Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Активизация творческой деятельности студентов художественно-графического факультета в процессе работы над живописным тематическим портретом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты исследования докладывались на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы в ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», в 1994;2006 гг. на заседаниях кафедры живописи, кафедры рисунка ГОУ ВПО «Орловский государственный университет». Основные положения исследования являлись предметом обсуждения… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ ЖИВОПИСНОГО ПОРТРЕТА 1.1.Проблема формирования творческой деятельности в процессе работы над портретом в изобразительном искусстве и художественном образовании.

1.2.0собенности исторически сложившихся методов активизации творческой деятельности в зарубежной и русской школе живописного портрета.

Выводы по материалам I главы.

ГЛАВА II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСНЫМ ТЕМАТИЧЕСКИМ ПОРТРЕТОМ 2.1.Методические особенности преподавания живописи портрета на художественно-графическом факультете.

2.2.Научно-теоретическое обоснование активизации творческой деятельности и характеристика критериев оценки работ студентов художественно-графического факультета на занятиях портретной живописью.

Выводы по материалам II главы.

ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В

ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСНЫМ ТЕМАТИЧЕСКИМ ПОРТРЕТОМ

3.1. Методы активизации творческой деятельности студентов художественно-графического факультета в процессе работы над живописным тематическим портретом.

3.2. Констатирующий этап эксперимента.

3.3.Формирующий и сравнительный этапы эксперимента.

Выводы по материалам III главы.

Активизация творческой деятельности студентов художественно-графического факультета в процессе работы над живописным тематическим портретом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. Особенностью социальных реалий сегодняшнего дня является широкая массовизация. Начавшись в экономике, она распространилась на все сферы жизни общества, в том числе и на искусство. Постмодернистские эксперименты стимулировали стирание граней между видами и жанрами искусства, подвергли сомнению оригинальность творчества, исчез интерес к портретному жанру.

Еще в искусстве рубежа XIX — XX веков человек перестает восприниматься как нечто цельное. Личность портретируемого определяется какой-либо одной доминирующей чертой. В настоящее время эта тенденция усиливается. Личность отдельно взятого человека никому не интересна. Культурологи в последнее время ввели термин «Человек массы», который противопоставляется термину «Личность».

Одним из первых стал рассматривать искусство в тесной связи с обществом, его особенностями и исторической эволюцией И.Тэн. «Основная задача художника, по Тэну, — воссоздавать средствами искусства господствующий тип человека, типичный характер, воплощающий наиболее существенные черты эпохи и дух своего времени» [109. С.215].

В трудах русских философов (Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского) [109] мы находим мысли о ценности личности каждого человека, значении творчества в становлении личности.

Понятие «творческая деятельность» отражает высший уровень познания, высшую и наиболее сложную форму деятельности, присущую человеку, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. (JI. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, Е. В. Шорохов и др.). В искусстве результатом творчества является создание произведений искусства, т. е. специфическое отображение объективной реальности в особой форме — в форме художественных образов. Выдающийся мыслитель H.A. Бердяев писал: «. под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию» [26. С. 208].

Современная цивилизация вплотную подошла к рубежу, когда необходимо сделать человека целью общественного развития. Немалая роль в возрождении общечеловеческих ценностей, возрождении интереса к искусству портрета принадлежит учителю изобразительного искусстватворчески и социально активной личности.

В общей системе подготовки учителей изобразительного искусства на художественно-графических факультетах в процессе обучения живописи, одним из самых сложных и интересных заданий является портрет, который во многом выступает основным показателем специальной подготовки художников-педагогов. Анализ преподавания портретной живописи на многих художественно-графических факультетах показал, что в процессе работы студенты сталкиваются с большими трудностями при решении задач тематического портрета, начиная с построения и анализа натуры, заканчивая передачей характера портретируемого, что тормозит развитие их творческих способностей.

Педагогическая теория и художественная практика имеет определенный методический опыт по активизации процесса обучения. Важность этой проблемы отмечали крупнейшие педагоги прошлого, как русской так и зарубежной школы.

Методические особенности преподавания живописи отражены в трудах: Э. Н. Беды, Н. Н. Волкова, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Г. Б. Смирнова, А. А. Унковского, Ф. П. Яшухина и др.

Общие подходы, приемы и средства активизации процесса обучения рассматривали П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова, Г. И. Щукинав области дидактики — Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.

Проблему творческой деятельности рассматривали такие ученые, как: JI С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. И. Игнатьев, B.C. Кузин, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, А. К. Тихомиров, ГТ.М. Якобсон и др.- историческое развитие методов преподавания изобразительного искусства исследовали: М. В. Алпатов, Э. М. Белютин, Б. Г. Виппер, Н. А. Дмитриева, Д. Н. Кардовский, М. Я. Либман, Н. М. Молева, П. П. Чистяков, В. А. Фаворский, К. Ф. Юон и др.

Нами рассмотрен ряд диссертационных исследований, в которых рассматриваются вопросы активизации процесса обучения и творчества: развитие творческих способностей студентов 1−2 курсов на занятиях живописью во взаимосвязи с приемами, методами, средствами воспитания, обучения и развития (A.B. Данилов) [56]- методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета (О.В. Шаляпин) [174]- активизация обучения живописи и композиции студентов художественно-графических факультетов по разделу «Натюрморт» (В.Н. Клещев) [83]- активизация процесса формирования умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью у студентов педагогических вузов художественно-графических факультетов (Г.В. Ершов) [66]- развитие творческих способностей студентов на занятиях академическим рисунком (В. П. Зинченко) [71]- В. Л. Илющенко [78] рассматривает активизацию композиционного мышления на занятиях по рисунку портрета на 1−3 курсах художественно-графических факультетов. Автор считает, что предпосылки для активной творческой деятельности создает развитое композиционное мышление студентов, как и В. П. Зинченко, В. Л. Илющенко экспериментально подтверждает важность применения метода педагогических установок. A.B. Свешников [147] исследует зависимость методов формирования творческой активности на занятиях рисунком в связи с индивидуальными особенностями личности студента. Показательно, что проблема портрета в искусстве приобретает в настоящее время междисциплинарный характер.

В последнее время появляются диссертационные исследования по философии, культурологи, искусствоведению, касающиеся данной специфики. Так С. В. Крузе [93] рассматривает автопортрет как форму самопознания личности художника.

В условиях реформирования системы образования современной школе нужна активная, творческая личность учителя, способного оптимизировать и модернизировать процесс обучения.

Вместе с тем, специальные методы и средства активизации творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов в процессе работы над живописным тематическим портретом не были предметом специального исследования.

Практика показывает, что в процессе обучения живописи портрета ставятся лишь учебные задачи, направленные на изучение основ изображения человека, овладение знаниями, умениями и навыками изобразительной деятельности, недостаточное внимание уделяется художественно-образной характеристике модели, развитию наблюдательности, умения подмечать главное в натуре, передавать психологическую портретируемого.

Противоречие между возросшими требованиями к формированию творческо-активной личности будущего художника-педагога, и отсутствием интенсивных педагогических методик, влияющих на активизацию творческой деятельности студентов в процессе выполнения живописного тематического портрета указывают на актуальность проблемы.

Актуальность проблемы определяется тем, что из-за ее нерешенности страдает в целом образовательный процесс, что отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистовучителей изобразительного искусства.

Цель исследования заключается в решении данной проблемы. Объект исследования, процесс обучения масляной живописи на художественно-графическом факультете.

Предмет исследования. Содержание и оптимальные методические пути, формы и методы активизации творческой деятельности студентов художественно-графического факультета при работе над живописным тематическим портретом.

Гипотеза исследования: если применять научно обоснованную методическую систему активизации творческой деятельности студентов художественно-графического факультета в процессе работы над живописным тематическим портретом, которая включает в себя: а) цели, задачи и содержание занятий по живописи тематического портретаб) дидактические принципы, формы обучения, методы и методические приемыс) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях живописью портретад) блок заданий для самостоятельной работы под руководством преподавателя, то можно получить более высокие результаты потому, что данная методическая система обладает качествами:

— единство процесса обучения, воспитания и развития на занятиях живописью портрета;

— поэтапное усложнение учебных и творческих задач живописи портрета;

— использование различных моделей творческой деятельности студентов в процессе обучения живописи портрета.

В соответствии с проблемой, объектом и гипотезой, были поставлены следующие задачи исследования:

1 .Проанализировать и обобщить опыт исторически сложившихся методов обучения живописи портрета в плане возможностей использования их для активизации творческой активности студентов художественно-графических факультетов.

2. Выявить психолого-педагогические условия активизации творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи тематического портрета.

3. Выявить уровни сформированности творческой активности и параметры определения качества учебных работ студентов, и в связи с этим определить и разработать наиболее рациональное содержание форм и методов обучения студентов при выполнении задания «тематический портрет».

4. Разработать и научно обосновать методологические основы модели методической системы, направленной на активизацию творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов в процессе работы над живописным тематическим портретом.

5. Экспериментально проверить эффективность предложенной методической системы по активизации творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов в процессе работы над живописным тематическим портретом.

Методологической основой исследования явились: положения теории и практики о сущности образовательного процесса;

— искусствоведческие исследования развития портретного жанра и школы изобразительного искусства;

— педагогические и психологические закономерности активизации творческой деятельности;

— современные инновационные концепции образовательного процесса;

— теоретические и методические работы художников-педагогов в области художественного и эстетического образования.

Для решения поставленных задач и выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы теоретического, практического, и экспериментального характера:

— теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования (диссертаций, монографий, учебных программ, учебных пособий по живописи на художественно-графических факультетах);

— изучение и анализ литературных источников из различных областей знаний: педагогики, психологии, искусствоведения, теории и истории изобразительного искусства;

— изучение современных методов преподавания живописи с позиции темы исследования на художественно-графических факультетах;

— педагогическое наблюдение за процессом учебной деятельности студентов на практических аудиторных занятиях и их самостоятельной творческой деятельностью, обобщение фактов собственной педагогической и творческой деятельности;

— собеседование и анкетный опрос студентов, участвующих в эксперименте;

— изучение студенческих учебно-творческих работ по живописи с их последующей статистической обработкой и анализом;

— педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и формирующего этапов.

Базой для исследования явились художественно-графический факультет ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», МПГУ.

Организация и этапы исследования:

На первом этапе исследования (1995;1996гг.) шло изучение научно-теоретических материалов, и обрабатывалась литература по проблеме исследования. Определяли предмет и задачи исследования, гипотеза, объект и предмет исследования, намечалось содержание теоретической части.

На втором этапе (1996;1998 гг.) основное внимание было уделено экспериментальной апробацией эффективности намеченных путей и методов активизации процесса обучения студентов живописи при работе над тематическим портретом.

На третьем этапе исследования (1998;2006 гг.) проводился обучающий эксперимент, осуществлялся анализ результатов экспериментальных исследований, вносились необходимые поправки в текст диссертации.

Научная новизна исследования: 1. Разработана и экспериментально проверена методическая система активизации творческой деятельности студентов художественно-графического факультета в процессе работы над живописным тематическим портретом, которая включает в себя: цели, задачи и содержание занятий по живописи тематического портрета;

— дидактические принципы, формы, методы и методические приемы обучения;

— средства обеспечения всех учебных, воспитательных и развивающих процессов на занятиях живописью;

— блок заданий по самостоятельной работе под руководством преподавателя, и которая обладает такими качествами как:

1) единство процесса обучения, воспитания и развития на занятиях живописью портрета;

2) поэтапное усложнение учебных и творческих задач живописи портрета;

3) использование различных моделей творческой деятельности студентов в процессе обучения живописи портрета.

2. Разработаны критерии оценки работ студентов, параметры оценки качества работ (операциональный, мотивационный, эмоционально-волевой).

3. Уточнены задачи творческого и учебного тематического портрета, скорректировано содержание учебных программ по живописи портрета Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесен вклад в разработку психолого-педагогических положений активизации творческой деятельности студентов художественно-графического факультета в процессе работы над живописным тематическим портретом путем создания научно-обоснованных методических рекомендаций по активизации творческой деятельности.

Предложенные в данном диссертационном исследовании методы обучения, направленные на активизацию творческой деятельности, а также экспериментально апробированный комплекс заданий могут служить основой для дальнейшей теоретической разработки методических основ совершенствования творческой деятельности в процессе работы над живописным тематическим портретом на художественно-графических факультетах.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены в учебном процессе на художественно-графических факультетах на занятиях живописью тематического портрета, а также в школьной практике изучения портретного жанра с целью активизации творческой деятельности учащихся. Результаты исследования включены в практические занятия художественно-графического факультета ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», МПГУ.

Достоверность научных результатов обеспечена избранной методологией, опорой на теоретические исследования психолого-педагогической науки, народной педагогики, использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам, логике исследованияорганизацией опытно-экспериментальной работы, многократной экспериментальной проверкой и объективным анализом основных положений исследования на практике в работе со студентами 3−5 курсов художественно-графических факультетов, внедрением в практику разработанной методики.

На защиту выносятся:

Теоретическое и экспериментальное обоснование предлагаемых методов активизации творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов в процессе работы над живописным тематическим портретом, включающее:

• освоение теоретических основ изобразительного искусства, а также смежных дисциплин (философии, культурологии, психологии), что позволяет по-новому подходить к решению проблемы портрета;

• изучение свойств изобразительных материалов, различных техник и технологий живописи с целью активизации творческой деятельности;

• рисование по памяти, представлению, воображению, как важнейших факторов развития образных представлений студентов и активизации творческой деятельности;

• использование образов художественной литературы при выполнении тематического портрета для развития ассоциативных и образных представлений студентов;

• копирование работ мастеров портретного жанра с целью изучения приемов и способов ведения работы над портретом известных художников;

• выполнение портрета с элементами психологической характеристики модели.

Апробация и внедрение результатовисследования осуществлялось в 1995;2006 гг. в ходе экспериментальной работы на художественно-графических факультетах г. Орла, г. Липецка, г. Москвы.

Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты исследования докладывались на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы в ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», в 1994;2006 гг. на заседаниях кафедры живописи, кафедры рисунка ГОУ ВПО «Орловский государственный университет». Основные положения исследования являлись предметом обсуждения на научно-методических конференциях Орловского государственного университета (Межвузовская областная конференция молодых ученых (1996 г.)), (Изобразительное искусство и образование (2002 г.)), Липецкого государственного педагогического университета («Современные проблемы совершенствования художественного образования» (2001 г.)).

В экспериментах участвовало 374 студентов 3−5 курсов Орловского государственного университета. Под руководством автора студенты 5 курсов выполняли дипломные работы, тематика которых связана с активизацией творческой деятельности.

Структура и объем диссертации

:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В работу вошли таблицы, графики, диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы. В приложение вошли рисунки, образцы студенческих работ, выполненных в ходе исследования.

ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ III ГЛАВЫ.

Констатирующий и поисковый этапы проводились по отдельным положениям предлагаемой методической системы, проверялась эффективность отдельных методических приемов и заданий.

На данном этапе экспериментального исследования происходило также изучение творческих возможностей студентов, склонностей, потребностей и особенностей испытуемых.

Метод наблюдения позволил составить представление о качественной подготовке студента, его активности, самостоятельности, способности усваивать материал и творчески применять полученные знания на практике.

Метод анкетирования помог расширить представление об интересах студентов, их творческих пристрастиях, знаниях основных терминов изобразительного искусства. С помощью анкет мы имели возможность составить наиболее полную картину процесса обучения живописи портрета.

Для оценки уровня развития творческих способностей мы использовали готовые живописные работы, а также протоколы их выполнения, записанные экспериментатором, результаты анкетирования и опроса студентов. В целях получения объективных результатов исследования значительное внимание было уделено разработке показателей и критериев оценки уровня развития творческих способностей.

Результаты опроса и анкетирования показали, что творческая деятельность, мотивация к творческой деятельности в студенческой среде далеко не в полной мере отвечает современным требованиям к учителю изобразительного искусства, растущим требованиям к личности учителя.

Так 24% студентов признают, что активно работают только в период сессии, занимаются не регулярно. 39% студентов не следят за выставками изобразительного искусства, не интересуются новыми тенденциями в искусстве. Еще более критично оценивают состояние творческой деятельности студентов на занятиях по живописи преподаватели, считая, что большая часть студентов формально относится к обучению. 37% преподавателей признают ухудшение качества дипломных работ по живописи, что является результатом неглубокой проработки дипломного материала, сложности темы живописного портрета.

В ходе констатирующего этапа эксперимента мы изучали особенности направленности личности студентов, анализировали умения и навыки работы над портретом, выявляли эффективность традиционных методов обучения для активизации творческой деятельности студентов в процессе работы над живописным тематическим портретом.

Задания давались студентам 3−5 курсов художественно-графического факультета Орловского государственного университета. Всего проанализировано около ста семидесяти работ. Анализ работ показал, что у студентов часто прослеживается отсутствие практических навыков по организации изобразительного материала в картинной плоскости в соответствии со спецификой портретного жанра, слабое владение композиционными приемами. При выполнении учебного задания 92% студентов лишь первые часы сохраняют интерес к работе и эмоциональное отношение к натуре. Действия студентов становятся пассивными. При этом не обращается внимания на образную характеристику портретируемого, которая может возникнуть только на основе понимания природы портрета.

На основании исследований, полученных в первой части констатирующего этапа эксперимента, мы сделали выводы о наличии «Среднего» уровня творческой деятельности у большинства студентовот 60% до 63%. Было установлено, что «Средний» уровень активности творческой деятельности у большинства студентов не соответствует современным требованиям, предъявляемым к выпускнику художественно-графического факультета.

Цель поискового этапа эксперимента заключалась в определении форм и методов обучения живописи портрета, активизирующих творческую деятельность студентов. Изучение и поиск наиболее действенных форм и методов проводился на базе художественно-графического факультета Орловского государственного университета 3−5 курсов, было задействовано 214 человек.

В качестве мер педагогического воздействия для повышения активности при работе над портретом мы предлагали студентам специально разработанную систему заданий и задания для самостоятельной работы под руководством преподавателя, а также домашние задания, которые студенты выполняли без помощи и при минимальной подсказке педагога. Это такие задания, как.

1. краткосрочные этюды головы;

2. рисование по памяти и по представлению;

3. шаржирование;

4. выполнение автопортрета;

5. копирование работ известных художников-портретистов;

6. психологический портрет.

Для решения задачи определения зависимости уровня развития творческой деятельности от степени знаний методической последовательности ведения работы над портретом (операционный фактор) мы предлагали испытуемым выполнить краткосрочные этюды головы. Методика обучения была традиционной за исключением экспериментальной группы, где перед студентами были поставлены задачи творческого плана. Студенты экспериментальной группы выполняли специальные задания для самостоятельной работы. Все работы оценивались по разработанным критериям.

В результате проведения ряда занятий и контрольных срезов мы пришли к выводам, что выполнение системы дидактических заданий для самостоятельной работы способствуют активизации творческой деятельности студентов художественно-графического факультета в процессе работы над живописным тематическим портретом.

В ходе поискового этапа эксперимента теоретические и практические результаты показали, что использование методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методов стимулирования и мотивации обучения, специальная организация методической системы обучения живописи портрета,, дидактических заданий для самостоятельной работы студентов способствует активизации творческой деятельности в процессе работы над живописным тематическим портретом.

Результатом проведения констатирующего и поискового этапов эксперимента явилась разработка методической системы активизации творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов в процессе работы над живописным тематическим портретом.

При разработке модели методической системы мы исходили из концепции развивающего обучения. Были учтены дидактические принципы обучения, в которой принцип активности и сознательности обучения является одним из ведущих. Для выработки соответствующих умений работы над живописным портретом, нами была предложена система дидактических заданий для самостоятельной работы студентов и работы под руководством преподавателя.

Формирующий этап эксперимента был направлен на проверку эффективности разработанной методической системы и ее влияния на активизацию творческой деятельности студентов в процессе работы над живописным тематическим портретом.

Мы использовали следующую методику: в контрольных группах работали по традиционной программев экспериментальных группах — по разработанной в данном исследовании экспериментальной программе. В экспериментальной группе аудиторные практические занятия сохраняли свою последовательность, но с целью активизации творческой деятельности, мы применяли предложенные нами методы.

Для получения объективных данных, отражающих уровень активности творческой деятельности у студентов, были проведены контрольные срезы, которые проводились в конце семестров и в конце изучения раздела «Живопись».

Результаты формирующего эксперимента показали изменение уровня творческой деятельности студентов контрольной и экспериментальной групп за три года. В контрольной группе средний балл, согласно объективным и субъективным критериям, практически остался неизменен 3,8. В экспериментальной группе он возрос до 4,6.

К высокому уровню активности творческой деятельности в результате сравнительного анализа деятельности студентов было отнесено 15% студентов контрольной и 40% студентов экспериментальных групп.

К среднему уровню отнесено 51% контрольной и 54% экспериментальной групп.

К низкому уровню — 30% контрольной и 8% экспериментальной групп.

Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о повышении уровня творческой активности студентов экспериментальной группы, об обогащении мотивационной сферы, а также о положительном влиянии разработанной методической системы на творческой развитие личности студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование подтвердило высказанные положения гипотезы, основные теоретические, методические и прикладные предпосылки, дало ожидаемые положительные результаты при внедрении предложенных нами содержания и методики в учебном процессе на художественно-графическом факультете Орловского государственного университета.

Исследование показало, что уровень активизации творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов в процессе работы над живописным тематическим портретом значительно возрастет при условии использования эффективной методической системы, предлагаемой нами, которая включает в себя: а) цели, задачи и содержание занятий по живописи портретаб) дидактические принципы, формы обучения, методы и методические приемыс) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях живописью портретад) блок заданий для самостоятельной работы под руководством преподавателя и обладает такими качествами, как:

— единство процесса обучения, воспитания и развития на занятиях живописью портрета;

— поэтапное усложнение учебных и творческих задач живописи портрета;

— использование различных моделей творческой деятельности студентов в процессе обучения живописи портрета.

В ходе исследования были решены поставленные задачи: 1. Проанализирован и обобщен опыт исторически сложившихся методов обучения живописи портрета в плане возможностей использования их для активизации творческой активности студентов художественно-графических факультетов.

2. Выявлены психолого-педагогические условия активизации творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи тематического портрета.

3. Выявлены уровни сформированности творческой активности и параметры определения качества учебных работ студентов, определено и разработано наиболее рациональное содержание форм и методов обучения студентов при выполнении задания «тематический портрет».

4. Разработаны и научно обоснованы методологические основы модели методической системы, направленной на активизацию творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов в процессе работы над живописным тематическим портретом.

5. Экспериментально проверена эффективность предложенной методической системы по активизации творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов в процессе работы над живописным тематическим портретом.

Полученные экспериментальные данные исследования подтвердили результативность методической системы. Предложенная методическая система дала положительную апробацию на художественно-графическом факультете Орловского государственного университета, что позволяет предложить ее использование и в других вузах. Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы активизации творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов в процессе работы над живописным тематическим портретом. Исследование может служить основой для дальнейших изысканий в области проблем активизации творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Г., Левидова М. М. Цвет и линия: практическое руководство по рисунку и живописи.2-е изд. испр. и доп./ Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова — М.: Советский художник, 1986.-253 е.: ил.
  2. Т.В. Художники школы Венецианова./ Т. В. Алексеева. М.: Искусство, 1982.-420 с.
  3. Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства, — Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. В. Алексеенко. М.: 1994. -18 с.
  4. М.В. Очерки по истории портрета./ М. В. Алпатов. М.-Л.: Искусство, 1977. — 59 с.
  5. М.В. Этюды по истории русского искусства. 2 том./ М. В. Алпатов. М.: Искусство, 1667.- 234 с.
  6. Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ под ред. В. А. Сластенина, — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 264 с.
  7. М.И. Об искусстве портрета./ М. И. Андроникова.- М.: Искусство, 1975.- 326 с.
  8. М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма./ М. И. Андроникова. М.: Искусство, 1980. — 423 с.
  9. А.Л. Художественное мышление, как эстетическая категория./ А. Л. Андреев. М.: Наука, 1981. — 192 с.
  10. Ю.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития ./В.И. Андреев. -Казань, Изд-во Казанского университета, 1996. -565 с.
  11. П.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие./ Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974.-392 с.
  12. Г. М. Методологический аспектпроблемы способностей. / Г. М. Артемьева. М.: Наука, 1977- 183 с.
  13. З.Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974.-382 с.
  14. Н.Асмус Б. Р. Вопросы теории и истории эстетики./ Б. Р. Асмус. М.: Искусство, 1968. -235 с
  15. Э.М. К.П.Брюллов, жизнь и творчество./ Э. М. Ацаркина. -М.: Искусство, 1963. 543 с.
  16. Ахадулин В. Ф. Формирование творческого воображения студентов художественно-графических факультетов на занятиях композицией. -Автореф. дисс.кан. пед. наук/В.Ф. Ахадулин М.: 1999.- 16 с.
  17. Ю.К. Интенсивность процесса обучения./ Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1987.-78 с.
  18. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения./ Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1978. — 47 с.
  19. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования./ Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  20. Л.М. Леонардо да Винчи. / Л. М. Баткин. М.: Искусство, 1990.-415 с.
  21. A.B. Исследования и статьи: избр. искусствовед, труды / Авт. вступ. статьи И. А. Либерфорд и др. -М.: Сов. художник, 1981. -351 е., ил., 40 л.ил.
  22. E.H. Портрет в русской живописи XVIII- XIX веков./ E.H. Варламова. М.: Изобразительное искусство, 1988. — 32 с.
  23. Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. Л.: Учпедгиз, 1963.- 158 с.
  24. Г. В. Живопись: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, изобраз. искусство и труд» / Г. В. Беда. М: Просвещение, 1986.-192 е., ил.
  25. H.A. Самопознание / Н. А. Бердяев. Л.: Лениздат, 1991. — 398 с.
  26. Бердяев Н. А Философия свободного духа /Н.А.Бердяев.- М: Республика, 1994. 470 с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  28. B.C. Мышление как творчество / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1975.-339 с.
  29. B.C. Школа диалога культур // Искусство в школе / B.C. Библер. 1992. — № 2. С.47−50.
  30. И.А. Репин-педагог / И. А. Бродский. М.: Изд. Ак. худ-в СССР, 1960. — 126 с.
  31. Д.Ж. Психология познания / Д. Ж. Брунер. М.: Процесс, 1977.- 411 с.
  32. В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: вопросы теории истории / В. В. Ванслов. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 437 с.
  33. Л.А. Педагогика способносте ./ Л. А. Венгер. М.: Знание, 1973.- 96 с.
  34. A.B., Лактионов А. И. Техника советской портретной живописи / В. А. Винер, А. И. Лактионов. -М.: Профиздат, 1962. 190 с.
  35. .Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1985.-288 с.
  36. .Р. Статьи об искусстве / Б. Р. Виппер. М.: Искусство, 1970.-591 с.
  37. М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1977. -159 с.
  38. H.H. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков. М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. — 507 с.
  39. H.H. Восприятие картины / H.H. Волков. М.: Просвещение, 1976. 32 с.
  40. H.H. Вопросы психологии способностей / Н. Н. Волков. М.: Педагогика, 1973. — 216 с.
  41. Ю.А. Работа над живописными этюдами. /Учебно-методич. пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов пед. институтов по курсу «Живопись"/ Ю. А. Волков.- М.: Просвещение, 1984, — 32 с.
  42. Н.В. Искусство предметного мира / Н. В. Воронов М.: Знание, 1977, 64 е., ил.
  43. Выготский J1.C. Психология искусства / Л. С. Выготский.- М.: Искусство, 1965. 379 с.
  44. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
  45. .Е. Искусство портрета / Б. Е. Галанов. М.: Соцэкгиз, 1958. -74 с.
  46. .Г. Психологические аспекты обучения живописи /сб. Преподавание спец. дисциплин на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Курск: — 1978.С.55−64.
  47. О. Автопортрет в русской живописи XVIII- п.пол. XIX веков / О.Ганич. М.: Изобразительное искусство, 1987 — 20 с.
  48. Гегель. Сочинения в 14 томах, т.4./ Гегель. М.: Соцэкгиз, 1958. — С.74.
  49. В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие / В. И. Гинецинский. СПб.: Изд. С.-Петербургского ун-та, 1992. — 154 с.
  50. В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов / В. Граф, «Ильясов, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — 79 с.
  51. И.В. П.П.Чистяков и его педагогическая система / И. В. Гинсбург. М.-Л., 1940, 204 с.
  52. Н. Портреты Ван Дейка / Н. Грицай // Юный художник. 1988. -№ 5.-С.32−36.
  53. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986.-239с.
  54. И.Е. Портрет XIX века / И. Е. Данилова // Юный художник. -1999.-№ 11−12.-С.28−32.
  55. С.М. Искусство видеть / С. М. Даниэль. Л.: Искусство, 1990.- 223 с.
  56. H.A. Московское училище живописи, ваяния и зодчества/ Н. А. Дмитриева. -М.: Искусство, 1951. 172 с.
  57. Ф.М. Дневник писателя (по поводу выставки)/ Ф. М. Достоевский. -Полн. Собр. Соч., т.9, М.: 252 с.
  58. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчество/ А.Я. Дудецкий-Смоленск: СГПИ, 1974. 151 с.
  59. И.В. Мастера. Новеллы о художниках/ И. В. Долгополов. -М.: Воениздат, 1981.- 590 с.
  60. Г. В. Модель и образ. Концепция личности в русской и советской живописи/ Г. В. Елышевская. М: .Советский художник, 1984.-216 с.
  61. Г. Л. Творческая природа искусства / Г. Л. Ермаш. М.: Искусство, 1977. — 320 с.
  62. Г. Л. Искусство как мышление / Г. Л. Ермаш. М.: Искусство, 1982.-277 с.
  63. Г. В. Активизация процесса формирования умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью у студентов педагогических вузов художественно-графических факультетов. -Дисс. кан. пед. наук/ Г. В. Ершов. М.: 1993. — 130 с.
  64. Е. Великий портретист России / Е. Ефимова // Юный художник. 1991.-№ 10. С. 12−17.
  65. Зингер Л. С. Основы советской портретной классики / Л. С. Зингер //Художник. 1981.№ 10. -С.46−55.
  66. Л.С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета/ Л. С. Зингер. М.: Советский художник, 1969. — 464 с. 74.3ингер JI.С. Советская портретная живопись 1930-х конца 1950-х годов / Л. С. Зингер. М.: Изобразительное искусство. -1989. -320 с.
  67. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей /Е.И.Игнатьев. М.: Учпедгиз, !961. — 223 с.
  68. Е.И. и др. Психология./Пособие для пед. училищ / Е. И. Игнатьев, — М.: Просвещение, 1965. -344 с.
  69. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека/Е.И.Игнатьев.- М.: Знание, 1968.- 32с.
  70. В.Л. Активизация композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета.- Автореф. дисс. канд. пед. наук/ В. Л. Илющенко.- М.: 2000,18 с.
  71. Кардовский Д. Н, Об искусстве. Воспоминания. Статьи. Письма/ Д. Н. Кардовский. М: Изд-во АХ СССР, 1960.-340 с.
  72. A.B. Дидактика и методика на уроках рисования/ A.B. Карлсон. Л.: Учпедгиз, 1959.- 95 с.
  73. B.C. Венецианов художник-педагог /Труды Академии художеств СССР.Т.1./ B.C. Кеменев. — М.: Изобразительное искусство, 1983 .-272 с.
  74. Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие / Ю. М. Кирцер. М: Высшая школа, 1992. — 270 с.
  75. В.Н. Активизация процесса обучения на занятиях живописью и композицией по разделу «Натюрморт». Дисс. .канд. пед. наук/ В. Н. Клешев. — Ростов-на-Дону, 1995.- 200 с.
  76. Ю.А. Методика проведения некоторых практических занятий по рисунку, живописи и композиции на художественно-графических факультетах/ Ю. А. Козленков.- Орел: ОГПИ, 1985. 30 с.
  77. К.А. Жизнь и творчество. Письма, Документы, Воспоминания/ К. А. Коровин.- М.: Искусство, 1963. 124 с.
  78. H.A. Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (на примере художественно-графических факультетов).- Дисс. канд. пед. наук/ H.A. Косенко.- Орел: 1998. -.170 с.
  79. Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Н. П. Костерин. М.: Просвещение, 1980, — 272 е., ил.
  80. В.И. Что такое художественное образование/ В. И. Костин.- М.: Искусство, 1962.- 15 с.
  81. .Б. Русская педагогическая терминология. Теория и история / Б. Б. Комаровский. -М.: Просвещение, 1963. -311 с.
  82. И.Н. Письма, статьи / И. Н. Крамской. М. Искусство, 1965−6,1 т.-627 е., 2 Т.-529 с.
  83. И.А. Андрей Курнаков. Портреты современников / И. А. Круглый. Орел: Вешние воды, 2001. — 169 е.: ил.
  84. И.А. Андрей Курнаков / И. А. Круглый. Орел: Вешние воды, 1995.- 160 с. ил.
  85. C.B. Автопортрет как форма самопознания личности художника. Автореф. дисс. канд. философ. Наук / C.B. Крузе. — Ростов н/Д.: 2004.- 18 с.
  86. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий-М.: Просвещение, 1972. 255 с.
  87. B.C. Вопросы изобразительного творчества / B.C. Кузин.- М.: Просвещение, 1971. 142 с.
  88. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе / В. С. Кузин. М.: Просвещение, 1972.-270 е., ил.
  89. B.C. Психология. Учебник./ В. С. Кузин. 3-е изд., перераб. и доп -М.: АГАР, 1997.- 304 с., ил.
  90. И.В. Методы исследования педагогической деятельности./ И. В. Кузьмина. Л.: изд. Лен. Университет, 1970. — 113 с.
  91. Г. В. Изобразительное творчество детей / Г. В. Лабу некая. -М.: Просвещение, 1965.-208 с.:ил.
  92. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. /Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — т.2. 1983. -318 с.
  93. М.С. Портреты Рубенса / М. С. Лебедянский. М.: Изобразительное искусство, 1991. — 190 с.:ил.
  94. М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца XV- первой половины XVI в./ М. Я. Либман. М.: Искусство, 1972.-240 е.: ил.
  95. ЮЗ.Лебедко В. К. Формирование пространственных представление на занятиях рисунком в начальной стадии обучения. Дисс.канд. пед. наук / В. К. Лебедко.-М.: 1985,-231 с.
  96. В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога. Автореф. дисс. доктора пед. наук / В. К. Лебедко. — М.: 1994. — 28 с.
  97. А.Н. Избранные психологические произведения./ А. Н. Леонтьев. М.: 1983. — Т.2 — 356 с.
  98. Леонардо да Винчи. Книга о живописи Леодардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского./ под ред. А. Г. Габричевского. М.: ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1934.-382 с.
  99. И.Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер. -М: Педагогика, 1981. 186 с.
  100. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / В. Я. Ляудис. М: Изд-во МГУ, 1989. — 229с.
  101. A.C., Мамонтов С. П. Культурология: Учебник./ А. С. Мамонтов, С. П. Мамонтов. М.: Гардарики, 2005. — 335 с.
  102. Н.Ф., Нешков А. К. Акмеологическая педагогика: факультативный курс / Н. Ф. Маслова, А. К. Нешков. Орел: ВИПС, 1999.-88с.
  103. Ш. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  104. Л.Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку на ХГФ педагогических вузов. Автореф. дисс. канд. пед. наук/Л.Г. Медведев. — М.:1977. — 16 с.
  105. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности / A.A. Мелик-Пашаев.- М.: Знание, 1981. 96 с.
  106. Методические рекомендации по проведению тренировочных упражнений по живописи со студентами ХГФ. /сост.Ю. И. Преображенский. СГПИ, — Смоленск: 1988. 20 с.
  107. Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги / Н. М. Молева. М.: Просвещение, 1991. — 416 с.
  108. Н.М. Очерки по истории русского портрета 1 половины XIX в. (под ред. И.М.Шмидта)/ Н. М. Молева. М.: Искусство, 1966. — 350 с.
  109. Н.М. Очерки по истории русского портрета 2 половины XIX в. (под. ред. Н.Г. Машковцева) / Н. М. Молева. М.: Ак. худ. СССР, 1963.-486 с.
  110. Н.М. Очерки по истории русского портрета конца XIX -начала XX веков (под. ред. Н. Г. Машковцева и Н.Н.Соколовой)/ Н. М. Молева. М.: Искусство, 1964. — 471 с.
  111. Н.М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии Художеств 18 в./ Н. М. Молева, Э. М. Белютин. М.: Искусство, 1956. -520 с.
  112. Н.М., Белютин Э. М. Русская художественная школа 1 половины XIX в./ Н. М. Молева, Э. М. Белютин. М.: Искусство, 1963. -408 с.
  113. Н.М., Белютин Э. М. Русская художественная школа 2 половины XIX начала XX веков./ Н. М .Молева, Э. М. Белютин. — М.: Искусство, 1967.- 390 с.
  114. Н.М., Белютин Э. М. Школа Антона Ашбе к вопросу о путях развития художественной педагогики./ Н. М. Молева, Э. М. Белютин. М.: Искусство, 1958.-116 с.:ил.
  115. М.В. Письма / М. В. Нестеров. Л.: Искусство, 1988.- 534 с. ил.
  116. .М. Доверие / Б. М. Неменский. М.: Молодая гвардия, 1984,. — 165 с.
  117. .М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1981. — 190 с.
  118. О.Н. Исследования по психологии художественного творчества/ О. Н. Никифорова. М.: Изд. МГУ, 1972.- 54 с.
  119. Л.Н. Искусство и образ./ Л. Н. Новикова М.: Высшая школа, 1974. — 176 с.
  120. A.A. Логика художественного отражения / A.A. Оганов.- М.: Искусство, 1972.- 120 с.
  121. В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. М.: Просвещение, 1968, — 208с.
  122. Л.В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза с использованием комплекса занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике. -Автореф. дисс. канд. пед. наук / Л. В. Павлова. М.: 2003.- 16 с.
  123. А.Л. Активизация процессов восприятия и изображения объемной формы головы человека в учебном рисунке. Дисс. канд. пед.- наук, — М.: 1990. -262 с.
  124. П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
  125. Портретные рисунки О. Кипренского /Сост. Г. Поспелов. М.: Сов. художник, 1960. — 68 с.
  126. H. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта./ H.A. Померанцева. М.: Искусство, 1985. — 255 е.: ил.
  127. Познавательно-творческая деятельность на художественно-графическом факультете / Межвузовский сборник научных трудов.-Хабаровск: 1984.- 190 с.
  128. Преподавание спец. дисциплин на художественно-графических факультетах/ Республиканский сборник научных трудов. т. 1. -Курск, 1978. — 162 с.
  129. .В. Пространственные построения в живописи./ Б. В. Раушенбах. М.: Наука, 1980. — 288 с.
  130. Н.Э. Рисование с натуры / Н.Э.Радлов- Л.: Художник РСФСР, 1978. 130 с.
  131. И.Е. Далекое близкое / И. Е. Репин. — Л.: Художник РСФСР, 1986. — 486 е.: ил
  132. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. М.: Просвещение, 1974. — 245 с.
  133. H.H. История методов обучения рисованию: зарубежная школа./ Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности 2109"Черчение, рисование и труд» / Н. Н. Ростовцев. М.: Просвещение, 1981.-191с.:ил.
  134. H.H. История методов преподавания рисования. Русская и советская школы рисунка./ Учебное пособие для студентов худож-граф. фак-тов пед. ин-тов/ Н. Н. Ростовцев. М.: Просвещение, 1982. -239с.
  135. H.H., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: уч. пособие для студентов худ-граф фак-тов пед. ин-тов/Н.Н.Ростовцев. М.: Просвещение, 1987.-176с., ил.
  136. С.Л. Основы общей психологии. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн.- М.: Изд. АН СССР, 1958, 147 с.
  137. Руднев B.B. A.M. Соловьев (педагог, художник, человек)/ В. В. Руднев. М.: Изобразительное искусство, 1970. — 144 с.
  138. А.П. Полный курс рисования / А. П. Сапожников. -М.:АЛЕВ, 1997.-2-е изд.-160 с.
  139. A.B. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуальных особенностей личности студента. Дисс. канд. пед. наук / A.B. Свешников. — М., 1985.-199с.
  140. Т. Франц Хале // Юный художник. 1987. — № 4. — С. 37−41.
  141. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации / Г. К. Селевко. М.: Народное образование. — 256 с.
  142. М.Н. Педагогический поиск / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1988.-541 с.
  143. М.Н. Методология и методики педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986, — 152 с.
  144. Г. Б. Рисунок головы / Г. Б. Смирнов. М.: Просвещение, 1976.-38 с.
  145. Е.И. Фигура человека в живописи / Е. И. Соколова. М.: Искусство.1988. — 70 с.
  146. В.И. Искусство портрета / В. И. Стасевич. М.: Просвещение, — 1972. — 80 с.
  147. М.М. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов назанятиях живописью. Дисс. канд. пед. наук / М. М. Стариков. — М.:1994. — 207 с.
  148. Э. Психопедагогика / Э.Стоун. М.: Наука, 1984. — 472 с.
  149. Теория и практика педагогического эксперимента (под ред. Пискунова А. И., Воробьева Г. В.) М.: Педагогика, 1979. — 207 с.
  150. .М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Искусство. 1979. — 207 с.
  151. .М. Избранные труды. Т.1./ Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985−328 с.
  152. Технологии и средства развития творческих способностей специалистов / под ред. В. А. Грачева. М.: ЭДКД, 2002. — 221 е.: ил.
  153. А.К. Психология исследования творческой деятельности./ А. К. Тихомиров. -М.: Наука, 1975.-252 с.
  154. B.C. Эпоха романтизма в России / B.C. Турчин. М.: Искусство, 1981. — 550 с.
  155. Н.П. Воспоминания о Серове / Н. П. Ульянов. M.-JL: Искусство, 1945. — 79 с.
  156. Учебный рисунок в Академии художеств./Альбом/.- М.: Изобразительное искусство, 1990.-160 с
  157. A.A. Живопись. Изображение фигуры. Портрет. /Учебн. пособие для худож.-граф. фак-тов пед. институтов /A.A. Унковский. -М.: Просвещение, 1983.- 48 с.
  158. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. -М.: Педагогика, 1990. -188 с.
  159. П.В. Избранные труды по искусству / П. В. Флоренский. -М.: Изобразительное искусство, 1996.-285 с.
  160. З.И. Венецианов- педагог./ З.И.Фомичева- М.: Изд-во АХ СССР, 1952,-142с.
  161. Л.Е., Гренберг Ю. И. Секреты живописи старых мастеров./ Л. Е. Фрейнберг, Ю. И. Гренберг. М.: Изобразительное искусство. 1989. — 320 е., ил.
  162. П.П. Письма, записные книжки, воспоминания/ М.: Искусство, 1953.-591 с.
  163. Н.К., Степанов М. С. История художественно-промышленного и художественно-педагогического образования в России в XIX XX вв.: Учеб. пособие / Н. К. Шабанов, М. С. Степанов. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 200 е., 24 с.ил.
  164. О.В. Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы портрета. Автореф. дисс. канд.пед.наук / О. В. Шаляпин. -Омск.: 2002.- 18 с.
  165. Т.И. Управление образовательными системами. Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова- под ред. Шамовой Т. И. 2-е изд. — М.: Академия, 2005. -384 с.
  166. Л.В. Анализ подходов к вариантам развивающего обучения /Л.В.Шибаева. Орел: ОГУ, 1999.- 126 с.
  167. Школа изобразительного искусства: Вып.2: 3-е изд., испр. И доп./ А. Н. Буйнов, Е. М. Елизарова, Б. В. Иогансон и др. М.: Изобразительное искусство, 1988. — 160 е.: ил.
  168. Е.В. Основы композиции / Е. В. Шорохов. М.: Просвещение, 1979. — 303 с.
  169. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М Педагогика, 1971. — 351 с.
  170. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина, — М.: Просвещение, 1971. 160с.
  171. Эстетика: словарь./под общ. Ред. А. А. Беляева и др.- М.: Политиздат, 1989.-447с.
  172. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / сост. Т. Г. Петровец, — M.: OJIMA ПРЕСС, 2001.-320 е.: ил.
  173. Юон К. О живописи / К .Юон. Л.: Изогиз, 1937. — 282 с.
  174. П.М. Психология художественного творчества / П. М. Якобсон. М.: Знание, 1971. — 46 с.
  175. Е.Г. Эстетика: Учебное пособие./ Е. Г .Яковлев. М.: Гардарики, 2000. — 464 с.
  176. А.П. Наглядность в обучении живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов. Дисс. канд. пед. -наук / А. П. Яшухин. — М.-.1971.- 166 с.
  177. А.П. Живопись. / учебное пособие для пед. училищ по спец.№ 2003. «Преподавание черчения и изобразительного искусства"/ А. П. Яшухин. М.: Просвещение, 1987. — 280 с ил.
Заполнить форму текущей работой