Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогические условия развития современного информационного пространства общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим многие учебные заведения сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с необходимостью скорейшего освоения и применения технических средств и программного обеспечения в учебном процессе. Всем известно, что каждые 2−2,5 года кардинально меняется не только компьютерное программное обеспечение, но и сами технические средства. Появляется новое оборудование, открываются новые… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки информатизации образования
    • 1. Телекоммуникации в системе общего образования России
    • 2. Формирование структуры информационного пространства образовательного учреждения
    • 3. Реализация коммуникативных, дидактических, воспитывающих функций телекоммуникационных средств в создании информационного пространства общеобразовательной школы
  • Глава II. Информационные технологии в информационном пространстве образовательного учреждения
    • 1. Анализ создания и развития информационного пространства
    • 2. Информационно-коммуникационные технологии и средства в деятельности педагогов
    • 3. Современная модель межшкольного ресурсного центра

Организационно-педагогические условия развития современного информационного пространства общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное общество вступило в эпоху информатизации — период развития, направленный на обеспечение максимально полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех социально-значимых областях человеческой деятельности. Система образования, как и любая общественно-значимая система во все времена была призвана выполнять социальный заказ государства. Она не может быть независимой от общественного и политического устройства государства. XXI век требует принципиально иных подходов к образованию. Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение должно развивать самостоятельное, критическое и творческое мышление. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности и адекватно сформулированные цели, методы и средства обучения. Если подходить к образованию с этих позиций, то естественен вывод, что информационное обеспечение системы школьного образования не может и не должно ограничиваться такими источниками, как учитель, учебник, учебные и справочные пособия. В связи с этим встает необходимость информатизации системы образования в целом. На сегодняшний день разработан ряд федеральных и региональных программ, в которых отражены некоторые аспекты, касающиеся информатизации образования. К ним относятся: «Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001;2005 годы)», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Программа создания ресурсных информационных центров», программа «Модернизация московского образования (Столичное образование — 3)».

Решение этих вопросов невозможно осуществить только на федеральном уровне. Известно постановление правительства г. Москвы № 449 от 13.06.2000 г. «Об оснащении образовательных учреждений г. Москвы учебным оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой». В рамках реализации этого постановления многие учебные заведения в Москве оснащаются современным учебным оборудованием, наглядными пособиями, средствами информационных и коммуникационных технологий, а образовательные учреждения, получившие все это ранее, имеют возможность улучшить свое оснащение.

В связи с этим многие учебные заведения сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с необходимостью скорейшего освоения и применения технических средств и программного обеспечения в учебном процессе. Всем известно, что каждые 2−2,5 года кардинально меняется не только компьютерное программное обеспечение, но и сами технические средства. Появляется новое оборудование, открываются новые возможности их использования, создается соответствующее программное обеспечение. Относительно недавно — в середине 90-х гг. XX в. распространение в России получил INTERNET. И если первоначально его использование воспринималось как роскошь, без которой вполне можно обойтись, то сейчас INTERNET стал необходимостью и это признается большинством педагогов. Таким образом, оборудование и программные средства, являющиеся на сегодняшний день «последним словом техники», через год перестают быть таковыми, а через пять лет безнадежно устаревают, как «морально» так и «физически». Не каждая школа может в столь короткие сроки максимально их использовать. С одной стороны приходится сталкиваться с неумением, а, зачастую, и с нежеланием учителей осваивать технические новшества и применять их в своей педагогической деятельности, так как это требует ее перестройки. С другой — практически отсутствует информация о возможностях применения полученных средств, нехватка времени на сбор информации и разработку новых методик. Это является, пожалуй, более сложной проблемой, чем «завоз» в школу компьютеров. Вместе с тем, уже не первый год подобная работа ведется различными педагогическими коллективами, получены определенные результаты, теперь необходим их анализ и осмысление. Современные информационно-коммуникативные технологии позволяют не только организовать максимально эффективное использование технических средств в рамках одной школы отдельными педагогами, но и выход на межшкольный уровень, обмен информацией, разработкам, одним словом интеграция не только в рамках Москвы и Подмосковья, но и России, ближнего и дальнего зарубежья. Именно такая деятельность лежит в основе единого информационного пространства.

Таким образом, актуальность проблемы формирования информационного пространства заключается в создании организационно-педагогического обеспечения взаимодействия всех участников образовательного процесса, осуществляемого в общеобразовательном учебном заведении. Этот процесс определяется потребностями общества в эффективно действующей в условиях новых социально-экономических отношений системе образования России, призванной обеспечивать не только полноценные знания, но и всестороннее и гармоническое развитие личности.

В нашей стране только в 90-е гг. XX в. началась серьезная и системная разработка проблем использования компьютерной техники и телекоммуникационных и технических средств обучения в современной школе, хотя известны и более ранние работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные различным аспектам применения компьютерных средств обучения в учебном процессе (Дрига И.И. Pax Г. И., Касти Дж., Лобанов Ю. И., Новиков В. А., Савельев А. Я., Суханов А. И., Федосеев А. А. и ДР-)1.

1 См. Дрига И. И. Pax Г. И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985. — 271 е.- Информационная технология: Вопр. развития и применения. — Киев: Наука, думка, 1988. — 123с.- Касти Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы. — М, 1982.-Савельев А. Я, Новиков В. А., Лобанов Ю. И. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем. М 1986., Суханов А. И. Информация и человек. -М.: Советская Россия, 1980. — 208с. и др.

Первоначально внедрение компьютерной техники рассматривалось только в контексте школьного курса информатики, причем с точки зрения изучения какого-либо алгоритмического языка. Развивались подходы к использованию компьютеров в процессе обучения и вопросы методики преподавания информатики. С появлением сетевых технологий стали рассматриваться вопросы использования компьютерных телекоммуникационных средств в целях общего образования. Расширился л взгляд на возможности ЭВМ в школе.. Работы, С. А. Бешенкова, А. А. Кузнецова, К. К. Колина, Н. Н. Моисеева, Е. С. Полат, Е. Н. Пасхина, Т. А. Помеловой, В. В. Попова, И В. Роберт, А. Я. Савельева, А Н. Тихонова, И. И. Юзвишина и других, раскрывающие процесс реформирования системы Российского образования в целом, рассматривают его с использованием информационных технологий. .3.

Для нашего исследования представили интерес работы, посвященные различным аспектам построения информационного общества, условиям его.

1 См.: Борк А. «История» новых технологий в образовании: [Пер.с англ.] / Рос. открытый ун-т. — М., 1990, — 145с.- Инструментальные средства для конструирования программных средств учебного назначения: (Обзор) /Ин-т пробл. информатики АН СССР- [Отв. ред. Г Л. Кулешова]. — М., 1990; Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Г А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В. В. Морозов. -М.: Просвещение, 1991.,.

2 Информационная технология: Вопр. развития и применения. — Киев: Наука, думка, 1988. — 123с.- Компьютеры и познание: Очерки по когитологии: Сб. науч. тр./[Ред.-сост.: Б. М. Величковский, А.И. Зеличенко]. — М.: Наука, 1990; Роберт И. В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы. / Разработано Роберт И.В.- М. ротапринт НИИ ШОТСО АПН СССР, 1990. — 36с.- Федосеев А. А. О моделях и методах использования информационных технологий в обучении. М., «Системы и средства информатики», вып. 8, «Наука. Физматлш-», 1996, с. 54−68. и др.

3 См: Опыт информатизации региональных систем образования: Научно-педагогический сборник — Хабаровск: Издательство ХГПУ, — 2002, 139с.- Пасхин Е. Н. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития. — М. Изд-во РАГС, 1999 — 218с.- Помелова Т. А. Инфраструктура образовательного пространства. — М., Б.и., 2000 -28с.- Попов В. В. Современное состояние и тенденции развития информационных ресурсов в образовании: Лекция-доклад. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 23с.- Проблемы информатизации региональных систем образования: Научно-педагогический сборник. — Хабаровск, Изд-во ХГПУ, 2001 -80с.- создания, управления, функционирования, развития, вопросам информационной безопасности (Борк А., Г. А. Бордовский, Б. М. Величковский, А. И. Зеличенко В.А. Извозчиков, Ю.В., Исаев, Колин К. К., Г. Л. Кулешова, В.В., Машлыкин В. Г. Морозов, Пасхин Е. Н., Попов В. В., Роберт И. В., Юзвишин И. И. и др) Они не являются собственно педагогическими, хотя их изучение и может способствовать построению системы образования, отвечающей задачам информационного общества. Большой интерес для нашего исследования представили также работы Т. И. Андреевой, О. Н. Арестовой, Г. Астляйтнер, Ю. Д. Бабаевой, А. Е. Войскунского, Карпова В. Г., в которых объектом исследования является INTERNET2. Однако и эти работы посвящены лишь некоторым аспектам его использования, поэтому педагогические возможности применения всемирной «паутины» в них практически не рассматриваются. В целом, проблема развития школы в новом информационном пространстве и через новые информационные технологии разрабатывается недавно, в настоящее время практически отсутствуют исследования, посвященные комплексному развитию учебного заведения через информационные технологии.

Таким образом, можно констатировать, что разработанность исследуемой проблемы недостаточна, особенно с позиций результативности решения организационно-педагогических проблем в современных условиях. Существующие исследования, к сожалению, не являются комплексным и.

См.: Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность./С.М. Виноградова, Н А. Войтович, М.А. М. А. Вус. — СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1999 — 211с.- Колин К. К. Информационная цивилизация. -М.: ИЛИ РАН., 2002. — 112с.- Машлыкин В. Г. Европейское информационное пространство У РАН, Инст-т Европы. — М. Наука, 1999. — 93с.- Юзвишин И. И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микрои макромирах Вселенной. 3-е изд. испр. И доп. — М.: Радио и связь, 1996. — 215 с. и Др.

См.: Андреева Т. И. Интернет и профилактика наркотических проблем. ~ КазаньИзд-во Казан, ун-та, 1993. — 37с. Гуманитарные исследования в Интернете /О Н. Арестова, Г Астляйтнер, Ю. Д. Бабаева и др. /Под ред. А. Е. Войскунского. — М.: Можайск-Терра, 2000. — 431с.- Карпов В. Г. Использование Интернет ресурсов при обучении иностранным языкам. — Уфа: Реактив, 2002. — 254с. исчерпывающим взглядом на проблему формирования информационного пространства общеобразовательной школы. Этим и обусловливается тема настоящего диссертационного исследования — «Организационно-педагогические условия развития современного информационного пространства общеобразовательной школы».

Цель исследования — выявление организационно-педагогических условий эффективного функционирования информационного пространства общеобразовательного учебного заведения.

Объект исследования — процесс интеграции информационно-коммуникационных технологий в информационное пространство общеобразовательного учебного заведения.

Предмет исследования — информационное пространство общеобразовательного учебного заведения.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие информационного пространства общеобразовательной школы повысит в целом ее эффективное функционирование в современных условиях и на перспективу, если:

— налажены структурно-функциональные и содержательные связи между элементами, составляющими информационное пространство общеобразовательного учебного заведения (информационные ресурсы, обеспечивающие учебный процесс и процесс управленияадминистративно-управленческие и финансовые службынаучно-исследовательские и инновационные ресурсыбиблиотечно-информационные ресурсыкадровый потенциал, включающий всех участников учебно-воспитательного процесса);

— в учебном процессе осуществляется автоматизация управления и планирования на всех уровнях (проектирование и создание различных баз данных и систем управления имиорганизация учебных и лабораторных занятий, деловых и ролевых игр с применением информационных технологий) — в учебно-методической работе — разработка силами учителей и учеников новых прикладных программ и программных комплексов в области информационных технологий, за счет проведения тематических научно-исследовательских работкоординация взаимного сотрудничества с другими школами Москвы, России, ближнего и дальнего зарубежьяиспользование новейших программных продуктов и технических средств для выполнения научно-исследовательской работыв административно-хозяйственной деятельности — управление финансами, ресурсами (библиотекой, средствами доступа в INTERNET, издательской деятельностью, учетом материально-технических ресурсов и т. п.), проектной деятельностью, обеспечение безопасности доступа к информационным ресурсам, осуществление контроля информационной безопасности;

— обеспечена соответствующая подготовка педагогов, направленная на формирование навыков работы с информационно-коммуникативными технологиями, на переход от компьютерной грамотности учителя к его компьютерной компетентности;

— на практике внедряются современные подходы к обучению, воспитанию и развитию личности с использованием информационных, телекоммуникационных, здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных, возрастных особенностей учащихся и уровня их компьютерной компетенции.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:

— проанализировать и сопоставить российский и зарубежный опыт развития общеобразовательной школы в условиях внедрения информационных технологий на уровне целей, содержания и форм организации учебного процесса;

— на основе изучения нормативных документов, технической, педагогической и методической литературы определить роль информационных технологий в системе общего образования России;

— рассмотреть существующие и наметить перспективные подходы к формированию структуры информационного пространства общеобразовательного учебного заведения;

— выявить возможные взаимосвязи структурных компонентов информационного пространства, разработать схему их взаимодействия: по структуре, содержанию, управлению, с учетом педагогических, управленческих, технических, программно-методических возможностей конкретного учебного заведения;

— определить возможности реализации коммуникативных, дидактических, воспитывающих функций телекоммуникационных средств по созданию единого информационного пространства;

— разработать современную модель межшкольного ресурсного центра, реализация которой направлена на осуществление технической, методической и информационной поддержки управления образовательным процессом.

Методологическую основу исследования составили концептуальные непротиворечивые положения педагогики философии, социологии и психологии. Использован комплекс методов, характерных для педагогических исследований: теоретический, исторический, сравнительный анализ литературных и документальных материалов, прямо или косвенно относящихся к проблеме исследованиятеоретический, генетический, структурный анализ и синтез педагогических явленийизучение и обобщение опытаэкспериментметод экспертных оценок. Так же были использованы социологические и психологические методы: анкетирование и интервью, социометрия, мониторинг, метод комплексного социального моделирования, тестирование, а так же математические методы для обработки результатов эксперимента.

Источниками исследования послужили официальные документы государственных учреждений, общественных объединений, программнометодические документы учебно-воспитательных учреждений и органов народного образованияобобщающие научные труды и монографические исследования по проблемам использования информационно-коммуникационных технологий и средств в учебном процессе, работы по теории педагогики и воспитательной практики, психологии, информатике, периодические педагогические издания, докторские и кандидатские диссертации, посвященные исследуемой проблеме.

Опытно экспериментальной базой исследования послужили средние общеобразовательные школы г. г. Зеленограда и Москвы. На базе школы № 609 г. Зеленограда была создана экспериментальная площадка и школа математиков-программистов. Работа по формированию модели современной школы и построению в ней информационного пространства велась в школе № 1126 г. Москвы. Опытно-экспериментальная работа по созданию информационного пространства, определению его структуры, налаживанию взаимосвязи его компонентов и их использования в учебной и воспитательной работе, в частности в рамках предметной области «Технология», проводилась также в московской средней общеобразовательной школе № 1299 с углубленным изучением области знаний «Технология».

Проведению исследования способствовал более чем 20 летний опыт работы соискателя в качестве учителя, заместителя директора общеобразовательной средней школы.

Основные этапы исследования.

На первом этапе /1991;1994 гг./ - подготовительном — изучалась техническая, научно-педагогическая, психолого-педагогическая, периодическая литература, по вопросам использования информационных технологий в учебном процессе общеобразовательной средней школы. Была выдвинута первоначальная рабочая гипотеза о ведущей роли компьютерных и технических средств обучения в повышении общеобразовательной подготовки учащихся. Были разработаны концептуальные подходы к исследованию данной проблемы.

На втором этапе /1995;1999 гг./ продолжались изучение научной литературы, сбор материалов для подготовки научных статей. Уточнялись теоретические позиции диссертационного исследования: были разработаны основные концептуальные положения к исследованию возможностей поиска путей формирования информационно пространства средней школы, было проведено уточнение основных направлений исследования. Для проведения опытно-экспериментальной работы была выбрана средняя общеобразовательная школа № 1299, где была осуществлена попытка реализовать на практике ряд теоретических обобщений, экспериментально проверить результаты предварительных выводов.

На третьем этапе /2000;2003 гг./ осуществлялось обобщение результатов опытно-экспериментального исследования, проводилась обработка данных и внедрение результатов в практику работы общеобразовательной школы, осуществлялась корректировка педагогического взаимодействия учителей школы, администрации и технических специалистов. Была закончена разработка целостной концепции создания информационного пространства средней школы. Разрабатывались и внедрялись в практику школы рабочие программы. Осуществлялось оформление результатов исследования, написание диссертационной работы, ее обсуждение и представление к защите.

Научная новизна исследования состоит в том, что: -выявлены и систематизированы подходы к формированию структуры и содержания информационного пространства школы, определены основные его компоненты и взаимосвязи, существующие между ними;

— на основе исследования современных информационных технологий в обучении, существенно расширена традиционная классификация программных средств, разработанная в 90-гг. XX в. за счет включения в нее таких классов программ, как: система поиска информации, инструментальных средств познавательного характера, универсального характера, инструментальных средств для обеспечения коммуникаций;

— проанализированы существующие современные телекоммуникационные средства, выявлены их возможности по реализации коммуникативных, дидактических, воспитывающих функций в создании информационного пространства общеобразовательной школы;

— существенно дополнены и расширены концептуальные положения, направленные на повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий и средств в деятельности учителей общеобразовательного учебного заведения с целью более полного удовлетворения личностных образовательных запросов учащихся;

— разработаны теоретически и проверены на практике требования к построению информационного пространства и расширению его до межшкольного ресурсного центра, обеспечивающие эффективное педагогическое и социокультурное воздействие на учащихся: возможность полного удовлетворения образовательных потребностей;

— сформулированы требования к профессиональной подготовке современного учителя, способного осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях информационного пространства.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что автором определены теоретические подходы и сформулированы необходимые рекомендации для формирования и успешного функционирования информационного пространства общеобразовательного учебного заведения. Исследование вносит вклад в развитие педагогической теории и практики, являя собой новый взгляд на проблему создания информационного пространства общеобразовательной школы. Результаты исследования выводят на новый уровень теоретического осмысления проблемы использования имеющихся человеческих, информационных, материальных и финансовых ресурсов в создании организационно-педагогических условий функционирования и развития информационного пространства общеобразовательных учреждений. Полученные в результате исследования выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по общей педагогике, а также в области теории управления образовательными системами.

Практическая значимость заключается в том, что теоретические выводы и положения, выдвинутые и обоснованные в диссертации, эффективно использовались и могут быть использованы в практике информатизации и управления общеобразовательным учреждением, в решении задач, связанных с модернизацией российского образования в целом.

Результаты исследования использовались при подготовке авторских экспериментальных программ Московской технологической школы ОРТ (СОШ № 1299 с углубленным изучением технологии) по технологии и информатике, при создании информационных пространств в ряде московских школ, а так же при участии в Зеленоградском проекте информатизации образования. Практическую ценность могут представлять научно-методические рекомендации для руководителей учебно-воспитательных учреждений. Полученные данные могут быть использованы для создания информационного пространства в других общеобразовательных школах.

Проведенное исследование имеет значение и для пропаганды положительного отечественного опыта, накопленного конкретными педагогическими коллективами и органами, руководящими работой системы образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы педагогики, исходными методологическими позициями автора, соответствием выбранных методов — цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, успешным апробированием основных научных положений в ходе многолетней экспериментальной проверки результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

— стратегические направления развития общеобразовательной школы в современном информационном пространстве (учебно-воспитательный процесс, методическое обеспечение, административно-управленческая и хозяйственная деятельность);

— структура информационного пространства общеобразовательной школы (информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса, информационные ресурсы административно-управленческих и финансовых службинформация о научно-исследовательской и инновационной деятельностибиблиотечные информационные ресурсы и др.) — комплекс организационно-педагогических условий развития современного информационного пространства общеобразовательной школы (реализация коммуникативных, дидактических, воспитывающих функций телекоммуникационных средств, использование сетевых технологий и INTERNET, подготовка и переподготовка педагогических кадров, учет потребностей участников учебно-воспитательного процесса администрации, педагогов, учащихся, родителей) — модель межшкольного ресурсного центра (основная цель деятельности — решение проблемы доступа к средствам информационно-компьютерных технологий на местах, определение направлений их использования в учебном процессе, поддержка нового инструментария, как катализатора модернизации образования и др.).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждений на заседаниях лаборатории инновационных процессов и проблем управления в общем образовании Института общего образования Минобразования Российской Федерации, на коллегиях Министерства образования РФ, в работе международных конференций по различным аспектам проблем информатизации образования, в публикациях на страницах журналов «Информатика и образование», «Мир школы», в ходе чтения лекций слушателям Московского института открытого образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Эпоха информатизации, в которую вступило современное общество, перешагнув рубеж третьего тысячелетия, с каждым годом предъявляет все более высокие требования ко всем сторонам современной жизни. Система образования, как и любая общественно-значимая система во все времена была призвана выполнять социальный заказ государства, так как она не может быть независимой от общественного и политического устройства государства.

Задачи, которые стоят перед современным образованием уже невозможно решить привычными всем, традиционными методами, для чего необходимо широкое информационное поле деятельности и адекватно сформулированные цели, методы и средства обучения. При этом данная работа не может иметь разовый характер, так как оборудование и программные средства, являющиеся на сегодняшний день «последним словом техники», через год перестают быть таковыми, а через пять лет безнадежно устаревают, как «морально» так и «физически».

Общеобразовательная школа, являясь фундаментом всей системы образования, должна в первую очередь заботиться об «информационном» воспитании своих учеников, о создании условий, при которых ребенок входил бы во взрослую жизнь вооруженный не только мировоззрением, но психологией человека информационного общества — полноправным участником процесса информатизации.

Поэтому мало создать технически развитую информационную систему в учебных заведениях, эффективность работы которой будет чрезвычайно низкой, если не превратить ее в полноправную ячейку городской, государственной, мировой, информационной среды. Поэтому привычный нам сегодня процесс обучения в школе долен стать достоверной моделью глобального информационного пространства.

Для решения этой задачи необходимо придать урочной и внеурочной деятельности школы методологические функции:

1. В учебном процессе:

— автоматизацию управления и планирования учебного процесса на всех уровнях;

— проектирование и создание различных баз данных и систем управления ими;

— организация учебных и лабораторных занятий, деловых и ролевых игр с применением информационных технологий;

2. В учебно-методической работе:

— разработка силами учителей и учеников новых прикладных программ и программных комплексов в области информационных технологий, за счет проведения тематических научно-исследовательских работ;

— координация взаимного сотрудничества с другими школами Москвы, России, ближнего и дальнего зарубежья;

— использование новейших программных продуктов и технических средств для выполнения научно-исследовательской работы.

3.) В административно-хозяйственной деятельности:

— управление финансами;

— управление ресурсами (библиотекой, средствами доступа в INTERNET, издательской деятельностью, учетом материально-технических ресурсов и т. п.);

— управление проектной деятельностью и подразделениями, реализующими ее: кафедрами, средней и начальной школой и т. д.;

— обеспечение безопасности доступа к информационным ресурсам, осуществление контроля информационной безопасности;

Одним из средств достижения цели информатизации системы общего образования является создание информационного пространства, включающего в себя следующие необходимые компоненты, в целом не зависящие от технических возможностей, связанных с оснащенностью учебного заведения:

— информационные ресурсы административно-управленческих и финансовых служб;

— информационное обеспечение учебного процесса, его управления;

— библиотечные информационные ресурсы;

Помимо решения внутришкольных проблем, предполагаемый подход позволяет придать школьному информационному комплексу принципиально новое качество, кардинальным образом изменить уровень открытости и всесторонности информации о школе.

Использование информационных технологий в педагогическом процессе позволяет решить ряд педагогических и организационных проблем: организовывать самостоятельную работу по изучению нового материала с помощью компьютераосуществлять контроль и оценку с помощью компьютера;

Компьютерные коммуникации являются неотъемлемой составной частью всех вышеперечисленных технологий и определяют возможности информационного образовательного пространства отдельного учебного заведения.

Успешное функционирование информационного пространства общеобразовательной школы невозможно без соответствующей подготовки педагогических кадров, поэтому понятие компьютерная грамотность на сегодняшний день не охватывает всех требований, предъявляемых к учителю в условиях информационного пространства, поэтому нуждается в замене термином компьютерная компетентность. Современный учитель должен не только уметь выполнять базовые операции, но и обладать навыками работы с различными видами информации, необходимыми периферийными устройствами, для сохранения результатов своей научно-методической деятельности в сети. Сегодня ни для кого не секрет, что информационные технологии могут быть с успехом использованы практически на любом предмете общеобразовательной средней школы, что подтверждается предыдущими исследованиями. Объем и эффективность использования зависит от подготовки учителя, его творческого потенциала и, самое главное, от желания работать в новых условиях.

Каждое учебное заведение, решившее основные вопросы по формированию информационного пространства должно стать частью информационно образовательного пространства России, так как информатизация школымалая, хотя важная, часть информатизации образования в государстве.

В связи с этим необходимым является создание межшкольных ресурсных центров, основными направлениями деятельности которых являлось бы участие в управлении образованием, связанное с осуществлением технической, методической, и информационной поддержки его развития не только в Москве, но и в регионах. Такой подход с одной стороны позволил бы решить серьезные проблемы информатизации российского образования в целом.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

— проблема создания информационного пространства связана с решением в первую очередь организационно-педагогических социальных и экономических вопросов.

— формирование информационного пространства общеобразовательного учебного заведения осуществляется в первую очередь на базе использования сетевых технологий и INTERNET.

— особые требования предъявляются к подготовке и переподготовке учителей, работающих в рамках единого информационного пространства, так как вместо источника информации, дающего знания, учитель должен стать помощником в активной, самостоятельной, познавательной деятельности учеников. Необходим переход от компьютерной грамотности учителя к его компьютерной компетентности.

— определяющим и системообразующим фактором создания информационного пространства и его развития в учебном заведении является учет потребностей участников учебно-воспитательного процесса, администрации, учителей, учеников, родителей.

— в структуру информационного пространства должны входить, информационное обеспечение учебного процесса, научно-исследовательской и инновационной деятельности, библиотечные информационные ресурсы, информация, касающаяся других сторон деятельности общеобразовательного учебного заведения, его служб, контингента учащихся и преподавательского состава.

Таким образом, можно констатировать, что данное исследование — одна из попыток исследовать проблему формирования информационного пространства с позиций результативности решения организационно-педагогических проблем в современных условиях. Постоянное развитие средств телекоммуникации делает не позволяет полностью исчерпать эту проблему. Поэтому направлениями дальнейших исследований могут быть:

— формирование информационного пространства высшего учебного заведения;

— подготовка учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности в рамках информационного пространства;

— развитие личности учащихся в рамках информационного пространства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. М. Аликсерова С.М. О возможности использования новых информационных технологий в обучении младших школьников.//Наука и школа, — 1998.-№ 1.-С.38−41.
  2. Г. А. Баландин Д.А. Уроки мультимедиа в курсе информатики //Информатика и образование. 1996. -№ 1.-С112−113.
  3. А. В. Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: Б.И. — 1993. -222с.
  4. Т.М. Условия внедрения и использования компьютеризированных информационных систем во внутришкольном управлении /Т.М. Алексеева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Челябинск. — 2001. — Вып. 1. — С. 108−113.
  5. К. Учителя и инновации. М. Просвещение, 1991. — 156с.
  6. Т.И. Интернет и профилактика наркотических проблем. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1993. — 37с.
  7. Ю. В. Бойков А.А. Кузнецов Ю. М. Маслов С.И. Технологии создания программных средств поддержки автоматизированных учебных курсов на компактах. // Индустрия образования. Вып.1. Сборник статей. М.: МГИУ, 2001.-292с.
  8. Базы данных, базы знаний и информационные технологии учебного назначения: состояние и перспективы: Сб. докл. и сообщ. М.: Б.И., 1998. — 19с.
  9. М. А. Шилович И.И. Синергетика и INTERNET: путь к Synergonet -СПб.: Наука, 1999.-69с.
  10. С.Д. Основные принципы создания интегрированной автоматизированной информационной системы образования.// Индустрия образования. Вып.1. Сборник статей. М.: МГИУ, 2001. -С.
  11. .Н. Образование — прорыв в XXI век.//Синергетика и образование, М.: «Гнозис», 1997. — С. 4−13.
  12. .Н. Приоритетное преподавание информатики как основы информатизации общества и достижения нового качества образования. //Проблемы информатизации высшей школы". 1997. -№ 1−2(7−8). — С. 38−45.
  13. .Н., Кузубов В. Н. Аналитический обзор тенденций и приоритетных направлений развития образования и информатики накануне XXI века (по материалам Конгресса). //Проблемы информатизации высшей школы, -1996,-№ 2(6),-С. 99−104.
  14. Е.Н. Управлять школой на основе системной компьютеризации /Е.Н. Богданов, Н. В. Кисель, А. Б. Боровиков //Школьные технологии. 2002. — № 1. — С.196−203.
  15. А. «История» новых технологий в образовании: Пер. с англ. / Рос. открытый ун-т. М., 1990, — 145с.-
  16. Дж. Психология познания /пер.с англ. М., 1977. — 227с.
  17. Т.В. Проект региональной информационной системы мониторинга образования: Пермская область. /Т.В. Воронцова, Л. Н. Лядова, А. И. Миков //Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 4. — С.33−40.
  18. А.А., Вяльцев А.О, Якушкина А. А., Якушкин П. А. Гидравлика: Рабочая тетрадь к модулю «Гидравлические устройства» лаборатории ДЕ-ГЕМ-2000 // М, МИПКРО, 1998. 48с.
  19. А.А., Вяльцев А. О., Якушкин П. А. Токарный станок с ЧПУ: Рабочая тетрадь к модулю «Токарный станок с числовым программным управлением» лаборатории ДЕГЕМ-2000 // М, МИПКРО, 1998. 32с.
  20. А.А., Вяльцев А. О., Якушкин П.А.Фрезерный станок с ЧПУ: Рабочая тетрадь к модулю «Фрезерный станок с числовым программным управлением» лаборатории ДЕГЕМ-2000 // М, МИПКРО, 1998. 35с.
  21. А.А., Якушкина А. А., Якушкин П. А. Механика: Рабочая тетрадь к модулю «Основы механики» лаборатории ДЕГЕМ-2000 // М, МИПКРО, 1998.-28с.
  22. Т.А., Червинская К. Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М., 1992. — 122с.
  23. .С. Философия образования для XXI века (в поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М.: «ИнтерДиалект+», 1997.-697 с.
  24. В.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебник для студ. образоват. учрежд. сред, и сред. проф. образования. М.: Мастерство: Высш. шк., 2001. — 239с.
  25. А.А. Интеграция сетевых и образовательных ресурсов на основе активных СУБД: (на прим. Института общего среднего образования РАО) -М.: ИОСОРАО, 2002. ^ 70с.
  26. Г. Р. Очерки информационной технологии М. 1992.
  27. Гуманитарные исследования в Интернете /О.Н. Арестова, Г. Астляйтнер, Ю. Д. Бабаева и др. /Под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. -431с.
  28. Т.М. Технология рефлексивного управления деятельностью учителей по формированию обученности школьников с использованием компьютера //Вопросы технологии и профессиональной деятельности. Белгород, 1995. — С.14−19.
  29. Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. Волгоград: Перемена, — 2002. — 183с.
  30. Дистанционное образование. Региональные аспекты / Под ред. Поповой О. В., Титаренко Ю. И. Барнаул: БГПУ, 2001.- 328с.
  31. Дрига И.И. Pax Г. И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 271 с.
  32. В. И. Быть ли российскому банку педагогических данных? С применением машиноориентированных педагогических сообщений в форме модуля. //Magister 1995. № 5 — С.19−29.
  33. И.Ю., Маевская И. Г. Середа Ю.А. Формирование модели современной школы //Информатика и образование, 1998. — № 1. — С.107−109.
  34. И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 192с.
  35. Змеев С. И О деятельности служб информации и ориентации в сфере образования: Великобритания, Франция. // Педагогика 1995, — № 6, -С. 113−116.
  36. Г. Рабочий инструмент компьютер: О программе информатизации образования в Московской области. //Народное образование. 1996. — № 4−5.
  37. Инструментальные средства для конструирования программных средств учебного назначения: (Обзор) /Ин-т пробл. информатики АН СССР- Отв. ред.: Г. Л. Кулешова. М., 1990-
  38. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В. В. Морозов. -М.: Просвещение, 1991.-
  39. Информатика и образование Московский выпуск /Научные редакторы: А. Л. Семенов, Л. Б. Переверзев, П.А. Якушкин// Информатика и образование — 1995. — № 5.-128 с.
  40. Информационная технология: Вопр. развития и применения. -Киев: Наука, думка, 1988. 123с.-
  41. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность./С.М. Виноградова, Н.А. Войто-139вич, М. А. Вус. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1999 — 211с.
  42. Информационное письмо № 5/11 04.01.45: О создании в средних школах медиацентров, представляющих многокомпонентную информационно-педагогическую среду. /Мин-во образ. РФ //Информатика и образование -1995. -№ 2 С. 32.
  43. Информационные ресурсы в высшей школе: Монография /Л.П. Кураков, И. Г. Ефремов, Е. К. Лебедев, И.Г. Сидоркина- Чуваш, гос. ун-т. им. И. Н. Ульянова Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т., 1998. — 279с.
  44. Информационные системы /Под ред. В. Н. Волковой, Б.И. Кузина- СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. 285с.
  45. Информационные технологии в образовании: VII Международ, конференция-выставка 10−13 февраля 1998 г. Секция 2: Программные средства и мультимедиа в образовании и искусстве. М.: МИФИ, 1998 — 80с.
  46. Искусственный интеллект. Системы общения и экспертные системы /под ред. Э. В. Попова М., 1990.
  47. А.И. Описание одного из методов решения задачи синтеза для стационарных потоков некоторой информационной системы// Дистанционное образование. Региональные аспекты / Под ред. Поповой О. В., Титарен-ко Ю. И. Барнаул: БГПУ, 2001. с.364−368.
  48. А. И. Титаренко КШ. Управленческое решение как эвристическое знание// Наука Алтая, Барнаул. -2001. — № 3. — С.78−83.
  49. А.И. Управление в распределенных образовательных системах. Монография. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета. 2001.-248с.
  50. А.И. Управление в распределенных образовательных системах: Монография. Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2001. -247с.
  51. . Электронное «подспорье» или концепция «АСУ шко-ле». //Директор школы. — 1996. — № 1. С. 112−113.
  52. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г.Г Синергетика и прогнозы будущего. М., 2001.
  53. В.Г. Использование Интернет ресурсов при обучении иностранным языкам. Уфа: Реактив, 2002. — 254с.
  54. Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы. -М, 1982.
  55. М.В., Лапшов В. А., Е.В. Чмыхова Мониторинг успешности изучения курса физики старшеклассниками: проблема оптимизации объема усваиваемых знаний /Труды СГУ. Серия Психология и социология образования" М. 1999 с.94−101.
  56. В.Г. Образование и цивилизация. М., //Проблемы информатизации высшей школы. 1996, — № 2 (6). — С. 7−14.
  57. В.В. Система «Мечта» Опыт внедрения технологии подготовки расписания // Информационное еженедельное прилож. к газ. «Первое сентября», 1997. март (№ 9).С. 15−16.
  58. К.К. Информационная цивилизация. М.: ИПИ РАН., 2002. -112с.
  59. Компьютер, как средство управления в педагогических системах: проблемы моделирования информационных связей /В.Н. Аниськин, В. И. Пугач, Л. И. Фишман, А. В. Шабанов. Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1993. — 115с.
  60. Компьютеры и познание: Очерки по когнитологии: Сб. науч. тр./Ред.-сост.: Б. М. Величковский, А. И. Зеличенко. М.: Наука, 1990-
  61. Конструируем: играем, учимся: Учебное пособие. Пер с англ.яз. А. А. Якушкина, П. А. Якушкин // М, Институт новых технологий образования, 1998, — 15с.
  62. Л. Итак, нам нужна современная техника: Компьютеризация школьной библиотеки.//Первое сентября. -1999. 08 май (№ 32). — С.11.-14 172. Костюк В. Н. Информация как социальный и экономический ресурс. -М.: Изд-во «Магистр», 1997. 87с.
  63. В.В. Информационные процессы в природе, обществе и технике. Чебоксары: КЛИО, 1997. — 51с.
  64. Г. А. Открытое образование: Цивилизационные подходы и перспективы: Монография /Г.А. Краснова. М.: Изд-во РУДН, 2002. — 250с.
  65. Г. А. Савченко П.А. Савченко Н. А. К вопросу о концепции интерфейса электронных учебников // Индустрия образования. Вып.1. Сборник статей. М.: МГИУ, 2001. -С.272−276.
  66. И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения. М., 2000. — 192с.
  67. Ю.М., Цикин И. А., Руденко А. С., Погребенко Ю. Ю. Методологические особенности внедрения информационных технологий в образовательный процесс учебных учреждений // Индустрия образования. Выпуск 1. Сборник статей. М.: МГИУ, 2001. — С.285−291.
  68. И.С. Интеллектуальные системы и обучение. Новосибирск: Инст-т интеллектуальных инноваций и проблем консультирования, 1993. -148с.
  69. B.C. Поташник М. М. Как разработать программу развития школы?. М.: Новая школа, 1993. — 43с.
  70. Р.Н., Оскорбив Н. М, Методы декомпозиции при оптимальном управлении непрерывными производствами. Томск 1979.
  71. В.Г. Программные системы в школе: Дифференцированный подход к обучению информатике. //Информатика и образование. 1998. -№ 8. — С.101−108.
  72. С.В. Системная интеграция и ее роль в создании единого информационного пространства школы. //Информатика и образование. -1998. № 1. — С.114−116.
  73. В.Г. Европейское информационное пространство / РАН, Инст-т Европы. М. Наука, 1999. — 93с.
  74. Международное законодательство об образовании. /Сборник документов. -М. 1992.
  75. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем М. 1973.
  76. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие. Пересказ с англ.яз. Е. Г. Кабаков, О. В. Михеева, П. А. Якушкин // М, Институт новых технологий образования, 1998.-32с.
  77. А.А. Предметная область экспертной когнитивно-педагогической системы. Глазов: Глаз. Гос. пед. ин-т, 1997. — 84с.
  78. О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент // Информатика и образование Технологическое образование — Международный спецвыпуск журнала ко II конгрессу ЮНЕСКО «Образование и информатика». — 1996 — С. 136−137-
  79. О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент // Информатика и образование Технологическое образование — Международный спецвыпуск журнала ко II конгрессу ЮНЕСКО «Образование и информатика».— 1996- С. 136−137
  80. О.В., Якушкин П.А. WiggleWorks-пример учебного интерактивного мультимедийного пакета, который растет и развивается вместе с ребенком // Компьютер-пресс — 1995. — № 5 .- С. 127−130
  81. О.В., Якушкин П. А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA // Информатика и образование — 1996. — № 3 .С. 137−149
  82. В.В., Кочетыгов А. А. Системы и методы искусств, интеллекта: Учеб пособ./Тул. гос. ун-т. Тула: ТулГУ, 1995. — 80с.
  83. Непрерывное образование и инженерия знаний. Междисциплинарные аспекты/ под ред. Титаренко Ю. И. Барнаул, 1998.
  84. Образование в информационном обществе. Пособие для студ. гум. Вузов. Бийск: НИЦБиГПИ, 2001. — 201с.
  85. Опыт информатизации региональных систем образования: Научно-педагогический сборник Хабаровск: Издательство ХГПУ, 2002,139с.
  86. А. В. Федоров А.Г. Чистякова Т. А. Особенности разработки и внедрения в учебный процесс электронных изданий на CD-ROM // Индустрия образования. Вып. 1. Сборник статей. М.: МГИУ, 2001. — С.258−264.
  87. Основы теории познания / под.ред. Б. И. Липского Санкт-Петербург. 2000.
  88. Е.Н. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития: (Философско-методологический анализ). М.: Изд-во РАГС, 1999. -243с.-
  89. Е.Н. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития: М. Изд-во РАГС, 1999 — 218с.
  90. Е.Н. Информация образования в стратегии устойчивого развития.- М.: Изд-во РАГС, 1990. 218с.
  91. Педагогическая информатика: теория и практика: в 2 ч. /Л.Н. Склянинаи др. РАО, ин-т теоретич. Пед. и межд. исслед. в образ. Ч.2.- М.: Рос акад. образ., 1993.-218с.
  92. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида./Под ред. А. И. Тряпициной. Спб.: «Образование», 1995. — 171с.
  93. Педагогические технологии в образовании: Материалы областной научно-методической конференции (26−27 апр. 1994 г.) 4.4. Мурманск: Б.И., 1994.104с.
  94. Первые механизмы LEGO DACTA: Книга для учителя. Пересказ с англ.яз. П. А. Якушкин // М, Институт новых технологий образования, 1997. -30 с.
  95. Л. Ф. Ситников Ю.К. Компьютерные системы заданий: Информатика в средней школе. // Информатика и образование. 1999. — № 2.- С.39−43.
  96. Пневматика LEGO DACTA: Руководство для учителя. Пер с англ.яз. А. А. Вяльцев, С. Б. Ильин, П. А. Якушкин // М, Институт новых технологий образования, 1998. 35 с.
  97. Е.С. Дистанционное обучение: организация и педагогические аспекты.// Информатика и образование. 1996. № 3. — С.87−91.
  98. Политика в области образования и новые информационные технологии: Национальный доклад Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1−5 июля 19 996 г.) м., 1996.-23с
  99. В.М. Научно-педагогическая информация. М. Новая школа, 1995. — 253с.
  100. Т.А. Инфраструктура образовательного пространства. М., Б.и., 2000 — 28с.
  101. Т.А. Инфраструктура образовательного пространства. М.: Б.И., 2000. — 28с.
  102. В.В. Современное состояние и тенденции развития информационных ресурсов в образовании: лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 23с.
  103. В.В. Современное состояние и тенденции развития информационных ресурсов в образовании: Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 23с.
  104. О.В. Технология конструирования педагогической системы дистанционного обучения // Региональные аспекты дистанционного образования. Часть 1 / Под ред. Поповой О. В., Титаренко Ю. И., Тырышкина В. Н. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. с, 91 101.
  105. О.В., Камышников А. И., Лисовец С. Ю., Титаренко Ю, И. Педагог как менеджер образовательного процесса/ Подготовка кадров для системы открытого и дистанционного образования. Международный научно практический семинар Томск. 2001.
  106. О.В., Титаренко Ю. И. Индивидуализация обучения объективный фактор адаптации человека к внешнему миру./ монография «Экспериментально теоретические аспекты индивидуализации учебно-воспитательного процесса. Бийск. 1997.
  107. О.В., Титаренко Ю. И. Социализация и профессиональное образование личности. Барнаул. 2001.
  108. Проблемы информатизации региональных систем образования: Научно-педагогический сборник. Хабаровск, Изд-во ХГПУ, 2001. -80с.-
  109. Проектирование образовательных информационных ресурсов, систем и технологий: Сб. докл. и сообщ. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 75с.
  110. Производственные системы: Учебный конструктор LEGO DACTA: Книга для учителя. Пер с англ.яз. А. Г. Юдина, П. А. Якушкин // М, Институт новых технологий образования, 1997. 53с.-
  111. Производственные системы: Учебный конструктор LEGO DACTA: Книга для учителя. Пер с англ.яз. А. Г. Юдина, П. А. Якушкин // М, Институт новых технологий образования, 1997. 53с.
  112. Простые конструкции и механизмы: Книга проектов: Учебное пособие. Пересказ с англ.яз. О. В. Михеева, А. А. Муранов, П. А. Якушкин // М, Институт-146 новых технологий образования, 1998. 38с.
  113. О.С. Оптимология. Новосибирск 1999.
  114. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика /под ред. П. И. Третьякова М., 2001.
  115. Региональные аспекты дистанционного образования /монографический сборник под ред. Поповой О. В., Титаренко Ю. И., Тырышкина В, Н. Барнаул 1999.
  116. Региональные аспекты дистанционного образования/ сб. статей под ред.О. В. Поповой, Ю. И. Титаренко Барнаул 1998.
  117. Региональные аспекты дистанционного образования/ сб. статей под ред. О. В. Поповой, Ю. И. Титаренко Барнаул 1998.
  118. Рекомендации международной научно-практической конференции «Организация единого информационного образовательного пространства средствами телекоммуникаций» (г. Пермь, 6−9 декабря 1994 г.) //Инфориатика и образование. 1995,-№ 2-С. 29−31.
  119. И.В. Информатика, информационные и коммуникационные технологии: Учеб-метод, пособие -М.: Изд-во УРАО, 2001. 136с.
  120. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994.-205с.
  121. И.В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы. / Разработано Роберт И.В.- М.: ротапринт НИИ ШОТСО АПН СССР, 1990. 36с.
  122. Савельев, А .Я, Новиков В. А., Лобанов Ю. И. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем. М. 1986.
  123. С.С. Информационные технологии в интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. — 239с.
  124. А.Л. От изоляции к интеграции. Информационные и компьютерные технологии в московском регионе// Информатика и образование, -1998.-№ 1.-С. 17−23.
  125. Г. Н. Сахаров В.Г. Квасов Г. И. Автоматизированная информационная система контроля социально-психологической адаптации школьников младших классов в процессе учебной деятельности //Гигиена и санитария. 1996. — № 2.- С. 19−22.
  126. Системы поддержки решений для проектирования гибких производственных систем/ под ред. Понамарева В. М. Санкт -Петербург 1995.
  127. А.И. Информация и прогресс. Новосибирск: Наука 1998.
  128. А.И. Информация и человек. М.: Советская Россия, 1980. -208с.
  129. Телекоммуникации в системе образования. Сб. докл. и сообщ. М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. -80с.
  130. Технология:Проектирование Учебник для 6−7 классов Пересказ, адаптация текста П. А. Якушкин, Научные редакторы С. Г. Горинский, П. А. Якушкин // ОРТ Израиль, 1997, перевод и адаптация, ОРТ Россия, 1999
  131. Ю.И. Левин Б.Л Индустриализация создания АСУТП и проблемы повышения их эффективности. М. 1991.
  132. А.Н., Богатырь Б. Н. Моделирование и концептуальное проектирование процессов информатизации сферы образования. //Проблемы информатизации высшей школы, 1997. № 1−2 (7−8). — С. 9−12 и др.
  133. А.Н., Богатырь Б. Н. Моделирование и концептуальное проектирование процессов информатизации сферы образования. //Проблемы информатизации высшей школы, 1997. № 1−2 (7−8). — С. 9−12.
  134. А.Н., Богатырь Б. Н. Роль информатики в образовательном процессе. //Проблемы информатизации высшей школы 1996, — № 2 (6), — с. 9799.
  135. П.И. Управление школой в крупном городе. М., 1991.-149 154. Третьяков П. И., Мартынов Е. Г. Учреждение профессионального образования: управление по результатам. М., 2000.
  136. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. B.C. Лазарева. М., 1997.
  137. К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. М.: сентябрь, 1995. — 128с.
  138. А.А. О моделях и методах использования информационных технологий в обучении. /Системы и средства информатики, вып. 8. М.: «Наука. Физматлит», 1996, — С. 54−68.
  139. А.А. О моделях и методах использования информационных технологий в обучении. М., «Системы и средства информатики», вып. 8, «Наука. Физматлит», 1996, с. 54−68. и др.
  140. Л.Е., Якушкин П. А. «Зеленоградский проект информатизации образования» //Информатика и образование. 1993. — № 3, — С.39−41.
  141. Хомерики О. Г, Поташник М. М. Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. М.: «Новая школа», 1994. — 64с.
  142. В., Розина Н. Централизованное тестирование: состояние и перспективы// Высшее образование в России. 2000- № 1 — с.27−31.
  143. П.Г. Выступление на открытии конференции «Тьюторство: идея и идеологиям/Материалы 1 межрегиональной тьюторской конференции. -Томск: ТГПУ, 1996. -С137−143.
  144. И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. 3-е изд. испр. И доп. М.: Радио и связь, 1996. — 215 с.
  145. P.M., Заболотский ВЛ. Научно методологические основы информатизации Санкт — Петербург. 2000.
  146. П.А. и др. Информационное пространство школы. // Мир школы — 2001. — № 2 С. 40−42
  147. П.А. Международный проект ОРТ «Технология для всех». Основные принципы разработки интегрированного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ
  148. ИНФОРМАТИКА» для школ ОРТ в России. // Технология 1999. Материалы V Международной конференции октябрь 1999 г., М.: МИПКРО, 1999 — С.
  149. П.А. Механизмы ЛЕГО ДАКТА. Инструмент и предмет изучения // Технология 1999 Материалы V Международной конференции октябрь 1999 г., М.: МИПКРО, 1999. — С.
  150. П.А. Разработка УМК «Проектирование» 00 «Технология» для 6-го класса Московской технрологической школы ОРТ // Технология 2000 Сборник трудов VI Международной конференции 16−18 мая 2000 г., Самара: СГПИ, 2000.-С. 191−192
  151. Авторские экспериментальные программы Московской технологическойшколы ОРТ (СОШ № 1299 с углубленным изучением технологии) по технологии и информатике//Ьир://8сЬоо1.msk.ort.ru/
  152. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// http: //www.informika.ru./text/goscom/pf2p/projekt/
  153. Федеральная программа «Развития единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)"//http: //www.informika.ru./text/goscom/pf2p/projekt/-152 1. Авторефераты диссертаций
  154. JI.A. Человек в системе ценностей информационного общества: Автореф.канд. философ, наук (09.00.11) (МГУ) М.: 1999. — 16с.
  155. В.И. Информатизация общественной жизни, как фактор культурного прогресса общества: Автореф.канд. социол. наук (22.00.06). (Казан, гос. пед. ун-т). Казань, 2000. — 22с.
  156. Ю.Х. Технология подготовки специалистов к использованию инф. систем в управленческой деятельности. Автореф.канд. пед. наук.(13.00.08) (Мое. гос. технолог, акад.) -М. 2000. 22с.
  157. Е.С. Условия совершенствования системы информационного обеспечения управления дошкольного образования (На муниципальном уровне). Автореф.канд. пед. наук. (13.00.01, 13.00.07) (Магнитогорский гос ун-т) Магнитогорск, 1996. — 19с
  158. А.В. Интегрированная система обучения слушателей компьютерной коммуникации: Автореф.канд. пед. наук. СПб.1996. — 19с.
  159. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Автореф. д-ра пед. наук 13.00.02. М., 1994. -54с.
Заполнить форму текущей работой