Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Школы для одаренных и талантливых детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Один из вариантов реализации данной формы дифференциации обучения — «неградуированные школы» (США). Обучение в них организационно не привязано к учебным годам. Ориентиром служит не переход из класса в класс, а только процесс освоения определенных объемов содержания учебного материала. Школа «неградуирована» и можно изучить за год то, на что другие тратят многие годы, и наоборот, несколько лет… Читать ещё >

Школы для одаренных и талантливых детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной отечественной образовательной практике школы для детей, отобранных по уровню «общей одаренности», — большая редкость.

Школ для талантливых детей значительно больше. Традиция их создавать ведет свою родословную еще с советских времен. Среди наиболее популярных учебных заведений такого рода можно назвать «физико-математические школы» при ведущих российских университетах: Московском, Санкт-Петербургском, Новосибирском и др.; «средние музыкальные школы» при консерваториях: Московской, Санкт-Петербургской, Новосибирской и др.; «средние художественные школы» при художественных вузах (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск). Эти образовательные учреждения работают в течение нескольких десятилетий, их достоинства и проблемы достаточно подробно описаны в специальной литературе.

Элективная форма дифференциации обучения. Гибкая, или «элективная», форма дифференциации обучения предполагает совместное обучение детей с определенными особенностями в общем потоке учащихся. Так, например, во многих странах мира ширится движение за то, чтобы дети-инвалиды или, например, одаренные дети, обучались в среде своих условно «нормальных» сверстников. Но поскольку эти категории детей имеют существенные отличия в плане обучения, их образование должно дифференцироваться, если не на уровне организации, то на уровне содержания и методов.

Возможность обучения слабовидящего либо одаренного ребенка в общем потоке учащихся на первый взгляд может показаться относительно простой задачей, но эта простота при ближайшем рассмотрении оказывается иллюзорной. Данная организационная стратегия нуждается в ряде существенных дополнительных мер. Первое и главное это то, что само представление об обучении у специалистов, пропагандирующих данный подход, принципиально отличается от того, что существует в сознании большинства отечественных специалистов.

В зарубежных вариантах реализации этой формы дифференциации процесс обучения построен на теоретических основах, восходящих к идеям педоцентризма (К. Н. Вентцель — Россия, Дж. Дьюи, Е. Паркхерст, У. Килпатрика — США, С. Френе — Франция, М. Монтессори — Италия и др.). Процесс обучения в этих условиях предельно индивидуализирован, а его содержание существенно видоизменено за счет «обогащения» собственной исследовательской практикой и учебно-творческим проектированием ребенка. Кроме того, часто ребенок и учитель в этих условиях не ограничены ни временем, ни жесткими алгоритмизированными программами, ни местом занятий. Что, с точки зрения ортодоксальной отечественной педагогики, вообще непонятно и воспринимается не иначе, как «опасная тенденция», направленная на «разрушение процесса обучения».

Один из вариантов реализации данной формы дифференциации обучения — «неградуированные школы» (США). Обучение в них организационно не привязано к учебным годам. Ориентиром служит не переход из класса в класс, а только процесс освоения определенных объемов содержания учебного материала. Школа «неградуирована» и можно изучить за год то, на что другие тратят многие годы, и наоборот, несколько лет осваивать то, на что одаренному требуется несколько месяцев. Но как видим, здесь проблема дифференциации обучения постепенно растворяется в проблеме индивидуализации обучения. А ее рассмотрение — предмет отдельного разговора.

Переходная форма дифференциации обучения. Форма дифференциации обучения, обозначенная нами как «переходная», организационно предполагает существование в одной школе классов для разных категорий учащихся. Так, например, во многих школах наряду с обычными классами функционируют классы для одаренных детей (лицейские, гимназические и др.) и классы для детей с проблемами в обучении и развитии (коррекционные). Не менее распространены в рамках этой формы дифференциации обучения различные варианты профильной дифференциации, например, в одной школе параллельно действуют классы: математические, гуманитарные, естественнонаучные и т. п.

Эта форма дифференциации обучения имеет давнюю историю. Ее широкое внедрение в образовательную практику началось в начале XX в. Этот процесс связывают с именем известного немецкого педагога И. А. Зиккингера из города Маннгейма, поэтому она иногда именуется «маннгеймской системой».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой