Модель выпускника как основа формирования компетенций студентов в процессе вузовской подготовки
Диссертация
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования диссертационной работы были представлены в научных статьях и тезисах, докладах и выступлениях на международных, всероссийских научных и научно-практических конференциях: «Образовательное пространство высшей педагогической школы: проблемы и перспективы развития» (Барнаул, 2006… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА КАК ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
- 1. 1. Разработка модели специалиста как научно-практическое направление по совершенствованию деятельности высшей школы
- 1. 2. Модель выпускника вуза в свете компетентностного подхода
- Выводы по главе 1
- 2. КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА -БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ
- 2. 1. Создание компетентностной модели выпускника вуза — специалиста сферы педагогики и образования
- 2. 2. Состав и содержание общих компетенций в структуре выпускника вуза — бакалавра педагогики
- 2. 3. Состав и содержание профессиональных компетенций в структуре выпускника вуза — бакалавра педагогики
- Выводы
- 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕЕ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
- 3. 1. Методика формирования компетенций социально-профессионального взаимодействия бакалавра педагогики
- 3. 2. Результаты реализации методики формирования компетенций социально-профессионального взаимодействия в процессе вузовской подготовки бакалавра педагогики
- 3. 3. Разработка общей методики формирования компетенций студентов
- Выводы по главе 3
Список литературы
- Об образовании: закон Рос. Федерации: (ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ, 1992, № 30, ст. 1797). 8-е изд. — М.: Ось-89, 2004. — 63 с. -(Актуальный закон).
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 № 1756-р. / Правительство Рос. Федерации. М., 2001. — 29 с.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 23 дек. 2005 г. № 803.-М., 2006.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Направление 540 600 «Педагогика»: степень (квалификация) бакалавр педагогики. — М., 2005. — 27 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 31 100 Педагогика и методика дошкольного образования. М., 2000. — 20 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 31 000 Педагогика и психология. М., 2000.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 31 300 Социальная педагогика. М., 2000.
- Инструктивное письмо о разработке квалификационных характеристик // Бюл. MB и ССО СССР. 1979. — № 5. — С.24 — 29.
- Инструктивное письмо о разработке квалификационных характеристик // Бюл. MB и ССО СССР.- 1982. -№ 10- 11.
- Ю.Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров. М., 1985. — 240 с.
- Александрии, Г. Н. Проблемы формирования модели личности специалиста / Г. Н. Александрии, Ф. В. Шарипов. М., 1984. — 168 с.
- Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов.-М., 1997.-108 с.
- Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1996. — 494 с.
- Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1997. — 380 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 282 с. — (Мастера психологии).
- Андреев, A. JI. Компетнтностная парадигма в образовании : опыт филос.-методол. анализа // Педагогика. 2005. — № 4. — С. 19 -27.
- Анисимов, В. Е. Методологические вопросы разработки модели специалиста / В. Е. Анисимов, Н. С. Пантюхина // Сов. педагогика. -1977.-№ 5.-С. 14−21.
- Аншукова, Е. Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя // Управление дошкольным образованием. 2004. — № 3. — С. 28−33.
- Арановская, И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема. // Высш. образование в России. 2002. — № 4. — С. 115−119.
- Афанасьев, А. Н. Болонский процесс в Германии // Высш. образование сегодня. 2003. -№ 5. — С. 18−26.
- Багаутдинова, С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ // Управление дошкольным образованием. 2004. — № 3. — С.82−84.
- Байденко, В. И. Выявление состава компетнций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод, пособие / В. И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
- Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании: (к освоению компетентностного подхода) // Высш. образование в России. -2004.-№ 11.-C.3−13.
- Байденко, В. И. Базовые навыки : (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: науч.-метод. сб. М., 2002. — С. 36 — 41.
- Белая, К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом / К. Ю. Белая. М.: Астрель, 2003. — 399 с.
- Белошицкий, А. В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / А. В. Белошицкий, И. Ф. Бережная // Педагогика. 2006. — № 5. -С. 60−66.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
- Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология: Учеб. пособие./ Б.М. Бим-Бад. М.: Просвещение, 1998. — 249 с.
- Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология Электронный ресурс.: концепция и программа научной разработки / Б. М. Бим-Бад. Режим доступа: http: //bim-bad.reability.ru.
- Богословский, В. А. Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации высшего профессионального образования в России / В. А Богословский, Е. В. Караваева. М.: Изд. отдел факультета ВМ и К МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. — 131 с.
- Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Д, 1983. — 173 с.
- Бодров, В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова и др. М., 1991. — С. 3−26.
- Болонский процесс: середина пути / под ред. В. М. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005 — 379 с.
- Валицкая, А. П. Нужна ли России высшая педагогическая школа? // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 5−12.
- Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада : пособие для работников дошк. учреждений / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. М.: Просвещение, 1990. — 143 с.
- Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. № 1. — 2003. — С. 51−55.
- Введенский, В. Н. Педагогическая профессия как социальный институт // Педагогика. № 5. — 2006. — С. 59−65.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
- Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: ТЦ Сфера, 2004.-96 с.
- Воронцова, В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога : монография / В. Г. Воронцова. Псков: Изд-во Псков, обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 1997.-421 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. -М., 1991.-542 с.
- Гоноболин, Н. Ф. Книга об учителе / Н. Ф. Гоноболин М., 1968. — 219 с.
- Гоноболин, Н. Ф. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопр. психологии. 1975. — № 1. — С. 38 — 44.
- Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: монография / под ред. Я. И. Кузьминова и др. М.: Логос, 2004. — 328 с.
- Гришина, И. В. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период : учеб.-метод. пособие / И. В. Гришина, Ю. В. Подзюбанова. СПб., 2003. — 276 с.
- Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 21−26.
- Делор, Жан. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. UNESCO, 1996.
- Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / А. А. Деркач. М.: РАГС, 2000. — 235 с.
- Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач. М.: Изд-во РАУ, 1993. — 32 с.
- Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. -М.: Просвещение, 1987. 192 с.
- Должностные инструкции работников ДОУ / Авт.-сост. Т. А. Данилина. -М.: АРКТИ, 2005. 320 с.
- Дружинин, В. Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психол. журнал. Т. 19 -№ 2.-С. 61−70.
- Дуброва, В. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении /В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. М.:Новая шк., 1995.-128 с.
- Евдокимова, Н. С. Развитие проектной культуры в образовательном процессе // Упр. дошк. образованием. 2005. — № 3. — С. 18−22.
- Елютин, В. П. Высшая школа общества развитого социализма / В. П. Елютин. М.: Высш. шк., 1980. — 566 с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. / О. Ю. Ермолаев М.: Флинт, 2003. -356с.
- Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. / В. И. Загвязинский. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 192 с.
- Зеер, Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журнал. 1997. — Т. 18, № 6. — С. 35 — 44.
- Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. -М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. 216 с.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высш. образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001.-384 с.
- Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб .-метод, пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АПКиППРО, 2005. — 101 с.
- Иванова, Е. М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1989. — № 3. — С. 16 — 18.
- Исаев, И. Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А.Сластенина / И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов // Изв. Рос. акад. образования. 2000. — № 3. — С. 43 — 49.
- Исаева, Т. Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. 2006. — № 9. — С. 55−60.
- Карпенко О.М. К вопросу о компетентностном подходе в Российском образовании / О. М. Карпенко и др. // Инновации в образовании. 2004. -№ 6. — С. 5−13.
- Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб, 1996. — 456 с.
- Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием.-М., 1980.-(Тр. НИИВШ- Аналит. обзор. Вып.1).-С.28 -36.
- Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 199 с.
- Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. -М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
- Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Учеб. пособие / Е. А. Климов. М.: Издательство Московского университета- Издательский центр «Академия», 2004. — 240 с.
- Клюева, Н.В. Программа социально-психологического тренинга / Н. В. Клюева. Яросл. НПЦ / «Психодисгностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие». — Ярославль, 1992. — 66 с.
- Колесникова, И. А. Основы технологической культуры педагога / И. А. Колесникова. СПб., 2003. — 310 с.
- Колесникова, И. А. Педагогическая праксеология / И. А. Колесникова. -М.: Изд. центр «Академия», 2005. 256 с.
- Колесникова, И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики / И. А. Колесникова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 288 с.
- Колесов, В. П. О классификации компетенций // Высш. образование сегодня. 2006. — № 2. — С. 20−23.
- Колинько, В. В. Психограмма как фактор совершенствования профориентации молодежи на рабочие профессии: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. В. Колинько. Киев, 1988. — 18 с.
- Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением:/ Т. П. Колодяжная М.:ЦГЛ, 2004−160 с.
- Коломиец, Б. К. Интеллектуализация содержания высшего образования как составляющая компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2004. — С.
- Коломиец, Б. К. Интеллектуализация содержания образования: проблемы интеллектуализации образования // Материалы междунар. конф., 27−28 нояб. 2002 г. М.: Исслед. центр проблем качество подготовки специалистов, 2002. — С. 220−225.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Родионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 392 с.
- Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении /авт.-сост. О. А. Скоролупова. М: Скрипторий. 2000,2003. — 104 с.
- Короткое, Э. М. Управление качеством образования : учеб. пособие. / Э. М. Коротков. М.: Акад. проект- Мир, 2006. — 320 с.
- Кричевский, В. Ю. Совершенствование управленческих знаний как фактор повышения эффективности работы директора общеобразовательной школы: дис. канд.пед. наук. Киев, 1979. — 198 с.
- Кричевский, P. JI. Если вы руководитель .: / P. J1. Кричевский. М.: Дело, 1994.-348 с.
- Кудрявцев, Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев. М.: Изд-во МЭИ, 1986. — 108 с.
- Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/Н. В. Кузьмина.- М: Высш. шк., 1990 119 с.
- Куницына, В. Н. Межличностное общение: учебник / В. Н Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголына. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Лазарев, B.C. Руководство педагогическим коллективом / В. С. Лазарев и др. М., 1995.- 103 с.
- Лазарев, В. С. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика. 2000. — № 3. — С. 30−38.
- Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. -№ 5. — С. 3−12.
- Лебедев, С. В. Прогнозирование в модели деятельности специалиста//0 методологических и методических принципах построения модели специалиста высшей квалификации. Томск, 1979. — С. 75−81.
- Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. центр «Эль-Фа», 1996. — 93 с.
- Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения / А. А. Лобанов. -М.: Изд. центр «Академия», 2002. 192 с.
- Лукьянова, М. И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. — № 1.-С. 15−21.
- Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. № 1. — 2007. — С. 8−14.
- Максакова, В. И. Педагогическая антропология : учеб. пособие / В. И. Максакова. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 208 с.
- Маланов, С. В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. — 480 с.
- Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Сов. педагогика. 1990. — № 8. — С. 12−19.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
- Маркова, А. К. Психология труда учителя: книга для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маслов, В. И. Система функциональных знаний и умений директора общеобразовательной школы : дис. канд.. пед. наук / В. И. Маслов. -Киев, 1979.- 221 с.
- Методические рекомендации по разработке модели специалиста / сост. Н. С. Пантина и др. М., 1981. — 24 с.
- Матушанский, Г. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов / Г. Матушанский, А. Фролов // Высш. образование в России. 2003. — № 4. — С. 92−95.
- Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность / В. А. Мижериков. -М., 2002.-215 с.
- Минаева, Н. В. Приближение к профессиограмме специалиста // ЭКО. -1980.-№ 7.-С. 36−39.
- Митина, JI. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 320 с.
- Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал : (психол. пробл.) / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 215 с.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.-176 с.
- Молчанов, С. Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации // Интеграция методической: (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров / С. Г. Молчанов. Челябинск, 2003. — С. 58 — 64.
- Настольная книга заведующей детского сада / авт.-сост. Н. Ю. Честнова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 640 с.
- Никитенко, В. Н. Основы управления образовательными системами / В. Н. Никитенко. Биробиджан: БГПИ, 2000. — 122 с.
- Никитина, Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя / Н. Н. Никитина. М., 2002. — 127 с.
- Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб. пособие / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 224 с.
- Определение содержания и формирования учебных планов высших учебных заведений. М., 1977. — 69 с.
- Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность: практикум: учеб.-метод. пособие / А. А. Орлов, А. С. Агафонова. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 256 с.
- Орлов, А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 63−69.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 303 с.
- Основы психологии: практикум / ред.-сост. JI. Д.Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2002.-704 с.
- Отчет по проекту «Совершенствование структуры ГОС ВПО на основе компетентностной модели выпускника и разработка информационной технологии их проектирования» / науч. руководитель Н. Н. Кузьмин. -СПб.: ТЭТУ «ЛЭТИ». 2005. — 36 с.
- Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л.Н.Вавилова- Под ред. Т. С. Паниной.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-176 с.
- Панфилова, А. П. Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании // Материалы международной конференции кафедры педагогики и андрагогики. СПб, 2001. — С. 61 — 68.
- Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
- Педагогика профессионального образования / Е. В. Белозерцев и др.- под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 368 с.
- Петровская, JI. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / JI. А. Петровская. М., 1989. — 213 с.
- Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. -М.: Роспедагентство, 1997. 173 с.
- Пищулин, В. Г. Модель выпускника университета // Педагогика. 2002. -№ 9.-с. 22−27.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-255 с.
- Поваренков, Ю. П. Психологический анализ профессионализации // Психологические проблемы профессионального становления личности. -М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1992. С. 116−129.
- Подходы к проектированию Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 3-го поколения: (разработки экспертов АКУР и УМО по классическому университетскому образованию). М., 2005. — 84 с.
- Поздняк, JI. В. Новая модель подготовки специалистов на факультете дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета // Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы. М.: МГГТУ, 1996. С. 18−22.
- Поздняк, JL В. Профессиограмма как качественно-описательная модель старшего воспитателя дошкольного учреждения // Совершенствование подготовки специалистов дошкольного воспитания: сб. науч. тр. МГПУ. -М., 1986.-С. 14−33.
- Поздняк, JI. В. Управление дошкольным образовательным учреждением как социально-педагогической системой // Управление дошкольным образованием. 2006. — № 4. — С. 8−13.
- Поздняк, JI.B. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие / JI. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. М.: Academia, 1999. — 431 с.
- Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.
- Поташник, М. М. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / М. М Поташник, В. С. Лазарев. М.: Новая шк., 1995. — 462 с.
- Психологическая поддержка в вузе: круглый стол // Психол. журнал. -1994.-№ 5.-С. 63−69.
- Пузанков, Д. Двухступенчатая система подготовки специалистов / Д. Пузанков, И. Федоров // Высш. образование в России.-№ 2.-2004.-С.З-10.
- Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001−2010 годы //Преподаватель.-2001.-№ З.-С. 3−17.
- Реформы и развитие высшего образования: программный документ ЮНЕСКО, 1995.
- Рогов, Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. Ростов н/Д, 1996. — 167 с.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М: Прогресс, 1994. — 479 с.
- Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: кн. для учителя. /М.М.Рыбакова.-М.: Просвещение, 1991.-128 с.
- Сарсенбаева, Б. И. Психология личностного и профессионального самосовершенствования будущих учителей : монография / Б. И. Сарсенбаева. М., 2005. — 176 с.
- Селезнева, Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад / Н. А. Селезнева. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 95 с.
- Сигов, И. И. Проблемы разработки и конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля: науч.-метод. проблемы разработки конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля / И. И. Сигов.-Д., 1974.-216 с.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. СПб.: Речь, 2002. — 349 с.
- Сикорский, И. А. Психологическое значение детства и дошкольного периода // Дошкольное воспитание. -1991. № 1. — С. 24 — 30.
- Сластенин, В. А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя // Педагогическое образование и наука. № 2. — 2006. — С. 4−20.
- Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Academia, 2002. — 566 с.
- Сластенин, В. А. Формирование профессиональной культуры учителя / В. А. Сластенин. М., 1994. — 118 с.
- Сластенин, В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Сов. педагогика. 1991. — № 10. — С. 23 — 28.
- Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие /В.И.Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Смирнова, Е.Э. Пути формирования модели деятельности специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 216 с.
- Смирнова, Е. Э. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984.- 198 с.
- Смирнова, Е. Э. Отображение модели специалиста в системе целей высшего учебного заведения / Е. Э. Смирнова, А. П. Сопиков // Технические средства и программированное обучение в учебном процессе. Уфа, 1975. — С. 27−30.
- Социальная психология: учеб. пособие / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Academia, 2002. — 599 с.
- Социальная психология образования: учеб.-метод. пособие / под ред. А. Н. Сухова. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. — 359 с.
- Спенсер, JI. М. Компетенции на работе / JI. М. Спенсер, С. М. Спенсер. -М.: HIPPO, 2005.- 127 с.
- Степанова, Е. И. Управление ДОУ деятельность профессиональная. // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — № 1. -С. 41−45.
- Столяренко, А. М. Психология и педагогика / А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 423 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.- 38 с.
- Субетто, А. И. Онтология и феноменология педагогического мастерства / А. И. Субегго. Тольятти, 1999. — 260 с.
- Сунцов, Н. С. Научно-педагогические основы управления школой : дис.. док. пед. наук / Н. С. Сунцов. М., 1981. — 342 с.
- Талызина, Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, JI. Б. Хохловский. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987.- 176 с.
- Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высш. образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20−26.
- Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования //
- Материалы ко второму заседанию методического семинара: авт. версия. -М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 12−23.
- Типовые должностные профессионально-квалификационные модели руководящих работников предприятий отрасли. М., 1977. — 54 с.
- Управление качеством образования: практикоориентированная монография и метод, пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. о-во России, 2004.-448 с.
- Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / Константин Ушинский. М.: Фаир-Пресс, 2004. — 574 с. -(Из классического наследия педагогики).
- Фалюшина, J1. И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования / Л. И. Фалюшина. М.: АРКТИ, 2005. — 144 с.
- Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве времени детства. / Д. И. Фельдштейн. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1997. — 158 с.
- Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 490 с.
- Фонарев, А. Р. Психология становления личности профессионала. / А. Р. Фонарев. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. — 240 с.
- Форсайт, Р. Дж. Практический интеллект / Р. Дж. Форсайт, Дж. Хедланд. СПб., 2002 — 272 с.
- Формирование профессиональной культуры учителя / под ред. В. А. Сластенина. М., 1993. — 302 с.
- Фролов, Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высш. образование сегодня. 2004. — № 4. — С. 34−41.
- Фукин, А. И. Как составлять профессиограммы / А. И. Фукин. М., 1990.-74 с.
- Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
- Челышкова, М. Б. О возможных направлениях модернизации образовательных стандартов // Проблемы качества образования. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001-С.34 — 39.
- Чистяков В. В. Феномен педагогического человековедения Электронный ресурс. Режим доступа: http://student.km.ru.
- Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высш. образование сегодня. 2004. — № 4. -С. 28−31.
- Шадриков, В. Д. Проблемы познавательных способностей в психологии труда и обучении // Системный подход в инженерной психологии и психологии труда. М., 1992. — С. 48−60.
- Шиянов, Е. Н. Развитие личности средствами психологической практики / Е. Н. Шиянов, С. В. Недбаева //Педагогика-2003 № 4.-С. 16−26.
- Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. М., 1998. — 249 с.
- American Library Association, Presidential Committee on Information Literacy. Final Report Electronic resource. // Chicago: American Library Association, 1989. Режим доступа: http: // www.ala.org/acrl/nili/ilitlst.htm.
- McClelland, D. C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. 1973. -№ 28. -P. 1−14.
- Hutmacher, Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−28 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
- Rahmenlehrplan fur den Ausbildungsberuf Berufskrafitfahrer. -Berufskrafrfahrerin: BIBB, 2000.
- Raven, J. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release / J. Raven. Oxford Psychologists Press, 1984.
- Some educational implications of the humanistic psychology / A. Maslow. -Harvard Educational Reviev, 1968.
- Tuning Educational Structures in Europe Electronic resource. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001−2003. Phase 1. -Режим доступа: http://www. Relint. Deusto. es/ Tuning Proget / index.htm.
- What Teachers Should Know and Be Able to Do Electronic resource.: The Five Core Propositions of the National Board // National Board offers National Board Certification. Режим доступа: http: //www.nbpts.ord /pdf/ coreprops.