Активизация творческой деятельности студентов художественно-графического факультета в процессе работы над живописным тематическим портретом
Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты исследования докладывались на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы в ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», в 1994;2006 гг. на заседаниях кафедры живописи, кафедры рисунка ГОУ ВПО «Орловский государственный университет». Основные положения исследования являлись предметом обсуждения… Читать ещё >
Содержание
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ ЖИВОПИСНОГО ПОРТРЕТА 1.1.Проблема формирования творческой деятельности в процессе работы над портретом в изобразительном искусстве и художественном образовании.
1.2.0собенности исторически сложившихся методов активизации творческой деятельности в зарубежной и русской школе живописного портрета.
Выводы по материалам I главы.
ГЛАВА II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСНЫМ ТЕМАТИЧЕСКИМ ПОРТРЕТОМ 2.1.Методические особенности преподавания живописи портрета на художественно-графическом факультете.
2.2.Научно-теоретическое обоснование активизации творческой деятельности и характеристика критериев оценки работ студентов художественно-графического факультета на занятиях портретной живописью.
Выводы по материалам II главы.
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В
ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСНЫМ ТЕМАТИЧЕСКИМ ПОРТРЕТОМ
3.1. Методы активизации творческой деятельности студентов художественно-графического факультета в процессе работы над живописным тематическим портретом.
3.2. Констатирующий этап эксперимента.
3.3.Формирующий и сравнительный этапы эксперимента.
Выводы по материалам III главы.
Список литературы
- Аксенов Ю.Г., Левидова М. М. Цвет и линия: практическое руководство по рисунку и живописи.2-е изд. испр. и доп./ Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова — М.: Советский художник, 1986.-253 е.: ил.
- Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова./ Т. В. Алексеева. М.: Искусство, 1982.-420 с.
- Алексеенко Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства, — Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. В. Алексеенко. М.: 1994. -18 с.
- Алпатов М.В. Очерки по истории портрета./ М. В. Алпатов. М.-Л.: Искусство, 1977. — 59 с.
- Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. 2 том./ М. В. Алпатов. М.: Искусство, 1667.- 234 с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ под ред. В. А. Сластенина, — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 264 с.
- Андронникова М.И. Об искусстве портрета./ М. И. Андроникова.- М.: Искусство, 1975.- 326 с.
- Андронникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма./ М. И. Андроникова. М.: Искусство, 1980. — 423 с.
- Андреев А.Л. Художественное мышление, как эстетическая категория./ А. Л. Андреев. М.: Наука, 1981. — 192 с.
- Ю.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития ./В.И. Андреев. -Казань, Изд-во Казанского университета, 1996. -565 с.
- П.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие./ Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974.-392 с.
- Артемьева Г. М. Методологический аспектпроблемы способностей. / Г. М. Артемьева. М.: Наука, 1977- 183 с.
- З.Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974.-382 с.
- Н.Асмус Б. Р. Вопросы теории и истории эстетики./ Б. Р. Асмус. М.: Искусство, 1968. -235 с
- Ацаркина Э.М. К.П.Брюллов, жизнь и творчество./ Э. М. Ацаркина. -М.: Искусство, 1963. 543 с.
- Ахадулин В. Ф. Формирование творческого воображения студентов художественно-графических факультетов на занятиях композицией. -Автореф. дисс.кан. пед. наук/В.Ф. Ахадулин М.: 1999.- 16 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсивность процесса обучения./ Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1987.-78 с.
- Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения./ Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1978. — 47 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования./ Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
- Баткин Л.М. Леонардо да Винчи. / Л. М. Баткин. М.: Искусство, 1990.-415 с.
- Бакушинский A.B. Исследования и статьи: избр. искусствовед, труды / Авт. вступ. статьи И. А. Либерфорд и др. -М.: Сов. художник, 1981. -351 е., ил., 40 л.ил.
- Варламова E.H. Портрет в русской живописи XVIII- XIX веков./ E.H. Варламова. М.: Изобразительное искусство, 1988. — 32 с.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. Л.: Учпедгиз, 1963.- 158 с.
- Беда Г. В. Живопись: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, изобраз. искусство и труд» / Г. В. Беда. М: Просвещение, 1986.-192 е., ил.
- Бердяев H.A. Самопознание / Н. А. Бердяев. Л.: Лениздат, 1991. — 398 с.
- Бердяев Н. А Философия свободного духа /Н.А.Бердяев.- М: Республика, 1994. 470 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1975.-339 с.
- Библер B.C. Школа диалога культур // Искусство в школе / B.C. Библер. 1992. — № 2. С.47−50.
- Бродский И.А. Репин-педагог / И. А. Бродский. М.: Изд. Ак. худ-в СССР, 1960. — 126 с.
- Брунер Д.Ж. Психология познания / Д. Ж. Брунер. М.: Процесс, 1977.- 411 с.
- Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: вопросы теории истории / В. В. Ванслов. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 437 с.
- Венгер Л.А. Педагогика способносте ./ Л. А. Венгер. М.: Знание, 1973.- 96 с.
- Винер A.B., Лактионов А. И. Техника советской портретной живописи / В. А. Винер, А. И. Лактионов. -М.: Профиздат, 1962. 190 с.
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1985.-288 с.
- Виппер Б.Р. Статьи об искусстве / Б. Р. Виппер. М.: Искусство, 1970.-591 с.
- Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1977. -159 с.
- Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков. М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. — 507 с.
- Волков H.H. Восприятие картины / H.H. Волков. М.: Просвещение, 1976. 32 с.
- Волков H.H. Вопросы психологии способностей / Н. Н. Волков. М.: Педагогика, 1973. — 216 с.
- Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами. /Учебно-методич. пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов пед. институтов по курсу «Живопись"/ Ю. А. Волков.- М.: Просвещение, 1984, — 32 с.
- Воронов Н.В. Искусство предметного мира / Н. В. Воронов М.: Знание, 1977, 64 е., ил.
- Выготский J1.C. Психология искусства / Л. С. Выготский.- М.: Искусство, 1965. 379 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
- Галанов Б.Е. Искусство портрета / Б. Е. Галанов. М.: Соцэкгиз, 1958. -74 с.
- Гагарин Б.Г. Психологические аспекты обучения живописи /сб. Преподавание спец. дисциплин на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Курск: — 1978.С.55−64.
- Ганич О. Автопортрет в русской живописи XVIII- п.пол. XIX веков / О.Ганич. М.: Изобразительное искусство, 1987 — 20 с.
- Гегель. Сочинения в 14 томах, т.4./ Гегель. М.: Соцэкгиз, 1958. — С.74.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие / В. И. Гинецинский. СПб.: Изд. С.-Петербургского ун-та, 1992. — 154 с.
- Граф В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов / В. Граф, «Ильясов, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — 79 с.
- Гинсбург И.В. П.П.Чистяков и его педагогическая система / И. В. Гинсбург. М.-Л., 1940, 204 с.
- Грицай Н. Портреты Ван Дейка / Н. Грицай // Юный художник. 1988. -№ 5.-С.32−36.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986.-239с.
- Данилова И.Е. Портрет XIX века / И. Е. Данилова // Юный художник. -1999.-№ 11−12.-С.28−32.
- Даниэль С.М. Искусство видеть / С. М. Даниэль. Л.: Искусство, 1990.- 223 с.
- Дмитриева H.A. Московское училище живописи, ваяния и зодчества/ Н. А. Дмитриева. -М.: Искусство, 1951. 172 с.
- Достоевский Ф.М. Дневник писателя (по поводу выставки)/ Ф. М. Достоевский. -Полн. Собр. Соч., т.9, М.: 252 с.
- Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчество/ А.Я. Дудецкий-Смоленск: СГПИ, 1974. 151 с.
- Долгополов И.В. Мастера. Новеллы о художниках/ И. В. Долгополов. -М.: Воениздат, 1981.- 590 с.
- Елышевская Г. В. Модель и образ. Концепция личности в русской и советской живописи/ Г. В. Елышевская. М: .Советский художник, 1984.-216 с.
- Ермаш Г. Л. Творческая природа искусства / Г. Л. Ермаш. М.: Искусство, 1977. — 320 с.
- Ермаш Г. Л. Искусство как мышление / Г. Л. Ермаш. М.: Искусство, 1982.-277 с.
- Ершов Г. В. Активизация процесса формирования умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью у студентов педагогических вузов художественно-графических факультетов. -Дисс. кан. пед. наук/ Г. В. Ершов. М.: 1993. — 130 с.
- Ефремова Е. Великий портретист России / Е. Ефимова // Юный художник. 1991.-№ 10. С. 12−17.
- Зингер Л. С. Основы советской портретной классики / Л. С. Зингер //Художник. 1981.№ 10. -С.46−55.
- Зингер Л.С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета/ Л. С. Зингер. М.: Советский художник, 1969. — 464 с. 74.3ингер JI.С. Советская портретная живопись 1930-х конца 1950-х годов / Л. С. Зингер. М.: Изобразительное искусство. -1989. -320 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей /Е.И.Игнатьев. М.: Учпедгиз, !961. — 223 с.
- Игнатьев Е.И. и др. Психология./Пособие для пед. училищ / Е. И. Игнатьев, — М.: Просвещение, 1965. -344 с.
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека/Е.И.Игнатьев.- М.: Знание, 1968.- 32с.
- Илющенко В.Л. Активизация композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета.- Автореф. дисс. канд. пед. наук/ В. Л. Илющенко.- М.: 2000,18 с.
- Кардовский Д. Н, Об искусстве. Воспоминания. Статьи. Письма/ Д. Н. Кардовский. М: Изд-во АХ СССР, 1960.-340 с.
- Карлсон A.B. Дидактика и методика на уроках рисования/ A.B. Карлсон. Л.: Учпедгиз, 1959.- 95 с.
- Кеменов B.C. Венецианов художник-педагог /Труды Академии художеств СССР.Т.1./ B.C. Кеменев. — М.: Изобразительное искусство, 1983 .-272 с.
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие / Ю. М. Кирцер. М: Высшая школа, 1992. — 270 с.
- Клещев В.Н. Активизация процесса обучения на занятиях живописью и композицией по разделу «Натюрморт». Дисс. .канд. пед. наук/ В. Н. Клешев. — Ростов-на-Дону, 1995.- 200 с.
- Козленков Ю.А. Методика проведения некоторых практических занятий по рисунку, живописи и композиции на художественно-графических факультетах/ Ю. А. Козленков.- Орел: ОГПИ, 1985. 30 с.
- Коровин К.А. Жизнь и творчество. Письма, Документы, Воспоминания/ К. А. Коровин.- М.: Искусство, 1963. 124 с.
- Косенко H.A. Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (на примере художественно-графических факультетов).- Дисс. канд. пед. наук/ H.A. Косенко.- Орел: 1998. -.170 с.
- Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Н. П. Костерин. М.: Просвещение, 1980, — 272 е., ил.
- Костин В.И. Что такое художественное образование/ В. И. Костин.- М.: Искусство, 1962.- 15 с.
- Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. Теория и история / Б. Б. Комаровский. -М.: Просвещение, 1963. -311 с.
- Крамской И.Н. Письма, статьи / И. Н. Крамской. М. Искусство, 1965−6,1 т.-627 е., 2 Т.-529 с.
- Круглый И.А. Андрей Курнаков. Портреты современников / И. А. Круглый. Орел: Вешние воды, 2001. — 169 е.: ил.
- Круглый И.А. Андрей Курнаков / И. А. Круглый. Орел: Вешние воды, 1995.- 160 с. ил.
- Крузе C.B. Автопортрет как форма самопознания личности художника. Автореф. дисс. канд. философ. Наук / C.B. Крузе. — Ростов н/Д.: 2004.- 18 с.
- Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий-М.: Просвещение, 1972. 255 с.
- Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества / B.C. Кузин.- М.: Просвещение, 1971. 142 с.
- Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе / В. С. Кузин. М.: Просвещение, 1972.-270 е., ил.
- Кузин B.C. Психология. Учебник./ В. С. Кузин. 3-е изд., перераб. и доп -М.: АГАР, 1997.- 304 с., ил.
- Кузьмина И.В. Методы исследования педагогической деятельности./ И. В. Кузьмина. Л.: изд. Лен. Университет, 1970. — 113 с.
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей / Г. В. Лабу некая. -М.: Просвещение, 1965.-208 с.:ил.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. /Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — т.2. 1983. -318 с.
- Лебедянский М.С. Портреты Рубенса / М. С. Лебедянский. М.: Изобразительное искусство, 1991. — 190 с.:ил.
- Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца XV- первой половины XVI в./ М. Я. Либман. М.: Искусство, 1972.-240 е.: ил.
- ЮЗ.Лебедко В. К. Формирование пространственных представление на занятиях рисунком в начальной стадии обучения. Дисс.канд. пед. наук / В. К. Лебедко.-М.: 1985,-231 с.
- Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога. Автореф. дисс. доктора пед. наук / В. К. Лебедко. — М.: 1994. — 28 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения./ А. Н. Леонтьев. М.: 1983. — Т.2 — 356 с.
- Леонардо да Винчи. Книга о живописи Леодардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского./ под ред. А. Г. Габричевского. М.: ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1934.-382 с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер. -М: Педагогика, 1981. 186 с.
- Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / В. Я. Ляудис. М: Изд-во МГУ, 1989. — 229с.
- Мамонтов A.C., Мамонтов С. П. Культурология: Учебник./ А. С. Мамонтов, С. П. Мамонтов. М.: Гардарики, 2005. — 335 с.
- Маслова Н.Ф., Нешков А. К. Акмеологическая педагогика: факультативный курс / Н. Ф. Маслова, А. К. Нешков. Орел: ВИПС, 1999.-88с.
- Ш. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Медведев Л.Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку на ХГФ педагогических вузов. Автореф. дисс. канд. пед. наук/Л.Г. Медведев. — М.:1977. — 16 с.
- Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности / A.A. Мелик-Пашаев.- М.: Знание, 1981. 96 с.
- Методические рекомендации по проведению тренировочных упражнений по живописи со студентами ХГФ. /сост.Ю. И. Преображенский. СГПИ, — Смоленск: 1988. 20 с.
- Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги / Н. М. Молева. М.: Просвещение, 1991. — 416 с.
- Молева Н.М. Очерки по истории русского портрета 1 половины XIX в. (под ред. И.М.Шмидта)/ Н. М. Молева. М.: Искусство, 1966. — 350 с.
- Молева Н.М. Очерки по истории русского портрета 2 половины XIX в. (под. ред. Н.Г. Машковцева) / Н. М. Молева. М.: Ак. худ. СССР, 1963.-486 с.
- Молева Н.М. Очерки по истории русского портрета конца XIX -начала XX веков (под. ред. Н. Г. Машковцева и Н.Н.Соколовой)/ Н. М. Молева. М.: Искусство, 1964. — 471 с.
- Молева Н.М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии Художеств 18 в./ Н. М. Молева, Э. М. Белютин. М.: Искусство, 1956. -520 с.
- Молева Н.М., Белютин Э. М. Русская художественная школа 1 половины XIX в./ Н. М. Молева, Э. М. Белютин. М.: Искусство, 1963. -408 с.
- Молева Н.М., Белютин Э. М. Русская художественная школа 2 половины XIX начала XX веков./ Н. М .Молева, Э. М. Белютин. — М.: Искусство, 1967.- 390 с.
- Молева Н.М., Белютин Э. М. Школа Антона Ашбе к вопросу о путях развития художественной педагогики./ Н. М. Молева, Э. М. Белютин. М.: Искусство, 1958.-116 с.:ил.
- Нестеров М.В. Письма / М. В. Нестеров. Л.: Искусство, 1988.- 534 с. ил.
- Неменский Б.М. Доверие / Б. М. Неменский. М.: Молодая гвардия, 1984,. — 165 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1981. — 190 с.
- Никифорова О.Н. Исследования по психологии художественного творчества/ О. Н. Никифорова. М.: Изд. МГУ, 1972.- 54 с.
- Новикова Л.Н. Искусство и образ./ Л. Н. Новикова М.: Высшая школа, 1974. — 176 с.
- Оганов A.A. Логика художественного отражения / A.A. Оганов.- М.: Искусство, 1972.- 120 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. М.: Просвещение, 1968, — 208с.
- Павлова Л.В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза с использованием комплекса занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике. -Автореф. дисс. канд. пед. наук / Л. В. Павлова. М.: 2003.- 16 с.
- Павловский А.Л. Активизация процессов восприятия и изображения объемной формы головы человека в учебном рисунке. Дисс. канд. пед.- наук, — М.: 1990. -262 с.
- Пидкасисттый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
- Портретные рисунки О. Кипренского /Сост. Г. Поспелов. М.: Сов. художник, 1960. — 68 с.
- Померанцева H. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта./ H.A. Померанцева. М.: Искусство, 1985. — 255 е.: ил.
- Познавательно-творческая деятельность на художественно-графическом факультете / Межвузовский сборник научных трудов.-Хабаровск: 1984.- 190 с.
- Преподавание спец. дисциплин на художественно-графических факультетах/ Республиканский сборник научных трудов. т. 1. -Курск, 1978. — 162 с.
- Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи./ Б. В. Раушенбах. М.: Наука, 1980. — 288 с.
- Радлов Н.Э. Рисование с натуры / Н.Э.Радлов- Л.: Художник РСФСР, 1978. 130 с.
- Репин И.Е. Далекое близкое / И. Е. Репин. — Л.: Художник РСФСР, 1986. — 486 е.: ил
- Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. М.: Просвещение, 1974. — 245 с.
- Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: зарубежная школа./ Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности 2109"Черчение, рисование и труд» / Н. Н. Ростовцев. М.: Просвещение, 1981.-191с.:ил.
- Ростовцев H.H. История методов преподавания рисования. Русская и советская школы рисунка./ Учебное пособие для студентов худож-граф. фак-тов пед. ин-тов/ Н. Н. Ростовцев. М.: Просвещение, 1982. -239с.
- Ростовцев H.H., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: уч. пособие для студентов худ-граф фак-тов пед. ин-тов/Н.Н.Ростовцев. М.: Просвещение, 1987.-176с., ил.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн.- М.: Изд. АН СССР, 1958, 147 с.
- Руднев B.B. A.M. Соловьев (педагог, художник, человек)/ В. В. Руднев. М.: Изобразительное искусство, 1970. — 144 с.
- Сапожников А.П. Полный курс рисования / А. П. Сапожников. -М.:АЛЕВ, 1997.-2-е изд.-160 с.
- Свешников A.B. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуальных особенностей личности студента. Дисс. канд. пед. наук / A.B. Свешников. — М., 1985.-199с.
- Седова Т. Франц Хале // Юный художник. 1987. — № 4. — С. 37−41.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации / Г. К. Селевко. М.: Народное образование. — 256 с.
- Скаткин М.Н. Педагогический поиск / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1988.-541 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методики педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986, — 152 с.
- Смирнов Г. Б. Рисунок головы / Г. Б. Смирнов. М.: Просвещение, 1976.-38 с.
- Соколова Е.И. Фигура человека в живописи / Е. И. Соколова. М.: Искусство.1988. — 70 с.
- Стасевич В.И. Искусство портрета / В. И. Стасевич. М.: Просвещение, — 1972. — 80 с.
- Стариков М.М. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов назанятиях живописью. Дисс. канд. пед. наук / М. М. Стариков. — М.:1994. — 207 с.
- Стоун Э. Психопедагогика / Э.Стоун. М.: Наука, 1984. — 472 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента (под ред. Пискунова А. И., Воробьева Г. В.) М.: Педагогика, 1979. — 207 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Искусство. 1979. — 207 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1./ Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985−328 с.
- Технологии и средства развития творческих способностей специалистов / под ред. В. А. Грачева. М.: ЭДКД, 2002. — 221 е.: ил.
- Тихомиров А.К. Психология исследования творческой деятельности./ А. К. Тихомиров. -М.: Наука, 1975.-252 с.
- Турчин B.C. Эпоха романтизма в России / B.C. Турчин. М.: Искусство, 1981. — 550 с.
- Ульянов Н.П. Воспоминания о Серове / Н. П. Ульянов. M.-JL: Искусство, 1945. — 79 с.
- Учебный рисунок в Академии художеств./Альбом/.- М.: Изобразительное искусство, 1990.-160 с
- Унковский A.A. Живопись. Изображение фигуры. Портрет. /Учебн. пособие для худож.-граф. фак-тов пед. институтов /A.A. Унковский. -М.: Просвещение, 1983.- 48 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. -М.: Педагогика, 1990. -188 с.
- Флоренский П.В. Избранные труды по искусству / П. В. Флоренский. -М.: Изобразительное искусство, 1996.-285 с.
- Фомичева З.И. Венецианов- педагог./ З.И.Фомичева- М.: Изд-во АХ СССР, 1952,-142с.
- Фрейнберг Л.Е., Гренберг Ю. И. Секреты живописи старых мастеров./ Л. Е. Фрейнберг, Ю. И. Гренберг. М.: Изобразительное искусство. 1989. — 320 е., ил.
- Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания/ М.: Искусство, 1953.-591 с.
- Шабанов Н.К., Степанов М. С. История художественно-промышленного и художественно-педагогического образования в России в XIX XX вв.: Учеб. пособие / Н. К. Шабанов, М. С. Степанов. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 200 е., 24 с.ил.
- Шаляпин О.В. Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы портрета. Автореф. дисс. канд.пед.наук / О. В. Шаляпин. -Омск.: 2002.- 18 с.
- Шамова Т.И. Управление образовательными системами. Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова- под ред. Шамовой Т. И. 2-е изд. — М.: Академия, 2005. -384 с.
- Шибаева Л.В. Анализ подходов к вариантам развивающего обучения /Л.В.Шибаева. Орел: ОГУ, 1999.- 126 с.
- Школа изобразительного искусства: Вып.2: 3-е изд., испр. И доп./ А. Н. Буйнов, Е. М. Елизарова, Б. В. Иогансон и др. М.: Изобразительное искусство, 1988. — 160 е.: ил.
- Шорохов Е.В. Основы композиции / Е. В. Шорохов. М.: Просвещение, 1979. — 303 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М Педагогика, 1971. — 351 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина, — М.: Просвещение, 1971. 160с.
- Эстетика: словарь./под общ. Ред. А. А. Беляева и др.- М.: Политиздат, 1989.-447с.
- Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / сост. Т. Г. Петровец, — M.: OJIMA ПРЕСС, 2001.-320 е.: ил.
- Юон К. О живописи / К .Юон. Л.: Изогиз, 1937. — 282 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества / П. М. Якобсон. М.: Знание, 1971. — 46 с.
- Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие./ Е. Г .Яковлев. М.: Гардарики, 2000. — 464 с.
- Яшухин А.П. Наглядность в обучении живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов. Дисс. канд. пед. -наук / А. П. Яшухин. — М.-.1971.- 166 с.
- Яшухин А.П. Живопись. / учебное пособие для пед. училищ по спец.№ 2003. «Преподавание черчения и изобразительного искусства"/ А. П. Яшухин. М.: Просвещение, 1987. — 280 с ил.