Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности включает диашостжо-проектирующий, конструктивно-реализующий, рефлексивно-коррекционный этапы, которые характеризуются относительной самостоятельностью, т.к. имеют собственные цели, задачи и совокупность организационных действий. Эффективность формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вуза обеспечивается… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
    • 1. 1. Культура безопасности жизнедеятельности как педагогическая проблема
    • 12. Сущность, структура, критерии и уровни сформированное&trade- культуры безопасности жизнедеятельности
    • 13. Сравнительный анализ образовательной деятельности студентов в контексте культуры безопасности жизнедеятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Характеристика исходного состояния сформированности культуры безопасности жизнедеятельности студентов
    • 2. 2. Технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вузов
    • 2. 3. Оценка эффективности реализации технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов
  • Выводы по второй главе

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ак1уалыюсгь исследования. На современном этапе научно-технического прогресса деятельность человека, направленная на повышение комфортности его существования, одновременно становится потенциальным источником формирования многочисленных вредных и опасных факторов новой антропогенной среды обитания. В этой связи личная и общественная безопасность перестает быть уделом исключительно специалистов-профессионалов и становится насущной проблемой каждого человека.

Стоящая перед социумом задача рационального и продуманного формирования техносферы, обеспечивающей приемлемые для человека и природных экосистем условия существования, исключительно сложна. Она предусматривает осуществление целого комплекса разноплановых и взаимосвязанных мероприятий: разумное ограничение потребностей человекасоздание новых технических объектов и технологий, ориентированных на малоотходность и ресурсосбережениеминимизацию воздействия техники и технологий на человека и природную средусоздание комплексной системы обеспечения безопасности жизни и деятельности в техносфере. Необходимость реализации перечисленных задач требует от системы высшего профессионального образования разработки программы подготовки специалистов, способных решать их квалифицированно. Тенденции, отражающие вопросы специальной подготовки в области техносферной безопасности и защиты окружающей среды, освещены в работах С. В. Белова, Н. Е. Гарнагиной, В. А. Девисилова, Н. Г. Занько, А. В. Ильницкой, А. Ф. Козьякова, П. П. Кукина, Е. А. Подгорных, H.JI. Пономарева, О. Н. Русака, Н. И. Сердюка, М. Б. Суллы и др.

В контексте будущей профессиональной деятельности студентов проблемы обеспечения безопасности личности на современном предприятии можно условно разделить на проблемы, характерные для любого объекта хозяйственной деятельности, в том числе социального, и проблемы, связанные со спецификой технологических процессов, организацией производства и дислокацией предприятий, что делает необходимым изучение вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности студентами и технических, и гуманитарных специальностей.

Вместе с тем, учитывая положительные результаты, уже достигнутые образовательной системой в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, важно отметить, что актуальность совершенствования образовательного процесса в вузе в данной области не уменьшилась, а наоборот возросла. Для современного уровня развития промышленных и социальных технологий недостаточно просто высокого уровня соблюдения правил техники безопасности, т.к. существует потребность не только в знаниях, умениях и навыках обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и безопасной реализации любого вида деятельности, понимания целей и последствий своих действий для общества и окружающей природной среды. Это значит, что важнейшей целью образовательного процесса в области безопасности является формирование у будущих специалистов мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа — безусловности приоритетов безопасности при решении любых профессиональных и личностных задач. Следовательно, возникает необходимость в формировании особого вида культуры, учитывающего специфику деятельности человека в условиях достижения пределов роста безопасного преобразования среды обитания, культуры безопасности жизнедеятельности.

В настоящее время в педагогической науке активно реализуется тенденция культурологического анализа педагогической реальности (B.JI. Бенин, Е.В. Бонда-ревская, МЛ. Виленский, Г. И. Гайсина, И. Ф. Исаев, Н. И. Исаева, Н. И. Лифинцева, Е. Г. Силяева, В. А. Сластенин, А. Н. Ходусов, Е. Н. Шиянов и др.). Анализ исследуемого феномена показал, что экономическая, правовая, информационная, компьютерная, географическая, экологическая, валеологическая подготовка, духовное, этическое, эстетическое воспитание будущих специалистов в контексте культурологического подхода нашли свое отражение в работах M.JI. Алферовой, Е. И. Артамоновой, З. П. Баевой, Т. А. Бондаренко, М. В. Владыка, Г. З. Генишер, Л. Ю. Гладышевой, Т. К. Голушко, И. В. Ильиной, НА. Коряковцевой, С. А. Кравченко, В. А. Магина, К. Р. Овчинниковой, Т. А. Поляковой, В. В. Сокорева, М. А. Фадеевой, А. В. Фролова, Е. В. Шаманской, Е. В. Шамсутдиновой, JI.B. Шинкаревой, НЕ. Щурковой и др. Однако степень разработанности проблемы формирования непосредственно культуры безопасности жизнедеятельности студентов вузов является недостаточной. В трудах X. Ахмадулиной, Т. Беспамятных, С. Н. Вольхина, И. В. Лазарева, В. В. Маркова, JI.A. Михайлова, Б. И. Мишина, М. С. Петровой, А. Т. Смирнова, Н. К. Смирнова, освещающих проблемы подготовки преподавателей безопасности жизнедеятельности, сделан акцент на формирование профессиональной культуры педагога. Необходимость «воспитания культуры безопасности» у школьников рассмотрена Е. Лисиной, JL Марининой, В. Н. Мошкиным, В. В. Сапроновым, В. Смирновым, Б. Севастьяновым, JL Трубиной.

Проведенный нами теоретический анализ проблемы исследования показал, что «культура безопасности жизнедеятельности» отсутствует сегодня не только как строгое, научное, обоснованное понятие, но и не имеет единой терминологии. Теоретики и практики образовательной области «БЖД» видят цель школьного курса ОБЖ и вузовской дисциплины БЖД в «формировании культуры личной безопасности» (А.В. Генералов, В.Н. Мошкин), «массовой культуры безопасности» (ВГ. Ляшко, А.В. Снегирев), «культуры безопасности» (С. Данченко, Ю. Иванов, В. В. Сапронов, Ж-М. Шлере), «культуры безопасности жизнедеятельности» (В Л. Сюньков, Н. С. Тарасиков, М.И. Хабнер). Кроме отсутствия однозначного понимания исследуемой дефиниции не обоснована и ее взаимосвязь с другими видами культуры. Также требует уточнения сущность и структура культуры безопасности жизнедеятельности студентов, необходима разработка критериального аппарата оценки сформированности уровней культуры безопасности жизнедеятельности и технологии эффективного формирования данного феномена.

Все вышесказанное позволило нам констатировать, что накопленный в педагогике и смежных с ней науках теоретический и фактический материал недостаточен для разрешения противоречия между потребностью общества в будущих специалистах с высоким уровнем культуры безопасности жизнедеятельности и неразработанностью научно-технологических основ ее формирования.

Данное противоречие определяет проблему исследования: каковы теоретические предпосылки, педагогические условия и технология эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов высшего учебного заведения.

Решение данной проблемы явилось целью настоящего исследования.

Объест исследования — профессиональная подготовка будущих специалистов в высшем учебном заведении.

Предмет исследования — процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в условиях профессиональной подготовки в вузе.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом, нами сформулированы задачи исследования:

1. Определить сущность, содержание и структуру культуры безопасности жизнедеятельности личности студентов.

2. Разработать критерии, показатели и уровни сформированности культуры безопасности жизнедеятельности студентов.

3. Выявить основные противоречия учебной деятельности студентов гуманитарных и технических специальностей в контексте культуры безопасности жизнедеятельности.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать и апробировать технологию формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вуза.

5. Определить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов.

Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вуза будет более эффективным, если:

• раскрыта сущность и структура культуры безопасности жизнедеятельности в логике ее развития на основе культурологического подхода;

• реализована совокупность следующих педагогических условий:

— формирование стремления студентов к безопасной реализации любого вида деятельности;

— интеграция знаний отдельных аспектов обеспечения безопасности жизнедеятельности в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс;

— усиление практико-ориентированной направленности формируемых умений и навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;

— увеличение доли творческих форм обучения в процессе овладения знаниями, умениями, навыками безопасной жизнедеятельности с целью инициирования активности студентов. • разработана и реализована технология формирования культуры БЖД студентов.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения философских, психологических, педагогических теорий о культуре как совокупности материальных и духовных ценностей, процессе творческой самореализации сущностных сил личности, инструменте гармонизации отношений человека и окружающего мирао взаимосвязи культуры и деятельности личностипроцессе формирования профессиональной культуры как составляющей базовой культуры личностиидеи культурологического, аксиологического, системного, личностно-деятельностного, личностно-творческого, контекстного подходов к проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов.

Теоретической основой исследования служат педагогические и психолого-педагогические концепции, касающиеся: содержания и специфики базовой культуры личности, различных функций, форм и направлений данного феномена (А.И. Арнольдов, Э. А. Баллер, B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, Г. И. Гайсина, Н. С. Злобин, И. А. Ильяева, И. Ф. Исаев, М. С. Каган, J1.H. Коган, Н. Б. Крылова, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, А. Н. Ходусов и др.) — теории и практики профессиональной подготовки будущих специалистов (Е.П. Белозерцев, А. А. Вербицкий, М. В. Владыка, И. А. Зимняя, Г. В. Икрин, Н. И. Исаева, JI.H. Макарова, А. К. Маркова, JI.C. Подымова, В. А. Сластенин, Г. Н. Соколова, А. И. Субетго, А. И. Уман, И. А. Шаршов, В. В. Щипанов и др.) — безопасности жизнедеятельности в техносфере, непрерывного образования в области БЖД (С.В. Белов, В. А. Девисилов, Э. Киселева, Т.А. Николаева), дистанционного обучения вопросам техносферной безопасности (Т. Лхамсуренгийн, Г. В. Попов, Е.А. Пышненко) — организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности (Т. Беспамятных, С. Н. Вольхин, В. В. Марков, J1.A. Михайлов) — развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», компетентности в области основ безопасности жизнедеятельности (Б.И. Мишин, В. В. Сапронов, А. Т. Смиронов, Л.И. Шершнев), гуманизации курса ОБЖ (Ю. Репин) — воспитания безопасности жизнедеятельности личности и развития творческой составляющей БЖД (Э. Антюхин, Э. Петросян, М. Сулла), нравственного, мировоззренческого, правового, экологического, политехнического, эстетического, медицинского, физического и психологического аспектов безопасности в содержании школьного образования (А.В. Генералов, В.Н. Мошкин) — образовательных технологий в области гражданской обороны и зашиты от чрезвычайных ситуаций (И. Анюгин, Р. Дурнев, С. Знаиди, В. Сломянский, Е. Та-минкина, М. Фахрутдинов).

Решение поставленных задач осуществлялось с использованием комплекса методов: теоретического исследования (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, нормативной документации) — эмпирического исследования (анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности, наблюдение, педагогический эксперимент, самооценка, тестирование, экспертная оценка) — методов математической и статистической обработки экспериментальных данных и их интерпретации.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали Институт математики, физики и информатики, Институт права Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. Исследованием были охвачены студенты вторых курсов.

Организация исследования проводилась в несколько этапов.

Первый этап (1999;2001 гг.) — изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияопределение теоретико-методологических основ исследованияобоснование содержания, структуры, критериев и показателей оценки сформированности культуры безопасности жизнедеятельности студентовсравнительный анализ и выявление основных противоречий учебной деятельности студентов гуманитарных и технических специальностей в контексте исследуемой культуры.

Второй этап (2001;2003 гг.) — разработка методики и проведение констатирующего экспериментаопределение педагогических условий, способствующих формированию культуры безопасности жизнедеятельности и разработка технологии ее формирования у студентов вузапроверка эффективности технологии и выделенных условий в ходе формирующего эксперимента.

Третий этап (2003;2005 гг.) — анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работыформулировка основных теоретических выводов и методических рекомендаций по проблеме исследованияоформление текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что: определена сущность культуры безопасности жизнедеятельностиобоснованы ее структурные (мотивационный, когнитивный, технологический, креативный) и функциональные (гуманистический, образовательный, коммуникативный, нормативный, координирующий) компонентыдана критериальная характеристика фрагментарного, конструктивного, творческого уровней сформированности культуры безопасности жизнедеятельности студентоввыделены организационно-педагогические и личностно-творческие противоречия учебной деятельности студентов технических и гуманитарных специальностей в контексте культуры безопасности жизнедеятельностиобоснована и апробирована технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистоввыявлены и экспериментально проверены педагогические условия эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов.

Теоретическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что:

— обосновано понятие «культура безопасности жизнедеятельности" — осуществлено его системное исследование в условиях действующего образовательного учреждения как самостоятельного, целостного явления;

— результаты исследования позволяют определить специфику соотношения исследуемого понятия с категориями «культура» и «профессиональная культура»;

— выявленные теоретико-методологические основания формирования культуры безопасности жизнедеятельности способствуют развитию научных основ профессионального образования в контексте субъектного преобразования студентов;

— полученные данные могут служить базой для дальнейших теоретических и практических разработок в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов различных типов учебных заведений.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— реализация выявленных педагогических условий эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вуза позволяет улучшить качество их профессиональной подготовки;

— элементы разработанной технологии могут быть использованы как в процессепреподавания общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», так и разработки спецкурсов, программ, факультативов и альтернативных технологий подготовки специалистов обеспечения экологической, производственной, техносферной безопасности и безопасности в ЧС;

— технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности студен-' тов может быть использована преподавателями ССУЗов, а также при подготовке будущих педагогов безопасности жизнедеятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены обоснованностью исходных методологических и теоретических положений, применением комплекса методов исследования, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью объема выборки, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования, статистической значимостью экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения: Культура безопасности жизнедеятельности студентов — интегральное качество личности, определяющее ее направленность на развитие потребности в безопасности на основе совокупности профессиональных и специфических знаний, постоянного совершенствования умений и навыков безопасной реализации профессиональной и социальной деятельности.

Культура безопасности жизнедеятельности студентов представляет собой интегративное, динамическое структурно-уровневое образование, представленное совокупностью структурных: мотивационного, когнитивного, технологического, креативного и функциональных: коммуникативного, нормативного, координирующего компонентов, определяющее способ безопасной и творческой самореализации личности.

Объективная оценка уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности возможна по следующим критериям и показателям:

— потребность в безопасной реализации производственной и социальной деятельности (направленность на безопасное взаимодействие человека со средой обитанияосознание важности личной и общественной безопасностиубежденность в необходимости постоянного профессионального самосовершенствования в вопросах обеспечения безопасности);

— уровень теоретической подготовки к безопасной жизнедеятельности (наличие комплекса знаний обеспечения безопасностипознавательная активностьсформированность аналитического мышления);

— технологическая готовность к безопасности жизнедеятельности (умение прогнозировать деятельность и ее результаты с позиций безопасностистепень владения способами и средствами минимизации негативного воздействиявладение технологией принятия решения в чрезвычайной ситуации).

— творческая активность в обеспечении безопасности жизнедеятельности (способность к видению проблемнестандартность мышленияспособность к восприятию инноваций).

Технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности включает диашостжо-проектирующий, конструктивно-реализующий, рефлексивно-коррекционный этапы, которые характеризуются относительной самостоятельностью, т.к. имеют собственные цели, задачи и совокупность организационных действий. Эффективность формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вуза обеспечивается следующими педагогическими условиями: формированием стремления студентов к безопасной реализации любого вида деятельностиинтеграцией знаний отдельных аспектов обеспечения безопасности жизнедеятельности в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплексусилением практико-ориентированной направленности формируемых умений и навыков обеспечения безопасности жизнедеятельностиувеличением доли творческих форм обучения в процессе овладения знаниями, умениями, навыками безопасной жизнедеятельности с целью инициирования активности студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на международных (Москва, 1999; Брянск, 2003; Тольятти, 2005), Всероссийских (Тула,) 2001; Белгород, 2002; Челябинск, 2002; Мичуринск, 2003; Тамбов, 2002; 2003; 2004), региональных (Тамбов, 1999; 2002; 2003; 2004) конференциях.

Обсуждение материалов исследования проводилось на заседаниях кафедры общей педагогики Института психологии, кафедры экологии и БЖД Института естествознания, кафедры социальной работы Института педагогики и социальной работы' Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

Струюура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Опытно-экспериментальная работа по выявлению педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов и проверки их эффективности проводилась в рамках констатирующего и формирующего этапов.

Оценка исходного состояния исследуемой дефиниции в ходе констатирующего эксперимента позволила выделить следующие педагогические условия осуществления и повышения эффективности процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов:

1. Формирование стремления студентов к безопасной реализации любого вида деятельности.

2. Интеграция знаний отдельных аспектов обеспечения безопасности жизнедеятельности в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс.

3. Усиление практико-ориентированной направленности формируемых умений и навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности.

4. Увеличение доли творческих форм обучения в процессе овладения знаниями, умениями, навыками безопасной жизнедеятельности с целью инициирования активности студентов.

Учитывая выделенные педагогические условия, нами была разработана технология процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов, представленная следующими этапами:

• диагностико-проектирующий, целью которого является анализ исходного уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности студентов и составление программы действий эффективного ее формирования в процессе изучения общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

• конструктивно-реализующий, включающий разработку и композицию учебного материала, выбор педагогических форм, методов, приемов технологии формирования культуры БЖД, их оптимальное сочетание на основе результатов предыдущего этапа, а также осуществление разработанной технологии;

• рефлексивно-коррекционный, направленный на осмысление реализации процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности и модификацию проекта технологии на основе произведенной оценки.

Проверка эффективности разработанной нами технологии осуществлялась в рамках формирующего эксперимента по выявленным критериям (потребность в безопасной реализации производственной и социальной деятельности, уровень теоретической подготовки к безопасной жизнедеятельности, технологическая готовность к безопасной жизнедеятельности, творческая активность в обеспечении безопасности жизнедеятельности).

Используя для подведения итогов эксперимента элементы уровневого, сравнительного и комплексного анализа, а также статистическую проверку достоверности полученных данных, мы произвели качественную и количественную оценку произошедших изменений.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы выявил существенную положительную динамику сформированности по всем показателям и критериям, а также исследуемой характеристики в целом среди студентов экспериментальных групп и «техников», и «гуманитариев» (по сравнению с контрольными), что свидетельствует об эффективности разработанной нами технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов.

Заключение

.

Проведенное нами исследование было направлено на разрешение несоответствия между содержанием, формами, методами подготовки студентов вуза к решению проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности, формируемых высокими темпами развития промышленных и социальных технологий, и потребностями общества в будущих специалистах, осознающих цели и последствия своей преобразующей деятельности для общества и окружающей природной среды. Мы предположили, что одним из способов разрешения данного противоречия является разработка научно-технологических основ формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов и использование ее результатов в практической деятельности преподавателей вуза дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Проанализировав философскую, психолого-педагогическую и методическую литературу, посвященную проблемам специальной подготовки в области техносферной безопасности и защиты окружающей среды, подготовки преподавателей безопасности жизнедеятельности, воспитания культуры безопасности школьников, мы выявили отсутствие обоснованного понимания категории «культура безопасности жизнедеятельности специалиста». Рассмотрев взаимосвязь культуры и деятельности личности как основание процесса формирования ее профессиональной культуры, проанализировав взаимозависимость (взаимообусловленность) общего и специального компонентов профессиональной культуры, мы пришли к выводу, что культура безопасности жизнедеятельности студента отражает процесс взаимовлияний трех феноменов — профессии, деятельности, культуры и представляет собой результат взаимодействия профессиональной культуры и культуры личности.

На основании проведенного теоретического исследования нами дано определение исследуемого феномена, обусловлена структура культуры безопасности жизнедеятельности личности студента, ее компоненты: структурные и функциональные.

Культура безопасности жизнедеятельности студентов — интегральное качество личности, определяющее ее направленность на развитие потребности в безопасности на основе совокупности профессиональных и специфических знаний, постоянное совершенствование умений и навыков безопасной реализации производственной и социальной деятельности.

Сущность исследуемой характеристики определялась нами исходя из логики личностно-профессионального развития, а также особенностей взаимосвязи культуры, профессиональной культуры и специфических знаний, умений и навыков, составляющих безопасность получаемой профессии, на основе чего мы выделили совокупность структурных и функциональных компонентов культуры безопасности жизнедеятельности личности студента. К структурным компонентам мы отнесли: мотивационный, когнитивный, технологический и креативный. Взаимосвязь между исходным состоянием структурных элементов и итоговым результатом осуществляют функции: гуманистическая, образовательная, коммуникативная, нормативная, координирующая.

Успешность формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов мы оценивали посредством следующих критериев и показателей:

— потребность в безопасной реализации производственной и социальной деятельности (направленность на безопасное взаимодействие человека со средой обитанияосознание важности личной и общественной безопасностиубежденность в необходимости постоянного профессионального самосовершенствования в вопросах обеспечения безопасности),.

— уровень теоретической подготовки к безопасной жизнедеятельности (наличие комплекса знаний обеспечения безопасностипознавательная активностьсформированность аналитического мышления),.

— технологическая готовность к безопасной жизнедеятельности (умение прогнозировать деятельность и ее результаты с позиций безопасностистепень владения способами и средствами минимизации негативного воздействиявладение технологией принятия решения в чрезвычайной ситуации),.

— творческая активность в обеспечении безопасности жизнедеятельности (способность к видению проблем, нестандартность мышления, способность к восприятию инноваций).

В соответствии с выделенными критериями и показателями в работе определены три уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности студентов: фрагментарный, конструктивный и творческий.

Фрагментарный уровень культуры безопасности жизнедеятельности студентов характеризуется невысокой степенью сформированности большинства показателей культуры БЖД. Важность личной и общественной безопасности не осознаетсянеобходимость постоянного самосовершенствования проявляется в отношении специальной подготовки и не соотносится с безопасностью какой-либо другой деятельности. Аналитическое мышление зачастую не сформировано, при этом знания по обеспечению безопасности жизнедеятельности носят бессистемный, отрывочный характер, и студент не видит необходимости в их восполнении. Низкая степень владения способами и средствами минимизации негативного воздействия, отсутствие творческой активности сводит преодоление экстремальной и чрезвычайной ситуации к пассивному ожиданию помощи извне (скорая, спасатели и т. д.), а в лучшем случае — действиям по стандартной схеме, не учитывая условий конкретной ситуации.

Конструктивный уровень указывает на наличие разносторонних знаний принципов и методов безопасности, достаточно хорошее владение способами и средствами защиты, которые лежат в основе диагностирования собственной профессиональной деятельности и достижения безопасности ее результатов. Осознавая важность преимущественно личной безопасности, студенты задумываются о глобальности последствий деятельности человека, преобразующей окружающую среду. Творческая активность проявляется в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами поиска новых способов преодоления опасностей в нестандартных условиях.

Для творческого уровня культуры безопасности жизнедеятельности характерна приоритетность общественной безопасности. Анализируя результаты своей деятельности, будущий специалист исходит из необходимости гармонизации отношений человека и природы, сознательно намечает цель, задачи и способы профессионального совершенствования. Высокий уровень теоретической и технологической подготовки характеризуется наличием комплекса глубоких и прочных знаний обеспечения безопасности, сформированностью аналитического мышления, активным восприятием новой информации, владением широким спектром способов и средств обеспечения безопасности, рациональным выбором приоритетности решаемых задач. Профессиональная интуиция и воображение обеспечивают способность своевременно обнаруживать изменения условий деятельности, перестраивать ее на основе выявленной неопределенности ситуации, разрабатывать новые способы защиты.

На основе логического анализа нами была выделена совокупность организационно-педагогических и личностно-творческих противоречий образовательной деятельности студентов в контексте культуры безопасности жизнедеятельности.

Данный анализ и результаты констатирующего эксперимента позволили сформулировать следующие педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов:

— формирование стремления студентов к безопасной реализации любого вида деятельности;

— интеграция знаний отдельных аспектов обеспечения безопасности жизнедеятельности в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс;

— усиление практико-ориентированной направленности формируемых умений и навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;

— увеличение доли творческих форм обучения в процессе овладения знаниями, умениями, навыками безопасной жизнедеятельности с целью инициирования активности студентов.

С учетом выделенных педагогических условий нами была разработана технология, направленная на формирование и развитее культуры безопасности жизнедеятельности студентов, включающая в себя диагностико-проектирующий (анализ исходного уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности студентов и составление программы действий эффективного ее развития), конструктивно-реализующий (разработка и композиция учебного материала, выбор педагогических форм, методов, приемов технологии формирования культуры БЖД и осуществление разработанной технологии) и рефлексивно-коррекционный (осмысление реализации процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов и модификация технологии на основе производственной оценки) этапы.

Проверка эффективности разработанной нами технологии осуществлялась непосредственно соискателем в ходе формирующего эксперимента на базе института математики, физики и информатики, института права Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

Уровневый, сравнительный и комплексный анализ, а также статистическая проверка достоверности полученных данных позволили нам выявить существенные положительные изменения уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности студентов экспериментальных групп и технических и гуманитарных специальностей, что свидетельствует об эффективности разработанной нами технологии.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в диссертации в достаточной степени решена проблема исследования: выделены, научно обоснованы и экспериментально проверены теоретические предпосылки, педагогические условия и технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вуза. Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы подтвердили в целом выдвинутую нами гипотезу.

В результате проведенного нами исследования обозначились проблемы, требующие дальнейшего теоретического анализа и научно-методического обеспечения. К таковым можно отнести вопросы реконструирования разработанной нами технологии в соответствии со спецификой образовательной деятельности средних специальных учебных заведений, проблемы взаимосвязи и преемственности культуры безопасности жизнедеятельности и культуры личной безопасности школьников, а также необходимость формирования культуры безопасности жизнедеятельности в ходе повышения квалификации специалиста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А., Громова JI.A. Поймите мня правильно или книга о том, как найти свой «стиль мышления». СПб.: Изд-во Экономическая школа, 1993. -370 с.
  2. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и личность. М.: Наука, 1980. -335 с.
  3. M.JI. Формирование экономической культуры младших школьников в процессе дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1999.-183 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания / Избранные педагогические труды. В 2 т. — Т. 1.-268 с.
  5. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. -Казань, 1988.-240 с.
  6. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  7. Э.Г. Методика творческих работ в курсе ОБЖ // «ОБЖ». 1997. -№ 12.-С. 27−29.
  8. Э.Г. Разработка научно-методического комплекса безопасности жизнедеятельности для обучения учителей образовательной области «Технология»: Дисканд. пед. наук.—Тула, 1997.-178 с.
  9. Э.Г., СуллаМ.Б. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // «ОБЖ». -1997. № 5. — С. 34−37.
  10. И., Дурнев Р., Сломянский В., Таминкина Е., Фахрутдинов М. Образовательные технологии в области защиты от ЧС // «ОБЖ». 2002. -№ 1. — С. 54−57.
  11. А.И. Введение в культурологию. М.: Нар. акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 352 с.
  12. Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной кульутуры учителя: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 2000. 356 с.
  13. П.Р. Технологии и современное образование // Педагогика. 1996. — № 2. -С. 11−15.
  14. X. Подготовка преподавателей ОБЖ в БГПУ // «ОБЖ». — 2003. -№ 12. С.46−47- - 2004. — № 4. — С. 47−48.
  15. Э.Р. Психологические тесты. — М., 1995. 320 с.
  16. БаеваЗ.П. Социальные ценности в формировании духовной кульутуры студенчества: Дис.. канд. философ, наук. — Киев, 1990. 195 с.
  17. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. — 294 с.
  18. Безопасность и охрана труда: Учеб. пособие для вузов / Н. Е. Гарнагина, Н. Г. Занько, Н. Ю. Золотарева и др. Под ред. О. Н. Русака. СПб.: Изд-во МА-НЭБ, 2001.-279 с.
  19. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учеб. пособие для вузов / П. П. Кукин, B.JI. Лапин, Е. А. Подгорных и др. М.: Высшая школа, 2001.-431 с.
  20. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др. 3-е изд., допол. — М.: Высшая школа, 2002.-448 с.
  21. В.А. Военно-патриотическое воспитание студентов университета в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре: Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. — 184 с.
  22. Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы // Педагогика. 1992.-№ 1−2.-С.61−65.
  23. С.В., Девисилов В. А. Концепция непрерывного образования в области БЖД // «ОБЖ». 2003. — № 3. — С. 23−30.
  24. С.В., Девисилов В. А., Лапин В. Л. Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Безопасность жизнедеятельности. — 2000. № 2. — С.28−34.
  25. В.Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. Уфа, 1994. -190 с.
  26. B.JI. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. — Уфа, 1997.-131 с.
  27. Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1997. — 257 с.
  28. Г. Т., Пономоренко Г. А. Психологические основы обучения человека оператора готовности к действиям в экстремальных условиях // Вопросы философии. 1983. -№ 1. — С. 45−49.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190с.
  30. Т. БЖД и подготовка школьного учителя // «ОБЖ». 2004. -№ 5.-С. 62.
  31. B.C. Нравственность. Культура. Современность: Филосовские размышления о жизненных проблемах. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  32. ДБ. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов н/Дону, 1983. -133 с.
  33. ДБ. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. — М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. — 320 с.
  34. Большая Советская энциклопедия. В 30 т. Т. 13. Конда-Кун / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: «Советская энциклопедия», 1973. — 608 с.
  35. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб: «Норинт», 2000. -1536 с.
  36. Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры. Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. Ростов н/Д: РГПИ. -1993.-32 с.
  37. Т.А. Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 191 с.
  38. В.Г. Очевидец происшествия становится спасателем (пути повышения эффективности обучения первой медицинской помощи) // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. — № 4. — С. 33−36.
  39. КЛ. Саморазвитие человека и технология организации образовательного пространства.—Челябиск, 1997.—240 с.
  40. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Монография. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.
  41. М.Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под. ред. В. А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.
  42. М.Я., Черняев В. В. Методико-практическая подготовка студентов в процессе освоения гуманитарно-ориентированного содержания по физической культуре // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 1. — С.64−69.
  43. С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  44. М.В. Формирование основ экономической культуры старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. Белгород, 1998.-217 с.
  45. Л.С. Собр. Соч. в 6 т. -М., 1982−1984.
  46. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999.-533 с.
  47. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 208 с.
  48. A.M., Зарцина С. С., Зуева С. Б., Саликова М. И. Особенности восприятия дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентами различных специальностей // Безопасность жизнедеятельности. 2002. — № 7.-С. 37−40.
  49. ГавриловА.В. Развитие теории профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза в контексте личностно-ориентированного образования: Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Дону, 2000. — 176 с.
  50. Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 2002. 366 с.
  51. В.Т. Педагогические условия формирования информационной культуры студентов технического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Белгород, 2003.- 19 с.
  52. Э.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов: Дис.. канд. пед. наук. Харьков, 1991. -211 с.
  53. В. Парадоксы нашей жизни // «ОБЖ». 2002. — № 1. — С. 11−15.
  54. В. Образование и национальная безопасность России // «ОБЖ». -2002.-№ 6.-С. 12−17.
  55. В. Проблемы общества и педагогическое целеполагание // «ОБЖ». -2003.-№ 2.-С. 49−51.
  56. А.В. Формирование готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях важная задача учителя ОБЖ // Безопасность жизнедеятельности: школа, вуз, общество: Мат. II Всерос. науч.-практ. конф. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. — С. 74−77.
  57. ГенишерГ.З. Педагогические условия развития правовой культуры студентов: Дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 182 с.
  58. Л.Ю. Муниципальная система непрерывного экологического образования как условие развития экологической культуры учащихся: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 189 с.
  59. Н.М. Проблема креативности и явление подражания. — М., 1994. -117 с.
  60. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. — Воронеж, 1981.-83 с.
  61. Т.К. Формирование компьютерной культуры студентов гуманитарных специальностей вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Курск, 2004.-23 с.
  62. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.-СПб., 1983.-123 с.
  63. И.В. Формирование коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образования: Дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2000.-229 с.
  64. В.В. Образовательная технология: от приема до философии // Директор школы. Спецвыпуск № 4. — М., 1997. — С. 56−59.
  65. Гуманизация воспитания в современных условиях: Сб. науч. тр. / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М.: УВЦ «Иноватор», 1995. — 115 с.
  66. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального образования / Под ред. B.JI. Матросова. М.: Прометей, 1999.- 116 с.
  67. П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1995. — 252 с.
  68. В.Е. Общество и личность. М.: Высшая школа, 1962. — 52 с.
  69. С. Миф о личности безопасного типа // «ОБЖ». 2001. — № 12. -С. 13−15.
  70. В.А. Государственные образовательные стандарты подготовки высших профессиональных кадров в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды // Экология и промышленность России. — № 7. — С. 4−9.
  71. В.А. Специальность: безопасность жизнедеятельности в техносфере (задачи специалиста, образовательная программа, где получить образование) // «ОБЖ». 2003. -№ 4. — С. 39−43.
  72. В.А., Белов С. В. Преемственность образовательных программ по БЖД // «ОБЖ». 2004. — № 5. — С. 41−43.
  73. В.И. Инновационная культура кадров государственной службы. — М.: РАГС при Президенте РФ, 1996. 96 с.
  74. В.Н. Психология общих способностей. — 2-е изд. СПб.: Питер, 2002.-368 с.
  75. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков, 1994.-68 с.
  76. М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. М.: ПРИОР, 2003. — 288 с.
  77. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. 2-е изд., испр. — М.: МПСИ Флинта, 2003. — 336 с.
  78. Ю.А. Наука, культура, образование: достижения и перспективы. — М.: Знание, 1980.-64 с.
  79. Завалова Н. Д, Пономаренко В. А. Характеристика поведения летчика при усложнении обстановки полета // Вопросы психологии. -1970. № 5. — С. 23−31.
  80. Н.Д., Пономоренко В. А. Психологические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. -1983. -№ 6. С. 37−44.
  81. Загвязинский В. И Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -192 с.
  82. Загвязинский В. И Педагогическое творчество учителя.—М., 1987. 268 с.
  83. В. Вопросы содержания курса ОБЖ //"ОБЖ". -2002.-№ 6.-С. 7−8.
  84. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., допол., испр. и перераб.-М.: Логос, 2001.-384 с.
  85. Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980. — 303 с.
  86. С. Гражданская защита должна стать частью школьных программ // Гражданская защита. -1999. № 3. — С. 17.
  87. А. Роль межпредметных связей в учебном процессе // «ОБЖ». — 2003. -С. 37−38.
  88. Ю. Образовательной области ОБЖ быть! // «ОБЖ». 2003. -№ 2. -С. 18−19.
  89. В.И. Формирование культуры делового общения будущих инженеров: Дисканд. пед. наук. Брянск, 1998.-184 с.
  90. В.А., Володина Г. Б. Реализация принципа преемственности между общеобразовательной школой и высшим военным учебным заведением // Гау-деамус.-№ 1 (З).-С. 154−159.
  91. И.В. Становление валеологической культуры личности в процессе высшего профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. — Орел, 2000.- 190 с.
  92. И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. -167 с.
  93. Т.В. Особенности учебной деятельности и профессионального развития личности студента: Автореф. дисканд. псих. наук. Пермь, 1998.-23 с.
  94. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.-Белгород, 1993.-219 с.
  95. И.Ф. Сущность и основные тенденции формирования профессионально-педагогической культуры // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. Белгород: Изд-во БГУ, 1996. -С. 8−13.
  96. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-208 с.
  97. И.Ф., Ситникова М.К Творческая самореализация учителя: культурологический подход. Учебное пособие. М.-Белгород: Изд-во БГУ, 1999. — 224 с.
  98. И.Ф., Шеховская H.JI. Колледж как инновационное образовательное учреждение: опыт исследования профессионально-педагогической культуры.- Белгород: Изд-во БГУ, 1997. 144 с.
  99. Н.И. Профессиональная культура психолога образования. — М. Белгород: МПГУ- БелГУ, 2002. 235 с.
  100. М.С. Понятие «культура» в системе философских категорий// Методологические проблемы науки и культуры. — Куйбышев, 1979. — С. 18−29.
  101. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.— 414 с.
  102. М.С., Холостова Т. В. Культура — философия искусство: Диалог. — М.: Знание, 1989.-63 с.
  103. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Авто-реф. диссд-ра. пед. наук. JL, 1985.
  104. Канн-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. -217 с.
  105. Н. Синтез гуманитарного и естественнонаучного. Высшее образование в России. -1992. -№ 3. — С. 52−55.
  106. Э. О системе непрерывного образования // «ОБЖ». 2004. — № 5 — С. 32−33.
  107. К.М. Зеркало для человека: Введение в антропологию. СПб.: Евразия, 1998.-351 с.
  108. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-75 с.
  109. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. -1992. № 12. — С. 3−21.
  110. Коган J1.H. Человек и его судьба. -М.: Мысль, 1988.-283 с.
  111. JI.H. Цель и смысл жизни человека. -М., 1984.-243 с.
  112. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -176 с.
  113. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2004. — 256 с.
  114. Н.А. Формирование информационной культуры студентов в библиотеке высшего учебного заведения: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1999.- 172 с.
  115. С.А. Педагогические условия развития географической культуры студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курск, 2002. — 19 с.
  116. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. JI.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. — 512 с.
  117. Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. М.: «Просвещение», 2000.-400 с.
  118. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. -М.: Высш. шк., 1990. -142 с.
  119. Н. Цели, задачи и проблемы преподавания курса ОБЖ (организация преподавания ОБЖ и БЖД в гМоскве) // «ОБЖ». 2002. — № 6. — С. 9−11.
  120. Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. М., Общество «Знание» России, ЦИНО, 1998. — 272 с.
  121. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. -576 с.
  122. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Монография / Под ред. И. Ф. Исаева. — Белгород: Изд-во БГУ, 1999.-151с.
  123. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Книга для учителя. Мурманск, 1997. — 228 с.
  124. Е., Севастьянов Б. Образовательная структура в области безопасности жизнедеятельности // «ОБЖ». 2004. — № 4. — С. 40−44.
  125. Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2001. — 36 с.
  126. А.Н. Формирование военно-профессиональной направленности будущих офицеров: Автореф. дис. канд. пед. наук. Елец, 2004.-26 с.
  127. А.Ф. Философия. Культура. Мифология. М.: Политиздат, 1991. —
  128. Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976. — 144 с.
  129. В.А. Формирование культуры здоровья личности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 1999. — 18 с.
  130. JI.H. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя высшей школы (индивидуально-типологический подход): Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. — 143 с.
  131. JI.H. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: Моногр.: В 2 ч. Ч. 1. -М.-Тамбов: Изд-во Тамб. ун-т, 2000.-243 с.
  132. JI.H. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: Моногр.: В 2 ч. Ч. 2. -М.-Тамбов: Изд-во Тамб. ун-т, 2000. -143 с.
  133. Л.Н., Усов А. А. Профессионально-дидактическая культура педагога дополнительного образования: Учеб. пособие. — Белгород-Тамбов, 2003. -143 с.
  134. К. Конкурс как средство обучения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. — № 2,3,5.
  135. М.К. Как я понимаю философию / Сост. и общ. ред. Ю.П. Се-нокосова. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Прогресс. Культура, 1992. — 414 с.
  136. Л. Роль человека в обеспечении безопасности жизнедеятельности // «ОБЖ». 2004. — № 5. — С.44.
  137. МаркарянЭ.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  138. В.В. Квалификация учителя безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2000. — № 9. — С. 17−26.
  139. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  140. В.М. Философия культуры. Эпоха классики: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. -М: Изд-во Моск. гуманитар.-соц. акад., 2003. -198 с.
  141. МихайловЛАУчительОБЖвХХ!веке//"ОБЖ". -2004.-№ 1.-11−15.
  142. .И., Сапронов ВВ., Смирнов А. Т., Шершнев Л. И. Концепция курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 12-летнего общего среднего образования // Основы безопасности жизнедеятельности.—2000.—№ 3.—С. 7−12.
  143. НИ. Изучение эффективности воспитания: теория и методика (опыт экспериментального исследования). М: Педагогика, 1981. -144 с.
  144. В.Н. Знания и умения — основа подготовки к выживанию // «ОБЖ». 1997. — №Ю. — С. 7−12.
  145. В.Н. Нравственные качества средство безопасности // «ОБЖ». — 1998.-№ 4.-С. 19−22.
  146. В.Н. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 8. — С. 13−16.
  147. В.Н. Мировоззренческая и нравственная подготовка к безопасной жизнедеятельности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 9.-С. 11−15.
  148. В.Н. Правовое и экологическое воспитание // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 10. — С. 13−16.
  149. В.Н. Подготовка к безопасному поведению // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 11. — С. 20−22.
  150. В.Н. Подготовка к безопасному поведению // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. — № 1. — С. 13−16.
  151. В.Н. Методы, закономерности и принципы воспитания культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. — № 2.-С. 14−20.
  152. В.Н. Политехническое воспитание в обучении основам безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. — № 3. — С. 16−19.
  153. В.Н. Культура безопасности как составная часть культуры // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. — № 1. — С. 44−48.
  154. Мы формируем человека будущего // Военные знания. — 2002. — № 11. -С. 26−29.
  155. Т., Шаповаленко В. Восстановление условий коэволюции систем как стержень концепций и содержания курса ОБЖ // Основы безопасности жизнедеятельности. -2002. № 8. — С. 5−10.
  156. Нгуен Ван М. Новые свойства будущей экономики // Безопасность жизнедеятельности: школа, вуз, общество: Мат. II Всерос. науч.-практ. конф. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. С. 94−98.
  157. Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002.-480 с.
  158. Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. -Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-640 с.
  159. В. Анализируем маленький жизненный триллер (использование на уроке сюжетно-наглядных материалов) // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. — № 6. — С. 34−37.
  160. Т.А. Подготовка будущих инженеров в контексте безопасности жизнедеятельности // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 65−70.
  161. А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  162. К.Р. Педагогические условия формирования информационной культуры студентов в процессе освоения компьютерных технологий: Дис. канд. пед. наук.-Челябинск, 1999. 176 с.
  163. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие / Под общ. ред. С. И. Самыгина Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
  164. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для спуд. высш. пед. учеб, заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368с.
  165. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, АИ. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  166. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 336 с.
  167. Педагогическая технология: Учебное пособие. Белгород, 1998. — 225 с.
  168. М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии. 1990. — № 5. — С. 79−92.
  169. В.А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. -№ 2. — С. 41−45.
  170. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. — Ростов н/Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  171. Э. Эвристическая деятельность основа для подготовки к безопасной жизнедеятельности // «ОБЖ». 2002. — № 4. — С. 10−11.
  172. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М.: Педагогическое общество России, 1999.-354 с.
  173. В.И. Мировая и отечественная культура. Екатеринбург, 1993. — 165 с.
  174. Т. А. Формирование информационной культуры специалиста в системе высшего профессионального образования как социально-педагогическая технология: Дис. канд. пед. наук. -М., 1999. 178 с.
  175. Я.А. Психология творчества. М., 1976. — 218 с.
  176. Г. В., Пышненко Е. А., Лхамсуренпшн Т. Концепция дистанционного обучения по специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» // Безопасность жизнедеятельности. 2002. — № 8. — С. 37−39.
  177. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, 1989.-205 с.
  178. Практикум по дидактике и методикам обучения / Под ред. А. В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2004. 541 с.
  179. Практическая психология для преподавателей. М., 1997. — 167 с.
  180. Психологические тесты. В 2 т. / Под ред. А. А. Карелина М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т.1. — 312 с.
  181. Психологические тесты. В 2 т. / Под ред. А. А. Карелина М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т.2. — 248 с.
  182. Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. М.: «Когнито-Центр», 1999. — 144 с.
  183. . Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский дом «Бахрам-М», 2004. 672 с.
  184. Регионы в поддержку ОБЖ: «Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ» III Всерос. совещание // «ОБЖ». 2003. — № 2. — С. 3−6.
  185. Ю. Безопасность обеспечивается культурой // «ОБЖ». 2002. — № 2. -С. 6.
  186. Ю. Актуализация гуманистической концепции курса ОБЖ // «ОБЖ». 2003. — № 1. — С. 18−21- № 2. — С. 27−31.
  187. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 384 с.
  188. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 480 с.
  189. С.JI. Проблемы общей психологии. — М., 1976.-240 с.
  190. C.JI. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам советской педагогики // Вопросы философии. — 1989. № 4. — С.3−11.
  191. C.JI. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.-283 с.
  192. В.В. Современный комплекс проблем безопасности // «ОБЖ». — 1998.-№ 12.-С. 3−9.
  193. В.В. О личности безопасного типа и компетентности в области ОБЖ // «ОБЖ». 2002. — № 3. — С. 6−8.
  194. В.В. Что это за предмет ОБЖ? // «ОБЖ». 2002. — № 7. — С. 8−14.
  195. В.В. К вопросу о концепциях образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» // «ОБЖ». 2004. — № 2. — С. 30−32.
  196. В.В., Мишин Б. И., Система знаний по безопасности образовательная область ОБЖ // «ОБЖ». — 2002. — № 5. — С. 9−12.
  197. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998. — 225 с.
  198. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2000. — 350 с.
  199. Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1995. — 3 6 с.
  200. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993.-175 с.
  201. В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 1. — С. 43−49.
  202. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  203. Н. Социология / Пер. с англ.- Науч. ред. изд. на рус. яз. В. А. Ядов. — М.: Феникс, 1994. 687 с.
  204. А.Т. Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности // «ОБЖ». -1998. № 9. — С. 20−23.
  205. Н.К. В контексте оптимизма // «ОБЖ». 2003. — № 1. — С. 6−9.
  206. Г. Н. Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции: Социологический анализ / Под ред. Е.М. Баросова- АН БССР- Ин-т философии и права. Минск: Наука и техника, 1989. — 197 с.
  207. В.Н. Педагогическая эвристика. М., 1995. — 271 с.
  208. В.В. Педагогические условия формирования культуры здоровья будущего учителя в процессе общепрофессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук. Белгород, 2004. — 160 с.
  209. М.В. Организационно-педагогические условия формирования основ безопасности жизнедеятельности личности в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2004. -24 с.
  210. С.Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю., Фролова Т. В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. -1991.-№ 5. С. 28−34.
  211. Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 544 с.
  212. И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Метод, пособие для учителя. -М.: Новая шк., 1994. 125 с.
  213. В.А. Педагогический коллектив средней школы. — М.: Учпедгиз, 1958.-317 с.
  214. С. Изучение темы «Поражение хлором» с помощью «головы профессора Доуля» // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. — № 5. — С. 49−52.
  215. Л. Формирование культуры безопасности в школе // «ОБЖ». — 2004. -№ 2.- С. 38−41.
  216. В.П. Личность и общество. М.: «Мысль», 1965. -191 с.
  217. А.А. Формирование профессионально-дидактической культуры педагогов дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Елец, 2004. 25 с.
  218. М.А. Развитие эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2000. — 168 с.
  219. Философия, культура, человек: Сборник статей / Отв. ред. Н.З. Чавчавадзе- АН ГССР, Ин-т философии. Тбилиси: Мецниереба, 1988. — 119 с.
  220. Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. 840 с.
  221. А.В. Становление экологических аспектов культуры: Дис.. канд. культур, наук. СПб., 2000. — 160 с.
  222. А.Н. Формирование методологической культуры учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1997, 33 с.
  223. Н.З. Внешние и внутренние функции развития культуры // Культура и общественное развитие. — Тбилиси, 1979. — 223 с.
  224. Е.В. Формирование профессионально-экономической культуры студента колледжа (на материале экономических специальностей): Дис.. канд. пед. наук.-Белгород, 2001. 171 с.
  225. Т.И. Внутришкольное управление. Вопросы теории и практики. -М., 1991.-192 с.
  226. Е.В. Формирование досуговой культуры студентов вуза в условиях клубного объединения: Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000 — 174 с.
  227. И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Белгород, 2000. 24 с.
  228. И.А. Содержание технологии обучения профессионально-творческому саморазвитию // Гаудеамус. Тамбов, 2003. — № 1 (3). — С. 98 111.
  229. И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности. Сущность и технология: Учеб. пособие. М., Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003. — 146 с.
  230. А.П. Педагогические условия формирования коммуникативных качеств студентов в процессе профессиональной подготовки: Дис.. канд. пед. наук. Уфа, 1997. — 171 с.
  231. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.-512 с.
  232. JI.А. Проблемы изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузах // Безопасность жизнедеятельности. — 2002. — № 6. — С. 33−36.
  233. Л.И. Антинациональные приказы (письмо министру образования и науки РФ А.А. Фрусенко) // «ОБЖ». 2004. — № 4. — С. 7−10.
  234. Н.В. Высшая технология: технология обучения. М.: Вузовская книга, 2000. — 80 с.
  235. Н.Л. Педагогическая культура: восхождение к личности. Учеб. пособие. Белгород: Изд-во БГУ, 2003. — 132 с.
  236. Л.В. Формирование социально-экологических представлений у детей: на материале дошкольного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Белгород, 2003. — 22 с.
  237. О.Б. Педагогичские условия воспитания у студентов активной познавательной позиции: Дис. канд. пед. наук. — М., 1989. -210 с.
  238. Шлере Ж.-М. Создать культуру безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2002. — № 6. — С. 7−9.
  239. .Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура / Под ред. Г. В. Драча. М.: Логос, 2001. -144 с.
  240. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1962. — 160 с.
  241. Н.Е. Научить быть человеком: О специфике нравственного воспитания. -М.: Знание. 96 с.
  242. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. — М.: ООО «Изд-во ACT», 1997. 300 с.
  243. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М.: ООО «Изд-во ACT», 1997. — 256 с.
  244. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. М.: ООО «Изд-во ACT», 1997. — 288 с.
  245. Т.Я. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 1999. -175 с.
  246. Levin John S. Mission and structures: Bringing clarity to perceptions about globalization and higher education in Canada // Higher education. 1999. — June- Y.37. -P. 83−90.
  247. Maslow A.N. Motivation and personality // Under the eg. of Murphy C.N.Y. -Harper 1959. — V.XIV. — 411 p.
Заполнить форму текущей работой