Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы применения «активных» методов в процессе обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать ее повышению. Активные методы обучения — это такие методы обучения, при… Читать ещё >

Теоретические основы применения «активных» методов в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «активные методы обучения»

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. [1,с.97].

Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методы обучения можно подразделить на три группы:

  • 1. Пассивные методы;
  • 2. Интерактивные методы;
  • 3. Активные методы.

Пассивный метод — это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом, управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. В наше время пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность дать сравнительно большее количество знаний в ограниченных временных рамках урока. Лекция — самый распространенный вид такого урока.

Интерактивный метод — означает взаимодействие, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Проще говоря, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом.

Активный метод — это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока, а так же учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. [5,с.204−206].

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, и др.

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Его использует для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестаёт носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутреннюю деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать ее повышению.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Первоначально эти методы получили распространение в системе переподготовки специалистов. Здесь особое значение имеют ускоренные сроки подготовки, особенно игровые методы обучения, завоевали широкую популярность и признание. Затем они стали использоваться в подготовке специалистов высшей школы. И в последнюю очередь стали применяться в системе общего образования, где классические методы традиционного обучения обосновались особенно прочно. [3,с.165−168].

Все методы активного социально-психологического обучения имеют ряд отличительных признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки: проблемность, адекватность, взаимообучение, индивидуализация, непосредственность, мотивация.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой