Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коррекция осанки в процессе обучения плаванию детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Плавание в плане решения коррекции осанки является не традиционным средством. Вопросами коррекции средствами плавания в основном занимались медики (Каптелин А.Ф., 1969, 1986; Петренко Г. Г., 1973 и др.). Педагоги только положительно оценивают влияние плавания на осанку и рекомендуют заниматься плаванием для улучшения физического развития, физической подготовленности и осанки (Набатникова М. Я… Читать ещё >

Коррекция осанки в процессе обучения плаванию детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Среди важнейших проблем физического воспитания одними из основных являются формирование нормальной осанки и обучение плаванию детей.

В настоящее время среди специалистов различных областей науки и практики наблюдается большой интерес к вопросам осанки детей и подростков. Это объясняется тем, что диапазон ее нарушений у детей различного возраста достигает относительно высокого уровня — от 40 до 80% (Волгина Л.М., 1986; Пушкарева М. Т., 1995; Пенькова И. В., 1997; Лемешева С. Г., 1999 и др.). В связи с этим данная проблема остается актуальной и в настоящее время, вызывая интерес специалистов в области физической культуры.

В 6−7 лет — это так называемый период первого вытяжения. В 11−15 лет происходит второе вытяжение. Между ними 7−11 лет — младший школьный возраст. Для этого периода характерно быстрое развитие двигательного отдела коры большого мозга, заканчивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система, осанка имеет неустойчивый характер. Наиболее часто нарушения осанки возникают и усугубляются именно в этом возрасте, связанные с гетерохронностью развитием костного и суставно-связочного аппаратов, а также мышечной системы ребенка. Наиболее эффективны мероприятия по профилактике и коррекции ее нарушений в этом возрасте.

Среди причин, вызывающих нарушения осанки, называют различные факторы окружающей среды и индивидуального развития. Наиболее распространенными причинами нарушений осанки являются недостатки двигательной активности и гиподинамии, и как следствие, недостаточное развитие связочно-мышечного аппарата: слабость мышц туловища, спины и брюшного пресса.

В литературе отмечены многочисленные взаимосвязи между функциональными нарушениями осанки и другими показателями физического состояния. Отмечено отрицательное влияние нарушений осанки на состояние здоровья: работоспособность отдельных органов и систем человека, в первую очередь, на сердечнососудистую, дыхательную, центральную и вегетативную, пищеварительную системы.

Хорошо разработана система гигиенических мероприятий и корригирующей гимнастики, однако далеко не всегда она приносит позитивные результаты в формировании осанки.

Универсальным средством физического воспитания является плавание, разносторонне воздействующее на организм человека. Оно включено в программы физического воспитания детских садов, общеобразовательных и высших учебных заведений. Однако данные, полученные в разного рода исследованиях, свидетельствуют о низком проценте детей умеющих плавать (Тани А.А., 1975; Васильев B.C., 1983; общероссийская программа по плаванию, 1997).

Исследования А. И. Кудряшова (1969), К. К. Молинского, В. Б. Иссурина (1971), Ю. В. Мелькова (1973), Е. И. Кожевниковой (1998) были направлены на изучение развития физических качеств в условиях водной среды, особенно ее силового компонента, средствами общей физической подготовки (ОФП) в воде.

Плавание в плане решения коррекции осанки является не традиционным средством. Вопросами коррекции средствами плавания в основном занимались медики (Каптелин А.Ф., 1969, 1986; Петренко Г. Г., 1973 и др.). Педагоги только положительно оценивают влияние плавания на осанку и рекомендуют заниматься плаванием для улучшения физического развития, физической подготовленности и осанки (Набатникова М.Я., 1962; Осокина Т. Н., 1962; Булгакова Н. Ж., 1974).

Наиболее эффективными средствами являются те, которые основаны на принципе широкого воздействия элементов коррекции на организм. Такой подход к коррекции осанки исходит из положения о целостности систем человеческого организма.

Несмотря на огромную социальную значимость плавания, работ, посвященных оздоровительному плаванию детей, недостаточно (Логунова О.И., 1952; Набатникова М. Я., 1952; Кислов А. А., 1989). Традиционные методики, применяемые при обучении плаванию, не решают проблему формирования и коррекции осанки детей 7−11 лет. Работ, объединяющих плавание и исправление нарушений осанки, выполненных педагогами в исследуемой литературе нами не обнаружено. И на сегодняшний день эта проблема остается одной из актуальнейших, но до сих пор нерешенной и требующая разработки.

Научная новизна. Выявлены и проанализированы особенности программ, методик, средств начального обучения плаванию и их воздействия на различные нарушения осанки. Впервые изучено последовательное применение комплекса средств начального обучения плаванию и общей физической подготовки в воде с целью исправления нарушений осанки и с одновременным обучением плаванию детей 7−11 лет. Отобраны упражнения начального обучения плаванию и плавательной подготовки, определена их эффективность относительно процесса обучения плаванию и коррекции нарушений осанки. Разработана комплексная методика воздействующая на формирование осанки и на ее основе создана программа оздоровительного плавания детей 7−11 лет, позволяющие овладеть навыком плавания, не только исправлять имеющиеся нарушения осанки, но и улучшать физическое развитие и физическую подготовленность детей.

Теоретическая значимость исследования заключается в новом методическом подходе занятием плаванием детей 7−11 лет, расширяющим представления об использовании средств плавания для исправления нарушений осанки.

Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций и программы по использованию комплекса упражнений по начальному обучению плаванию, общей физической подготовке в воде и формированию осанки, способствующих более быстрому обучению и оздоровлению занимающихся.

Результаты исследований внедрены в работу Управления общим и профессиональным образованием г. Надыма и надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой