ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ВоспитаниС ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ пСдагогичСскоС явлСниС

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ВрСмя воспитания ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π΅Π³ΠΎ социализации — всС врСмя Π΅Π³ΠΎ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Оно Π½Π΅Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ ΠΏΠΎ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π΅Π³ΠΎ частям ΠΈ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ности (сСнзитивности) для Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… воздСйствий. Π Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°Ρ… развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π½ΠΎ ΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ Π½ΠΈΡ…. Π›ΡŽΠ±ΠΎΠΉ возраст Π½Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π΅Π½ ΠΏΠΎ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ям развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Π΅Π³ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅, сСрСдинС ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ВоспитаниС ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ пСдагогичСскоС явлСниС (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ воспитания

ПСдагогика Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»Π° ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠ° Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ·ΠΆΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ появилось Π² Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ общСствС Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½Π° ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚, — воспитаниС. Когда Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»ΠΎ воспитаниС? На ΡΡ‚ΠΎΡ‚ слоТный вопрос Π΄Π°Π²Π½ΠΎ ΠΏΡ‹Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… отраслСй чСловСчСского знания ΠΈ, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, философия, история, этнография, антропология. Π’Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ возникновСния воспитания ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ Π² XIX Π².:

  • β€’ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Π°Ρ, социолого-антропологичСская тСория французского этнографа Шарля Π›Π΅Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ (1831—1904);
  • β€’ социолого-психологичСская тСория амСриканского профСссора ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠŸΠ°ΡƒΠ»Ρ ΠœΠΎΠ½Ρ€ΠΎ (1869—1947);
  • β€’ социолого-трудовая тСория Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠ², основатСлСй марксистской философии ΠšΠ°Ρ€Π»Π° ΠœΠ°Ρ€ΠΊΡΠ° (1818—1883) ΠΈ Π€Ρ€ΠΈΠ΄Ρ€ΠΈΡ…Π° ЭнгСльса (1820—1895);
  • β€’ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎ-ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ тСория Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° ΠšΠ°Ρ€Π»Π° Π¨ΠΌΠΈΠ΄Ρ‚Π° (1819−1864).

ВоспитаниС Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»ΠΎ, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ всСх Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ стал Homo sapiens — сущСством Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ½Ρ‹ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·ΠΎΡˆΠ»ΠΎ 40 000 Π»Π΅Ρ‚ Π΄ΠΎ ΠΈ.э. Они Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠ΄ΡƒΡˆΠ½Ρ‹ Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ воспитания ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ явлСния, присущСго чСловСчСскому общСству, Π΄Π°ΠΆΠ΅ Ссли ΠΈ Π±Π΅Ρ€ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ своС Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ Π² Π³Π»ΡƒΠ±ΠΈΠ½Π½Ρ‹Ρ… истоках биологичСского происхоТдСния Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° (Π›Π΅Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ, ΠœΠΎΠ½Ρ€ΠΎ). Основной смысл суТдСний Π›Π΅Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ: чСловСчСство ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ… Π΅ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ слСпого ΠΈ Π±Π΅ΡΡΠ²ΡΠ·Π½ΠΎΠ³ΠΎ воспитания, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π΄Π°Π½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π΅ΠΌΡƒ, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ ΠΈ, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π±Ρ‹Ρ‚ΠΎΠΌ. ΠœΠΎΠ½Ρ€ΠΎ Π² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π›Π΅Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ инстинктивныС дСйствия ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… отоТдСствлял с Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… людСй, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π²Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π² Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅ ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ способности ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ. ΠœΠ°Ρ€ΠΊΡΠΈΡΡ‚Ρ‹ считали, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° создал Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ с ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π° примСнСния Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ орудия Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»Π° Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚Π½ΠΎΠΌ общСствС такая новая ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ функция, ΠΊΠ°ΠΊ воспитаниС. ВСория К. Π¨ΠΌΠΈΠ΄Ρ‚Π° ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ воспитаниС появилось, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ стал Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Π·Π½Π°Π½ΠΈΡΡ… ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡΡ…. Π£ К. Π¨ΠΌΠΈΠ΄Ρ‚Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π² ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π΅ Π²ΠΎΠΏΠ»ΠΎΡ‚ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ идСя духовности, ΠΈ ΠΎΠ½Π° выступаСт ΠΊΠ°ΠΊ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΉ ΠΈ Π²ΡΠ΅ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΌΠ»ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ развития воспитания ΠΊΠ°ΠΊ составной части прогрСсса чСловСчСства.

КаТдая ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΈΡ… Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ-своСму ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ воспитания, дСлая Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… аспСктах этого слоТного ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ явлСния ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ Π΅Π³ΠΎ возникновСния, Π½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авляСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ нс Π½Π°Π΄ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ, какая ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… самая ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ, Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π² ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… Π΅ΡΡ‚ΡŒ доля истины.

Часто Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ вопрос ΠΏΡ€ΠΈ рассуТдСнии ΠΎΠ± ΠΈΡΡ‚ΠΎΠΊΠ°Ρ… воспитания: Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π»ΠΈ воспитаниС Ρƒ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…? ΠžΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΡ‚ вопрос ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½Ρ‹ΠΉ — Π½Π΅Ρ‚. ΠŸΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ? ΠŸΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ воспитаниС выполняСт ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΡŽ, Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽΡΡ Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Π΅ общСствСнно-историчСского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ поколСниям, Π² ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠΌΠΈ практичСскими Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ умСниями ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ. Π­Ρ‚ΠΎ слоТный ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ²Ρ‹ΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-историчСский процСсс. ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Π° Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° осущСствляСтся всСми ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ институтами: общСствСнными организациями, срСдствами массовой ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠΎΠ²ΡŒΡŽ, сСмьСй, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ учрСТдСниями Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ уровня ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π’ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½ΠΎΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π½Π°ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ — ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ знаниями ΠΈ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ подраТания, нСосознанного усвоСния ΠΈ Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΏΠΎΡΡ‚оянной ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅. Π£ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π½Π°ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ ΠΆΠ΅ Π²ΠΈΠ΄Π΅, ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½ΠΎΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ учСния, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π²Π΅Ρ‰ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ усваиваСт Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ овладСния ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ знаниями, ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ само собой.

ВоспитаниС ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ Π½Π°ΡΠΈΠ»ΡŒΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ. ΠšΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŽ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ это ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ясно ΠΈ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎ. ВоспитаниС, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΡ‹ ΡƒΠΆΠ΅ Ρ€Π°Π·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π»ΠΈΡΡŒ, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»ΠΎ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° стало ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ СстСствСнного подраТания Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ всС ΠΎΡΠ²ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ. Надо Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ, Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎ ΠΈΡ… ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Π΅. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ становится нСпонятно, Π·Π°Ρ‡Π΅ΠΌ Π΅ΠΌΡƒ всС это Π½Π°Π΄ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ, ΠΎΠ½ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ. Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ взрослыС Π·Π°ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΡƒΡΠ²ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ, Π° Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ Π·Π°Ρ‡Π΅ΠΌ это Π½Π°Π΄ΠΎ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ. ИмСнно Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ воспитания ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ наказания Π²ΠΏΠ»ΠΎΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎ Ρ„изичСских, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π½Π΅Ρ‚ Ρƒ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ², находящихся Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ стадии развития, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠ°Π»ΠΎ ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ усвоСния ΠΈΡ… ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½Π° сама ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅. К ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π½Π°Π΄ΠΎ Π΄ΠΎΠ±Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ отсутствиС Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ, Π½Π΅ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎ всСй ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ процСсса воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии тысячСлСтий. Π”Π° ΠΈ ΡΠ΅ΠΉΡ‡Π°Ρ нСльзя ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ всС вопросы Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½Ρ‹ Π² ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π² Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡΡ‚ичСских ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… концСпциях. «Π’оспитаниС — Π½Π΅ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚, ΠΈΠ±ΠΎ ΠΎΠ½ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ, Π²ΠΎΠΏΡ€Π΅ΠΊΠΈ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ хочСтся» (Π‘. Н. Алмазов).

ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ воспитания ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ личности Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ процСсс, ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС.

Вопросами ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ пространства Π² ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ дСсятилСтия Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ отСчСствСнныС ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅, ΠΊΠ°ΠΊ Π’. И. Панов, Π’. Π’. Π ΡƒΠ±Ρ†ΠΎΠ², Π’. И. Π‘Π»ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠΊΠΎΠ², Π’. А. Ясвин ΠΈ Π΄Ρ€. ΠŸΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΡΡ‚Π²ΠΎ пСдагогичСского процСсса — пространство микросрСды, с ΡΠ°ΠΌΡ‹ΠΌ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΌ ΠΈ Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π½Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΎΠΌ воздСйствия ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия с Π½ΠΈΠΌ, пространство ΠΌΠ΅Π·ΠΎΠΈ макросрСд. Π . Π•. ΠŸΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ°Ρ€Π΅Π² считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ пространство Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° прСдставляСт собой Π²ΠΈΠ΄ пространства, мСсто, ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Ρƒ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΈΡ… Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия, Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ являСтся ΠΏΡ€ΠΈΡ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ. ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ, администратор ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚, ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ участиС Π² ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды. ВсС ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π° Π½Π΅Π΅ постоянноС воздСйствиС Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ функционирования, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ срСда ΠΊΠ°ΠΊ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ своими элСмСнтами влияСт Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса.

ВыявлСниС ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… потрСбностям ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ям Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° срСдовых условий ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Π½Ρ‹ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ срСду ΠΊΠΎΠΌΡ„ΠΎΡ€Ρ‚Π½ΠΎΠΉ; ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ насыщСнной; ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ благоприятный Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌ, Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌ ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ; Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ возмоТности; ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ активности; ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Ρ‚ворчСству; Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ΡΠ±Π΅Ρ€Π΅Π³Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ.

ВрСмя воспитания ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π΅Π³ΠΎ социализации — всС врСмя Π΅Π³ΠΎ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Оно Π½Π΅Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ ΠΏΠΎ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π΅Π³ΠΎ частям ΠΈ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ности (сСнзитивности) для Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… воздСйствий. Π Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°Ρ… развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π½ΠΎ ΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ Π½ΠΈΡ…. Π›ΡŽΠ±ΠΎΠΉ возраст Π½Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π΅Π½ ΠΏΠΎ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ям развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Π΅Π³ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅, сСрСдинС ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅. Π’ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ воздСйствиС ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ΅ врСмя, Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ внСклассной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ ΠΊΠ°Π½ΠΈΠΊΡƒΠ», Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ с Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Слями ΠΈΠ»ΠΈ воспитатСлями с ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ зрСния ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ свою спСцифику ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π―. А. КомСнский считал сущСствСнным Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… занятий Π² Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ школС ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ ΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π³ΠΎΠ΄Π°, ΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ суток.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ