Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психофизиологические особенности младшего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Младший школьный возраст (7 — 10 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически и психологически готов к обучению, выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Несовершенство регулирующей функции коры головного мозга… Читать ещё >

Психофизиологические особенности младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Младший школьный возраст (7 — 10 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически и психологически готов к обучению, выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Несовершенство регулирующей функции коры головного мозга проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребёнка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребёнка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

Однако, несмотря на отмечаемые в это время определённые осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно — психическая ранимость ребёнка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребёнка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации.

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.

Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников ещё неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем этапе.

Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребёнок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребёнка. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведёт к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребёнку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, всё большее значение для ребёнка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

В этом возрасте у ребёнка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой.

Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться. Пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.

В указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. У ребёнка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Переход к конкретно — операционному мышлению влечёт за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребёнка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Ценность младшего школьного возраста:

  • · формирование мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • · развитие продуктивных приёмов и навыков учебной работы, «умение учиться»: усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
  • · раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;
  • · развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; ребёнок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы: обучается в определённой степени управлять своим поведением;
  • · становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и к окружающим. Ребёнок осознаёт то, что он делает, и аргументирует, обосновывает свою деятельность;
  • · усвоение социальных норм, нравственного развития;
  • · развитие навыков общения со сверстниками;
  • · расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель);
  • · овладение навыками домашнего труда;
  • · формируются уверенность в себе, компетентность. В случае затруднений в учёбе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребёнка.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребёнком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

В учебно-воспитательной музыкальной деятельности моторная, сенсорно-перцептивная и интеллектуально-волевая активность всегда соотносится с ведущей ролью мотивационной, эмоционально-выразительной активности. Осознанное социальное целеполагание формируется либо через целостное осмысление музыкального произведения, либо через включение обобщенных музыкальных знаний в контекст музыкального восприятия. Цель музыкальной деятельности как творческой деятельности школьников никогда не предшествует художественной деятельности (в отличие от многих других форм учебных занятий детей в школе). Она рождается в процессе деятельности и ее осмысления, переосмысления. Всегда цель возникает не до восприятия, а в конце его как результат осмысления целостного музыкального сочинения.

Рассматривая характерные черты эмоционального мира младших школьников, мы обращаем внимание на различные виды деятельности. Ведь именно в процессе различных видов деятельности происходит постепенное эмоциональное развитие ребёнка. С возрастом и развитием ребёнка происходит расширение его эмоционального опыта в процессе жизнедеятельности. Эмоции и чувства связаны с социально-психологической ситуацией осуществления деятельности ребенка. Ребенок испытывает гораздо больше эмоций, чем взрослый. Это обусловлено тем, что младший школьник, имеющий небольшой жизненный опыт, недостаточно подготовлен к новым, необычным, внезапным ситуациям.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Они верят, что жизнь создана только для радости, и эта вера — одно из важнейших условий их нормального психологического роста.

Формирование эмоционального мира младших школьников происходит за счёт взаимоотношения с учителем, сверстниками, родителями.

Младшие школьники отличаются высокой эмоциональностью, впечатлительностью, легко возбудимы. Младший школьный возраст — это восприятие — «впитывание», не аналитичное, не дискретное. Монотонные занятия резко снижают интерес к учению. Среда, эмоциональная атмосфера, многообразие действий и качество впечатлений являются главными факторами учения. И именно эта эмоциональность, яркость, многообразие и свобода самопроявления должны быть обеспечены на уроке. Искреннее общение с учеником открывает в каждом из них необычайную чуткость и мудрость, эмоциональную отзывчивость, яркость воображения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой