Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модель выпускника как основа формирования компетенций студентов в процессе вузовской подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования диссертационной работы были представлены в научных статьях и тезисах, докладах и выступлениях на международных, всероссийских научных и научно-практических конференциях: «Образовательное пространство высшей педагогической школы: проблемы и перспективы развития» (Барнаул, 2006… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА КАК ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 1. 1. Разработка модели специалиста как научно-практическое направление по совершенствованию деятельности высшей школы
    • 1. 2. Модель выпускника вуза в свете компетентностного подхода
  • Выводы по главе 1
  • 2. КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА -БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ
    • 2. 1. Создание компетентностной модели выпускника вуза — специалиста сферы педагогики и образования
    • 2. 2. Состав и содержание общих компетенций в структуре выпускника вуза — бакалавра педагогики
    • 2. 3. Состав и содержание профессиональных компетенций в структуре выпускника вуза — бакалавра педагогики
  • Выводы
  • 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕЕ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 3. 1. Методика формирования компетенций социально-профессионального взаимодействия бакалавра педагогики
    • 3. 2. Результаты реализации методики формирования компетенций социально-профессионального взаимодействия в процессе вузовской подготовки бакалавра педагогики
    • 3. 3. Разработка общей методики формирования компетенций студентов
  • Выводы по главе 3

Модель выпускника как основа формирования компетенций студентов в процессе вузовской подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, вызывают необходимость постановки вопроса о более полном, интегрированном социально-личностно-поведенческом феномене как результате образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих. Основное направление обновления профессионального образования в современном мире заключается в том, чтобы найти пути формирования у будущего специалиста деятельностной позиции в процессе обучения, способствующие становлению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, системного действия в ней, решения новых проблем и задач.

Ориентация образования на его новый результат требует инновационного подхода к обеспечению качества такового, критериям его оценки, нового подхода к организации образовательного процесса и управления им. Эта идея отражается в содержании компетентностного подхода к отечественному образованию (В.И.Байденко, Г. Э. Белицкая, Л. Н. Боголюбов, В. А. Болотов, И. Л. Галямина, И. А. Зимняя, С. В. Коршунов, Я. И. Кузьминов, Д. А. Махотин, Д. В. Пузанков, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, Ю. В. Фролов, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская и мн.др.). Концептуальные идеи компетентностного подхода в системе педагогического образования представлены авторским коллективом Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (И.С.Батракова, Е.С.Заир-Бек, В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицина и др.).

Сегодня, когда образовательная реформа вступила в новую фазу, разработка идей данного подхода становится императивом, а реализация основных направлений Болонского процесса усиливает ее очевидность и необходимость.

Введение

компетентностного подхода в систему высшего образования подтверждается директивными предписаниями Министерства образования РФ (Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2006;2010 годы, План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005;2010 и др.).

К настоящему времени концептуальные координаты компетентностного подхода обозначены достаточно отчетливо, сформулированы основные его положения. Наступает новый этап: компетентностный подход переходит из стадии самоопределения в стадию реализации, когда заявленные им общие принципы и методологические установки находят свое подтверждение в различных прикладных разработках. К таким прикладным разработкам относится проектирование модели выпускника на начальном этапе создания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения, в которых итоговые требования к выпускникам учебных заведений разного уровня представлены в виде компетенций.

Следует отметить, что отечественное высшее образование имеет богатый опыт построения квалификационных моделей специалистов (В.Е.Анисимов, Н. С. Пантина, Н. Г. Печенюк, Е. Э. Смирнова, А. П. Сопиков, Н. Ф. Талызина, Г. И. Хмара и др.), в том числе, вошедших в образовательные стандарты предшествующих поколений. Но в современных условиях развития высшей школы давать в результате образования лишь квалификацию оказывается недостаточным. Необходимо не только обеспечивать уровень профессиональной подготовки, но и характер социального существования в профессиональной жизни. Знания, навыки и умения необходимо дополнить и трансформировать в новое качество развитыми способностями, духовными ценностями и готовностью к различным ситуациям изменений.

Для отечественной системы образования переход к системной модели выпускника вуза, отражающей преимущества квалификационного и компетентностного подходов в их единстве, представляется исследователям крайне важным. В связи с этим возникает необходимость уточнения понятия компетентностная модель выпускника", являющейся результативно-целевой основой проектирования образовательного процесса вуза в виде модели подготовки.

Переход от модели подготовки адаптивного поведения, формирующей умения человека «вписаться» в окружающую действительность, к модели профессионального развития, где акцент переносится на становление умений видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно решать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, обусловлен сменой образовательной парадигмы с принципа адаптивности на принцип компетентности. Это предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, оценивание, образовательные технологии, т. е. системную перестройку всего процесса вузовской подготовки для получения необходимого результата образования в виде компетенций будущего специалиста.

Таким образом, положение дел по созданию моделей выпускников на этапе проектирования государственных образовательных стандартов нового поколения, где «ядром» являются компетенции, позволяет выявить следующие противоречия между:

— современными требованиями к результату подготовки выпускников вузов в виде системного интегрированного качества — компетентности и существующим опытом обучения в вузе, ориентированным на результат образования в виде квалификационных характеристик;

— потребностью создания компетентностных моделей выпускников и наличием квалификационных моделей специалистов, не в полной мере отвечающих современным требованиям вузовской подготовкинеобходимостью разработки моделей подготовки социально-профессионального развития специалистов и существующими моделями подготовки адаптивного поведения.

Проблема исследования заключается в попытке создания результативно-целевой основы формирования и развития компетенций студентов в процессе вузовской подготовки, предполагающей разработку компетентностной модели выпускника.

Изложенные выше положения определили тему исследования: «Модель выпускника как основа формирования компетенций студентов в процессе вузовской подготовки».

Объект исследования — подготовка студентов в вузе в свете требований компетентностного подхода.

Предмет исследования — процесс формирования компетенций студентов на основе компетентностной модели выпускника вуза.

Цель исследования — создание компетентностной модели выпускника (на примере бакалавра педагогики) и разработка на ее основе методики формирования компетенций в процессе вузовской подготовки (на примере компетенций социально-профессионального взаимодействия бакалавра педагогики).

Гипотеза исследования. Процесс вузовской подготовки в свете компетентностного подхода предполагает получение результата в виде системного качества выпускника — компетентности, выраженной сложной структурой общих и профессиональных компетенций, представленной в модели выпускника. Формирование и развитие компетенций у студентов в период вузовского обучения возможно при следующих условиях:

— выявлении состава (структуры) и содержания компетенций на основе квалификационных требований к выпускникам, отраженных в государственных образовательных стандартах, описания сущностных аспектов определенного вида труда и рекомендаций разработчиков компетентностного подхода;

— анализе и корректировке содержательного потенциала формирования компетенций в существующем учебном плане подготовки выпускников, в котором задается логика и последовательность освоения учебных дисциплин (или практик);

— выборе соответствующего типа обучения, форм и методов для продуктивного процесса формирования и развития определенного вида компетенций;

— осуществлении аналитико-рефлексивного анализа результата формирования компетенций студентов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты разработки компетентности ой модели выпускника как результативно-целевой основы организации процесса вузовской подготовки.

2. Создать инвариант компетентностной модели выпускника вузабакалавра педагогики.

3. Разработать и апробировать методику формирования компетенций социально-профессионального взаимодействия бакалавра педагогики.

4. Обобщить результаты формирующего эксперимента для дальнейшего проектирования целостного процесса вузовской подготовки и разработать общую методику формирования компетенций студентов. Методологическую основу исследования составляют:

— научные подходы к модернизации высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода. (В.И.Байденко, В. А. Болотов, И. Л. Галямина, И. А. Зимняя, С. В. Коршунов, Б. К. Коломиец, Я. И. Кузьминов, Д. В. Пузанков, Н. А. Селезнева, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадриков и др.);

— системный подход, позволяющий выявить компоненты и системообразующие связи педагогического процесса, создать систему с улучшенным функционированием (Ю.К.Бабанский, Ю. К. Конаржевский, Т. И. Шамова и др.);

— антропологический подход, обеспечивающий взаимосвязь и единство социогуманитарной, культурологической и предметно-специальной подготовки выпускников вузов (Б.М.Бим-Бад, М. Н. Невзоров, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, Л.А.Степашко);

— праксеологический, рассматривающий основные механизмы, направления, формы профессиональной деятельности в решении социально-образовательных задач (Т.Котарбинский, И. А. Колесникова, А. Н. Леонтьев и др.);

— общие концептуальные основы организации и совершенствования образовательного процесса в высших учебных заведениях на основе модели специалиста (В.Е Анисимов, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. С. Пантина, Н. А. Селезнева, Е. Э. Смирнова, Н. Ф. Талызина, А. Р. Фонарев, В. Д. Шадриков и др.) — исследования феноменологии педагогического труда, характерных особенностей деятельности и личности представителей сферы педагогики и образования (Ш.А.Амонашвили, В. И. Гинецинский, Ф. Н. Гоноболин, С. Б. Елканов, И. И. Ильясов, В.А.Кан-Калик, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, и мн. др.);

— проектирование педагогического образования в контексте компетентностного подхода (И.С.Батракова, Е.С.Заир-Бек, В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицина и др.).

Для достижения поставленных задач исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ и обобщение научной, методической психолого-педагогической литературы, нормативных документов Министерства образования РФ по теме исследования, моделирование) — эмпирические (педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, психологическое диагностирование) — методы количественного и качественного анализа результатов педагогического эксперимента. Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнено понятие «компетентностная модель выпускника» и дана его сущностная характеристика как результативно-целевой основы процесса вузовский подготовки;

— разработан инвариант компетентностной модели выпускника — бакалавра педагогики, т. е. определены состав и содержание общих и профессиональных компетенций для разных профессионально-образовательных профилей педагогической подготовки;

— осуществлена апробация процесса формирования компетенций социально-профессионального взаимодействия на основе предложенной модели выпускника — бакалавра педагогики;

— разработана общая методика формирования компетенций студентов, которая может быть использована как инвариант для различных образовательных профилей бакалавра педагогики, а также для других образовательных направлений вузовской подготовки с целью реализации всех блоков компетенций.

Теоретическая значимость исследования. Результаты и выводы исследования могут содействовать реализации идей компетентностного подхода в высшей школе, в частности, профессиональном педагогическом образованииспособствовать расширению и углублению представлений о компетентностной модели выпускника и процесса профессиональной подготовки. Предложенная методика формирования и развития компетенций может внести дополнения и изменения при проектировании образовательного процесса не только будущих педагогов, но и специалистов других направлений. Основные положения диссертации могут быть использованы исследователями, которые занимаются вопросами качества, содержания и организации высшего профессионального педагогического образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработка модели выпускника ориентирует вуз на целевой результат процесса подготовки. Исследование может способствовать более эффективной работе по созданию учебных планов на основе государственных образовательных стандартов нового поколения в свете компетентностного подхода. Представленный инвариант модели выпускника — бакалавра педагогики открывает возможности для разработки подобных моделей по различным образовательным профилям. Методика формирования компетенций может быть взята за основу построения процесса подготовки не только бакалавров педагогики, но и других образовательных направлений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Компетентностная модель выпускника вуза понимается нами как: — научная основа результата и процесса вузовской подготовки, обеспечивающая готовность и способность выпускников к успешной (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сферах, содержательно представленная сложным составом (структурой) общих и профессиональных компетенций.

2. Компетенции бакалавра педагогики в модели выпускника содержательно обоснованы, сгруппированы и структурированы в определенной иерархии:

— общие, включающие общекультурные, интеллектуальные, социально-коммуникативные, субъектныепрофессиональные, включающие человековедческие, социально-педагогические, организационно-методическиепрофессионально-личностные;

— профильные (на примере профиля «управление дошкольным образованием») включают предметно-ориентированные и управленческие.

3. Процесс формирования компетенций социально-профессионального взаимодействия бакалавра педагогики предусматривает:

— анализ и корректировку учебного плана подготовки, а именно, введения новых тем в учебные программы традиционных дисциплин, разработку следующих новых дисциплин: «Социально-коммуникативный тренинг», «Основы профессионально-педагогического общения», «Конфликтология» в рамках регионального вузовского компонента;

— определение доминирующего типа обучения — интерактивного, главная особенность которого состоит в моделировании различного рода отношений и взаимодействия между людьми.

4. Общая методика формирования компетенций, построенная на основе обобщения результатов педагогического эксперимента, может быть инвариантно использована для различных образовательных направлений и представлена в виде следующих этапов:

— обоснование цели формирования и развития компетенций для будущей социально-профессиональной жизнедеятельности выпускника вуза, подробное описание их свойств и характеристик;

— корректировка учебного плана подготовки освоения компетенций, включающая возможности развития и формирования определенного вида компетенций;

— выбор соответствующего типа обучения, его форм и методов для продуктивного процесса формирования и развития определенного вида компетенцийразработка критериев и диагностических параметров овладения компетенциями;

— отбор адекватных средств оценки и контроля процесса формирования и развития компетенций;

— осуществление аналитико-рефлексивного анализа полученных результатов в виде сформированных компетенций для дальнейшей коррекции процесса подготовки.

Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается системным подходом к описанию и изучению объекта исследованияопирается на многосторонний теоретический анализ проблемы, концептуальные основы организации и совершенствования подготовки выпускников высшей школы, научные подходы к модернизации высшего профессионального образования, в частности педагогического, в свете компетентностного подхода.

Достоверность научных результатов и выводов исследования достигается использованием комплекса методов исследования, адекватных задачампроведением педагогического эксперимента с применением методов математической статистики для количественной оценки полученных результатов и их качественной интерпретации.

База исследования. Поставленные задачи исследования решались на базе факультета педагогики Дальневосточного государственного университета. В эксперименте принимали участие студенты педагогических специальностей (педагогики и психологии, социальной педагогики, педагогики и методики дошкольного образования, педагогики и методики начального образования), в том числе бакалавры педагогики по различным образовательным профилям. Всего 140 человек.

Основные этапы и организация исследования.

На первом этапе (2003;2004) определялись ведущие идеи, исходный категориальный аппарат, анализ теоретических основ исследования, степень разработанности проблемы в теории высшего профессионального образованияанализировались государственные образовательные стандарты, сущностные характеристики педагогического трударазрабатывалась компетентностная модель выпускника — бакалавра педагогики и методика формирования компетенций социально-профессионального взаимодействия.

На втором этапе (2004;2006) осуществлялся педагогический эксперимент по апробации методики формирования компетенций у студентов педагогических специальностейподбиралась и разрабатывалась психолого-педагогическая диагностика, необходимая для проверки результатов формирующего эксперимента.

На третьем этапе (2006;2007) проводилась экспериментальная проверка методики формирования компетенций социально-профессионального взаимодействия бакалавров педагогикиосуществлялась обработка, анализ, обобщение и систематизация результатов исследованияразрабатывалась общая методика формирования и развития компетенций студентовкорректировались основные теоретические положения исследованияпроводилось литературное и графическое оформление диссертации.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования диссертационной работы были представлены в научных статьях и тезисах, докладах и выступлениях на международных, всероссийских научных и научно-практических конференциях: «Образовательное пространство высшей педагогической школы: проблемы и перспективы развития» (Барнаул, 2006) — «Психолого-педагогические проблемы обучения» (Владивосток, 2006) — «Региональные аспекты модернизации Российского образования» (Якутск, 2006) — «Психология образования: культурно-исторические, социально-правовые аспекты» (Москва, 2006) — «Национальные приоритеты Российского образования: проблемы и перспективы» (Уссурийск, 2007) — «Образование и культура России в изменяющемся мире» (Новосибирск, 2007).

Результаты исследований внедрены в процесс профессиональной подготовки выпускников факультета педагогики Дальневосточного государственного университета.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ.

Структура и объем диссертации

Работа общим объемом 180 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 207 наименований. Текст диссертации сопровождается 6 рисунками, 18 таблицами и 3 приложениями.

Выводы по главе 3.

В данной главе представлена общая методика формирования компетенций студентов на основе обобщения результатов разработки и реализации методики. формирования компетенций социально-профессионального взаимодействия бакалавра педагогики. Подведя итоги, можно сделать следующие выводы.

1. Методика формирования компетенций социально-профессионального взаимодействия бакалавра педагогики предполагает: обоснование выбора указанного вида компетенций обусловлено рядом причин, важностью их как для социальной, так и профессиональной деятельностисущностное описание компетенций дано на основе содержания педагогической деятельностивведение в учебный план новых дисциплин, а также тем в учебные программы традиционных дисциплиндоминирующим для формирования выделенных компетенций определен интерактивный тип обучения.

2. Результаты проведенного педагогического эксперимента с помощью применения статистических методов доказали эффективность разработанной методики по формированию компетенций (на примере компетенций социально-профессионального взаимодействия бакалавра педагогики) в • процессе вузовской подготовки. Обобщение полученных результатов позволило разработать общую методику формирования компетенций, инвариантную для различных педагогических специальностей, которая представлена в виде последовательных этапов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное диссертационное исследование посвящено реализации одной из идей компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, а именно, разработке модели выпускника как результативно-целевой основы процесса вузовской подготовки. В соответствии с целью исследования и поставленными задачами были получены определенные результаты и сделаны выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу и аргументирующие выносимые на защиту положения.

1.

Введение

компетентностного подхода, обусловленного общеевропейской тенденцией перестройки системы высшего образования, сменой образовательной парадигмы, что предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, оценивание, т. е. перестройку всего процесса вузовской подготовки для получения необходимого результата образования. В связи с этим становится актуальной разработка моделей выпускников на этапе создания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения, в которых итоговые требования к выпускникам учебных заведений разного уровня выражены в виде перечня компетенций.

2. Учитывая предыдущий опыт научно-практических разработок в области создания квалификационных моделей специалистов-выпускников, замечания и рекомендации разработчиков компетентностного подхода, собственный исследовательский поиск, нами предложен следующий вариант определения компетентностной модели выпускника. Компетентностная модель выпускника понимается нами как научная основа результата и процесса вузовской подготовки, выраженная системным качеством — компетентностью, обеспечивающей готовность и способность выпускников к успешной (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сферах, содержательно представленной сложным составом (структурой) общих и профессиональных компетенций.

3. На сегодняшний день существуют теоретические модели специалистов, разработанные на основе исследования феноменологии педагогического труда, характерных особенностей деятельности и личности, профессионально-педагогической компетентности. В настоящее время налицо расхождение между реальным и требуемым уровнем компетентности, отвечающим профессиональному статусу специалиста сферы образования, культурному уровню, стилю жизни. Квалификационная узкопрофессиональная модель специалиста-выпускника уже не соответствует требованиям к результатам подготовки кадрового педагогического потенциала в современных социально-экономических условиях жизни, что делает актуальной постановку проблемы разработки модели выпускника педагогического вуза на основе требований компетентностного подхода.

4. Состав и содержание компетенций в структуре модели выпускникабакалавра педагогики определены нами в соответствии с квалификационными требованиями к выпускникам педагогических специальностей, отраженными в государственных образовательных стандартах первого и второго поколенийнаучным описанием аспектов педагогического труда, с предложениями разработчиков компетентностного подхода;

В основу разработки компетентностной модели выпускника — бакалавра педагогики положена бинарная классификация, состоящая из двух основных групп компетенций: общих и профессиональных. В составе общих компетенций нами выделены четыре группы: общекультурные, интеллектуальные, социально-коммуникативные, субъектные. В свою очередь, профессиональные компетенции разделены на общепрофессиональные, в нашем случае, общепедагогические, которые являются базовыми для всех выпускников вуза по образовательному направлению Педагогика, и профильные. В составе общепрофессиональных компетенций выделены также четыре группы: человековедческие, социально-педагогические, организационно-методические и профессионально-личностные. В составе профильных компетенций выделены предметно-ориентированные и управленческие компетенции.

5. Принимая за основу компетентностную модель выпускника, нами разработана методика формирования компетенций социально-профессионального взаимодействия бакалавра педагогики, которая предусматривает:

— анализ и корректировку учебного плана подготовки, а именно, введение новых тем в учебные программы традиционных дисциплин, разработку следующих новых дисциплин: «Социально-коммуникативный тренинг», «Основы профессионально-педагогического общения», «Конфликтология» в рамках регионального вузовского компонента;

— определение доминирующего типа обучения — интерактивного, главная особенность которого состоит в моделировании различного рода отношений и взаимодействия между людьми;

— подбор средств оценки и контроля к каждой составляющей компетенций (когнитивной — педагогический тест, деятельностной — решение коммуникативных «управленческих» задач, личностной — психодиагностика).

6. Результаты педагогического эксперимента по формированию компетенций социально-профессионального взаимодействия, полученные с использованием методов математической статистики, показали следующее:

— по уровню сформированности знаниевых компетенций в области психологии общения студенты контрольной и экспериментальной групп не отличаются, тогда как уровень профессиональных компетенций педагогического взаимодействия (знаний и понимания) у испытуемых экспериментальной группы значительно выше, что можно объяснить введением в процесс обучения данной группы специальной дисциплины «Основы профессионально-педагогического общения»;

— анализ результатов сформированности деятельностной составляющей компетенций с использованием коммуникативных (управленческих) задач показал, что студенты экспериментальной группы успешнее справляются с предложенными задачами, чаще выбирают правильные действия, их аргументация более логична и доказательна;

— результаты психологической диагностики исследования сформированности способностей к общению и развития необходимых для этого личностных качеств выявили, что испытуемые экспериментальной группы в большей степени обладают способностями к эффективной коммуникации, организации межличностного взаимодействия в различных социальных контекстах, готовы к эффективному общению, в частности, коллегиальному стилю управления.

— динамика изменений личностных качеств и способностей общения за весь период эксперимента показали значимые различия между контрольной и экспериментальной группами. Изменения, происшедшие под влиянием педагогического эксперимента (в экспериментальной группе) превосходят показатели подобных изменений в контрольной группе.

7. Апробация процесса формирования компетенций социально-профессионального взаимодействия на основе предложенной модели выпускника — бакалавра педагогики и обобщение полученных результатов позволила разработать общую методику формирования компетенций, которая может быть использована как инвариант для различных образовательных профилей бакалавра педагогики, а также других образовательных направлений вузовской подготовки. Общая методика формирования компетенций студентов может быть представлена в виде следующих этапов:

— обоснование цели формирования и развития компетенций для будущей социально-профессиональной жизнедеятельности выпускника вуза, подробное описание их свойств и характеристик;

— корректировка учебного плана подготовки освоения компетенций, включающая возможности развития и формирования определенного вида компетенций;

— выбор соответствующего типа обучения, его форм и методов для продуктивного процесса формирования и развития определенного вида компетенцийразработка критериев и диагностических параметров овладения компетенциями;

— отбор адекватных средств оценки и контроля процесса формирования и развития компетенций;

— осуществление аналитико-рефлексивного анализа полученных результатов в виде сформированных компетенций для дальнейшей коррекции процесса подготовки.

В предложенном аспекте исследуемая проблема компетентностного результата процесса вузовской подготовки в виде формирования компетенций студентов находится в начальной стадии развития. Выполненное исследование предлагается как один из вариантов решения обозначенной проблемы и не претендует на всестороннее освещение всех ее аспектов. Последующая работа в этом направлении видится нам в следующих направлениях:

1) разработке моделей выпускников — бакалавров педагогики по различным профессионально-образовательным профилям на основе предложенного инварианта;

2) реализации процесса формирования всего состава обозначенных компетенций в модели выпускника, с целью дальнейшего проектирования целостного процесса подготовки бакалавров педагогики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об образовании: закон Рос. Федерации: (ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ, 1992, № 30, ст. 1797). 8-е изд. — М.: Ось-89, 2004. — 63 с. -(Актуальный закон).
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 № 1756-р. / Правительство Рос. Федерации. М., 2001. — 29 с.
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 23 дек. 2005 г. № 803.-М., 2006.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Направление 540 600 «Педагогика»: степень (квалификация) бакалавр педагогики. — М., 2005. — 27 с.
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 31 100 Педагогика и методика дошкольного образования. М., 2000. — 20 с.
  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 31 000 Педагогика и психология. М., 2000.
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 31 300 Социальная педагогика. М., 2000.
  8. Инструктивное письмо о разработке квалификационных характеристик // Бюл. MB и ССО СССР. 1979. — № 5. — С.24 — 29.
  9. Инструктивное письмо о разработке квалификационных характеристик // Бюл. MB и ССО СССР.- 1982. -№ 10- 11.
  10. Ю.Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров. М., 1985. — 240 с.
  11. , Г. Н. Проблемы формирования модели личности специалиста / Г. Н. Александрии, Ф. В. Шарипов. М., 1984. — 168 с.
  12. , Н. А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов.-М., 1997.-108 с.
  13. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1996. — 494 с.
  14. , Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1997. — 380 с.
  15. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 282 с. — (Мастера психологии).
  16. , A. JI. Компетнтностная парадигма в образовании : опыт филос.-методол. анализа // Педагогика. 2005. — № 4. — С. 19 -27.
  17. , В. Е. Методологические вопросы разработки модели специалиста / В. Е. Анисимов, Н. С. Пантюхина // Сов. педагогика. -1977.-№ 5.-С. 14−21.
  18. , Е. Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя // Управление дошкольным образованием. 2004. — № 3. — С. 28−33.
  19. , И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема. // Высш. образование в России. 2002. — № 4. — С. 115−119.
  20. , А. Н. Болонский процесс в Германии // Высш. образование сегодня. 2003. -№ 5. — С. 18−26.
  21. , С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ // Управление дошкольным образованием. 2004. — № 3. — С.82−84.
  22. , В. И. Выявление состава компетнций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод, пособие / В. И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
  23. , В.И. Компетенции в профессиональном образовании: (к освоению компетентностного подхода) // Высш. образование в России. -2004.-№ 11.-C.3−13.
  24. , В. И. Базовые навыки : (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: науч.-метод. сб. М., 2002. — С. 36 — 41.
  25. , К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом / К. Ю. Белая. М.: Астрель, 2003. — 399 с.
  26. , А. В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / А. В. Белошицкий, И. Ф. Бережная // Педагогика. 2006. — № 5. -С. 60−66.
  27. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  28. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология: Учеб. пособие./ Б.М. Бим-Бад. М.: Просвещение, 1998. — 249 с.
  29. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология Электронный ресурс.: концепция и программа научной разработки / Б. М. Бим-Бад. Режим доступа: http: //bim-bad.reability.ru.
  30. , В. А. Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации высшего профессионального образования в России / В. А Богословский, Е. В. Караваева. М.: Изд. отдел факультета ВМ и К МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. — 131 с.
  31. , Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Д, 1983. — 173 с.
  32. , В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова и др. М., 1991. — С. 3−26.
  33. Болонский процесс: середина пути / под ред. В. М. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005 — 379 с.
  34. , А. П. Нужна ли России высшая педагогическая школа? // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 5−12.
  35. , А.И. Старший воспитатель детского сада : пособие для работников дошк. учреждений / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. М.: Просвещение, 1990. — 143 с.
  36. , В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. № 1. — 2003. — С. 51−55.
  37. , В. Н. Педагогическая профессия как социальный институт // Педагогика. № 5. — 2006. — С. 59−65.
  38. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
  39. , Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: ТЦ Сфера, 2004.-96 с.
  40. , В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога : монография / В. Г. Воронцова. Псков: Изд-во Псков, обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 1997.-421 с.
  41. , Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. -М., 1991.-542 с.
  42. , Н. Ф. Книга об учителе / Н. Ф. Гоноболин М., 1968. — 219 с.
  43. , Н. Ф. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопр. психологии. 1975. — № 1. — С. 38 — 44.
  44. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: монография / под ред. Я. И. Кузьминова и др. М.: Логос, 2004. — 328 с.
  45. , И. В. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период : учеб.-метод. пособие / И. В. Гришина, Ю. В. Подзюбанова. СПб., 2003. — 276 с.
  46. , А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 21−26.
  47. Делор, Жан. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. UNESCO, 1996.
  48. , А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / А. А. Деркач. М.: РАГС, 2000. — 235 с.
  49. , А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач. М.: Изд-во РАУ, 1993. — 32 с.
  50. , А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. -М.: Просвещение, 1987. 192 с.
  51. Должностные инструкции работников ДОУ / Авт.-сост. Т. А. Данилина. -М.: АРКТИ, 2005. 320 с.
  52. , В. Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психол. журнал. Т. 19 -№ 2.-С. 61−70.
  53. , В. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении /В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. М.:Новая шк., 1995.-128 с.
  54. , Н. С. Развитие проектной культуры в образовательном процессе // Упр. дошк. образованием. 2005. — № 3. — С. 18−22.
  55. , В. П. Высшая школа общества развитого социализма / В. П. Елютин. М.: Высш. шк., 1980. — 566 с.
  56. О.Ю. Математическая статистика для психологов. / О. Ю. Ермолаев М.: Флинт, 2003. -356с.
  57. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. / В. И. Загвязинский. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 192 с.
  58. , Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журнал. 1997. — Т. 18, № 6. — С. 35 — 44.
  59. , Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. -М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. 216 с.
  60. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высш. образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
  61. , И. А. Педагогическая психология : учебник / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001.-384 с.
  62. , Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб .-метод, пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АПКиППРО, 2005. — 101 с.
  63. , Е. М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1989. — № 3. — С. 16 — 18.
  64. , И. Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А.Сластенина / И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов // Изв. Рос. акад. образования. 2000. — № 3. — С. 43 — 49.
  65. , Т. Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. 2006. — № 9. — С. 55−60.
  66. О.М. К вопросу о компетентностном подходе в Российском образовании / О. М. Карпенко и др. // Инновации в образовании. 2004. -№ 6. — С. 5−13.
  67. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  68. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  69. , М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб, 1996. — 456 с.
  70. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием.-М., 1980.-(Тр. НИИВШ- Аналит. обзор. Вып.1).-С.28 -36.
  71. , Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 199 с.
  72. , Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. -М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
  73. , Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Учеб. пособие / Е. А. Климов. М.: Издательство Московского университета- Издательский центр «Академия», 2004. — 240 с.
  74. , Н.В. Программа социально-психологического тренинга / Н. В. Клюева. Яросл. НПЦ / «Психодисгностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие». — Ярославль, 1992. — 66 с.
  75. , И. А. Основы технологической культуры педагога / И. А. Колесникова. СПб., 2003. — 310 с.
  76. , И. А. Педагогическая праксеология / И. А. Колесникова. -М.: Изд. центр «Академия», 2005. 256 с.
  77. , И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики / И. А. Колесникова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 288 с.
  78. , В. П. О классификации компетенций // Высш. образование сегодня. 2006. — № 2. — С. 20−23.
  79. , В. В. Психограмма как фактор совершенствования профориентации молодежи на рабочие профессии: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. В. Колинько. Киев, 1988. — 18 с.
  80. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением:/ Т. П. Колодяжная М.:ЦГЛ, 2004−160 с.
  81. , Б. К. Интеллектуализация содержания высшего образования как составляющая компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2004. — С.
  82. , Б. К. Интеллектуализация содержания образования: проблемы интеллектуализации образования // Материалы междунар. конф., 27−28 нояб. 2002 г. М.: Исслед. центр проблем качество подготовки специалистов, 2002. — С. 220−225.
  83. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Родионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 392 с.
  84. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении /авт.-сост. О. А. Скоролупова. М: Скрипторий. 2000,2003. — 104 с.
  85. , Э. М. Управление качеством образования : учеб. пособие. / Э. М. Коротков. М.: Акад. проект- Мир, 2006. — 320 с.
  86. , В. Ю. Совершенствование управленческих знаний как фактор повышения эффективности работы директора общеобразовательной школы: дис. канд.пед. наук. Киев, 1979. — 198 с.
  87. , P. JI. Если вы руководитель .: / P. J1. Кричевский. М.: Дело, 1994.-348 с.
  88. , Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев. М.: Изд-во МЭИ, 1986. — 108 с.
  89. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/Н. В. Кузьмина.- М: Высш. шк., 1990 119 с.
  90. , В. Н. Межличностное общение: учебник / В. Н Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголына. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  91. , B.C. Руководство педагогическим коллективом / В. С. Лазарев и др. М., 1995.- 103 с.
  92. , В. С. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика. 2000. — № 3. — С. 30−38.
  93. , О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. -№ 5. — С. 3−12.
  94. , С. В. Прогнозирование в модели деятельности специалиста//0 методологических и методических принципах построения модели специалиста высшей квалификации. Томск, 1979. — С. 75−81.
  95. , А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. центр «Эль-Фа», 1996. — 93 с.
  96. , А. А. Основы профессионально-педагогического общения / А. А. Лобанов. -М.: Изд. центр «Академия», 2002. 192 с.
  97. , М. И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. — № 1.-С. 15−21.
  98. , А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. № 1. — 2007. — С. 8−14.
  99. , В. И. Педагогическая антропология : учеб. пособие / В. И. Максакова. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 208 с.
  100. , С. В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. — 480 с.
  101. , А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Сов. педагогика. 1990. — № 8. — С. 12−19.
  102. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  103. , А. К. Психология труда учителя: книга для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  104. , В. И. Система функциональных знаний и умений директора общеобразовательной школы : дис. канд.. пед. наук / В. И. Маслов. -Киев, 1979.- 221 с.
  105. Методические рекомендации по разработке модели специалиста / сост. Н. С. Пантина и др. М., 1981. — 24 с.
  106. , Г. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов / Г. Матушанский, А. Фролов // Высш. образование в России. 2003. — № 4. — С. 92−95.
  107. , В. А. Введение в педагогическую деятельность / В. А. Мижериков. -М., 2002.-215 с.
  108. , Н. В. Приближение к профессиограмме специалиста // ЭКО. -1980.-№ 7.-С. 36−39.
  109. , JI. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 320 с.
  110. , Л. М. Учитель как личность и профессионал : (психол. пробл.) / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 215 с.
  111. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.-176 с.
  112. , С. Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации // Интеграция методической: (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров / С. Г. Молчанов. Челябинск, 2003. — С. 58 — 64.
  113. Настольная книга заведующей детского сада / авт.-сост. Н. Ю. Честнова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 640 с.
  114. , В. Н. Основы управления образовательными системами / В. Н. Никитенко. Биробиджан: БГПИ, 2000. — 122 с.
  115. , Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя / Н. Н. Никитина. М., 2002. — 127 с.
  116. , Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб. пособие / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 224 с.
  117. Определение содержания и формирования учебных планов высших учебных заведений. М., 1977. — 69 с.
  118. , А. А. Введение в педагогическую деятельность: практикум: учеб.-метод. пособие / А. А. Орлов, А. С. Агафонова. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 256 с.
  119. , А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 63−69.
  120. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 303 с.
  121. Основы психологии: практикум / ред.-сост. JI. Д.Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2002.-704 с.
  122. Отчет по проекту «Совершенствование структуры ГОС ВПО на основе компетентностной модели выпускника и разработка информационной технологии их проектирования» / науч. руководитель Н. Н. Кузьмин. -СПб.: ТЭТУ «ЛЭТИ». 2005. — 36 с.
  123. , Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л.Н.Вавилова- Под ред. Т. С. Паниной.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-176 с.
  124. , А. П. Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании // Материалы международной конференции кафедры педагогики и андрагогики. СПб, 2001. — С. 61 — 68.
  125. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
  126. Педагогика профессионального образования / Е. В. Белозерцев и др.- под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 368 с.
  127. , JI. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / JI. А. Петровская. М., 1989. — 213 с.
  128. , В. Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. -М.: Роспедагентство, 1997. 173 с.
  129. , В. Г. Модель выпускника университета // Педагогика. 2002. -№ 9.-с. 22−27.
  130. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-255 с.
  131. , Ю. П. Психологический анализ профессионализации // Психологические проблемы профессионального становления личности. -М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1992. С. 116−129.
  132. Подходы к проектированию Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 3-го поколения: (разработки экспертов АКУР и УМО по классическому университетскому образованию). М., 2005. — 84 с.
  133. , JI. В. Новая модель подготовки специалистов на факультете дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета // Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы. М.: МГГТУ, 1996. С. 18−22.
  134. Поздняк, JL В. Профессиограмма как качественно-описательная модель старшего воспитателя дошкольного учреждения // Совершенствование подготовки специалистов дошкольного воспитания: сб. науч. тр. МГПУ. -М., 1986.-С. 14−33.
  135. , JI. В. Управление дошкольным образовательным учреждением как социально-педагогической системой // Управление дошкольным образованием. 2006. — № 4. — С. 8−13.
  136. , JI.B. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие / JI. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. М.: Academia, 1999. — 431 с.
  137. , В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.
  138. , М. М. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / М. М Поташник, В. С. Лазарев. М.: Новая шк., 1995. — 462 с.
  139. Психологическая поддержка в вузе: круглый стол // Психол. журнал. -1994.-№ 5.-С. 63−69.
  140. , Д. Двухступенчатая система подготовки специалистов / Д. Пузанков, И. Федоров // Высш. образование в России.-№ 2.-2004.-С.З-10.
  141. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001−2010 годы //Преподаватель.-2001.-№ З.-С. 3−17.
  142. Реформы и развитие высшего образования: программный документ ЮНЕСКО, 1995.
  143. , Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. Ростов н/Д, 1996. — 167 с.
  144. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М: Прогресс, 1994. — 479 с.
  145. , М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: кн. для учителя. /М.М.Рыбакова.-М.: Просвещение, 1991.-128 с.
  146. , Б. И. Психология личностного и профессионального самосовершенствования будущих учителей : монография / Б. И. Сарсенбаева. М., 2005. — 176 с.
  147. , Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад / Н. А. Селезнева. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 95 с.
  148. , И. И. Проблемы разработки и конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля: науч.-метод. проблемы разработки конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля / И. И. Сигов.-Д., 1974.-216 с.
  149. , Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. СПб.: Речь, 2002. — 349 с.
  150. , И. А. Психологическое значение детства и дошкольного периода // Дошкольное воспитание. -1991. № 1. — С. 24 — 30.
  151. , В. А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя // Педагогическое образование и наука. № 2. — 2006. — С. 4−20.
  152. , В. А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Academia, 2002. — 566 с.
  153. , В. А. Формирование профессиональной культуры учителя / В. А. Сластенин. М., 1994. — 118 с.
  154. , В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Сов. педагогика. 1991. — № 10. — С. 23 — 28.
  155. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие /В.И.Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  156. , Е.Э. Пути формирования модели деятельности специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 216 с.
  157. , Е. Э. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984.- 198 с.
  158. , Е. Э. Отображение модели специалиста в системе целей высшего учебного заведения / Е. Э. Смирнова, А. П. Сопиков // Технические средства и программированное обучение в учебном процессе. Уфа, 1975. — С. 27−30.
  159. Социальная психология: учеб. пособие / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Academia, 2002. — 599 с.
  160. Социальная психология образования: учеб.-метод. пособие / под ред. А. Н. Сухова. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. — 359 с.
  161. , JI. М. Компетенции на работе / JI. М. Спенсер, С. М. Спенсер. -М.: HIPPO, 2005.- 127 с.
  162. , Е. И. Управление ДОУ деятельность профессиональная. // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — № 1. -С. 41−45.
  163. , А. М. Психология и педагогика / А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 423 с.
  164. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.- 38 с.
  165. , А. И. Онтология и феноменология педагогического мастерства / А. И. Субегго. Тольятти, 1999. — 260 с.
  166. , Н. С. Научно-педагогические основы управления школой : дис.. док. пед. наук / Н. С. Сунцов. М., 1981. — 342 с.
  167. , Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, JI. Б. Хохловский. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987.- 176 с.
  168. , Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высш. образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20−26.
  169. , Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования //
  170. Материалы ко второму заседанию методического семинара: авт. версия. -М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 12−23.
  171. Типовые должностные профессионально-квалификационные модели руководящих работников предприятий отрасли. М., 1977. — 54 с.
  172. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и метод, пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. о-во России, 2004.-448 с.
  173. , К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / Константин Ушинский. М.: Фаир-Пресс, 2004. — 574 с. -(Из классического наследия педагогики).
  174. Фалюшина, J1. И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования / Л. И. Фалюшина. М.: АРКТИ, 2005. — 144 с.
  175. , Д. И. Социальное развитие в пространстве времени детства. / Д. И. Фельдштейн. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1997. — 158 с.
  176. , Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 490 с.
  177. , А. Р. Психология становления личности профессионала. / А. Р. Фонарев. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. — 240 с.
  178. , Р. Дж. Практический интеллект / Р. Дж. Форсайт, Дж. Хедланд. СПб., 2002 — 272 с.
  179. Формирование профессиональной культуры учителя / под ред. В. А. Сластенина. М., 1993. — 302 с.
  180. , Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высш. образование сегодня. 2004. — № 4. — С. 34−41.
  181. , А. И. Как составлять профессиограммы / А. И. Фукин. М., 1990.-74 с.
  182. , М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  183. , М. Б. О возможных направлениях модернизации образовательных стандартов // Проблемы качества образования. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001-С.34 — 39.
  184. В. В. Феномен педагогического человековедения Электронный ресурс. Режим доступа: http://student.km.ru.
  185. , В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высш. образование сегодня. 2004. — № 4. -С. 28−31.
  186. , В. Д. Проблемы познавательных способностей в психологии труда и обучении // Системный подход в инженерной психологии и психологии труда. М., 1992. — С. 48−60.
  187. , Е. Н. Развитие личности средствами психологической практики / Е. Н. Шиянов, С. В. Недбаева //Педагогика-2003 № 4.-С. 16−26.
  188. , Н. Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. М., 1998. — 249 с.
  189. American Library Association, Presidential Committee on Information Literacy. Final Report Electronic resource. // Chicago: American Library Association, 1989. Режим доступа: http: // www.ala.org/acrl/nili/ilitlst.htm.
  190. McClelland, D. C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. 1973. -№ 28. -P. 1−14.
  191. Hutmacher, Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−28 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
  192. Rahmenlehrplan fur den Ausbildungsberuf Berufskrafitfahrer. -Berufskrafrfahrerin: BIBB, 2000.
  193. Raven, J. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release / J. Raven. Oxford Psychologists Press, 1984.
  194. Some educational implications of the humanistic psychology / A. Maslow. -Harvard Educational Reviev, 1968.
  195. Tuning Educational Structures in Europe Electronic resource. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001−2003. Phase 1. -Режим доступа: http://www. Relint. Deusto. es/ Tuning Proget / index.htm.
  196. What Teachers Should Know and Be Able to Do Electronic resource.: The Five Core Propositions of the National Board // National Board offers National Board Certification. Режим доступа: http: //www.nbpts.ord /pdf/ coreprops.
Заполнить форму текущей работой