Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие школы и вуза в процессе подготовки учащихся к получению профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К настоящему времени в сфере подготовки молодежи к профессиональной деятельности назрел ряд противоречий: это, во-первых, между возрастающей потребностью учащихся и их родителей в получении качественного образования и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения педагогического процесса в условиях взаимодействия школы и вузаво-вторых, между растущим объемом научной информации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы взаимодействия школы и вуза в процессе выбора профессии
    • 1. 1. Взаимодействие вуза и школы и принципы его организации
    • 1. 2. Анализ проблемы взаимодействия вузов и школ в психолого-педагогической литературе
    • 1. 3. Необходимость сотрудничества школы и вуза в процессе подготовки учащихся к выбору сферы деятельности
    • 1. 4. Условия успешной подготовки учащихся к выбору специальности и профессиональному образованию
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по подготовке школьников к выбору специальности и профессиональному образованию в условиях взаимодействия вуза и школы
    • 2. 1. Содержание, формы и методы взаимодействия школы и вуза в процессе подготовки учащихся к выбору профессии
    • 2. 2. Взаимодействие вуза и школы в процессе изучения намерений учащихся и ознакомления их с профессиями

Взаимодействие школы и вуза в процессе подготовки учащихся к получению профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В качестве важной научной и жизненной проблемы выдвигается задача совершенствования взаимодействия общеобразовательной и профессиональной школы в управлении непрерывным образовательным процессом, поскольку повышение качества подготовки специалистов в значительной степени зависит от согласованности их усилий.

Актуальность исследования. Актуализация проблемы воспитательной интеграции на современном этапе связана с рядом социально экономических обстоятельств: усложнением воспитательного процесса, изменением отношений к личности школьника и студента как субъекту развития, повышением социальной роли гражданина, гуманизацией и демократизацией всей жизни. Сложилось положение, когда каждый из социальных институтов может эффективно осуществлять свои функции как звено в единой структуре воспитательного процесса, когда функции всех социальных институтов в целостном процессе формирования и развития личности выступают логически взаимосвязанными компонентами.

Основными факторами, вызывающими целесообразность проведения совместной работы по подготовке учащейся молодежи к выбору специальности и профессионального образования является:

1) введение предпрофильного и профильного обучения в общеобразовательной школе;

2) рост числа учащихся, которые стремятся получить высшее образование;

3) возрастающие требования к уровню специализации, увеличение количества новых профессии, сложность ориентировки учащихся на рынке труда;

4) необходимость более полного удовлетворения потребности в кадрах высокой квалификации и рационального распределения трудовых ресурсов;

5) рациональный учет индивидуальных особенностей учащихся для последующего успешного обучения или труда в избранной сфере деятельности;

6) недостаточная подготовленность учащихся общеобразовательных школ к самостоятельному решению проблемы «Кем быть?» «, неполное знание собственных психологических и физических возможностей и требований будущих особенностей профессиональной деятельности.

Опыт показывает, что недостаточное использование педагогическими коллективами общеобразовательных школ новых социально-экономических возможностей, нарушение оптимального соотношения во взаимодействии школ и вузов в работе по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии и специальности приводят к перегрузке школы многочисленными, часто не свойственными для нее обязанностями, что снижает общую эффективность учебно-воспитательного процесса.

Это происходит потому, что в организации работы по подготовке школьников к сознательному и обоснованному выбору профессии отсутствует единство, согласованность и взаимодействие с другими учреждениями образования, не реализуется принцип системности в подготовке, планировании и осуществлении совместной деятельности.

Государственно-общественный характер управления образованием предполагает консолидацию всех учреждений и сил общественности, заинтересованных в совершенствовании образования и формировании личности каждого гражданина. Эта консолидация может успешно осуществляться только на основе взаимодействия и сотрудничества этих сил.

Между тем, в практике подготовки школьников к продолжению образования сложилось такое положение, когда общеобразовательная школа ведет подготовку юношей и девушек к трудовой деятельности, не опираясь на теорию и передовую практику профессиональной ориентации по многим профессиям одновременно, без учета индивидуально-психологических особенностей личности, интересов, склонностей и способностей, обоснованной мотивации, возможностей каждого в рациональном выборе и приобретении профессии и успешной деятельности по окончанию обучения.

Кроме того, общеобразовательные школы не всегда располагают достаточными учебно-материальными ресурсами для успешной реализации предпрофильного и профильного обучения.

Такая практика способствуем углублению противоречий, мешающих совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей в сфере занятости Российской Федерации.

Результаты исследований многих социологов, педагогов и психологов.

A.И.Щербакова, В. Ф. Сафина, В. И. Кузнецова свидетельствуют о том, что успешная подготовка студентов к практической деятельности зависит не только от качества работы профессорско-преподавательского состава вуза, но в значительной степени и от уровня нравственной, психологической и практической готовности абитуриентов к обучению и овладению будущей профессии. Эти исследования указывают также на то, что многие абитуриенты, поступающие в высшие учебные заведения, руководствуются при выборе профессии не интересом к конкретной специальности, а совершенно случайными мотивами и за время обучения не овладевают в должной мере знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности. Очевидно, что в этом повинны как общеобразовательная школа, которая не обнаружила у учащихся интереса, склонностей и способностей к определенной сфере деятельности, так и вуз, не сумевший привить юношам и девушкам любви к избранной профессии.

Отсюда следует, что совместная работа по совершенствованию подготовки учащейся молодежи к профессиональной деятельности, эффективное взаимодействие школы и вуза может привести к положительному результату.

Вопросам взаимодействия школы и вуза в процессе подготовки учащихся к сознательному и обоснованному выбору профессии и сферы образования посвящены исследования В. Л. Болотова, С. М. Годника,.

B.Ю.Микрюкова, Г. М. Шевелева, Б. З. Вульаова, С. Е. Хозе, С. И. Зиновьева, Е. И. Гершунекого и др.

Но эти исследования выполнены преимущественно для других социально-экономических условий и в недостаточной степени учитывают специфику подготовки учащихся к выбору профессии в условиях рыночной экономики.

К настоящему времени в сфере подготовки молодежи к профессиональной деятельности назрел ряд противоречий: это, во-первых, между возрастающей потребностью учащихся и их родителей в получении качественного образования и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения педагогического процесса в условиях взаимодействия школы и вузаво-вторых, между растущим объемом научной информации и устаревшими способами ее переработки, хранения и передачив-третьих, между требованиями к повышению профессионального мастерства специалистов и недостаточным уровнем их сегодняшней квалификациив-четвертых, между необходимостью обеспечения преемственности учебно-воспитательного процесса в школе и вузе и отсутствием инструментария для решения этой задачи.

С целью преодоления этих противоречий и в связи с актуальностью проблемы, недостаточной ее разработанностью в психологической и педагогической науке, а также острейшей потребностью в совершенствовании качества подготовки будущих специалистов нами предпринята попытка изучить проблему взаимодействия школ и вузов в процессе подготовки учащихся к выбору профиля обучения и получению профессии.

Объект исследования: процесс взаимодействия общеобразовательной школы и вуза в подготовке школьников к будущему профессиональному образованию.

Предмет исследования: подготовка школьников к выбору профиля обучения, профессии и получению профессионального образования.

Задачи исследования: 1. Теоретически обосновать необходимость взаимодействия школы и вуза в процессе подготовки учащихся к выбору профиля обучения, профессии и профессиональному образованию.

2. Определить содержание, формы и методы совместных действий школы и вуза по подготовке учащихся к выбору профиля обучения, профессии и профессиональному образованию.

3. Выявить основные условия успешной подготовки учащихся школы к выбору профиля обучения, профессии и профессиональному образованию.

4. Разработать и реализовать в практике систему сотрудничества школы и вуза в процессе подготовки учащихся к выбору профиля обучения, профессии и профессиональному образованию.

Гипотеза исследования: подготовка учащейся молодежи к выбору профессии и продолжению образования будет более эффективной, если:

— будет наложено устойчивое и систематическое взаимодействие между вузом и школой;

— вуз и школа будут совместно изучать личности и профессиональные предпочтения школьников;

— будет обеспечиваться стимулирование развития у школьников.

— интересов, склонностей и способностей;

— будут оказывать помощь учащимся в профессиональном самоопределении путем консультирования их профессионального выбора.

Цель и задачи исследования

Общей целью данного исследования является изучение процессов взаимодействия школ и вузов в подготовке учащихся к выбору специальности и профессионального образования. В соответствии с намеченной целью определены конкретные задачи:

1. Обосновать необходимость взаимодействия школы и вуза в процессе подготовки учащихся к выбору специальности и профессиональному образованию.

2. Выявить и охарактеризовать условия сотрудничества школы и вуза в процессе подготовки учащихся к выбору специальности и профессиональному образованию.

3. Разработать содержание, формы и методы совместных действий школы и вуза по подготовке учащихся к выбору специальности и профессиональному образованию.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по подготовке учащихся к выбору специальности и профессиональному образованию.

Базовыми для разработки поставленной проблемы являются работы об общих закономерностях учебно-воспитательного процесса в средней и высшей школе, установленные С. А. Архангельским, А. А. Вербитским, И. А. Зимней, И. В. Кузьминой, Н. Н. Нечаевым, В. А. Сластениным, Н. Ф. Талызиной.

Принципиальное значение имели также исследования, в которых раскрыт психолого-педагогический потенциал взаимодействия, его возможности для успешной подготовки учащихся и к выбору специальности и профессиональному образованию (Н.П.Аникеева, А. А. Бодалев, Г. В. Баникова, И. Г. Демидова, В. П. Панюшкин, Н. Ф. Радионова, С. Д. Смирнов и др.).

Важным моментом исследования различных аспектов преемственности в системе среднего и высшего образования посвящены труды С. М. Годника, ИЛ. Курамшина, Ю. А. Кустова, А. В. Батаршева, А. Г. Мороза, В. Э. Тумарина,.

A. А. Люблинской, Д. А. Кыверялга, В. Н. Максимовой.

Методологическая основа исследования включает принципы деятельностного (Л.И.Божович, А. Н. Леонтьев и др.), системно структурного (Т.А.Ильина, К. К. Платонов и др.) подходов, профессиональной направленности обучения и воспитания студентов (Н.В.Кузьмина,.

B.А.Сластенин, А. И. Щербаков и др.), гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса в школе и вузе (А.А.Бодалев, В. Г. Маралов, В. А. Ситаров и др.), индивидуально-личностного подхода в обучении и развитии (К.М.Гуревич, В. С. Данюшенков, А. Д. Маркова и др.), подготовки и формировании личности на этапе довузовского образования (П.А.Жильцов, Н. Е. Мажар, В. Б. Успенский и др.).

В работе применялся комплекс методов, направленных на решение поставленных задач и проверку выдвинутой гипотезы. Этот комплекс включал теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме изучения и обобщения отечественного опыта, включенное наблюдение за учащимися, устные и письменные опросы учителей и школьников (беседы, анкетирование, сочинения, тестирование), анализ продуктов учебной и трудовой деятельности учащихся, коллективный рейтинг, метод экспертных оценок и самооценок. Основным способом организации и проведения исследования являлся психолого-педагогический эксперимент. Обработка полученных в ходе исследования результатов проводилась с использованием методов статической оценки данных и их последующей интерпретации, монографических характеристик разных типов школьников и разным уровнем их подготовленности к выбору профессии и дальнейшего пути образования.

Опытно-экспериментальной базой исследования были школы г. Альметьевска и районов республики Татарстан. Исследованием было охвачено 1376 учащихся старших классов, 356 абитуриентов вузов, 926 студентов Альметьевского нефтяного института.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— обоснована необходимость взаимодействия школы и вуза в процессе подготовки учащихся к выбору профиля обучения, профессии и профессиональному образованию;

— определены содержание, формы и методы эффективного взаимодействия школы и вуза в процессе подготовки учащихся к выбору профиля обучения, профессии и профессиональному образованию;

— предложена система работы школы и вуза по подготовке учащихся к выбору профиля обучения, профессии и профессиональному образованию.

— проанализированы основные условия, выполнение которых обеспечивает успешность подготовки учащихся к сознательному и обоснованному выбору профессии по окончании школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— изучен опыт взаимодействия школ и вузов республики Татарстан по подготовке учащихся к выбору профессии и профессиональному образованию;

— определены возможности успешного взаимодействия школы и вуза по подготовке учащихся старших классов к выбору профессии и профессиональному образованию;

— разработаны методические рекомендации по взаимодействию педагогических советов школ и специальных кафедр вузов, преподавателей вузов и учителей школ по подготовке учащихся к выбору профессии и профессиональному образованию.

Апробация и внедрение результатов исследования. Содержание, выводы и рекомендации диссертационного исследования были доложены автором на межвузовских и региональных научно-практических конференциях (г.Киров, г. Казань, г. Альметьевск), на кафедрах Вятского государственного гуманитарного университета, Елабужского педагогического института, а также отражены в пяти публикациях.

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Альметьевского нефтяного института, общеобразовательных школ г. Альметьевска и другие школы республики Татарстан.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Взаимодействие как педагогическое явление представляет собой реализуемые отношения различных воспитательных коллективов: школьного, производственного, педагогического, ученического, родительского и многих других, воздействие которых испытывает учащийся. Именно разные коллективы способны обеспечить возможность всестороннего развития личности, условия для многообразной деятельности. Вне деятельности невозможно формирование собственного социального опыта, активной жизненной позиции учащегося. Необходимость сотрудничества школы и вуза в процессе подготовки учащихся к выбору специальности и профессиональному образованию обосновывается факторами преемственности учебно-воспитательного процесса, целенаправленностью подготовки будущих абитуриентов, успешной профессиональной адаптации студентов.

2. Основными условиями успешной подготовки учащихся к выбору специальности и подготовки к профессиональному образованию являются:

— наличие положительной мотивации при выборе профессии;

— стремление к самообразованию и совершенствованию;

— нравственная зрелость личности старшеклассника;

— становление базовой культуры личности старшеклассника;

— формирование потребности в определенном виде деятельности;

— учет и стимулирование развития индивидуально-психологических особенностей.

3. Эффективными формами и методами подготовки школьников к выбору специальности и профессиональному образованию являются методы выдвижения перспективы, создания успеха деятельности проектирование радости, организации деловых игр, романтической настроенности, товарищеской поддержки и субъективно-прогматического подхода.

Структура работы построена в соответствии с поставленными исследовательскими задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы, подтверждающие гипотезу и основные положения, вынесенные на защиту:

1. Взаимодействие как педагогическое явление представляет собой реализуемые отношения различных педагогических сообществ — школьного и вузовского, педагогического и ученического, студенческого и преподавательского, воздействие которых испытывает учащийся.

Взаимодействие школы и вуза в процессе подготовки учащихся к выбору специальности и профессиональному образованию является непременным условием совершенствования учебно-воспитательной работы школы и комплектования вуза хорошо подготовленными кадрами абитуриентов.

2.0сновными условиями успешной подготовки учащихся к выбору специальности и профессиональному образованию являются: наличие потребности в трудовой деятельности, приобретение знаний, умений и навыков будущей профессиональной деятельности, сформированность мировоззрения, интересов, склонностей и способностей, развитие общей культуры личности выпускников средней школы.

3. Система совместной работы школы и вуза по подготовке учащихся к выбору специальности и профессиональному образованию включает: а) изучение намерений учащихся и ознакомление их с профессиями вузовского образования и народного хозяйства республикиб) вовлечение школьников в практическую деятельность и стимулирование их активности к получению профессионального образованияв) профессиональное консультирование и оказание помощи в трудоустройстве выпускников школы.

Взаимодействие школы и вуза в процессе изучения намерений учащихся и ознакомления их с профессиями высшей квалификации помогает лучше ориентироваться в профессиях, организация практической деятельности и стимулирования их профессионального выбора обеспечивает выявление и развитие индивидуальных склонностей и способностей. Совместная работа школы и вуза по профессиональному консультированию и оказанию помощи в самоопределении учащихся способствует осознанному и правильному выбору специальности и успешному трудоустройству по окончании школы.

4.Для того, чтобы к моменту окончания средней школы у каждого выпускника было сформировано определенное намерение, положительное отношение к будущей профессии, ему должна предшествовать практическая проверка устойчивости склонностей, своеобразная «разведка» способностей на основе выполнения соответствующей трудовой деятельности.

К профессиональным намерениям старших школьников следует подходить строго дифференцированно, с учетом уровня готовности юноши или девушки к обоснованному выбору профессии. Если намерения носят характер случайного и необоснованного выбора профессии, они не должны приниматься всерьёз и, тем более, удовлетворяться в обязательном порядке. Однако, к намерениям тех учащихся, у которых они основываются на устойчивой склонности к определенному виду деятельности, необходимо относиться очень внимательно и предоставлять им возможность осуществить свою мечту.

Целенаправленная подготовка учащихся к правильному выбору профессии и продолжению образования помогает рациональному распределению трудовых ресурсов молодежи по специальностям вузовского образования и отраслям общественного производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала Психологические проблемы формирования личности профессионала: Сб. науч. тр. — М.: МГУ, 1991. — С.9−66.
  2. Ю.П. Студент: возможности личностного роста. Высшее образование в России. 2002, № 1. С.50−57.
  3. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С.71−77.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. -С.242
  5. .Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, 1968.-С.159
  6. В. И. Деловая риторика. Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. С.251
  7. В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998. — С.318
  8. С.И. Очерки по психологии труда. М.: Трудрезервиздат, 1958.-С.160
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высш.шк., 1980.-С.368
  10. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., Мысль 1976, — С.158
  11. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М., Педагогика. 1976, С. 192
  12. Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970. -С.72
  13. С.Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997. — С.371
  14. B.C. Педагогика профессионально-технического образования. Свердловск: Изд-во СИПИ, 1990. -С.89
  15. В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. -С.204
  16. B.C. Педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. -С.344
  17. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -С. 607
  18. М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993.-С. 32−86.
  19. В.П. О критериях качества подготовки специалистов // Вестник высш. шк. 1988. — № 1. — С.3−8.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-С.192
  21. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М, 1995.
  22. К. Л. Беспалько В.П. Педагогика высшей школы. Казань: КГУ, 1985.-С.112
  23. .Л. Квалиметрия педагога в учебном процессе // Квалиметрия человека и образования. М. Исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1993. — С. 108−113.
  24. .П. Структура процесса воспитания. — Каунас, 1984. С.115
  25. П.П. Избранные педагогические произведения. М., Просвещение, 1964,-С.547
  26. А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965, — С. 123
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение. 1968,-С.464
  28. В.В. Энергия эмоций в общении. М., 1996
  29. В.И. Образовательная среда учебного округа. Высшее образование в России. 2003, № 3
  30. Л.В. Совместная работа школы и семьи по профессиональной ориентации школьников. воспитание школьников. 1981, № 3, — С. 19−22.
  31. JI.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968.-С.26 832.. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., Мысль. 1978, — С.216
  32. Т.А. Формирование профессиональных намерений старшеклассников с учетом запросов конкретного экономического района. Автореф. Канд.дисс. М., 1971. — С.25 — В надзаг.: АПН СССР. НИИ содержания и методов обучения.
  33. Ю.К. О профессиональной ориентации школьников. — М., Знание, 1972, С.6
  34. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. — С.207
  35. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. — Киев: Выща шк., 1985. -С. 175
  36. Л.Г. О педагогических системах. М.: Педагогика, 1989. -С. 150
  37. А.Н. Две французские концепции профессиональной ориентации // Советская педагогика. 1966. -№ 9. — С.38−42.
  38. О., Панина Е., Малов А. Идеалы современной вузовской молодежи. Высшее образование в России. 2002, № 2 С.105−118
  39. В.Н. Некоторые вопросы совершенствования подготовки специалистов // Сборник трудов научно-методической конференции ТолПИ. Тольятти, 1992. — С.40−41.
  40. Выбор профессии на научную основу. Сб. Ст. Свердловск. 1997
  41. Выбор профессии: мотивы и их реализации. Сб. Ст. Сост. Кузнецова СВ. М. Знание. 1996.
  42. Выбор судьбы. Социологические проблемы жизненного самоопределения молодежи Алтая. Барнаул. 1989
  43. Л.Г. Избранные психологические исследования М. Изд. АПН РСФСР 1956.
  44. Высшее и среднее специальное образование- за рубежом. Вып. 6. М., 1978. -С.76
  45. И.Н. Индивидуальный подход к организации самостоятельной работы студентов // Самостоятельная работа студентов как приоритетная форма учебного процесса: Межвед. науч. сб. Вып. 92. Киев: Лыбидь, 1992.-С. 1
  46. М.Л., Ашкинази Л. А. Исследование учебной мотивации абитуриентов вуза. Социол. Иссл. 1995, № 9
  47. О.И., Зюбин Л. М. Чебышева В.В. Профессиональная ориентация учащихся восьмилетней школы // Советская педагогика. 1969. -№ 2. — С.26−32
  48. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа//Вопросы философии. 1957. — № 6. — С. 58−69
  49. В.М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987. — № 8. — С. 30−33
  50. С.Г. Выбор профессии в связи с охраной труда. -М., 1926-С.42
  51. .С. Гуманность и гуманизм в образовании. Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М. 1992.
  52. В.И. Основы теоретической педагогики. Санкт- Петербург: Изд-во СПГУ, 1992. С.154
  53. А.Е. Выбор профессии и формирование личности школьника. -М., Педагогика. 1979, С. 156
  54. Л.Ю. Методологические проблемы педагогического стимулирования // Советская педагогика 1979. — № 12.
  55. Р.Г. Выпускник средней школы. М.: Педагогика, 1977. — С.216
  56. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1997. — С.252
  57. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М., педагогика 1970, С. 190
  58. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. — С.521
  59. Н.Г. О сущности самостоятельной работы // Народноеобразование. 1965. -№ 51.
  60. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Академия педагогических наук, 1957.-С.471
  61. М.Е. Социально-психологический портрет вузовского педагога. Социологические исследования, 1995, № 9 — С. 137−141
  62. Н.Ф. Проблема активности личности и общественной значимости в психологии // Вопросы психологии личности. Под ред. Е. И. Игнатьева. М.: Учпедгиз, 1960. — С.214
  63. С.Р. Новые информационные технологии в образовании. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, гос. пед. Ун-та, 1995. С.112
  64. СВ. Развитие навыков межличностного общения в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов: Дис. канд. пед. наук. Тольятти, 1996. — С. 153.
  65. Ф.Р. Проблемы профессионального подбора (выбор профессии). Харьков, 1923. — С.32.
  66. М.И., Кандыбович М. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — С. 175.
  67. С. Целостная система многоступенчатого образования. Высшее образование в России. 2003, № 3
  68. . П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.-С. 155
  69. JI.B. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 1993. -С.205.
  70. П.А., Асирян М. А. Учебно-воспитательный комплекс с дифференцированным обучением // Педагогика. 1997. № 4. — С.57−62.
  71. З.Д. Методологические основы и технологии разработки функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 1994. -С.34
  72. В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского ун-та. 1972 — С. 199
  73. Л.Н., Казанская Л. И. Новые технологии обучения студентов точным наукам // Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные образовательные технологии на рубеже XX—XXI вв.еков». Казань: Унипресс, 1998. — С. 118−119.
  74. Забродин Д. М Высшая школа: нужны кардинальные перемены. Советская педагогика. 1989,№ 1. — С.93−97.
  75. В.И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы: Учеб. пособие. Тюмень, 1978. — С.200
  76. В.Б., Панченко В. М., Твердин Л. М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам // Проблемы вузовского учебника. Вильнюс: ВГУ, 1983. — С.73−75.
  77. Л. В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — С.221
  78. Д. Цель или средство? Высшее образование в России. 2002, № 2 С. 87−92.
  79. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — С.480
  80. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1968.
  81. Л.М. Об интересах учащихся V-VIII классов к различным профессиям // Доклады АПН РСФСР.1959, № 6. С.16−20.
  82. В., Гурье Л. И. Проектная культура преподавателя вуза // Высшее образование в России.1998, № 3. С. 23−26.
  83. Изерд, Кэрролл Э. Психологии эмоции. Пер. с англ. СПб.: Изд-во Питер, 2000.-С.364
  84. B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. -Ростов-на-Дону, 1971.-С.218
  85. Е.П. Эмоции и чувства. СПб. 2002. С.349
  86. Т.А. Предмет и основные категории современной дидактики // Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского, 1983. Гл. 5. — С. 15−57.
  87. Интенсификация творческой деятельности студентов / Под ред. В. И. Андреева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. — С. 198
  88. JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М., Педагогика. 1983. С. 128
  89. В.И., Сыченников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: Высш. шк., 1987. — С. 144
  90. Кагерманьян В. С и др. Формирование творческой личности будущего инженера. М.: НИИВО, 1993. — С.295
  91. Н. Выбор факультета и происхождение университетского курса: Руководство для учеников старших классов средних учебных заведений. 3-е изд. СПб., 1905.-С.86
  92. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 1992. — С.52
  93. В.В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. М.-СПб.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — С. 142
  94. И.Д. К теории медико-физиологических основ профориентации. -М., Медицина. 1969. С. 80.
  95. И.С. Самостоятельная работа студентов в вузе. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. — С.З.
  96. В.Г. Перспективы развития: бизнес-образование в России // Вуз и рынок. М., 1993. Кн. 2. — С. 20−32.
  97. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. .Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — С.223
  98. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. — С.243
  99. ЮО.Кларин М. В. Система учебных целей // Народное образование. 1990, № 8.-С. 88−89.
  100. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. — М., Знание. 1983. С.95
  101. А.Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания. -Л, 1958-С.90
  102. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. -Том.2. Способности.Л., 1960. С. 304.
  103. А.Г. Психология личности. М. Просвещение, 1970. — С.392
  104. А.Г. Диагностика способностей в практике работы учителя // Склонности и способности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. — С. 125
  105. Об.Колеченко А. К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. -Санкт-Петербург: СПГУ пед. мастерства, 1992. С. 103
  106. И.Г., Субетто А. И. Квалиметрия способностей человека на основе методики оценки его личностного социотипа // Квалиметрия человека и образования. М.: Иссл. центр гособраз., 1992. — С.48−60.
  107. Л. Л. Профессиональная ориентация в общеобразовательной школе. В кн.: Профессиональная ориентация молодежи. — М., Высшая школа. 1978 — С.170−192.
  108. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. -С. 174
  109. Ю.Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — С.380
  110. Ш. Косилов С. А. Об индивидуальных различиях физиологических процессов. Проблемы профориентации и профконсультации. М. Просвещение, 1969.
  111. Г. С. Роль профессионального самоопределения в формировании личности //Вопросы профессиональной ориентации учащихся. Киев, 1969. -С.8−16.
  112. А.И. Педагогическая основы самовоспитания. М., Знание. 1974.-С.36
  113. С. Школа-вуз: опыт сотрудничества. Высшее образование в России. 2002, № 5 С. 114−116
  114. Н.К. О профессиональной ориентации школьников. М.: Просвещение, 1965.-С.48
  115. Пб.Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. -М, 1986.-С.432
  116. И7.Кувалдин В. Современный гуманизм. Высшее образование в России.2002,№ 5. С.41−54.
  117. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  118. Т.В. К проблемам принципов обучения // Педагогика. 1981. -№ 8.-С.100−110.
  119. .Н., Новиков В. В. О диалектическом подходе к проблеме выбора профессии старшеклассниками //Проблемы воспитания старшеклассников. Вып.2.Ярославль, 1970. — С.25−30.
  120. О.М. Опыт практической интеграции педагогического знания в техническое // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург: СИПИ, 1992. — С.77−88.
  121. Е. Профориентация: эффективность и качество. Высшее образование в России. 2002, № 3 С.24−33 123 .Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Педагогика, 1990.
  122. A.M. Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск. 1976. — С. 126
  123. К.М. Основы педагогической дентологии. М., Просвещение., 1995.-С.191
  124. Н.Д. Профессиональная ориентация и школа. М., Новая Москва. 1925.-С. 146
  125. Н.Д. Психология старшего школьника. М., Учпедгиз. 1955. -С.215
  126. Н.Д. О психологических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.-С.344
  127. Н.Е. Умственные способности и возраст. М., педагогика. 1971. -С.288
  128. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — С.23.
  129. А.Н. О формировании способностей. Вопросы психологии 1966. № 5. — С.39−48.
  130. В.Г. Проблемы развития психики. 2-е изд. М. Мысль. 1965. -С.496.
  131. ИЗ.Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-С.181
  132. В.Н. Формирование у студентов готовности к исследовательской деятельности. Педагогика высшей и средней специальной школы. Минск: Университетское, 1990. — С.71−86.
  133. А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. М.: Педагогика, 1984. Т.З.-С.512
  134. Л.В. Индивидуализация процесса обучения и рейтинговая система оценки знаний студентов. Концепция высшего технического образования в новых социально-экономических условиях. М.: Изд-во МЛИ, 1992. С.142−156.
  135. А.К. Формирование интереса к учению у школьников. М.: Педагогика, 1986. — С.217
  136. И.Б. Университетское образование в капиталистических странах. Ташкент: ФАН, 1981. — С. 191
  137. ИО.Маслоу А. Самоактуализация // Мир человеческих проблем. -Минск: Вышэйш. шк., 1995. С. 150
  138. НО.Мастрюков А. Вопросы о призвании // Вестник воспитания. 1911, № 7
  139. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: ТТИ, 1972.-С.552
  140. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — С.351
  141. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959. — С.286
  142. Д.М. Самоуправление и управление. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. — С.241
  143. М.Д. Взаимодействие высших и средних учебных заведений: проблемы и пути их решения. Образование в современной школе. 2002, № 11
  144. М.Д. Модульное обучение как способ реализации индивидуального подхода: Автореф. канд. пед. наук. Казань: Казан, ун-т, 1993.-С.17
  145. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — С. 200
  146. В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. — М.: Высш. шк., 1987. С.200
  147. И. Региональная культура и образовательное поле для взаимодействия. Вестник высшей школы. 2002, № 8.
  148. Ф.Г. Оптимальное сочетание форм учебной деятельности в условиях индивидуально-дифференцированного обучения студентов педвузов: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1993. — С. 16
  149. В.Н. Проблема способностей в советской психологии и е ближайшие задачи //Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР, 1962. — С.308
  150. O.JI. Модель самообразовательной деятельности студентов // Специалист. 1998, № Ю.-С.15−18.
  151. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции // Педагогика. 1997, № 3. С.20−27.
  152. И.Н. Профориентация и профподбор в социалистическом обществе. М.: Экономика, 1972. — С.88.
  153. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, 1975. — С. 182
  154. П.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. Основные вопросы дидактики. М.: Высш. шк. 1978. — С.279
  155. Новая аттестационная технология абитуриентов: Тез. док. Всероссийской науч.-практ. конф. М.: МПГУ, 1993. — С.59
  156. О.С., Нисимчук A.M., Смолюк И. О., Шпак О. Г. Педагогические технологии: Начальный учебник. Киев: Наукова думка, 1995. — С.113
  157. Н.М. Методика для изучения особенностей личности. Казань: Изд-во КГУ, 1990.-С.71
  158. А.В. Общая психология. М., Просвещение. 1976. — С.390.
  159. К.К. Профессиональное призвание // Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высш.шк., 1978. — С.92−128.
  160. К.К. Личностный подход в профориентации В кн.: Вопросы теории и практики профориентации. М., Педагогика 1972.
  161. К.К. проблемы способностей. М., наука, 1972 — С. 312 173 .Платонов К. К. Профессиональная ориентация и способности. Школа и выбор профессии. — М., 1969. — С.91−100.
  162. И.П. Педагогика. М.: 1996. — 507с.
  163. СВ. Ориентация молодежи на получение высшего педагогического образования. Социол. иссл. 1995, № 9. С. 141−142.
  164. Проблемы формирования социогенных потребностей: Сб. науч. тр. -Тбилиси, 1981.-С.353
  165. Профессиональная ориентация молодежи / Под ред. К. К. Платонова. -М.: Высш.шк., 1978. С.272
  166. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Профессиональное образование, 1997. — С.512
  167. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — С.393.
  168. К.Н., Томилин О. Б. Динамика рейтинга и психологические особенности личности // Нетрадиционные формы и методы контроля качества знаний: Межвуз. сб. тр. Саранск.: Изд-во Морд, ун-та, 1994. — С.81−88.
  169. Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии. М.: Наука, 1946. — С.604
  170. C.JI. Принципы и пути реализации психологии. Вопросы психологии. 1963, № 5. — С. 18−24.
  171. C.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957. -С.328
  172. Л.И. Теория самовоспитания. М., Изд-во Московского унта. 1973.-С.226
  173. Н.А. Интересы современного школьника. М: Госиздат, 1926.-С.84
  174. А.Д. Профессиональная ориентация учащихся в советской школе: Уч. пособ. Челябинск, 1974. — С.334
  175. Н.В. Психология оптимизма.2001. М., 2000.
  176. В. Ф. Сазонова А.Д. Профессиональная ориентация школьников:
  177. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1982. -С.191
  178. В.Ф. Профессиональные интересы кировских школьников Киров, 1975.
  179. Н.А., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием: Учеб. пособие. М.: Исследовательский центр, 1991. — С.61
  180. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 152
  181. П.В. Эмоциональный мозг. М. Наука. 1981.
  182. Скаткин М. Н Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. — С.206
  183. В.А. Педагогика. М.: Школа — Пресс, 1997. — С.511
  184. А.А. Психология профессии. М., 1927. — С.82
  185. В.Н. Стандарты в управлении качеством образования. Нижний Новгород: Изд-во НУ, 1993. — С.95
  186. .А. Мотив и смысл. М.: Прометей, 1993. — С.200
  187. А. Довузовское образование в вузах. Высшее образование в России. 2001, № 2 С.126−127.203 .Суханов А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах // Высшее образование в России. 1996, № 3. — С. 17−24.
  188. В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1969.-С.400
  189. В.А. Рождение гражданина. Молодая гвардия. 1971. -С.336
  190. В.А. Духовный мир школьника. М., Учпедгиз. 1961. -С.136
  191. Теплов Б.М.: Избранные труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.Т.2 -С.689
  192. В.Т., Богословский В. А. Геология в школе и вузе: современное состояние и концепция развития. География в школе. 2000, № 4
  193. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — С. 1442Ю. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Соч. Т.8. М. АПН РСФСР. 1950. — С.35−36.
  194. .А. Профконсультационная работа со старшеклассниками. Киев. Радянская школа, 1980.
  195. В.В. Психология трудового обучения. М., Высшая школа. 1983. С.240
  196. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М, 1996.-С.224
  197. Р.Х. Мотивация и стимулирование. Формирование интереса к учению у школьников: М.: Педагогика, 1986. Гл. 3. — С. 106−138.
  198. В.Ф. Учиться победно // Огонек. 1981, № 28. — С.12−14
  199. В.Е., Взятышев В. Ф., Савельев, А .Я., Романкова Л. И. Инновационное образование // Высшее образование в России. 1994. № 2. -С. 13−28.
  200. А.Т. Проблемы теории и творчества. М.:Высш. шк., 1989. -С. 124
  201. Г. И. Методологические проблемы эффективности дидактических исследований // Советская педагогика. 1985, № 12. С. 31.
  202. Н.Е. Педагогическая технология. М.: МПГУ, 1994. — С. 15
  203. П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.-С.272
  204. В.А. Социологическое исследование. М.: Наука, 1972. — С.240
  205. И. С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С-. Якиманской. М., 1989. — С.236
Заполнить форму текущей работой