Социально-педагогические проблемы становления и развития национальной школы: На материале школ коренных малочисленных народов Севера
Диссертация
Развитие национальной школы проходило в следующих условиях: В период до 1917 года существовавшие патриархальные отношения, кочевой, полуоседлый образ жизни, поголовная неграмотность и высокая смертность населения определили тип и специфику деятельности школ малочисленных коренных народов Севера. В это время коренные малочисленные народы Севера не имели национальной школы как таковой. В процессе… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Историография проблемы просвещения коренных малочисленных народов Севера
- 1. 1. Педагогические идеи национального образования в историческом аспекте
- 1. 2. Становление национальной системы просвещения коренных народов
- Севера до 1917 года
- 1. 3. Проблемы национальной школы в период с 1917 по 1990 гг
- Глава II. Развитие национальной школ!*^Севера -В новых социально-экономических условиях
- 2. 1. Опыт деятельности национальных школ коренных малочисленных народов Севера
- 2. 2. Развитие национальной школы с учетом этнокультурного фактора
- 2. 3. Основные проблемы функционирования национальной школы
Список литературы
- Агаев А.Г. Закономерности социалистического развития народностей в СССР. -Махачкала, 1965. -286 с.
- Актуальные проблемы развития национальных образовательных учреждений коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа. Ханты-Мансийск, 1996. — С.135.
- Алиев А.К. Народные традиции, обычаи, их роль в формировании человека. -Махачкала, 1968. -290 с.
- Андреева И.Н. Идея российского национального воспитания и образования: ценностные приоритеты. // Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность) / Под ред. З. И. Равнина -Октябрь, 1997. -С. 26−30.
- Аниканов М.В., Степанов В. В., Сусоколов A.A. / ред. Кузьмин М. Н. Титульные этносы Российской Федерации. -М.: ИНПО, 1999. -С.302−304.
- Антропова В. В. Кузнецова В.Г. Чукчи. // Народы Сибири. М.- Л., 1956. -С. 896−931.
- Арсенов В.Г. Организационно-педагогические и материальные условия осуществления всеобщего среднего образования молодежи в национальных округах Севера: Автореф. дис. кан. пед. наук. -М., 1975. С. 26.
- Арсеньев В.К., Титов Е. И. Быт и характер народностей Дальневосточного края. -Хабаровск- Владивосток, 1928. -83 с.
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. -Якутск. 1979. -184 е.
- Бабаков В.Г. Кризисные этносы. -М., 1993. С. 11.
- Барболина А. А. Этнопедагогические средства формирования национального самосознания учащихся. Дис.. к.п.н. -М., 1996, — 126 с.
- Белич И.В. История становления учебно-воспитательных учреждений для детей народов Севера, Дис. к.п.н. -Тобольск, 1999. 151 с.
- Бердяев B.K. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века- Судьба России. М., 1997. -С. 35.
- Богораз В.Г. Чукчи. -Л., 1934, ч.1. -192 с.
- Богораз В.Г. Чукчи. -Л., 1934, ч.2. -194 с.
- Бойко В.И., Васильев Н. В. Социально профессиональная мобильность эвенов и эвенков Якутии. -Новосибирск, 1988, -175 с.
- Брук С.И. Население мира. -М.: Наука, 1986.
- Бугаева А.Л., Кудря A.A. Просвещение на крайнем Севере. -Л.: Просвещение, 1985. -С. 3.
- Бугаева А.Л. Особенности традиционного воспитания у детей ненцев, эвенков, чукчей на Крайнем Севере. -Л., Просвещение., 1987. № 23 -С. 166 182.
- Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. -М., 1994.-С. 151.
- Бугаева А. Л Традиционная педагогическая культура народов Севера. Дис.. докт. пед. наук., М., 1996. -380 с.
- Василевич Г. М. Биография эвенков. // Советская этнография, 1938. № 2. -С. 73−79.
- Вдовин И.С. Ваечские чукчи. // Сибирский этнографический сборник. 1962 № 4, н. серия, т. 28, -С. 153−164.
- Ведомости Совета народных депутатов Корякского автономного округа. № 7, 1991. -С.8.
- Верин Л.Н. Развитие общеобразовательной школы на Колыме и Чукотке (1917−1969): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1970. -16 с.
- Владыкина В. А. Учебные пособия для школ малочисленных народов
- Севера: начальные классы. 1927−1994 гг. -М.: ИНПО. 1999. -С.3−5.
- Владыкина В.А. Национальное образование в России: концепции, взгляды, мнения. 1905−1938 гг. Ч. 2 / Сб. док. В 2 ч. -М.: ИНПО, 1998, -С. 280 285.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика /под ред. проф. И. Т. Огородникова. -Чебоксары, 1974. -376 с.
- Волков Г. Н. Проблема совершенствования воспитательной работы И Просвещение на Крайнем Севере, -вып. 19. -JL: Просвещение, 1981. -С. 17−26.
- Волков Г. Н. Нравственное воспитание учащихся IV-VIII классов сельской национальной школы: пособие для учителя. -М., 1986. -108 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы международной конф. Якутск, 16−21 марта 1993 г. -М.: Просвещение, 1993. -С. 45−52.
- Воскобойников М.Т. Бытовые предания эвенков // Языки и фольклор народов Крайнего Севера. -Д.: Просвещение, 1969. -С. 3−30.
- Всеобщая декларация прав человека. Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 г. Статья № 1.
- Гессен С.И. проблема национального образования / Газета «Первое сентября», -1996. -20 февраля. -С. 3.
- Городенко Д.В. развитие образования в Ханты-Мансийском ДО, 19 201 930 гг. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1995. -113 с.
- Государственный Архив Ханты-Мансийского АО. Ф. 5, оп. 1, Д. 224, л.54.
- Григорян А.Б. Формирование нравственного сознания и поведения уподростков на народных традициях хантов и манси. Дисс.кан. пед. наук. -М., 1995. -172 с.
- Даждамиров А.Ф. Нации и личность. -Баку, 1976, -148 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. -М., 1979. т 2. -779 с.
- Данилов Д. А. Организационно-педагогические основы развития всеобщего среднего образования в автономных республиках Сибири. Дисс.. док. пед. наук. Якутск, 1969. 144 с.
- Данилов Д.А. Организационно- педагогические проблемы общеобразовательной школы на Крайнем Севере. -Якутск, 1986. -359 с.
- Дубинин А.Н. Формирование системы народного образования на Урале, 1917−1941 гг. Дисс.. канд. ист. наук. -М., 1994. -223 с.
- Дьячков М.В. Миноритарные языки в образовании (Типология языковой политики). -М.: Институт национальных проблем образования, 1995. -175 с.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. 2-е испр., доп. -М.: Аспект Пресс, 1997. С. 591.
- Живая Арктика. Мир коренных народов. -М., 2000. -№ 4.
- Жизнь национальностей, 1922. № 14, — С. 9.
- Зайдфудим П.Х., Доржинкевич С. И., Голубчиков С. Н. Кто же они, коренные российские северяне? -М.: Энергия. № 10, 1999. -С. 8.
- Закон «О национально-культурной автономии»,-М., 1996. Статья 9.
- Зибарев В.А. Советское строительство у малых народностей Севера. 1980. -С.265.
- Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 1929. -№ 211. Самоедский национальный круг.
- Ильминский Н.И. Практические замечания о переводах и сочинениях на инородческих языках. -Вятка, 1904. -22 с. (Перепечатано «Вятские ведомости». -1904. -№ 6.)
- Ильминский Н.И. Беседы о народной школе. -СПб., 1889. 40 с.
- Ильминский Н.И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае. -СПб., 1886. -С.7−16.
- Ишбаев М.М. Выход в свет. Становление национальной школы в Ларьякском районе. Нижневартовск: НПИ, 1998. -С. 23- 47.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Изд. 2-е, преем, и допол. -Петроград, 1915. -748 с.
- Кармин A.C. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997. -С. 512.
- Карякин К.К. Национальная школа: концепция и технология развития: Доклады и материалы междунар. конфер. Якутск, 16−21 марта 1993 г., -С. 22−23.
- Каспэ С.И. Образование на пороге XXI века. Идеи. Практика. Перспектива. Якутск: Институт развития регионального образования, 1997.
- Кваша В. Только один способ эффективен. // Народное образование. -1997. -№ 1. -С. 4−11.
- Ковалевский П.И. Национальное воспитание и образование в России. -Сиб. типография М. И. Анкинфиева, 1910. -С. 6−92.
- Кон И. С. Исторический очерк // Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии// АН СССР, ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. -М.: Наука, 1983. -С. 9−51.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности): учебное пособие для студентов пединститутов. -М.: Просвещение, 1979. 175 с.
- Кондаков М.И. Состояние и перспективы развития развития педагогической науки в СССР. // Сов. педагогика, -1982. -№ 12. -С. 18−29.
- Конституция РФ. Основной Закон.-М.: 12.12., 1993.
- Концепция реформирования системы дошкольного, общего образования и подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера. / Авт. кол. Артеменко О. И. и др., / ред. Кузьмина М. Н. -М.: Институт национальных проблем образования, 2001. 50 с.
- Кронгауз Фента-Нахим Л. Вопросы строительства советской школы народов Крайнего Севера. Дисс.. канд. ист. наук. -М., 1917, -329 с.
- Крупская Н.К. Об интеранациональной и национальной культуре: Докл. на 1 сессии Совета по просвещению нац. меньшинств // Пед. соч. в 10 т. -М.: 1958. -Т.2. -С. 248−261.
- Кряклина Т.Ф., Макаров Е. Ф. Национальные школы Томской области. //Образование в Сибири, 1995. № 1. -С.79.
- Кузакова Е.А. О сохранении национальностей Крайнего Севера. // Что делать? В поисках идей совершенствования межнециональных отношений в СССР. -М.: АН СССР, 1989.
- Кузакова Е.А. Их имена на первых букварях. //Просвещение на Крайнем Севере. -Л.: 1981. № 19. -С.80−81.
- Кузнецова Е.В. Становление и развитие народного образования в Западной Сибири 1921−1925 гг. Дисс.. канд. ист. наук. -Кемерово, 1995. -170 с.
- Кузьмин М.Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики. -М.: ИНПО, 1997.
- Кузьмин М.Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. // Сб. Школа и мир культуры этносов. Ученые записки ИНПО, вып. 2.-М.: ИНПО, 1995.-С. 5,31.
- Кузьмин M.H. и др. Концепция модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации. -М.: ИНПО, 2001.-С. 10−32.
- Кулаковский А.Е.. Якутской интеллигенции. // Национальное образование в России: концепции, взгляды, мнения. 1905−1938 гг. -М.: ИНПО, 1999. -С. 280−281.
- Куприянова В. USIA Summer Institute., Хабаровск, 2000.
- Кусжанова А.Ж. Исторические типы образования. // «Credo», 1998. -№ 1. -С.15.
- Лазарев Л.Г. Национальная школа и ее роль в воспроизводстве коренных этносов Ханты-Мансийского автономного округа.
- Актуальные проблемы развития национальных образовательных учреждений коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа. -Ханты-Мансийск, 1996. -С. 21−52.
- Левыш И.Я. Культурология. Курс лекций. Изд. 2-е, испр. -М.: Тетра Системе, 1999.-С. 152.
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.24. -С. 148−149.
- Леонтьев Н.И. Развитие народного образования в Ненецком автономном округе за годы Советской власти (1917−1958 гг.) Дисс.. канд. ист. наук. -М. 1959. -195 с.
- Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. Учеб. пособие. -М.: Педагогика, 1979. -168 с.
- Лурье C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. —М.: Изд. Аспект Пресс, 1997. -С. 448.
- Магаданский областной партархив. Ф.14. оп.14, ед. хр. 108. св. 11, л.81.
- Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. //Проблемы сохранения и развития языков. /Отв. ред. Насилов Д. М. -СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 1997.
- Матвеева М.А. Деятельность наркомпроса РСФСР по руководству подготовкой педагогических кадров педагогического вузов РСФСР (1917−1931). Дисс.. канд. пед. наук. -М. 1984. 168 с.
- Материалы Программы для туземных школ Северной зоны РСФСР // Уч. пособие для школ малочисленных народов Севера. /Владыкина В.А., /ред. Кудря A.A. -М.: ИНПО, 1999. -С.З.
- Мирзоев Ш. А. Народная педагогика. -Махачкала: Даг. пед. изд-во, 1985. -367 с.
- Многоязычие и преподавание родных языков. /Под ред. С. Кроона и Г. Хруслова. -М.: ИНПО, 1998. -233 с.
- Народное образование в СССР. // Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917—1973. М., 1974. -С.31.
- Научный архив АПН СССР. -1930. -Ф. 38. -Ед.хр. -8. Л.14.
- Национальная школа: состояние, проблемы, перспективы. Доклады и сообщения научно-практической конференции. 1994. -М., 1995.
- Национальные культуры в Российской Федерации. Информационный бюллетень. Вып. 3. -М.: ИНПО, 1993. -С.41.
- Няруй В.Н. Использование народной педагогики кочевых ненцев в работе школ-интернатов Ямала. Дисс. кан. пед. наук. -М., 1996. -225 с
- Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств. //Материалы международного семинара. -СПб.: Изд. РПГУ им. Герцена, 1998.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов /ред. Н. Ю. Шведовой. 2-е издание. -М.: Русский язык, 1989. -349 с.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. -С. 592.
- Пауэр К. Развитие образовательных систем в контексте общечеловеческой культуры.//Национальная школа: концепция и технология развития. Якутск. 16−21 марта 1993, -М.: Просвещение, 1993. С.12−14.
- Пежемский В. Две легенды ербогаченских эвенков . -Л., 1936. -С. 272 273.
- Пекарский Э.К., Майнов И. И. Программа для исследования домашнего и семейного быта якутов. -Спб., 1913. -С.18.
- Пекарский Э. К. Цвктков В. Очерки быта приаянских тунгусов. -Спб., 1913. -354 с. 108. Попова К. Г. Эвены Магаданской области // Очерки истории, хозяйства и культуры эвенов Охотского побережья 1917−1977 гг. -М.: Наука, 1981.-303 с.
- Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897, т. 1.
- Архангельская губернии. -СПб, 1899.
- Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Вып. 75. -Иркутская губерния. -СПб, 1904. -242 с.
- Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Вып. 79. -Томская губерния. -СПб, 1904. -172 с.
- Перфилова Г. В. Проблемы стандартизации образования: европейский контекст // Школьные реформы и образовательные стандарты. Зарубежный опыт. -М.: ИНПО, 1995. -С. 72.
- Программа национальных школ РСФСР: русский язык для нач.кл. шк. народностей Крайнего Севера М-во просвещения РСФСР. -Л.: Просвещение, 1981. -107 с.
- Пиотровский П.П. Без мудрости прошлого мир дичает. -«Труд», 5 декабря 1980 г.
- Письма Ильминского Н. И. -Казань: Изд. Православного собеседника, 1985. -С.7−12.
- Письмо Министерства образования РСФСР «О состоянии народного образования в районах проживания народов Севера, проблемах и перспективах его дальнейшего развития». -М., 20.12.98 г. -С. 2.
- Плюснин Ю.М. Проблемы социализации в процессе этнокультурной интеграции //Социально-культурные процессы в советской Сибири, — Омск, 1985. С.29−31.
- Попкова Т.В. Формирование политической культуры у народностей Севера //Социально-культурные процессы в советской Сибири. -Омск, 1985. -С. 31−33.
- Попова М.И. Комплексное воспитание учащихся школ Таймыра //Просвещение на Крайнем Севере. Л., 1979. — № 18. -С. 11−14.
- Проблемы современного социального развития народностей Севера.
- Изд. Наука, Н. Сибирское отд, 1987.- С. 193.
- Программа развития образования Ямало-Ненецкого национальногоокруга на период до 2000 года. -Тюмень.: Изд. ТГУ, 1996. -С. 256.
- Прокопьев Г. Н. Три года в самоедской школе//Сов.Север. 1931.9.-С. 16−28.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность. -М.: Наука, 1976. 325с.
- Прыткова Н.Ф. Одежда хантов. M.,-Jl., 1953. — 142 с.
- Реймерс Н.Ф. Словарь «Природопользование». -М.: Мысль, 1990, -С.И.
- Роббек В.А. Новые альтернативы в истории и практике организации образования в целях сохранения языков малочисленных народов Севера. // Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств. -Спб., РПГУ им. Герцена. 1998. -С.53−54.
- Рынков K.M. К вопросу о вымирании северных народностей России //Сиб. огни. -1923. -№ 1−2. -С.180−189.
- Саракуев Э.А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996. -С. 344.
- Севильгаев Г. Ф. Очерки по истории просвещения малых народов Дальнего Востока. -Л.: Просвещение, 1972. -С. 130, 291, 312. -423 с.
- Сергеев М.А. Некапиталистический путь развития малых народов Севера". -Л., 1955. -С. 210, 314.
- Сергеев М. А. Некапиталистический путь развития малых народов
- Севера. -М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1995. -569 с.
- Сибирский революционный комитет (Сибревком), -Новосибирск, 1959. -605 с.
- Сковородкина И.З. Национальное образование: историко-педагогические и региональные аспекты. Монография / ред.Т. С. Буториной, В. А. Мясникова. -Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1999. -197 с.
- Словарь русского языка / ред. А. П. Евгеньева. -Т.2. -Издание второе. -М., 1982. -560 с.
- Собрание Указов и распоряжений ЦИК СССР, 1931. -№ 8. -С.98.
- Собрание актов Президента и Правительства РСФСР. -№ 13, 1993. -176 с.
- Собрание актов Президента и Правительства РСФСР. -№ 42, 1993. -401 с.
- Собрание законодательства Российской Федерации. 24 июня 1996. № 26. -С. 3030−6304.
- Советкин Ф.Ф. Родной язык в национальной школе // Национальные школы РСФСР за 40 лет. -М., 1958. -С. 14−26
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. -М.: Изд. группа ИНФРА. М-НОРМА, 1998. -С. 448.
- Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. -М.: Педагогика, 1991 -240 с.
- Социология. -М.: Мысль, 1990. -С. 446.
- Стуров К.В. Проблемы осуществления всеобщего обязательного среднего образования в условиях Крайнего Севера: (На материалах Енисейского Севера): Автореф. дисс. канд. пед наук. -М., 1978. -180 с.
- Сусоколов A.A. Культурная инерция этносов, зло и благо // Народное образование, 1994. -С. 124−125.
- Сухарев В.А., Сухарев М. В. Психология народов и наций. -Донецк.: Сталкер, 1997. -С. 400.
- Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. -М.: Изд-во АПН СССР, 1963. -151 с.
- Тамбиева З.М. Традиции народной педагогики в воспитании современного поколения // Сов. педагогика, -1980. -№ 5 -С. 114−120.
- Тайчинов М.Г. Психологические основы совершенствования процесса воспитания и обучения школьников. М., 1988. -С.23.
- Туголуков В.А. Кто вы, юкагиры? -М.: Наука, 1979. -С. 152.
- Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М.: Наука, 1985. -С. 288.
- Увачан В.Н. Переход к социализму малых народов Севера. -М.: Госполитиздат, 1958. -184 с .
- Увачан В.Н. Путь народов Севера к социализму. -М.: Мысль, 1971. -390 с.
- Увачан В.Н. Народы Севера в условиях развитого социализма. -Красноярск: Кн. изд-во, 1977. -128 с.
- Ушинский К. Д. Вопросы о народных школах. Избранные произведения. Приложение к журналу «Советская педагогика» Вып. 2. -М.- Д., 1946. -С. 37−44.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Избранные произведения. Приложение к журналу «Советская педагогика», Вып.З. -М.- Л., 1946. -С.123−153.
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Избранные произведения. Приложение к журналу «Советская педагогика». Вып.З.-М.- Л., 1946. -С.156.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. -Том 2. -М.: Педагогика, 1988. -С. 360.
- Федеральная программа развития российского образования. В международном региональном журнале «Россия-2010», 1993. № 2.
- Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. -М.: Аспект Пресс, 1994. -С. 192.
- Центральный Государственный Архив РФ, фонд А-опись 30, дело 70, л. 670−671.
- Центральный Государственный Архив РФ по Дальнему Востоку, ф. Р-2413., оп. 4., ед. хр. 629., л. 67.
- Школа и мир культуры этносов Вып.2 -M., 1995. / ред. Бацын В. К., Кузьмин М. Н. -С. 11 13.
- Штейнберг А. А. Вопросы просвещения нерусских народов до Великой Октябрьской революции и строительство национальной школы в РСФСР в первые годы Советской власти. Дисс. канд. пед. наук. М., 1956. 283 с.
- Энциклопедия Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 1, СПб., 1890. -С. 40., Т. 2, СПб., 1894.-С. 123.
- Юферова C.B., Тригуб Г. Я. История отечества. И Топик, 2001. -С. 4−8.
- Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. -СПб., 1891. -308с.
- Языки народов России: перспективы развития. /Международный семинар. Тезисы выступлений. -Элиста: 1999. 10−16 мая.