов и др./- концепции этнопедагогического подхода в воспитании /Т.Н. Волков, О.Д. Мукае-ва, Ю. А. Рудь и др./.

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач в ходе исследования был использован комплекс методов: анализ научных исследований по проблеметеоретическое моделированиеоерос (беседа, анкетирование), педагогическое наблюдение, педагогический эксперименттеоретический анализ результатов, статистические методы.

Организация исследования. В соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования экспериментальная работа проводилась в 4 этапа и длилась 4 года.

Первый этап /1993;1994гг./ - поисковый. На основе анализа психолого-педагогической, философской, этнографической литературы по проблеме исследования была сформулирована цель исследования, определены структура, предмет, границы исследования, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат проблемы.

Второй этап / 1994;1995гг./ - теоретический. На этом этапе изучалось состояние объекта исследования, выявлялась специфика подготовки студентов педвузов к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе.

Третий этап /1995;1996гг./ - экспериментальный. На этом этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выявления исходного уровня готовности студентов к изучению этнопедагогической среды. Разработана модель и уточнена система средств организации учебного процесса по подготовке студентов к изучению этнопедагогической среды. Был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого научно обосновывался и апробировался специальный курс.

Четвертый этап / 199б-1997гг./ - обобщающий. На этом этапе осуществлен анализ и систематизация результатов исследования, произведено уточнение теоретических и экспериментальных данных, сформулированы основные выводы и рекомендации.

Исследование проводилось на базе Астраханского государственного педагогического университета.

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключаются в том, что раскрыто понятие этнопедагогической среды как педагогической категории, выявлены функции и структура этнопедагогической среды, дана характеристика структурным компонентам этнопедагогической средывыявлена сущность и специфические особенности подготовки студентов к изучению этнопедагогической среды, обоснована технология ее внедрения в учебный процесс вузавыявлены критерии и уровни подготовки студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды.

Практическая значимость состоит в разработке и внедрении технологии формирования готовности студентов педвуза к изучению этнопедагогической среда в условиях личностной ориентации образования. Полученные данные могут быть использованы в учебном процессе педагогического вуза, учителями, методистами, а также в системе повышения квалификации учителей.

Достоверность научных данных обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, используемых для построения предлагаемой модели, применением комплекса методов исследования, адекватных его предмету и задачамподтверждается опытно-экспериментальной работой, сочетанием количественного и качественного анализов результатов эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в ЛГПУ.

По мере проведения исследования его результаты докладывались на внутривузовских ежегодных научно-практических конференциях с 1993 г. по настоящее время, Всероссийской научной конференции (Астрахань, 1994), региональных научно-методических конференциях (Астрахань, 1995, 1997), республиканской научно-педагогической конференции (г.Чебоксары, 1997), научно-педагогических чтениях, организованных астраханским департаментом образования и институтом усовершенствования учителей г. Астрахани.

Внедрение результатов осуществлялось через публикации автора, в частности, издание хрестоматии «Этническая педагогика» (в соавторстве с проф. В. А. Пятиным и др. — Астрахань, 1995.), выступления перед различными аудиториями учительской общественности при департаменте образования Астраханской области, институте усовершенствования учителей, занятий со студентами.

Положения, выносимые на защиту.

1. Сущность этнопедагогической среды (ЭПС) заключается в том, что это часть педагогической среды, которая окружает личност ь, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в мировоззрении людей, их поведении, народных традициях, обрядах, обычаях, фольклоре, праздниках, быте и т. д.

2. Структуру готовности к изучению этнопедагогической среды составляют следующие компоненты: мотивационный, характеризующийся разной степенью направленности на педагогическую деятельность с учетом специфики ЭПСсодержательный, характеризующийся научной компетентностью и целесообразностью совершаемых действий по изучению этнопедагогической средыоперационный, характеризующийся поэтапным овладением операциями по изучению этнопедагогической среды, действий по моделированию, проектированию, анализу изучаемых структурных компонентов этнопедагогической средывладению различными вариантами технологии изучения этнопедагогической среды.

3. Процесс подготовки студентов педагогических вузов к изучению этнопедагогической среды предполагает включение системы специально конструируемых средств, оснащающих модель поэтапного становления готовности, позволяющих добиваться планированных результатов.

На мотивационно-диагностическом этапе средствами достижения поставленной цели выступают: программа по изучению этнопедагогической среды студентов, анализ педагогических ситуаций этнопедагогической направленности, выполнение творческих заданий соответствующей тематики. В ходе этого этапа у студентов формируется интерес к будущей профессиональной деятельности, концентрируется внимание на важности проблем формирования и развития личности с учётом этнопедагогических особенностей среды.

На информационном и практическом этапах средствами достижения поставленных целей выступают: решение педагогических задач, способствующих поиску студентами путей реализации соотношения межнационального и национального, создание и анализ проблемных педагогических ситуаций, позволяющих выявлять особенности структурных компонентов этнопедагогической среды, исследования в русле данной проблемы, имитационно-ролевая игра «Национальные обряды», педагогическая практика. На данных этапах происходит выработка и апробация знаний и умений по изучению ЭПС в условиях полинационального региона.

На обобщающем этапе с целью совершенствования действий по изучению этнопедагогической среды в учебный процесс вводится спецкурс «Изучение этнопедагогической среды», студентами выполняются творческие работы по изучению этнопедагогической среды. В ходе этого этапа студенты совершенствуют деятельность по овладению механизмом изучения ЭПС в условиях полинационального региона.

4. Процесс подготовки студентов к изучению этнопедагогической среды протекает успешно при соблюдении следующих педагогических условий:

— диагностических (изучение и учет состояния компонентов готовности студентов к изучению этнопедагогической среды, индивидуальных особенностей этнопедагогической среды студента);

— содержательных (приобщение студентов педвуза к изучению этнических особенностей процесса воспитания у различных народов);

— процессуальных (создание системы индивидуально-творческих заданий, задач с использованием элементов народной педагогики и с учетом специфики региона, моделирующих процесс изучения этнопедагогической среды).

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографию, приложения. Общий объем работы составляет 200 страницы машинописного текста, включающего 17 таблиц, 10 рисунков, 2 схемы, 19 приложений.

В процессе исследования проблемы изучения ЭГТС в полинациональ ном регионе автооу поишлось пооанализиоовать обпщй матеоиал, связанный с сущностью этнопедагогической среды, специфическими особенностями процесса изучения этнических свойств педагогической среды, что обуслов лено многогранностью и теоретико-методологической сложностью вопросов, разрабатьтаемых в диссертации. Проведенное исследование позволило реишть поставленные задачи и получить определенные результаты. В первой главе нашего исследования мы дали анализ состоянию проблемы педагогического исследования средырассмотрели исторические этапы возникновения социальной педагогикиразличные по/рсоды к определению средысформулировали рабочие опре деления основных понятийввели понятие «этнопедагогическая среда», ко торое определено как часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивпо или негативно влияя па ее развитие, и пред ставляет собой совокупность всех условий лсизни, в которых про являются этнические особенности места проокивания, выражаю щиеся в мировоззрении людей, их поведении, народных традициях, обрядах, обычаях, фольклоре, праздниках, быте и т. д.- раскрыли структуру и функции этнопедагогической средыдали сравнительный ана лиз понятиям «среда восзрвиггания», «воспитательная среда», «педагогическая среда» и «этнопедагогическая среда». Во втором параграфе первой главы «Этнопедагогические исследова ния среды» мы рассмотрели исторические подходы к изучению этнопедаго гики и народной педагогики, сформулировали рабочие определения, выявили этнические особенности структурных элементов среды. Проведенное иссле дование показало, что на современном этапе развития педагогической теории и практики актуализируется проблема использования этнопедагогической среды в учебно-воспитательном процессе, способствую1цая повыптению эф фективности и продуктивности педагогического процесса. Вторая задача нашего исследования состояла в том, чтобы определить содержание и структуру готовности студентов к изучению ЭТТС, разработать критерии и уровни исследуемой готовности. ТТод готовностью студентов к изучению ЭТТС мы понимаем интегративное качество личности буду щего педагога, направленное на обеспечение эффективности осуще ствления деятельности по изучению ЭПС в полинаииональпом ре гионе, сущность которого составляют взаимодействие мотиваци онного, содержательного и операционного компонентов. ТТазванные компоненты образуют структуру готовности. Изучение супщости, состава, структуры готовности поставило задачу выявления уровня ее сформирован ности у будущих педагогов на основе разработанных критериев. В качестве критериев мы определили следуюпще. Критерии мотивационной готовности: • установка на профессионально-педагогическую деятельность в полина циональном регионе- • желание учить детей любой национальности- • желание приобретать необхо/цстлые знания, умения и навыки для работы с детьми различных этносов- • убежденность в том, что для более эффективного протекания педагогиче ской работы в полинациональном регионе можно и нужно изучать ЭТТС. l. Kpumepuu содержательной готовности: • знание законов развития наций, современных задач и путей совершенст вования межнациональных отношений- • знание обпхей и возрастной психологии, педагогики и методики преподава ния своего предмета- • знание этнических особенностей национальности своих учеников- • знание сутцности, структуры и функций ЭПС- • знание средств и методов изучения ЭТТС- • знание особенностей структурных компонентов ЭТТС в полинациональ ном регионе.Ъ.Критерии операционной готовности: • умение определять структуру ЭПС региона- • умение рационально использовать методы и средства изучения ЭПС- • умение вести работу, используя этнопедагогические средства в комплек се с другими методами. С опорой на установленные критерии, на положение Л. С. Рубинштей на о поэтапном формировании готовности к профессиональной деятельно сти, на методологическое и теоретическое обоснование проблемы нами были дифференцированы четыре группы студентов, находягцихся на начальном, низком, достаточном и высоком уровнях готовности к изучению ЭПС. Обобщенные характеристики каждого уровня позволили наглядно увидеть соотношение и взаимосвязь всех выделенных компонентов готовности и пе рейти к решению следующей задачи. Третья задача нашего исследования заключалась в моделировании и экспериментальной проверке поэтапного процесса подготовки студентов к изучению ЭПС. Являясь, по существу, основной категорией теории позна ния, моделирование выступает как база для любого метода научного иссле дования. Выступая как совокупность все усложняющихся элементов и средств, модель представляет собой ориентир для осуп^ествления учебно воспитательного процесса в целях решения поставленной задачи исследова ния. Разработанная нами модель формирования готовности включает в себя четыре этапа, которые охватывают весь период обучения студентов в вузе. На каждом этапе используется специально разработанная система взаимо связанных средств. Теоретическое обоснование модели и экспериментальная проверка по зволили изучить динамику формирования готовности будущих педагогов к изучению ЭПС и обосновать педагогические условия подготовки студентов педвуза к изучению ЭПС, что способствовало решению четвертой задачи нашего исследования. Нами было установлено, что процесс подготовки студентов к изуче нию ЭПС протекает успепшо, если он строится с опорой на: диагностику (изучение и учет состо5шия компонентов готовности студентов к изучению ЭПС, их индивидуальных особенностей ЭПС) — содержательность (приобщение студентов педвуза к изучению этнических особенностей про цесса воспитания у различных народов) — пронессуальность (создание систе мы индивидуально-творческих заданий, задач, моделирующих технологиче ские процессы профессиональной деятельности).Мы выяснили, что устойчивая потребность в изучении ЭПС формиру ется при введении все более усложн5пощихся форм работы, способствующих закреплению у студентов уверенности в своих силах, умению отстаивать свою точку зрения, становлению профессионального мышления. Весь ход работы ориентировал студентов на необходимость критически оценивать собственные действия и решения, анализировать поэтапно цель, процесс и результат, прогнозировать вариант изучения ЭПС в зависимости от меняюпщхся условий, что, в конечном итоге, способствовало формирова нию значимого для педагога профессионального качества — рефлексии. В результате поискового, констатирующего и формирующего экспе риментов мы выяснили, что традиционная система обучения не соответству ет адекватно требованиям современной школы и социальной ситуаи (ии под готовки студентов к изучению ЭПС. Включение в учебные занятия форм, способов формирования творческого подхода к рептению педагогических за дач, творческих педагогических заданий, анализ педагогических ситуадий, а также деловых игр будет способствовать повьппению готовности студентов к изучению ЭПС. В процессе работы мы отмечали положительную динамику становле ния готовности к изучению ЭПС, формируемой от этапа к этапу. Эта дина мика была подтверждена в ходе дальнейшего исследования не только экспе риментом, но и экспертами-учителями на практике. Повысился об1Дий уро вень готовности студентов к изучению ЭПС. Итоги опытно-педагогической работы доказали, что готовность сту дентов педвуза к изучению ЭПС в наибольшей степени может быть сформирована у студентов посредством введения совокупности всей системы, изло женной в модели, а не отдельными методами. Проблема формирования готовности студентов к изучению ЭПС этим исследованием не исчерпывается. Возникают новые ее аспекты, нуждающие ся в дальнейшей разработке. Среди них — необходимость дальнейпхего теоре тического осм1>1сления проблемы изучения и использования ЭПС для более эффективного протекания учебно-воспитательного процесса. Технология изучения ЭПС должна способствовать повьппению эффективности управле ния и руководства педагогическим процессом или отдельных его фрагмен тов. Если оценивать работу вуза по конечным результатам, то цели — форми рование личности высококвалифицированного специалиста определенного профиля — найдут свое конкретное выражение в моделях специалистов опре деленных профессий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Человек. Нация. Общество. -М., 1991. -224с.
  2. Абдуллина О.А. Oбп^eпeдaгoгичecкaя подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М., 1989. -141с.
  3. А.В., Авксентьев В. А. Краткий этносоциологический словарь- справочник. — Ставрополь, 1994. -100с.
  4. А.В., Авксентьев В.А Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Учебное пособие. -Ставрополь: СГПИ, 1983. -222с.
  5. B.C. Межгрупповое взаимодействие / социально-психологические проблемы/. -М: Изд-во МГГТУ, 1990. — 240с.
  6. Ю.П. Семейная педагогика. -М., 1985. -290с.
  7. Р. А. Социальная природа традиций И их роль в жизни и развитии общества: Автореф… канд.филосов.наук -М., 1977. -18с.
  8. Антология педагогической мысли народов ССР второй половины XIX — начала XX века/ Под ред. Шадрикова В. Д. -М., 1990. -608с.
  9. З.Архангельский П. В. Организация детской жизни. -Самара, 1924. — 70с.
  10. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М., 1974.-221с.
  11. В.Х. Некоторые вопросы народной педагогики.//Сборник научных трудов Ереванского Армянского пед. инс. -Ереван, 1970.-Вьт.2. -С. 149−195.
  12. И.А. Педология. — М.:Раб.просв., 1927. -53с. П. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. -М.: Изд. МГУ, 1990. -367с.
  13. У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании пгеольников. -Уфа, 1993. -30с.
  14. К.Ш., Искаков Т. К., Бронников А. Народная педагогика — основа воспитания подрастающего поколения. -Уфа, 1992. — 48с.
  15. В.Г. Общесгво: аисгемность, поадание и управление. -М., 1981. — 432с.
  16. И.Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Автореф… канд.пед.наук — М., 1995. -16с.
  17. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. — М., 1982. -180с.
  18. Ю.К., Потшпник М. М. Оптимизация педагогического процесса. В вопросах и ответах. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев, 1983. -287с.
  19. С. Критерии прогресса личности. — М., 1990. -189с.
  20. А.А. Этнопсихология любви и ненависти //Вест.Рос.Ан. — Т.63. -№ 4.-С.298−301.
  21. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989. -211с.
  22. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов. — М., 1989. -144с.
  23. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества /Опыт систематизации/ Отв. ред. Г. В. Осипов. — М., 1987. -247с.
  24. БЛОНСКИЙ П. П. Избр.пед.соч. — М., 1989. -169с. ЗО. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. -М., 1968. -446с.
  25. .В. и др. Вузовское обучение. Проблемы актргеизации /Под ред. И. В. Харламова. -Минск, 1989. -110с.
  26. И.Р. Взаимодействие школы, семт>и и общественности как условие повып1ения эффективности воспитания учапщхся: Автореф… канд.пед.наук -М., 1977. -15с.
  27. .Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. Дисс.докт.пед.наук -М., 1991. -401с.
  28. .Г., Плоткин М. М. Школьник в микрорайоне. -М., 1986. -79с.
  29. .Г. Педагогика социальной работы. -М., 1994. -208с. Зб. Бродский Ю. С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий. Дис… канд.пед.наук -Екатеринбург., 1993. -220с.
  30. Ю.В. Этнос и этнография. -М., 1973. -280с.
  31. Л.П. Социал1>ная среда и сознание личности. -М., 1968. -280с.
  32. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.Д991 -240с.
  33. Г. С. Народная педагогика. Изд. 2-е. -Иркутск., 1992. -166с.
  34. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномен демсжратии гуманизма в сфере воспитания. -Чебоксары, 1993. -88с.
  35. Г. Н. Этнопедагогика и ее основные проблемы. -Изд. Чувап! пед. инстит. -1965. -Вып. 22. -124с.
  36. Г. Н. Чувашская народная педагогика. -Чебоксары, 1958. -260с.
  37. Г. Н. Этнопедагогика. -Чебоксары, 1974. — 376с.
  38. Н.С. У истоков русского фольклора: Учебно-методическое пособие. -М., 1981. -94с.
  39. Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. -М., 1991. -239с.
  40. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М., 1981.-94с.
  41. ВЫГОТСКИЙ Л. С. Собр. соч. в 6 т. — М., 1982. -т.2
  42. Л.Н., Сериков В. В., Сергеев Н. К. Активные методы обучения при подготовке будущего зрителя к педагогической деятельности в условиях перестройки системы народного образования. -Волгоград., 1987. -27с.
  43. А.И. Избр. фил. соч. -М., 1948. -Т.П. -С.11М12.
  44. Гаи1имов А. Ш. Народная мудрость, воплоп1енная в слове-образе.//Лит. Азербайджан. -1959. -40. -С.103−106.
  45. Г. Д. Русская ментальность (материалы круглого стола)// Вопросы философии. -М., 1994. -Ч. -С.25−53. ЗЗ.ГумилевЛ.Н. Этносфера: история людей — история природы.-М., 1993.-544с.
  46. О.В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности. Дисс.канд.пед.наук — Волгоград, 1996. -237с.
  47. Л.Н. Формирования у будущих учителей умений педагогического диагностирования: Дисс.канд.пед.наук — Волгоград, 1995.-155с.
  48. В.И. Пословицы русского народа. -М., 1957. -540с.
  49. Л.М. Формирование культуры межнационального общения. — М., 1982.
  50. Г. И. Социальная среда и формирование личности: Дис… канд. пед. наук. -Свертутовск, 1967.-193с. 59. Дурай-Новакша К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогичесжойдеятельносги: Автореф… до1сг.пед.наук-М., 1983. -32с.
  51. Р.И. Развитие гуманистических традиций этнопедагогики в условиях сельского досуга: Автореф… канд.пед.наук, СПб., 1993. -20с.
  52. В. Две фани общественного сознания: этническая и национальная // Мировая экономика и международные отнопюния. -М., 1993. -С.87−100.
  53. Н.Н. Основы и практика социального воспитания. 4-е изд. -М., 1920. -370с.
  54. Кан-Калик В.А., Иикандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М., 1990. — 144с.
  55. З.О. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков: Автореф… канд.пед.наук -СПБ, 1997.-21с.
  56. А.Г. О понятии «этнопедагогика» в современной этнографиче- ской и педагогической науке // Изучение’преемственности этнокультурных явлений.-М., 1980.-212с.
  57. Кондра1нова Л. В. Сборник педагогических задач. -М., 1987. -144с.
  58. Л.Н. Социальная среда и воспитание //Учебно-воспитательный коллектив и среда его жизнедеятельности// Сб.ст.-Свердловск, 1980. -С.З-9.
  59. А.Г. Очерки марксисткой педагогики /Социология воспитания. -М: Работник просвещения. -1929. -376с.
  60. Кон И. С. Социология личности. -М., 1958. -133с.
  61. В.В. Моделирование в педагогическом исследовании// Введение в научное исследование по педагогике. -М., 1988. 78Жузмина Н. В. Способности, одаренность, тадант учителя. -Л., 1985. -12с.
  62. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л., 1982.-311с.
  63. Т.М. Управление школой: задачи и деловые игры. -М., 1988. -174с.
  64. В.П., Кузмицкайте Л. Д. Формирование этнического сознания по^ фЮстка в семье// Психология. -1992. -№ 6. -С. 35 — 46.
  65. О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младншх школьников. -М., 1992. — 150с.
  66. А.И. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд.-М., 1997. — 304с.
  67. Д. Заметки о русском //Советская культура., -М., 1988. -27 августа. -С.3−5.
  68. П.И. Методика социал1>ного обследования детства. -М., 1982. — 96с.
  69. Ю.С. Средовой подход в воспитании. Воспитательная система учебное заведение //Материалы Всесоюзной научно-методической конференции. Гос. Образ.СССР. -М, 1992. — 138−140.
  70. Г. ГО. Изучение социальной среды в целях профконсультации. — Л., 1932.
  71. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. — М., 1988. -141с.
  72. К.Р. Основы социологии мыпшения. — Тбилиси, 1973. -288с.
  73. Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. -М., 1918. -288с.
  74. В.В. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. -Волгоград, 1995. -152с.
  75. С. Принципы целостного изучения ребенка. // Педология и воспитание. -М., 1982. — 138с.
  76. О.Д. Нравственно эстетические устсж буддизма и проблемы воспитания и самовосгоггания //Народное образшание Якутии. -1993. -№ 2. -С.72−74.
  77. О.Д. Национальные традющи воспитания у монголоязычных на- родов//Педагогика. -1994. -№ 1, с.42−46
  78. О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. -Элиста, 1995.-Д 56с.
  79. Моркунас 3. Методология управления социальными процессами. — Вильнюс, 1987. — 193с.
  80. A. В. Социализация и смутное время. -М., 1991.-71с.
  81. В.Я. Социология образования // Взаимодействие сферы образования. Взаимодействие сферы образования с другими сферами oбп^ecтвeн-ной жизни. -М., 1992. — 97−105.
  82. A.M. Некоторые проблемы разработки методики исследования семейного воспитания// Советская педагогика. -1976. -№ 11, 23−26.
  83. К.М. Факторы формирования личности, становление ее социальной активности. -Волгоград, 1980. -78с.
  84. Л.И. Школа и среда. -М., 1985. -79с.
  85. Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Ав- тореф… докт.пед.наук — Д., 1977. — 48с. Юб. Нюдюрмш^омедов А. Н. Технология конструирования и репхения педагогических задач. -Махачкала, 1994. -48с.
  86. Образовательные стандарты //Материалы Международного семинара «Рзеработгка образовательных стандартов в демократическом обществе». -СПБ., 1995.-166с.
  87. Образование: модели и прогнозы (региональный аспект)/Отв. ред. Му- хамедон^ Л.И. -М., 1997. -181с.
  88. В.Н. «Вторая природа» в системе связей природы и обп1, ест- ва: Автореф… кандд-оц.наук -М., 1985. — 80с.
  89. Ю.Орлова А. П. Национальной ипсоле — опыт народной педагогики (20−30-е годы)// Педагогика. -1995. -№ 9. -С. 89−94.
  90. А.Б. Организационно-педагогические основы развития системы образования: Автореф… канд.пед.наук-Волгоград, 1995. -19с.
  91. Педагогическая энциклопедия /Под ред Каирова И.А.-М., 1984. -Т.4.- 912с. ^ 116. Педагогическая энциклопедия/Под ред. Калашникова А. Г. -М., 1928. -Т.2. -634с. И7. Педагогическая энциклопедия /Под ред. Каирова И. А. -М., 1966. -Т.З. -879с.
  92. К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников: Автореф… докт.пед.наук. -М., 1991. -36с.
  93. Прсярамма по народной педагогике. Для педагсянческих и этнопедагогических классов, педагогических училшц, лицеев, колледжей. -Якутск, 1995. -24с.
  94. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник.-М., 1991.-192с.
  95. Педаго№ческое наследие / Сост. В. М. Кларин и др. -М., 1989. -416с.
  96. Ю.П. Проблема этнической социальной психологии //Вестник СПБ. унив. -Сер.6. -Философия, политология, психология, право. -1993. -ВЫП.1.-С.57−64.
  97. Попов Сознание и социальная среда. -М., 1979. -280с.
  98. ПОПОВ Л. А. Воспитательный потенциал религии //Педагогика. -1992. -№ 7−8.-С.28−31.
  99. Поташник М. М, Система воспитательной работы общеобразовательной школы (аспект оптимизации): Автореф… докт.пед.наук-М., 1987. -35с.
  100. Природа и история Астраханского края /Под.ред. В. А. Пятина -Астрахань, 1996. -364с.
  101. В.А. Управление педагогическим процессом в современной пжо- ле // Вопросы теории и методологии. -М., 1968. -90с.
  102. Р.В. Социально-педагогические уеяовия подготовки студен- тов педагогических вузов к интернациональному педагогичсскч"му воспитанию в ишоле: Дис… канд.пед.наук -М., 1991. -210с.
  103. Д.И. Личность как предмет психологического анализа. -Харьков, 1974. -302с.
  104. Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. Давыдова II.С. В 2-х т., -М., 1993 -Т.1. -608с.
  105. РубанЛ.С. Процесс социадизации уча11Ц1хся. Автореф…канд.пед.наук- М. 1992.-12с
  106. Л.С. Основы общей психологии. 2-е изд. -М., 1964. -704с.
  107. Ю.А. Методологические и теоретические проблемы народной пе- дшогики. -М., 1979. -187с.
  108. Русское народное творчество /Цод ред. И. И. Кравцова. -М., 1971.- 210с.
  109. А.И. Взаимодействии природы и человека. (О проблемах эт- нопедагогики). Педагогика, -1992. -№ 11−12. -С.26−29.
  110. Ф.К. Целостный подход к педагогическому процессу: реализация и потенциал. Целостный учебно-воспитательный процесс: Исследование продолжается //Методологический семинар памяти проф. B.C. Ильина. -Волгоград, 1992. -Вып. 3. -С. 10−12
  111. Р.К. Народная педагогика алтайцев: Автор€ф…канд.пед.наук -СПб., 1993. -81с.
  112. А.Д., Лебедева О. В. Национальная культура и подросток. // Педагогика. -1993. -№ 1. -С. 38−41.
  113. В.Д. Взаимодействие итколы и социальной среды: опыт исследования. -М., 1986. -И2с.
  114. В.Д. Педагогическое управление взаимодействием пткольного коллектива с социальной средой: Автореф… докт.пед.наук -М., 1987. -35с.
  115. Семейный быт народов в СССР. -М., 1990. -520с.
  116. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помотць начинаюпхему исследователю. -М, 1986. -152с.
  117. В.А. О технологии обучения в высшей птколе. -М., 1994.- 110с.
  118. Среда — воспитатель и проблема детского сада /Под ред. СТ. Шацкого. -М., 1925. -68с.
  119. Социальное воспитание учащихся: основные теоретические положения / Огв. ред. В. Г. Бочарова. -М., 1990. -33с.
  120. Социальная педагогика /Отв. ред. Бочарова В. Г -М., 1990. -14с.
  121. Л.П. Проблема целостности личности: Гносеологический аспект. -М., 1987. -134с.
  122. Г. Н. О роли церкви в деле народного образования в России // Культура отечества: прошлое, настоящее, будущее. -Томск., 1994. -С.52−55.
  123. П.О. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса. -М., 1994. -96с.
  124. Сычев К>.В. Микросреда и личность. -М., 1974. -192с.
  125. Л.Д. Семейные традиции. — М., 1979. -95с.
  126. Е.В. Идеи воспитания и обучения в этнопедагогике украинского народа //Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. -Орджоникидзе, 1971. -С. 102.
  127. М.Г. Народные тpaдra^ии и религиозная культура в воспитании учапщхся. -М., 1992, -47с.
  128. М.Г. Древняя Русь. — М., 1975. -47с.
  129. .Т. Социология: общий курс //Социология личности. -М., 1994. -С.227−240.
  130. Ф. Этнопсихология и вопросы воспитания гпкольников // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. -Орджоникидзе, 1971. -С. И1−115.
  131. Ю.С., Хасанова Г. Ф, Харисов Ф.Ф. Нагщональное самосознание: супщость и принципы формирования. -Казань, 1994. -89с.
  132. Г. У. Использование материалов узбекской народной педагогики при изучении курса педшогики: Дис… канд.пед.наук -Ташкент., 1983.-223с.
  133. Д.М. Обряды. За и против. -М., 1975. — 175с.
  134. Д.М. Психология религии. -М., 1986. -350с.
  135. Усманский Я. С, Арипов А. В. Молодежная политика и взаимодействие национальнььх культур //Педагогика. -1992. -№ 5−6. -С.26−29.
  136. УШИНСКИЙ К. Д. Соб.соч. в 11-и т. -М., 1948−52. -Т.5.
  137. Р.А. Условия эффективности педагогического процесса при интеграции ее воспитательных сил: Дисс.канд.пед.наук -Казань, 1990.-180C.
  138. Фельд1птейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе.-М., 1990.-260с.
  139. Филоно)1^ Г. Н. Воспитание личности пшольника. -М., 1980. -199с.
  140. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. -М., 1990.-157с.
  141. О.Л. Подготовка студентов к социально-педагогической деятельности: Дисс.канд.пед.наук — Одесса. -1992. -162с.
  142. Л.В. Философские основы теории и пршаики социальной педагогики: Дисс.док.философ.наук -Нижний Новгород., 1993.-325с. 169 .^Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. -256с.
  143. Д. Фольклор в Ветхом завете. -М., 1985. -С. 17−28. ?7 .Флейк-Хобсон Кэрол и др. Мир входшдему: развитие ребенка и его отношения с окружающими/ Пер. с англ. Б. Е. Робинсон. -М., 1992. -155с.
  144. Л.М. и др. Изучение личности учап^егося и ученических коллективов: Книга для учителя. -М., 1988. -207с.
  145. Фольклор и этнография. -Л., 1974, -274с.
  146. А.Г. Быт, семья и досуг: Социологические и нравственные проблемы. -М., 1969. -31с.
  147. Я. И. Использование народных традипий в воспитательной работе национал1>ных HIKOJI //Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. -Казань, 1976. -Вып. 2.-С.183−190.
  148. Я.И. К изучению народной педагогики //Доклад АПН РСФСР, 1961.-ХоЗ.-С.47−50.
  149. М.Г. Этнопедагогические классы в профессионально- педагогической ориентации старших школьников: Автореф… канд.пед.наук -М., 1993. -17с.
  150. .М. Вопросы семейного воспитания в народной педшогике (На материале пословга^ и поговорок народов Советского Союза) //Исследования по педагогики и психологии. -Красноярск, 1968. -С. 109−130.
  151. ЕЛ. Народная педагогика: историографические и теоретико- методологические проблемы: Дисс.канд.философ.наук -М., 1988. -260с.
  152. Е.С., Журавлев П. П. Проблема сосуп1ествования русско- православной и мусульманской культур //Русская культура на межконфессиональных перекрестках, -М., 1995. -27с.
  153. В.Д. Психологический анализ деяггельности. -М., 1976. -112с.
  154. СТ. Избранные педагогические произведения в 2-х т./Под ред. Н. П. Кузьмина, М. Н. Скатчина и др. -М., 1980. -Т.-1. -304с.
  155. СТ. Избранные педагогические произведения в 2-х т./Под ред. П. П. Кузьмина, М. Н. Скатчина и др. -М., 1980. -Т.-2. -414с.
  156. В.М. Что определяет гра>кданское самочувствие народа. //Педагогика. -1990. -№ 6, -С.3−10.S9.E.U. Шиянов, И. Б. Котова. Педагог: профессия и личность. -Ростов-на-Дону, 1997. -144с.
  157. Школа и педагоп1ка в культуре Древней Руси //Хрестоматия в 2-х ч./ Сост. О. Е. Кошелева и др. -М., 1992. -208с.
  158. В.П. Основные вопрюсы социального воспитания. -М., 1924. — 127с. 192.1Цепаньский Я. Элементарные понятия социологии. -М., 1969. -132с.
  159. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. -СПб.: Наука, 1991.-318с.
  160. СП. Проблема педагогической диагностики в современной педагогике: Дисс.канд.пед.наук. -М, 1992. -247с.
  161. Этническая педагогика (книга для чтения)/Под ред. проф. Пятина В. А., доц. Трещева A.M., Алексеевой (Давлекамовой)Г.В. -Аспфахань, 1995. -476с.
  162. Этническая история и фольклор /Под ред. Р. С. Липец. -М., 1977, -259с.
  163. Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. -М., 1988. -191с.
  164. В.А. С9Циологическое исследование: методология, программа, методы (2-е, перераб. и доп.). -М., 1987. -248с.
  165. И.Л. Подготовка будущих учителей к выбору педагогических технологий: Дисс.канд.пед.науг^. -Астрахань, 1996. -209с. т
Заполнить форму текущей работой