Искусство в системе профессиональной подготовки педагога к воспитанию школьников: На материале произведений изобразительного искусства
Диссертация
В итоге, определяется профессиональное содержание педагогической подготовки к внедрению искусства как содержательного элемента в воспитательный процесс. Это содержание складывается из системы профессиональных умений, позволяющих педагогу воспринимать художественное произведение, выявлять сущность художественной мысли, транслировать личностное восприятие произведения в общении с детьми, оценивать… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Искусство как культурологический и педагогический феномен
- 1. Специфика искусства как аккумулятора общечеловеческой культуры
- 2. Художественный образ как фактор духовного развития личности
- 3. Место искусства в современной профессиональной под-С* готовке педагога к воспитанию
- Глава II. Искусство как содержательный элемент воспитательной системы школьника
- 1. Педагогические принципы использования искусства как воспитательного средства
- 2. Содержательный отбор художественных произведений в системе воспитания школьника
- 3. Методики диагностирования влияния искусства на формирование личности школьника
- Глава III. Профессионально-образовательные функции искусства в системе профессиональной подготовки педагога к воспитанию школьников
- 1. Формирование образа жизни у будущего педагога средствами искусства
- 2. Формирование готовности педагога к использованию художественных средств в работе с детьми
- 3. Овладение профессиональными умениями по использованию искусства как воспитательного средства
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. М., 1990. — 141 с.
- Абруцкая З.Г. Эстетическое воспитание в школе. Ташкент: Укитув-чи, 1967.- 19 с.
- Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.-336 с.
- Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991. -299 с.
- Аверьянова А.Н. Системное познание мира. М., 1985.
- Айхенвальд Ю.А. Учите видеть прекрасное: Об эстет. воспитании подростков и юношества. М.: Знание, 1962. — 48 с.
- Аксенова Е.М. Воспитание чувств художественным словом: Пособие для учителя. М.: Учпедгиз, .1962. — 208 с.
- Алексеев М.Н. Что такое мировоззрение // Формирование мировоззрения школьников в процессе эстетического воспитания. М., 1971. — с.4−16.
- Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. М.: Знание, 1979.-47 с.
- Ю.Алпатов М. Немеркнущее наследие. 1990.11 .Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1968. — 338 с.
- И.Анцыферова Л. И. Психология личности как «открытой системы» // Вопросы психологии. 1970. № 5. с. 168 — 178
- И.Анцыферова Л. И. Системный подход к изучению формирования и развития личности.// проблемы психологии личности. М., 1982. -с. 140−148
- Аналин П.К. Принц-ые вопросы общей теории систем. М., 1971.
- Апраксина О.А. Рекомендации по эстетическому воспитанию в восьмилетней школе. Петрозаводск: Карел.кн.изд-во.
- Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. М., 1997. — 232 с.
- Артеменко П.М. Природа и эстетическое воспитание школьников: Из опыта работы сельских учителей. М., Просвещение, 1978. — 72 с
- Арутюнян Ю.В. Социальная структура сельского населения СССР. -М.: Мысль, 1971.-374 с.
- Асмалов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства // Вопросы психологии. 1990. № 5. с.5−13.
- Ачилов М.М. Нравственное формирование будущего учителя. Ташкент. 1979.-328 с.
- Бабаев Э. З Содержание и структура практической готовности учителя к воспитательной работе в школе. М., 1989. — 31 с.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Педагогика, 1982. — 164 с.
- Балашов В.А. Вопросы эстетического воспитания и эстетики: Учеб. пособие / Моск.Гос.пед.ин-т им. В. И. Ленина. М., 1968.- 252 с.
- Барулин B.C. Духовность как основа человека // Социально -философская антропология. М., 1994. — с.48−113.
- Батшуев Г. С. Социальные связи в культуре II Культура, человек, картина мира. -М., 1987.
- Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность.- М., 1992.
- Велик А.П. Эстетика и современность. Очерк некоторых актуальных проблем. М.: Политиздат, 1967. — 224 с.
- Белова Н.И. Марксистко-ленинское мировоззрение и коммунистическая мораль основа воспитания и идейной убеждённости. // Сов.педагогика. — 1970. — № 10. -с.81−95.
- Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатиренбург. 1993. 126 с.
- Берне Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М., 1986. — 420 с.
- Библяр B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. — М., 1991.
- Блауберг И.В. Краткий словарь по философии.- М., Политиздат. 1979. -с. 20- 190.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. — М.: Педагогика, 1979. -т.2.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Пси-хол.исслед. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Болдырев Н.И. Классный руководитель. -2-е изд.- М.: Просвещение, 1978.-271 с.
- Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
- Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
- БоревЮ.Б. Введение в эстетику. -М.: Сов. художник, 1965. -218 с.
- Борев Ю.Б. Критика современных буржуазных эстетических концепций. -М.: Высш. школа, 1977. 173 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 399 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — 391 с. 45.
- Борисова Л.Г. Сельская школа: Пробл. и перспективы. М.: Знание, 1978.-48 с.
- Бортник С.И. Эстетическое воспитание в школах Молдавии. -Кишинёв: Картя Молдавенскэ, 1962. 189 с.
- Борьба идей в эстетике. Марксистко- ленинская критика реакционны-хэстетических учений. М.: Искусство, 1974. — 419 с.
- Букин В.Р. Искуство и общественная психология. Д., Знание, 1976. -40 с.
- Бурбулис Г. Э., Кемеров В. Е. Духовность и рациональность. М., 1987.
- Буров А.И. Эмоции, чувство, отношения // Вопр. психологии. — 1966. -№ 1. — с. 34−37.
- Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. — М.: Искусство, 1956. -292 с.
- Вандровская Е. Канафия Темир-Блатович Тельжанов. М.: Сов. художник, 1970. — с.3−41.
- Варшавский Я.Л. Что ты ищешь в искусстве? М.: Искусство, I960.- 88 с.
- Василевский А.К. Искуство и школа. М.: Просвещение, 1981. — с. 37 -45.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987.-с. 68- 157.
- Верб М.А. Формирование эстетических взглядов и вкусовстарше-классников в процессе изучения основ марксистко-ленинской эстетики // Всесоюзная конференция по факультативным занятиям / АПН СССР. -М., 1972. с.37- 41.
- Верб М.А. Формирование эстетических ориентаций старших школьников: Учеб. пособие / Ленингр. гос.пед.ин-т им. А. И. Герцена.- Л., 1976. -82 с.
- Вздорнова Л. Эстетическое воспитание в средней школе № 27г.Барнаула. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1966. — 31 с.
- Вибер Ж. Живопись и её средства. М.: Изд-во АХ СССР, 1961, — 231 с.
- Возростная и педагогическая психология: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
- Волков Н.Н. Восприятие произведений живописи и скульптуры //Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л., 1971. -с.281.
- Волкова А.С. Вопросы эстетического воспитания в школьной географии / Из опыта работы/. М.: Просвещение, 1977. — 110 с.
- Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. — 239 с.
- Вопросы марксистко-ленинской эстетики: Сб. ст./ Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Изд-во МГУ, 1964. — 245 с.
- Вопросы теории эстетического воспитания / Под ред. Г. З. Апресяна.-М.: Изд-во МГУ, 1970. 110 с.
- Вопросы эстетического воспитания в школе: Сб.науч.тр./ АПН СССР, НИИ ОП- Ред.-сост. Ф. И. Юрченко. М., 1974.-181 с.
- Воспитание сельских школьников / Из опыта работы школ РСФСР/. / Под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1978. — 128 с.
- Воспитательная работа в школе: Сб. документов / Под ред. М. И. Кондакова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1977. -351с.
- Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика, 1995. № 2. с. 48−52.
- Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрас-те:Психолог.очерк. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1967. — 93 с.
- Выготский JT.C. Психология искусства. 2-е изд. — М.: Искусство, 1965.-576 с.
- Выготский JI.C. Проблемы общей психологии // Собр.соч.: в 6-ти т.-М., 1982- 1984., т.2,-504 с. т
- Выготский J1.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1988. — 576 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1989.
- Выжлецов Г. Н. культуры. Сиб.1996.
- Гавриловец К.В., Казмирская Н. И. Работа классного руководителя по-нравственному и эстетическому воспитанию школьников 1У-УШ кл.-Минск: Нар. света, 1978. 128 с.
- Гапочка М.П. Марксистко- ленинские принципы формирования научно-материалистического мировоззрения у подрастающего поколения // Сов.педагогика. 1971. — № 11. — с.81- 95.
- Гартман Н. Эстетика. М., 1958.
- Гей Н.К., Пискунов В. М. Мир, человек, искусство. М.: Сов. писатель, 1965.-293 с.
- Гомбицкая Е.Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся У-У классов общеобразовательной школы. М.: Музыка, 1970. — 56 с.
- Герман Ш. М., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетики. М.: Знание, 1970.- 190 с.
- Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. -М.: Просвещение, 1978. 160 с.
- Гончаров И.Ф. Эстетическое восприятие педагога школьниками // Сов.педагогика. 1989. — № 7. — с.89−93.
- Гордин Л.Ю. Воспитание сознательной дисциплины и культурыпрове-дения школьников: Метод. рекомендации учителям- стажёрам и студентам-практикантам общеобразоватсред. шк./Таганрок.гос.пед. ин- т,-Таганрог, 1981, — 110 с.
- Государственный Эрмитаж: Крат. путеводитель по музею / Под ред. М. И. Артамонова. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1964. — 479 с.
- Гребенщиков И.В. Воспитательный климат семьи. М.: Знание, 1976. -39 с.
- Гребенщиков И.В., Копелович А. Я. Эстетическое воспитание в школе.- Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1966. 96 с.
- Гришин Э.А. Теория и практика профессионально-этическойподготовки учителя в системе высшего педагогического образования: Автореф.дисс.докт.пед.н., — М., 1981.
- Громов В.Е. Художественная культура и гармоническое развитиелич-ности.- Киев: Наук. думка, 1982. —238 с.
- Гуревич П.С. Феномен человека. М., 1993.
- Данилов А.А. Воспитательный потенциал народного искусства // Сов. педагогика. 1989. — № 3. — с. 33.
- Дашкова С.С. Психолого-исторические особенности понимания человека в теоретическом наследии: Леонардо да Винчи //Вопр.психологии.- 1988.-№ 6.-с. 78−84.
- Делина Н. Прекрасное детям. — Рига: Авотс. 1970. — 84 с.
- Дидро Д. Собрание сочинений: В 10 т. М.- Л.: Академия, 1936. — Т.5.
- Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века. -М.: Просвещение, 1985. 1985. 149 с.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. М.: Искусство, 1988. -318с.
- Довгун А.И. Посвящение в прекрасное: Из опыта эс-тет.воспитанияучащихся.- Челябинск: Южн.-Урал. кн. изд-во. 1965.45 с.
- Дубов И.Г. Влияние личности учителя на личностные проявленияуча-щихся: Автореферат дисс. канд. псих. наук. М. 1985.
- Духовная культура и формирование личности: материалы научн. конф. Краснодар., 1989. 140 с.
- Дробницкий О.Г., Кон И.С. Краткий словарь по этике. М., 1965.-с. 11−119.
- Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М.: Сов. писатель, 1977.- 463 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будуще-гоучителя. -М.- 1989.- 189 с.
- Ералин К. Эстетическое воспитание школьников средствамиизобра-зительного искусства Казахстана. Алма-Ата, 1978.- 32 с.
- Ефимов А.И. Чувашские народные традиции в эстетическомвоспи-тании учащихся // Формирование мировоззрения школьников в процессе эстетического воспитания: Материалы симпозиума, 10−12 дек. 1970 г./ АПН СССР, НИИ ОП.-М., 1979.- с.187−189.
- Жарикбаев К.Б. Из истории развития педагогической мысли в дореволюционном Казахстане: Метод.рекомендации. Алма-Ата, 1979. -82 с.
- Жуков А.С. Детский рисунок и социальная среда // Сов. педагогика.- 1986. -№ 11.-с.89−93.
- Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. — 158 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. -160 с.
- Зеличенко А. Психология духовности. М. 1996.
- Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека// Вопр.психологии. -1988. -№ 6.-с.15.
- Иванова Л.Н. Эстетическое воспитание школьников. Фрунзе: Мектеп, 1978.-80 с.
- Иванова Л.Н. Эстетическое воспитание в школе: Из опыта работыс-ред.шк. № 24 г. Фрунзе. Фрунзе: Мектеп, 1969. — 46 с.
- Инченкап К. Педагогическая диагностика. М., 1991. — 239 с.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М. Белгород, 1993.
- Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных-групп: Сб.ст. / АПН СССР, НИИ ОП — Под ред. Н. А. Кушаева, В. П. Сомова.- М., 1978. 96 с.
- Искусство Советского Союза / БНИИ искусствознания. Л.: Аврора, 1985.-688 с.
- История искусства зарубежных стран / Общ.ред. М. В. Доброклонского.- М., 1963. 334 с.
- История искусства зарубежных стран: Средние века, Возрождение /Под. ред. Ц. Г. Несселыптраус. М.: Изобразит, искусство, 1982. -375 с.
- Каган В.И. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987, с.6−22.
- Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. — 316 с.
- Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
- Каган М.С. Философия искусства. С.- П. 1998.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт систем.анализа. М.: Искусство, 1974. — 328 с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб. 1997.
- Казанский A.M. Общественная работа деревенской школы. М.: Раб. просвещение, 1927. — 56 с.
- Калинкин А.Т. Эстетический идеал, искусство, познание. М.: МГУ, 1983.- 119с.
- Калинин М.И. О коммунистическом воспитании: Избр. речи и ст.-М.: Просвещение, 1968. 103 с. Кан- Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. — 144 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — 315 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-315 с.
- Касимов H. J1. Встречи с прекрасным: Очерк об опыте эстет, воспитания в сельской шк. Ростов: Р/нД кн. изд-во, 1975.- 112 с.
- Квятковский Е.В. Пробуждать интерес к лучшим образцам искусства// Сов.педагогика. 1989. — № 2. — с.61.
- Квятковский Е.В. Эстетическое воспитание школьников — на качественный новый уровень // Сов.педагогика. 1987. — № 9. — с. 17 -22.
- Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971. — с.21 — 63.
- Классный руководитель: Пособие для кл. руководителей сред. шк. / Под ред. Н. И. Болдырева. М.: Просвещение, 1978. — 271 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
- Козлова О.Н. О системах национального М. 1995.
- Колпинский Ю. По Греции и Италии. М.: Изд-во АХ СССР, 1960. — 185 с.
- Кондаков М.И. Проблемы воспитания и образования в светепоста-новления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерахподальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» // Сов.педагогика. 1974. -№ 3. — с. 3−12.
- Конышева Н.М. Теоретические основы дидактической системы дизайнерского образования младших школьников. Докт.дисс. -М.2000.
- Короткевич Е.Г. Татьяна Яблонская : живопись, графика. Альбом.-М.: Сов. художник, 1980. 111 с.
- Короткевич Е.Г., Морозов А. И. Методическая разработка по курсу• «Истории Советского изобразительного искусства». М., 1982. — 22 с.
- Косяк А.С. Художественное оформление школы. Киев: Наук. думка, 1971. — с. 5- 31.
- Кочетов А.И. Педагогическое исследование: Учеб. пособие для аспирантов, студентов-дипломников и учителей / Рязан. гос.пед.ин-т. -Рязань, 1975.- 177 с.
- Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры ХУШ в.- М.: Просвещение, 1987.-542 с.
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Сов. художник, 1965. — с.7−49.
- Кривошеев В.Ф. Особенности воспитательной работы // Сов.педагогика. 1989. — № 7. — с.51.
- Крупская Н.К. Внимание изобразительному искусству в школе. М.: Педагогика, 1980.-Т.5.
- Крупская Н.К. Роль искусства в религиозном и антирелигиозном воспитании. М.: Педагогика, 1979. — Т.4.
- Крутецкий В.А. Психологические основы воспитания подростка в семье. М.: Знание, 1974. — 45 с.
- Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1972. 270 с.
- Кузин B.C. Психология. -М.: Высш. шк., 1984.-280 с.
- Кузнецов И.А. Красота человека в искусстве. М.: Искусство, 1980. -223 с.
- Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника.- Просвещение, 1988. с.29−47.
- Лабунская Г. «Как показать детям репродукции картин // Начальная шк. 1961. -№ 2.-с. 39−41.
- Ладыгина А.Б., Гринин В. В. Искусство в системе духовных ценностей общества. -М.: Знание, 1986. 61 с.
- Лакшин В.Я. Берега культуры. М. 1994.
- Лебедев П. Русская советская живлпись: Крат.ист. М.: Сов. художник, 1963. — 274 с.
- Лейзеров Н.Л. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М.: Знание, 1973. — 64 с.
- Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 224 с.
- Лифшиц М.А. Творчеству сельских художников внимание профессионалов // Творчество. — 1980. — № 12. — с.94−97.
- Лифшиц М.А. Воспитание воспитателя // Вопр. философии. 1974.-№ 1. — с.82−88.
- Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
- Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. — 158 с.
- Личнгость и её ценностные ориентации. (Под ред. В. А. Ядова, И. С. Кона.)М. 1969)
- Лукин Ю.А., Скатерщиков В. К. Основы марксистко-ленинской эстетики. М.: Высш. шк, 1977. — 287 с.
- Лукин Ю.А. Художественная культура в системе идейно-воспитательной работы. М.: Знание, 1978. — с. 26−41.
- Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетики / Сост. А. Ф. Ермаков. М.: Искусство, 1975. — 391 с.
- Любинский И.Л. Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе эстетического воспитания. М.: Изд.пед.о-ва РСФСР, 1973.80 с.
- Мазаев А., Юон К. О живописи и живописной культуре // Эстетические взгляды художников социалистической культуры. М., 1985.-с. 267−277.
- Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1977.-Т. 1−2.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного Советского воспитания.- М.: Прогресс, 1975. 226 с.
- Макаров К.А. Изобразительное искусство: Марксистко-ленинская эстетика. М.: Искусство, 1973. — 447 с.
- Малик -Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопр.психологии. 1989. — № 1. — с. 15−23.
- Малик Пашаев А. А. Ради чего и как учить искусству? // Сов.педагогика. — 1986. — № 11. — с. 127−130.
- Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М. 1992.
- Мамантов Д. Открытые глаза для открытого ума // Творчество.-1978.-№ 3.- с.81−84.
- Марьенко И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
- Мастера изобразительного искусства Казахстана. Алма-Ата, 1972. -с.17−67.
- Методика проведения бесед по искусству: Пособие для учителей. -M.:JI.: Просвещение, 1965. 110 с.
- Мильчик М. Нужен ли школе курс эстетики // Нар. образование.-1968.-№ 12.-70−71.
- Мищенко А.И., Мищенко Л. И. Шиянов Е.Н. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. М. 1991.
- Мукамбаева М. Формирование духовной культуры будущего педагога. Дисс. канд.пед.н., М. 1991.
- Мурадова З.Х. Ознакомление школьников с национальным изобразительным искусством // Формирование мировоззрения школьников в процессе эстетического воспитания: Материалы симпозиума, 10−12 дек. 1970 г./ АПН СССР. НИИ ОП. М&bdquo- 1971. -с.165−167.
- Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: синергетика социально прогресса. М. 1995.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981. — 255 с.
- Неменский Б.М. Распахни окно: Мысли художника об эстет.воспитании. М.: Мол. гвардия, 1974. — 189 с. т
- Никитина Е.И. Знакомство с живописью в школе. М., 1978.- с. 1945.
- Нравственное и эстетическое воспитание / Под ред. Д. И. Водзинского.-Минск: Нар. асвета, 1982. 150с.
- О человеческом в человеке. М. 1991.
- Органов А.А. Произведение искусства и художественный образ. -М.: Знание, 1978.-е. 43−57.
- Овсяникова М.Ф., Разумный В. А. Краткий словарь по эстетики. М.: Политиздат, 1964. 542 с.
- Орловский Г. И. Учитесь смотреть и видеть. М.: Просвещение, 1969.-с. 11−69.
- Ортега и- Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М. 1991.-570 с.
- Основы эстетического воспитания / Под ред. Г. Л. Абрамовича и др. М.: Высш.шк., 1975. — 327 с.
- Основы эстетического воспитания / Под ред. Н. А. Кушаева. М., 1986.- с.43−197.
- Педагогика: Программы для педагогических институтов (Сост.1. И.С.Батракова). Л. 1990.
- Педагогический словарь / АПН СССР. М.: Изд-во АПН СССР, I960.- 766 с.
- Песталоцкий И.Г. Избранные педагогические сочинения / Под.ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина.- М.:Педагогика, 1981, Т.2.
- Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки учителя // Сов.педагогика. 1987. — № 8. с. 93−96.
- Петрова Ю.Н. Художественные музеи и выставки // Художественная культура и развитие личности / Ответ.ред. Ю. У. Фохтщ Бабушкин.-М., 1987.-с.165−171.
- Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Сов.педагогика. 1987. — № 3. с с.29−32.
- Печко Л.П. Эстетический аспект педагогической деятельности // Эстетическая деятельность в социалистическом обществе. — М., 1986. -с.185−192.
- Поиски новых форм эстетического воспитания школьников: Сб. ст./ АПН РСФСР- Под.ред. В. В. Неверова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.- 52 с.
- Полищук Э.А. Разговор об искусстве // Нач.шк.- 1963. № 6.- с.37−39.
- Программы для 1-У1 классов общеобразовательных школ -изобразительное искусство. Алма-Ата: Мектеп, 1987. — 16 с.
- Противоречия школьного воспитания семь проблем и семь решений: М. 1998.
- Психологические аспекты смысла жизни: материалы психологического симпозиума. // Психологический журнал. 1996.№ 6.-с.132−139.
- Психология учителя. М. 1989. 183 с.
- Развитие художественных интересов сельских школьников / Под ред. Е. В. Квятковского, Ю.У.Фохт-Бабушкина. М.: Педагогика, 1979. -128 с.
- Разумный В.А. Воспитательная роль советского искусства. Л.: Лениздат, 1957.-88 с.
- Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, Методы. М.: Мысль, 1969. — 190 с.
- Раппорт С.Х. Искусство и эмоции. М.1972.
- Рафаель / Авт. -сост. И. Е. Прусс. М.: Искусство, 1983 — 117 с.
- Резников Т. А. Формирование эстетических потребностей учащихся французской школы // нравственно-эстетическое воспитание учащихся. Новосибирск, 1983. — с. 53- 59.
- Роджерс К. Путь к ценности: человеко центрированная терапия на основе экспресивнных искусств. // Вопросы психологии. 1995. № 1. с.132−139.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1982. — 127 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: 1946. — с. 17 -203.
- Руковицин М.М. Эстетическая деятельность в социалистическом обществе. М.: Изд-во АН СССР, 1986. — 207 с.
- Русанова О.Б. Раздумья о красоте и вкусе. М.: Знание, 1962. -168 с.
- Ручий Т.П. Изобразительное искусство в формировании мировоззрения школьников // Формирование мировоззрения школьников эстетического воспитания: Материалы симпозиума, 10−12 дек. 1970 г. М., 1971. — с.162−164.
- Рыбакова И. Айша Галымбаева: нар. художник Каз.ССР. М.: Сов. художник, 1970. -91 с.
- Рытныкова Л.А. Эстетическое воспитание и нравственное развитие личности // Теория эстетического воспитания. М., 1970. — с. 255.
- Савенков А.И. Формирование общественной направленности у младших школьников в процессе внеклассной изобразительной деятельности. М., 1988. — 57 с.
- Савенкова Л.Г. Воспитание средствами декоративно-прикладного искусства // Сов. педагогика. 1986. -№ 11. с. 73−77.
- Салимова К. Восхождение к духовности. М. 1995.
- Салтыков А.Б. О художественном вкусе в быту. М.: Искусство, 1959.-30 с.
- Сарыкулова Г. А. Искусство Казахской ССР. Л.: Аврора, 1972. -97 с.
- Сахарова Л.А. Эстетическое воспитание в сельской школе // Нар. образование. 1973. — № 3. — с. 61−65.
- Сахарова Л.А., Шахова А. И. Эстетическое воспитание учащихся в школьных учреждениях. М.: Просвещение, 1986. — 126 с.
- Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург. 1993.
- Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки, 1990. № 2
- Симонов П. В. Ершов П.М. Веземский Ю. П. Происхождение духовности. М. 1989.
- Ситник А.П. Идейно-эстетическое воспитание школьников в процессе урочных, факультативных и внеклассных занятий: Метод, рекомендации в помощь лектору и методисту ИУУ / АПН ССР. М., 1983.-24 с.
- Ситников Ю.А. Когда открывается мир прекрасного: Эстетическое воспитание детей. М.: Знание, 1964. — 80 с.
- Скатерщиков В.К. Вопросы коммунистической морали: Принципы нравственного воспитания личности. -М.: Профиздат, 1974. —47 с.
- Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. — 95 с.
- Сластенин В. А. Подымова Л.С. Педагогика: иновационная деятельность. М. 1997.
- Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Педагогика, 1982. — 180 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М. 1976.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Целостный пеадгогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. В сб.: Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. -М.: Прометей, 1994. — 196с.
- Сманов И.С., Живопись в жини детей. Книга Алма-ата. 2000. (Монография 10 п.л.)
- Сманов И.С., Живопись как воспитательное средство: Метод, рекомендации для классного руководителя /комитет по народному образованию КазССР. Алма-Ата, 1989. — 28 с.
- Сманов И.С., Классное руководство: теория, методика и технология. Книга. М. Изд. «Российское пед. общество», 1999. 220 с. (в соавторстве)
- Сманов И.С., Классный час и методика его организации и проведения (на материалах школ и учебных заведений Шымкентской области). Книга. Шымкент, 1986. с. 84 (в соавторстве).
- Сманов И.С., Мастера кисти в Казахстане и живопись в казахской школе. // Методические рекомендации. Шымкент. 1999. с. 22.
- Сманов И.С., Что может исскуство или воспитательные потенции живописи. «Наука и образование». 1997. Международная научнотеоретическая и научно-методическая конференция. Шымкент. с. 117 120.
- Сманов И.С., Воспитательные возможности живописи как вида ис-скуства. // Методическое пособие. Шымкент. 1999. 25 с.
- Собкин B.C., Левин В. А. Художественное образование и эстетическое воспитание //Вопр. психологии. 1989. — № 1. -с.24−31.
- Совершенствование учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства: Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. М., 1972. — 230 с.
- Сознание в социокультурном измерении. М. 1990.
- Соколов B.C. Особенности эстетического восприятия произведения искусства // Марксистко-ленинская эстетика. М., 1973.- с. 187−192.
- Соловьёва О.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педагогических вузов к работе по эстетическому воспитанию младших школьников. М., 1988. — с.8−27.
- Социалистический образ жизни и искусство / Ответ.ред. Н. А. Ястребова. М.: Искусство, 1983. — 295 с.
- Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических учмений учителя. Автореферат дисс. докт.пед.наук М. 1991.
- СтСтолович Л. Н. Красота. Добро. Очерк истории. Эстет.ст.аксиологии. М. 1994.
- Стоуне Р. Психопедагогика. М. 1984. 452 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. —Киев: Рад.шк., 1973.-244 с.
- Сысоев М.И. Учительство в условиях развитого социализма /Ленингр.гос.пед.ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1975. — 150 с.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М. 1987.
- Теплов Б.М. Способности и одарённость: Избр.тр.- М.:Педагогика, 1985.-Т. 1.
- Торшилова Е.М. Принципы формирования эстетического восприятия в структуре эстетического отношения школьников младшего и среднего возраста. // Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности. М., 1983.
- У ледов А. К. Духовная жизнь общества. М. 1980.
- Уманов Г. А. Подготовка учителя к воспитательной работе в школе / Каз.гос.пед.ин-т. Алма-Ата, 1983. — 156 с.
- Уманов Г. А. Проблемы взаимодействия школы и педагогического вуза в подготовке будущего учителя к воспитательной работе / Каз.гос.пед.ин-т. Алма-Ата, 1983. — 114 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1954. — Т.2.
- Учитель изобразительного искусства и его работа: Некоторые размышления о профессии. М., 1972. — с. 40−63.
- Учёт классным руководителям результатов воспитания учащихся: Метод.рекомендации. Воронеж, 1977. — 120 с.
- Фаворский В. По поводу абстрактного искусства // Сов. культура. -1989.-5 авг.
- Фёдоров- Давыдцов А. А. Русский пейзаж конца XIX- начала XX века. М.: Искусство, 1974. — 210 с.
- Федотова В.Г. Душевное и духовное. И Вопросы философии. 1988. № 7.
- Филиппова А.Н. Содержание, формы и методы работы классного руководителя по воспитанию у учащихся У-У1 классов культуры поведения. М., 1961.-е. 10−21.
- Фохт- Бабушкин Ю. У. Искусство и формирование личности // Художественная культура и развитие личности. М., 1987.- 222 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990. 364 с.
- Хасанов Р.Х. Художественное восптание учащихся в национальной школе // Сов.педагогика. 1987. — № 5. — с.29−32.
- Хмель Т.А. Личностный аспект профессионально-педагогической подготовки студента педагогического вуза // Формирование личности студента в процессе профессиональнопедагогической подготовки. М. 1988. с. 4−11.
- Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. Алма-Ата: Мектеп, 1984. — 134 с.
- Хмель Н. Д. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителей. Алма-Ата :Мектеп, 1984. — 126 с.
- Хэтчер У. Понятие духовности. Киев. 1992.
- Чернышевский Н.Г. прекрасное есть жизнь: Сборник. М.: Мол. гвардия, 1978. — 270 с.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Шадриков В.Д. Духовные способности. М. 1996.
- Шацкий С.Т. МИзбранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1−2.
- Шингарев Г. Х. Социальная структура
- Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. Москва-Ставрополь. 1991. 179 с.
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М., 1977.
- Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998. с 3−138.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство:теория.методика, технология. 1999.-202 с.
- Элентух И.Б. Как смотреть картину. Минск: Нар. асвета, 1970. — 87 с.
- Эстетическое ценности в системе культуры. М. 1986.
- Эстетическое воспитание в сельских школах и профессионально-технических училищах: Докл. М.: Изд-во АПН СССР, 1976. — 91 с.
- Эстетическое воспитание в семье: Сб. ст. / Под ред. В. А. Разумовского. М.: Искусство, 1973. — 160 с.
- Эстетическое развитие и воспитание молодёжи / Под ред. О. В. Лармина.-М.: Изд-во МГУ, 1978.-325 с.
- Юон К. Г. Проблемы души нашего времени. М. 1993. 330 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.:Искусство, 1964. 86 с.
- Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи. // Педагогика, 1996. № 2. с. 40−47.
- Диссертационные исследования.
- Абдуалиева Ш. Халык, (c)Hepi Алматы PasaH 1992. 120 бет.
- Абросимов А.А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М. Высшая школа. 1984 г. -159с.
- Алавидзе О.Г. Воспитание эстетического отношения к произведениям изобразительного искусства у учащихся 4−6 классов. -АКД. Тбилиси, 1981. — 16 с.
- Алдияров О. Пропагандист рукоделия жур. Казахстан мектеб1 № 9 1985. 73−75 бет.
- Алиев С.И. Азербайжанское советское изобразительное искусство как средство эстетического воспитания учащихся / 1У-У классы Азерб.шк./. АКД. — Баку, 1973. — 18 с.
- Асылханов Е.С. Программы кружковых занятий по изготовлению художественных изделий из войлоко.- Жезказ№ан 1985. 25 с.
- Бакшиева Т.А. Особенности эстетического воспитания средствами искусства учащихся профтехучилищ Туркмении / На материалах курса «Эстетическое воспитание». АКД.- Ашхабад, 1979. — 23 с.
- Балясная J1.K. Проблемы повышения эффективности воспитательной деятельности общеобразовательной школы: Докл. об опубл.раб., представленных в качестве дис.канд.пед.наук. М., 1972. -45 с.
- Верб М.А. Курс эстетики в средней школе как средство эстетического воспитания старшеклассников. АКД.- Jl., 1965. — 23 с.
- Верб Э.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема. 13.00.01. 1997. РГПУ.
- Гусейнова A.M. Система работы классного руководителя У класса. АКД. — Баку, 1969. — 23 с.
- Дедок В.Р. Художественная самодеятельность как одна из форм эстетического воспитания. АКД.- М., 1971. — 17 с.
- Ералин К., Халлатов X. Изобразительное искусство Казахстана и Средней Азии в системе подготовки будущих учителей. М.: Прометей, 1991. — 55 с.
- Ефимов А.И. Становление и развитие эстетического воспитания в советской чувашской школе / 1917−1927гг./.- АКД.- М., 1975. 24 с.
- Жуленков М.Г. Формирование художественного вкуса в процессе изобразительного искусства школьников. АКД.-Фрунзе, 1981. — 23 с.
- Зайкова М.М. Атеистическое воспитание учащихся в системе работы классного руководителя 5−8 классов. АКД.- Тюмень, 1966. -25 с.
- Иванова Л.Н. Эстетическое воспитание учащихся в процессе внеклассной работы / На материале школ Киргизской ССР/.- АКД. -Фрунзе, 1974.-21 с.
- Инагамов А.И. Пути совершенствования трудового воспитания школьников средствами изобразительного искусства / На материале восьмилетних школ Узбекской ССР/. АКД. — Ташкент, 1979. — 16 с.
- Кавалерова Н.А. Эстетическое воспитание учащихся в условиях сельской школы. АКД. — Киев, 1974. — 23 с.
- Кадирова К.С. Система внеклассной работы по использованию материалов Ленинианы в нравственном воспитании старших школьников. АКД. — Ташкент, 1980. -18 с.
- Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе // Теоретическая и практическая подготовка учителя в системе его эстетического самообразования. АКД. — М., 1970.-21 с.
- Камаков А.О. Эстетическое воспитание учащихся 4−6 классов средствами декоративно-прикладного искусства. АКД.- М., 1982. — 19 с.
- Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования./13.00.02/. МГПУ. 1997.
- Криворотько А.Н. Содержание, основные формы и методы работы классного руководителя в системе эстетического воспитания школьников. АКД. — М., 1973. — 19 с.
- Кузин B.C. Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в советской школе. АКД.-М., 1974. — 60 с.
- Лабковская Г. С. Формирование направленного идеала старшеклассников средствами киноискусства. АКД. — М., 1976. — 26 с.
- Лоладзе Т.В. Эстетическое воспитание младших школьников. -АКД. Тблиси, 1979. -22 с.
- Маниковская М.А. Роль и значение художественной культуры в формировании нового человека. АКД- М., 1978. — 16 с.
- Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искуство.- Т.1-Алматы.: гнер. 1986. 86 с.
- Марьенко И.С. Процесс нравственного воспитания в советской школе.- АКД. М., 1970. — 70 с.
- Мурадова Э.Х. Киргизское изобразительное искусство как средство эстетического воспитания учащихся. АКД.- Фрунзе, 1968. — 21 с.
- Немышкина И.Н. Содержание и функции обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки. Науч.конс.д.п.н. л.г. Арчажникова. М. 1997. МГОПУ.
- Нерсисян Л.С. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания школьников. АКД.- Ереван, 1985. — 18 с.
- Онгарбаев А. Культура и мировоззрение учителя, жур. Казахстан MeKTe6i 7. 1993 ж. 11−13 бет.
- Орлова А.П. Взаимосвязь и взаимодействия народной и научной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя. 13.00.08. М.: МПУ. 1998.
- Петкова Н.Х. Изобразительное искусство в процессе формирования личности болгарских школьников. АКД. — М., 1983. — 18 с.
- Полуянов Ю.А. Влияние изобразительной деятельности на нравственное развитие младших школьников. АКД. — М., 1971. — 18 с.
- Преображенский С.Ю. Культурно-массовая деятельность сельских школьников как один из путей эстетического воспитания. АКД. — М., 1974.-26 с.
- Протопопов Ю.Н. Восприятие произведений живописи старшеклассников в процессе художественного воспитания.-АКД. М., 1981.-19с.
- Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе. АКД. — М., 1984.- 17 с.
- Сарсенов Ж. Организация внешкольной и внеклассной воспитательной работы в школах и группах с продленным днем / На материалах Юж. Казахстана/. АКД. — Ташкент, 1973. — 21 с.
- Ситник А.П. Идейно- эстетическое воспитание учащихся У11-УШ классов сельской школы / Во внеклассной работе и на факультативных занятиях/. АКД. — М., 1979. — 19 с.
- Сокольников Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. 13.00.01. 1997. Науч.коне. т. е. Комарова д.п.н.
- Соломяный Н.Ф. Эстетическое воспитание учащихся средней школы средствами графики в процессе учебной и внеклассной работы. АКД. -Киев, 1967.-22 с.
- Сманов И.С., Изобразительное исскуство как средство воспитания в системе классного руководства (на материале сельской казахской школы) // кандидатская диссертация. Алма-ата. 1990 с. 24.
- Тесля А.И. Внутришкольное управление деятельности классных руководителей. АКД. — МИнск, 1986. — 19 с.
- Умиргазимова Б.Т. Совместная работа школы. семьи и общественности по эстетическому воспитанию учащихся сельских школ средствами искусства / На материалах школ Казахской ССР/. АКД. Алма-Ата, 1983. — 17 с.
- Фомина Н.Н. Педагогические вопросы популяризации изобразительного искусства среди подростков. АКД. -М., 1977. — 21 с.
- Хакимова Р.Н. Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы / На материалах Марийской АССР/. АКД. — М., 1980. — 19 с.
- Хамидов М. Эстетическое воспитание учащихся УП-УШ классов в процессе внеклассной работы. АКД. — Ташкент, 1983. — 18 с.
- Хасанов Р.Х. Народное декоративное искусство Узбекистана как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. АКД. -Ташкент, 1969. — 26 с.
- Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.-175 с.
- Шинибекова Э.И. Использование средств искусства в индивидуализированной работе с трудными подростками /На материале казахской школы- интерната/.- АКД, — Алма-Ата, 1967.- 19 с.
- Шорохов Е.В. Основы композиций. М.: Просвещение, 1979.- 303 с.
- Элебесов К.И. Пути повышения эффективности художественного воспитания учащихся 4−6 классов средствами изобразительного искусства / На материалах общеобразовательных школ Киргизской ССР/. АКД.-М., 1984.- 17 с.
- Эстетика. Словарь. М.1989. с.239−240.
- Якобсон П.Н. Психология художественного творчества. М.: Знания, 1971.-48 с.