Развитие навыков художественного конструирования у учащихся 5-6 классов на занятиях бумагопластикой
Диссертация
Й этап (2005;2007 гг.) проводился контрольный эксперимент на базе СОШ № 1, СОШ № 3, СОШ № 4 г. Карачаевска, Центра технического творчества г. Карачаевска, СОШ а. Джингирик, Центра детского творчества Карачаевского муниципального района с целью проверки и подтверждения эффективности и доступности разработанной методики развития навыков художественного конструирования учащихся 5−6 классов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научно-теоретические основы развития навыков художественного конструирования у учащихся 5−6 классов
- 1. 1. Психологические особенности развития навыков 13 художественного конструирования у учащихся 5−6 классов
- 1. 2. Возрастные особенности развития навыков 26 художественного конструирования у учащихся 5−6 классов
- 1. 3. Педагогические особенности развития навыков 33 художественного конструирования у учащихся 5−6 классов
- Выводы по I главе
- Глава II. Экспериментальное исследование развития навыков художественного конструирования у учащихся 5−6 классов на занятиях бумагопластикой
- 2. 1. Из истории бумаги
- 2. 2. Технологические особенности работы с инструментами, 68 материалами и оборудованием, используемым при работе с бумагой
- 2. 3. Экспериментальное исследование
- 2. 3. 1. Констатирующий эксперимент
- 2. 3. 2. Формирующий эксперимент
- 2. 3. 3. Контрольный эксперимент
Список литературы
- Алехин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Андреев А. Л. Художественное мышление как эстетическая категория. -М.: Знание, 1981. 64 с.
- Анисимов Н. Н. Экспериментальное исследование формирования пространственных представлений школьников средствами технического рисования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1970. — 20 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. / Сокр. пер. с англ. В. П. Самохина. М.: Прогресс, 1974. — 392 е.: ил.
- Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. СПб.: Издательский Дом «Литера», 1999. — 192 с.
- Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. -251 с.
- Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 190 с.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. -192 с.
- Большой толковый психологический словарь Т. I (А-О) / Пер. с англ. Ребер Артур. М.: 000 «Издательство ACT" — «Издательство «Вече», 2003. -592 с.
- Борев Ю. В. Эстетика. 4-е изд. доп. — М.: Политиздат, 1988 — 496 с.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 304 с.
- Ванслов В. В. Эстетика. Искусство. Искусствоведение. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 440 с.
- Венгер Л. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 96 с.
- Волкотруб И. Т. Беседы о художественном конструировании. К.: Рад. Школа, 1978.- 63 с.
- Восприятие и деятельность / Под ред. А. Н. Леонтьева.- Изд.-во Моск. Ун-та, 1976.-319 с.: ил.
- Вопросы психологии творчества: Сб. статей. Саратов, 1968. — 112 с.
- Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства / Под ред. Г. В. Беды, А. С. Хворостова, А. П. Яшухина. Карачаевск, 1970. — 193 с.
- Все о бумаге. Научно-популярное издание / Пер. с нем. Н Рыжиковской- Вступительная статья В. Сеноторова. М., «Дубль В», 1999. — 120 с.
- Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. Перевод с англ. канд. филос. наук А. М. Пашутина /Под. ред. канд. техн. наук В. Ф. Венда. М.: Изд. Мир, 1968.-520 е.: ил.
- Вундт В. Очерк психологии. СПб., 1897. — 233 с.
- Выгонов В. В. Практикум по трудовому обучению. М.: Издательство «Академия», 1996, — 256 с.
- Выгонов В. В. Оригами. М.: Издательский дом МСП, 2003. — 128 с.
- Выгонов В. В. Воздушные змеи. Летающие модели оригами. Самолеты. М.: Издательский дом МСП, 2004. — 128 с.
- Выгонов В. В. Трехмерное оригами. М.: Издательский дом МСП, 2004. — 128 с.
- Выготский Л. С. Избранные педагогические исследования. М., 1956. -430 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Изд. Педагогика, 1987. -341 с.
- Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги.: Справочник. Ташкент.: Изд-во ЦК Компартии Узбекистана, 1988. — 31 с.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 149 с.
- Глазычев В. Л. О дизайне. М.: Искусство, 1971. — 192 с.
- Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы: Монгр. М.: Педагогика, 1987. — 263 с.
- Грегори Р. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. — 369 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с француз. М.: Мир, 1993. — 376 е.: ил.
- Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие:
- Пер. с англ. Изд-во МГУ, 1992. — 463 с.
- Грановская Р. М. Элементы практической психологии. С-П: Изд-во «Свет», 1997. — 597 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
- Давыдова Г. А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. — 176 с.
- Даниэль С. М. Искусство видеть: о творческих способностях, восприятии, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. М.: Искусство, 1990. — 223 с.
- Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Советский художник, 1964.-88 с.
- Дмитрук А. Г. По законам красоты: о дизайнерском творчестве. К.: Мистецтво, 1985. — 76 с.
- Дудетский А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. -Смоленск, 1974. 151с.
- Дункер К. Психология продуктивного мышления. В сб.: Психология мышления М.: Прогресс, 1965. — 118 с.
- Дьяченко О. М. Развиваем воображение. М.: Просвещение, 1992. — 128 с.
- Ермаш Г. Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. — 277 с.
- Забиров Ф. Ш. Основы художественного конструирования: учебное пособие. Уфа, 1980.- 97 с.
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
- Занков Л. В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 175 с.
- Запорожец А. В., Венгер Л. А. и др. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 365 с.
- Зинченко В. П. Вергилюс Н. Ю. Формирование зрительного образа. -М.: Изд. МГУ, 1969.- 106 с.
- Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. — 30 с.
- Игнатьев Е. И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению // Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. 224 с. — С. 5−59.
- Игнатьев Е. И. Формирование сложного образа, пригодного для полноценного рисования по представлению // Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа. М.: Изд-во АНП РСФСР, 1954. — 224 с. — С. 69−105.
- Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 163 с.
- Игнатьев Е. И. Восприятие и воспроизведение цвета детьми школьного возраста при обучении рисованию // Вопросы психологии, 1957, № 1. С. 45−52.
- Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности у детей. М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
- Игнатьев С. Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописи. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1982. — 16 с.
- Изобразительное искусство (1−7 класс): Проекты типовых программ. -М., 1987. 47 с.
- Изобразительное искусство (1−7 класс): Программа по новой концепции. -М.: Просвещение, 1988. 21 с.
- Изобразительное искусство в школе: Сб. Материалов и документов / Составитель Г. Г. Виноградова.- М.: Просвещение, 1990. 173 с.
- Изобразительное искусство в начальных классах / Под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. Минск, 1986. — 85 с.
- Изобразительное искусство в школе. Рисование, декоративные работы, графика / Под ред. В. В. Колокольникова. М.: Педагогика, 1975. — 96 е.: ил.
- Изобразительное искусство и труд. 1−4 кл.: Кн. для учителя / Б. М. Йеменский, Н. Н. Фомин, Н. В. Гросул. М.: Просвещение, 1991. — 192с.: ил.
- Каган М. С. Социальные функции искусства. Л.: Изд. Знание, 1978. -36 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
- Катханова Ю. Ф. Типовая программа «Техническая графика и основы дизайна 9−10 кл.». М.: Просвещение, 1990. — 60 с.
- Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с.
- Ковалев А. Г. Психология личности. -3-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1969. — 391 с.
- Ковешников А. И. Композиция в пропедевтическом курсе дизайна. -М.: Изд. Прометей, МПГУ им. В. И. Ленина, 1998. 273 с: ил.
- Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория: Учеб. пособие / Н. А. Ковешникова. М.: Огмега — Л, 2005. — 224 с.
- Ковешникова Е. Н. Теория и методика художественного профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров). Автореферат диссерт. на соиск. уч. степени доктора пед. наук. М.: 2000. — 27 с.
- Ковешников А. И., Ковешникова Е. Н Основы теории дизайна /Для ВУЗов. М.: Машиностроение, 1999. — 206 с.
- Коломиец Г. Ф. Понятие основная форма логического мышления. -Харьков.: 1968. — 107 с.
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: УЧПЕДГИЗ, 1955. — 306 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
- Конструирование из бумаги на уроках изобразительного искусства в начальных классах / Магнитогорск, гос. пед. ин-т.- авторы-сост. В.И. Коля-кина, Т. М. Дмитриева. Магнитогорск.: 1996. — 41 с.
- Конышева Н. М. Теоретические основы дидактической системы дизайнерского образования младших школьников. Автореферат диссерт. на соиск. уч. степени доктора пед. наук. М.: 2000. — 54 с.
- Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе: Проект. М.: 1990. — 37 с.
- Конышева Н. М. Наш рукотворный мир (от мира природы к миру вещей): учебное пособие по художественному труду для учащихся 2-го класса 3-х летней начальной школы. М.: ЬШКА-РКЕ88, 1996. — 160 с.
- Конышева Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнобразования: учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. 192 с.
- Конышева Н. М. Художественно-конструкторская деятельность младших школьников в системе интегративной педагогики // Начальная школа. № 3, 2000, С. 43−52.
- Корешков В. В. Декоративное искусство в процессе гуманизации образования: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Пометей, 1994. — С. 3−5.
- Коротяев Б. И. О некоторых психофизиологических механизмах репродуктивного и творческого познания в учебном процессе. В кн: Формирование у учащихся стремления к самообразованию. Волгоград, 1969. — 246 с.
- Коротяев Б. И. Учение процесс творческий: Книга для учителя. Изопыта работы. 2-е изд. М.: Просвещение. 1989 — 159с.
- Коршунова Д. JI. Воображение и его развитие в познании. М.: МГУ, 1979. -144 с.
- Краткий психологический словарь / Сост. JI. А. Карпенко- Под. общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255 е.: ил.
- Крутецкий В. А. Психология: учебник для педагогических училищ. -М.: Просвещение, 1980. 352 с.
- Кузин В. С. Вопросы изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1971.- 144 с.
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И., Шорохов Е. В., Шпикалова Т. Я., Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах: Учеб. Пособие. М.: НИИ школ, 1975. — 153 с.
- Кузин В. С. Психология. Учебник. 3-е издание перераб. и доп. — М: АГАР, 1997. -304 е.: ил.
- Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства. -М.: АГАР, 1999.-360 с.
- Кузнецов В. П. Работа с бумагой и картоном на уроках труда. М.: Просвещение, 1966.-179 с.
- Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления. -Л.: Знание, 1967.-40 с.
- Ладыгин Е. В. Развитие творческих способностей учащихся в интегра-тивном деятельностном поле курса «Основы дизайна». Автореферат дис-серт. на соискание ученой степени канд. пед. наук. М: 2000. — 16 с.
- Лабунская Г. В. Изобразительное искусство детей. М.: Просвещение, 1965.-206 с.
- Лабунская Г. В., Пестель В. Детское творчество и художественное производство // Искусство в трудовой школе / Под ред. А. В. Бакушинского. М.: Новая Москва, 1926. — С. 116−137.
- Лейтес М. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-277 с.
- Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Издательство Смысл, 1997. — 183 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лернер И. Л. Основания для определения содержания опыта творческой деятельности. // Теоретические основы содержания общего среднего образования. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М: Педагогика, 1983.-245−251 с.
- Линдсей П. X., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М.: Мир, 1974. — 550 с.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лук А. Н, Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Лукьянов Б. Г. В мире эстетики. М.: Просвещение, 1983. — 190 е.: ил.
- Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1979. — 634 с. (Пед. б-ка).
- Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве. В 2-х томах. М.: Искусство, 1982. Т-1. — 470 с, Т-2. — 391 с.
- Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965. — 363 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1982.-96 с.
- Менчинская Н. А. Проблемы учения и развития // Проблема общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. — С. 75−80.
- Матюшкин А. М. Основные направления исследования мышления и творчества. В кн.: Категории, принципы и методы психологии. М.: Наука, 1983.-е. 314−316.
- Методика художественного конструирования / ВНИИ Технической эстетики- ред. кол.: Ю. Б. Соловьев и др. М., 1978. — 334 с.
- Методические рекомендации по проведению упражнений на уроках изобразительного искусства в 4−6 классах (внутришкольный контроль) / Составитель В. И. Александров, Ю. В. Машков. М.: Изд-во МОИУУ, 1980. — 122 с.
- Методы педагогических исследований. /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
- Молчанов К. Е. Теоретические основы и методика обучения бумаго-пластике в детской художественной школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997.- 16 с.
- Москвина Г. Развитие воображения и творчества на уроках композиции // Искусство в школе. 1995, № 1. — С. 38−43.
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
- Наливина Т. И. Практическое цветоведение. Методические указания по курсам: основы художественного проектирования, декоративно-прикладное искусство, практикум в учебных, мастерских. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 96 е.: ил.
- Недумова Н. В. Педагогически целесообразные условия эстетического воспитания школьников подростков средствами дизайна. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 2004. — 22 с.
- Немов Р. С. Психология. Т-1. М.: Владос, 1998. — 686 с.
- Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. Изд. 2-е, перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 255 е.: ил.
- Никанорова Н. П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. М., 1975. — 113 с.
- Новые государственные стандарты школьного образования. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT»:, 2004. — 446 с.
- Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1991, № 1.- 105 с.
- Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. М.: Высш. шк., 1984. — 336 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н .Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Основы методики художественного конструирования. // Под ред. Ю. В. Соловьева. М.: изд. ВНИИТЭ, 1970. — 278 е.: ил.
- Основы художественного конструирования из бумаги: Метод. Пособие для руководителей кружков / Центр. Ин-т усоверш. Учителей- Сост.: В П Копцев.-М.: Б. и ., 1988. 38 е.: ил.
- Павлов И. П. Естествознание и мозг. Избранные произведения. — М.: Гиз, 1949. — 193 с.
- Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М.: Изд. Дом «Карапуз», 1999. — 240 с.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.: Под редакцией Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988 — 479 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под. ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Перевертень Г. И. Самоделки из бумаги. М.: Просвещение, 1983. — 94 с.
- Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избр. труды. М.: Педагогика, 1984. — 271 с.
- Полежаев Е. Ф., Макушин В. Г. Основы физиологии и психологии труда. -М.: Экономика, 1974. 239 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Педагогика, 1976. -303 с.
- Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика. 1972.- 184с.
- Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
- Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976, -280 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство (1−9). М.: Просвещение, 1996. — 254 с.
- Программы средней общеобразовательной школы. Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ (5−10 классы). -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
- Программы средней школы. Программы для школ и классов с углубленным изучением изобразительного искусства (9−10 классы). М.: Просвещение, 1984. — 62 с.
- Программа общеобразовательных учебных учреждений. Изобразительное искусство 1−9 кл. / В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов. Т. Я. Шпикалова, М. Э. Кубышкина, Н. М. Сокольникова и др. М.: Дрофа, 1999. — 224 с. — С. 137−221.
- Программа общеобразовательных учреждений. Рисунок. (1−11 кл. эстетического цикла) / В. С. Кузин, С. Е. Игнатьев, Э. И. Кубышкина, Е. А. Близнюк. -М.: Просвещение, 1995. 156 с.
- Программа общеобразовательных учреждений. Композиция. 1−11 кл. (для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла) / Н. М. Сокольникова М.: Просвещение, 1995. — 120 с.
- Полунина В. И. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Психологические исследования творческой деятельности. // Отв. ред. О. К. Тихомиров. М.: Наука, 1976. — 253 с.
- Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 650 с.
- Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М: Наука, 1981. — 365 с.
- Развитие творческой активности школьников./А. М. Матюшкин, И. С. Аверина, Г. Д. Чистякова: Под ред. А. М. Матюшкина, НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР М.: Педагогика, 1991.- 160 с.
- Развитие у учащихся творческих способностей. / Под ред. Е. Д. Вар-наковой и А. А. Шибанова. М.: АЙН РСФСР, 1966. — 241 с.
- Разумный В. А. Образование на рубеже третьего тысячелетия. М., 1999.-241 с.
- Рауник Я. 3. Преемственность в развитии отдельных понятий в курсе черчения. Сб. АПН СССР, 1984, статья.
- Рисунок. Живопись, Композиция: Хрестоматия: Учебн. Пособие для студ. худ.-граф. фак. пединститутов / Сост. Н. Н. Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. — 237 с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Владос, 1996. — 529 с.
- Рожкова Е. Е., Макоед Л. Л. Изобразительное искусство, 6 класс. М.: Просвещение, 1968. — 255 с.
- Рондели JI. Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. — 240 с: ил.
- Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для студ. худ.-граф. фак-тов пед. интов. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 239 е.: ил.
- Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. Учебное пособие для студ. худ.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 175 е.: ил.
- Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: Издательство МГУ, 1988.- 288 с.
- Сенсорные и сенсомоторные процессы: Сб. статей / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1972. — 312 с.
- Сержанова Т. Б. 366 моделей оригами. 2-е изд., испр. М.: Айрис-пресс, 2003.- 192 е.: ил.
- Сержантова Т. Б. 100 праздничных моделей оригами / Т. Б. Сержантова. -М.: Айрис-пресс, 2006. 208 е.: ил.
- Сеченов И. М. Избранные философские и психологические сочинения. -М.: Огиз, 1947.-487 с.
- Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1984.-94 с.
- Сластенин В. А. Педагогика. М.: Школа — Пресс, 1997. — 511 с.
- Современный дизайн и наследие ВХУТЕМАСа / отв. ред. С. О. Хан-Магомедов. М., 1982.-90 с.
- Соловьев С. А Декоративное оформление. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1987. — 144 е.: ил.
- Соломин А. Л. Техническое конструирование как средство формирования познавательной самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 19 с.
- Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного текста. -М.: «Магистр», 1994. 62 с.
- Сухомлинский В. А. О воспитании. М., Политиздат, 1975. — 272 с.
- Теоретические проблемы психологии личности. / Отв. ред. Е. В. Шорохов. М.: Наука, 1974. — 296 с.
- Узнадзе Д. H. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.
- Усатая Т. В. Развитие художественно-проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов университета. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004. — 16 с.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6 т. / Т-1. М.: Педагогика, 1950. — 414 с.
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений. В 6-ти томах т.5 // сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990 — 508 с.
- Ушинский К. Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. М., 1998. — 668 с.
- Фаусек Ю. И. Значение рисования в школе Монтессори. Опыты и наблюдения. Пб.: Время, 1923. — 62 с.
- Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 176 е.: ил.
- Художественное образование в школе: Сб. научн. трудов / Под ред. Е. В. Язвицкого. М.: ЛГПИ, 1973. — 23 8 с.
- Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. Учебное пос. для студ. худ.-пром. вузов. / 3. Н. Быков, Г. В. Крюков и др. М.: Высш. шк., 1986. — 239 е.: ил.
- Художественное проектирование. / Под ред. Б. В. Нешумова, Е. В. Щедрина. М.: Просвещение, 1979. — 175 е.: ил.
- Черная 3. Ю. Теоретические и методические основы обучения дизайну (художественное конструирование из бумаги) в системе профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа. Автореф. дисс. кан. пед. наук. -М., 1997. 19 с.
- Черненко Е. И. Организационно-педагогические основы формирования оценочных суждений преподавателя при использовании многобальных шкал. -М, 2000. 22 с.
- Шадриков В. Д. Познавательные процессы и особенности в обучении. -М., 1990.-365 с.
- Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994. — 360 с.
- Шевчук JI. В. Дети и народное творчество. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Шорохов Е. В. Композиция. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 207 е.: ил.129
- Эккерман И. П. Разговоры с Гете / Пер. с нем. Н. Манн. М.: Худ. Лит-ра, 1981 -687 с.
- Эльконин Д. В. Детская психология. М.: 1960. — 328 с.
- Эргономика: Проблемы приспособления условий труда к человеку. / Пер. с польского. Под ред. В. Ф. Венди. М.: Мир, 1971. — 421 е.: ил.
- Эстетика, искусство, человек / Отв. ред. М. Ф. Овсянников и др. М.: Наука, 1977. — 334 с.
- Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989. — 285 с.
- Эстетическое воспитание: вопросы теории и практики / Отв. Ред. В. Л.
- Самохвалова. М.: Ин-т Философии АН СССР, 1990. — 144 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
- Эстетическое воспитание и экология культуры. Сб. статей. / Отв. ред. О. И. Генисаретский M.: СХ СССР, 1988. — 438 с.
- Юсов Б. П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Дис. доктора пед. наук. М, 1984. — 256 с.
- Юнг К. Г., Пойман Э. Психология и искусство. М, 1998. — 328 с.
- Якиманская И. С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1985. — 78 с.
- Якобсон П. М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 171 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: 1971. -228 с.
- Ярошевский М. Г. История психологии. 3-е изд. — М.: «Мысль», 1985. -575 с.
- Программа курса «Мир бумаги"1. Пояснительная записка
- Программа составлена в соответствии с современным уровнем развития науки, научных технологий.
- Целевая группа: Учащиеся 5−6 классов общеобразовательной школы, не более 15 человек.
- Рабочая задача: Продуктивно занять свободное время обучаемых сцелью развития у них навыков художественного конструирования.
- Требования к квалификации преподавателя: Необходим преподаватель со средним или высшим педагогическим образованием, владеющий и увлеченный бумагопластикой.
- Содержание программы Вводное занятие
- Цели и задачи обучения бумагопластике. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Современные и исторические предпосылки развития искусства бумагопластики.
- Исторический аспект Бумага страницы истории
- Папирус предшественник бумаг. Китай — родина бумаги. Триумф бумажных мельниц. Белое искусство. Изобретение бумагоделательных машин. Древесина вместо тряпья. Превращение в целлюлозу.
- Закономерности композиционного построения.
- Виды пластической разработки поверхности
- Простые объемные формы Простые объемные формы. Правильные многогранники. Тела вращения. Сочетание правильных многогранников и тел вращения.
- Организация и проведение внутри кружковой выставки
- Организация и проведение выставки работ учащихся. Критерии оценки изделий из бумаги.1. Подведение итогов
- Анализ работ учащихся. Подведение итогов.
- Название темы Вид занятия Количествоп/п часов
- Введение. Инструменты и материалы. Объяснение нового материала 11. Исторический блок
- Исторический аспект. Бумага страницы истории Объяснение нового материала 1
- Бумагопластика основные приемы работы Комбинированное занятие 4
- Блок изучения закономерностей композиционногопостроения
- Закономерности композиционного построения Объяснение нового материала 2
- Ленточные изделия Комбинированное занятие 2
- Ленточные композиции понятие пропорции Практическое занятие 2
- Ленточные композиции понятие ритм Практическое занятие 2
- Ленточные композиции принцип сопоставления симметрия — асимметрия Практическое занятие 4
- Ленточные композиции принцип сопоставления легкость — тяжесть Практическое занятие 4
- Ленточные композиции принцип сопоставления массивность — простран-ственность Практическое занятие 4
- Ленточные композиции принцип сопоставления динамика — статика Практическое занятие 4
- Блок изучения видов пластической разработки поверхности
- Виды пластической разработки поверхности. Трансформация поверхности Объяснение нового материала 2
- Различных композиционные виды трансформируемых плоскостей Комбинированное занятие 2
- Творческое задание на составление композиций с трансформацией плоскостей Практическое занятие 10
- Виды трансформации поверхности в объеме Комбинированное занятие 2
- Творческое задание на составление композиций с трансформацией плоскостей в объеме Практическое занятие 6
- Объемные композиции. Объемные композиции из отдельных плоскостей Комбинированное занятие 2
- Творческое задание на составление объемных композиций из отдельных плоскостей Практическое занятие 8
- Смешанные композиции из линейных и плоскостных элементов Комбинированное занятие 4
- Выполнение макета смешенной композиции из линейных и плоскостных элементов Практическое занятие 16
- Блок изучения простых объемных форм
- Словарь используемых терминов и определений
- Аппликация. Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, материи.
- Асимметрия это отсутствие симметрии
- Барельеф (фр. bas-relief) — выпуклое изображение отдельных человеческих фигур, целых групп или каких-либо предметов.
- Биссектриса (лат. bissectrix надвое рассекающий). Прямая, проходящая через вершину угла и делящая его на две равные части.
- Бумага это листовой капиллярно-пористый материал, состоящий из мельчайших волокон. Основным сырьем для изготовления бумаги служит древисина.
- Внутренний угол. Угол, расположенный внутри фигуры.
- Водяные знаки. Внутренние, видимые на свет изображения или надпись на бумаге, получаемые в процессе изготовления. Лучшие сорта чертежной бумаги снабжены филигранью «Госзнак».
- Гармония- (связь, соразмерность, согласованность) в изобразительном искусстве сочетание форм, взаимосвязь частей или цвета
- Геометрическое тело. Некоторая замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими или кривыми поверхностями.
- Горизонт (греч. horizon разграничивающий). 1. Видимый — линия, по которой нам кажется, что небо граничит с землей. 2. Истинный — плоскость, проходящая через глаз наблюдателя перпендикулярно к линии отвеса в данном месте (см. линия горизонта).
- Горизонталь. 1. Линия на плоскости или поверхности, параллельная горизонтальной плоскости проекции. 2. Линия на карте, соединяющие точки одинаковой высоты- проведение горизонталей показывает рельеф местности.
- Гофрирование (от фран.-прессоватъ складки), образование гофр (изгибов, волн на тканях, лентах, металлических листах, бумаге и т. п.).
- Диагональ (лат. diagonalis, от греч. diagonis идущий от угла к углу). Отрезок прямой, соединяющий две несмежные вершины многоугольника или две вершины многогранника, не принадлежащие одной грани.
- Диаметр (греч. Diametros поперечник). Хорда, проходящая через центр окружности. Все диаметры окружности равны между собой.
- Заготовка. Отрезанный нужным размером кусок материала (металла, дерева, кожи и др.).
- Изделие. Всякий предмет производства или набор предметов, подлежащих изготовлению.
- Инженерные сооружения. Мосты, плотины, радиомачты и др. (в отличие от жилых и промышленных зданий).
- Карандаш (тюрк, кара черный, даш — камень). Пишущий стержень. Графитовый стержень в деревянной оправе известен с древних времен. В 1790 г. французский ученый Н. Контэ изобрел карандаш в его современном виде.
- Композиция (лат. composition составление, соединение, расположение). Расположение фигур или тел на основе закономерностей искусства и подчиненное смысловой задаче.
- Контраст (фр. резкое различие). Резко выраженное различие, иногда противопоставление качеств (цветов, объемов, характеров).
- Конструктор. Лицо, создающее проекты (чертежи и расчеты) машин, механизмов, сооружений и их элементов.
- Конструкция (от лат.) строение формы, устройство, взаимное расположение частей, ее внутреннее напряжение, проявляемое во внешней пластике
- Контур (фр. contom»). 1. Очертание какого-либо предмета или графическое изображение его очертания.
- Конус. Тело, ограюяенное частью конической поверхности, расположенной по одну сторону от вершины, и плоскостью, пересекающей все образующие по ту же сторону от вершины.
- Круг. Часть плоскости, ограниченная окружностью.
- Куб (греч. kybos игральная кость). Один из пяти выпуклых правильных многоугольников. Поверхность его образуется из шести квадратов. Правильный гексаэдр. Имеет 6 граней, 8 вершин и 12 ребер. Куб имеет тринадцать осей симметрии.
- Линия (лат, linea). Всякую линию можно представить себе как траекторию движущейся точки. Нельзя рассматривать линию как ряд точек- вместе с тем линия это точечное множество. На чертеже линии изображают условно.
- Линия горизонта. Линия пересечения плоскости картины с плоскостью горизонта. Проходит через главную точку картины.
- Миллиметр (лат.- тысяча). Единица измерения длины, равная одной тысячной метра Сокращенно обозначается мм. В чертежах все размеры указываются в мм без обозначения единицы измерения.
- Метр. Длина, равная ста сантиметрам. Сокращенно обозначается м или т.
- Многоугольник. Фигура, ограниченная плоской замкнутой ломаной линией. Части этой линии называются сторонами- углы между каждыми соседними сторонами углами многоугольника, а их вершины — вершинами многоугольника.
- Модель. Воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (модель атома, модель самолета, модель солнечной системы). Модель может быть действующей (динамической) или недействующей (статической). Целой или составной (разборной).
- Овал. Всякая плоская, замкнутая, выпуклая, плавная кривая яйцевидного сечения. Например, эллипс, овалы Кассини и др.
- Окружность множество всех точек плоскости, удаленных на одно и то же расстояние от фиксированной точки О. Точка О называется центром.
- Оригами сложенная бумага, а также искусство складывания из бумаги, создание различных фигурок, декоративных вещей и модульных конструкций.
- Орнамент. Узор, обычно ритмически построенный, украшающий какое-либо сооружение, утварь, оружие, одежду и т. д. В основе орнамента лежат геометрические, растительные, животные мотивы.
- Отрезок. Часть прямой, ограниченная с обеих сторон. Концы отрезка (точки) входят в отрезок. Отрезок следует обозначать либо двумя буквами, поставленными у концов его, либо одной строчной буквой у середины.
- Параллелограмм. Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны. Диагонали его, пересекаясь, делятся пополам.
- Прямоугольник. Параллелограмм, у которого все углы прямые. В прямоугольнике диагонали равны и делят друг друга пополам. Он имеет две оси симметрии.
- Ромб. Параллелограмм, у которого равны все стороны, а углы непрямые. Диагонали ромба взаимно перпендикулярны и делят углы его пополам. Каждая диагональ ромба есть его ось симметрии.
- Сантиметр. Единица измерения длины, равная одной сотой метра. Обозначается см. 1431. WW IP