Профессиональная ориентация в системе общего среднего образования Германии
Диссертация
Становление системы профессионального образования Германии обусловлено особенностями историко-экономического развития страны. Развитие профессиональной ориентации в средних школах Германии обусловливалось преемственным развитием системы образования при сохранении национальной специфики и проходило в четыре этапа, а именно: развитие экономических процессов и рост производства, обучение ремеслу… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы профессиональной ориентации в немецкой педагогике
- 1. 1. Профессиональная ориентация в Германии в историко-педагогическом аспекте
- 1. 2. Сущностная характеристика понятия профессиональной ориентации
- 1. 3. Концептуальные основы профессиональной ориентации в немецкой педагогике
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Ведущие тенденции профессиональной ориентации и основные принципы её организации в системе школьного образования Германии
- 2. 1. Организация профессиональной ориентации в средней школе Германии: принципы, содержание, структура
- 2. 2. Современное состояние и ведущие тенденции профессиональной ориентации Германии
- 2. 3. Использование немецкого опыта реализации профессиональной ориентации в системе российских общеобразовательных учреждений
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Авергиев, Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников//Ю.П.Авергиев.-М. :Педагогика, 1976. -80с.
- Аитов, H.A. О дальнейшем совершенствовании социального планирования и управления // H.A. Аитов. 1981. — № 1. — С. 43−48.
- Анисимов, П.Ф. Финансирование профессионального образования за рубежом / П. Ф. Анисимов, В. М. Демин, О. Н. Олейникова.- М.: Мастерство: Академия. 2001. — 85 с.
- Арнольд, Р. Вопросы и ответы относительно дуальной системы профессионального обучения в Германии // Р. Арнольд, Й. Мюнх. Бонн.-1999.- 155 с.
- Асмолов А.Г. Нестандартное образование в изменяющемся мире: Культурно-историческая перспектива // А. Г. Асмолов, М. С. Нырова. -Новгород.- 1993.
- Атутов П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы// П. Р. Атутов. М.- 1986.
- Ахтамзян Н. А. Дискуссия в немецком обществе об образовательной политике Германии // Педагогика.- 2003. № 2.
- Ашихмина Л.П. Педагогические условия повышения эффективности профессиональной ориентации школьников: аспект управления // Л. П. Ашихмина. Томск.- 1990.
- Баранников, A.B. Зарубежный опыт организации самообразования в рамках школы // A.B. Баранников. Мир образования — образование в мире. — 2002. — № 2. — С. 44−60.
- Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений // A.C. Белкин. М.- 2000. — 187 с.
- Библиотека управляющего персоналом: мировой опыт. Профессиональная ориентация, подготовка и оценка персонала: Обзорная информация // В. И. Яровая, Г. В. Щёкина. — К.: МАУП. -1995.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исслед // Л. И. Божович. М.: Просвещение — 1968. -464 с.
- Большой толковый словарь русского языка / РАН Ин-т лингв.
- Броневщук, С.Г. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения / С. Г. Броневщук.- Управление школой. 2004. — № 9. — С. 33−35.
- Броневщук, С.Г. Профильное обучение в школе: вопросы организации и содержания: в помощь рук. и учителям шк. // С. Г. Броневщук. М.: Витязь-М.- 2004. — 208 с.
- Васильев Ю.К. О профессиональной ориентации школьников // Ю. К. Васильев. М.- 1972.
- Ветров, Ю.П. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в формировании самоопределяющейся личности: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ю. П. Ветров — Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 1997. — 45 с.
- Вишневский, В.А. Педагогическая диагностика в системе управления общеобразовательной школой с дифференцированным обучением/ В.А. Вишневский- Чуваш, гос. пед. ун-т. Чебоксары, 2002. — 202 с.
- Воробьев, Н.Е. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии/ Н. Е. Воробьев, Н. В. Иванова // Педагогика. 2002. -№ 7.-С. 96 106.
- Воробьев, Н.Е. Современное состояние и тенденции развития педагогического образования в Западной Европе/ Н. Е. Воробьев, В. Г. Грачева. Волгоград: Волгогр. гос. экон.-техн. колледж, 2006. — 144 с.
- Вульфсон, Б.Л. Образование в странах Запада: актуальные проблемы управления / Б. Л. Вульфсон // Мир образования образование в мире. -2005. — № 2. — С. 91−102.
- Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: учеб. пособие / Б. Л. Вульфсон, З. А. Малькова. М.- Воронеж, 1996. — 256 с. — (Б-ка шк. психолога).
- Вульфсон, Б.JI. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / Б. Л. Вульфсон. М.: Изд-во УРАО, 2003. — 230 с.
- Вульфсон, Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века / Б. Л. Вульфсон — Ун-т Рос. акад. образования. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 204 с.
- Веревкин ЛЛ. Социально-профессиональная ориентация молодежи / Л. П. Веревкии. Ашхабад. 1988.
- Виноградова М.Д. Воспитательная работа с подростками в школе по выбору профессии / М. Д. Виноградова. М., 1961
- Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации: поколенный подход/ В. В. Гаврилюк, H.A. Трикоз // Социологические исследования. 2002. — № 1 .-С. 96−105.
- Галаган, А.И. Методические основы сравнительного анализа систем образования/ А. И. Галаган, В. Д. Гоппа. М.: НИИВО, 1995. -52 с. -(Проблемы зарубеж. высш. шк.: обзор, информ. / НИИ пробл. высш. шк. (НИИВО) — вып. 2.
- Галаган, А.И. Сравнительная характеристика принципов образовательной политики России и некоторых зарубежных стран / А. И. Галаган. М.: Социально-гуманитарные знания, 1999. -№ 3.-С. 186−205.
- Гербарт, И.Ф. Избранные педагогические сочинения / И.Ф. Гербарт- пер. Г. П. Вайсберг. М.: Учпедгиз, 1940. — Т. 1. — 292 с. — (Б-ка учителя).
- Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1988. — № 2.-С. 19−26.
- Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка Текст. / М. Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. 1995. — № 3. — С. 21−28.
- Голубкова Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи / Н. Я. Голубкова // Социол. исслед. 1998. — № 9.
- Гриншпун, С.С. Теория и практика профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / С. С. Гриншпун. М., 1993. — 32 с.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профессиональной ориентации) / А. Е. Голомшток. М., 1979, — С. 32.
- Гузенко, Л.В. Сущностная характеристика профессиональной ориентации в социально-педагогическом аспекте / Н. Е. Воробьев, Л.В.Гузенко//Известия. 2011. -№ 6. -С.43−47.
- Гузенко Л.В. Проблемы профессиональной ориентации в средней школе России и в зарубежных странах на современном этапе/Л.В.Гузенко //Актуальные вопросы современной науки. Сборник научных трудов. -Москва.- 2010.-С.80−83.
- Гузенко Л.В. Перспективы развития системы образования современной Германии/Л.В .Гузенко//ХХХ психолого-педагогические чтения Юга России. Развитие личности в образовательных системах. Материалы докладов.-Ростов-на-Дону-Волгоград.- 2010.-С.303−308.
- Гузенко Л. В. Профессиональная ориентация и доступ к профессиональному обучению/Л.В.Гузенко//Особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях.
- Материалы всероссийской научно-практической конференции. -Волгоград. -2011.-с. 113−117.
- Гузенко JI.В.Профессиональная ориентация как основной компонент подготовки в выборе профессии (реализация в средней школе).Зарубежный опыт/Л.В.Гузенко//Новый университет-альманах. -ООО «Колоквиум». -Йошкар-Ола.-2011.-с.24−28.
- Гузенко J1.B. Сущностная характеристика развития профессиональной ориентации в социо-культурном аспекте/Л.В.Гузенко// Международные педагогические чтения. Волгоград, Лицей № 8 «Олимпия».-2011.- с. 151−160.
- Гузенко Л.В. Тенденции развития профессиональной ориентации в общеобразовательных учреждениях/Л.В.Гузенко// XXIX Южно Российские психолого педагогические чтения.- Ростов-на-Дону.-2011.-с.447−452.
- Гузенко Л.В. Современное состояние и ведущие тенденции развития профессиональной ориентации в средней школе Германии/Л.В.Гузенко// VIII Международная теоретико-практическая конференция «Дни науки». -Прага «Dny Vedy-2012». -2012.- с.23−29.
- Гузенко Л. В. Основные принципы и компоненты реализации профессиональной ориентации в средней школе
- Германии/Л.В.Гузенко//Сибирский педагогический журнал № 6.-Новосибирск.-2012.-е. 163−167.- с. 163−167.
- Гузенко Л.В. Развитие профессиональной ориентации в средней школе Германии на современном этапе/Л.В .Гузенко// Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 8(90) 2012.-С.14−18.
- Гузенко Л.В. Концептуальные основы развития и становления профессиональной ориентации в средней школе Германии на современном этапе/Л.В.Гузенко//Педагогического журнала Башкортостана 2012-№ 3(40)
- Даль, В.И. Толковый русский словарь живого великорусского языка Владимира Даля: в 4-х т. / В. Даль. СПб.- М.: Изд-во М. О. Вольфа, 1880−1882.-Т.4.- 1882.-704 с.
- Джуринский, А.Н. Воспитание в России и за рубежом: учеб. пособие / А. Н. Джуринский. М.: Просвещение, 2005. — 170 с.
- Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: учеб. пособие для вузов / А. Н. Джуринский. М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 1998. — 268 с. -(Высш. образование).
- Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для вузов / А. Н. Джуринский. М.: Владос, 1999. — 432 с.
- Евдальцев B.C. Выбор профессии: Социальные, экономические и педагогические факторы / B.C. Ендальцев. Киев — Одесса, 1982
- Жильцов П.А. Педагогическая профориентация учащихся / П. А. Жильцов, P.C. Соломатина. М., 1973
- Загвоздкин, В.К. Портфолио в учебном процессе / В. К. Загвоздкин // Мир образования образование в мире. — 2004. — № 4. -С. 158−165.
- Захаров H.H. Профессиональная ориентация школьников / H.H. Захаров, В. Д. Симоненко. -М., 1989
- Захаров, H.H. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / H.H. Захаров. М.: Просвещение, 1988. — 269 с.
- Зверев, Н.И., Алексанков A.M. Сравнительная оценка состояния международной образовательной деятельности в развитых странах и России / Н. И. Зверев, A.M. Алексанков. М.: Центр междунар. образования МГУ, 2005. — 83 с.
- Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие для студентов / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк- Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. -М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. 215 с.
- Зборовский Г. Е. Профессиональное образование и рынок труда / Г. Б. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социол. исслед. 2003. — № 4. — С. 101.
- Зюзько М.В. Психолого-педагогические условия функционирования системы профориентации учащихся промышленного городского района: автореф. дис. канд. пед. наук / М. В. Зюзько. Челябинск, 1984
- Иванова, Н.В. Основные направления развития содержания общего среднего образования в Германии: дис.. канд. пед. наук / Н. В. Иванова. -Волгоград, 2001. 220 с.
- Иванова, М. И. Развитие научно-образовательной системы Германии в едином европейском образовательном пространстве: дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2001
- Иващенко, С.И. Психология трудового воспитания / Ф. И. Иващенко. -Минск, 1988.
- Йоваша JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников / JI.A. Иоваша. М., 1993.
- Каташев В.Г. Профессиональное самосознание личности и профилизация обучения / В. Г. Каташев, JI.H. Нугуманова. Казань, 1998.
- Катульский Е.Д. Самоуправление коллектива / Е. Д. Катульский. М., 1989.
- Кириловский, А.Н. Развитие системы среднего профессионального образования объединённой Германии: 90 годы XX нач. ХХ! вв.: автореф.дис.. канд. Пед. Наук: 13.00.08/ А.Н.Кириловский- Марийс.гос.пед.ин-т. -Йошкар-Ола, 2007. 21с.
- Климова, Д.Н. Профильная ориентация обучающихся основной школы на основе межпредметной интеграции: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Д.Н. Климова- Кузбас. гос. пед. акад. Новокузнецк, 2007. -20 с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М., 1990.
- Кляйнбрам, А. Профессиональное обучение неблагополучной молодежи на учебных предприятиях при организации помощи молодежи и виды помощи во время обучения/ А. Кляйнбрам // Документация немецко-русского семинара в г. Бонн, 2006. С. 33.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студенов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. — 173 с.
- Кожухарь, Г. С. Соотношение личностного и профессионального оотношения: мотивационный аспект/ Г. С. Кожухарь. М., 1999.-240 с.
- Колосова, Л.А. Профессиональная ориентация учащихся и трудовые семейные династии / Л. А. Колосова. Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 1992.- 132 с.
- Комелина, В.А. Подготовка будущих учителей к руководству производительным трудом школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Комелина. М, 1986. — 16 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. 255 с. — (Психол наука — школе).
- Кондратова, М.А. Немецкая школа: образование, которое мы потеряли? / М. А. Кондратова // Первое сентября. 2002. — 24 сентября. — С. 271.
- Конструирование профильного обучения в современной школе технология дифференцир. образования: учеб. метод, пособие / В. И. Гагарин, С. Н. Кунников, Г. В. Никишина, А. М. Соломатина. Омск: Изд-во ОмГУ, 2003. — 99 с.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы: утв. распоряжением Правительства РФ от 03 сент.2005 г. № 1330-р // Собрание законодательства РФ. 2005. — № 37. — Ст. 3752.
- Куренева Т.В. Дидактические условия интегрированной естественнонаучной подготовки старшеклассников в профильных классах / Т. В. Куренева. Казань, 2000
- Краснощеков, Е.В. Инновационные образовательные технологии в современной начальной школе объединенной Германии: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Краснощеков. Таганрогский гос. пед. ин-т. -Таганрог, 2000. 22 с.
- Кутовая, Т.И. Основные тенденции индивидуализации и дифференциации содержания образования в школах капиталистических стран / Т. И. Кутовая // Проблемы совершенствования содержания в профессиональной школе. М., 1989.-69−77 с.
- Липман, О. Экономическая психология и психологическая профконсультация / О. Липман- пер. с нем. И. Левинсон. М.: Вопросы труда, 1925. — 64 с.
- Макаренко А.С. Выбор профессии. Собр. соч., Т.5. М., 1958
- Малькова, З.А. Разорванное образовательное пространство/ З. А. Малькова // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 103−110.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, В. А. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 191 с. -(Психол. наука — школе).
- Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы: пер. с англ. / А. Маслоу- под общ. ред. Г. А. Балла, А. Н. Киричука, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. — 425 с. — (Золотой фонд мировой психологии).
- Министр образования Германии за углубленное сотрудничество с Россией в области образования Электронный ресурс. // MMOnline.ru: информ. портал о мехмате МГУ: новости. М., 2000−2010. — Режим доступа: http://www. mmonline.ru/news.php. mid=4992.
- Мичурина, Ю.А. Развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / Ю.А. Мичурина- Магнитог. гос. ун-т. Магнитогорск, 2005. -23 с.
- Назимов И.Н. Экономические и педагогические проблемы профессиональной ориентации / И. Н. Назимов. Киев, 1976.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Электронный ресурс. // Департамент образования города Москвы.1. М., 2009 Режимдоступа: http://www.educom.rn/ru/nasha novaya shkola/school.ph.
- Немецкий комитет по вопросам образования и воспитания -Берлин, 1965.-С. 57 .
- Немов P.C. Психология / P.C. Немов. М., 1995
- Никандров, Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания / Н. Д. Никандров // Мир образования образование в мире. -2003.-№ 3.-С. 3−19.
- Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2000. -268 с.
- Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2787 // Официальные документы в образовании. 2002. -№ 27.-С. 12−33.
- Образование в современном мире: состояние и тенденции: сб. ст. / под ред. Кондакова. М.: Педагогика, 1986. — 245 с. — (Человечество на рубеже XXI века).
- Обухов, A.M. Народное образование в Мюнхене / A.M. Обухов. М.: б. и., 1979.-262 с.
- Олейникова, О.Н. Организация мини-предприятий в школах Германии / О. Н. Олейникова // Педагогика, 1995. № 2. — С. 120−124.
- Олейникова, О.Н. Основные тенденции развития и современное состояние профессионального образования в странах Европейского союза /О.Н. Олейникова — Ин-т сред. проф. образования. Казань: ИСПО РАО, 2003. 249 с.
- Оценка эффективности профессиональной ориентации школьников: метод, пособие / под ред. СИ. Вершинина, М. С Савиной. -М.: Изд-во АПН СССР, 1991.- 115 с.
- Оссовский B. J1. Формирование трудовых ориентаций молодежи (методологические и методические проблемы социологического исследования) / B.JI. Оссовский. Киев, 1985
- Павлютенков Е.М. Профессиональная ориентация учащихся / Е. М. Павлютенков. Киев, 198
- Паульсен, Ф. Исторический очерк развития образования в Германии / Ф. Паульсен. М.: Тип. Сытина, 1908. — 333 с.
- Певзнер, М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца XIX- начала XX века Текст. / М. Н. Певзнер. Новгород, 1976.- 181 с.
- Пересыпкин, В.Н. Профессиональное самоопределение старших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Пересыпкин. Кемерово, 2005. — 23 с.
- Писарева, Л.И. Тенденции развития современной школы ФРГ/ Л. И. Писарева. Советская педагогика. — 1991. — № 2. — С. 133−139.
- Пискунов, А.И. Проблема трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XXIII начала XX века / А. И. Пискунов. — М.: Педагогика, 1976. — 296 с.
- Пискунов, А.И. Теория и практика трудовой школы Германии (до Веймарской республики) / А. И. Пискунов. М.: Акад. пед. наук, 1963.-202 с.
- Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981.-528 с.
- Приступа, О.В. Педагогические основы подготовки к трудовой занятости выпускников школ Германии: автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Приступа- Ин-т образования Сибири, Дал. Востока и Севера Рос. акад. образования. Томск, 2002. — 23 с. 32 с.
- Проблемы школы и педагогики за рубежом: кол. монография / под ред. Н. Е. Воробьева, И. С. Бессарабовой. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011. — 219с.
- Процесс европейской интеграции и его влияние на систему профессионального образования/ Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики — под ред. H.H. Шамрай, Д. А. Торопова. М.: Б. и., 2003.-Ч. I.- 136 с.
- Пряжннков Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М., 1996
- Разумова, Е.В. Стандартизация образования в России и за рубежом (80-е гг. XX начало XXI вв.): сравнительный анализ: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Разумова- Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. — Ульяновск, 2009. — 23 с.
- Ринц, К.-Х. Шефские связи между школой и предприятиями в Германии / К.-Х. Ринц // Народное образование. 1997. — № 4. -С. 80−81.
- Роджерс, K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. / K.P. Роджерс- общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс. Универс, 1994. — 480 с.
- Саар Э. Моделирование формирования пополнения основных социальных слоев / Э. Саар, М. Х. Титма. Таллин, 1984
- Сахаров В.Ф. Система профессиональной ориентации учащихся средней школы / В. Ф. Сахаров. — Киров, 1977
- Сейтешев А.П. Пути воспитания профессиональной направленности личности учащегося и молодых рабочих / А. П. Сейтешев. -М., 1574
- Сергеев, А. Н. Профильное обучение в современной школе : монография / А. Н. Сергеев, Н. П. Улина. Магнитогорск: МаГУ, 2009.130 с.
- Система образования в Германии Электронный ресурс. // РЕКТОР / ООО «Компания РЕКТОР» — гл. дир. Е. А. Чумакова. М., 1997−2010. -Режим доступа: http://www.rector.ru/articles.asp
- Стрелков Д.Г. Новое поколение: надежды, цели, идеалы / Д. Г. Стрелков. -М., 1992.
- Таточенко, Е.В. Специфика организации профориентационной работы в старших классах в системе «школа вуз»: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Таточенко- Ставроп. гос. ун-т. — Ставрополь, 2005. — 21 с.
- Титма М.Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи / М. Х. Титма. Таллин, 1982
- Тихонова, М.Г. Объединенная Германия: образовательная политика/ М.Г. Тихонова// Педагогика. 1994. — № 5. — С. 109−115.
- Торопов, Д.А. Обеспечение качества профессионального образования в Германии: автореф. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Д.А. Торопов- Ин-т педагогики и психологии проф. образования РАО. Казань, 2005. -42 с.
- Торопов, Д.А. Профессиональное образование фактор экономического развития ФРГ: учеб. пособие / Д. А. Торопов — Рос. акад. образования, Ин-т сред. проф. образования. — Казань: ИСПО, 2003.-64 с.
- Торопов, Д.А. Профессиональное образование в Федеративной Республике Германия/ Д. А. Торопов — Рос. акад. образования, Ин-т сред, проф. образования. М.: Перспектива, 2004. — 134 с.
- Федотова, Е.Е. Подготовка выпускников школ к занятости: современный зарубежный опыт / Е. Е. Федотова. Томск: Изд-во ТГУ, 2002.-279 с.
- Федотова, Л.А. Взаимодействие социальных партнеров в процессе профессионального обучения в ФРГ: аналит. обзор / Л. А. Федотова. М., 1998. — 45 с.
- Филонов, Г. Н. Ценностно-целевые ориентации социально-педагогической деятельности/ Г. Н. Филонов // Воспитание школьников.2003.-№ 6.-С. 33−36.
- Фисунова, Н.В. Организация профессионального самоопределения учащихся основной школы Германии: автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.В. Фисунова- Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2011. -27 с.
- Хайруллина Ю.Р. Ценности в сфере труда их особенности и факторы / Ю. Р. Хайруллина // Социол. исслед. 2003. — № 5.
- Чалдаева, Д.А. Становление и развитие социально-педагогической работы в Германии: автореф. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.06 / Д.А. Чалдаева- Казанский технол. ун-т. Казань, 1997. — 16 с.
- Чебышева, В.В. Психология трудового обучения: трудовые умения и навыки и условия трудового обучения / Чебышева B.B. М.: Просвещение, 1969. — 303 с.
- Чередниченко Г. А. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства) / Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкин. М., 1985
- Чинков, В.Р. Теория и методика допрофессионального образования в европейских странах: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Р. Чинков. М., 1994. — 32 с.
- Чистякова, Н.С. Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова // Профильная школа. 2004. -№ 5.-5−10.
- Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С. Н. Чистякова, H.H. Захаров. М., 1987
- Шубкин В.Н. Социологические опыты / В. Н. Шубкин. М., 1970- Филиппов Ф. Р. Социальная ориентация и социальные перемещения / Ф. Р. Филиппов // Вопросы социальной и профессиональной ориентации молодежи: сб. ст. — Свердловск, 1972
- Шереги Ф.Э. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ) / Ф. Э. Шереги, Н. М. Дмитриев, A.A. Арефьев. М., 2002
- Шереги Ф.Э. Социология образования: исследовательский аспект/Ф.Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. М., 1997.
- Школьное образование в Германии onlineressourse. // DW World. de: Deutsche Welle /ген. дир. Э. Бетерман. Internetzugang: http://www.dw-world.de/dw/0,9251,00.html.
- Школьное образование в Германии Электронный ресурс. // Биржа знаний. М., 2010. — Режим доступа: http://repetit.ors-moscow.ru/eduschoolgermany.
- Шпарева, Г. Т. Зарубежные образовательные системы: состояние и принципы конструирования / Г. Т. Шпарева // Вестник Адыгейского государственного университета. 1998.-№ 2.-С. 59−63.
- Щеголь, В.И. Формирование готовности будущего учителя к выполнению социальных функций по трудовому воспитанию учащейся молодежи: практико-ориентированная монография / В.И. Щеголь- под ред.
- B.А. Сластенина- Тольят. гос. ун-т. М.- Тольятти: Тольят. гос. ун-т, 2005. -386 с.
- Экономика Германии Электронный ресурс. // Википедия -свободная энциклопедия / Фонд Викимедиа. Майами, Флорида, 2010. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
- Эльканова, П.А. Педагогическое сопровождение социализации подростка / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Энциклопедия профессионального образования: в 3 т.. / под ред.
- C.Я. Батышева. М.: Рос. акад. образования: Ассоц. «Проф. образование», 1998−1999. — Т. 3: Р-Я. — 1999. — 488 с.
- Abel, Н. Die berufsbildende Schule im Oberbau einer allgemeinen Deutschen Volksschule/H. Abel.- Die Deutsche Schule, Jg. 48, Heft 6. -(1956).-S. 262−277.
- Abel, H. Berufs Vorbereitung als Aufgabe der Pflichtschule/ H. Abel.-Padagogische Rundschau, Jg. 20., Nr. 7.- 1966.- S. 617−629.
- Allmendinger, J., Ebner, Ch. Jugendliche vor dem Hurdenlauf/ J. Allmendinger, C. Ebner. IAB Forum 2.-2005.- S. 14−18.
- Ammon, H. Berufsorientierung in der Schule/ H.Ammon.- Eine didaktische Grundlegung, Munchen. 1980.
- Arbeitsgruppe Kerncurriculum: Kerncurriculum Arbeit-WirtschaftTechnik/Arbeitslehre. Zur Diskussion. Beilage zu Unterricht-Arbeit-Technik.-2003.
- BA/ KMK: Rahmenvereinbarung uber die Zusammenarbeit von Schule und Berufsberatung zwischen Kultusministerkonferenz und der Bundesagentur fur Arbeit vom 15.10.2004.
- Baethge, M. Berufsprinzip und duale Ausbildung: Vom Erfolgsgaranten zum Bremsklotz der Entwicklung. Wittwer, Wolfgang (Hrsg.): Von der Meisterschaft zur Bildungswanderschaft. Bielefeld.- 1996.- S. 109 124.
- Bachner, P., de Haan, G., Muller-Daweke, R. Von der Schule in den Beruf. Berufsorientierung und Berufwahlvorbereitung in der Sekundarstufe 1/ P. Bachner, G. de Haan, R. Muller-Daweke.- Munchen.-1979.
- Bachner, P., de Haan, G., Muller-Daweke, R. Schule-Arbeitsmarkt-Beschaftigungssysteme. Schulische Berufswahlvorbereitung im Spannungsfeld widersprachlicher Interessen/ P. Bachner, G. de Haan, R. Muller-Daweke.-1979.
- Beck, U. Risikogesellschaft. Auf dem Weg in eine andere Moderne/ U.Beck.- Frankfurt.- 1986.
- Beinke, L. Modellvorschlag zum Berufswahlunterricht/ L.Beinke.- Koln.-1987.
- Berufsorientierung im Verbund. 2005 (Online), URL: http://www.berufsorientierung-im-verbund.de (Stand: 03.03.2010).
- BIBB: Berufsorientierung und Berufsberatung. Hauptausschuss des Bundesinstituts fur Berufsbildung beschliet Empfehlungen. Pressemitteilung vom 28.02.2006.
- Bojanowski, A., Dedering, H. Vorberufliche Bildung in Osteuropa. Sachstandsanalysen fur Bildungsreformen in West und Ost/ A. Bojanowski, H.Dedering.- Wiesbaden.-1991.
- BQF-Programm: «Berufliche Qualifizierung fur Zielgruppen mit besonderem Forderbedarf'(Online), URL: http://www.kompetenzen-foerdern.de (Stand: 03.04.2010).
- Dammer, K.-H. Berufsorientierung fur alle. Uber einen Schulversuch, der Versuch blieb/ K.-H. Dammer.- Wetzlar.- 1997.
- Dauenhauer, E. Einfuhrung in die Arbeitslehre/ E.Dauenhauer.-Munchen.-1974.
- Dedering, H. Einfuhrung in das Lernfeld Arbeitslehre/ H.Dedering. -Munchen, Wien.-2000.
- Deutscher Ausschuss (Deutscher Ausschuss fur das Erziehungs- und Bildungswesen). Empfehlungen und Gutachten. Folge 7/8.- Stuttgart.- 1964.
- Deutscher Bildungsrat. Strukturplan futr das Bildungswesen. Empfehlungen der Bildungskommission.- Bonn.-1970.
- Dibbern, H. Berufsorientierung im Unterricht. Verbund von Schule und Berufsberatung in der vorberuflichen Bildung/ H.Dibbern. -Beitrage zur Arbeitsmarkt- und Berufsforschung, Nr. 78.- Nurnberg.-1983.
- Dibbern, H. Theorie und Didaktik der Berufsvorbildung. Ein Studienbuch fur Berufs- und Wirtschaftspadagogen/ H.Dibbern.- Baltmannsweiler.-1993.
- Dibbern, H. Berufswahlunterricht in der vorberuflichen Bildung: der didaktische Zusammenhang von Berufsberatung und Arbeitslehre / H. Dibbern, F.-J. Kaiser, A. Kell. Bad Heilbrunn/Obb.: Julius Klinkhardt, 1974.-158 s.
- Dostal, W. Der Berufsbegriff in der Berufsforschung des IAB.- Kleinhenz, Gerhard (Hrsg.): IAB-Kompendium Arbeitsmarkt- und Berufsforschung. Beitrage zur Arbeitsmarkt- und Berufsforschung/ W.Dostal.- Beitrab 250.-Nurnberg.- 2002.- S. 463 474.
- EBISS: SWA-Projekt «Erweiterte Berufsorientierung im System Schule». Kiel 2005 (Online). URL: http://ebiss.lernnetz.de (Stand: 09.04.2010).
- Expertenkommission: Expertenkommission Finanzierung lebenslangen Lernens (Hrsg.): Auf dem Weg zur Finanzierung lebenslangen Lernens. Zwischenbericht.- Bielefeld.- 2002.
- Fachtagung des Programms «Schule-Wirtschaft/ Arbeitsleben» am 18./19. September 2003. (Online), URL: http://www.swa-programm/tagungen/ (Stand: 03.08.2011).
- Famulla, G.-E. «Berufsorientierung als Bildungsstandard?» Vortrag auf der 5. Fachtagung des SWA-Programms am 29./30.09.2004 in Potsdam.- Bielefeld, Flensburg.- 2004. (Online), URL: http://www.swa-programm.de/tagungen (Stand: 10.11.2010).
- Famulla, G.-E., Butz, B. Berufsorientierung. Stichwort im Glossar. Bielefeld, Flensburg.-2005. (Online). URL: http://www.swa-programm.de/textematerial/glossar (Stand: 15.12.2010).
- Famulla, G.-E. Wozu Berufe? Uber die Zukunft des Berufskonzepts von Arbeit/G-E. Famulla.-Arbeiten+lernen, Heft 39.-1985.- S. 2−7.
- Fischer, P.E. Das Betriebspraktikum in der Wirtschafts und Arbeitswelt / P.E. Fischer. — Essen.- 1999. — 270 s.
- Fix, W. Projektorientiertes Lernen / W. Fix // Wirtschaft und Berufserziehung. 1991. — № 10. — S. 30.
- Franke, G. Training und Lernen am Arbeitsplatz / G. Franke // Friede C.K., Achtenhagen F. Berufliche Kompetenz durch Training: mit Tabellen / G. Franke. Heidelberg.- 1993. — 294 s.
- Forum Bildung: Arbeitsstab Forum Bildung: Empfehlungen und Einzelergebnisse des Forum Bildung II.- Bonn.- 2002.
- Frenzel, M. Sanfte Alternativen zur, Agenda 2010'. Danemarks Dritter Weg (1993 2001)/ M.Frenzel.- Gewerkschaftliche Monatshefte 8 — 9/ 2003.- S. 481 -491.
- Ginzberg E., Ginzberg S., Axelrad S. Helma. Occupational choice. An Approach lo a General Jucry/E. Ginzberg, S. Ginzberg, S.H.Axelrad. N.Y.-1966.
- Ginzberg E., Ginzberg S., Axelrad S. Helma. Human Resourses, Development: Vocational. Guidance and Vocational Training/ E. Ginzberg, S. Ginzberg, S.H.Axelrad. Geneva.- 1973.
- Grill, M. Zeittotschlagen bis zum nachsten Bewerbungstermin (Online). URL: http://www.sternonline.de (Stand: 10.09.2010).
- Gunther, G. Berufssoziologie/ GGunther.- Kerber/ H. / Schmieder, A. (Hrsg.): Spezielle Soziologien. Reinbek.- Hamburg.- 1994.
- Gunther, G., Pongratz, H. Der Arbeitskraftunternehmer. Eine neue Grundform der «Ware Arbeitskraft"/G.Gunther, H. Pongratz.- KZfSS, 50 (1).-1998.- S. 131 158.
- Heidegger, G. Gestaltung von Arbeit und Technik am Arbeitsplatz. Perspektiven beruflicher Bildung/G. Heidegger u.a. (Hrsg.): Gestaltung von Arbeit und Technik ein Ziel beruflicher Bildung. -Frankfurt/ New York.- 1988.-S. 75 — 103.
- Hendricks, W. Arbeitslehre in der Bundesrepublik Deutschland. Theorien, Modelle, Tendenzen/ W.Hendricks.- Ravensburg.-1975.
- Holland, J.L. Major programms of Research on Vocational bihaviur/ J.L.Holland. Man in a World at Work, Ch.12.- Boston.- 1964.- p. 259−284.
- Human Resourses. Development: Vocational. Guidance and Vocational Training. Geneva.- 1973.
- Hoppe, M. Berufsorientierung. Studien zur Praxis der Arbeitslehre/ M.Hoppe.- Weinheim, Basel.-1980.
- IWD: Informationsdienst der deutschen Wirtschaft Nr. 46/1999.
- Kabbert, R. Jugendliche zwischen Schule und Beruf: Plane, Vorbereitungen und Entscheidungen fur Ausbildung und berufliche Tatigkeit / R. Kabbert, I. Holzbauer. Nurnberg.- 2003. — 84S. — (Beitrage zur Arbeitsmarkt-und Berufsforschung, 64).
- Kahsnitz, D. Aufgaben fachdidaktischer Forschung und Lehre fur den Unterrichtsbereich Arbeit Wirtschaft — Technik bzw. Arbeitslehre/ D.Kahsnitz. -Arbeiten+lernen, Heft 20.-1982.- S. 6−9.
- Kaiser, F.-J. Neue Aus- und Weiterbildungsmethoden ein pluralistisches Methodenangebot in einer monistischen Methodenpraxis. Eine Bestandsaufnahme der Modernisierungsdebatte / F.J. Kaiser. -Pfaffenweiter: Centaums, 2000.-319 S.
- Kerschensteiner, G. Begriff der Arbeitsschule/ GKerschensteiner.-Leipzig, Berlin.-1920.
- Kleffner, A., Lappe, L., Raab, E., Schober, K. Fit fur den Berufsstart? Berufswahl und Berufsberatung aus Schulersicht/A. Kleffner, L. Lappe, E.
- Raab, K. Schober. Materialien aus der Arbeitsmarkt- und Berufsforschung, Nr. 3. -Nurnberg.-1996.
- Klippert, H. Berufswahl-Unterricht. Handlungsorientierte Methoden und Arbeitshilfen fur Lehrer und Berufsberater/ H.Klippert. -Weinheim, Basel.-1987.
- KMK (Standige Konferenz der Kultusminister der Lander in der Bundesrepublik Deutschland): Empfehlungen zur Hauptschule (Beschluss der 131. Sitzung vom 3./4. Juli 1969).- In: betrifft: erziehung, Heft 8, S. 29.-1969.
- Kramer, W. Zur Berufsorientierung am Gymnasium/W. Kramer.-Bundesarbeitsgemeinschaft Schule, Wirtschaft.- Koln.-1988.
- Keller, B., Seifert, H. Flexicurity Das Konzept fur mehr soziale Sicherheit flexibler Beschaftigung/ B. Keller, H. Seifert.- WSI-Mitteilungen, Heft 5.-2000.-S. 291 -300.
- Kern, H., Schumann, M. Das Ende der Arbeitsteilung. Rationalisierung in der industriellen Produktion/ H. Kern, M. Schumann.- Munchen.- 1984.
- Klieme, E. Der Beitrag von Bildungsstandards zur Qualitatssicherung und Qualitatsentwicklung in Schulen. Implementation, Weiterentwicklung und Nutzung von Standards/ E.Klieme.- Vortrag anlasslich der KMK-Fachtagung
- Implementation der Bildungsstandards' am 02.04.2004 in Berlin. (Online), URL: http://www.dipf.de/publikationen/volltexte/kliemekmk042004.pdf (Stand: 10.07.2010).
- Landesarbeitsamt Hessen: Berufswahl im Team. Angebote der Berufsberatung.- Frankfurt/M.-1996.
- Lohre, W., Kober, U. «Gemeinsame Verantwortung fur die Bildungschancen von Kindern und Jugendlichen». Regionale Bildungslandschaften. Projektleitung «Selbststandige Schule"/W.Lohre, U. Kober.- Troisdorf.- 2004.- S. 22 34.
- Mach’s richtig. Medienkombination zur Berufs Vorbereitung// Bundesanstalt fur Arbeit. Ausgabe 2004/2005. — S.109.
- Medienkombination zur Berufswahlvorbereitung. Ausgabe 2006/2007. -S. 99.
- Meyer, H.: Unterrichtsmethoden II: Praxisband/ H.Meyer.- Berlin.- 2003.
- Nieder, H. Aufgaben und Methoden der Berufsorientierung/ H.Nieder. -Stuttgart.-1981.
- Odenwald, S. Jugend braucht Zukunft. Kommentar: Ausbildung lasst sich auch in beruflichen Schulen/S. Odenwald.- Erziehung & Wissenschaft. Heft 12.2005.- S. 25.
- Oschmiansky, H., Schmid, G. Wandel der Erwerbsformen Berlin und die Bundesrepublik im Vergleich/ H. Oschmiansky, G. Schmid.- WZB. -Mitteilungen, Heft 88.- 2000.- S. 3 — 5.
- Prandini, M. Personlichkeitsbildung von Jugendlichen als Aufgabe und Ziel der Padagogik/ M. Prandini.- Zeitschrift fur Berufs- und Wirtschaftspadagogik, Heft 3.- 2002.- S. 354 372.
- Putz, H. Wer engagiert sich fur betriebliche Ausbildungsplatze?/ H.Putz.-Berufsbildung in Wissenschaft und Praxis. Heft 1.- 2003.- S. 38.
- Rahmenvereinbarung (1971): Rahmenvereinbarung uber die Zusammenarbeit von Schule und Berufsberatung. Beschluss der Kultusministerkonferenz vom 5. Februar 1971 .-Bundesanstalt fur Arbeit. Handbuch zur Berufswahlvorbereitung. Ausgabe.- Nurnberg.-1992.
- Rauschenbach, U. Konzeptionelle Grundlagen fur einen Nationalen Bildungsbericht Non-formale und informelle Bildung im Kindes- und Jugendalter/U.Rauschenbach. -Berlin.- 2004.- S. 21.
- Rebmann, K., Tenfelde, W., Uhe, E. Berufs- und Wirtschaftspadagogik. Eine Einfuhrung in Strukturbegriffe/K. Rebmann, W. Tenfelde, E. Uhe. -Wiesbaden.- 1998.
- Reindl, J. Scheinselbststandigkeit/ J.Reindl.-Leviathan. Zeitschrift fur Sozialwissenschaft. Heft 4.- 2000.- S. 413 433.
- Schaarschmidt, U., Arold, H., Kischke, U. Die Bewaltigung psychischer Anforderungen durch Lehrkrafte/ U. Schaarschmidt, U. Arold, U. Kischke. -Scheunpflug u.a. (Hrsg.): Schulleitung im gesellschaftlichen Umbruch. -Munchen.- 2000.- S. 62 73.
- Schafer, J. Praxis der beruflichen Beratung/ J.Schafer.- Stuttgart.-1977.
- Schelsky, H. Die skeptische Generation/ H.Schelsky.- Dusseldorf, Koln.-1957.
- Statistisches Bundesamt. Klassifizierung der Berufe.- Wiesbaden.-1975.
- Steffens, H. Arbeitslehre zwischen Integration und Desintegration/ H.Steffens. Politisch-gesellschaftlicher Unterricht in der Bundesrepublik: curricularer Stand und Entwicklungstendenzen.- Opladen.-1978.
- Steffens, H. Berufswahl und Berufsvorbereitung/ H.Steffens.-Wiesbaden.-1975.
- Stoo., F. Jugendliche in der Warteschleife mehr als ein Streit um Zahlen und Anteile/ F.Stoo.- Die berufsbildende Schule. Zeitschrift des Bundesverbandes der Lehrerinnen und Lehrer an beruflichen Schulen (Hrsg.), Jg. 55, Heft 3.-2003.- S. 85 — 88.
- Super D.E. et. oth. Vocational Development. A frame-work for research/ D.E.Super. N.Y.- 1957.
- Super D.E. A theory of Vocational Development/ D.E.Super. American Psychology.- 1953.- vol. 8.
- TransVerbund: Das Projekt «Transferagenturen im Verbund». 2005. (Online), URL: http://www.swa-programm.de/projekte/laender/transverbund.pdf (Stand: 03.05.2012).
- Wagner, A., Gensior, S. Zukunft der Arbeit. In: Expertisen fur ein Berliner Memorandum zur Modernisierung der beruflichen Bildung/ A. Wagner, S. Gensior. -Berlin.- 1999.- S. 51 82.
- Wagner, O. Erkundung der heimatlichen Arbeitswelt/ O. Wagner. -Westermanns Padagogische Beitrage, 6. Jg.,-1955.- S. 200 ff.
- Waiden, G., Susfnne W.-F., Erfahrungen von Bertieben mit der Erstausbildung behinderter Jugendlicher / G. Waiden // Berichte zur beruflichen Bildung. Heft 55. Berlin, 2006. — 324 s.
- Wie geht es weiter? Ein Ratgeber fur Schulabgenger. Deutscher Sparkassen Verlag Gmbh, Stuttgart Verfasser, 2001. — S. 38.
- Zief, H. Lehrplane in den westlichen Bundeslandern/H. Zief.-Arbeitslehre. Eine Bildungsidee im Wandel, Bd. 5.- Seelze-Velber.-1992.
- Zief, H. Arbeitslehre im Spiegel der Meinungen/ H.Zief.- Zief, H. (Hrsg.): Arbeitslehre. Eine Bildungsidee im Wandel. Bd. 3.- Seelze.-1996.