Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Басни И. А. Крылова как средство нравственного воспитания в начальной школе

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во второй главе мы проанализировали учебно-методическую литературу, разработали и предоставили вашему вниманию методические рекомендации, которые должны помочь при работе по творчеству И. А. Крылова, дано описание провденной нами экспериментальной работы. Цель работы анализ методик и приемов работы над баснями И. А. Крылова, попытка разработать методику по формированию нравственного идеала… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Жизнь и творчество И.А. Крылова
    • 1. 1. И.А.Крылов поэт и мудрец
    • 1. 2. Анализ основных басен И.А. Крылова
  • Глава 2. Работа с поэтическим наследием И.А. Крылова
    • 2. 1. Своеобразие нравственного воспитания
    • 2. 2. Анализ школьных учебников содержащих басни И.А. Крылова
    • 2. 3. Особенности анализа жанра басни в научно-методических трудах
    • 2. 4. Экспериментальная работа с баснями И. А. Крылова (нравственное восприятие текста)
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Басни И. А. Крылова как средство нравственного воспитания в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема нашей выпускной квалификационной работы «Басни И. А. Крылова как средство нравственного воспитания в начальной школе».

Басни один из древнейших, можно сказать, изначальных видов и форм художественного творчества, своими корнями они уходят в область первобытных представлений, в мир сказочного эпоса о животных. Тесно связана басня и с народными пословицами и поговорками, то вырастая из того или иного «крылатого» выражения или слова, то наоборот, являясь почвой, на которой такое «крылатое» слово возникает. Всё это делает басню особенно близкой к народному творчеству.

Басни приходят к нам из древнейших, дошедших до нас памятников письменности Египта, Индии, Древней Греции. За шесть веков до нашей эры сложился знаменитый прозаический сборник басен полулегендарного древнегреческого баснописца Эзопа. В многочисленных позднейших переложениях, подражаниях и переработках обошедших все литературы мира, на его основе создалась устойчивая басенная традиция, продолжавшаяся на пртяжении двух с половиной тысячелетий. Блестяще разработал басню, как жанр новой европейской литературы, придал ей большую художественность выдающийся французский поэт баснописец XVII в. Лафонтен.

Издавна была известна басня и на русской, не только фольклорной, но и литературной почве. Следы и зачатки басен можно обнаружить в древнейших памятниках нашей письменности, начиная с летописей. «Притчи Эзоповы» были одной из первых русских печатных не церковных, а светских книг (первое издание вышло при Петре I в 1700 году).

Чрезвычайно широкое распространение басня получает в русской литературе XVIII века. Несколько образцов басен дал родоначальник светской послепетровской литературы поэт — сатирик Антиох Кантемир. Широко известны были басни И. Хемницера, И. Дмитриева. Но первенство по написанию басен принадлежит прежде всего известному русскому баснописцу И. А. Крылову.

Все вышесказанное и определило выбор темы выпускной квалификационной работы.

Актуальность данной темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы изучения жанра басни в начальной школе и недостаточным вниманием к использованию морально — нравственного аспекта басни с целью формирования у учащихся нравственного идеала.

Цель работы анализ методик и приемов работы над баснями И. А. Крылова, попытка разработать методику по формированию нравственного идеала учащихся на основе этих басен.

Объектом исследования процесс изучения басенного творчества И. А. Крылова на уроках литературного чтения в начальной школе.

Предметом исследования является методическая организация процесса изучения басен И. А. Крылова в начальной школе.

В качестве гипотезы исследования выступает следующее предположение: формирование определённой нравственной позиции учащихся при чтении басен позволит лучше и полнее объяснить детям содержание материала, в данном случае произведения русского писателя русского писателябаснописца И. А. Крылова. Это возможно при следующих условиях:

 целенаправленное чтение басен И. А. Крылова на уроках литературного и внеклассного чтения;

 литературоведческий анализ басен;

 работа над морально-нравственным аспектом произведения;

В соответствии с проблемой, предметом, целью, гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

 Проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме, выяснить, насколько она широко освещена методистами, учеными, учителями практиками.

 Изучить программу, учебники для начальных классов с точки зрения использования в них басен И. А. Крылова на уроках литературного чтения.

 Ознакомиться с состоянием исследуемой проблемы в школьной практике: проведение анкетирования с целью выявления знаний учащихся о творчестве баснописца, определить уровень нравственной позиции учащихся. Проверить на собственном опыте, как дети понимают творчество И. А. Крылова.

 Попытаться сформировать морально нравственный идеал, через понятия «хорошо» и «плохо»

 Провести контрольный эксперимент с целью проверки эффективности вышеназванных методических рекомендаций.

Для решения поставленных задач были использованы такие методы:

изучение научно-методической литературы по данной проблеме;

констатирующий эксперимент с целью выяснения состояния интересующей нас проблемы в школьной практике;

формирующий эксперимент с целью разработки и предложения методов работы над баснями И. А. Крылова;

контрольный эксперимент с целью определения эффективности разработанных нами методических рекомендаций.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы исследования при изучении творчества И. А. Крылова в начальной школе, на научно-методических семинарах, конференциях, при подготовке к внеклассным занятиям по творчеству известных баснописцев.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается данными научно-методической литературы.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе мы рассмотрели жизненный путь и особенности творчества великих баснописцев Эзопа, Лафонтена, И. А. Крылова.

Во второй главе мы проанализировали учебно-методическую литературу, разработали и предоставили вашему вниманию методические рекомендации, которые должны помочь при работе по творчеству И. А. Крылова, дано описание провденной нами экспериментальной работы.

В заключении сделаны выводы по результатам нашего исследования.

Список литературы

содержит 51наименование.

В приложении представлены детские сочинения, рисунки, внеклассные мероприятия, анкеты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. Б. Иван Андреевич Крылов баснописец / И. Б. Александров // Русская речь. 2004. № 6. С.3−6.
  2. , М.Е. Басни Крылова в начальной школе / М. Е. Андрианова. М., 1989.
  3. , Н.В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. М.: Просвещение, 1999.
  4. , В. А. И. А. Крылов (Поэзия народной мудрости) / В. А. Архипов. М.: Московский рабочий, 1984.
  5. , В.А. Поэзия народной мудрости / В. А. Архипов. М., 1988.
  6. , Э. Г. «Древо жизни»: Басня И. А. Крылова «Листья и корни» / Э. Г. Бабаев // Русская речь. 1995. № 4. С.3−7.
  7. , С.М. И.А. Крылов: Очерк его издательской библиотечной деятельности / С. М. Бабинцев. М., 1985.
  8. Басни Эзопа / Подготов. вступ статья и примеч. Н. Б. Макарова. М.: «Наука», 1968.
  9. , О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О. С. Богданова. М., 1985.
  10. , Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1985.
  11. , Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. М.: Просвещение, 1989.
  12. , З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З. Н. Васильева. М.: Просвещение, 1988.
  13. , М.А. «Жизнь Ивана Крылова» / М. А. Гордин. М., 1985.
  14. , А.В. Иван Андреевич Крылов 1769—1844 / А. В. Западов. М.-Л., 1991.
  15. , А.В. Иван Андреевич Крылов / А. В. Десницкий. М., 1983.
  16. , О.Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. М.: Просвещение, 1997.
  17. И.А. Крылов и его произведения в русской народной картинке / Научное описание, комментарии и вступительная статья С. К. Кленинова. М.: Гос. лит. музей, 1980.
  18. Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества / Серман И. З. М.: Издательство «Наука», 1985.
  19. , В.М. Ларец мудреца: Повесть о И. А. Крылове / В. М. Иванов. Л., 1983.
  20. , И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И. А. Каирова. М.: Просвещение, 1989.
  21. , И.А. Азбука нравственного воспитания / И. А. Карпов. М. 1989.
  22. , А. А. А. С. Пушкин о творчестве И. А. Крылова / А. А. Кожин // Русская речь. 2004. № 3. С.19−21.
  23. , В. Поэт и мудрец / В. Коровин. М.: «ТЕРРА», 1996.
  24. , И. А. Басни. Драматургия / И. А. Крылов. М., 1982.
  25. , И.А. Басни, комедии, повесть / И. А. Крылов. М.: Издательство АСТ: ООО Агенство КРПА Олимп, 2002.
  26. , Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л. В. Кузнецова. М., 1988.
  27. , И.А. Басни. Сатирические произведения: Воспоминания современников / Сост. вступ. ст. и примеч. С. А. Фомичева. М.: Правда, 1988.
  28. , И.А. Избранные сочинения / И. А. Крылов. М., 1969.
  29. , И.А. Сочинения в двух томах. Т. I / И. А. Крылов. М., 1969.
  30. , И.А. Сочинения в двух томах. Т.II. Басни, стихотворения, пьесы / И. А. Крылов. М., 1969.
  31. Крыловский вечер в школе (Репертуарный сборник) / Подготов. текстов, вступ статья и примеч. Е. В. Лунева. М., 1989.
  32. Лафонтен. Избранные басни: Для старших классов средней школы / Предисл. С. В. Куликовой. М.: Учпедгиз, 1948.
  33. , Н. М. Видеофильм об И. А. Крылове на уроках русского языка / Н. М. Лебедев // Русская словесность. 2002. № 3. С. 69−73.
  34. , И.С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1985.
  35. , Е. А. Пословицы и поговорки в баснях И. А. Крылова / Е. А. Морозова // Русская словесность. 2003. № 7. С.19−23.
  36. , С.В. Стихи. Сказки. Басни / С. В. Михалков. М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
  37. , З.И. Чтение и развитие младших школьников / З. И. Романовская. М., 1982.
  38. , С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников / С. Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1981.
  39. , Н. Н. Басни И.А. Крылова / Н. Н. Светловская // Нач. шк. 2007. № 3. С. 25−29.
  40. , Н.Н. Методика внеклассного чтения / Н. Н. Светловская. М., 1991.
  41. , И.В. Крылов. Повесть о жизни великого баснописца / И. В. Сергеев. М., 1999.
  42. , Н.Л. Мастерство Крылова-баснописца / Н. Л. Степанов. М., 1996.
  43. , Р. Б. Календарные русские имена в басенном рассказе И. А. Крылова / Р. Б. Тарковский // Русский язык в школе. 2003. № 2. С.69−76.
  44. , А.К. Нравственное воспитание / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1989.
  45. Эзоп. Басни в русском переводе / Подготов. вступ статья и примеч. К. В. Коровина. М., 1880.
Заполнить форму текущей работой