Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе
Диссертация
Технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности включает диашостжо-проектирующий, конструктивно-реализующий, рефлексивно-коррекционный этапы, которые характеризуются относительной самостоятельностью, т.к. имеют собственные цели, задачи и совокупность организационных действий. Эффективность формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вуза обеспечивается… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
- 1. 1. Культура безопасности жизнедеятельности как педагогическая проблема
- 12. Сущность, структура, критерии и уровни сформированное&trade- культуры безопасности жизнедеятельности
- 13. Сравнительный анализ образовательной деятельности студентов в контексте культуры безопасности жизнедеятельности
- Выводы по первой главе
- Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
- 2. 1. Характеристика исходного состояния сформированности культуры безопасности жизнедеятельности студентов
- 2. 2. Технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вузов
- 2. 3. Оценка эффективности реализации технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Алексеев А.А., Громова JI.A. Поймите мня правильно или книга о том, как найти свой «стиль мышления». СПб.: Изд-во Экономическая школа, 1993. -370 с.
- Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и личность. М.: Наука, 1980. -335 с.
- Алферова M.JI. Формирование экономической культуры младших школьников в процессе дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1999.-183 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Избранные педагогические труды. В 2 т. — Т. 1.-268 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. -Казань, 1988.-240 с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Антюхин Э.Г. Методика творческих работ в курсе ОБЖ // «ОБЖ». 1997. -№ 12.-С. 27−29.
- Антюхин Э.Г. Разработка научно-методического комплекса безопасности жизнедеятельности для обучения учителей образовательной области «Технология»: Дисканд. пед. наук.—Тула, 1997.-178 с.
- Антюхин Э.Г., СуллаМ.Б. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // «ОБЖ». -1997. № 5. — С. 34−37.
- Анюгин И., Дурнев Р., Сломянский В., Таминкина Е., Фахрутдинов М. Образовательные технологии в области защиты от ЧС // «ОБЖ». 2002. -№ 1. — С. 54−57.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Нар. акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 352 с.
- Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной кульутуры учителя: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 2000. 356 с.
- Атугов П.Р. Технологии и современное образование // Педагогика. 1996. — № 2. -С. 11−15.
- Ахмадулина X. Подготовка преподавателей ОБЖ в БГПУ // «ОБЖ». — 2003. -№ 12. С.46−47- - 2004. — № 4. — С. 47−48.
- Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. — М., 1995. 320 с.
- БаеваЗ.П. Социальные ценности в формировании духовной кульутуры студенчества: Дис.. канд. философ, наук. — Киев, 1990. 195 с.
- Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. — 294 с.
- Безопасность и охрана труда: Учеб. пособие для вузов / Н. Е. Гарнагина, Н. Г. Занько, Н. Ю. Золотарева и др. Под ред. О. Н. Русака. СПб.: Изд-во МА-НЭБ, 2001.-279 с.
- Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учеб. пособие для вузов / П. П. Кукин, B.JI. Лапин, Е. А. Подгорных и др. М.: Высшая школа, 2001.-431 с.
- Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др. 3-е изд., допол. — М.: Высшая школа, 2002.-448 с.
- Белевцев В.А. Военно-патриотическое воспитание студентов университета в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре: Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. — 184 с.
- Белозерцев Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы // Педагогика. 1992.-№ 1−2.-С.61−65.
- Белов С.В., Девисилов В. А. Концепция непрерывного образования в области БЖД // «ОБЖ». 2003. — № 3. — С. 23−30.
- Белов С.В., Девисилов В. А., Лапин В. Л. Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Безопасность жизнедеятельности. — 2000. № 2. — С.28−34.
- Бенин В.Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. Уфа, 1994. -190 с.
- Бенин B.JI. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. — Уфа, 1997.-131 с.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1997. — 257 с.
- Береговой Г. Т., Пономоренко Г. А. Психологические основы обучения человека оператора готовности к действиям в экстремальных условиях // Вопросы философии. 1983. -№ 1. — С. 45−49.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190с.
- Беспамятных Т. БЖД и подготовка школьного учителя // «ОБЖ». 2004. -№ 5.-С. 62.
- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: Филосовские размышления о жизненных проблемах. М.: Знание, 1990. — 64 с.
- Богоявленская ДБ. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов н/Дону, 1983. -133 с.
- Богоявленская ДБ. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. — М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. — 320 с.
- Большая Советская энциклопедия. В 30 т. Т. 13. Конда-Кун / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: «Советская энциклопедия», 1973. — 608 с.
- Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб: «Норинт», 2000. -1536 с.
- Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры. Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. Ростов н/Д: РГПИ. -1993.-32 с.
- Бондаренко Т.А. Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 191 с.
- Бубнов В.Г. Очевидец происшествия становится спасателем (пути повышения эффективности обучения первой медицинской помощи) // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. — № 4. — С. 33−36.
- Вазина КЛ. Саморазвитие человека и технология организации образовательного пространства.—Челябиск, 1997.—240 с.
- Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Монография. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.
- Виленский М.Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под. ред. В. А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.
- Виленский М.Я., Черняев В. В. Методико-практическая подготовка студентов в процессе освоения гуманитарно-ориентированного содержания по физической культуре // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 1. — С.64−69.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
- Владыка М.В. Формирование основ экономической культуры старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. Белгород, 1998.-217 с.
- Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т. -М., 1982−1984.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999.-533 с.
- Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 208 с.
- Гавриленков A.M., Зарцина С. С., Зуева С. Б., Саликова М. И. Особенности восприятия дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентами различных специальностей // Безопасность жизнедеятельности. 2002. — № 7.-С. 37−40.
- ГавриловА.В. Развитие теории профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза в контексте личностно-ориентированного образования: Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Дону, 2000. — 176 с.
- Гайсина Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 2002. 366 с.
- Гальченко В.Т. Педагогические условия формирования информационной культуры студентов технического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Белгород, 2003.- 19 с.
- Гапон Э.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов: Дис.. канд. пед. наук. Харьков, 1991. -211 с.
- Гафнер В. Парадоксы нашей жизни // «ОБЖ». 2002. — № 1. — С. 11−15.
- Гафнер В. Образование и национальная безопасность России // «ОБЖ». -2002.-№ 6.-С. 12−17.
- Гафнер В. Проблемы общества и педагогическое целеполагание // «ОБЖ». -2003.-№ 2.-С. 49−51.
- Генералов А.В. Формирование готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях важная задача учителя ОБЖ // Безопасность жизнедеятельности: школа, вуз, общество: Мат. II Всерос. науч.-практ. конф. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. — С. 74−77.
- ГенишерГ.З. Педагогические условия развития правовой культуры студентов: Дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 182 с.
- Гладышева Л.Ю. Муниципальная система непрерывного экологического образования как условие развития экологической культуры учащихся: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 189 с.
- Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. — М., 1994. -117 с.
- Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. — Воронеж, 1981.-83 с.
- Голушко Т.К. Формирование компьютерной культуры студентов гуманитарных специальностей вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Курск, 2004.-23 с.
- Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.-СПб., 1983.-123 с.
- Гришняева И.В. Формирование коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образования: Дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2000.-229 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии // Директор школы. Спецвыпуск № 4. — М., 1997. — С. 56−59.
- Гуманизация воспитания в современных условиях: Сб. науч. тр. / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М.: УВЦ «Иноватор», 1995. — 115 с.
- Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального образования / Под ред. B.JI. Матросова. М.: Прометей, 1999.- 116 с.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1995. — 252 с.
- Давидович В.Е. Общество и личность. М.: Высшая школа, 1962. — 52 с.
- Данченко С. Миф о личности безопасного типа // «ОБЖ». 2001. — № 12. -С. 13−15.
- Девисилов В.А. Государственные образовательные стандарты подготовки высших профессиональных кадров в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды // Экология и промышленность России. — № 7. — С. 4−9.
- Девисилов В.А. Специальность: безопасность жизнедеятельности в техносфере (задачи специалиста, образовательная программа, где получить образование) // «ОБЖ». 2003. -№ 4. — С. 39−43.
- Девисилов В.А., Белов С. В. Преемственность образовательных программ по БЖД // «ОБЖ». 2004. — № 5. — С. 41−43.
- Долгова В.И. Инновационная культура кадров государственной службы. — М.: РАГС при Президенте РФ, 1996. 96 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — 2-е изд. СПб.: Питер, 2002.-368 с.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков, 1994.-68 с.
- Еникеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. М.: ПРИОР, 2003. — 288 с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. 2-е изд., испр. — М.: МПСИ Флинта, 2003. — 336 с.
- Жданов Ю.А. Наука, культура, образование: достижения и перспективы. — М.: Знание, 1980.-64 с.
- Завалова Н. Д, Пономаренко В. А. Характеристика поведения летчика при усложнении обстановки полета // Вопросы психологии. -1970. № 5. — С. 23−31.
- Завалова Н.Д., Пономоренко В. А. Психологические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. -1983. -№ 6. С. 37−44.
- Загвязинский В. И Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -192 с.
- Загвязинский В. И Педагогическое творчество учителя.—М., 1987. 268 с.
- Залыгин В. Вопросы содержания курса ОБЖ //"ОБЖ". -2002.-№ 6.-С. 7−8.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., допол., испр. и перераб.-М.: Логос, 2001.-384 с.
- Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980. — 303 с.
- Знаиди С. Гражданская защита должна стать частью школьных программ // Гражданская защита. -1999. № 3. — С. 17.
- Зуев А. Роль межпредметных связей в учебном процессе // «ОБЖ». — 2003. -С. 37−38.
- Иванов Ю. Образовательной области ОБЖ быть! // «ОБЖ». 2003. -№ 2. -С. 18−19.
- Иванова В.И. Формирование культуры делового общения будущих инженеров: Дисканд. пед. наук. Брянск, 1998.-184 с.
- Игнатьев В.А., Володина Г. Б. Реализация принципа преемственности между общеобразовательной школой и высшим военным учебным заведением // Гау-деамус.-№ 1 (З).-С. 154−159.
- Ильина И.В. Становление валеологической культуры личности в процессе высшего профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. — Орел, 2000.- 190 с.
- Ильяева И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. -167 с.
- Икрин Т.В. Особенности учебной деятельности и профессионального развития личности студента: Автореф. дисканд. псих. наук. Пермь, 1998.-23 с.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.-Белгород, 1993.-219 с.
- Исаев И.Ф. Сущность и основные тенденции формирования профессионально-педагогической культуры // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. Белгород: Изд-во БГУ, 1996. -С. 8−13.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-208 с.
- Исаев И.Ф., Ситникова М.К Творческая самореализация учителя: культурологический подход. Учебное пособие. М.-Белгород: Изд-во БГУ, 1999. — 224 с.
- Исаев И.Ф., Шеховская H.JI. Колледж как инновационное образовательное учреждение: опыт исследования профессионально-педагогической культуры.- Белгород: Изд-во БГУ, 1997. 144 с.
- Исаева Н.И. Профессиональная культура психолога образования. — М. Белгород: МПГУ- БелГУ, 2002. 235 с.
- Каган М.С. Понятие «культура» в системе философских категорий// Методологические проблемы науки и культуры. — Куйбышев, 1979. — С. 18−29.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.— 414 с.
- Каган М.С., Холостова Т. В. Культура — философия искусство: Диалог. — М.: Знание, 1989.-63 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Авто-реф. диссд-ра. пед. наук. JL, 1985.
- Канн-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. -217 с.
- Карлов Н. Синтез гуманитарного и естественнонаучного. Высшее образование в России. -1992. -№ 3. — С. 52−55.
- Кисилева Э. О системе непрерывного образования // «ОБЖ». 2004. — № 5 — С. 32−33.
- Клакхон К.М. Зеркало для человека: Введение в антропологию. СПб.: Евразия, 1998.-351 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-75 с.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. -1992. № 12. — С. 3−21.
- Коган J1.H. Человек и его судьба. -М.: Мысль, 1988.-283 с.
- Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. -М., 1984.-243 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -176 с.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2004. — 256 с.
- Коряковцева Н.А. Формирование информационной культуры студентов в библиотеке высшего учебного заведения: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1999.- 172 с.
- Кравченко С.А. Педагогические условия развития географической культуры студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курск, 2002. — 19 с.
- Краткий психологический словарь / Ред.-сост. JI.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. — 512 с.
- Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. М.: «Просвещение», 2000.-400 с.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. -М.: Высш. шк., 1990. -142 с.
- Крючек Н. Цели, задачи и проблемы преподавания курса ОБЖ (организация преподавания ОБЖ и БЖД в гМоскве) // «ОБЖ». 2002. — № 6. — С. 9−11.
- Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. М., Общество «Знание» России, ЦИНО, 1998. — 272 с.
- Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. -576 с.
- Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Монография / Под ред. И. Ф. Исаева. — Белгород: Изд-во БГУ, 1999.-151с.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Книга для учителя. Мурманск, 1997. — 228 с.
- Лисина Е., Севастьянов Б. Образовательная структура в области безопасности жизнедеятельности // «ОБЖ». 2004. — № 4. — С. 40−44.
- Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2001. — 36 с.
- Лосев А.Н. Формирование военно-профессиональной направленности будущих офицеров: Автореф. дис. канд. пед. наук. Елец, 2004.-26 с.
- Лосев А.Ф. Философия. Культура. Мифология. М.: Политиздат, 1991. —
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976. — 144 с.
- Магин В.А. Формирование культуры здоровья личности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 1999. — 18 с.
- Макарова JI.H. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя высшей школы (индивидуально-типологический подход): Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. — 143 с.
- Макарова JI.H. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: Моногр.: В 2 ч. Ч. 1. -М.-Тамбов: Изд-во Тамб. ун-т, 2000.-243 с.
- Макарова JI.H. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: Моногр.: В 2 ч. Ч. 2. -М.-Тамбов: Изд-во Тамб. ун-т, 2000. -143 с.
- Макарова Л.Н., Усов А. А. Профессионально-дидактическая культура педагога дополнительного образования: Учеб. пособие. — Белгород-Тамбов, 2003. -143 с.
- Малаян К. Конкурс как средство обучения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. — № 2,3,5.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / Сост. и общ. ред. Ю.П. Се-нокосова. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Прогресс. Культура, 1992. — 414 с.
- Маринина Л. Роль человека в обеспечении безопасности жизнедеятельности // «ОБЖ». 2004. — № 5. — С.44.
- МаркарянЭ.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
- Марков В.В. Квалификация учителя безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2000. — № 9. — С. 17−26.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
- Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. -М: Изд-во Моск. гуманитар.-соц. акад., 2003. -198 с.
- МихайловЛАУчительОБЖвХХ!веке//"ОБЖ". -2004.-№ 1.-11−15.
- Мишин Б.И., Сапронов ВВ., Смирнов А. Т., Шершнев Л. И. Концепция курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 12-летнего общего среднего образования // Основы безопасности жизнедеятельности.—2000.—№ 3.—С. 7−12.
- Монахов НИ. Изучение эффективности воспитания: теория и методика (опыт экспериментального исследования). М: Педагогика, 1981. -144 с.
- Мошкин В.Н. Знания и умения — основа подготовки к выживанию // «ОБЖ». 1997. — №Ю. — С. 7−12.
- Мошкин В.Н. Нравственные качества средство безопасности // «ОБЖ». — 1998.-№ 4.-С. 19−22.
- Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 8. — С. 13−16.
- Мошкин В.Н. Мировоззренческая и нравственная подготовка к безопасной жизнедеятельности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 9.-С. 11−15.
- Мошкин В.Н. Правовое и экологическое воспитание // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 10. — С. 13−16.
- Мошкин В.Н. Подготовка к безопасному поведению // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 11. — С. 20−22.
- Мошкин В.Н. Подготовка к безопасному поведению // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. — № 1. — С. 13−16.
- Мошкин В.Н. Методы, закономерности и принципы воспитания культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. — № 2.-С. 14−20.
- Мошкин В.Н. Политехническое воспитание в обучении основам безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. — № 3. — С. 16−19.
- Мошкин В.Н. Культура безопасности как составная часть культуры // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. — № 1. — С. 44−48.
- Мы формируем человека будущего // Военные знания. — 2002. — № 11. -С. 26−29.
- Назарова Т., Шаповаленко В. Восстановление условий коэволюции систем как стержень концепций и содержания курса ОБЖ // Основы безопасности жизнедеятельности. -2002. № 8. — С. 5−10.
- Нгуен Ван М. Новые свойства будущей экономики // Безопасность жизнедеятельности: школа, вуз, общество: Мат. II Всерос. науч.-практ. конф. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. С. 94−98.
- Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002.-480 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. -Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-640 с.
- Нещерет В. Анализируем маленький жизненный триллер (использование на уроке сюжетно-наглядных материалов) // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. — № 6. — С. 34−37.
- Николаева Т.А. Подготовка будущих инженеров в контексте безопасности жизнедеятельности // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 65−70.
- Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- Овчинникова К.Р. Педагогические условия формирования информационной культуры студентов в процессе освоения компьютерных технологий: Дис. канд. пед. наук.-Челябинск, 1999. 176 с.
- Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие / Под общ. ред. С. И. Самыгина Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
- Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для спуд. высш. пед. учеб, заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, АИ. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 336 с.
- Педагогическая технология: Учебное пособие. Белгород, 1998. — 225 с.
- Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии. 1990. — № 5. — С. 79−92.
- Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. -№ 2. — С. 41−45.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. — Ростов н/Дону: Феникс, 1996. 512 с.
- Петросян Э. Эвристическая деятельность основа для подготовки к безопасной жизнедеятельности // «ОБЖ». 2002. — № 4. — С. 10−11.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М.: Педагогическое общество России, 1999.-354 с.
- Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. Екатеринбург, 1993. — 165 с.
- Полякова Т. А. Формирование информационной культуры специалиста в системе высшего профессионального образования как социально-педагогическая технология: Дис. канд. пед. наук. -М., 1999. 178 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976. — 218 с.
- Попов Г. В., Пышненко Е. А., Лхамсуренпшн Т. Концепция дистанционного обучения по специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» // Безопасность жизнедеятельности. 2002. — № 8. — С. 37−39.
- Посталкж Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, 1989.-205 с.
- Практикум по дидактике и методикам обучения / Под ред. А. В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2004. 541 с.
- Практическая психология для преподавателей. М., 1997. — 167 с.
- Психологические тесты. В 2 т. / Под ред. А. А. Карелина М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т.1. — 312 с.
- Психологические тесты. В 2 т. / Под ред. А. А. Карелина М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т.2. — 248 с.
- Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. М.: «Когнито-Центр», 1999. — 144 с.
- Райгородский. Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский дом «Бахрам-М», 2004. 672 с.
- Регионы в поддержку ОБЖ: «Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ» III Всерос. совещание // «ОБЖ». 2003. — № 2. — С. 3−6.
- Репин Ю. Безопасность обеспечивается культурой // «ОБЖ». 2002. — № 2. -С. 6.
- Репин Ю. Актуализация гуманистической концепции курса ОБЖ // «ОБЖ». 2003. — № 1. — С. 18−21- № 2. — С. 27−31.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 384 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 480 с.
- Рубинштейн С.JI. Проблемы общей психологии. — М., 1976.-240 с.
- Рубинштейн C.JI. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам советской педагогики // Вопросы философии. — 1989. № 4. — С.3−11.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.-283 с.
- Сапронов В.В. Современный комплекс проблем безопасности // «ОБЖ». — 1998.-№ 12.-С. 3−9.
- Сапронов В.В. О личности безопасного типа и компетентности в области ОБЖ // «ОБЖ». 2002. — № 3. — С. 6−8.
- Сапронов В.В. Что это за предмет ОБЖ? // «ОБЖ». 2002. — № 7. — С. 8−14.
- Сапронов В.В. К вопросу о концепциях образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» // «ОБЖ». 2004. — № 2. — С. 30−32.
- Сапронов В.В., Мишин Б. И., Система знаний по безопасности образовательная область ОБЖ // «ОБЖ». — 2002. — № 5. — С. 9−12.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998. — 225 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2000. — 350 с.
- Силяева Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1995. — 3 6 с.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993.-175 с.
- Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 1. — С. 43−49.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
- Смелзер Н. Социология / Пер. с англ.- Науч. ред. изд. на рус. яз. В. А. Ядов. — М.: Феникс, 1994. 687 с.
- Смирнов А.Т. Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности // «ОБЖ». -1998. № 9. — С. 20−23.
- Смирнов Н.К. В контексте оптимизма // «ОБЖ». 2003. — № 1. — С. 6−9.
- Соколова Г. Н. Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции: Социологический анализ / Под ред. Е.М. Баросова- АН БССР- Ин-т философии и права. Минск: Наука и техника, 1989. — 197 с.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. М., 1995. — 271 с.
- Сокорев В.В. Педагогические условия формирования культуры здоровья будущего учителя в процессе общепрофессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук. Белгород, 2004. — 160 с.
- Сорокина М.В. Организационно-педагогические условия формирования основ безопасности жизнедеятельности личности в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2004. -24 с.
- Степанов С.Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю., Фролова Т. В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. -1991.-№ 5. С. 28−34.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 544 с.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Метод, пособие для учителя. -М.: Новая шк., 1994. 125 с.
- Сухомлинский В.А. Педагогический коллектив средней школы. — М.: Учпедгиз, 1958.-317 с.
- Тверская С. Изучение темы «Поражение хлором» с помощью «головы профессора Доуля» // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. — № 5. — С. 49−52.
- Трубина Л. Формирование культуры безопасности в школе // «ОБЖ». — 2004. -№ 2.- С. 38−41.
- Тугаринов В.П. Личность и общество. М.: «Мысль», 1965. -191 с.
- Усов А.А. Формирование профессионально-дидактической культуры педагогов дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Елец, 2004. 25 с.
- Фадеева М.А. Развитие эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2000. — 168 с.
- Философия, культура, человек: Сборник статей / Отв. ред. Н.З. Чавчавадзе- АН ГССР, Ин-т философии. Тбилиси: Мецниереба, 1988. — 119 с.
- Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. 840 с.
- Фролов А.В. Становление экологических аспектов культуры: Дис.. канд. культур, наук. СПб., 2000. — 160 с.
- Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1997, 33 с.
- Чавчавадзе Н.З. Внешние и внутренние функции развития культуры // Культура и общественное развитие. — Тбилиси, 1979. — 223 с.
- Шаманская Е.В. Формирование профессионально-экономической культуры студента колледжа (на материале экономических специальностей): Дис.. канд. пед. наук.-Белгород, 2001. 171 с.
- Шамова Т.И. Внутришкольное управление. Вопросы теории и практики. -М., 1991.-192 с.
- Шамсутдинова Е.В. Формирование досуговой культуры студентов вуза в условиях клубного объединения: Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000 — 174 с.
- Шаршов И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Белгород, 2000. 24 с.
- Шаршов И.А. Содержание технологии обучения профессионально-творческому саморазвитию // Гаудеамус. Тамбов, 2003. — № 1 (3). — С. 98 111.
- Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности. Сущность и технология: Учеб. пособие. М., Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003. — 146 с.
- Швайко А.П. Педагогические условия формирования коммуникативных качеств студентов в процессе профессиональной подготовки: Дис.. канд. пед. наук. Уфа, 1997. — 171 с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.-512 с.
- Шевченко JI.А. Проблемы изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузах // Безопасность жизнедеятельности. — 2002. — № 6. — С. 33−36.
- Шершнев Л.И. Антинациональные приказы (письмо министру образования и науки РФ А.А. Фрусенко) // «ОБЖ». 2004. — № 4. — С. 7−10.
- Шестак Н.В. Высшая технология: технология обучения. М.: Вузовская книга, 2000. — 80 с.
- Шеховская Н.Л. Педагогическая культура: восхождение к личности. Учеб. пособие. Белгород: Изд-во БГУ, 2003. — 132 с.
- Шинкарева Л.В. Формирование социально-экологических представлений у детей: на материале дошкольного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Белгород, 2003. — 22 с.
- Широких О.Б. Педагогичские условия воспитания у студентов активной познавательной позиции: Дис. канд. пед. наук. — М., 1989. -210 с.
- Шлере Ж.-М. Создать культуру безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2002. — № 6. — С. 7−9.
- Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура / Под ред. Г. В. Драча. М.: Логос, 2001. -144 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1962. — 160 с.
- Щуркова Н.Е. Научить быть человеком: О специфике нравственного воспитания. -М.: Знание. 96 с.
- Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. — М.: ООО «Изд-во ACT», 1997. 300 с.
- Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М.: ООО «Изд-во ACT», 1997. — 256 с.
- Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. М.: ООО «Изд-во ACT», 1997. — 288 с.
- Яковцев Т.Я. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 1999. -175 с.
- Levin John S. Mission and structures: Bringing clarity to perceptions about globalization and higher education in Canada // Higher education. 1999. — June- Y.37. -P. 83−90.
- Maslow A.N. Motivation and personality // Under the eg. of Murphy C.N.Y. -Harper 1959. — V.XIV. — 411 p.