Математические задачи как средство развития качеств продуктивного мышления студентов: на примере обучения дисциплине «математический анализ»
Диссертация
По мнению Загвязинского В. И., «для успешной профессиональной деятельности и решения творческих задач учителю необходимо овладевать целым комплексом специфических мыслительных умений: видеть проблему i и соотносить с ней фактический материал, выражать проблему в конкретных познавательных задачах, выдвигать гипотезу и осуществлять мысленное упреждение действий, пользоваться аналогией и переносом… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы методики обучения студентов — будущих учителей математики, направленной на формирование качеств продуктивной (творческой) мыслительной деятельности
- 1. Основные положения теории мыслительной деятельности
- 2. Качества продуктивной мыслительной деятельности, характеризующие компоненты ее структуры
- 2. 1. Различные подходы к выявлению качеств продуктивной мыслительной деятельности
- 2. 2. Качества продуктивной мыслительной деятельности как характеристики ее структуры
- 3. Развитие продуктивной мыслительной деятельности с помощью решения математических задач
- 3. 1. Понятие математической задачи в исследованиях ученых
- 3. 2. Классификация математических задач
- 4. Профессиональная подготовка учителя математики как основа принципов разработки инструментария методики обучения математике студентов, направленной на формирование продуктивного мышления
- 4. 1. Общие подходы к профессиональной подготовке учителя
- 4. 2. Принципы разработки инструментария для развития качеств продуктивного мышления студентов
- 5. Методические основы обучения студентов педагогических вузов с помощью системы задач, направленных на формирование продуктивного мышления
- 6. Результаты педагогического эксперимента
Список литературы
- Адольф В.А. Профессиоанльная компетентность современного учителя -Красноярск: Изд-во КГУ, 1998 — 310 с.
- Ананьев Ю.А., Дворянинов С. В. Неценко Ю.Н. Задачи по началам анализа- Самара, 1998 72 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития Казань: Изд-во Казанского университета, 1998 — 320 с.
- Анисимов В.П. Основы исследовательской деятельности педагога Тверь: Твер. гос. Ун-т, 2002 — 102 с.
- Афанасьев В.В. Формирование творческой активности студентов в процессе решения математических задач. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Ярославль, 1996 — 168 с.
- Бабанский Ю.К., Ильина Т. А., Жантекеева З. У. Педагогика высшей школы- Алма-Ата: Мектеп, 1989 176 с.
- Балл Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» \ Вопросы психологии 1970, № 6, с. 75−85
- Балл Г. А. Теория учебных задач М.: Педагогика, 1990 — 184 с.
- Баранова Е. В. Методические основы использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе \ Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук Саранск, 1999
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
- Берман Г. Н. Сборник задач по курсу математического анализа СПб: Профессия, 2002−432 с.
- Блонский П.П. Педология: книга для преподавателей и студентов высших учебных заведений \ Под ред. Сластенина В. А. М.: ВЛАДОС, 2000
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика М.: Мысль, 1970- 191 с.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей \ Психологический журнал, том 16 № 5 М.: АН СССР, 1995.
- Богушевский К.С. Вопросы преподавания геометрии в восьмилетней к школе -М., 1968
- Болтянский В.Г., Савин А. П. Беседы о математике. Книга 1. Дискретные объекты. М.: ФИМА, МЦНМО, 2002 — 368 с.
- Большая Советская Энциклопедия М.: Изд-во СЭ, 1973, т.21
- Боно Э. Рождение новой идеи М.: Прогресс, 1976 — 146 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление М.: Прогресс, 1987 — 336 с.
- Викулов А.В. Формирование диалектичности мыслительной деятельности старшеклассников на основе межпредметных связей -Балашов: Изд-во БГПИ, 2000 133 с.
- Виноградова JI.B. Развитие мышления учащихся при обучении математике Петрозаводск, 1989.
- Волков И.П. Учим творчеству М.: Педагогика, 1988 — 96 с. 11 23. Выготский JI.C. Педагогическая психология М.: Педагогика, 1991 — 480с.
- Гальперин ПЛ. Психология как объективная наука М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1998 — 480 с.
- Ганчев И. Описание решений некоторых задач на языке математической логики \ В кн-: Роль и место задач в обучении математике. Вып. 1 М., 1973 -с. 109
- Гилфорд Д. Три стороны интеллекта \ Психология мышления \ Под редакцией Матюшкина A.M. М.: Прогресс, 1965
- Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода. Октрытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя М.: Вита-Пресс, 2005
- Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном «мире М.: Просвещение, 1985 — 192 с.
- Григорович JI.A. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва, 1996 -181 с.
- Гурова JI.JI. Мыслительные операции в процессе осознанного решения задач \ Вопросы психологии, № 6 М.: 1961.
- Демченкова Н.А. Проблемно-поисковые задачи как средство формирования исследовательских умений будущего учителя в курсе методики математики в педвузе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Тольятти, 2000 — 203 с.
- Денисова Г. В. Учебно-исследовательская деятельность студентов как фактор профессионализации подготовки будущего учителя математики в педагогическом вузе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Рязань, 1999 — 242 с.
- Денищева JI.O., Глазков Ю. А., Краснянская К. А., Мельникова Н. Б., Рязановский А. Р., Семенов П. В. Единый государственный экзамен: математика: методика подготовки М.: Просвещение, 2005 — 256 с.
- Доброва О.Н. Задания по алгебре и математическому анализу. Пособие для учащихся 9−11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 1996−3501. с.
- Дороговцев А.Я. Избранные задачи по математическому анализу Киев: Вища школа, 1982- 104 с.
- Дорофеев Г. В. Математика для каждого М.: Аякс, 1999 — 292 с.
- Ефимов B.C., Лаптева А. В., Ермаков С. В. и др. Возможные миры или создание практики творческого мышления-М.: Интерпракс, 1994 128 с.
- Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования М.: Педагогика, 1982 — 160 с.
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя М.: Педагогика, 1987 — 160 с.
- Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация М.: Академия, 2001−192 с.
- Звавич Л.И., Рязановский А. Р., Поташник A.M. Сборник задач по алгебре и математическому анализу для 10−11 классов. Выпуск 1. Интеграл и площадь М.: Новая школа, 1996 — 96 с.
- Звавич Л.И., Шляпочник Л. Я., Чинкина М. В. Алгебра и начала анализа. 811 классы-М.: Дрофа, 2001−352 с.
- Звавич Л.И., Шляпочник Л. Я., Козулин Б. В. Контрольные и проверочные работы по алгебре. 10 класс М.: Дрофа, 2005 — 94 с.
- Звавич Л.И., Шляпочник Л. Я., Козулин Б. В. Контрольные и проверочные работы по алгебре. 11 класс М.: Дрофа, 2003 -160 с.
- Звавич Л.И., Шляпочник Л. Я., Кулагина И. И. Алгебра и начала анализа. 11 класс. Решение задач письменного экзамена М.: Дрофа, 2002 — 352 с.
- Избранные задачи по математике из журнала «American Mathematical Monthly» \ Под редакцией Алексеева В. М. М.: УРСС, 2004 — 600с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения М.: Изд-во МГУ, 1986 — 198 с.
- Казанджан Э.П. Школьник абитуриент — студент — инженер — М.: Изд-во МГТУ, 1992−90 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости М.: Педагогика, 1981−200 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс -Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1976
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество М.: Педагогика, 1990−144 с.
- Канн С. Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Рязань, 1997 — 177 с.
- Карп А.П. Сборник задач для подготовки к выпускным экзаменам по алгебре и началам анализа Спб.: БаЗиС, 2000 — 256 с.
- Крап А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа. 10−11 М.: Просвещение, 1995 — 176 с.
- Колмогоров А.Н. Избранные труды: в 6 томах \ Сост. В. М. Тихомиров -М.: Наука, 2005
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. 1,2 М.: Просвещение, 1977.
- Корешкова Т.А., Шевелева Н. В., Мирошин В. В. ЕГЭ-2005. Математика. Тренировочные задания М.: Просвещение, ЭКСМО, 2005 — 80 с.
- Корешкова Т.А., Шевелева Н. В., Мирошин В. В. ЕГЭ-2006. Математика. Тренировочные задания М.: Просвещение, ЭКСМО, 2006 — 80 с.
- Костюк Г. С. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1988
- Креславская О.А. Система задач как средство развития математического мышления учащихся 8−9 классов с углубленным изучением математики (на примере изучения функций). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук СПб, 1998.
- Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание — М.: Наука, 1994- 128 с.
- Кузьмина Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах \ В сб. Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах Ленинград: Знание, 1970 — с. 47−61
- Кузнецова Е.В. Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся 5−6 классов в обучении математике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук -Москва, 1997−262 с.
- Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности Спб, 2002 — 84 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений М.: Педагогика, 1970−232 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы -М.: Высшая школа, 1991 -223 с.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981- 184 с.
- Лернер И.Я., Скаткин М. Н. Педагогическая энциклопедия. В 2-ух томах, том 1 -М., 1999−566 с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество М.: Полит издательство, 1976.
- Лук А. Н. Психология творчества М.: Наука, 1978.
- Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей -М.: ИНИОН, 1979.
- Ляшко С.И., Боярчук А. К., Александрович И. Н., Молодцов А. И., Номировский Д. А., Рублев Б. В. Сборник задач и упражнений по математическому анализу. 4.1 -М.: Диалектика, 2001 432 с.
- Макшанов С.И. Психология тренинга в профессиональной деятельности \ Диссертация на соискание степени доктора психологических наук СПб, 1998.
- Математическое образование \ Журнал Фонда математического образования и просвещения-М.: Математическое образование, 2005.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М.: Педагогика, 1972.
- Мейтув П.Л., Буторин В. И. Развитие индивидуального творческого мышления М.: PAN, 1994 — 164 с.
- Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте \ Диссертация на соискание степени доктора педагогических наук М., 1986 — 355 с.
- Ованесов Н.Г. Математический анализ в педагогическом вузе -Астрахань: Изд-во АПУ, 1997 350 с.
- Ованесов Н.Г. Профессиональная подготовка учителя математики как творческой личности Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999 — 90 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику М.: Высшая школа, 1990 — 384 с.
- Олехник С.Н., Потапов М. К. Задачи по алгебре, тригонометрии и элементарным функциям М.: Высшая школа, 2001 — 134 с.
- Олимпиада по математическому анализу как средство развития творческих способностей студентов. \ Составители: Семенова Г. Е. Васильева Л.Г. Якутск: ЯГУ, 2001 — 57 с.
- Опыт интенсификации обучения математике на младших курсах педагогического вуза-М.: НИИВШ, Вып. 1,1994.
- Педагогическая энциклопедия (в 5 томах) М.: Советская энциклопедия, 1965, Т.1, Т.З.
- Педагогический словарь (в 2-х томах) Издательство Академии педагогических наук, 1960.
- Пиаже Ж. Структуры математические и операторные структуры мышления \ Преподавание математики. Пер. с фр. Фетисова А. И. М.: Учпедгиз, 1960.
- Пилюгина Н.И. Становление творческой индивидуальности учителя в условиях обучения в вузе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук СПб, 1994 — 187 с.
- Подготовка учителя математики: инновационные подходы \ Под редакцией Шадрикова В. Д. -М.: Гардарики, 2002 383 с.
- Пойа Д. Как решать задачу М.: ГУИ Мин. Просвещения РСФСР, 1961 — v 208 с.
- Пойа Д. Математическое открытие М.: Наука, 1976.
- Пойа Д., Килпатрик Ж. Конкурсные задачи по математике Станфордского университета М.: Микротех, 1994 — 64 с.
- Пономарев Я.А. Психология творения Москва-Воронеж: НПО МОДЭК, 1999−480 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества М.: Наука, 1976 — 304 с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960−352 с.
- Потоцкий М.В. Преподавание высшей математики в педагогическом й институте М.: Просвещение, 1975 — 208 с.
- Практикум по общей психологии \ Под редакцией проф. Щербакова А. И. М.: Просвещение, 1979
- Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Межвузовский сборник научных трудов \ Под редакцией Сластенина В. А. М.: Изд-во МГПИ, 1982 — 180 с.
- Психологический словарь. Под ред. Зинченко В. П. М.: Педагогика-Пресс, 1996
- Пуанкаре А. О науке. Пер. с.фр., под ред. Понтрягина JI.C. М.: Наука, 1990−736 с.
- Пушкин А.В. Эвристика наука о творческом мышлении — М., 1967
- Разумовский В.Г. Методика обучения физике: 7 кл. \ Под ред. Никифорова Г. Г. М.: ВЛАДОС, 20 041 106. Ребер А. Большой толковый психологический словарь М.: Вече: ACT, 2001, Т.1,2
- Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе (учебное пособие для педагогических институтов по физико-математическим специальностям)-Минск: Вышэйшая школа, 1990
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования М.: Изд-во АН СССР, 1958−148 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии СПб.: Изд-во Питер, 2000 -712 с.
- Садовничий В.А., Подколозин А. С. Задачи студенческих олимпиад по математике — М.: Дрофа, 2003 — 208 с.
- Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе М.: Просвещение, 2002 — 224 с.
- Саранцев Г. И. Методология методики обучения математике Саранск: Красный октябрь, 2001 — 1322. с.
- Сафуанов И.С. Теория и практика преподавания математических дисциплин в педагогических институтах Уфа, 1999 — 107с.
- Секованов B.C. Формирование креативной личности студента вуза при обучении математике на основе информационных технологий Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004 — 231 с.
- Семеняченко Ю.А. Задача как движущий фактор развития познавательной деятельности \ Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Москва, 2002 г. с.33−34.
- Семеняченко Ю.А. Проблема постановки целей студентами-практикантами \ Математическая и методическая подготовка студентов педвузов и университетов в условиях модернизации системы образования:
- Материалы XXII Всероссийского семинара преподавателей математики педвузов и университетов. Тверь, 2003 г. с. 78.
- Семеняченко Ю.А. Математическая задача, способствующая развитию * творческих способностей \ Актуальные проблемы подготовки будущегоучителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 5. Калуга, 2003 г. с. 120−122.
- Семеняченко Ю.А. О возможности развития творческой мыслительной деятельности будущих учителей математики и информатики средствами математического анализа \ Сборник научных трудов математического факультета МГПУ. Москва, 2005 г. с. 93−95.
- Семеняченко Ю.А. Математический анализ. Введение в анализ: Пособиедля самостоятельной работы студентов педагогических вузов. Под ред. Т. А. Корешковой. Москва, 2005 г. 75 с.
- Сластенин В.А., Филиппенко Н. И. Культура умственного труда студентов — М.: Изд-во МПГУ, 1994 — 109 с.
- Совертков П.И. Проектирование поисково-исследовательской деятельности учащихся и студентов по математике и информатике. Сургут, 2004−167 с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала М., 1974
- Спиридонов В.Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем -М.: Генезис, 2006 г.
- Столяр А.А. Педагогика математики Минск: Вышэйшая школа, 1974 -384 с.
- Студент и школа современных условиях (профессиональнопедагогическая направленность обучения будущих учителей математики) \
- Межвузовский сборник научных методических трудов Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1990- 140 с.
- Сундукова JI.A. Учебные задачи как средство формирования интеллектуальных приемов у учащихся старших классов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Улан-Удэ, 2000 — 176 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти томах Киев: Рад. школа, 1980
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека М.: Изд-во МГУ, 1969−306 с.
- Тихомиров O.K. Психологические исследования творческой деятельности М.: 1975
- Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса СПб.: Речь, 2006−176 с.
- Успенский В.Б., Чернявский А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность — М.: Владос-Пресс, 2003 — 176 с.
- Фридман JI.M. Как научиться решать задачи Москва — Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1999 — 240 с.
- Фридман JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач М.: Педагогика, 1977 — 208 с.
- Фридман Л.М. Психологический анализ задач. Сообщение 2. Составные части и структура задачи \ В кн.: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии М., 1970, № 2
- Фридман Л.М. Основы проблемологии-М.: Синтег, 2001
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя -М.: Просвещеие, 1991−288 с.
- Харитонова И. В. Организация самостоятельной работы студентов при обучении математике в вузе \ Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Саранск, 1996
- Хинчин А.Я. Педагогические статьи М.: АПН РСФСР, 1963 — 204 с.
- Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге СПб, 1998
- Черкасов О. Ю. Задачи по математике: серьезные, занимательные и просто сказочные. 7 класс М.: Московский лицей, 1997.
- Черкасов О. Ю. Столяр А.А. Методика преподавания математики М.:1. Просвещение, 1985 336 с.
- Шабанова М.В. Роль и место творческих задач при изучении элементов математического анализа \ Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук М.: 1994
- Шапкин А.С. Задачи с решениями по высшей математике, теории вероятностей, математической статистике, математическому программированию М.: Дашков и К0, 2006 — 432 с.
- Шелаев А.Н. Нестандартные и олимпиадные задачи по неэлементарной и высшей математике М.: Учеба, 2004 — 159 с.
- Шкерина JI.B. Сборник задач по введению в математический анализ \ Учебное пособие Красноярск: Изд-во КГПИ, 1992 — 152 с.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся М.: Знание, 1988 -с. 42−60.
- Эвнин А.Ю. Исследование математической задачи как средство развития творческих способностей учащихся. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Челябинск, 2000 — 150 с.
- Эпова Е.В. Формирование аналитико-синтетической деятельности у студентов педвузов при изучении курса алгебры и теории чисел. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук -Новосибирск, 2000- 198 с.
- Эрдниев Б.П. О технологии творческого обучения математике \ Математика в школе. 1990, № 6 — с. 15−19
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов М.: Высшая школа, 1982 — 223 с.
- Эсаулов А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1979−200 с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач М.: Высшая школа, 1972.
- Якиманская И.С. Методы исследования невербального мышления М.: Фолиум, 1993−68 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. Библиотека журнала «Директор школы» 2000, № 7 — 169 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология СПб.: 2000, 352 с.
- Przenioslo М. Cognitive structures connected with the calculus notions held by representatives of various intellect types \ Journal fur Mathematik-Didaktik. Zeitschrift der Gesellschaft fur Didaktik der Mathematik Vieweg: Wiesbaden, 2006-p. 113−139.