Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Самосознание. 
Развитие самосознания. 
Преходящие подростковые акцентуации характера. 
Причины психологических отклонений у подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самосознание. Вступление ребенка в подростковый период знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Подросток вступает в новое отношение с окружающей действительностью, осознает себя личностью, которая обладает, подобно всем взрослым людям, правом на уважение, самостоятельность и доверие. Он интенсивно усваивает из мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения, которые… Читать ещё >

Самосознание. Развитие самосознания. Преходящие подростковые акцентуации характера. Причины психологических отклонений у подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Программа темы.

Самосознание

Самосознание. Вступление ребенка в подростковый период знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Подросток вступает в новое отношение с окружающей действительностью, осознает себя личностью, которая обладает, подобно всем взрослым людям, правом на уважение, самостоятельность и доверие. Он интенсивно усваивает из мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения, которые составляют новое содержание сознания и превращаются в требования к поведению другого человека и собственному, в критерии оценки и самооценки. По своему содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь (Л. С. Выготский).

Представление младшего школьника о себе и его самооценка строятся главным образом на оценочных суждениях взрослых, прежде всего, учителей и родителей. О собственных особенностях ребенок специально не размышляет. Возникновение потребности в познании собственных особенностей, интерес к себе и размышления о себе — характерные особенности детей подросткового возраста. Потребность осознать свои недостатки и особенности возникает из необходимости ответить на предъявляемые другими людьми и собственные требования, урегулировать отношения с окружающими. К анализу своей личности подросток обращается как к средству, необходимому для организации взаимоотношений и деятельности, для достижения лично значимых задач в настоящем и будущем. Знание себя выступает как условие этого. Социально-регуляторная функция размышлений о себе отчетливо проявляется в том, что подросток сначала обращает внимание на свои недостатки и испытывает потребность в их устранении, а позже — на особенности личности в целом и старается отдать себе отчет в собственных возможностях, достоинствах. Особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового возраста; у многих недовольство собой возрастает. Размышления подростка о себе имеют преднамеренный характер, становятся самостоятельным внутренним процессом, расцениваются им как необходимые и воспринимаются как нечто новое, возникшее при переходе из младшего школьного возраста.

К началу подросткового возраста дети лучше и правильнее осознают и оценивают собственные особенности, связанные с учебной деятельностью. Затем представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе. Однако у многих подростков самооценка положительных качеств завышена и уровень притязаний выше реальных возможностей.

Именно в такой ситуации, то есть при завышенной самооценке учащегося или при занижении его возможностей учителем, у подростка возникают аффективные переживания, основанные на убеждении в несправедливости оценок и отношения к нему. В первом случае такое представление неправильно, так как уровень притязаний подростка выше его реальных возможностей, а во втором случае оно оправданно.

Возможен третий вариант, когда учитель недооценивает подростка с завышенной самооценкой. Такая ситуация в особенности чревата возникновением аффекта. У подростка появляется комплекс специфических особенностей — обидчивость, подозрительность, недоверчивость, нередко агрессивность и всегда — чрезвычайно повышенная чуткость к любым оценочным суждениям. На первые, но повторяющиеся неуспехи подросток, как правило, реагирует аффективно, а хронические неудачи снижают уровень его притязаний в учении, порождают неуверенность в себе. От характера самооценки зависит стремление подростка к самовоспитанию. При переоценке потребность в усовершенствовании себя не является для личности настоятельной.

С возрастом самооценка подростков становится все более адекватной. Они оценивают других полнее и правильнее, чем себя.

Подросток очень общителен, контактен, ему важны высокая оценка и хорошее отношение окружающих. Он очень чувствителен к оценкам его возможностей, как к успеху, так и к неуспеху, стремится показать себя с лучшей стороны, заслужить одобрение, особенно со стороны людей, оценка и отношение которых имеют для него большое значение. Так называемое самоутверждение подростка может проявляться в очень разнообразных формах. У некоторых ребят боязнь показать свое неумение, незнание является источником застенчивости, робости.

Развитие самосознания

Развитие самосознания. Вступление ребенка в подростковый период знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Подросток встает в новое отношение к окружающей действительности, осознает себя личностью, которая обладает, подобно всем взрослым людям, правом на уважение, самостоятельность и доверие. Он интенсивно усваивает из мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения, которые составляют новое содержание сознания и превращаются в требования к поведению другого человека и собственному, в критерии оценки и самооценки. По своему содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь (по определению Л.С. Выготского).

Важнейший стимул возникновения у подростка размышлений о себе — потребность занимать высокое положение в кругу сверстников и стремление найти близких товарищей, друга. Часто он начинает думать о себе в процессе размышлений о взаимоотношениях с кем-то из товарищей, об особенностях привлекательного сверстника. Очень важно, что именно сверстник выступает в качестве объекта сравнения с собой и образца, на который подросток равняется. При такой ориентации создаются оптимальные условия для продуктивного процесса сравнения, а тем самым и для осознания и оценки собственных особенностей, для самовоспитания, потому что подростку легче сравнивать себя со сверстником и видеть собственные недостатки и успехи.

Взрослый — это образец практически труднодосягаемый, его качества проявляются в жизненных ситуациях и отношениях, часто недоступных подростку, а сверстник — это мерка, которая позволяет подростку оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом, на которого он может прямо равняться.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой