Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование грамматической способности учащихся при изучении темы «Имя прилагательное» на уроках русского языка в средней школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уникальные возможности для интеллектуального и речевого развития ребенка содержит изучение грамматики родного языка, в частности морфологии, поскольку от учащихся, усваивающих учебный материал, требуется более высокий уровень абстрагирования и обобщения, они вынуждены оперировать не только конкретными языковыми элементами, но и отвлеченными категориями. Однако именно результаты изучения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования грамматической способности учащихся
    • 1. Понятие языковой компетенции в методической и научной литературе
    • 2. Лингвистические основы изучения грамматики
    • 3. Решение вопроса о грамматическом развитии учащихся в методической литературе
    • 4. Психологические особенности усвоения грамматики учащимися 5−6 классов
  • Выводы
  • Глава II. Состояние формирования грамматической способности учащихся 6−11 классов
    • 1. Содержание темы «Имя прилагательное» в действующих программах и учебниках
    • 2. Типология диагностических упражнений
    • 3. Уровень осмысления учащимися лингвистической теории
    • 4. Степень учета учащимися грамматических значений при дифференцировании грамматических категорий
    • 5. Использование морфемной семантики при грамматическом анализе слов
    • 6. Уровень владения лексико-семантическими группами слов определенной части речи
    • 7. Использование имен прилагательных в творческих pa- 107 ботах учащихся
  • Выводы
  • Глава III. Методика развития грамматической способности учащихся при изучении темы «Имя прилагательное»
    • 1. Организация и содержание пробного обучающего экс- 116 перимента. Виды упражнений на языковое и умственное развитие учащихся
    • 2. Овладение учащимися категориальным значением имени прилагательного и его лексико-семантическими группами
    • 3. Формирование умения дифференцировать части речи с учетом из семантики
    • 4. Усвоение лексико-грамматических разрядов имени прилагательного
    • 5. Изучение категории степени сравнения имени прилагательного и способов ее образования
    • 6. Овладение учащимися грамматическими понятиями склонение" и «краткая и полная формы» прилагательного
    • 7. Использование имени прилагательного в целях созда- 173 ния художественного образа в творческих работах Итоговая проверка и
  • выводы
  • Выводы по обучающему эксперименту

Формирование грамматической способности учащихся при изучении темы «Имя прилагательное» на уроках русского языка в средней школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осознанное и свободное владение родным языком — главное условие интеллектуально-нравственного развития личности, приобщения человека к духовным и культурным ценностям своего народа. «Федеральным компонентом государственного стандарта» по русскому языку предусматривается «личностная ориентация содержания образованиядеятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности» [170- С. 5−6]. Усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования способствует утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика. Формирование ключевых компетенций (коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой) способствует готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Уникальные возможности для интеллектуального и речевого развития ребенка содержит изучение грамматики родного языка, в частности морфологии, поскольку от учащихся, усваивающих учебный материал, требуется более высокий уровень абстрагирования и обобщения, они вынуждены оперировать не только конкретными языковыми элементами, но и отвлеченными категориями. Однако именно результаты изучения морфологии показывают, что морфологические знания у большинства школьников остаются фрагментарными, умения и навыки — несформированными. Менее успешно, как правило, учащиеся справляются с морфологическим и морфемным разборами, большие трудности вызывают задания, связанные с дифференциацией слов по частям речи, определением грамматического значения той или иной словоформыв творческих письменных работах и в устных ответах учащихся встречается большое количество грамматических ошибок, связанных с нарушением правил образования грамматических форм и их сочетаемости с другими словами в составе словосочетания и предложения. Учителями-словесниками отмечается устойчивая тенденция роста таких ошибок.

Все это, на наш взгляд, является результатом формализации процесса обучения морфологии, недостаточного внимания к семантике грамматических единиц, функциональным связям лексических и грамматических значений, особенностям употребления различных грамматических форм в речи.

Актуальность нашего исследования обусловлена:

— низким уровнем сформированное&tradeважнейших морфологических и связанных с ними речевых знаний, умений и навыков учащихся;

— необходимостью дальнейшей разработки коммуникативно-ориентированной методики функционально-семантического изучения морфологии, обеспечивающей успешное продвижение учащихся в языковом и умственном развитии;

— значением совершенствования языковой и речевой способностей учащихся для их духовного и интеллектуального развития.

Проблема языкового и речевого развития учащихся при обучении морфологии рассматривалась нами на материале темы «Имя прилагательное», изучаемой в 5−6 классах средней школы. Тема «Имя прилагательное» выбрана нами не случайно, так как прилагательное по сравнению с другими частями речи характеризуется сложностью морфологической системы и разнообразием синтаксического употребления. Успешность изучения важнейших тем синтаксиса напрямую связана с усвоением темы «Имя прилагательное». С этой точки зрения материал выбранного нами раздела программы предоставляет широкие возможности для опережающего обучения. Наконец, от успешного усвоения темы «Имя прилагательное» зависит формирование и совершенствование важнейших коммуникативных навыков, в частности, навыка грамматически правильного оформления высказываний в устной и письменной форме.

Цель исследования: разработка коммуникативно-ориентированной развивающей методики изучения имени прилагательного.

Цель исследования требует решения следующих задач:

1. Проанализировать лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования для определения теоретических основ функционально-семантического изучения морфологии в школе.

2. Исследовать уровень осмысления учащимися хморфологических понятий, восприимчивости к семантике грамматических единиц и сформированности важнейших логико-грамматических операций, а также уровень развития языковой интуиции, образного и эмоционального строя речи учащихся и овладение важнейшими коммуникативными навыками, связанными с изучаемым грамматическим материалом.

3. Разработать систему развивающих упражнений, обеспечивающих функционально-семантическое изучение темы «Имя прилагательное» в 6 классе.

4. Определить содержание экспериментального обучения и создать учебно-методические материалы по теме «Имя прилагательное» для организации опытного изучения данной части речи.

5. Проверить эффективность данной методики в школе.

Гипотеза исследования: процесс языкового и речевого развития учащихся будет протекать успешнее при условии последовательной реализации функционально-семантического подхода к изучению морфологии русского языка, в частности имени прилагательного.

Объектом исследования является процесс языкового развития учащихся в 5−6 классах, предметом — методика изучения имени прилагательного, обеспечивающая интенсивное развитие языковых и речевых способностей учащихся.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— теоретический анализ и синтез литературы по проблеме диссертационного исследования;

— наблюдение за процессом обучения (накопление и анализ данных, изучение результатов деятельности учащихся с помощью анкетирования, тестирования, беседы);

— двухэтапный констатирующий срез;

— обучающий эксперимент.

Исследование проводилось в несколько этапов. На I этапе (2001;2002 г. г.) изучалась лингвистическая, психолого-педагогическая и методическая литература по рассматриваехмой проблеме. Был проведен констатирующий срез, выявивший проблемы развития грамматической способности учащихся 6−11 классов школ г. Орла и области. На II этапе (2002;2003 г. г.) проведен констатирующий эксперимент, охвативший более 500 учащихся школ г. Орла и области. Осуществлялась подготовка программы опытного обучения и учебных материалов по теме «Имя прилагательное». На III этапе (2003;2004 г. г.) составленные учебные материалы проверялись в опытном обучении, проводившемся в 6-х классах лицея № 1 г. Орла. На IV этапе, с 2004 года по настоящее время, продолжается апробация разработанных материалов участниками эксперимента (лицей № 1, средняя школа № 7 г. Орла, средняя Коротышская школа Ливен-ского района).

На защиту выносятся следующие положения: 1. Для успешного продвижения учащихся в языковом, речевом и умственном развитии необходима такая организация работы, которая бы предусматривала: а) внимание к значению и назначению языковых единиц и функциональным связям с единицами других языковых уровнейб) рассмотрение грамматических форм и значений в единствев) анализ грамматических значений не только от формы к значению, но и от значения к средствам его выражения.

2. Успешная реализация функционально-семантического подхода к изучению русского языка возможна лишь в условиях развивающего обучения. Индуктивная методология и проблемный тип учения призваны стимулировать познавательную активность учащихся и обеспечить развитие продуктивного мышления.

3. Развитие грамматической способности (как составной части языкового развития) при обучении морфологии возможно обеспечить, если а) знакомить учащихся с лексико-семантическими группами изучаемой части речиб) обучать навыкам грамматического анализа слов с учетом семантики морфем и дифференциации грамматических категорий с учетом их грамматических значенийв) рассматривать грамматические явления не только в направлении от формы к значению, но и от грамматического значения к средствам его выраженияг) формировать умение строить связное монологическое высказывание на лингвистическую темуд) обучать владению не только конкретной, но и отвлеченной метафоричной лексикой изучаемой части речи, позволяющей воспринимать образный метафоричный строй речи.

4. Реализация коммуникативной направленности при изучении морфологии предусматривает организацию наблюдения над особенностями употребления данной грамматической категории в текстах разных жанров и стилей, ее оценка с точки зрения выразительности и стилистических возможностей, речевое творчество в рамках определенных жанров и стилей.

5. Система развивающих упражнений должна предусматривать совершенствование важнейших компонентов языковой способности (а) логико-языковых операций анализа, обобщения, абстрагирования, классификации и т. д., б) рассуждения как важной формы теоретического мышления, в) творческого компонента логического мышления, г) языковой интуиции, д) образной и эмоциональной стороны речи учащихся), а также важнейших коммуникативных навыков.

Научная новизна исследования заключается в том, что: т — определено содержание обучения морфологии на материале темы «Имя прилагательное» в свете функционально-семантической теории грамматики русского языка, необходимое для развития языковых и речевых способностей учащихся;

— создана система упражнений по теме «Имя, прилагательное» (логико-грамматических, развивающих творческий компонент логического мышления, языковую интуицию, образное мышлениесобственно творческие упражнения, предусматривающие создание собственных текстов различных типов и стилейупражнения на текстовой основе, предполагающие комплексную работу с языковым материалом), реализующих функционально-семантический подход в изучении морфологии в школе и направленных на развитие грамматической способности и речевого развития учащихся;

— выявлены и описаны недочеты в освоении учениками темы «Имя прилагательное», препятствующие языковому развитию школьников;

— установлена достаточная восприимчивость к развивающему языковому обучению не только лингвистически одаренных, но и слабых учащихся.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— создана экспериментально подтвержденная методика изучения темы «Имя прилагательное», обеспечивающая продвижение учащихся в языковом, речевом и умственном развитии;

— разработана методика, используемая при изучении имени прилагательного, которая может быть перенесена на изучение других тем и разделов курса русского языка.

Практическая значимость состоит в том, что:

— создана развивающая методика изучения темы «Имя прилагательное», лингвистической основой которой является теория функциональной грамматикипредложенная методика может быть использована в практике учителей общеобразовательных учреждений (в частности, методика внедрена в практику учителей лицея № 1, средней школы № 7 г. Орла и Коротышской средней школы Л и венского района) — научно-практические выводы, дающие положительные результаты, могут быть учтены при создании учебников, школьных программ, методических пособий для учителей по функционально-семантическому изучению грамматики русского языка в школерезультаты исследования могут быть применены в вузовском курсе методики преподавания русского языка, в проведении педагогической практики студентов.

Выводы по обучающему эксперименту.

1. Языковая и социальная среда, в которой находятся школьники, оказывает определенное, но не определяющее воздействие на их лингвистическое развитие. Экспериментальное обучение оказало стимулирующее воздействие на совершенствование грамматической способности учащихся, независимо от их места жительства.

2. Продвижение учащихся в языковом и интеллектуальном развитии обеспечивается формированием целостного представления школьников о частях речи, рассмотрением многообразия проявлений знакомых им грамматических понятий.

3. Предложенная экспериментальная методика, реализующая элементы функционально-семантического изучения частей речи, стимулирует развитие языковых и мыслительных способностей школьников и обеспечивает: а) совершенствование навыков грамматического анализа (от значения к средствам его выражения и от формы к значению) — б) развитие восприимчивости учащихся к семантике частей речи, навыков разграничения их лексических и грамматических значений, использование их в речи школьниковв) совершенствование умения строить связное монологическое высказывание на лингвистическую темуг) расширение активного словарного запаса учащихся за счет прилагательных сложной семантикид) развитие умения создавать собственные тексты (творческие работы) различных типов и стилей с использованием изучаемого грамматического явленияе) совершенствование умственных операций — абстрагирования, классификации и дифференциации и др.

4. Кроме того, экспериментальная методика оказала развивающее опосредованное влияние на развитие языковых способностей в целом и обеспечила формирование таких ее компонентов, как орфографическая и пунктуационная зоркость.

5. Не все грамматические способности школьников формируются в равной степени успешно. С затруднением учащиеся овладевают грамматическим анализом от значения к форме (в средней школе распространен анализ от формы к значению). Это связано с недостаточным развитием у шестиклассников абстрактного мышления. Следовательно, необходимо продолжать работу со сложными грамматическими явлениями и в последующем обучении русскому языку.

6. Экспериментальная методика оказывается наиболее эффективной при работе с учащимися, имеющими необходимый «базовый» уровень развития языковых способностей до проведения эксперимента. Эти ученики продвигаются в лингвистическом развитии с «базового» на «хороший» и «продвинутый» уровни довольно быстро, уже к концу изучения первого раздела темы. Учащиеся с замедленными темпами языкового развития ощутимые результаты демонстрируют к концу изучения второго и третьего разделов темы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение теоретических сведений о языке, которому в школьных программах и учебниках отводится значительная роль, имеет целью формирование и развитие языковой и мыслительной способности у обучаемых. Это требует от организаторов процесса обучения целенаправленной деятельности, включающей специальные исследования процесса обучения, его результатов, создания необходимой психолого-педагогической и методической базы.

Экспериментальная методика развивающего обучения морфологии на основе усиления семантического аспекта в изучении грамматических явлений показала преимущества такого подхода к процессу обучения, так как анализ результатов обучения свидетельствует об улучшении состояния 1рам-матической и языковой способности учащихся 6-х классов. Данная методика представляет один из возможных путей оптимизации процесса языкового обучения в средней школе.

Результаты проведенного эксперимента позволяют рассматривать языковое развитие, грамматическую способность учащихся как процесс совершенствования способности школьников решать грамматические задачи на семантическом уровне. К итоговым показателям можно отнести степень осмысления изучаемой лингвистической теории, уровень восприимчивости к семантике грамматических единиц, сформированность логико-грамматических операций (анализа, обобщения, абстрагирования, дифференциации и классификации).

Предлагаемая методика обучения морфологии, реализующая элементы функционально-семантического подхода к изучению частей речи, предполагает работу в следующих направлениях:

1) изучение школьниками лексико-семантических групп и овладение общим категориальным значением изучаемой части речи;

2) формирование умения дифференцировать части речи с учетом их семантики;

3) усвоение лексико-грамматических категорий изучаемой части речи;

4) овладение грамматическими значениями основных категорий изучаемой части речи;

5) обучение навыкам построения связного лингвистического высказывания и семантического анализа не только в направлении от формы к значению, но и от грамматического значения к средствам его выражения.

Для реализации этих задач разработана система развивающих упражнений трех типов:

1) логико-грамматических;

2) творческих;

3) комплексных.

Последние сочетают в себе черты первых двух типов и элементы занимательности. Система таких упражнений направлена не только на выполнение основных задач, но и на обогащение словарного запаса учащихся, развитие их восприимчивости к образному строю художественного текста.

Проведенный эксперимент подтвердил позитивное воздействие разработанной методики на совершенствование языковой и мыслительной способности школьников, однако следует отметить, что наблюдение над семантикой родного языка необходимо проводить на всех этапах обучения и на всех языковых уровнях.

Экспериментальное обучение показало, что значительно возросли уровень восприимчивости учащихся к семантике грамматических единиц и владение такими логико — грамматическими операциями, как анализ, абстрагирование, обобщение. Школьники показывают определенный рост в развитии чувства семантики языковых явлений и в осуществлении логико — грамматических операций.

Становится устойчивым навык дифференцирования существенных и несущественных признаков морфологических понятий. Опытное обучение развивает навык успешного овладения учащимися семантикой грамматических категорий и навык установления взаимосвязей грамматических и лексических значений. В процессе экспериментального обучения формируется навык гр ам м ати ч ее к о го анализа от грамматической формы к грамматическому значению и обратно: от грамматического значения к средствам его выражения, несмотря на некоторые трудности, обусловленные требованием более высокого уровня развития чувства языка, которое и формируется в дальнейшем при обучении по экспериментальной методике. Учащиеся успешно используют лингвистическую терминологию при создании собственных текстов на языковую тему и показывают высокую степень владения используемыми лингвистическими понятиями, хотя и здесь встретились некоторые трудности обусловленные сложностью выявления отношений между языковыми явлениями.

Предложенная система развивающих предложений способствует привлечению внимания учащихся к употреблению слова в контексте, к лексикоморфологической выразительности слов, их переносным значениям и т. д. Работа с текстом способствует повышению языковой культуры учащихся, обогащению их словаря, развивает «чувство языка». Творческие работы учащихся отличаются содержательностью, логической последовательностью изложения, грамматической и стилистической грамотностью выражения мысли. Таким образом, мы видим, что в ходе опытного обучения проявляется большая восприимчивость учащихся к образной стороне слова, его выразительности. Усваивая грамматические и лексические значения слов, закономерности их употребления в речи, способы выразительности речи, учащиеся чувствуют, как с помощью языка выражается внутренний мир человека, как человек выражает свою оценку деятельности.

Наблюдения за процессом обучения русскому языку, выявление состояния различных компонентов языковой способности учащихся открывают возможности для определения и уточнения целей и содержания учебного процесса, разработки структуры учебных программ и учебных пособий, корректирования отношения обучаемых к предмету учебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , JI. И. О психологических проблемах конструирования Текст. / JI. И. Айдарова // Проблемы школьного учебника. М., 1980. -Вып. 8.-С. 112−132.
  2. , JI. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку Текст. / JI. И. Айдарова. М., 1978. — 132 с.
  3. , Н. Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе Текст. / Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин // Научное творчество. -М, 1969.-212 с.
  4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении Текст. / под ред. Г. И. Щукиной М., 1984. — 223 с.
  5. , А. Психологическое тестирование Текст. / А. Анастази. М.: Педагогика, 1982, — 161 с.
  6. , А. С. Анализ развивающего понятия Текст. / А. С. Арсень-ев, В. С. Библер, Б. М. Кедров. М.: Наука, 1967. — 439 с.
  7. , А.Т. Занимательные материалы по русскому языку Текст. / А. Т. Арсирий. М.: Просвещение, 1995. — 383 с.
  8. Ю.Асеев, В. Г. Проблема мотивации и личности Текст. / В. Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  9. , В. В. Русский язык. Теория Текст.: учебник для 5−9 классов общеобразовательных учебных заведений / В. В. Бабайцева, JI. Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2000. — 332 с.
  10. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982.-82 с.
  11. , Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников Текст. / Ю. К. Бабанский. Ростов-на-Дону, 1970.- 114 с.
  12. , Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности Текст. /Ю. К. Бабанский. М., 1981.-223 с.
  13. , Т. М. Методика преподавания русского языка Текст. / Т. М. Баранов. -М.: Просвещение, 1990. 187 с.
  14. , Т. М. Выбор упражнений для формирования умений и навыков Текст. / Т. М. Баранов // РЯШ. 1993. — № 3 — С. 36.
  15. , JI. Г. О категории выразительности и изобразительных средствах языка Текст. / Л. Г. Барлас // РЯШ. 1989. — № 1. — С. 75−80.
  16. , Ф. М. История лингвистических учений Текст. / Ф. М. Бере-зин.-М.: Наука, 1975.- 174 с.
  17. , Т. Г. Теоретические основы формирования речевой способности старшеклассников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Бирюкова. М., 2001.-37 с.
  18. , Н. Г. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (для общеобразовательных средних школ)
  19. Текст. / Н. Г. Благова, Л. А. Коренева, О. Д. Родченко // РЯШ. — 1993. -№ 4.-С. 16.
  20. , А. И. Взаимосвязь морфологии и синтаксиса при изучении частей речи Текст. / А. И. Блинкина. М.: Просвещение, 1963. — 117 с.
  21. , Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка Текст. / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. М., 1994. — 68 с.
  22. , Д. Н. О некоторых особенностях анализа и синтеза при усвоении знаний Текст. / Д. Н. Богоявленский // Вопросы психологии- 1956 № 2. — С.68−73.
  23. , Д. Н. К характеристике вопросов абстракции и обобщения при усвоении грамматики Текст. / Д. Н. Богоявленский // Вопросы психологии. 1958. — № 4 — С. 85−98.
  24. , Д. Н. Психология усвоения знаний в школе Текст. / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 347 с.
  25. , Д. Н. Трудности усвоения грамматических понятии Текст. / Д. Н. Богоявленский // РЯШ. 1979. — № 1. — С. 21.
  26. , Н. Е. К вопросу об изучении системных отношений слова на уровне языковой способности Текст. / Н. Е. Богуславская // Слово в системных отношениях: сб. научн. тр. Свердловск, 1975. — С. 32−34.
  27. , Л. И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию Текст. / Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. -1946. Вып. 3.-С. 27−60.
  28. Большой толковый словарь русского языка Текст. СПб.: Норинт, 2000.- 1525 с.
  29. , А. В. Теория морфологических категорий Текст. / А. В. Бондарко. -М.: Просвещение, 1976. 127 с.
  30. , А. В. Грамматические категории и контекст Текст. / А. В. Бондарко. -М.: Просвещение, 1971. 147 с.
  31. , А. В. Принципы функциональной грамматики и вопросы ас-пектологии Текст. / А. В. Бондарко. JI.: Наука, 1983. — 280 с.
  32. , А. В. Функциональная грамматика Текст. / А. В. Бондарко. -Я.: Наука, 1984.- 136с.
  33. , JI. JI. Трудные вопросы морфологии Текст.: пособие для учителей / JT. JI. Буланин. М.: Просвещение, 1976. — 92 с.
  34. , Т. В. Проблемы теории морфологических моделей Текст. / Т. В. Булыгина. М.: Просвещение, 1977. — 144 с.
  35. , JI. А. Категория числа прилагательного Текст. / JI. А. Бру-сенская // РЯШ. 1990. — № 6. — G. 59.
  36. , А. В. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / А. В. Брушлинский. М., 1983. — 212 с.
  37. , С. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка Текст. / С. А. Быстрова // РЯШ. 1996. — № 1. — G. 3−8.
  38. В Веденская, JI. А. Русский язык и культура речи Текст. / JI. А. Введенская, JT. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -544 с.
  39. , И. А. Развивающее обучение русскому языку Текст. / И. А. Власенков. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
  40. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1981. -222 с.
  41. , Е. К. Понятие Текст. / Е. К. Войшвилло. М.: Изд-во МГУ, 1967.-286 с.
  42. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии Текст. / под ред. Д. Н. Богоявленского. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 376 с.
  43. Вопросы теории частей речи на материале языков различных типов Текст. // отв. ред. В. М. Жирмунский, О. П. Суник. JI., 1968. — 311 с.
  44. Временный государственный образовательный стандарт: общее среднее образование: Русский (родной) язык Текст. М.: Институт общеобразовательной школы РАО, 1993. — 50 с.
  45. , Р. Е. Эмоционально-оценочная лексика и контекст Текст. / Р. Е. Вульфсон // РЯШ. 1991. — № 4. — С. 33.
  46. , Л. С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте Текст. / Л. С. Выготский // Избранные психологические исследования. М., 1956. — С. 389−496.
  47. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  48. , П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления Текст. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1966. — № 4. — С. 128−135.
  49. , П. Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызин // Вестник МГУ. Сер. Психология. 1979. — № 4. — С. 2−8.
  50. , А. Н. Вопросы изучения детской речи Текст. / А. Н. Гвоздев. М.: Просвещение, 1961. — 215 с.
  51. , М. В. О характере знаний, умений и навыков учащихся при усвоении грамматических понятий и правил правописания Текст. / М. В. Горбачевская // РЯШ. 1978. — № 6. — С. 8.
  52. , Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий / Д. П. Горский. -М.: Педагогика, 1961. 122 с.
  53. , Д. П. Определение : (логико-методологические проблемы) Текст. / Д. П. Горский. М., 1974. — 133 с.
  54. , Н. Ю. Формирование морфологических понятий при изучении частей речи в общеобразовательной средней школе Текст.: дис.. канд. пед. наук/Н. Ю. Гостева. М., 1999. — 176 с.
  55. Грамматика русского языка Текст. В 3 т. Т. 1 Фонетика и орфография / под ред. В. В. Виноградова М.: Изд-во АН СССР, 1953. — 332с.
  56. Грамматико-стилистические упражнения (при изучении частей речи) Текст.: пособие для учителей / сост. П. А. Щербакова J1.: Просвещение, 1991.-222 с.
  57. , Г. Г. Секреты орфографии Текст. / Г. Г. Граник, С. JT. Бонда-ренко, JI. А. Концевая. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  58. , С. Э. Роль учебника в подготовке учителя к уроку русского языка Текст. / С. Э. Грещевская // РЯШ. 1983. — № 5. — С. 11.
  59. , Ф. К. Морфология русского языка Текст.: книга для учителя / Ф. К. Гужва. Киев: Радняньска школа, 1987. — 273 с.
  60. , В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  61. , В. В. Виды обобщения в обучении : (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972. — 322 с.
  62. , В. В. Развитие мышления в младшем возрасте Текст. / В. В. Давыдов, Э. К. Маркова // Принцип развития в психологии. М.: Педагогика, 1981.-С. 11−14.
  63. , Л. Д. Методические подходы к обучению семантике слов русского языка Текст. / А. Д. Дейкина // Семантика языковых единиц и ее изучение в школе и вузе: сб. научн. тр. Н. Новгород: НГУ, 1993. -С. 12−17.
  64. , Н. Д. Как я обучаю решению поисковых задач на уроках морфологии Текст. / Н. Д. Десяева // РЯШ. 1986. — № 5. — С. 17.
  65. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей Текст.: сб. научных трудов / под ред. Д. Б. Эльконина, А. А. Зенге-ра.-М., 1981.- 157 с.
  66. Дидактика средней школы Текст. / под ред. Н. М. Скаткина М.: Просвещение, 1982. — 225 с.
  67. , В. А. Изучение грамматических определений и правил в 5−7 классах Текст. / В. А. Добромыслов. М., 1951. — 132 с.
  68. , В. А. О развитии логического мышления учащихся 5−7 классах на занятиях по русскому языку Текст. / В. А. Добромыслов. -М.: Учпедгиз, 1956. 314 с.
  69. , Б. И. Процесс категориального узнавания грамматического материала Текст. / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. 1959. — № 2.-С. 157−168.
  70. , К. П. Это увлекательное имя прилагательное Текст. / К. П. Домарев // Русская словесность. 1996. — № 6. — С. 54.
  71. , А. В. Методики изучения грамматики в 8-летней школе Текст.: пособие для учителей / А. В. Дудников. М.: Просвещение, 1977.-304 с.
  72. , В. М. О природе частей речи и их классификации Текст. / В. М. Жирмунский // Общее и германское языкознание / В. М. Жирмунский.-Л., 1967.-С. 12−27.
  73. , С. Ф. К характеристике процессов абстрагирования и обобщения при усвоении грамматики / С. Ф. Жуйков // Вопросы психологии. 1958.6. — С. 97−107.
  74. , С. Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку Текст. / С. Ф. Жуйков. -М., 1979.-212 с.
  75. , В. И. О способах реализации развивающих возможностей обучения Текст. / В. И. Журавлев, В. В. Воронов // РЯШ 1985. — № 4. -G.25.
  76. , А. А. Русское именное словоизменение Текст. / А. А. Зализняк. М., 1967. — 323 с.
  77. Занков, — Л. В. Вопросы обучения и развития учащихся Текст. / Л. В. Занков // Современная педагогика 1955. — Вып. 2. — С. 55−60.
  78. , И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя М.: Наука, 1997.-286 с.
  79. , А. И. Лексико-грамматические упражнения по русскому языку Текст. / А. И. Иванова. Киев: Радняньска школа, 1988. — 188 с.
  80. , В. А. Занимательно о русском языке Текст. / В. А. Иванова. Л.: Просвещение, 1990. — 87 с.
  81. , Г. М. Уроки развития связной речи Текст.: пособие для учителя / Г. М. Иваницкая. Киев: Радняньска школа, 1990. — 115 с.
  82. Инновационное обучение: стратегия и практика / под ред. В. Я. Ляу-дис.-М., 1994. -203 с.
  83. , Н. А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи Текст.: пособие для учителей / Н. А. Ипполитова. -М.: Просвещение, 1980. 142 с.
  84. , А. И. Методика работы над значением слова на основе его семантических связей Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. И. Исакова. -М., 1992.-207 с.
  85. Исследования развития познавательной деятельности Текст.: пер. с англ. / под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфельд М, 1974. — 222 с.
  86. Кабанова-Меллер Е.Н. О развитии логического мышления учащихся Текст. / Е.Н. Кабанова-Меллер // Советская педагогика. 1956. — № 4. -С. 28−38.
  87. , Т. А. Упражнения при функционально-направленном обучении грамматике Текст. / Т. А. Казарицкая // Иностр. яз. в школе. -1987.-№ 3.-С. 68−72.
  88. Калмыкова, 3. И. Психологические принципы развивающего обучения Текст. / 3. И. Калмыкова М.: Знание, 1979. — 48 с.
  89. Калмыкова, 3. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики Текст. / 3. И. Калмыкова. М., 1975. — 72 с.
  90. , Ю. Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. -М.: Наука, 1987. 263 с.
  91. , А. Н. Семантика на уроках морфемики Текст. / А. Н. Ка-тюшина // Семантика и ее изучение в школе и вузе: сб. научн. тр. Н. Новгород: НГУ, 1993.-С. 115−118.
  92. , Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения Текст. / Г. Д. Кириллова. М.: Просвещение, 1980. — 222 с.
  93. , И. Н. Лингвистическая семантика Текст. / И. Н. Кобзева. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 350 с.
  94. , Н. М. О коммуникативном аспекте в теории и практике языкознания Текст. / Н. М. Кожина // МАПРЯЛ: докл. советской делегации.- М.: Русский язык, 1986. С. 223−228.
  95. Кон, И. С. Психология старшеклассников Текст. / И. С. Кон. М.: Педагогика, 1980.-288 с.
  96. , Т. В. Влияние обучения на развитие классификации у младших школьников Текст. / Т. В. Косма// Вопросы психологии. 1964. — № 3.- С. 65−74.
  97. , Т.А. Имя прилагательное. 6 класс Текст. // Русская словесность — 1996, № 3. — С.54
  98. Т. А. Имя прилагательное : 6 класс // Русская словесность. -1996. -№ 6.-С. 61.
  99. , Т. А. Материалы для диагностики знаний, умений и навыков учащихся 6−9 классов Текст. / Т. А. Костяева// РЯШ. 1993. — 4. — С. 49−57.
  100. , Т. А. Материалы для диагностики знаний, умений и навыков учащихся 6−9 классов Текст. / Т. А. Костяева // РЯШ. 1993. — № 6. -С. 12−17.
  101. , В. В. Проблемы научного обоснования обучения Текст. / В. В. Краевский. — М.: Просвещение, 1979. -232 с.
  102. , М. В. Всегда ли семантика наречия повторяет семантику прилагательного? Текст. / М. В. Кружилина // РЯШ. 1988. — № 4. — С. 80.
  103. , Е. С. Основы морфологического анализа Текст. / Е. С. Кубрякова. М.: Просвещение, 1974. — 227 с.
  104. , П. С. О принципах изучения грамматики : материалы к курсам языкознания Текст. / П. С. Кузнецов. М., 1961. — 228 с.
  105. , Н. В. Семантико-функциональный аспект изучения языковых средств качественной характеристики предмета в общеобразовательной школе Текст.: дне.. канд. пед. наук / Н. В. Курылева. Н. Новгород, 2000. — 163 с.
  106. , А. А. Основы психолингвистики Текст. / А. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1997.-286 с.
  107. , А. Н. Психологические вопросы сознательности учения Текст. / А. Н. Леонтьев // Известия АПН РСФСР. 1947. — Вып. 7. — С. 12−18.
  108. , И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  109. Лидман-Орлова, Г. К. Виды разбора на уроках русского языка в 4−6 классах Текст. / Г. К. Лидман-Орлова // РЯШ. 1978. — № 5. — С. 8.
  110. Лидман-Орлова, Г. К. Лингвометодические основы работы над лексикой при изучении частей речи Текст. / Г. К. Лидман-Орлова // Развитие речи на уроках морфологии. М., 1979.-С. 11−15.
  111. Лидман-Орлова, Г. К. Русский язык. Практика Текст. / Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова. М.: Просвещение, 1992. — 189 с.
  112. , М. Ф. О номинативно-грамматическом принципе классификации частей речи Текст. / М. Ф. Лукин // РЯШ. 1992. — № 1. — С. 82.
  113. , М. Р. Формирование грамматических понятий у младших школьников Текст. / М. Р. Львов // Начальная школа. — 1981. № 11.-С. 15−22.
  114. , М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка Текст. / М. Р. Львов. il.: РОСТ СКРИН, 1997. — 255 с.
  115. , С. И. Схема на уроках русского языка Текст. / С. И. Львова // РЯШ.- 1990.-№ 2.-С. 7−13.
  116. , С. И. Уроки словесности : 5−9 классы Текст. / С. И. Львова. -М. :Дрофа, 1997.-416 с.
  117. , Л. К. Логический анализ содержания учебника как основа для выбора оптимальных форм и методов обучения Текст. / Л. К. Лыжова // РЯШ. 1987. — № 5. — С. 25.
  118. , Ю. Г. Функциональный подход в современном научном познании Текст. / Ю. Г. Марков. Новосибирск, 1982. — 188 с.
  119. , М. А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / М. А. Матюшкин. М-: Педагогика, 1972. — 114 с.
  120. , М. А. К проблеме «шага» в процессе усвоения Текст. / М. А. Матюшкин // Новые исследования в педагогике и психологии. М., 1966.-С. 33−38.
  121. , М. И. Теория и практика проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. Казань, 1972. — 88 с.
  122. , Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения Текст. / Н. М. Мачалова. Казань, 1979. — 74 с.
  123. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / под ред. Н. И. Кудряшова. М., 1983. — 184 с.
  124. , В. П. Проблема аналитической оценки качества pi эффективности учебного процесса в школе Текст. / В. П. Мизинцев. — Куйбышев, 1979.-222 с.
  125. , М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся Текст. / М. Я. Микулинская. М.: Педагогика, 1989. — 144 с.
  126. , С. Н. Изучение имени прилагательного по учебному комплексу Текст. / С. Н. Молодцова // РЯШ. 1994. — № 6. — С. 25.
  127. , Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка Текст. / Т. В. Напольникова. М.: Просвещение, 1983. -111 с.
  128. , Т. В. Практикум по методике преподавания русского языка Текст. / Т. В. Напольникова, П. С. Пустоваков. М.: Просвещение, 1976.-98 с.
  129. , Н. Ю. Психологические и физиологические механизмы формирования «чувства языка» Текст. / Н. Ю. Николаева // Образование в регионе: история, современность и перспективы: сб. науч. тр. Орел, 2001.-Ч. 2.-G. 23−25.
  130. , Т. И. Сравнительное изучение эффективности отдельных методов обучения в школе Текст. / Т. И. Огородников // Оптимальное усвоение учащимися знаний и эффективность отдельных методов обучения в школе: сборник. М., 1972. — С. 223−228.
  131. , В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе Текст. / В. П. Озерская. М.: Просвещение, 1989. — 176 с.
  132. Основы методики обучения русскому языку в 4−8 классах Текст. / под ред. А. В. Текучева, Т. А. Ладыженской, М. М. Разумовской. М.: Прюсвещение, 1978. — 104 с.
  133. Основы теории речевой деятельности Текст. / отв. ред. А. А. Леонтьев. -М., 1974.-246 с.
  134. , Л. Г. О формах имени прилагательного в русском языке Текст. / Л. Г. Панин // РЯШ. 1988. — № 1. — С. 53.
  135. , В. Ф. Основы психосемантики Текст.: учеб. пособие / В. Ф. Петренко. Смоленск: СГУ, 1997. — 396 с.
  136. , А. М. Грамматика в новой школе Текст. / А. М. Пеш-ковский // Избранные труды. М., 1959. — С. 229−254.
  137. , П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст. / П. И. Питкасистый. М., 1980. — 524 с.
  138. , В. А. Совершенствование методов обучения Текст. / В. А. Поляков // Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1981.-С. 186−198.
  139. , Н. С. Учение о частях речи в русской грамматической традиции Текст.: материалы к курсам языкознания / Н. С. Поспелов. -М., 1954.-278 с.
  140. , А. А. Из записок по русской грамматике. Т. 1 Текст. / А. А. Потебня. М., 1958. — 116 с.
  141. , Н. Н. Изучение русского языка в средней школе: Морфология Текст. / Н. Н. Прокопович, Н. С. Поспелов. М., 1954. — 195 с.
  142. Проблема оптимальных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся Текст. М., 1976. — 326 с.
  143. Проблемы развития психики Текст. М.: Педагогика, 1989. — 564 с.
  144. , Е. П. Формирование у школьников синтаксических понятий на основе структурно-семантического принципа Текст. / Е. П. Пронина // РЯШ. 1979. — № 4. — С. 54.
  145. , Е. Н. Проблемы языкового развития учащихся при обучении морфологии Текст. / Е. Н. Пузанкова // Опыт теоретического исследования: пособие к спецкурсу. Орел, 1994. — С. 12−21.
  146. , Е. Н. Состояние развития языковой способности учащихся 5−11 классов общеобразовательной школы Текст. / Е. Н. Пузанкова. -Орел, 1997. -234 с.
  147. , Е. Н. Формирование языковой способности учащихся Текст. / Е. Н. Пузанкова // Русская словесность. — 1997. № 4. — С. 48.
  148. , Е. Н. Методика развития языковой способности учащихся 57 классов средней школы Текст. / Е. Н. Пузанкова. Орел, 1998. — 86 с.
  149. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4−8 классах Текст. // сост. М. В. Гандилгер, С. И. Львова. М., 1988. — 119 с.
  150. , М. М. Лингвистические основы обучения орфографии Текст. / М. М. Разумовская // Лингвистические знания — основа умений и навыков: сб. науч. тр. М.: Просвещение, 1985. — С. 198−204.
  151. , В. В. Русский язык : экспериментальная программа развивающего обучения: 6 класс Текст. / В. В. Репкин. Томск — Харьков, 1993. -158 с.
  152. , С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1973. — 208 с.
  153. Русская грамматика Текст. М.: Наука, 1980. — 572 с.
  154. , А. В. Русский язык Текст.: сборник упражнений / А. В. Дудников, А. И. Арбузова, И. И. Ворожбицкая. М.: Высшая школа, 1975.- 186 с.
  155. Русский язык: 5−9 классы Текст.: программы для общеобразовательных учреждений / сост. Л. М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2000. — 74 с.
  156. Русский язык Текст.: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Просвещение, 1999.-224 с.
  157. Русский язык Текст.: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М.: Просвещение, 2000.-226 с.
  158. Русский язык Текст.: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. Г. Григорян [и др.] - под ред. Н. М. Шанского. М.: Просвещение, 2000. — 234 с.
  159. Сборник нормативных документов. Русский язык. / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 96. — С. 5−6.
  160. Сборник упражнений по современному русскому языку Текст.: учебное пособие / П. А. Лекант, В. В. Леденева [и др.]. М.: Дрофа, 2001. — 180 с.
  161. , Л. Продуктивные процессы в обучении и мышлении Текст. / Л. Секой // Психология мышления: сборник. М., 1965. — С. 34- 47.
  162. , Л. П. Основы коммуникативно-целевой семантики Текст. / Л. П. Семененко. Орел, 1999. — 84 с.
  163. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  164. , М. Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  165. , М. Н. Совершенствование процесса обучения Текст. / М. П. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  166. , М. Ф. О доказательствах при грамматическом разборе Текст. / М. Ф. Скорнякова // РЯШ. 1978. — № 6. -С. 14.
  167. , А. И. К вопросу о словах (проблемы отдельности слова) Текст. / А. И. Смирницкий // Вопросы теории и истории языка: сборник.-М., 1952.-С. 24−38.
  168. , А. Д. Изучение морфологии в школе Текст.: пособие для учителя / А. Д. Смирнова. Киев: Радняньска школа, 1988. — 189 с.
  169. Современный русский язык Текст.: учебник для студентов педагогических институтов. В 3-х ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / под ред. Н. М. Шанского, А. Н. Тихонова. -М.: Просвещение, 1987. 134 с.
  170. , М. С. Первые шаги в изучении языка и речи Текст. / М. С. Соловейчик. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 99 с.
  171. , А. Н. Несколько слов о преимуществах семантического подхода к изучению родного языка Текст. / А. Н. Сперанская // Семантика языковых единиц и ее изучение в школе и вузе: сб. науч. тр. Н. Новогород: НГУ, 1993. — С. 74−85.
  172. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1975. — 236 с.
  173. , Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся Текст. / Н. Ф. Талызина. М. .'Просвещение, 1983. — 172 с.
  174. , А. В. Методика преподавания русского языка в средней школе Текст. / А. В. Текучев. М., 1980. — 216 с.
  175. , А. В. Очерки по методике обучения русскому языку Текст. / А. В. Текучев. М.: Просвещение, 1980. — 219 с.
  176. , А. В. Некоторые вопросы теории преподавания грамматики Текст. / А. В. Текучев // РЯШ. — 1971. № 4. — С. 24.
  177. Теоретические основы содержания общего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983. — 378 с.
  178. , И. Ю. Психологические основы формирования культурной языковой компетенции Текст. / И. Ю. Токарева // Образование в регионе: история, современность и перспективы: сб. науч. тр. Орел: ОГУ, 2001.-Ч. 2.-С. 45−48.
  179. , Л. А. Некоторые вопросы теории методики преподавания грамматики Текст. / Л. А. Тростенцова // РЯШ. 1972. — № 2. — С. 13.
  180. , Л. А. Воспитание у школьников сознательного отношения к изучаемым теоретическим сведениям Текст. / Л. А. Тростенцова // РЯШ. 1976.-№ 3.-С. 17.
  181. , Л. А. Изучение морфологии в 4−6 классах Текст. / Л. А. Тростенцова// РЯШ. 1980. — № 3. — С. 12.
  182. , Л. А. Изучение морфологии в 5−6 классах Текст.: метод, указания к учебнику: пособие для учителей / Л. А. Тростенцова. М.: Просвещение, 1981. — 86 с.
  183. , Л. А. Повторение морфологии в 5−6 классах Текст. / Л. А. Тростенцова // Повторение на уроках русского языка: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1978. G. 34−45.
  184. , JI. А. Реализация практической направленности школьного курса морфологии Текст. / JI. А. Тростенцова // Лингвистические знания основа умений и навыков: сб. науч. тр. — М.: Просвещение, 1985. -С. 12−24.
  185. , Л. А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс: морфологический аспект Текст. / Л. А. Тростенцова. -М., 1990.-214 с.
  186. , К. Д. О первоначальном преподавании русского языка Текст. / К. Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1974. — Т. 2. — С. 251−268.
  187. , М. Б. Семантика на уроках русского языка Текст. / М. Б. Успенский // РЯШ. 1995. — № 2. — С. 12−17.
  188. , К. Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» Текст.: приложение к практической грамматике / К. Д. Ушинский // Собр. соч. М.-Л., 1949. — Т. 7. — С. 117−225.
  189. , Л. П. О научной и школьной грамматике Текст. / Л. Г1. Федоренко // РЯШ. 1971. — № 4. — С. 29.
  190. , Л. П. Принцип понятия языковых значений в обучении русскому языку Текст. / Л. П. Федоренко // РЯШ. 1979. — № 3. — С. 8−12.
  191. , Л. П. Закономерности усвоения родной речи Текст. / Л. П. Федоренко. -М.: Просвещение, 1964. -222 с.
  192. , Л. П. Изучение языка и развитие мышления Текст. / Л. П. Федоренко // РЯШ. -1987. № 4. — С. 63−71.
  193. Формирование интереса к учению у школьника Текст. / под ред. А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1986. — 98 с.
  194. , И. П. Выбор учебника как важнейшее условие успешной работы учителя-словесника Текст. / И. П. Цыбулько // Образование в регионе: история, современность, перспективы: сб. науч. тр. Орел: ОГУ, 2000.-С. 92−95.
  195. , М. Е. Развивающие особенности грамматической омонимии Текст. / М. Е. Цыганкова. Орел, 1999. — С. 18−21.
  196. , Н.М. Школьный курс русского языка (Актуальные проблемы и возможности решения). / Н. М. Шанский // РЯШ. — 1993. — № 2. — С.7.
  197. , Т. И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамо-ва.-М., 1982.-218 с.
  198. , JI. В. О частях речи в русском языке Текст. / Л. В. Щерба // Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. — М., 1957. С 226−230.
  199. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М., 1979. — 114 с.
  200. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г. И. Щукина. -М., 1981. 118 с.
  201. Язык, культура, гуманистическое знание: научное наследие Г. О. Винокура и современность. М.: Научный мир, 1999. — 488 с.
  202. , И. С. Знание и мышление школьника Текст. / И. С. Якиманская. — М.: Знание, 1985. 80 с. 1 2 3 4 5 6
  203. Тема школьной программы Тема опытного обучения Постановка методических задач Задания на осмысление учебных задач Виды и формы работы с дидактическим материалом Задания на использование полученного опыта в речи
Заполнить форму текущей работой