Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ урока с точки зрения возможностей развития мотивационной сферы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На уроке, как известно, формируются не только знания, но и способы действий и алгоритмы деятельности. Следовательно, чем больше уделяется внимания их формированию, тем более активно учащиеся включаются в разнообразные виды деятельности. Это второе целостное свойство урока. Нетрудно видеть, что первые два свойства способствуют развитию как индивидуальных качеств (сфер человека), так и развитию… Читать ещё >

Анализ урока с точки зрения возможностей развития мотивационной сферы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1) Что предпринимает учитель в начале урока, чтобы вызвать у учащихся интерес к предстоящей работе?
  • 2) Успешным ли, с мотивационной точки зрения, было начало урока?
  • 3) Актуализировал ли учитель по ходу урока мотивационные состояния учащихся?
  • 4) Удавалось ли учителю переключать учащихся с одного вида деятельности на другой? Насколько эти приемы были эффективны?
  • 5) В какой мере педагог обучает учащихся приемам целеполагания?
  • 6) Какие приемы побуждения использовал учитель чаще всего?
  • 7) Развитию каких потребностей учитель уделял внимание (интеллектуальная, познавательная, потребность в достижении, в познавательном общении)?
  • 8) Удалось ли учителю достичь целей развития мотивационной сферы?
  • 9) Что необходимо предпринять для более успешного формирования мотивации?
  • 10) Учитывалось ли различие учащихся по основным качествам?

Системные свойства урока.

Если обратиться к истории урока, то можно увидеть, что вначале на уроке формировали только знания, в дальнейшем он все более становится развивающим и воспитывающим. В результате было выделено три функции обучения: обучающая, развивающая и воспитывающая. Урок стал включать три цели: обучения, развития и воспитания. Можно выделить также стимулирующую, побуждающую, информационную функции, а также функции профессионализации и социализации. Но этим не исчерпываются возможности урока. Главная задача урока должна состоять, по нашему мнению, в развитии индивидуальности и формировании личности школьника. Поэтому основной функцией урока должна стать интегративная функция. Реализация ее заключается в формировании:

  • а) целостной системы знаний;
  • б) алгоритмов деятельности (учебной, познавательной, коммуникативной, профессиональной и др.);
  • в) основных сфер человека и индивидуальных качеств в их единстве;
  • г) системы интегративных свойств индивидуальности и личности в целом.

С этой функцией мы связываем целостные (системные) свойства урока.

Значит, чтобы сформировать целостную систему знаний, отвечающую требованиям предстоящей жизнедеятельности учащихся, необходимо урок все полнее связывать с производительным трудом, с запросами самих учащихся, с их будущей деятельностью, давать те знания, которые понадобятся не столько обществу, сколько конкретной личности. Отсюда, чем полнее на уроке реализуется взаимосвязь общего и профессионального образования, связь обучения с производительным трудом учащихся, тем более эффективно обеспечивается формирование целостной системы знаний, действительно необходимой данным учащимся. Это первое свойство урока как целостности. Что нужно, чтобы урок обладал таким свойством?

На уроке, как известно, формируются не только знания, но и способы действий и алгоритмы деятельности. Следовательно, чем больше уделяется внимания их формированию, тем более активно учащиеся включаются в разнообразные виды деятельности. Это второе целостное свойство урока. Нетрудно видеть, что первые два свойства способствуют развитию как индивидуальных качеств (сфер человека), так и развитию личности и отдельных ее сторон. Прежде всего, это развитие интеллектуальной, мотивационной и других сфер, а также формирование профессиональной ориентации личности, ее взглядов, мировоззрения, познавательной активности и самостоятельности.

В процессе обучения необходимо целенаправленно формировать индивидуальные и личностные качества школьника. Поэтому, чем более активизируются на уроке основные сферы человека и структурные компоненты личности, тем более целостным он является. Это третье целостное его свойство.

Урок как целостность необходимо рассматривать во взаимосвязи со всей системой учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Это положение требует не только установления межпредметных связей, но и координации действий всех педагогов, работающих с конкретным классом. Отсюда следует еще одно (четвертое) целостное свойство урока: уровень целостности его тем выше, чем он больше будет «работать» на весь учебно-воспитательный процесс.

Завершая рассмотрение урока как целостной системы, можно в дополнение к сказанному выше представить его как совокупность основных компонентов процесса обучения, взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга; как структуру, включающую взаимосвязанные этапы деятельности учителя и учащихся; как единство функций процесса обучения; как последовательность логически сменяющих друг друга ситуаций; как совокупность микроэтапов, решающих очередную педагогическую задачу урока. Вариативность, изменчивость составляющих элементов говорит о том, что урок — это развивающаяся (открытая) система.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой